Программа элективного курса по информатике
Планируемые результаты освоения курса по ФГОС
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметныерезультаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Представление и передача информации | - различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.; - различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях; - раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы; - приводить примеры информационных процессов,процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных, в живой природе и технике; | - познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием; | Регулятивные УУД: Ученик научится: - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; -самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Ученик получит возможность научиться: - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - построению жизненных планов во временной перспективе; - при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; - выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; - основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; - осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; - адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; - адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; - основам саморегуляции эмоциональных состояний; - прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Познавательные УУД: Ученик научится: - основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - давать определение понятиям; - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; -обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; - основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; - структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Ученик получит возможность научиться: - основам рефлексивного чтения; - ставить проблему, аргументировать её актуальность; - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; - организовывать исследование с целью проверки гипотез; - делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Коммуникативные УУД: Ученик научится: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; - работать в группе- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - основам коммуникативной рефлексии; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Ученик получит возможность научиться: - учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); - оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; - осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; - в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; - устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; - в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; - развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. |
Обработка информации | - описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; - кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице; - использовать основные способы графического представления числовой информации. | - узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1; - познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах; - научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.; | ||
Основные устройства ИКТ | - классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач; - определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера; - базовым навыкам работы с компьютером; - использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); - знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; - умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии. | - узнавать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов; - получить представление о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и научных исследованиях. | ||
Проектирование и моделирование | - использовать основные способы графического представления числовой информации; - понимать разницу между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием; | - познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; - познакомиться с примерами использования графов, деревьев, списков при описании реальных объектов и процессов. | ||
Математические инструменты, электронные таблицы | - создавать и наполнять собственные базы данных; - овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернет с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ | - практиковаться в создании собственных баз данных; - познакомиться с принципами формирования запроса на поиск информации в Интернет с помощью программ навигации | ||
- создавать и наполнять собственные базы данных; - овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернет с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ | - практиковаться в создании собственных баз данных; - познакомиться с принципами формирования запроса на поиск информации в Интернет с помощью программ навигации | |||
- использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; - вставка, удаление и замена элемента); - описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно); | - познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами; |
Содержание программы
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Представление и передача информации | Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки. Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных..Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Измерение информации. | 8 |
Обработка информации | Символ. Алфавит – конечное множество символов. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32.Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении. Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации.Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов.. Понятие базы данных (БД), информационной системы. Современные системы управления базами данных (СУБД). Структура базы данных. Создание отчетов на основе таблиц и запросов. Базы данных в Интернете. | 14 |
Основные устройства ИКТ | Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Носители информации, используемые в ИКТ. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. | 6 |
Проектирование и моделирование | Понятие моделирования. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Табличные модели. Диаграммы, планы, карты. Информационное моделирование на компьютере. Простейшие управляемые компьютерные модели. | 4 |
Математические инструменты, электронные таблицы | Двоичная система счисления. Решение задач на перевод чисел из одной системы в другую и арифметические операции. Числа в памяти компьютера. Электронные таблицы. Заполнение электронных таблиц, их структура. Таблица как средство моделирования. Виды данных. Формат ячеек. Диапазон. Виды адресации. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Встроенные функции и формулы. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.. Построение графиков и диаграмм в форме электронных таблиц. Логическая функция. | 36 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Изучаемый раздел, тема урока. | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | ||
Планир. сроки | Факт. сроки | |||||
Представление и передача информации (8 часов). | ||||||
Представление и передача информации. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение. | 2 | 03.09 | | Понимать назначение и типовой состав компьютерной сети, классификацию компьютерных сетей: базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, Различать типы сетей, по основным параметрам. Рассчитывать скорость передачи информации при процессе передачи информации. | ||
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Способы поиска информации | 2 | 10.09 | | Уметь работать в локальной сети. Анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации. | ||
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. | 2 | 17.09 | | Реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства.Выполнять основные операции над файлами.Выбирать и загружать нужную программу.Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т.п. | ||
Практикум - решение задач | 2 | 24.09 | | Определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач. Осуществлять компьютерный эксперимент для выявления системы команд и системы отказов данного программного средства.Определять основные характеристики операционной системы.Умение анализироватьпользовательский интерфейс программного средства, используемого в учебной деятельности, по определенной схеме. | ||
Обработка информации (14 часов). | ||||||
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. | 2 | 01.10 | | Приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни. | ||
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. | 2 | 08.10 | | Кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. | ||
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32. | 2 | 15.10 | | Определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности). Определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности. | ||
Нахождение количества информации и информационного объем текста. Задачи перевод чисел из одной системы счисления в другую. | 2 | 22.10 | | Переводить двоичные числа в десятичную систему счисления; выполнять операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами. Оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт). | ||
Практикум - решение задач | 2 | 05.11 | | Определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач. Кодировать (по таблице) и декодировать сообщения. Вычислять значения арифметических выражений с помощью двоичного представления символов. Оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт). | ||
Практикум - решение задач | 2 | 12.11 | | |||
Практикум - решение задач | 2 | 19.11 | | |||
Основные устройства ИКТ (6 часов). | | |||||
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей | 2 | 26.11 | | Анализировать: компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации. Получать информацию о характеристиках компьютера. Оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.). | ||
Практикум - решение задач | 2 | 03.12 | | Определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач. Анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера. Определять основные характеристики операционной системы; планировать собственное информационное пространство. | ||
Практикум - решение задач | 2 | 10.12 | | |||
Проектирование и моделирование (4 часа). | | |||||
Понятие моделирования. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. | 2 | 17.12 | | Иметь представление о модели, моделировании, цели моделирования, форматирования. | ||
Табличные модели. Диаграммы, планы, карты. Информационное моделирование на компьютере. Простейшие управляемые компьютерные модели. | 2 | 24.12 | | Работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей. Приводить примеры моделей для реальных объектов и процессов.Строить и исследовать простейшие модели объектов и процессов в электронных таблицах. Умение составлять таблицы, схемы, графики; читать таблицу, диаграмму; проводить анализ и синтез, обобщение и классификацию, сравнение информации | ||
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы (36 часов). | | |||||
Двоичная система счисления. Решение задач на перевод чисел из одной системы в другую и арифметические операции. | 2 | 14.01 | | Переводить двоичные числа в десятичную систему счисления; выполнять операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами. | ||
Практикум - решение задач | 2 | 21.01 | | Определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач. Кодировать (по таблице) и декодировать сообщения. Вычислять значения арифметических выражений с помощью двоичного представления символов. | ||
Практикум - решение задач | 2 | 28.01 | | |||
Электронные таблицы. Заполнение электронных таблиц, их структура. Таблица как средство моделирования. Виды данных. Формат ячеек. | 2 | 04.02 | | Понимать назначение и возможности электронных таблиц, структуру электронной таблицы, режимы отображения электронной таблицы, ввод информации в электронную таблицу. Умение подготовить электронную таблицу к расчетам. Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках. | ||
Практикум - решение задач | 2 | 11.02 | | Понимать, как проводить суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Установление заданного формата данных в ячейках. Создание относительных и абсолютных ссылок. | ||
Практикум - решение задач | 2 | 18.02 | | |||
Построение графиков и диаграмм в форме электронных таблиц. Логическая функция. Диапазон. Виды адресации. | 2 | 25.02 | | Введение математических формул и проведение вычислений по ним, представлять формульную зависимость на графике. Уметь строить диаграммы и графики. Создание относительных,абсолютных и смешанных ссылок. | ||
Практикум - решение задач | 2 | 03.03 | | Введение математических формул и проведение вычислений по ним. | ||
Практикум - решение задач | 2 | 10.03 | | |||
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Встроенные функции и формулы. | 2 | 17.03 | | Введение данных в готовую таблицу, изменять данные, переходить к графическому представлению. | ||
Практикум - решение задач | 2 | 31.03 | | Знать виды встренных вункций. Уметь пользоваться встроенными функциями. | ||
Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. Проектирование электронных таблиц, обработка числовой информации с помощью электронных таблиц | 2 | 07.04 | | Понимать назначение и возможности электронных таблиц, структуру электронной таблицы, режимы отображения электронной таблицы, ввод информации в электронную таблицу. Умение подготовить электронную таблицу к расчетам. Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках. | ||
Практикум - решение задач | 2 | 14.04 | | |||
Реляционные базы данных. Структура базы данных.Проектирование однотабличной БД. | 2 | 21.04 | | Иметь представление об интерфейсе системы управления базами данных Access: открытие готовой базы данных (просмотр данных в режиме таблицы, редактирование записей, добавление и удаление записей). | ||
Форматы полей, команды выборки. Формирование простых запросов к готовой БД. | 2 | 28.04 | | Определять структуру (состав) полей), ключи, и типы полей для реляционных БД под заданными названиями;создание формы с помощью Мастера форм, просмотр данных с помощью формы;редактирование, удаление и добавление данных с помощью форм. | ||
Логические операции. Сложные условия поиска. Использование сортировки. Создание отчетов на основе таблиц и запросов. | 2 | 12.05 | | Определять структуру (состав) полей), ключи, и типы полей для реляционных БД под заданными названиями;создание формы с помощью Мастера форм, просмотр данных с помощью формы;редактирование, удаление и добавление данных с помощью форм. | ||
Создание реляционных баз данных, выполнение расчетов, решение задач. | 2 | 19.05 | | Умение создавать структуру табличной базы данных; вводить и редактировать данные разных типов; упорядочивать данные по указанному признаку. -создание и редактирование базы данных; | ||
Практикум - решение задач | 2 | 26.05 | |