Программа элективного курса «Технология исследования»

1
0
Материал опубликован 10 January 2022

Программа элективного курса  «Технология исследования»

Автор: Николаева Лариса Сергеевна,

учитель технологии МАОУ г. Владимира «СОШ « 36»

Возраст обучающихся 14-16 лет

Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение обучающихся в исследовательскую деятельность. Учебное исследование развивает интеллект, учит мыслить, стимулирует познавательную деятельность, способствует критическому осмыслению научных результатов.

Программа курса разработана для обучающихся 8-10 классов и рассчитана на 34 часа.

Цель курса «Технология исследования» - приобретение обучающимися навыков исследования как универсального способа освоения действительности.

Программа курса «Технология учебного исследования» направлена на осознание роли исследовательской деятельности, формирование исследовательских умений обучающихся

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью, так как, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов при обучении в вузах, колледжах, техникумах. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по созданию учебно-исследовательских работ и проектов.

Элективный курс ориентирован, прежде всего, на одаренных детей.

Требования к усвоению учебного материала

Обучающиеся должны знать:

структуру учебно-исследовательской деятельности;

основное методы исследования;

структуру гипотезы исследования;

основные информационные источники поиска необходимой информации;

правила оформления списка используемой литературы;

способы обработки и презентации результатов.

Обучающиеся должны уметь:

разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение задач, методов исследования и т.п.);

выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;

планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе, совместно с руководителем пользоваться библиотечными фондами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации. Учебными продуктами могут выступить отчеты о проекте, презентация исследовательской работы, публичная защита проекта.

Учебно-тематический план курса «Технология исследования»

№ п/п

Содержание
учебных разделов

Общее
кол-во часов

8 класс

9 класс

10 класс

12 часов

4 часа

4 часа

1

Введение.

Цели и задачи курса

2

1

1

0

2

Структура учебно-исследовательской деятельности

4

2

1

1

3

Этапы организации исследовательской деятельности

11

7

2

2

3.1.

Поиск информации

4

3

0,5

0,5

3.2.

Способы обработки информации

4

3

0,5

0,5

3.3.

Технология эксперимента

3

1

1

1

4

Презентация результатов

4

2

1

1

4.1.

Формы представления результатов

2

1

0,5

0,5

4.2.

Тренинг по подготовке к выступлению с докладом

2

1

0,5

0,5

Содержание

1. Введение (2часа) Правила организации занятий и их специфика

2. Структура учебно-исследовательской деятельности (4 часа)

История изучаемой темы. Обоснование темы (формулировка гипотезы, цели и задач исследования). Характеристика произведений и источников. Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Методы исследования

3. Этапы организации учебно-исследовательской деятельности (11 часов)

3.1. Поиск информации (4 часа)

Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники. Работа с библиографическими каталогами. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели. Поиск информации в Интернет

Оформление библиографического списка

3.2. Способы обработки информации (4 часа) Способы обработки информации. Приемы работы с текстом Цитирование. Оформление сносок Язык научного текста

3.3. Технология эксперимента (3 часа)

Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, статистические. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

4. Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности (4 часа)

4.1 Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы.. Письменный отчет. Структура, содержание (2 часа)

Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете.

Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия, радиопрограмма.

4.2. Психологический тренинг по подготовке к выступлению (2 часа)

Формы организации занятий: лекция, практическая работа, деловая игра, психологический тренинг, экскурсия в библиотеку

Дидактические материалы для реализации программы

Памятки и инструкции:

1. Методические рекомендации обучающимся по выполнению проектных и исследовательских работ. 2. Памятка по разработке гипотезы 3. Как выбрать тему

4. Методы исследования 5. Памятка по поиску информации в Интернете 6. Памятка по составлению анкеты 7. Памятка учащемуся по созданию и защите презентации проекта

8. Лист рефлексии

Список литературы

1. Дикова Е.А. Интеграция материальных и информационных технологий в проекте [Текст]. – М.: Журнал «Школа и производство» № 7, 2008.

2. Кукушин В.С. Классификация проектных работ. Теории и методики обучения. Ростов- на- Дону, 2005, С.241.

3. Критерии оценивания исследовательской работы //Артюхова Н.Ф., Борздун В.Н., Борздун Л.А. и др. Организация исследовательской работы школьников: Учебно-методическое пособие (библиотека сообщества НОУ-ХАУ)

4..Нинбург Е.А.Технология научного исследования. Методич. рекомендации.- М.,2006.-28 с.

5. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. №1. С. 34-45.

6. Савенков А.И.. Принципы исследовательского обучения. // Директор школы. - 2008.-№ 93.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. _ М.: АРКТИ, 2003г

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.