Программа элективного курса «Фитодизайн» профессиональной направленности для учащихся 2–9 классов

2
0
Материал опубликован 27 September 2016 в группе

Программа элективного курса «ФИТОДИЗАЙН»

профессиональной направленности

для учащихся 2- 9 классов

Автор: Номоконова А.А., учитель биологии

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

г.Биробиджан

Пояснительная записка

Растительный мир, как составляющая социоприродного окружения, обладает богатейшими возможностями оптимизирующего воздействия, как на внешнюю среду обитания, так и на внутренний мир человека. Используя декоративные растения, можно способствовать созданию благоприятных условий воздушного, влажностного, микробиологического режимов внутри помещений школы и на ее территории, стимулировать формирование положительных эмоций и способствовать повышению общего уровня здоровья всех участников образовательного процесса. Правильно организованное взаимодействие с живыми растениями и живой почвой непосредственно сказывается на формирование современной экологической культуры учащихся.

Цель: рассмотреть возможности фитодизайна в условиях школы.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с экологическими основами использования фитодизайна как средства оптимизации среды обитания современного человека.
  • Показать опыт мировой практики фитодизайна и возможности его использования в условиях ЕАО.
  • Познакомить с основными направлениями деятельности по фитодизайну.
  • Сформировать комплекс практических навыков и умений по уходу за декоративными растениями, планированию и созданию экологически и эстетически обоснованных элементов фитодизайна своей жилой среды.

Важными обстоятельствами в организации обучения фитодизайну выступают вовлечение всего контингента учащихся и создание условий для постепенного и непрерывного образования в этом направлении. Поэтому данный курс «Фитодизайн» (230 часов) имеет статус спецкурса, которым охвачены учащиеся 2-9 классов. С целью формирования прочных знаний и стойких навыков практической деятельности по фитодизайну курс состоит из пяти последовательных разделов в учебном плане:

Название раздела

Кол-во часов

Класс

1.

Комнатные растения и уход за ними

60

2-4

2.

Разнообразие комнатных растений

34

5

3.

Основные цветочные аранжировки

68

6-7

4.

Интерьерный(комнатный) дизайн

34

8

5.

Декоративное озеленение школьной территории (приусадебного участка)

34

9

Данная последовательность основывается на возможности постепенного вовлечения в образовательный процесс элементов социально-природного окружения, перехода от использования традиционных средств и приемов организации фитосреды к овладению достижениями мировой практики в этом направлении. Кроме того, указанная последовательность опирается на учет возрастных особенностей учащихся.

Для начальной школы предполагается частая смена деятельности, опора на предметно-образное мышление, а для среднего звена программой предлагаются формы, требующие значительной концентрации внимания. Большая часть обучения фитодизайну опирается на самостоятельность в работе, проявляемую учащимися.

Оптимальные формы организации обучения:

- групповая;

- индивидуальная;

- проектная деятельность (краткосрочный, длительный проекты);

- лабораторная (практическая) работа.

Основной формой обучения является урок.

Типы уроков:

- уроки усвоения новой учебной информации;

- уроки формирования практических умений и навыков учащихся;

- уроки совершенствования и знаний, умений и навыков;

- уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

лабораторные работы.

Обучение по данной программе предусматривает проведение игр, викторин, практических работ по озеленению здания школы, школьного двора. Психологические преимущества коллективной работы очевидны в том, что коллектив благотворно влияет на индивидуума, качественно и количественно расширяя кругозор, улучшая наблюдательность и обогащая суждения, устраняя односторонность. Программой предусмотрено самостоятельное творчество учащихся при выполнении проектов. Все задания направлены на развитие творческого потенциала личности.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Роль декоративных растений в создании благоприятной среды обитания человека. Понятие о фитодизайне и его основных направлениях – цветочной аранжировке, интерьерному озеленению, декоративному садоводству.

Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними (2 класс)

Понятие о комнатных растениях и их происхождении. Особенности строения растений. Органы растений и их декоративные качества.

Содержание растений в жилых помещениях. Посуда для выращивания, необходимые инструменты и оборудование. Приемы ухода за растениями: пересадка, перевалка, обрезка, полив, подвязка, подкормка, обмывание («баня»).

Размножение комнатных растений. Способы вегетативного размножения: стеблевыми, клубнями, луковицами.

Тля и паутинный клещ – вредители комнатных растений и безопасные меры борьбы с ними (опрыскивание,»баня», использование мыльного и чесночного раствора).

Проекты:

1 «Путешествие с комнатными растениями» (презентация одного из комнатных растений по выбору учащегося или группы учащихся, сопроводив рассказом, фотографиями, рисунками по алгоритму).

2 «Выращивание комнатных растений»

При изучении данного раздела учащиеся 2 класса

- должны знать: способы вегетативного размножения растений, простейшие и безопасные приемы борьбы с вредителями растений в комнатных условиях;

должны уметь: выращивать растение из черенка и правильно его формировать.

Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними (3 - 4 классы)

Понятие о жизненной форме растений как приспособлении к существованию в определенных условиях. Распространенные жизненные формы декоративных растений: древесные. Травянистые, луковичные, клубневые, ампельные, суккулентные растения.

Правила и приемы размещения растений в помещениях с учетом освещения, температурного режима, влажности воздуха. Защита растений от неблагоприятного воздействия среды.

Составление композиций из комнатных растений. Правила использования цветковых сочетаний, контраста форм, пропорциональности в растительных группах.

Учет экологических требований разных видов растений при их совместном выращивании.

Проектное задание: составить композицию из выращенных заранее растений для оформления помещения, обосновав свой выбор.

При изучении данного раздела учащиеся 3 -4 класса

- должны знать: жизненные формы растений, правила экологической совместимости при совместном выращивании, правила и приемы размещения растений в помещениях;

должны уметь: составлять композиции их горшечных растений, учитывая их происхождение и отношения к условиям содержания.

Раздел 2. Разнообразие комнатных растений (5 класс)

Разнообразие растений по их географическому происхождению. Растения тропиков, субтропиков, пустынь. Характеристика условий их естественного произрастания.

Характеристика самых распространенных видов влажно-тропических областей: фикусы, бегонии, монстера, бальзамины. Особенности их содержания в комнатах.

Растения субтропического происхождения: аспарагус, пеларгонии и их выращивание в помещении.

Выращивание в комнатных условиях распространенных растений из пустынных районов: молочай, алоэ, толстянки.

Влияние комнатных растений на состояние воздушной среды помещений. Фитонцидность растений. Растения биофильтры.

Влияние растений на здоровье человека.

Проектное задание: оформить паспорт трем комнатным растениям разных видов и различного происхождения.

Раздел 3. Основы цветочной аранжировки (6 класс)

Краткая история развития цветочной аранжировки. Использование цветочных композиций в античности, средних веках и настоящее время.

Основные правила и закономерности создания цветочных композиций. Использование цвета. Гармония цвета ,нтюанс, контраст, цветовой круг. Форма и пропорции. Фокус и масштаб. Линии в композиции.

Виды цветочных композиций. Букет, венок, бутоньерка, гирлянда. Использование цветов в оформлении залов, витрин, стола, подарка.

Правила цветочного этикета в разных странах и народах.

Проектное задание: изготовить бутоньерку из живого, сухого, искусственного или комбинированного материала с ее презентацией

При изучении данного раздела учащиеся 6 класса

должны знать: историю развития цветочной аранжировки, основные элементы создания цветочных композиций и способы размещения цветов в композиции;

должны уметь; составлять цветочную композицию, составлять букет, бутоньерку.

 

Раздел 3. Основы цветочной аранжировки (7 класс)

Приемы сбора, сушки и хранения для сухих композиций. Особенности сушки материала в воздухе, вате, песке. Фиксация в глицериновом растворе.

Обработка растительного материала; отбеливание, окраска и т.д. Приемы продления жизни срезанных цветов.

Вазы, их формы и сочетания с растительным материалом. Изготовление заменителей ваз.

Вспомогательные средства и материалы аранжировки.

Способы крепления материала и композиции: сухой букет, новогодние композиции, фантазийные цветы и цветки.

Проектное задание: изготовить композицию по заданию (сухой или фантазийный букет) определенной формы (округлой, треугольной).

При изучении данного раздела учащиеся 7 класса

должны знать: основные правила обработки цветочного материала, приемы фиксации растительного материала;

должны уметь: фиксировать растительный и цветочный материал, составлять сезонные букеты, подготавливать к работе живой растительный и цветочный материал.

 

Раздел 4. Интерьерный (комнатный) фитодизайн (8 класс)

Растения в доме в прошлом и в настоящем времени.

Экологическая и эстетическая роль фитодизайна.

Типы помещений – жилые, служебные и производственные. Возможности содержания в них растений. Основные средообразующие факторы и их распределение в помещениях.

Жилой дом и его функциональные помещения: прихожая, кухня, зал, спальня.

Способы культивирования растений. Горшечная и контейнерная культуры.

Элементы фитодизайна в доме. Зеленое окно, зеленая люстра, зеленый островок, микросадик. Техника создания элементов фитодизайна и уход за ними.

Проект № 3 «Аптека на подоконнике»

Учащимся необходимо вырастить лекарственные растения на окне с использованием элементов интерьерного фитодизайна и с учетом биологических особенностей растений и типа помещения.

При изучении данного раздела учащиеся 8 класса

должны знать: роль растений в интерьере, основные элементы интерьерного фитодизайна, правила и закономерности создания интерьерных композиций из комнатных растений;

должны уметь: составлять интерьерные композиции с учетом биологических особенностей растений и типа помещений.

Раздел 5. Декоративное озеленение приусадебного участка

(школьной территории). (9класс)

Сельский двор и дачные усадьбы в ЕАО и их структура. Примеры усадеб других регионов России. Функциональные зоны усадьбы: жилая, хозяйственная, рекреационная, декоративная; основные принципы устройства зон.

Древесные растения на приусадебном участке, основные породы и их биологические свойства. Особенности посадки, выращивания и размножения древесных растений.

Создание декоративных элементов из древесных растений: зеленая изгородь, декоративные древесно-кустарниковые группы. Правила создания и размещения декоративных древесных групп на приусадебном участке.

Травянистые растения и их биологическое разнообразие: однолетние, двулетние,многолетние,луковичные,клубневые,корневищные, почво-покровные.

Основные культуры декоративных травянистых растений ЕАО и их выращивание (летние –бархатцы и др. ,не зимующие многолетники – гладиолусы, георгины и др., зимующие многолетники – дельфиниумы и др.).

Технологии выращивания травянистых растений.

Перспективные растения природной флоры и их выращивание (астра, водосбор, ирис и др.).

Элементы растительного оформления дачного участка: газон, клумба, рабатка, миксбордер. Правила и технологии создания декоративных растительных элементов.

Малые архитектурные формы: арка, пергола, трельяж, беседка.

Садовая мебель. Дорожки и помещения, подпорные стенки. Виды и технологии создания. Основы проектирования декоративного оформления приусадебного участка.

Проект № 4 «Двор моей мечты»

Проект направлен на создание оформления приусадебного участка: учащиеся составляют планировочные схемы, описание декоративных элементов фитодизайна, определяют потребность посадочного материала и затраты на проведение работ. При выполнении проекта используются компьютерные программы.

Примерный тематический план

Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними

(2 класс – 26 часов)

Тема

Теория

Практические работы (лабораторные)

Всего

1.

Введение

1

-

1

2.

Строение декоративных растений

1

2

3

3.

Особенности содержания растений в помещениях

2

2

4

4.

Уход за комнатными растениями

2

2

4

5.

Основные способы размножения комнатных растений

1

3

4

6.

Защита растений от вредителей

1

1

1

7.

Защита растений от болезней

1

1

1

8.

Профилактический осмотр комнатных растений в кабинете

-

2

2

9.

Работа над проектным заданием

1

5

6

 

Итого:

10

18

26

Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними

(3 - 4 классы – 34 часа)

Тема

Теория

Практические работы (лабораторные)

Всего

1.

Жизненные формы комнатных растений

6

6

12

2.

Размещение и подбор цветочных растений

1

2

3

3.

Размещение растений в комнате

1

2

3

4.

Аранжировка (составление композиций)

1

2

3

5.

Профилактический осмотр растений в школе

 

6

6

6.

Работа над проектными заданиями

1

6

7

 

Итого:

   

34

Раздел 2. Разнообразие комнатных растений

(5 класс – 34 часа)

Тема

Теория

Практические работы (лабораторные)

Всего

1.

Характеристика природных условий мест естественного произрастания растений.

1

 

1

2.

Разнообразие комнатных растений

10

10

20

3.

Профилактический осмотр и уход за растениями в интерьере кабинета биологии, школы.

 

6

6

4.

Работа над проектными заданиями

1

6

7

 

Итого:

   

34

Раздел 3. Основы цветочной аранжировки

(6 класс – 34 часа )

Тема

Теория

Практические работы (лабораторные)

Всего

1.

История развития цветочной аранжировки

2

 

2

2.

Основные правила создания цветочных композиций

3

3

6

3.

Виды цветочной аранжировки и их использование

4

8

12

4.

Правила цветочного этикета

2

2

4

5.

Профилактический осмотр растений в школе

 

3

3

6.

Работа над проектными заданиями

2

5

7

 

Итого:

   

34

Раздел 3. Основы цветочной аранжировки

(7 класс- 34 часа)

Тема

Теория

Практические работы (лабораторные)

Всего

1.

Приемы фиксации растительного материала

2

4

6

2.

Основные правила обработки и хранения растительного материала

1

1

2

3.

Вазы и их заменители.

4

8

12

4.

Способы размещения цветов в композициях

1

1

2

5.

Сезонные букеты и композиции

4

5

9

6.

Работа над проектными заданиями

 

3

3

 

Итого:

   

34

 

Раздел 4. Интерьерный (комнатный) фитодизайн

(8 класс - 34 часа )

Тема

Теория

Практические работы (лабораторные)

Всего

1.

Экологические факторы содержания растений в домашних условиях

2

2

4

2.

Квартира – как экосистема

1

4

5

3.

Элементы фитодизайна

6

6

12

4.

Профилактический осмотр растений в школе, в школьном дворе.

 

6

6

5.

Работа над проектными заданиями

 

7

7

 

Итого:

   

34

Раздел 5. Декоративное озеленение приусадебного участка

(школьной территории)

(9класс – 34 часа )

Тема

Теория

Практические работы (лабораторные)

Всего

1.

Сельский двор и дачные усадьбы в ЕАО, их зонирование.

2

 

4

2.

Древесные растения на приусадебном участке, основные породы и их биологические свойства.

2

1

3

3.

Травянистые растения и их биологическое разнообразие

2

2

4

4.

Основные цветочные культуры.

4

2

6

5.

Элементы растительного оформления дачного участка

4

2

6

6.

Основы проектирования дачного участка

2

2

4

7.

Профилактический осмотр растений в школе, в школьном дворе.

 

2

2

8.

Работа над проектным заданием

 

5

5

 

Итого:

   

34

Литература:

1. Авдеева Е.Н. Русский ландшафтный дизайн. Под редакцией Н.П.Титовой –М.:ОЛМА-ПРЕСС,2000.

2. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.-М.:Просвещение,1986.

3. Минг В.К. Засушенные цветы.-М.,1998.

4. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на болконе.-Л.:Агропромиздат,1985.

5. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях.-М.:Кладезь,1996.

6. Хессайон Д.Г. Все о саде, за которым легко ухаживать.-М.:Кладезь,1999.

7. Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов.-М.:Кладезь,1997.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации