12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Журавлева418
Учитель физики.
Россия, Ярославская обл., Ярославль
Материал размещён в группе «Учителя физики»
1

Программа элективного курса по физике «Интересные вопросы физики»


РАССМОТРЕНО


На заседании педагогического совета


Протокол № от . .20 г





Программа курса по физике

«Интересные вопросы физики»



в __9__ классе

_______________Журавлевой Светланы Викторовны______________

ФИО учителя




2021/2022 учебный год








г. Ярославль


Пояснительная записка



Нормативной базой для разработки рабочей программы являлись:


Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru /; http://www.garant.ru/

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России06.12.2013 г. № 30550) [электронный ресурс], URL:// http://www.consultant.ru /; http://www.garant.ru/

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644) [электронный ресурс], URL // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». [электронный ресурс], URL: http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/4136/%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C

Приказ МинобрнаукиРоссии от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253. [электронный ресурс], URL:http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/7789

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) [электронный ресурс], URL :// http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 г. № 699 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 г. № 42729)

Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) [электронный ресурс], URL: :// http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

Примерная основная образовательная программа основного общего образования,[электронный ресурс], URL: // http://fgosreestr.ru/

Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 N 08-1228 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования")


На изучение курса отводится 3 час в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение курса, составляет 102 часа

2021-22 учебный год составляет 34 недели .


Содержание курса.


Программа курса включает углубленное изучение отдельных тем базовой программы по физике: «Электризация тел и ее учет на производстве и в быту. Электрические рыбы. Электрические цепи. Атмосферное электричество. Источники тока. Применение электрических цепей», их расширение.


Изучаемые в курсе понятия: заряд, электрический ток, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электрические цепи, элементы электрической цепи, соединение элементов цепи, источники тока, электрические цепи бытовых приборов, квартиры, автомобиля. Изучаемые в курсе законы: Ома.


Требования к результатам обучения


Учащиеся должны уметь: наблюдать, описывать явления; выполнять опыты, оформлять отчёт, делать выводы, обобщать; выделять главное; планировать и проводить исследование; создавать презентации; оформлять буклеты, листовки, газеты.


В рамках курса учащиеся должны знать: цикл познания в физике; этапы развития теории электричества, имена выдающихся ученых (Иоффе, Милликен, Гальвани, Вольта, Ом), внесших вклад в ее развитие; электрические явления в природе, как используются и учитываются на производстве, в технике и быту; законы Ома, понятия: электризация, электрический ток, напряжение, сопротивление, проводимость.


Реализация курса предполагает развитие самообразовательной деятельности учащихся:

при изучении основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации;

при выполнении лабораторных работ;

при оформлении результатов исследования.


Формы отчетности учащихся: рефераты, презентации, буклеты, сообщения, кроссворды.



Тематическое планирование


раздела (главы)

Наименование темы

Всего часов

1

2

3

1

Свойства газов. Атмосфера

28

2

Электричество

30

3

Электромагнитное поле

28

4

Оптика.

16


итого

102


Поурочное планирование учебного материала


п/п

урока

Что пройдено на уроке

1

2

3



1. Свойства газов. Атмосфера

1

1

Атмосфера. Атмосфера на планетах Солнечной Системы. Условия существования атмосферы.

2

2

Химический состав атмосфер планет Солнечной системы. Углекислый газ в атмосфере. Аэрозоль в атмосфере.

3

3

Физические параметры атмосферы. Механические свойства газов

4

4

Отличие в составе атмосферы в зависимости от высоты подъема над поверхностью Земли

5

5

Венерианская атмосфера

6

6

Оптические явления в атмосфере. Окраска неба, радуга.

7

7

Акустические явления в атмосфере. Распространение звука в зависимости от распределения температуры и скорости ветра.

8

8

Электрические явления в атмосфере. Разделение зарядов в туче и облаке.

9

9

Ионизация воздуха и атмосферное электричество. Способы защиты от ударов молнии.

10

10

Шаровая молния.

11

11

Атмосфера как светофильтр. Засоренность в атмосфере. Озон в атмосфере

12

12

Гелиограф- прибор для исследования солнечного сияния.

13

13

Температура атмосферы. Парниковый эффект. Глобальное потепление

14

14

Водяной пар в атмосфере. Влажность воздуха.

15

15

Абсолютная и относительная влажность воздуха

16

16

Определение влажности воздуха. Практическая работа

17

17

Определение скорости испарения воды. Практическая работа

18

18

Решение задач на определение влажности воздуха.

19

19

Приборы для измерения влажности воздуха

20

20

Давление. Опыты, показывающие существование атмосферного давления

21

21

Влияние атмосферного давления на уровень жидкости в трубке. Максимальная высота столба жидкости.

22

22

Атмосферное давление на различных высотах.

23

23

Э.Торричелли. Опыт Торричелли. Ртутный барометр.

24

24

Измерение атмосферного давления. Приборы для измерения атмосферного давления.

25

25

Решение задач по теме «Атмосферное давление»

26

26

Полеты в атмосфере. Воздушные шары, дирижабли, самолеты.

27

27

Влияние атмосферного давления, температуры, магнитных возмущений атмосферы на самочувствие человека.

28

28

Заключительный урок: «Влияние атмосферы на природу Земли и жизнь людей»



3. Электричество

29

1

Электризация тел. Электризация трением в быту и на производстве.

30

2

История открытия электричества. Все началось с янтаря.

31

3

Опыты Иоффе и Милликена о «дроблении заряда».

32

4

Луиджи Гальвани. Опыты с лягушкой.

33

5

Алессандро Вольта. Вольтов столб.

34

6

Электричество в живых организмах.

35

7

Электричество и растения. Повышение урожайности растений

36

8

Электрические рыбы. Электрический скат. Электрический угорь

37

9

Электричество в медицине.

38

10

Гальванический элемент

39

11

Разновидности источников тока

40

12

Современные источники тока. Угольно-цинковые элементы и батареи. Алкалиновые элементы и батареи

41

13

Элементы и батареи с воздушной деполяризацией. Ртутно-цинковые элементы и батареи.

42

14

Серебряно-цинковые элементы и батареи. Литиевые элементы и батареи с органическим электролитом.

43

15

Элементы электрических цепей

44

16

Сила тока, напряжение. Закон Ома для участка цепи.

45

17

Параллельное и последовательное соединение проводников

46

18

Сборка электрических цепей. Практическая работа

47

19

Исследование электрических цепей со смешанным соединением проводников. Практическая работа

48

20

Работа электрического тока.

49

21

Электроэнергетика. Генератор электроэнергии.

50

22

Трансформаторы. Передача электроэнергии. Потребление электроэнергии

51

23

Электростанции. ГЭС. Теплоэнергетика -ТЭС

52

24

Солнечные электростанции.

53

25

Ветроэнергетика- Ветряные электростанции

54

26

Атомные электростанции.

55

27

Атомная энергетика. Атомные ледоколы

56

28

Атомная энергетика. Атомные подводные лодки

57

29

Электродвигатели. Электродвигатели на транспорте.

58

30

Заключительный урок: «Электричество в жизни человека»



3. Электромагнитное поле

59

1

Электромагнитное поле. Электромагнитное поле. Теория Д.Максвелла о возникновении электромагнитных волн при всяком изменении электромагнитного поля.

60

2

Условия излучения электромагнитных волн. Колебательный контур и открытый вибратор. Антенны.

61

3

Опыты Г.Герца по получению и исследованию электромагнитных волн. Опыты П.Лебедева по получению волн миллиметровых размеров.

62

4

Электромагнитная теория света.

63

5

Шкала электромагнитных излучений. Характеристики излучений.

64

6

Радиоволны. Распространение радиоволн

65

7

Ультрафиолетовые излучения.

66

8

Инфракрасные излучения.

67

9

Рентгеновские лучи. Гамма излучение.

68

10

Опыты с электромагнитными волнами. Отражение, преломление, образование стоячей волны.

69

11

Изобретение радио А.С. Поповым

70

12

Современная радиосвязь. Модуляция. Детектирование

71

13

Распространение радиоволн. Влияние поверхности Земли и атмосферы на распространение радиоволн различных диапазонов.

72

14

Сотовая связь.

73

15

Влияние электромагнитного поля на человека

74

16

УВЧ-терапия. Метеочувствительность.

75

17

Электромагнитное загрязнение. Магнитные бури в вагоне метро

76

18

Электромагнитное поле человека.

77

19

Влияние на человека внешнего электромагнитного поля.

78

20

Магнитное поле. Магнитное поле Земли.

79

21

Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца

80

22

Применение силы Лоренца. Электронно-лучевые трубки.

81

23

Ускорители заряженных частиц. Масс-спектрометры.

82

24

Роль силы Лоренца и магнитного поля Земли для защиты от космического излучения.

83

25

Использование силы Лоренца для увода объектов крупногабаритного космического мусора

84

26

Здоровье человека и магнитотерапия.

85

27

Домашние физиоаппараты.

86

28

Заключительный урок: «Значение электромагнитных полей для человека».



4. Оптика.

87

1

В мире красок. Общая характеристика световых явлений. Разнообразие действий света.

88

2

История оптики. Х.Гюйгенс. Л.Эйлер. М.Ломоносов.

89

3

История оптики. И.Ньютон. Т.Юнг. О.Френель

90

4

Прямолинейное распространение света. Отражение света. Изображения в зеркале и системе зеркал.

91

5

Построение изображений в системе зеркал. Решение графических задач.

92

6

Преломление света. Показатель преломления. Решение задач на закон преломления света.

93

7

Полное внутреннее отражение.

94

8

Преломление в плоскопараллельной пластинке.

95

9

Преломление в призмах

96

10

Источник света и его изображение

97

11

Преломление света в линзах. Фокусы линзы.

98

12

Построение изображений в линзах

99

13

Изображение в линзе точек, лежащих на главной оптической оси.

100

14

Формула линзы. Решение задач на применение формулы линзы

101

15

Увеличение линзы. Оптическая сила линзы.

102

16

Способы изготовления зеркал и линз. Оптические приборы.

Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха,

смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах,

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию,

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов

контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

рационального применения простых механизмов











Литература


1. Перышкин А.В. Физика.9.кл.:учебник для общеобразоват.учреждений/А.В.Перышкин, Е.М.Гутник.-М.Дрофа, 2015

2. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват.учебн. заведений, -М. Дрофа, 2015

3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2015

4. Марон А.Е. Контрольные тесты по физике: 7-9 кл.: Книга для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2001

5.Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005

6.Саранин В.А. Иванов Ю.В. Экспериментальные исследовательские задания по физике.7-11 классы.- М.:Вако, 2015

7. Физика.ОГЭ-2017.9класс.Тематический тренинг: учебное пособие/по ред. А.Г.Бермуса, Л.М.Монастырского.- Ростов -на -Дону: Легтон,2016

8. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 9 класс/ Сост.С.В.Лозовенко.- М.: Вако, 2016

9.Элементарный учебник физики: Учебн.пособие. В 3т/ Под ред. Г.С. Ландсберга- М.: Физматлит, 2000г.




Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.