Рабочая программа факультатива «Город - мастеров», 5 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Технология (одобрен решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов. Извлечение (одобрено решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312).
Примерные программы основного общего образования по технологии из вышеуказанного сборника.
При изучении данной дисциплины используется учебник для учащихся образовательных учреждений Технология. Базовый уровень: 5 классы /В.Д. Симоненко, П.С Смородский, А.Т.Тищенко, Н.В. под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 20112. г.
УМК вспомогательной литературы:
Арефьев, И.П. Занимательные уроки технологии для девочек /И.П.Арефьев.-М: Школьная пресса, 2005.;
Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях «Технология». – Волгоград : Учитель, 2006.;
Степанова, Т.Н.Декупаж на уроках технологии /Т.Н. Степанова/ Школа и производство.;
Технология 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий: конспекты занятий /авт. – сост. И.Г.Норенко. Волгоград:Учитель, 2007.
Сроки реализации рабочей программы: 1 год.
Количество часов, отведенное на изучение внеурочной деятельности 36 часа в год, 1 час в неделю
Цели и задачи программы.
Цель - формирование у учащихся социально значимых, ценностно-смысловых установок, развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством. Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий. Социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.
Задачи:
Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и выбираемого декора.
Познакомить с различными видами современного хенд мейда.
Развить навыки работы обучающихся с различными материалами и в различных техниках
Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
Создавать предметы декоративно-прикладного творчества.
Развивать индивидуальные способности учащихся, художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры, интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, коммуникативные способности детей в процессе обучения;
Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе, а так же социально – психологическое: чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками
Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.
Рабочая программа разработана с учётом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы образовательной области «Технология» для общеобразовательных школ
Количество часов, отведенное на изучение внеурочной деятельности 36 часов в год, 1 час в неделю и состоит из 3-х модулей: «Бумажная фантазия», «Декупаж» и «Декорирование вещей». Составлено учебно-тематическое планирование, в котором отражены основные направления деятельности по освоению декоративно-прикладного искусства: квиллинг, плетение из газетных трубочек, декупаж, вышивка и смешанные техники. Выбор данных направлений обусловлен следующими критериями: сравнительно маленькие затраты на материалы, возможность освоения дисцин в которой совсем не уделяется внимания современным видам декоративно-прикладного искусства и современным видам хенд-мейда.
Рабочая программа внеурочнойн деятельности «Город мастеров»,не дублирует, но соотносится со школьной программой «Технология», методами и формами работы в данной образовательной области. Рабочая программа, является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить обучающихся не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники выше перечисленных видов декоративно-прикладного творчества, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках биологии, химии. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей: рисование, математика.
Новизна данной программы заключается в:
использовании новых технологий,
тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного дизайна,
а также знакомит с новыми материалами, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.
Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми - программа дополнена элементами свободного творчества. Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые обучающиеся получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир, позволяет с пользой провести свободное время.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Рабочая программа "Город мастеров" разработана с учётом принципов обучения:
эмоционально положительного отношения учащихся к деятельности – основное условие развития творчества;
учет индивидуальных особенностей – одно из главных условий успешного обучения;
последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;
удовлетворение практических чувств через создание полезных и красивых вещей.
Методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с обучающимися); эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).
Обучение включает следующие методы и приемы:
Стимулирование и мотивация:
Наглядность( иллюстрации, видеозаписи, фотографии, экскурсии);
Индукция (проблемные ситуации, ситуация новизны, активизирующая познавательный процесс)
Витагенное обучение (опора на жизненный опыт обучающегося)
Дискуссии ( в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности)
Эмоциональность ( яркость, занимательность примеров, опытов, фактов; создание эффекта удивления, переживания; присутствие чувства юмора)
Рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрения и выявления ошибок)
Предъявление учебных требований
Занятия практические и теоретические как сациально - организованные методы обучения.
Индивидуальная работа
Социализация, как приобретение социального опыта через совместное участие в конкурсах.
Проблемно – поисковый метод:
создание проблемных ситуаций, требующие новых знаний, поисков , решений
самоконструкция ( индивидуальное создание эскиза, проекта, изделия)
самостоятельная работа
экспериментальные занятия по созданию новых идей.
Социоконструкция (самостоятельное построение творческого процесса, создание результата)
Диалоги, беседы (на философские темы о смысле жизни, о мире, нахождении своего места макро – и микромире и т.д.)
Система критериев и форма контроля
Завершение работы по изготовлению изделий, участие в конкурсах и достижение на выставках. Свободное владение полученными навыками ДПИ и приемами полученных знаний и творческих навыков в различных жизненных ситуациях. Приобретение навыков самоконтроля, самооценки и общения через общение с другими обучающимися.
Предполагаемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:
Виды декоративно-прикладного искусства и популярные направления современного хенд - мейда.
Виды и свойства материалов для прикладного творчества.
Уметь стилизовать природные формы.
Работать с различными материалами и в разных техниках.
Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
Овладеть техническими навыками выполнения лоскутных изделий, вышивки лентами, декупажа, квиллинга, плетения.
Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции.
Уметь применять полученные знания в комплексе на практике.
Знать правила ТБ при работе с инструментами и приспособлениями.
Итогом годовой работы учащихся – является выставка творческих работ обучающихся, конкурс проектов.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
Особым пунктом в рабочей программе стоит выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Работа с одаренными учащимися в течение всего учебного года:
№ п/ п |
Содержание деятельности |
|
Организация индивидуальной работы с учащимися повышенного уровня учебных возможностей |
|
Изучение методической литературы по личностно-ориентированному подходу в преподавании истории. |
|
Продолжать работу по выявлению группы учащихся, заинтересованных предметом. |
|
Совершенствование технологий обучения, повышение качество образования и интереса к истории , используя при проведении уроков игр, викторин, заданий творческого характера |
|
Взаимодействие с классными руководителями и родителями мотивированных учащихся; рекомендации в ходе бесед родителям уч-ся |
|
Организация исследовательской и проектной работы с учащимися |
|
Участие в школьном, муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по истории. |
|
Участие в дистанционных проектах и олимпиадах по истории. |
|
Создание учащимися компьютерных презентаций по отдельным темам к урокам истории. |
Методы и формы работы с одарёнными детьми
Применение методов творческого характера:
проблемные,
поисковые,
эвристические,
исследовательские,
проектные
Использование передовых педагогических технологий:
личностно-ориентированное обучение,
метод проектов,
игровые технологии,
технология проблемного обучения.
Формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
проектная деятельность
В рабочей программе предусматривается принцип коррекционной направленности, для детей с ОВЗ.Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы работы с детьми ОВЗ:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа;
Наглядные - наблюдение, демонстрация;
Практические – упражнения;
Методы изложения новых знаний;
Методы повторения, закрепления знаний;
Методы применения знаний;
Методы контроля.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
Комбинированный урок;
Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации.
Учебно – тематическое планирование.
№ |
Название раздела, темы. |
Кол-во часов |
Форма урока |
Ожидаемые результаты |
|||
Раздел 1.Бумажная фантазия |
11ч |
Знать/уметь: |
|||||
1 |
Вводное занятие. Правила техники безопасности. |
1ч |
Беседа |
Историю бумажной пластики.. Виды. Плоскостные и объемные композиции Основные элементы квиллинга. Материалы и инструменты. Способы изготовления отдельных элементов. Сборка и оформление изделия. Основы квиллинга. Элементы: "Изогнутая капля", "Глаз", "Лист", "Треугольник", "Полумесяц", "Сердце", "Стрелка" и некоторые свободные формы выполнения работ: Звезда из разных элементов Снежинка из элементов "Изогнутая капля" Птичка из ажурных элементов «Валентинка» из элементов "Глаз" Букет с красными розами. Элементы "Лист" Шкатулка из разных элементов Весенние первоцветы из разных элементов Зайчики из разных элементов Весенняя поляна из разных элементов Анютины глазки из разных элементов Журавль из разных элементов и др. Фото-рамка Вешние воды К звездам, вперед! Бабочка. Первые мотыльки и др. Зелёный виноград Подснежники Гжель Орхидея Цветы и колосья и др. |
|||
2 |
Квиллинг. |
1ч |
Комбинированный |
||||
3-4 |
Основы квиллинга. Элементы: |
2ч |
Практикум |
||||
5-6 |
Выполнение поделок из ажурных элементов по выбору: |
2ч |
Практикум |
||||
7-8 |
Выполнение поделок из элементов плотной катушки |
2ч |
Практикум |
||||
9-11 |
Изготовление поделок из различных изученных элементов по выбору: |
3ч |
|||||
Плетение из газетных трубочек. |
10ч |
||||||
12-13 |
История появления. |
2ч |
Комбинированный |
Знать/уметь Материалы и инструменты. Способы кручения трубочек. Сборка и оформление изделий. Простое плетение,Плетение веревочкой Плетение наклонными рядами Плетение спиралью. Свободные формы выполнения работ: Корзинка – круглой формы Шкатулка – прямоугольной формы Корзинка для рукоделия (с игольницей) Органайзер и др |
|||
13- 14 |
Способы плетения из газетных трубочек: |
2ч |
Практикум |
||||
15-18 |
Плетение поделок различными способами (по выбору): |
4ч |
Практикум |
||||
20-21 |
Покраска изделия морилкой, покрытие акриловым лаком. |
2ч |
Практикум |
||||
Раздел 3. Декупаж |
9ч |
||||||
22 |
Декупаж. Истоки декупажа. Где используется? |
1ч |
Экскурсия с элементами беседы |
Знать /уметь Историю возникновения. Знакомство с материалами. Особенностями декупажа на разных поверхностях. Практическая работа: оформление деревянной досточки для дома. Особенности техники «обратный декупаж» Практическая работа: Создание декоративной тарелки в технике «обратный декупаж» с применением контуров. Приёмы искусственного «состаривания» предметов используемые в декупаже. Свободные формы выполнения работ: Практическая работа: Декоративное ведерко. Работа с трафаретами. Практическая работа: Оформление шкатулки с использованием двухкомпонентного кракелюрного лака. Декупаж с инкрустацией. Работа различными материалами для оформления. |
|||
23-24 |
Основы работы на стекле. |
2ч |
Практикум |
||||
25-26 |
Основы работы на металле. |
2ч |
Практикум |
||||
27-28 |
Особенности декорирования шкатулок. |
2ч |
Практикум |
||||
39-30 |
Основы работы на керамике. |
2ч |
|||||
Раздел 4.Свободное творчество. Декорирование вещей (Хенд майд)-(6 часов) |
|||||||
31-32 |
Выполнение проекта. Выбор темы. Организационный этап проекта. |
2ч |
Комбинированный |
Знать/уметь: Выбор темы проектной деятельности. Организационный этап проекта Технологический этап проекта. Защита. Свободные формы выполнения работ: |
|||
33 |
Технологический этап проекта. |
2ч |
Беседа |
||||
34 |
Выполнение технологических операций |
2ч |
Практикум |
||||
35-36 |
Заключительный этап проекта. Защита. |
2ч |
Дискусия |
||||
Итого: |
36ч |
Содержание программы
Раздел 1.Бумажная фантазия –( 11 часов)
Вводное занятие. Правила техники безопасности. История бумажной пластики.
Квиллинг. Бумажная филигрань – квиллинг. История появления квиллинга. Виды. Плоскостные и объемные композиции
Основные элементы квиллинга: "Изогнутая капля", "Глаз", "Лист", "Треугольник", "Полумесяц", "Сердце", "Стрелка" и некоторые свободные формы. Материалы и инструменты. Способы изготовления отдельных элементов. Выполнение поделок из ажурных элементов по выбору, из элементов плотной катушки.
Сборка и оформление изделия.
Практические работы (свободный выбор):
Звезда из разных элементов
Снежинка из элементов "Изогнутая капля"
Птичка из ажурных элементов
«Валентинка» из элементов "Глаз"
Букет с красными розами. Элементы "Лист"
Шкатулка из разных элементов
Весенние первоцветы из разных элементов
Зайчики из разных элементов
Весенняя поляна из разных элементов
Анютины глазки из разных элементов
Журавль из разных элементов и др.
Фото-рамка
Вешние воды
К звездам, вперед!
Бабочка и др.
Плетение из газетных трубочек – (10 часов)
История появления. Материалы и инструменты. Способы кручения трубочек. Сборка и оформление изделий. Технология плетения. Способы плетения из газетных трубочек: простое плетение, плетение веревочкой, плетение наклонными рядами, плетение спиралью. Особенности и рекомендации. Технология окрашивания и оформления работы.
Практические работы (по выбору):
Корзинка – круглой формы
Шкатулка – прямоугольной формы
Корзинка для рукоделия (с игольницей)
Органайзер и др.
Декупаж – (9 часов)
Истоки декупажа. Где используется?
Знакомство с материалами. Особенности декупажа на разных поверхностях. Свойства и применение различных лаков, красок, контуров, гелей, грунтов. Правильное приклеивание салфеток классическим способом. Фон губкой. Дымка по краю. Создание эффектов «Картинка внутри».
Основы работы на стекле. Особенности техники «обратный декупаж» Работа с контурами, с декупажной картой Calambour и их свойства и отличия. Оформления края тарелки различными приемами -марморирование, золочение.
Основы работы на металле. Приёмы искусственного «состаривания» предметов используемые в декупаже. Особенности однокомпонентных кракелюрных составов. Техника отслаивающейся краски ( особенности стиля Шебб-шик).
Создание эффекта кракле характерного для винтажных предметов с помощью двухкомпонентных кракелюрных составов. Особенности декорирования шкатулок. Работа с трафаретами. Виды потертостей и отслоений и методы их получения , работа с битумным воскaми и ликвидом битума. Основы работы на керамике. Декупаж с инкрустацией. Понятие художественного декупажа и его разновидности. Создание цветной растушевки с помощью акриловых красок и замедлителя для них. Работа различными материалами для оформления.
Практические работы (по выбору):
оформление деревянной досточки для дома
Создание декоративной тарелки в технике «обратный декупаж» с применением контуров
Декоративное ведерко
Оформление шкатулки с использованием двухкомпонентного кракелюрного лака.
Раздел IV. Свободное творчество. Декорирование вещей (Хенд майд)- 6 часов
Декорирование вещей (Хенд майд). Значимость вещи сделанной своими руками в разное время и разных странах. Способы декорирования вещей. Материалы и инструменты. Смешанные техники. Выполнение проекта.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности (факультатив)
« Город мастеров» (36 часов)
№ |
Название раздела, темы. |
Кол-во часов |
Форма урока |
Примерные сроки изучения |
Фактические сроки изучения |
|||||
Раздел 1. Бумажная фантазия( 11часов) |
||||||||||
1 |
Вводное занятие. Правила техники безопасности. |
1ч |
Беседа |
|||||||
2 |
Квиллинг. |
1ч |
Комбинированный |
|||||||
3-4 |
Основы квиллинга. Элементы: |
2ч |
Практикум |
|||||||
5-6 |
Выполнение поделок из ажурных элементов по выбору: |
2ч |
Практикум |
|||||||
7-8 |
Выполнение поделок из элементов плотной катушки |
2ч |
Практикум |
|||||||
9-11 |
Изготовление поделок из различных изученных элементов по выбору: |
3ч |
||||||||
Раздел II. Плетение из газетных трубочек. ( 10 часов) |
||||||||||
12-13 |
Бумажная лоза |
2ч |
Комбинированный |
|||||||
13- 14 |
Способы плетения из газетных трубочек: |
2ч |
Практикум |
|||||||
15-18 |
Плетение поделок различными способами (по выбору): |
4ч |
Практикум |
|||||||
20-21 |
Покраска изделия морилкой, покрытие акриловым лаком. |
2ч |
Практикум |
|||||||
Раздел 3. Декупаж ( 9 часов) |
||||||||||
22 |
Декупаж. Истоки декупажа. Где используется? |
1ч |
Экскурсия с элементами беседы |
|||||||
23-24 |
Основы работы на стекле. |
2ч |
Практикум |
|||||||
25-26 |
Основы работы на металле. |
2ч |
Практикум |
|||||||
27-28 |
Особенности декорирования шкатулок. |
2ч |
Практикум |
|||||||
39-30 |
Основы работы на керамике. |
2ч |
Практикум |
|||||||
Раздел 4.Свободное творчество. Декорирование вещей (Хенд майд)-(6 часов) |
||||||||||
31-32 |
Выполнение проекта. Выбор темы. Организационный этап проекта. |
2ч |
Комбинированный |
|||||||
33 |
Технологический этап проекта. |
2ч |
Беседа |
|||||||
34 |
Выполнение технологических операций |
2ч |
Практикум |
|||||||
35-36 |
Заключительный этап проекта. Защита. |
2ч |
Дискусия |
|||||||
Итого: |
36ч |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя и обучающихся:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
Е. Котаргинова Квиллинг. Бумажная пластика. 2008.
А.Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс. 2010.
Диана Боден "Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг" и др.
Чотти Д. “Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия”. М.: АСТ-ПРЕСС. 2004 г. Москва.
Банакина Л. Лоскутное шитье. - М.: АСТ-пресс, 2000
Уильяме М. Шелковая лента. - М.: ЭКСМО-пресс, 2000
И.Ю. Муханова «Лоскутная живопись». – М.: ОЛМА_ПРЕСС, Образование, 2005. – 64с, ил. – (Золотые страницы рукоделия).
Хильда Стокс. Объемный декупаж. Проекты для начинающих. – М.: АСТ-ПРЕСС., Образование, 2008. – 95с
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.
Энциклопедии по рукоделию, справочники и другая аналогичная литература.
Журналы по рукоделию
Интернет - ресурсы.