12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Николаева Л.С.168
Учитель технологии. Заслуженный учитель РФ
Россия, Владимирская обл., Владимир

Программа элективного курса  «Домашняя экономика»


Автор: Николаева Лариса Сергеевна,

учитель технологии МАОУ г. Владимира «СОШ № 36»

Возраст обучающихся 14-15 лет

Срок реализации программы: 1 год

Пояснительная записка

Элективный курс «Домашняя экономика» проводится в рамках предпрофильной подготовки обучающихся 8 классов и является самостоятельным курсом, позволяющим овладевать навыками ведения домашнего хозяйства. Элективный курс рассчитан на 17 часов учебных занятий в 8 классах средней школы.

Цель – формирование экономического мышления и потребительской культуры учащихся и привитие навы­ков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях.

 Задачи:

1. Сформировать у обучающихся знания и умения грамотного поведения потребителей в

различных рыночных ситуациях.

2. Научить обучающихся принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом оценок полезности товаров, количества и качества альтернативных вариантов выбора, экологических характеристик товаров, личного бюджетного ограничения.

3. Воспитывать у обучающихся ответственность, организованность, культуру потребления, самостоятельность, бережное отношение к ресурсам и смелость в защите своих прав.

Курс  «Домашняя  экономика»   соприкасается  со  многими предметами   школьного  курса,  среди   которых   экономика, математика,  экология.   Во время изучения программы осуществляется промежуточный контроль. После прохождения каждой темы программы проводится одновременно: рубежный контроль по теории и выполнение практических работ по пятибалльной системе. Овладение школьниками содержанием данной программы позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовит учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий: менеджер, маркетолог, предприниматель, экономист.

Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

общие правила ведения домашнего хозяйства;

составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной части;

возможности рационального использования средств и пути их увеличения;

экономические связи семьи с рыночными структурами общества;

элементы семейного маркетинга;

место предпринимательства в домашнем хозяйстве.

Обучающиеся должны уметь:

анализировать семейный бюджет;

определять прожиточный минимум семьи;

анализировать рекламу потребительских товаров;

осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности.

Тематический план 8 класс (17 часов)

№п/п

Разделы и темы.

Кол-во часов

подраздел

тема

Вводное. Содержание и задачи курса. Экономика как хозяйственная система и как наука.

1


Личность и экономика семьи.

3. Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества.

4. Цели и задачи домашней экономики.

5. Потребности семьи.

6. Ресурсы семьи.

2


0,5

0,5

0,5

0,5

Бюджет семьи.

7. Структура семейного бюджета

7.1 источники семейных доходов

7.2 расходная часть семейного бюджета

7.3 накопления и сбережения.

8. Семейная бухгалтерия:

8 1. финансовая документация семьи;

8.2 информационные технологии в домашней экономике.

5


3




2

Маркетинг в домашней экономике.

9. Задачи домашнего маркетинга.

10. Рациональность совершения покупок.

10.1 актуальность потребности;

10.2 сбор информации о товаре;

10.3 потребительский портрет вещи;

10.4 код товара;

10.5 правила поведения при совершении покупки;

10.6 права потребителя.

5


2

3

Предпринимательство в домашней экономике.

11. Производство в домашнем хозяйстве.

12. Виды семейного бизнеса.

13. Планирование семейного бизнеса.

13.1 разработка товара для производства в условиях семьи;

13.2 реклама товара или услуги.

4


1

0,5

2,5

Всего

17


Содержание

Вводное (1 час)

1. Содержание и задачи курса «Технология ведения дома» (0,5 часа).

2. Экономика как хозяйственная система и как наука. (0,5 часа). Роль экономики в нашей жизни. Типы экономических систем. Рыночная экономика как экономика свободного предпринимательства. Экономика как наука об ограниченности ресурсов и проблеме выбора.

Личность и экономика семьи (2 часа)

3. Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества. (0,5 часа)

Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Функции семьи. Состав семьи. Экономические связи в семье. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное хозяйство, его составляющие.

4. Цели и задачи домашней экономики. (0,5 часа)

Планирование и экономия средств и времени, рациональное использование семейных ресурсов. Научная организация домашнего труда. Формирование потребительской корзины семьи.

5. Потребности семьи. (0,5 часа)

5.1. Потребности и их виды. Потребность как чувство нужды. Потребности ложные и рациональные, материальные и духовные. Иерархия человеческих потребностей.

5.2. Безграничность потребностей. Безграничность потребностей и разумность потребления.

6. Ресурсы семьи. (0,5 часа)

6.1. Экономические ресурсы домашнего хозяйства. Домашнее хозяйство как экономическая единица. Экономические ресурсы домашнего хозяйства: труд, земля, капитал, предпринимательская способность.

6.2. Ограниченность ресурсов и выбор. Ограниченность и редкость ресурсов. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Неизбежность выбора потребностей.

6.3. Определяем свои экономические ресурсы. Состав капитала, находящегося в распоряжении семьи. Возможность его использования. Естественные ресурсы семьи. Физические, интеллектуальные и психические способности человека. Связь трех видов способностей с типами профессиональной деятельности людей. Талант как чрезвычайно выраженная способность человека. Талант к занятию предпринимательством.

Бюджет семьи (5 часов)

7. Структура семейного бюджета. (3 часа)

7.1. Источники семейных доходов, денежный и совокупный доход.

7.2. Расходная часть семейного бюджета, постоянные и переменные расходы. Расходы семьи. Виды расходов: постоянные и переменные.

Обязательные платежи: налоги на доходы физических лиц, налоговые вычеты и льготы.

погашение ссуд в банке и кредитов, оплата коммунальных услуг, детсада; транспортные расходы, оплата дополнительных услуг.

Жилищно-коммунальная реформа. Экономия расходов на коммунальные услуги.

Расходы на питание. Физиологически обоснованные нормы расходов продуктов питания на человека, семью. Меню семьи. Учет биологических требований к питанию семьи и ее экономических возможностей. Затраты на питание. Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое обоснование. Пути экономии средств на питание.

Затраты на непродовольственные товары: одежду, обувь, мебель, предметы домашнего обихода.

Затраты на культурно-бытовые услуги: кинотеатр, музей и т.д.

7.3. Накопление и сбережения. Смысл сбережений – уменьшение потребления сегодня для увеличения его в будущем. Сбережения в банке. Депозиты и проценты. Инвертирование. Виды ценных бумаг. Страхование.

8. Семейная бухгалтерия. (2 часа).

8.1. Финансовая документация семьи. Анализ ежедневных, еженедельных, месячных и годовых расходов. Бухгалтерская книга.

8.2. Информационные технологии в домашней экономике. Компьютерные программы – надежные помощники в домашней бухгалтерии.

Маркетинг в домашней экономике (5 часов)

9. Задачи домашнего маркетинга. (2 часа)

Основные задачи маркетинга: выявление, удовлетворение и возобновление потребностей.

10. Рациональность совершения покупок. (3 часа)

19.1. Актуальность потребности. Необходимые и желательные товары, обязательные и престижные. Анализ намеченной покупки.

10.2. Сбор информации о товаре. Источники информации: реклама, этикетка, штрих-код, паспорт, периодические издания, государственные службы, знакомые. Достоверная информация – основа его потребительской оценки и выбора.

10.3. Потребительский портрет вещи. Понятие «товар». Виды товаров. Свойства товара: полезность, стоимость, красота, модность.

10.4. Штриховой и цифровой коды. Что стоит за цифрами? Вычисление подлинности товара.

10.5. Правила поведения при совершении покупки. Изучение конъюнктуры рынка и выбор надежных продавцов. Необходимость сохранение чека. Проверка качества товара. Заполнение гарантийного талона.

10.6. Права потребителя. Понятие «потребитель» Права потребителя: на удовлетворение новых нужд; на безопасность; на информированность; право выбора; право на возмещение ущерба; на здоровую окружающую среду.

Предпринимательство в домашней экономике (4 часа)

11. Производство в домашнем хозяйстве. (1ч.)

Домашнее хозяйство как своеобразное предприятие. Натуральный характер домашнего производства «собирательство, занятие огородничеством, индивидуальное строительство. Экономические ресурсы, используемые в домашнем производстве.

12. Виды семейного бизнеса (0,5ч);

Предпринимательская деятельность.

Бизнес: предпринимательский коммерческий и финансовый. Личное и семейное предпринимательство.

13 Планирование семейного бизнеса (2,5ч)

13.1. Разработка товара для производства в условиях семьи. Возможности производства товаров и услуг в условиях семьи. Рациональное использование ресурсов семьи.

13.2. Реклама товара или услуги. Реклама как средство привлечение внимание покупателей к реализуемому товару. Массовая реклама: Прямая реклама. Основные требования к рекламе.

Литература

1..Д.Симоненко. Технология, 8 кл., Москва, “Вентана – Граф”, 2002г.

2. С.В.Федин, И.Б.Тесленко. Личность и экономика. Учебное пособие для 8 кл. Владимир,2002г.

3. С.В.Федин, И.Б.Тесленко. Личность и экономика. Книга для учителя, 8 кл. Владимир, 2002г.

4. Рабочая тетрадь по экономике, 8 кл. Владимир, 2002г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.