Программа элективного курса по информатике «Технология создания сайтов» (9–10 классы)
«Технология создания сайтов»
Одна из задач профильной школы состоит в содействии воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества; привитии умения самостоятельно и творчески мыслить; в воспитание знающей, умеющей самостоятельно добывать и применять знания, учиться на протяжении всей жизни личности.
Роль информатики как предмета с каждым годом возрастает в силу информационного взрыва. На современного человека с каждым годом его жизни обрушивается такая масса информации, что заучить её механически не возможно, а потому современному выпускнику необходимо не столько приобрести определённый объём знаний по разным областям, сколько научиться оперативно разыскивать необходимую информацию. Каждый умеющий самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность школьник должен уметь организовать поиск нужной ему информации по заданной тематике в источниках самых разных типов, уметь ее целенаправленно обрабатывать, а также представлять результат этой обработки в самых разнообразных формах.
Учитывая распространенность сети Интернет и тот факт, что web-технологии сегодня представляют стандартный общепринятый интерфейс к информационным ресурсам Интернета, следует считать информационные объекты, подготовленные средствами web-технологий, типичным вариантом представления информации. Их подготовка составляет, таким образом, одну из составляющих информационно-коммуникационной компетентности, развитие которой у школьников является, согласно Государственному стандарту среднего (полного) общего образования, одной из первоочередных задач курсов информатики и информационно-коммуникационных технологий в школе.
Мы и наши выпускники живём в веке новых технологий. Лидирующей становится та страна, в которой развиваются новые информационные технологии. Поэтому особенно важно преподавать обучающимся самые современные направления, технологии и web-дизайна.
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, - одно из условий образовательной компетентности ученика. Web-сайт – наиболее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной информации в сети Интернет.
Поэтому огромная практическая значимость данной темы и привела к разработке программы элективного курса «Технология создания сайтов». Предлагаемый элективный курс, предполагает знакомство учащихся 10 классов средних общеобразовательных школ с основы WEB- технологий.
Изучение данного курса создаёт предпосылки для развития эстетической, художественной, этической стороны личности, для раскрытия творческого потенциала личности учащихся; при изучении укрепляется межпредметные связи. При работе, по созданию своей WEB–страницы учащиеся учатся создавать логическую схему WEB–узлов и гиперссылок, что способствует развитию логического мышления.
Место курса в образовательном процессе
Элективный курс «Технология создания сайтов» является предметом по выбору для учащихся 10 классов общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 36 часов, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю.
Программа данного элективного курса позволяется учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области; она наиболее оптимально готовит выпускников к практическому использованию компьютерной техники в их дальнейшей учебе в высших учебных заведениях и в их дальнейшей практический деятельности, создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся в области Интернет-технологий.
Курс включает в себя практическое освоение техники создания web-страниц, тематических сайтов, web-квестов, информационно-справочных и иных сайтов.
Цель курса:
формирование готовности учащихся представлять результаты проектной деятельности в виде информационных ресурсов в сете Интернет средствами web-технологий как компонента информационно-коммуникационной компетентности на базовом уровне.
Задачи курса:
- сформировать у учащихся целостное представление об информационной картине мира средствами «Всемирной паутины». Изучить структуру и возможности Интернет;
- изучить просмотрщики Internet;
- реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования web-сайтов;
- познакомить с видами web-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
- познакомить с языком программирования HTML;
- сформировать у учащихся с практические навыки создания Web-документов.
Требования к знаниям учащихся
Для полного понимания процессов создания своей страницы и успешного прохождения данного курса, учащиеся должны:
- обладать начальными навыками работы с документом в операционной системе Windows - создание, сохранение, открытие;
- переключаться между экранными окнами приложений и переносить информацию через буфер операционной системы из одного окна в другое;
- создавать и редактировать тексты на компьютере;
- иметь представление и навыки обработки графической информации, ее форматов.
Образовательные результаты
Учащиеся должны овладеть знаниями и умениями необходимыми для представления информации в виде web-документов, а именно должны
Знать:
- структуру, структуру устройства и возможности Интернет;
- виды web-сайтов, их функциональные, структурные и технологические особенности;
- основные способы создания web-страниц;
- теоретические основы программирования на языке HTML
В результате освоения практической части курса учащиеся должны
Уметь:
- работать с web-браузерами;
- создавать логическую схему web-узлов и гиперссылок;
- программировать на языке HTML;
- оценивать свои результаты, осуществлять рефлексию своей деятельности, корректировать дальнейшую работу по строительству web-сайтов.
- Межпредметные связи
Особое значение при реализации курса имеет учет междисциплинарности, которая выражается в том, что средства web-технологий используются не сами по себе, а для представления данных разных областей. В связи с этим базовой формой работы по курсу является бинарный (исследовательский) проект. Под бинарностью понимается решение средствами web-технологий задач на конкретном материале какого-либо из школьных предметов.
Данный элективный курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией – из информатики, конкретные примеры и задачи – из других школьных дисциплин. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история и др. вполне может использоваться учащимися в процессе конструирования сайтов соответствующей тематики.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области web-технологий.
Результативность содержания курса
- Создание творческих проектов.
- Участие в конкурсах различных уровней.
Формы контроля
- Тесты
- Самостоятельные работы
- Практические работы
- Лабораторные работы
- Устный опрос (домашние задания)
- Фронтальные работы
- Выступления
- Рефераты
Данный элективный курс "Технология создания web-документов" рассчитан на 36 часов. На занятиях курса рассматриваются:
- принципы структуры и устройства «Всемирной паутины»;
- принципы работы с браузерами;
- правила представления информации в виде web-документов;
- основы языка HTML.
На занятиях данного элективного курса учащиеся, изучая основы создания web-страниц, повторяют основные принципы создания и редактирования изображений с помощью популярного графического редактора Adobe Photoshop, а также знакомятся с редакторами для работы со звуком.
Тематическое планирование курса
№ |
Тема |
Кол-во часов |
В том числе |
||
Теория |
Практика |
Комбинированный |
|||
1 |
Интернет как пример глобальной информационной сети. История создания сети. Сетевые технологии. Сетевой этикет и сетевая безопасность. Основы построения сетей. Подключение к Интернет. Основные понятия глобальных сетей. Основы работы с браузером Internet Explorer. Поисковые системы и серверы. Запоминание в файл. Электронная почта. |
2 |
1 |
1 |
|
2 |
Знакомство с языком html. Структура web-страницы. Заголовок документа. Тело документа. Заголовки, логические части документа. Абзацы. Списки. Горизонтальные линии. |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Оформление web-документа. Структура, стиль и внешний вид текстового документа. Цвет фона и цвет шрифта. Цвет текстовый и числовой. Изображение, как фон. Оформление отдельных элементов текста. Авторское редактирование. |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Подготовка изображений в программе Adobe Photoshop. Допустимые форматы на web-страницах. Основные принципы создания изображение в Adobe Photoshop. |
3 |
2 |
1 |
|
5 |
Добавление изображений на страницу. Размеры изображения. Расположение картинок на web-странице. Добавление альтернативного текста. |
2 |
2 |
||
6 |
Практическая работа по созданию простейших web-страниц. |
3 |
3 |
||
7 |
Гипертекст. Понятие гипертекста. Текстовые ссылки и ссылки-изображения, внутренние ссылки, внешние ссылки, активные ссылки, посещенные ссылки, почтовые ссылки. Настройка гиперссылок. |
3 |
1 |
2 |
|
8 |
Таблицы. Что такое таблица. Создание таблиц. Атрибуты команд TABLE, TR, TD (TH). Использование таблиц для форматирования текст. |
3 |
1 |
2 |
|
6 |
Карты на Web-странице. Понятие карты. Создание изображений для карты. Теги для создания карт. Атрибуты тега. Достоинства и недостатки использования карт. |
3 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Фреймы Теги для создания фреймов. Установка связи между фреймами. «Плавающие фреймы». Когда программа не поддерживает фреймы. |
3 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Включение звука и видео в Web-страницу. Основные понятия и требования. Работа со звуковыми редакторами. |
3 |
1 |
1 |
1 |
11 |
Создание индивидуального проекта |
5 |
5 |
||
12 |
Итоговое занятие. Защита проектов |
2 |
2 |
Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию web-документов.
В преподавании используются методы: информационно-репродуктивный, проблемное изложение, лекционный, практические занятия, исследовательский, метод проектов и др. Основные формы организации учебных занятий: лекционно-практические занятия, самостоятельные работы и лабораторные работы.
Самостоятельное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы знаний и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для учащихся, разработанном для данного элективного курса. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной самостоятельной работы, применяется и групповая деятельность учащихся. На определенных этапах ученики объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников.
Контроль знаний предусматривается в виде рейтинговой системы и защиты проектных работ учащихся.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы по определению уровня теоретических знаний по данной теме. Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению формализма в знаниях учащихся и формируют научное мировоззрение учеников.
В рамках курса предполагается проведение нескольких тестов. Каждое практическое задание оценивается определенным количеством баллов.
При выведение итоговой оценки учитываются следующие факторы: количество баллов за выполнение блока практических работ, а также количество баллов за тестовые работы по следующей схеме
% верно выполненных заданий |
Соответствующая оценка по 5-ой шкале |
Уровень успеваемости учащегося |
0-40% |
2 (неудовлетворительно) |
Недопустимый уровень |
41-60% |
3 (удовлетворительно) |
Критический уровень |
61-80% |
4 (хорошо) |
Допустимый уровень |
81-100% |
5 (отлично) |
Оптимальный уровень |
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукту учеников (созданные web-страницы, сайты и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики и т.д.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемого сайта.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов проводится в следующих формах:
-
- текущих рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
- публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
- текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
- итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;
- итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
- по количеству творческих элементов на сайте;
- по степени его оригинальности;
- по относительной новизне сайта для ученика или его одноклассников;
- по емкости и лаконичности созданного сайта, его интерактивности;
- по практической пользе сайта и удобству его использования.
Выполненные учащимися работы включаются в их «портфель достижений».
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он включает в себя итоговый тест и защиту творческих работ.
Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в программе курса. Большую часть работы учащиеся могут выполнять без подключения к сети Интернет. Сайты создаются учащимися в локальной сети.
Для учеников профильной школы, выбирающих элективный курс, немаловажна его конкретная польза, практическая выгода. Поэтому очень важно раскрыть перспективные моменты данного курса.
Ученик, окончивший курс «Технология создания сайтов» сможет в будущем:
- участвовать в олимпиадах, конкурсах и телекоммуникационных проектах различных уровней, где результаты обычно представляются в виде web-страниц;
- неограниченно публиковать в сети Интернет свои творческие работы;
- создавать современные сайты по требуемой тематике для себя, знакомых, родных, на заказ;
- изготавливать сайты на коммерческих условиях;
- приобрести современную, престижную и высокооплачиваемую профессию;
- Методические рекомендации по использованию программы элективного курса
Элективный курс «Технология создания Web-сайтов» рассчитан на 36 часов и ориентирован на учащихся десятых классов. Эта же программа может с успехом быть использована учителями в качестве факультативного курса и в других параллелях (возможно, с небольшими изменениями).
В курсе даются сведения об информационной картине мира средствами «Всемирной паутины», о структуре и возможностях Интернет, о видах web-сайтов, их функциональных, структурных и технологических особенностях. Программа курса знакомит учащихся с языком для создания web- страниц HTML, формирует практические навыки создания Web-документов.
Занятия и задания данного курса способствуют развитию у учащихся умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, способности к целенаправленному поиску нужной информации, навыков организации и участия в коллективной деятельности. Методы и формы занятий данного элективного курса способствуют реализации коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования web-сайтов.
На практических и лабораторных занятиях ребятам предоставляется возможность проявить все свои творческие способности и фантазию при работе над авторским проектом. Опыт такой работы может оказать существенное влияние на обоснование выбора направления дальнейшего обучения, а также выбора будущей профессии каждым учеником, так как расширяет знания учащихся о популярных и престижных в настоящее время профессиях, связанных с современными компьютерными технологиями.
Рассмотрим подробнее методическую реализацию предложенного курса «Технология создания сайтов».
Остановимся на материально-технической базе, необходимой для успешной реализации программы курса. Именно от наличия программных и технических средств зависит немалая часть результата.
Итак, для успешного результата необходимы следующие технические и программные средства:
- Класс, оснащенный компьютерной техникой, объединенной локальной сетью.
Локальная сеть необходима для создания учащимися коллективных проектов, а так же использования файловых ресурсов других компьютеров класса.
- Сканер для оцифровки используемых для работы изображений.
Для работы в рамках данного курса подойдет любой планшетный сканер
- Стандартная программа Блокнот.
- Мультимедиа проектор для демонстрации материалов как при объяснении нового материала, так и для демонстрации готовых творческих работ и проектов учащихся.
(При отсутствии мультимедиа проектора демонстрацию можно осуществлять, используя стандартную программу NetMeeting).
Литература
- Акимов В.Б., Мамаджанова Ю.А. и др. Интернет. Наглядное пособие для быстрого старта. – СПб., ИД «ВЕСЬ», 2003. – 160с.
- Башлык Н.П. Основы информатики. Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 128с.
- Бордовский Г.А. и др. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 2001.
- Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 920с.: ил.
- Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Растов н/Д: изд-во «Феникс», 202. – 352с.
- Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика»/ Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 112с.
- Якушина Е. Изучаем Интернет, создаем Web-страничку. – СПб: Питер, 2002. – 256с.