РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического совета
Протокол № от . .20 г
Программа курса по физике
«Интересные вопросы физики»
в __9__ классе
_______________Журавлевой Светланы Викторовны______________
ФИО учителя
2021/2022 учебный год
г. Ярославль
Пояснительная записка
Нормативной базой для разработки рабочей программы являлись:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России06.12.2013 г. № 30550) [электронный ресурс], URL:// http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644) [электронный ресурс], URL // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». [электронный ресурс], URL: http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/4136/%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C
Приказ МинобрнаукиРоссии от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253. [электронный ресурс], URL:http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/7789
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) [электронный ресурс], URL :// http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 г. № 699 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 г. № 42729)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) [электронный ресурс], URL: :// http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Примерная основная образовательная программа основного общего образования,[электронный ресурс], URL: // http://fgosreestr.ru/
Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 N 08-1228 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования") |
На изучение курса отводится 3 час в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение курса, составляет 102 часа
2021-22 учебный год составляет 34 недели .
Содержание курса.
Программа курса включает углубленное изучение отдельных тем базовой программы по физике: «Электризация тел и ее учет на производстве и в быту. Электрические рыбы. Электрические цепи. Атмосферное электричество. Источники тока. Применение электрических цепей», их расширение.
Изучаемые в курсе понятия: заряд, электрический ток, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электрические цепи, элементы электрической цепи, соединение элементов цепи, источники тока, электрические цепи бытовых приборов, квартиры, автомобиля. Изучаемые в курсе законы: Ома.
Требования к результатам обучения
Учащиеся должны уметь: наблюдать, описывать явления; выполнять опыты, оформлять отчёт, делать выводы, обобщать; выделять главное; планировать и проводить исследование; создавать презентации; оформлять буклеты, листовки, газеты.
В рамках курса учащиеся должны знать: цикл познания в физике; этапы развития теории электричества, имена выдающихся ученых (Иоффе, Милликен, Гальвани, Вольта, Ом), внесших вклад в ее развитие; электрические явления в природе, как используются и учитываются на производстве, в технике и быту; законы Ома, понятия: электризация, электрический ток, напряжение, сопротивление, проводимость.
Реализация курса предполагает развитие самообразовательной деятельности учащихся:
при изучении основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации;
при выполнении лабораторных работ;
при оформлении результатов исследования.
Формы отчетности учащихся: рефераты, презентации, буклеты, сообщения, кроссворды.
Тематическое планирование
№ раздела (главы) | Наименование темы | Всего часов |
1 | 2 | 3 |
1 | Свойства газов. Атмосфера | 28 |
2 | Электричество | 30 |
3 | Электромагнитное поле | 28 |
4 | Оптика. | 16 |
| итого | 102 |
Поурочное планирование учебного материала
№ п/п | № урока | Что пройдено на уроке |
1 | 2 | 3 |
| | 1. Свойства газов. Атмосфера |
1 | 1 | Атмосфера. Атмосфера на планетах Солнечной Системы. Условия существования атмосферы. |
2 | 2 | Химический состав атмосфер планет Солнечной системы. Углекислый газ в атмосфере. Аэрозоль в атмосфере. |
3 | 3 | Физические параметры атмосферы. Механические свойства газов |
4 | 4 | Отличие в составе атмосферы в зависимости от высоты подъема над поверхностью Земли |
5 | 5 | Венерианская атмосфера |
6 | 6 | Оптические явления в атмосфере. Окраска неба, радуга. |
7 | 7 | Акустические явления в атмосфере. Распространение звука в зависимости от распределения температуры и скорости ветра. |
8 | 8 | Электрические явления в атмосфере. Разделение зарядов в туче и облаке. |
9 | 9 | Ионизация воздуха и атмосферное электричество. Способы защиты от ударов молнии. |
10 | 10 | Шаровая молния. |
11 | 11 | Атмосфера как светофильтр. Засоренность в атмосфере. Озон в атмосфере |
12 | 12 | Гелиограф- прибор для исследования солнечного сияния. |
13 | 13 | Температура атмосферы. Парниковый эффект. Глобальное потепление |
14 | 14 | Водяной пар в атмосфере. Влажность воздуха. |
15 | 15 | Абсолютная и относительная влажность воздуха |
16 | 16 | Определение влажности воздуха. Практическая работа |
17 | 17 | Определение скорости испарения воды. Практическая работа |
18 | 18 | Решение задач на определение влажности воздуха. |
19 | 19 | Приборы для измерения влажности воздуха |
20 | 20 | Давление. Опыты, показывающие существование атмосферного давления |
21 | 21 | Влияние атмосферного давления на уровень жидкости в трубке. Максимальная высота столба жидкости. |
22 | 22 | Атмосферное давление на различных высотах. |
23 | 23 | Э.Торричелли. Опыт Торричелли. Ртутный барометр. |
24 | 24 | Измерение атмосферного давления. Приборы для измерения атмосферного давления. |
25 | 25 | Решение задач по теме «Атмосферное давление» |
26 | 26 | Полеты в атмосфере. Воздушные шары, дирижабли, самолеты. |
27 | 27 | Влияние атмосферного давления, температуры, магнитных возмущений атмосферы на самочувствие человека. |
28 | 28 | Заключительный урок: «Влияние атмосферы на природу Земли и жизнь людей» |
| | 3. Электричество |
29 | 1 | Электризация тел. Электризация трением в быту и на производстве. |
30 | 2 | История открытия электричества. Все началось с янтаря. |
31 | 3 | Опыты Иоффе и Милликена о «дроблении заряда». |
32 | 4 | Луиджи Гальвани. Опыты с лягушкой. |
33 | 5 | Алессандро Вольта. Вольтов столб. |
34 | 6 | Электричество в живых организмах. |
35 | 7 | Электричество и растения. Повышение урожайности растений |
36 | 8 | Электрические рыбы. Электрический скат. Электрический угорь |
37 | 9 | Электричество в медицине. |
38 | 10 | Гальванический элемент |
39 | 11 | Разновидности источников тока |
40 | 12 | Современные источники тока. Угольно-цинковые элементы и батареи. Алкалиновые элементы и батареи |
41 | 13 | Элементы и батареи с воздушной деполяризацией. Ртутно-цинковые элементы и батареи. |
42 | 14 | Серебряно-цинковые элементы и батареи. Литиевые элементы и батареи с органическим электролитом. |
43 | 15 | Элементы электрических цепей |
44 | 16 | Сила тока, напряжение. Закон Ома для участка цепи. |
45 | 17 | Параллельное и последовательное соединение проводников |
46 | 18 | Сборка электрических цепей. Практическая работа |
47 | 19 | Исследование электрических цепей со смешанным соединением проводников. Практическая работа |
48 | 20 | Работа электрического тока. |
49 | 21 | Электроэнергетика. Генератор электроэнергии. |
50 | 22 | Трансформаторы. Передача электроэнергии. Потребление электроэнергии |
51 | 23 | Электростанции. ГЭС. Теплоэнергетика -ТЭС |
52 | 24 | Солнечные электростанции. |
53 | 25 | Ветроэнергетика- Ветряные электростанции |
54 | 26 | Атомные электростанции. |
55 | 27 | Атомная энергетика. Атомные ледоколы |
56 | 28 | Атомная энергетика. Атомные подводные лодки |
57 | 29 | Электродвигатели. Электродвигатели на транспорте. |
58 | 30 | Заключительный урок: «Электричество в жизни человека» |
| | 3. Электромагнитное поле |
59 | 1 | Электромагнитное поле. Электромагнитное поле. Теория Д.Максвелла о возникновении электромагнитных волн при всяком изменении электромагнитного поля. |
60 | 2 | Условия излучения электромагнитных волн. Колебательный контур и открытый вибратор. Антенны. |
61 | 3 | Опыты Г.Герца по получению и исследованию электромагнитных волн. Опыты П.Лебедева по получению волн миллиметровых размеров. |
62 | 4 | Электромагнитная теория света. |
63 | 5 | Шкала электромагнитных излучений. Характеристики излучений. |
64 | 6 | Радиоволны. Распространение радиоволн |
65 | 7 | Ультрафиолетовые излучения. |
66 | 8 | Инфракрасные излучения. |
67 | 9 | Рентгеновские лучи. Гамма излучение. |
68 | 10 | Опыты с электромагнитными волнами. Отражение, преломление, образование стоячей волны. |
69 | 11 | Изобретение радио А.С. Поповым |
70 | 12 | Современная радиосвязь. Модуляция. Детектирование |
71 | 13 | Распространение радиоволн. Влияние поверхности Земли и атмосферы на распространение радиоволн различных диапазонов. |
72 | 14 | Сотовая связь. |
73 | 15 | Влияние электромагнитного поля на человека |
74 | 16 | УВЧ-терапия. Метеочувствительность. |
75 | 17 | Электромагнитное загрязнение. Магнитные бури в вагоне метро |
76 | 18 | Электромагнитное поле человека. |
77 | 19 | Влияние на человека внешнего электромагнитного поля. |
78 | 20 | Магнитное поле. Магнитное поле Земли. |
79 | 21 | Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца |
80 | 22 | Применение силы Лоренца. Электронно-лучевые трубки. |
81 | 23 | Ускорители заряженных частиц. Масс-спектрометры. |
82 | 24 | Роль силы Лоренца и магнитного поля Земли для защиты от космического излучения. |
83 | 25 | Использование силы Лоренца для увода объектов крупногабаритного космического мусора |
84 | 26 | Здоровье человека и магнитотерапия. |
85 | 27 | Домашние физиоаппараты. |
86 | 28 | Заключительный урок: «Значение электромагнитных полей для человека». |
| | 4. Оптика. |
87 | 1 | В мире красок. Общая характеристика световых явлений. Разнообразие действий света. |
88 | 2 | История оптики. Х.Гюйгенс. Л.Эйлер. М.Ломоносов. |
89 | 3 | История оптики. И.Ньютон. Т.Юнг. О.Френель |
90 | 4 | Прямолинейное распространение света. Отражение света. Изображения в зеркале и системе зеркал. |
91 | 5 | Построение изображений в системе зеркал. Решение графических задач. |
92 | 6 | Преломление света. Показатель преломления. Решение задач на закон преломления света. |
93 | 7 | Полное внутреннее отражение. |
94 | 8 | Преломление в плоскопараллельной пластинке. |
95 | 9 | Преломление в призмах |
96 | 10 | Источник света и его изображение |
97 | 11 | Преломление света в линзах. Фокусы линзы. |
98 | 12 | Построение изображений в линзах |
99 | 13 | Изображение в линзе точек, лежащих на главной оптической оси. |
100 | 14 | Формула линзы. Решение задач на применение формулы линзы |
101 | 15 | Увеличение линзы. Оптическая сила линзы. |
102 | 16 | Способы изготовления зеркал и линз. Оптические приборы. |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха,
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах,
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию,
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов
контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов
Литература
1. Перышкин А.В. Физика.9.кл.:учебник для общеобразоват.учреждений/А.В.Перышкин, Е.М.Гутник.-М.Дрофа, 2015
2. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват.учебн. заведений, -М. Дрофа, 2015
3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2015
4. Марон А.Е. Контрольные тесты по физике: 7-9 кл.: Книга для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2001
5.Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005
6.Саранин В.А. Иванов Ю.В. Экспериментальные исследовательские задания по физике.7-11 классы.- М.:Вако, 2015
7. Физика.ОГЭ-2017.9класс.Тематический тренинг: учебное пособие/по ред. А.Г.Бермуса, Л.М.Монастырского.- Ростов -на -Дону: Легтон,2016
8. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 9 класс/ Сост.С.В.Лозовенко.- М.: Вако, 2016
9.Элементарный учебник физики: Учебн.пособие. В 3т/ Под ред. Г.С. Ландсберга- М.: Физматлит, 2000г.