12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43586
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
3

Программа факультатива в 6 классе «Русская речь»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г.Брянска

Программа факультатива в 6 классе «Русская речь. (На материале истории и литературы Брянского края)»

подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна

Пояснительная записка.

Брянская земля дала жизнь многим замечательным писателям русской литературы, историческим деятелям, деятелям науки и искусства, питала их творчество, радовала глаз бесконечными лесными просторами, красотой рек, синевой озёр…Среди золотых имен Брянщины есть имена, которые известны далеко за пределами нашей Родины. Это Александр Пересвет и Роман Брянский, Ф.И.Тютчев и А. К.Толстой, И.Г.Петровский и А.И.Чижевский, А.А.Морозов и Р.Е.Алексеев, М.И.Блантер и Н.А.Рославц и многие другие. В Брянске есть ряд замечательных людей, творчество которых необходимо знать каждому жителю нашего удивительного города.

Факультатив «Русская речь. (На материале истории и литературы Брянской области)» предназначен для учащихся 6-го класса гимназий, а также школ с гуманитарным уклоном и рассчитан на 34 часа. Программа факультатива обладает новизной, так как помогает ученику овладеть устной и письменной речью на материале истории и литературы Брянского края. Факультатив учит вести беседу, составлять планы к творческим работам, писать изложения и сочинения на свободную тему, уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи, и в основе всех этих видов работ- дидактический материал, связанный с историей и литературой Брянщины.

Особенностью курса является то, что среди своих целей ставится цель воспитания художественного вкуса и воспитания читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о роли Брянской земли в истории России.

Сопереживание, развитие творческой фантазии на данных занятиях сочетается с формированием познавательной активности учащихся в процессе овладения навыками устной и письменной речи и краеведческого исследования.

Очевидно, что выбранная тема для общеобразовательного процесса является актуальной, так как позволяет не просто расширить школьную программу по истории, русскому языку, словесности, но и воспитать у детей чувство гордости за родной город, в котором жили и живут замечательные люди.

Цели факультатива:

1) формирование навыков устной и письменной речи;

2) пробуждение и углубление чувства любви к своей малой Родине – Брянской земле, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.

Для достижения этих больших и важных целей выдвигаются конкретные задачи:

лингво – коммуникативная (обогатить устную и письменную речь учащихся);

просветительская (приобщение к истории Брянской земли, раскрытие удивительных человеческих судеб );

эстетическая (раскрыть ученикам богатство мира идей и образов, созданных писателями, художниками, музыкантами на Брянской земле);

обучающая (овладение навыками библиографического описания, работа с периодическими изданиями).


 


 


 


 


 

Представляемая программа построена на следующих подходах:

1) в основе лежит интегрированный подход, который позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи и, как следствие, формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению, как русского языка, так и истории;

2) исследовательский подход, который реализует идею «обучения через открытие». В рамках этого подхода ученик самостоятельно или  в совместной деятельности формирует знания и умения и создает творческие работы;

3) коммуникативный или дискуссионный подход, при реализации которого формируется умение аргументировано высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим;

4) межгрупповой подход, который способствует возникновению сотрудничества между субъектами образовательного процесса, а также развитию коллективной познавательной деятельности. Каждая группа имеет свое задание в достижении общей цели;

5) индивидуальный подход, который позволяет раскрывать интеллектуальные и творческие возможности максимального развития каждого ученика.

Использованная литература:

В.П.Алексеев. Брянские люди 18 века.- Брянск: Придесенье, 1993.

Брянские леса-России краса. - М.: Прибой, 1998.

В.Волохов. Брянск. – Тула: Приокское кн. изд., 1968

В.Д.Глебов. Краткий фольклорный словарь. Брянск, 1998.

В.Городков. Архитектурные образы Брянщины.- Тула: Приокское кн. изд., 1990.

Т.К.Дандыкин. Во имя павших и живых.- Брянск: Придесенье, 2000. Макеев А.Ф. Краеведение на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1991. № 3; 1995. № 2.

А.Ф.Макеев Краеведение на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1991. № 3; 1995. № 2.

Н.А.Мизерова. Культура Брянска.- Брянск, 2003.

Е.И.Никитина. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.- М.: Дрофа, 2001.

Партизаны Брянщины. – Тула: Приокское кн. изд., 1970

Л.М.Перминова и др. Опыт введения регионального компонента в содержание образования. // Педагогика. 1998. № 4.

Р.Русанов, Я.Соколов. На славной Брянской земле. - Тула: Приокское кн. изд., 1975

Р.Русанов, Я.Соколов. Трижды прославленные. - Тула: Приокское кн. изд., 1978

Н.А.Соболев. Земля Брянская в русской литературе.- Тула: 1987.

Я.Соколов. Отчизны здесь моей начало. - Брянск: Дебрянск, 1996.

Я.Соколов. Здесь корни, здесь истоки Брянска. – Брянск, 2001.

Л.В.Турчук. Использование краеведческого материала на уроках литературы. Брянск, 1997.

Тематическое планирование занятий факультатива «Русская речь. (На материале истории и литературы Брянской области)» в 6 классе

Тема занятия

Краеведческий материал

Знакомство с людьми, прославившими Брянский край

Виды деятельности

1.

Для чего людям нужна речь. Речь устная и письменная.

Древнейшие поселения на территории Брянской области.

Трубчевский князь Всеволод Святославич, Александр Пересвет

беседа, чтение, составление простого плана текста, составление рассказа, работа со словарями,

2.

Речь монологическая и диалогическая.

Легенда о Вятко

Монах Кукша

чтение, пересказ, формулировка проблемных вопросов, составление диалога

3.

Как грамотно вести беседу. Речь правильная и речь хорошая.

Крещение Руси и Брянское княжество

Роман Брянский

чтение, пересказ,

инсценировка, конструирование предложений на тему «Здесь корни, здесь истоки»

4.

Понятие о тексте. Микротема, абзац, план текста.

Старейшие города Брянщины: Брянск, Трубчевск, Карачев, Севск

Черниговский и Новгород-северский князь Святослав Ольгович

чтение, составление простого и сложного плана текста, конструирование предложений на тему «У археологической карты Брянской области»

5.

Тема текста. Основная мысль текста.

Старейшие города Брянщины: Брянск, Трубчевск, Карачев, Севск

Археологи Ф.М.Заверняев и Т.В.Равдин

заочная экскурсия, чтение, составление плана, определение ключевых слов, конструирование предложений на тему «Размышления у Чашина Кургана»

6.

Как связать предложения в тексте. Лексические средства связи предложений в тексте.

Первая библиотека на Брянщине

князь Черниговский и Брянский Роман Михайлович

сообщение учителя, чтение, пересказ, анализ текста

7.

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В.Шпакова «Плачет лес золотыми слезами»

Брянские поэты о красоте родной природы

В.Шпаков,

В.Пипченко,

Л.Алешина

сообщение учителя о поэтах Брянского края, выразительное чтение, построчный анализ стихотворения, составление письменного ответа

8.

Что изучает стилистика. Понятие речевой ситуации.

Музеи города Брянска

С.С.Деев

Ф.И.Тютчев

А.К.Толстой

заочная экскурсия, чтение, письменный ответ на вопрос, составление диалога

9.

Разговорная и книжная речь. Характеристика разговорного стиля речи.

Старинные народные песни и частушки Брянского края

О.Славянина,

А.Вяльцева

выразительное чтение, слушание песен в записи, исполнение частушек

10.

Характеристика художественного стиля. Тропы и фигуры речи.

Произведения брянских писателей о красоте родного края

Николай Поснов

К.Паустовский

чтение, беседа, пересказ,

текстоведческий анализ

11.

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В.Динабургского «Весна»

Брянские поэты о красоте родной природы

В.Динабургский

сообщение учащихся о В.Динабургском, выразительное чтение, построчный анализ стихотворения, составление письменного ответа

12.

Характеристика научного стиля. Термины.

Ученые Брянской области.

И.Г.Петровский,

«Леонардо 20 века» А.Л.Чижевский

сообщения учителя о И.Г. Петровском и А.Л.Чижевском, выразительное чтение, беседа, стилистический анализ

13.

Характеристика официально-делового стиля.

Географическое положение Брянской области

 

аналитическая беседа, составление плана, словарно-орфографическая работа, составление устного высказывания «У карты Брянской области»

14.

Общее понятие типа речи. Описание, повествование, рассуждение.

Музей деревянной скульптуры имени А.К.Толстого.

В.Михайлов,

И.Жданов,

В.Орлов,

В.Херувимов

сообщение учителя о музее деревянной скульптуры, заочная экскурсия в музей, выразительное чтение, составление письменного ответа

15-16.

Рассуждение, его структура. Как правильно сформулировать тезис и аргументировать его.

Театральная жизнь города: Брянский областной драматический театр им. А.К.Толстого, Театр юного зрителя

В.А.Макаров,

И.П.Камышев

текстоведческий анализ, диспут, коллективное составление рассуждения

17-18.

Особенности рассуждения в художественной речи.

Музыканты и композиторы Брянской области

М.Блантер,

Т.Н.Николаева

сообщения учащихся о музыкантах Брянской области, выразительное чтение, слушание песен в записи, аналитическая беседа, коллективное составление составление устного высказывания

19.

Рассуждение-доказательство в научно-деловой речи.

Попытки Наполеона захватить Брянск

Прапорщик Александр Безобразов

выразительное чтение, анализ текста, составление устного высказывания «Пушки «Брянского Арсенала»

20.

Сочинение на тему «Героические страницы истории родной земли»

331-я Брянская Пролетарская

Д.Бобунов,

Г.Горбачев,

Ф.Привалов

сообщение учителя, беседа, собирание материала к сочинению, составление сложного плана, словарно-орфографическая работа.

21.

Оценочные суждения и категория оценки.

Монастыри Брянской земли: Свято-Успенский Свенский монастырь.

Князь Роман Михайлович,

Художник и поэт Владимир Потапов

выразительное чтение, текстоведческий анализ отрывков из книги М.Цапенко «Земля Брянская»

22-23.

Повествование, его структура. «Данное» и «новое» в повествовании.

Брянщина в годы Великой Отечественной войны: сражались брянцы под Москвой

Е.А.Дыскин,

В.Е.Ковалев

выразительное чтение, анализ текста, формулирование проблемных вопросов, коллективное составление письма фронтовику

24-25.

Описание, его структура. «Данное» и «новое» в описании.

Заводы Брянска: «Брянский машиностроительный завод», «Бежицкий сталелитейный завод»

П.П.Карзанов,

М.П.Мануев,

В.М.Логванев

Сочинение-миниатюра «Мой папа работает на …» (БМЗ, Ирмаше, Литии т,д.)

26.

Сочинение на тему «Что мне особенно запомнилось в «Повести о лесах» К.Паустовского.

Леса, парки и пейзажи Брянского края

К.Паустовский

сообщение учителя, беседа, собирание материала к сочинению, составление сложного плана, словарно-орфографическая работа.

27.

Деловое и художественное описание предмета.

Мастера изобразительного искусства Брянской области

А. Ткачев

С.Ткачев

заочная экскурсия в музей, выразительное чтение, пересказ, конструирование предложений на тему «Беседа у «ткачевского самовара»

28-29.

Соединение в тексте повествования и описания предмета.

Брянщина-край партизанской славы

Д.Е.Кравцов,

Ф.Е.Стрелец

выразительное чтение, аналитическая беседа, анализ текста, формулирование проблемных вопросов, конструирование предложений на тему «Уходили в поход партизаны»

30.

Сочинение на тему «Его имя прославило Брянщину»

Герои Великой Отечественной войны

А.А.Головачев,

Д.А.Драгунский,

П.М.Камозин

сообщение учащихся, беседа, собирание материала к сочинению, составление сложного плана, словарно-орфографическая работа.

.31-32.

Соединение в тексте повествования, описания предмета и рассуждения.

Герои Великой Отечественной войны: бои за Брянск

М.М.Попов,

И.В.Болдин

выразительное чтение, аналитическая беседа, конструирование предложений на тему «Великая Отечественная война в моей семье»

33-34.

Итоговая творческая работа.

Почетные граждане Брянска

Братья Могилевцевы,

Е.Я.Евдокимов,

И.Л.Паристый

Итоговое сочинение «Любить свой край, гордиться им»

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.