Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» (10 класс)
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, рассчитана на 68 часов. В современных условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена.
Цель курса: совершенствовать методику преподавания обществознания при подготовке учащихся к ЕГЭ
Задачи курса:
Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;
Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.
Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.
Содержание курса включает
Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;
Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является пробный экзамен.
. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов.
Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
Систематизировать и углубить теоретические знаний по ключевым позициям курса;
Проявлять компетентность, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодолеть психологические барьеры при подготовке к экзамену.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами выпускников школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании всей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками школы проявляются в:
- умении сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании эстетическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Предметными результатами освоения выпускниками школы содержания программы является:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- понимание значения трудовой деятельности человека для личности и общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание элективного курса
Раздел I. Введение. Структура и содержание Единого государственного экзамена по обществознанию. (5 ч)
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2018. ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
Раздел II. Человек в обществе. (15 ч)
Что такое общество. Общество как сложная динамическая система. Динамика общественного развития. Социальная сущность человека. Деятельность – способ существования людей. Познавательная и коммуникативная деятельность. Свобода и необходимость в деятельности человека. Особенности современного общества. Глобальная угроза международного терроризма.
Раздел III. Общество как мир культур. (12 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России
Раздел IV. Право. (28 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.
Практические занятия. (10 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Название темы |
Тип занятия |
Дата проведения |
|||||
план |
факт |
|||||||
Раздел I. Введение. Структура и содержание Единого государственного экзамена по обществознанию. 5 ч |
||||||||
1 |
Введение. Специфика курса обществознание. Общая характеристика заданий ЕГЭ. |
Вводная беседа |
||||||
2 |
Специфика курса обществознание. Общая характеристика заданий ЕГЭ |
Входной контроль |
||||||
3 |
Анализ текста по обществознанию. Составление плана ответа. |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
4 |
Эссе по обществознанию. |
практикум |
||||||
5 |
Эссе по обществознанию. |
практикум |
||||||
Раздел II. Человек в обществе. 15 ч |
||||||||
6 |
Человек в обществе. Что такое общество. |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
7 |
Общество как сложная система. |
|||||||
8 |
Человек как результат биологической и социальной эволюции |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
9 |
Социальная сущность человека |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
10 |
Мировоззрение. Типы мировоззрения. |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
11 |
Мышление и деятельность |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
12 |
Познавательная и коммуникативная деятельность |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
13 |
Социальные взаимодействия |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
14 |
Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа. |
Практикум |
||||||
15 |
Практическое занятие. Технология написания эссе. |
Практикум |
||||||
16 |
Общество и природа. |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
17 |
Многовариантность общественного развития. |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
18 |
Современное общество. |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
19 |
Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа. |
Практикум |
||||||
20 |
Практическое занятие. Технология написания эссе. |
Практикум |
||||||
Раздел III. Общество как мир культуры. 12 ч |
||||||||
21 |
Понятие культуры |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
22 |
Духовная культура |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
23 |
Мораль |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
24 |
Наука и образование |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
25 |
Наука и образование |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
26 |
Истина и ее критерии |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
27 |
Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа. |
тренинг |
||||||
28 |
Искусство |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
29 |
Массовая культура |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
30 |
Практическое занятие. Как написать эссе. |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
31 |
Решение заданий с выбором ответа. |
тренинг |
||||||
32 |
Решение заданий с выбором ответа. Итоговое тестирование |
тренинг |
||||||
Раздел IV. Право. 28 ч |
||||||||
33 |
Современные подходы к пониманию права. |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
34 |
Право в системе социальных норм |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
35 |
Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа. |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
36 |
Источники права |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
37 |
Источники права. Решение тестовых заданий |
тренинг |
||||||
38 |
Правоотношения |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
39 |
Правонарушения |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
40 |
Гражданство РФ |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
41 |
Гражданство РФ |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
42 |
Права и обязанности граждан РФ. Решение тестовых заданий |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
43 |
Гражданское право |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
44 |
Семейное право |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
45 |
Практикум. Написание эссе. |
тренинг |
||||||
46 |
Решение тестовых заданий |
тренинг |
||||||
47 |
Трудовое право |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
48 |
Занятость и трудоустройство. |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
49 |
Экологическое право |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
50 |
Процессуальные отрасли права |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
51 |
Суд. Судопроизводство. |
Лекция с элементами практической работы |
||||||
52 |
Суд. Судопроизводство. |
тренинг |
||||||
53-54 |
Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа. |
тренинг |
||||||
55 |
Практическое занятие. Технология написания эссе. |
тренинг |
||||||
56 |
Международная защита прав человека |
Лекция |
||||||
57 |
Международная защита прав человека |
Лекция |
||||||
58 |
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства |
тренинг |
||||||
59-60 |
Практикум по теме «Право». |
тренинг |
||||||
Практические занятия. 10 ч |
||||||||
61-69 |
Тестирование. Решение заданий с выбором ответа. Написание эссе. |
тренинг |
||||||
70 |
Зачет. |
тренинг |
Программно-методическое обеспечение:
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2009
2. .Единый государственный экзамен 2017. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2017.
3. ЕГЭ-2017: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2017.
4 Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2017.
5. Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова- – М.: «Экзамен», 2017.
6.Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2017.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений