Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» (10 класс)

0
0
Материал опубликован 21 November 2017 в группе

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, рассчитана на 68 часов. В современных условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена.


 

Цель курса:  совершенствовать методику преподавания обществознания при подготовке учащихся к ЕГЭ

Задачи  курса:

Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;

Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.

Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

Содержание курса включает

Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;

Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;

Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.

В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является пробный экзамен.

. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов.

Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.  Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

Систематизировать  и углубить теоретические знаний по ключевым позициям курса;

Проявлять компетентность, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодолеть психологические барьеры при подготовке к экзамену.

Требования к результатам обучения

Личностными результатами выпускников школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании всей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные  результаты изучения обществознания выпускниками школы проявляются в:

- умении сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей свойственных подросткам;

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании эстетическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Предметными результатами освоения выпускниками школы содержания программы является:

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

- понимание значения трудовой деятельности человека для личности и общества;

- понимание специфики познания мира средствами искусства в становлении личности и в жизни общества;

- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.


Содержание элективного курса

Раздел I. Введение. Структура и содержание Единого государственного экзамена по обществознанию. (5 ч)

Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2018. ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах  ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль). 

Раздел II. Человек в обществе. (15 ч)

Что такое общество. Общество как сложная динамическая система. Динамика общественного развития. Социальная сущность человека. Деятельность – способ существования людей. Познавательная и коммуникативная деятельность. Свобода и необходимость в деятельности человека. Особенности современного общества. Глобальная угроза международного терроризма.

Раздел III. Общество как мир культур. (12 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России

Раздел IV. Право. (28 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.


Практические занятия. (10 ч)

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название темы

Тип занятия

Дата проведения

план

факт

Раздел I. Введение. Структура и содержание Единого государственного экзамена по обществознанию. 5 ч

   

1

Введение. Специфика курса обществознание. Общая характеристика заданий ЕГЭ.

Вводная беседа

   

2

Специфика курса обществознание. Общая характеристика заданий ЕГЭ

Входной контроль

   

3

Анализ текста по обществознанию. Составление плана ответа.

Лекция с элементами практической работы

   

4

Эссе по обществознанию.

практикум

   

5

Эссе по обществознанию.

практикум

   

Раздел II. Человек в обществе. 15 ч

   

6

Человек в обществе. Что такое общество.

Лекция с элементами практической работы

   

7

Общество как сложная система.

     

8

Человек как результат биологической и социальной эволюции

Лекция с элементами практической работы

   

9

Социальная сущность человека

Лекция с элементами практической работы

   

10

Мировоззрение. Типы мировоззрения.

Лекция с элементами практической работы

   

11

Мышление и деятельность

Лекция с элементами практической работы

   

12

Познавательная и коммуникативная деятельность

Лекция с элементами практической работы

   

13

Социальные взаимодействия

Лекция с элементами практической работы

   

14

Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа.

Практикум

   

15

Практическое занятие. Технология написания эссе.

Практикум

   

16

Общество и природа.

Лекция с элементами практической работы

   

17

Многовариантность общественного развития.

Лекция с элементами практической работы

   

18

Современное общество.

Лекция с элементами практической работы

   

19

Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа.

Практикум

   

20

Практическое занятие. Технология написания эссе.

Практикум

   

Раздел III. Общество как мир культуры. 12 ч

   

21

Понятие культуры

Лекция с элементами практической работы

   

22

Духовная культура

Лекция с элементами практической работы

   

23

Мораль

Лекция с элементами практической работы

   

24

Наука и образование

Лекция с элементами практической работы

   

25

Наука и образование

Лекция с элементами практической работы

   

26

Истина и ее критерии

Лекция с элементами практической работы

   

27

Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа.

тренинг

   

28

Искусство

Лекция с элементами практической работы

   

29

Массовая культура

Лекция с элементами практической работы

   

30

Практическое занятие. Как написать эссе.

Лекция с элементами практической работы

   

31

Решение заданий с выбором ответа.

тренинг

   

32

Решение заданий с выбором ответа. Итоговое тестирование

тренинг

   

Раздел IV. Право. 28 ч

   

33

Современные подходы к пониманию права.

Лекция с элементами практической работы

   

34

Право в системе социальных норм

Лекция с элементами практической работы

   

35

Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа.

Лекция с элементами практической работы

   

36

Источники права

Лекция с элементами практической работы

   

37

Источники права. Решение тестовых заданий

тренинг

   

38

Правоотношения

Лекция с элементами практической работы

   

39

Правонарушения

Лекция с элементами практической работы

   

40

Гражданство РФ

Лекция с элементами практической работы

   

41

Гражданство РФ

Лекция с элементами практической работы

   

42

Права и обязанности граждан РФ. Решение тестовых заданий

Лекция с элементами практической работы

   

43

Гражданское право

Лекция с элементами практической работы

   

44

Семейное право

Лекция с элементами практической работы

   

45

Практикум. Написание эссе.

тренинг

   

46

Решение тестовых заданий

тренинг

   

47

Трудовое право

Лекция с элементами практической работы

   

48

Занятость и трудоустройство.

Лекция с элементами практической работы

   

49

Экологическое право

Лекция с элементами практической работы

   

50

Процессуальные отрасли права

Лекция с элементами практической работы

   

51

Суд. Судопроизводство.

Лекция с элементами практической работы

   

52

Суд. Судопроизводство.

тренинг

   

53-54

Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа.

тренинг

   

55

Практическое занятие. Технология написания эссе.

тренинг

   

56

Международная защита прав человека

Лекция

   

57

Международная защита прав человека

Лекция

   

58

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

тренинг

   

59-60

Практикум по теме «Право».

тренинг

   

Практические занятия. 10 ч

   

61-69

Тестирование. Решение заданий с выбором ответа. Написание эссе.

тренинг

   

70

Зачет.

тренинг

   


Программно-методическое обеспечение:


 

1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2009

2. .Единый государственный экзамен 2017. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2017.

3. ЕГЭ-2017: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2017.

4 Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2017.

5. Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова- – М.: «Экзамен», 2017.

6.Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2017.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации