Программа элективного курса по выбору для учащихся 10-11 классов «В мире многогранников»

1
0
Материал опубликован 17 February 2020

Программа элективного курса по выбору для учащихся 10-11 классов

«В мире многогранников»

 

Шеховцова Наталья Алексеевна

МБОУ ПСОШ№1 имени Г.В.Алисова

 

Актуальность курса

В настоящее время актуальной для педагогов является проблема создания условий для овладения школьниками ключевыми и исследовательскими компетенциями на доступном для каждого уровне. Мне удалось решить данную проблему в рамках профильной подготовки на занятиях созданного мной курса по выбору. Современная парадигма образования требует, чтобы выпускник, получая аттестат зрелости, выходил из стен школы не только с определенным багажом учебных знаний, умений и навыков, но и, обладал определенным уровнем социальной компетенции, то есть усвоенные учеником ценности позволяли ему успешно функционировать в данном обществе. Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Вопрос социализации личности наиболее успешно решается при условии использования в педагогической практике исследовательских технологий, которые позволяют моделировать проблемную ситуацию и находить варианты разрешения. Актуальность и необходимость данного курса очевидна: элективный курс «В мире многогранников» поможет школьникам развить мышление, нестандартное видение объекта, обогатить личностный опыт, найти реальные пути применения знаний в жизненной практике. Этот курс направлен в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Он отвечает запросам общества, т.е. помогает учащимся сориентироваться и определить профиль будущей трудовой деятельности. При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов. При использовании данного элективного курса акцент следует делать не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по геометрии, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания. Поэтому ведущими формами занятий могут быть исследовательские проекты, ролевые игры, круглый стол, работа с научно-популярной литературой, практические занятия. Данный элективный курс рассчитан на 34 часа. В программе приводится распределение учебного времени. В качестве итоговой работы учащиеся конструируют и исследуют многогранник. Предлагаемый элективный курс ориентирован на обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений, реализующих профильную подготовку.

Цели изучения данного курса

Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;

интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

Развитие у обучающихся уверенности в себе и в своих способностях;

научить ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать образы в окружающей обстановке;

расширить представления о многогранниках и способах изображения пространственных фигур на плоскости;

Задачи курса:

создать условия для овладения учащимися информационно-коммуникативными, рефлексивными и познавательными компетенциями;

помочь учащимся в осознании своих возможностей в сферах профессиональной деятельности;

дать ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;

уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне;

сформировать у учащихся компетенции, необходимые для решения практически важных задач (наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия, систематизация, проектная исследовательская деятельность),

познакомить учащихся с многообразием применения геометрии в различных областях профессиональной деятельности;

поддерживать мотивацию ученика к углубленному изучению математики.

повышать уровень пространственного воображения учащихся;

показывать геометрию во всей ее многогранности;

развивать творческие способности учащихся.

Курс по выбору предполагает следующие виды деятельности:

обзорные и установочные лекции;

самостоятельные исследования;

лабораторные и лабораторно-практические работы;

работа над созданием электронной презентации;

работа со справочной литературой, с архивными данными и с другими документами;

устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.

семинары, собеседования, коллоквиумы, дискуссии, творческие встречи;

информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, Интернета и др.;

проведение творческих курсов, публичных защит проектов;

Ученик получает зачёт при условии выполнения творческой или исследовательской работы, выступление с её результатами с применением электронной презентации на заключительном занятии.

Учащиеся должны иметь представление:

о структуре и содержании курса и его месте в общеобразовательной программе;

о способах построения изображения пространственных фигур на плоскости;

о практическом применении геометрических задач.

 

Учащиеся должны знать:

методы решения задач и их сущность;

структуру процесса решения задач.

 

Учащиеся должны уметь:

классифицировать предложенные задачи по методам их решения;

различать заданные элементы и их характеристики;

анализировать и исследовать решения задач.

Принципы построения курса по выбору:

Индивидуальность

Доступность

Преемственность

Результативность

Занятия 1-2
«Что такое многогранник? Многогранные углы» Цель: дать определение многогранника; рассмотреть его элементы: грани, вершины, ребра. Ввести понятие многогранного угла; показать многогранные углы на моделях многогранников; учить вычислять многогранные углы. Занятие 3-4 «Выпуклые многогранники. Правильные многогранники» Цель: дать определение выпуклого многогранника; решать задачи с выпуклыми многогранниками. Дать определение правильного многогранника; рассмотреть его элементы. Занятие 4-5 «Каскады из правильных многогранников» Цель: рассмотреть каскады из правильных многогранников. Занятие 6-7 «Звездчатые многогранники» Цель: дать определение звездчатого многогранника; рассмотреть его элементы. Занятия 8-9 «Природные многогранники» Цель : показать, что кристаллы являются природными многогранниками; показать симметричное построение атомов в кристаллической решетке. Занятие 10 «Выбор темы для исследовательской работы» В соответствии с профессиональными предпочтениями учащихся, учитель помогает им в выборе тем и формулировании проблемы для исследовательской или творческой работы с учётом интересов школьников и их профессиональной ориентации. Тема должна быть такой, чтобы ребёнок мог высказать свою позицию, было достаточно материала для проведения исследования, чтобы она учитывала возрастные и личностные особенности учащегося. Название темы предполагает отражение цели исследовательской или творческой работы и пути её достижения. На данном занятии учащиеся выбирают формы работы: индивидуальную, парную, групповую. В случае выбора групповой формы учитель помогает учащимся распределить обязанности. Учащиеся знакомятся с основными требованиями к оформлению списка литературы, ссылок. Занятие 11-12 «Дискуссия об актуальности выбранных проблем, формулирование гипотезы, задач, выбор методов исследования».

Цели: создание условий для овладения учащимися исследовательскими компетенциями.

В ходе дискуссии школьники учатся доказывать актуальность выбранной проблемы, обосновывать важность её рассмотрения для самого учащегося; для места, где он живёт для его предполагаемой в будущем профессиональной деятельности. Учитель помогает учащимся сформулировать гипотезу, определить объект и предмет, цели и задачи исследования, рекомендует методы.

Занятие 13 «Различные способы работы с информацией»

Цели: создание условий для овладения учащимися информационно-коммуникативными компетенциями.

Учитель предоставляет учащимся возможность познакомиться с различными литературными источниками, архивными материалами, информацией по выбранным проблемам в сети Интернет, помогает им учиться выделять главное, классифицировать, анализировать, систематизировать, обобщать, представлять данные в виде графиков, таблиц, схем. В заключение организуется дискуссия по обсуждению наиболее интересной информации. Также учитель предлагает учащимся сопоставить полученную в ходе теоретического исследования информацию с имеющимися ранее представлениями.

Занятие 14-15. «Изображение пространственных фигур на плоскости» Цели: выработать умения работать с условием задачи, находить пути решения, анализировать и исследовать решение задач. Занятие16-19. «Методы построения сечений многогранников»

При построении сечений пространственных фигур плоскостями для изображения этих сечений нужно научиться строить контур сечения по точкам. Если пространственная фигура является многогранником, то линией пересечения граней с секущей плоскостью является отрезок, для изображения которого достаточно получить изображение двух его точек.

Занятие 20-23.

«Многогранники в задачах»

В процессе обучения учащиеся приобретают умения разбираться в типах и методах решения задач, анализировать, исследовать, находить пути их решения, выработать практические навыки в решении задач

Занятие 24-26. «Многогранники и оптимальное управление»

Цели: показать связь теории многогранников с такой областью прикладной математики как оптимальное управление; рассмотреть задачи на оптимальное управление

Занятие 27-30. «Моделирование многогранников» Цель: рассмотреть моделирование многогранников Занятие 31-32.
Овладение умением представлять результаты работы перед аудиторией.

Цели: создание условий для овладения учащимися умением обосновывать свою точку зрения, представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации.

Занятие 33-34.

Учитель организует защиту исследовательских и творческих проектов учащихся.

Литература для учителя:

1.Прасолов В. В. «Задачи по планиметрии» М. Наука 1986г.

2.Фридман «Как научиться решать задачи» 1989г.

3.Клопский В. М. и др. «Геометрия 9-10 класс» учебное пособие для средней школы
Издание 5-е М. Просвещение 1979г.

4.Веннинджер М. «Модели многогранников» Издательство «Мир» Москва 1974г.

5.Литвиненко В. Н. «Задачи на развитие пространственных представлений» Москва
Просвещение 1991г.

6.Гусев В. А. «Геометрия. Полный справочник» Москва Махаон 2006 г. 320 ст.

Литература для учащихся:

1. Погорелов А. В. «Геометрия для 7-11 кл» учебное пособие для средней школы.
М. Просвещение 1990г.

2. Атанасян Л.С. и др. «Геометрия 10-11 класс» учебное пособие для
общеобразовательных учреждений 11-е издание .М. Просвещение 2012 г.

3.Александров А. Д. «Геометрия для 8-9 классов» учебное пособие для школ и классов с углубленным изучением математики

 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации