Программа элективного курса «Фитодизайн» профессиональной направленности для учащихся 2–9 классов
Программа элективного курса «ФИТОДИЗАЙН»
профессиональной направленности
для учащихся 2- 9 классов
Автор: Номоконова А.А., учитель биологии
ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
г.Биробиджан
Пояснительная записка
Растительный мир, как составляющая социоприродного окружения, обладает богатейшими возможностями оптимизирующего воздействия, как на внешнюю среду обитания, так и на внутренний мир человека. Используя декоративные растения, можно способствовать созданию благоприятных условий воздушного, влажностного, микробиологического режимов внутри помещений школы и на ее территории, стимулировать формирование положительных эмоций и способствовать повышению общего уровня здоровья всех участников образовательного процесса. Правильно организованное взаимодействие с живыми растениями и живой почвой непосредственно сказывается на формирование современной экологической культуры учащихся.
Цель: рассмотреть возможности фитодизайна в условиях школы.
Задачи:
- Познакомить учащихся с экологическими основами использования фитодизайна как средства оптимизации среды обитания современного человека.
- Показать опыт мировой практики фитодизайна и возможности его использования в условиях ЕАО.
- Познакомить с основными направлениями деятельности по фитодизайну.
- Сформировать комплекс практических навыков и умений по уходу за декоративными растениями, планированию и созданию экологически и эстетически обоснованных элементов фитодизайна своей жилой среды.
Важными обстоятельствами в организации обучения фитодизайну выступают вовлечение всего контингента учащихся и создание условий для постепенного и непрерывного образования в этом направлении. Поэтому данный курс «Фитодизайн» (230 часов) имеет статус спецкурса, которым охвачены учащиеся 2-9 классов. С целью формирования прочных знаний и стойких навыков практической деятельности по фитодизайну курс состоит из пяти последовательных разделов в учебном плане:
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
Класс |
1. |
Комнатные растения и уход за ними |
60 |
2-4 |
2. |
Разнообразие комнатных растений |
34 |
5 |
3. |
Основные цветочные аранжировки |
68 |
6-7 |
4. |
Интерьерный(комнатный) дизайн |
34 |
8 |
5. |
Декоративное озеленение школьной территории (приусадебного участка) |
34 |
9 |
Данная последовательность основывается на возможности постепенного вовлечения в образовательный процесс элементов социально-природного окружения, перехода от использования традиционных средств и приемов организации фитосреды к овладению достижениями мировой практики в этом направлении. Кроме того, указанная последовательность опирается на учет возрастных особенностей учащихся.
Для начальной школы предполагается частая смена деятельности, опора на предметно-образное мышление, а для среднего звена программой предлагаются формы, требующие значительной концентрации внимания. Большая часть обучения фитодизайну опирается на самостоятельность в работе, проявляемую учащимися.
Оптимальные формы организации обучения:
- групповая;
- индивидуальная;
- проектная деятельность (краткосрочный, длительный проекты);
- лабораторная (практическая) работа.
Основной формой обучения является урок.
Типы уроков:
- уроки усвоения новой учебной информации;
- уроки формирования практических умений и навыков учащихся;
- уроки совершенствования и знаний, умений и навыков;
- уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
лабораторные работы.
Обучение по данной программе предусматривает проведение игр, викторин, практических работ по озеленению здания школы, школьного двора. Психологические преимущества коллективной работы очевидны в том, что коллектив благотворно влияет на индивидуума, качественно и количественно расширяя кругозор, улучшая наблюдательность и обогащая суждения, устраняя односторонность. Программой предусмотрено самостоятельное творчество учащихся при выполнении проектов. Все задания направлены на развитие творческого потенциала личности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Роль декоративных растений в создании благоприятной среды обитания человека. Понятие о фитодизайне и его основных направлениях – цветочной аранжировке, интерьерному озеленению, декоративному садоводству.
Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними (2 класс)
Понятие о комнатных растениях и их происхождении. Особенности строения растений. Органы растений и их декоративные качества.
Содержание растений в жилых помещениях. Посуда для выращивания, необходимые инструменты и оборудование. Приемы ухода за растениями: пересадка, перевалка, обрезка, полив, подвязка, подкормка, обмывание («баня»).
Размножение комнатных растений. Способы вегетативного размножения: стеблевыми, клубнями, луковицами.
Тля и паутинный клещ – вредители комнатных растений и безопасные меры борьбы с ними (опрыскивание,»баня», использование мыльного и чесночного раствора).
Проекты:
№ 1 «Путешествие с комнатными растениями» (презентация одного из комнатных растений по выбору учащегося или группы учащихся, сопроводив рассказом, фотографиями, рисунками по алгоритму).
№ 2 «Выращивание комнатных растений»
При изучении данного раздела учащиеся 2 класса
- должны знать: способы вегетативного размножения растений, простейшие и безопасные приемы борьбы с вредителями растений в комнатных условиях;
должны уметь: выращивать растение из черенка и правильно его формировать.
Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними (3 - 4 классы)
Понятие о жизненной форме растений как приспособлении к существованию в определенных условиях. Распространенные жизненные формы декоративных растений: древесные. Травянистые, луковичные, клубневые, ампельные, суккулентные растения.
Правила и приемы размещения растений в помещениях с учетом освещения, температурного режима, влажности воздуха. Защита растений от неблагоприятного воздействия среды.
Составление композиций из комнатных растений. Правила использования цветковых сочетаний, контраста форм, пропорциональности в растительных группах.
Учет экологических требований разных видов растений при их совместном выращивании.
Проектное задание: составить композицию из выращенных заранее растений для оформления помещения, обосновав свой выбор.
При изучении данного раздела учащиеся 3 -4 класса
- должны знать: жизненные формы растений, правила экологической совместимости при совместном выращивании, правила и приемы размещения растений в помещениях;
должны уметь: составлять композиции их горшечных растений, учитывая их происхождение и отношения к условиям содержания.
Раздел 2. Разнообразие комнатных растений (5 класс)
Разнообразие растений по их географическому происхождению. Растения тропиков, субтропиков, пустынь. Характеристика условий их естественного произрастания.
Характеристика самых распространенных видов влажно-тропических областей: фикусы, бегонии, монстера, бальзамины. Особенности их содержания в комнатах.
Растения субтропического происхождения: аспарагус, пеларгонии и их выращивание в помещении.
Выращивание в комнатных условиях распространенных растений из пустынных районов: молочай, алоэ, толстянки.
Влияние комнатных растений на состояние воздушной среды помещений. Фитонцидность растений. Растения биофильтры.
Влияние растений на здоровье человека.
Проектное задание: оформить паспорт трем комнатным растениям разных видов и различного происхождения.
Раздел 3. Основы цветочной аранжировки (6 класс)
Краткая история развития цветочной аранжировки. Использование цветочных композиций в античности, средних веках и настоящее время.
Основные правила и закономерности создания цветочных композиций. Использование цвета. Гармония цвета ,нтюанс, контраст, цветовой круг. Форма и пропорции. Фокус и масштаб. Линии в композиции.
Виды цветочных композиций. Букет, венок, бутоньерка, гирлянда. Использование цветов в оформлении залов, витрин, стола, подарка.
Правила цветочного этикета в разных странах и народах.
Проектное задание: изготовить бутоньерку из живого, сухого, искусственного или комбинированного материала с ее презентацией
При изучении данного раздела учащиеся 6 класса
должны знать: историю развития цветочной аранжировки, основные элементы создания цветочных композиций и способы размещения цветов в композиции;
должны уметь; составлять цветочную композицию, составлять букет, бутоньерку.
Раздел 3. Основы цветочной аранжировки (7 класс)
Приемы сбора, сушки и хранения для сухих композиций. Особенности сушки материала в воздухе, вате, песке. Фиксация в глицериновом растворе.
Обработка растительного материала; отбеливание, окраска и т.д. Приемы продления жизни срезанных цветов.
Вазы, их формы и сочетания с растительным материалом. Изготовление заменителей ваз.
Вспомогательные средства и материалы аранжировки.
Способы крепления материала и композиции: сухой букет, новогодние композиции, фантазийные цветы и цветки.
Проектное задание: изготовить композицию по заданию (сухой или фантазийный букет) определенной формы (округлой, треугольной).
При изучении данного раздела учащиеся 7 класса
должны знать: основные правила обработки цветочного материала, приемы фиксации растительного материала;
должны уметь: фиксировать растительный и цветочный материал, составлять сезонные букеты, подготавливать к работе живой растительный и цветочный материал.
Раздел 4. Интерьерный (комнатный) фитодизайн (8 класс)
Растения в доме в прошлом и в настоящем времени.
Экологическая и эстетическая роль фитодизайна.
Типы помещений – жилые, служебные и производственные. Возможности содержания в них растений. Основные средообразующие факторы и их распределение в помещениях.
Жилой дом и его функциональные помещения: прихожая, кухня, зал, спальня.
Способы культивирования растений. Горшечная и контейнерная культуры.
Элементы фитодизайна в доме. Зеленое окно, зеленая люстра, зеленый островок, микросадик. Техника создания элементов фитодизайна и уход за ними.
Проект № 3 «Аптека на подоконнике»
Учащимся необходимо вырастить лекарственные растения на окне с использованием элементов интерьерного фитодизайна и с учетом биологических особенностей растений и типа помещения.
При изучении данного раздела учащиеся 8 класса
должны знать: роль растений в интерьере, основные элементы интерьерного фитодизайна, правила и закономерности создания интерьерных композиций из комнатных растений;
должны уметь: составлять интерьерные композиции с учетом биологических особенностей растений и типа помещений.
Раздел 5. Декоративное озеленение приусадебного участка
(школьной территории). (9класс)
Сельский двор и дачные усадьбы в ЕАО и их структура. Примеры усадеб других регионов России. Функциональные зоны усадьбы: жилая, хозяйственная, рекреационная, декоративная; основные принципы устройства зон.
Древесные растения на приусадебном участке, основные породы и их биологические свойства. Особенности посадки, выращивания и размножения древесных растений.
Создание декоративных элементов из древесных растений: зеленая изгородь, декоративные древесно-кустарниковые группы. Правила создания и размещения декоративных древесных групп на приусадебном участке.
Травянистые растения и их биологическое разнообразие: однолетние, двулетние,многолетние,луковичные,клубневые,корневищные, почво-покровные.
Основные культуры декоративных травянистых растений ЕАО и их выращивание (летние –бархатцы и др. ,не зимующие многолетники – гладиолусы, георгины и др., зимующие многолетники – дельфиниумы и др.).
Технологии выращивания травянистых растений.
Перспективные растения природной флоры и их выращивание (астра, водосбор, ирис и др.).
Элементы растительного оформления дачного участка: газон, клумба, рабатка, миксбордер. Правила и технологии создания декоративных растительных элементов.
Малые архитектурные формы: арка, пергола, трельяж, беседка.
Садовая мебель. Дорожки и помещения, подпорные стенки. Виды и технологии создания. Основы проектирования декоративного оформления приусадебного участка.
Проект № 4 «Двор моей мечты»
Проект направлен на создание оформления приусадебного участка: учащиеся составляют планировочные схемы, описание декоративных элементов фитодизайна, определяют потребность посадочного материала и затраты на проведение работ. При выполнении проекта используются компьютерные программы.
Примерный тематический план
Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними
(2 класс – 26 часов)
№ |
Тема |
Теория |
Практические работы (лабораторные) |
Всего |
1. |
Введение |
1 |
- |
1 |
2. |
Строение декоративных растений |
1 |
2 |
3 |
3. |
Особенности содержания растений в помещениях |
2 |
2 |
4 |
4. |
Уход за комнатными растениями |
2 |
2 |
4 |
5. |
Основные способы размножения комнатных растений |
1 |
3 |
4 |
6. |
Защита растений от вредителей |
1 |
1 |
1 |
7. |
Защита растений от болезней |
1 |
1 |
1 |
8. |
Профилактический осмотр комнатных растений в кабинете |
- |
2 |
2 |
9. |
Работа над проектным заданием |
1 |
5 |
6 |
Итого: |
10 |
18 |
26 |
Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними
(3 - 4 классы – 34 часа)
№ |
Тема |
Теория |
Практические работы (лабораторные) |
Всего |
1. |
Жизненные формы комнатных растений |
6 |
6 |
12 |
2. |
Размещение и подбор цветочных растений |
1 |
2 |
3 |
3. |
Размещение растений в комнате |
1 |
2 |
3 |
4. |
Аранжировка (составление композиций) |
1 |
2 |
3 |
5. |
Профилактический осмотр растений в школе |
6 |
6 |
|
6. |
Работа над проектными заданиями |
1 |
6 |
7 |
Итого: |
34 |
Раздел 2. Разнообразие комнатных растений
(5 класс – 34 часа)
№ |
Тема |
Теория |
Практические работы (лабораторные) |
Всего |
1. |
Характеристика природных условий мест естественного произрастания растений. |
1 |
1 |
|
2. |
Разнообразие комнатных растений |
10 |
10 |
20 |
3. |
Профилактический осмотр и уход за растениями в интерьере кабинета биологии, школы. |
6 |
6 |
|
4. |
Работа над проектными заданиями |
1 |
6 |
7 |
Итого: |
34 |
Раздел 3. Основы цветочной аранжировки
(6 класс – 34 часа )
№ |
Тема |
Теория |
Практические работы (лабораторные) |
Всего |
1. |
История развития цветочной аранжировки |
2 |
2 |
|
2. |
Основные правила создания цветочных композиций |
3 |
3 |
6 |
3. |
Виды цветочной аранжировки и их использование |
4 |
8 |
12 |
4. |
Правила цветочного этикета |
2 |
2 |
4 |
5. |
Профилактический осмотр растений в школе |
3 |
3 |
|
6. |
Работа над проектными заданиями |
2 |
5 |
7 |
Итого: |
34 |
Раздел 3. Основы цветочной аранжировки
(7 класс- 34 часа)
№ |
Тема |
Теория |
Практические работы (лабораторные) |
Всего |
1. |
Приемы фиксации растительного материала |
2 |
4 |
6 |
2. |
Основные правила обработки и хранения растительного материала |
1 |
1 |
2 |
3. |
Вазы и их заменители. |
4 |
8 |
12 |
4. |
Способы размещения цветов в композициях |
1 |
1 |
2 |
5. |
Сезонные букеты и композиции |
4 |
5 |
9 |
6. |
Работа над проектными заданиями |
3 |
3 |
|
Итого: |
34 |
Раздел 4. Интерьерный (комнатный) фитодизайн
(8 класс - 34 часа )
№ |
Тема |
Теория |
Практические работы (лабораторные) |
Всего |
1. |
Экологические факторы содержания растений в домашних условиях |
2 |
2 |
4 |
2. |
Квартира – как экосистема |
1 |
4 |
5 |
3. |
Элементы фитодизайна |
6 |
6 |
12 |
4. |
Профилактический осмотр растений в школе, в школьном дворе. |
6 |
6 |
|
5. |
Работа над проектными заданиями |
7 |
7 |
|
Итого: |
34 |
Раздел 5. Декоративное озеленение приусадебного участка
(школьной территории)
(9класс – 34 часа )
№ |
Тема |
Теория |
Практические работы (лабораторные) |
Всего |
1. |
Сельский двор и дачные усадьбы в ЕАО, их зонирование. |
2 |
4 |
|
2. |
Древесные растения на приусадебном участке, основные породы и их биологические свойства. |
2 |
1 |
3 |
3. |
Травянистые растения и их биологическое разнообразие |
2 |
2 |
4 |
4. |
Основные цветочные культуры. |
4 |
2 |
6 |
5. |
Элементы растительного оформления дачного участка |
4 |
2 |
6 |
6. |
Основы проектирования дачного участка |
2 |
2 |
4 |
7. |
Профилактический осмотр растений в школе, в школьном дворе. |
2 |
2 |
|
8. |
Работа над проектным заданием |
5 |
5 |
|
Итого: |
34 |
Литература:
1. Авдеева Е.Н. Русский ландшафтный дизайн. Под редакцией Н.П.Титовой –М.:ОЛМА-ПРЕСС,2000.
2. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.-М.:Просвещение,1986.
3. Минг В.К. Засушенные цветы.-М.,1998.
4. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на болконе.-Л.:Агропромиздат,1985.
5. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях.-М.:Кладезь,1996.
6. Хессайон Д.Г. Все о саде, за которым легко ухаживать.-М.:Кладезь,1999.
7. Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов.-М.:Кладезь,1997.