Программа элективного курса «Основы маркетинга» (10, 11 класс)

0
1
Материал опубликован 6 January 2022

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

















Программа элективного курса

«Основы маркетинга»

10,11 класс

Разработала:

Гусева Анна Владимировна

учитель истории и обществознания





























г. Магнитогорск



Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в рамках национально - регионального компонента по БУП 2004 г., с учётом наличия УМК и соответствующей подготовки учителя на основе программы элективного курса«Основы маркетинга». Содержание среднего (полного) общего образования по экономике на базовом уровне представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления маркетинге как науке, об международной сфере. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем изучения элементарных понятий маркетинга. Система уроков в 10 -11 классах призвана дать учащимся основы экономических знаний, выработку умений находить и критически осмысливать экономическую информацию сформировать у них представление об основах маркетинга, воспитание чувства ответственности за принятые решения.

Для того чтобы выдержать конкурентную борьбу и достичь поставленных целей, российским предприятиям и организациям необходимо овладеть современной наукой управления. По мнению выдающегося экономиста нашего века Й. Шумпетера, основная движущая сила механизма экономического роста в условиях рыночных отношений – это “Радикальные инновации” предпринимателей, ищущих “сверхприбыль”, особенно важна роль этого механизма в переходные периоды. В основе рыночной концепции управления лежит маркетинг. Маркетинг – это умение определять и делать то, что нужно окружающим людям. Маркетинг является сегодня философией бизнеса. Он заставляет предприятие производить, а торговлю продавать то, что желает потребитель. Маркетинг помогает также более эффективно достигать своих целей государственным учреждениям и общественным организациям. Наконец, маркетинг позволяет каждому найти свое место в обществе и быть полезным другим.

Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу “Основы маркетинга” учащихся 10–11-х классов старшей школы. Программа: Гудырин С.Н. «Основы маркетинга»: Пособие для учителя М: ВИТА- ПРЕСС,2008.

В программу заложено использование различных форм контроля по уровням достижений учащихся: тестирование, беседа, оценка работы в малых группах, контроль выполнения проекта, бизнес-плана и его презентации, контроль анализа конкретных ситуаций.

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

-работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

-критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

-решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

-освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- написание творческих работ по экономическим вопросам.

2. Целеполагание.

Целью курса “Основы маркетинга” является ознакомление учащихся с целями и задачами маркетинга, особенностями его применения для производственных предприятий, организаций торговли, государственных учреждений, общественных организаций и отдельных людей.

3. Задачи

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных задач, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Образовательные:

ознакомление старшеклассников с основами маркетинга;

– изучение профессиональных знаний и принятие самостоятельных решений в области маркетинга;

– формирование способностей решать профессиональные проблемы в предпринимательской деятельности;

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).

Развивающие:

- развитие предпринимательской инициативы молодежи;

-развитие гражданского образования, экономического образа мышления.

-освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

-развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитательные:

-формирование коммуникативных навыков;

-воспитание ответственности за экономические решения;

-потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;

Валеологические:

-обеспечение комфорта учащихся;

-сохранение здоровья школьников.

Приоритетными являются виды общеучебной деятельности:

1.определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

2.комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

3.творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

участие в проектной деятельности.

Используемые педагогические технологии:

Технология

Ожидаемый результат

Практическое применение

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.

-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

- «Устный конспект»,

- построение кластеров – схем,

- составление планов ответа,

- инсерт;

- мозговая атака;

- чтение с вопросами;

- ключевые термины,


Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Через создание проектов разного вида:

Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ – технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.

Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.

Технология интерактивного обучения

- Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем

через работу в парах, дискуссии, дебаты





В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать( понимать)

–  основные понятия маркетинга, иметь представление о товарной политике предприятия, о рынке как объекте маркетинга, определять конкурентоспособность фирмы;

основные методы анализа данных;

– овладеть знаниями основных разделов экономической теории и научиться ими пользоваться при анализе экономических проблем;

иметь представление о рыночной экономике;

–  политику предприятия ценовую, сбытовую, продвижение товара, технику рекламы, технику личной продажи;

Уметь:

–  идентифицировать ключевые особенности предприятия, определять границы товарного рынка;

– понимать системный анализ маркетинговых проблемных ситуаций;

–  составлять методический план исследования рынка, разрабатывать анкеты и бланки наблюдений, проводить фокус - группы и опросы потребителей, наблюдение за торговой сетью;

применять основные модели стратегического маркетинга;

– применять методы затратного и рыночного ценообразования;

применять критерии выбора каналов распределения;

– планировать рекламную программу предприятия, осуществлять выбор носителей рекламы и проводить разработку прямой рекламы.

Содержание программы элективного курса

Основы маркетинга” (34часа)

 Глава 1. Введение в маркетинг. Роль маркетинга в системе управления. Концепция маркетинга (2 ч)

Возникновение и эволюция теории и практики маркетинга

Развитие отечественного маркетинга

Основные понятия маркетинга

Концепции маркетингового управления

Маркетинг в 21 веке.

Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Основными понятиями сферы маркетинга являются следующие нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

Причины, ограничивающие использование маркетинга в отечественной практике до середины 1980 г. Формирование предпосылок для широкого использования маркетинга. Особенности и недостатки маркетинга в современной России.

 Основные понятия маркетинга.

( нужда, потребность, спрос, товар, маркетинговая близорукость, обмен, сделка, рынок, маркетинговое управление)

Концепция маркетинга компания производит то, что необходимо потребителю, и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд.

Цель и принципы маркетинга, их взаимосвязь с целями и функциями предприятия как субъекта маркетинговой деятельности. Функции маркетинга. Комплекс маркетинга. Виды маркетинга в зависимости от спроса.

Роль маркетинга в жизни потребителей и производителей. Стремительное распространение системы маркетинга.

Маркетинг в 21 веке.

Глобализация маркетинга. Современные тенденции в развитии маркетинга.

 Роль маркетинга в различных организациях, разных стран.

Маркетинговая информация: понятие, признаки, структура. Источники и требования к информации.

Сущность и значение маркетинговых исследований, поисковые, описательные, экспериментальные. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос. Этапы маркетингового исследования постановка цели и формулирование проблемы, отбор источники.из и представление полученных результатов.

Маркетинговые исследования возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение товаров конкурентов, политика цен, прогнозирование и т.д. Схема маркетингового исследования. Методы и орудия исследования.

Работа в малых группах, дискуссия. информации, сбор информации, обработка, анал

Взаимодействие предприятия с маркетинговой средой





Глава 2. Анализ маркетинговой среды.(2 ч)

Маркетинговая среда.

Маркетинговая микросреда предприятия

Маркетинговая макросреда предприятия.

Маркетинговая среда фирмы слагается из микро - и макросреды. Перечислить основные силы микро- и макросреды.

Факторы микросреды, поставщики, посредники, конкуренты, клиенты, сама фирма, контактные аудитории. Факторы макросреды: демографические, экономические, культурные, природные, технико-технологические, политико-правовые факторы. Практикум: рынок и спрос.

Глава 3 Поведение потребителей на рынке (2 ч)



Модель потребительского поведения.

Факторы, влияющие на поведение покупателей на потребительском рынке.

Процесс принятия решения о покупке на потребительском рынке.

Рынок предприятий и организаций и поведение на нём потребителя

Анализ ситуации «Покупка стиральной машины». Сущность понятий покупатель и потребитель. Потребительский рынок. Модель покупательского поведения “Черный ящик” сознания покупателя. Побудительные приемы маркетинга и ответная реакция потребителей факторы культурного порядка, социальные факторы, личные факторы, мотивация. Процесс принятия решения о покупке.

Основные факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей. Решение о покупке. Реакция на покупку.

Глава 4. Сегментирование рынка(2ч)

Понятие о сегментировании рынка

Критерии сегментирования потребительского рынка

Требования, предъявляемые к сегментам рынка

Выбор целевых сегментов рынка


Анализ ситуации «Сегментирование и выбор целевых рынков концерном «Калина», дискуссия по вопросам к ситуации.

Основные принципы сегментирования потребительских рынков: по географическому, психографическому и поведенческому принципу. Три варианта стратегии охвата рынка. Номинирование товара на рынке – действия по обеспечению товару конкурентоспособного положения на рынке и разработка соответствующего комплекса маркетинга.

Глава 5. Позиционирование предложения товара.(2 ч)

Дифференцирование предложение товара

Стратегии позиционирования предложения товара

Позиционирование по характеристикам товара.

Этапы позиционирования предложения товара.


Определение позиции товара. Позиционирование. Сколько конкурентных преимуществ следует использовать предприятию для успешного позиционирования предложения товара. Процесс позиционирования очень сложен, он становится более управляемым, если поддерживается маркетинговыми исследованиями и разбивается на 5 этапов. Все мероприятия комплекса маркетинга должны соответствовать выбранному направлению позиционирования.

Глава 6. Система маркетинговой информации (3 ч)

Система маркетинговой информации

Система внутренней отчётности.

Система внешней текущей информации.

Цели маркетингового исследования.

Методы и инструменты исследования

Этапы проведения маркетингового исследования


Маркетинговая информация: понятие, признаки, структура. Источники и требования к информации.

Сущность и значение маркетинговых исследований, поисковые, описательные, экспериментальные. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос. Этапы маркетингового исследования постановка цели и формулирование проблемы, отбор источники информации, сбор информации, обработка, анализ и представление полученных результатов.

Маркетинговые исследования возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение товаров конкурентов, политика цен, прогнозирование и т.д. Схема маркетингового исследования. Методы и орудия исследования.

Глава 7. Товарная политика.(2 ч).

Концепция товара

Классификация товаров.

Товарный ассортимент.

Создание новых товаров.

Жизненный цикл товара.

Использование товарных марок.

Упаковка и маркировка товаров


Определение товара. Основные виды классификации товаров. Товарные марки. Роль упаковки. Маркировка товара. О формировании товарного ассортимента. Основные этапы разработки товара-новинки. Характер сбыта и прибылей на протяжении жизненного цикла товара от его создания до упадка. Жизненный цикл стилей, моды. Практикум: конкурс рекламы, “Анализ жизненного цикла товара”.



Глава 8 Политика ценообразования. (5 ч)

Факторы, влияющие на ценообразование.

Цели и методы ценообразования.

Надбавки и скидки.

Ценовая дискриминация.

Политика ценообразования.


Задачи и политика ценообразования. Постановка задач ценообразования – определение спроса – оценка издержек – анализ цен и товаров конкурентов – выбор метода ценообразования – установление окончательной цены. Подходы к проблеме ценообразования Включение расходов по доставке.

Сущность и роль цены в маркетинге. Ценообразование на различных типах рынков: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Основные ценообразующие факторы, учитываемые в маркетинге при установлении цен потребители, рыночная среда, участники каналов товародвижения, государство, издержки Методы ценообразования Порядок ценообразования при установлении исходной среды Ценовая стратегия фирмы: стратегия высоких цен, стратегия низких цен, стратегия дифференцирования цен.

Глава 9. Распространение товаров (4 ч)

Каналы распространения товаров. Организационные формы торговли. Организация товародвижения. Оптовая и розничная торговля. Сущность товароведения. В маркетинге. Факторы, влияющие на уровень обслуживания покупателей Каналы распределения: прямые и косвенные. Функции каналов распределения. Виды сбыта Виды оптовых торговых предприятий. Маркетинг оптового продавца. Виды розничных торговых предприятий.

Глава 10. Продвижение товаров (5 ч)

Маркетинговые коммуникации. Реклама. Стимулирование сбыта. Личная продажа. Формирование общественного мнения. Каналы распределения и товародвижения. Вертикальная маркетинговая система. Цели товародвижения, обработка заказов, складирование, хранение, транспортировка. Розничная и оптовая торговля. Классификация различных торговых заведений. Принадлежность магазинов. Практикум: деловая игра “Аукцион”.

Обобщение 2часа

Работа с источниками маркетинговой информации с использованием современных средств коммуникации.

Деловая игра. Маркетинговый анализ « Выбор канала распространения»

5.Формы и средства контроля.

мини-сочинения проблемного характера

семинар

доклад

защита проекта ( анализ ситуации)

творческая работа

словарный диктант терминов

графический диктант (верно/неверно)

деловые игры

задачи

тесты, кроссворды


Учебно- тематический план

Основы маркетинга” (34 часа, 0,5 ч. в неделю) 10-11 класс

п/п

Тема курса

часы

Дата проведения

Примечания


10 класс


Ведение в маркетинг: роль маркетинга в системе управления 2ч


1


Возникновение и эволюция теории и практики маркетинга.

Развитие отечественного маркетинга

1




2

Основные понятия маркетинга.

Концепции маркетингового управления. Маркетинг в 21 веке.

1




Анализ маркетинговой среды 2 ч


3

Маркетинговая среда. Маркетинговая микросреда предприятия

1




4

Маркетинговая макросреда предприятия. Взаимодействие предприятия с маркетинговой средой.

1




Поведение потребителей на рынке 2ч


5

Модель потребительского поведения. Факторы, влияющие на поведение покупателей на потребительском рынке.

1




6

Процесс принятия решения о покупке на потребительском рынке. Рынок предприятий и организаций и поведение на нём потребителя.

1




Сегментирование рынка 2 ч


7

Понятие о сегментировании рынка. Критерии сегментирования потребительского рынка

1




8

Требования, предъявляемые к сегментам рынка. Выбор целевых сегментов рынка

1




Позиционное предложение товара 2ч


9

Дифференцирование предложение товара. Стратегии позиционирования предложения товара.

2




10

Позиционирование по характеристикам товара. Этапы позиционирования предложения товара

1




Система маркетинговой информации и маркетинговые исследования 3ч


11

Система маркетинговой информации. Система внутренней отчётности.

1




12

Система внешней текущей информации. Цели маркетингового исследования

1




13

Методы и инструменты исследования. Этапы проведения маркетингового исследования

1




Товарная политика 3ч


14

Концепция товара. Классификация товаров.

1




15

Товарный ассортимент. Создание новых товаров.

1




16

Жизненный цикл товара. Использование товарных марок. Упаковка и маркировка товаров

1




Итоговое обобщение


17

Итоговое обобщение.





11 класс


Политика ценообразования 5 ч


1

Факторы, влияющие на ценообразование.

1




2

Цели и методы ценообразования.

1




3

Надбавки и скидки.

1




4

Ценовая дискриминация.

1




5

Политика ценообразования.

1




Распространение товаров 4ч


6

Каналы распространения товаров.

1




7

Организационные формы торговли

1




8

Организация товародвижения.

1




9

Оптовая и розничная торговля.

1




Продвижение товаров.5 ч


10

Маркетинговые коммуникации.

1




11

Реклама.

1




12

Стимулирование сбыта.

2




13

Личная продажа.

1




14

Формирование общественного мнения.

2




Обобщение 2ч


15

Работа с источниками маркетинговой информации с использованием современных средств коммуникации.

1




16

Деловая игра. Маркетинговый анализ « Выбор канала распространения»

1




17

Итоговое обобщение – 1ч





Перечень учебно – методических средств обучения

1. Гольман И.А. Практика рекламы. – М., “Интербук”, 1991.

2. Завьялов П.С., Демидов Е.Е. Формула успеха – маркетинг. – М., “Международные отношения”, 1998.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., “Росинтер”, 1996.

4. Липсиц И.В. Преподавание курса “Введению в экономику и бизнес”: Пособие для преподавателя. – М., “Вита – пресс”, 1997.

5. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент/под ред. Власовой М.В. – М., Финансы и статистика, 1994.

6. Самоукин А.И., Шишов А.Л. Сборник задач по бизнесу: Тесты и задачи с ответами и решениями для учащихся старших классов. – М., “Новая школа”, 1995.

7. Симоненко В.Д, Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. – Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ун-та, 1997.

8. Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2003.

9.С.Н. Гудырин Основы маркетинга: Для 10 – 11 классов общеобразоват. учрежд. – М: ВИТА ПРЕСС, 2005.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Анна Владимировна, зачем школьникам такой углубленный курс маркетинга?

7 January 2022