Программа факультативного курса Подготовка к государственной итоговой аттестации по физике

0
0
Материал опубликован 3 October 2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт

дополнительного педагогического образования» Отдел образования Амвросиевского района

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Амвросиевская школа №6

Амвросиевского района







Программа факультативного курса

Подготовка к государственной итоговой аттестации по физике

10-11классы

(70 часов)


















Амвросиевка - 2022 г.



Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Подготовка к государственной итоговой аттестации по физике» рассчитана на 70 часов за два года (по 35 часов в 10 и 11 классах общеобразовательной школы, одно занятие в неделю) предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов курса физики. Данный курс обеспечивает углубленное изучение предмета в плане эффективной подготовки учащихся 10,11 классов к государственной итоговой аттестации.

Программа факультативного курса составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» (постановление № I-233П-НС) (с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС, от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС, от 11.09.2020 № 187-IIНС, от 24.09.2020 № 197-IIНС, от 24.09.2020 № 198-IIНС, от 05.02.2021 № 245-IIНС, от 05.03.2021 №261-IIHC, от 26.03.2021 №265-IIHC), Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики, Порядка проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования, Порядка разработки, использования и хранения контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования (приказ Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки от 15.10.2018 № 307).


Цель курса: целенаправленная качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации через формирование естественнонаучной, исследовательской и коммуникативной компетентности.

Задачи курса:

-Использовать теоретическую основу для понимания первоначальных сведений о существовании моделей любого научного прогнозирования из курса физики на углубленном уровне;

- совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графически, геометрически и т.д.;

-научить понимать смысл задачи, физическую сущность рассматриваемых процессов и явлений, составлять алгоритм решения задачи, овладеть навыками решения физических задач;

-использовать активные формы организации учебных занятий;

-создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле

-развивать интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы учеников, через самостоятельную работу обучающихся.

-использовать нестандартные задачи для развития творческих способностей старшеклассников.


  Общая характеристика курса

Данный курс помогает эффективно подготовиться выпускникам к итоговой аттестации. Программа ориентирована на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений и позволит глубже рассмотреть физические закономерности, научить разбираться в них и применять их к анализу физических явлений, к практическим вопросам.

Факультативный курс является естественным дополнением программы изучения физики на базовом уровне, включает расширение предметных результатов и содержание, направленное на подготовку к последующему профессиональному образованию.

Самое трудное в подготовке к ГИА — это научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика. Поэтому данный факультативный курс является средством подготовки учащихся к сдаче экзаменов по физике», где уровень обучения повышается не только за счёт расширения теоретической части курса физики, сколько за счёт углубления практической – решение разнообразных физических задач.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует определенную последовательность изучения разделов факультативного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, носит рекомендательный характер в вопросе подбора качественных и количественных задач, экспериментальных практических задач. Задания подбираются с учетом возможностей обучающихся. На занятиях применяются как коллективные, так и индивидуальные формы работы. В итоге школьники могут повысить уровень теоретических знаний и практического выполнения заданий.

Умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения программного материала и его усвоения. В программе учтены тенденции новых образовательных стандартов, связанных с личностно – ориентированными, деятельными и компетентностными подходами к определению целей, содержания и методов обучения физики.

Целью ГИА является дифференцированная диагностика степени освоения вопросов школьной программы по физике и наличия знаний, навыков и умений, позволяющих продолжить обучение в соответствующих вузах. В связи с вышеизложенным, предлагаемый факультативный курс, приобретает особую значимость. Он даёт возможность удовлетворить запрос учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне.



Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

- соответствие содержания задач уровню классической физики, выдержавших проверку временем, а также уровню развития современной физики, с возможностью построения в процессе решения физических и математических моделей изучаемых объектов с различной степенью детализации, реализуемой на основе применения: конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики;

- соответствие содержания и форм предъявления задач требованиям государственных программ по физике;

возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых явлений, рассматриваемых в задаче;

- возможность формирования посредством содержания задач и методов их решения научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений природы, адекватных стилю мышления, в рамках которого может быть решена задача;

- жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.

Предлагаемый курс ориентирован на системно-деятельностный, исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) четкое формулирование физической части проблемы (задачи) выдвижение гипотез разработка моделей (физических, математических) прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений проверка и корректировка гипотез → нахождение решений проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.

Методологические особенности курса.

      Программа факультативного курса обеспечивает оптимальную нагрузку на обучающегося, учитывает возрастные и индивидуальные возможности школьников, эмоционально-психологическое благополучие детей, прикладную направленность знаний, умений, навыков, преемственность и развитие ранее изученных общеобразовательных программ.

 Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его усвоения является обеспечение дополнительной поддержки учащихся для сдачи ГИА по физике. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых при решении задач. Эффективность курса определяется самостоятельной работой ученика. В программе заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности (ученик – ученик; ученик – группа; ученик – учитель; учитель – группа; учитель – класс).

Самостоятельная работа предусматривается в виде специальных тематических разноуровневых, разнотипных домашних заданий (7-10 задач), а их решения построенными и аргументированными. Предусматриваются виды контроля, позволяющие оценивать динамику усвоения курса учащимися и получить данные для определения дальнейшего совершенствования содержания курса. В рамках факультативного курса применяются разнообразные продуктивные методы обучения. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач различного уровня сложности, работа над проектами. В результате происходит расширение знаний учащихся за счет изучения новых алгоритмов, методов, подходов к решению заданий; развитие интуиции и логики; реализации возможности комплексного применения знаний.


Ожидаемыми результатами занятий являются:

- понимать физический смысл моделей, понятий, величин;

- объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использования в технических устройствах и повседневной жизни;

- применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне;

- применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне;

- анализировать результаты экспериментальных исследований;

- указывать границы (область, условия) применимости научных моделей, законов и теорий;

- анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий и проводить, используя их, расчеты;

- решать задачи различного уровня сложности;

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной

Требования к уровню освоения содержания курса:

Обучающиеся должны владеть: основным понятийным аппаратом школьного курса физики (понимание смысла физических понятий, моделей, явлений, величин, законов, принципов, постулатов); методами самоанализа, самоконтроля и самооценки

Обучающиеся должны знать: основные законы и формулы, физические величины, их единицы измерения, расчётные формулы, основные понятия и определения; классификацию задач по различным критериям;

правила и приемы решения тестов по физике;
Обучающиеся должны уметь: описывать и объяснять физические явления и свойства тел (включая космические объекты), результаты экспериментов; приводить примеры практического использования физических знаний. Отличать гипотезы от научной теории, делать выводы на основе эксперимента; самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели; осуществлять поиск и выделение необходимой информации, анализировать физические явления, применять полученные знания при решении физических задач, выбирая наиболее эффективные способы решения; осуществлять постановку и формулирование проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Обучающиеся должны демонстрировать: применение знаний и умений в знакомой, изменённой и новой ситуациях; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

Система оценки достижений обучающихся.


- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся и могут вырабатываться ими совместно;

- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

- Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.         

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге

Оценивание осуществляется по четырем уровням: высокий, средний, достаточный, низкий.

Если выполнено меньше 30% предлагаемого задания - низкий уровень;

от 30% до 50% - достаточный;

от 50% до 75% - средний;

выше 75% - высокий.


Инструментарий для оценивания результатов

Критериальное самооценивание, критериальное взаимооценивание, карта понятий, составление тестов, составление интеллект – карт, составление банка задач, составление тезисов, создание проектов, серия опытов, собственное решение научной проблемы, изготовление модели.

Средства обучения

Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:

Физические приборы.

Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).

Дидактические материалы.

Учебники физики для старших классов средней школы.

Тестовые задания на основе банка данных КИМ для ГИА

Учебные пособия по физике, сборники задач.



Содержание курса

1.Введение- 1ч. 2. Механика -17ч. (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны). 3. Молекулярная физика. Термодинамика – 8ч. (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика). 4. Электродинамика- 8ч. (электрическое поле, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика). 5. Основы специальной теории относительности- 1ч. 6. Квантовая физика и элементы астрофизики – 12ч. (корпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра, элементы астрофизики). Итоговый контроль 3-ч. Резервное время -2ч

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

10 класс

Раздел 1 Введение





1.1.Знакомство с кодификатором, спецификацией контрольных измерительных материалов и демонстрационной версией ГИА по физике

1


1

Заполнение бланков ответов КИМ ГИА по физике

Итого по разделу

1


1


РАЗДЕЛ 2 Механика





2.1. Кинематика

4

1

3

Лабораторная работа. Решение задач по индивидуальным карточкам

2.2.Динамика

6

1

5

Самостоятельная работа. Физический диктант

2.3 Статика

3

1

2

Беседа

2.4 Законы сохранения в механике

4

2

2

Тестирование

Лабораторная работа

Итого по разделу

17

5

12


Раздел 3. Молекулярная физика. Термодинамика.





3.1. Молекулярная физика

5

1

4

Создание банка задач. Самостоятельная работа

3.2 Термодинамика

3

1

2

Тестирование.

Итого по разделу

8

2

6


Раздел 4 Электродинамика





4.1. Электрическое поле

4

1

3

Письменный ответ. Самостоятельная работа

4.2. Законы постоянного тока

5

2

3

Создание интеллект-карты

Лабораторная работа

11 класс

4.3. Магнитное поле

3

1

2

Самостоятельная работа, беседа

4.4. Электромагнитная индукция

3

1

2

Создание банка задач

4.5. Электромагнитные колебания и волны

4

2

2

Лабораторная работа, анкетирование

4.6. Оптика

7

3

4

Тестирование, самостоятельная работа, лабораторная работа

Итого по разделу

26

9

17


Раздел 5 Основы специальной теории относительности





5.1 Принцип относительности Эйнштейна

1


1

Создание проекта

Итого по разделу

1


1


Раздел 6 Квантовая физика и элементы астрофизики





6.1. Корпускулярно-волновой дуализм

4

1

3

Устный ответ

зачёт

6.2 Физика атома

2

1

1

Самостоятельная работа

6.3 Физика атомного ядра

4

1

3

Тестирование

6.4. Элементы астрофизики

2

2


Создание проекта

Итого по разделу

12

5

7


Раздел 7.Итоговый контроль





7.1. Решение вариантов заданий из открытого банка заданий государственной итоговой аттестации по физике.

3


3

Тренировочные итоговые работы

Итого по разделу

3


3


Резервное время

2

1

1


Всего

70

22

38


Расчетная сетка часов


Наименование

Разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Уроки

Лабо

рато

рные работы

Само

стоя

тель

ные работы

10 класс

Раздел 1 Введение






1.1.Знакомство с кодификатором, спецификацией контрольных измерительных материалов и демонстрационной версией ГИА по физике

1

1



Заполнение бланков ответов КИМ ГИА по физике

РАЗДЕЛ 2 Механика






2.1. Кинематика

4

3

1


Лабораторная работа. Решение задач по индивидуальным карточкам

2.2.Динамика

6

5


1

Самостоятельная работа. Физический диктант

2.3 Статика

3

3



Беседа

2.4 Законы сохранения в механике

5

4

1


Тестирование

Лабораторная работа

Раздел 3 Молекулярная физика. Термодинамика.






3.1. Молекулярная физика

5

4


1

Создание банка задач. Самостоятельная работа

3.2 Термодинамика

3

3



Тестирование.

Раздел 4 Электродинамика






4.1. Электрическое поле

4

3


1

Письменный ответ. Самостоятельная работа

4.2. Законы постоянного тока

5

4

1


Создание интеллект-карты

Лабораторная работа

11 класс

4.3. Магнитное поле

3

2


1

Самостоятельная работа, беседа

4.4. Электромагнитная индукция

3

3



Создание банка задач

4.5. Электромагнитные колебания и волны

4

3

1


Лабораторная работа, анкетирование

4.6. Оптика

7

5

1

1

Тестирование, самостоятельная работа, лабораторная работа

Раздел 5

Основы специальной теории относительности






5.1 Принцип относительности Эйнштейна

1

1



Создание проекта

Раздел 6

Квантовая физика и элементы астрофизики






6.1. Корпускулярно-волновой дуализм

4

4



Устный ответ

зачёт

6.2 Физика атома

2

1


1

Самостоятельная работа

6.3 Физика атомного ядра

4

4



Тестирование

6.4. Элементы астрофизики

2

2



Создание проекта

Раздел 7.Итоговый контроль






7.1. Решение вариантов заданий из открытого банка заданий государственной итоговой аттестации по физике.

3

3



Тренировочные итоговые работы

Резервное время

2

2








Программа

Факультативного курса

«Подготовка к государственной итоговой аттестации по физике»

(по 35 часов в 10 и 11 классах общеобразовательной школы, одно занятие в неделю)

Название раздела , темы

Содержание учебного материала

Количество часов

Планируемые результаты

(Требования к учебным достижениям учащихся)

10 класс

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ 1ч.

1


Знакомство с кодификатором, спецификацией контрольных измерительных материалов и демонстрационной версией ГИА по физике.

1

Умеют работать с информацией КИМ. Заполняют бланки ответов соответственно с требованиями к заполнению бланков.

Раздел 2. МЕХАНИКА 17ч.


2.1. Кинематика




2

3

Материальная точка.

Относительность механического движения. Система отсчета. Материальная точка. Скорость материальной точки.

2

Формулируют понятия «поступательное движение», «материальная точка», «система отсчета», «тело отсчета».

4

Прямолинейное и криволинейное движение.

Равномерное прямолинейное движение: Равноускоренное прямолинейное движение.

1

Различают характерные особенности прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Понимают понятие об ускорении как основной физической величине, характеризующей неравномерное движение.

5

Поступательное и вращательное движение. Твёрдое тело

Свободное падение. Ускорение свободного падения. Движение тела, брошенного под углом α к горизонту: Движение точки по окружности. Линейная и угловая скорость точки соответственно. Поступательное и вращательное движение твёрдого тела.

1

Имеют представление о поступательном движении, его особенностях и параметрах, о вращательном движении тела и его параметрах. Знают формулы для определения параметров поступательного и вращательного движений тела. Умеют определять кинематические параметры тела при поступательном и вращательном движениях, определяют параметры любой точки тела.


2.2.Динамика




6

7

Законы механики Ньютона.

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Сила. Принцип суперпозиции сил: Второй закон Ньютона: для материальной точки в ИСО. Третий закон Ньютона для материальных точек.

2

Знают об инерциальных системах отсчета, о зависимости ускорения тела от силы и массы. Моделируют ситуацию, происходящую при движении тела в различных системах отсчета.

8

Силы всемирного тяготения, упругости, трения.

Закон всемирного тяготения: силы притяжения между точечными массами. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от высоты h над поверхностью планеты радиусом R0. Движение небесных тел и их искусственных спутников. Первая космическая скорость.

1

Знают основные проявлениями закона всемирного тяготения, дают определение понятия силы тяжести, веса тела, невесомости, объясняют природу сил упругости и трения.

9

Момент силы. Условия равновесия твёрдого тела.

Момент силы относительно оси вращения. Условия равновесия твердого тела в ИСО.

1

Знают условия равновесия тел, виды равновесия (устойчивое, неустойчивое, безразличное). Умеют выяснять при каких условиях тела более устойчивы.

10

Давление.

Давление твёрдых тел. Закон Паскаля. Давление в жидкости, покоящейся в ИСО.

1

Объясняют сущность давления твёрдых тел, механизм передачи внешнего давления жидкостями и газами; формулируют закон Паскаля. Решают экспериментальные задачи

11

Выталкивающая сила. Плавание тел.

Закон Архимеда. Закон Архимеда, если тело и жидкость покоятся в ИСО. Условия плавания тел.

1

Умеют вычислять силу Архимеда, объяснять различные ситуации поведения тел в жидкости. Решают задачи.


2.3 Статика




12

13

Импульс материальной точки и системы тел.

Импульс материальной точки. Импульс системы тел. Закон изменения и сохранения импульса.

2

Планируют практические действия по исследованию особенностей решения задач на закон сохранения импульса. Выбирают эффективные способы решения практической задачи.

14

Работа и мощность силы. Энергия.

Работа силы: на малом перемещении. Мощность силы. Кинетическая энергия материальной точки. Закон изменения кинетической энергии системы материальных точек. Потенциальная энергия: для потенциальных сил. Потенциальная энергия тела в однородном поле тяжести. Закон изменения и сохранения механической энергии.

1

Понимают физический смысл понятий «механическая работа», «мощность», «энергия», закона сохранения энергии, применяют приобретенные умении для описания преобразования энергии при движении тел.


2.4 Законы сохранения в механике




15

16

Гармонические, свободные и вынужденные колебания.

Гармонические колебания. Амплитуда и фаза колебаний. Кинематическое описание. Динамическое описание. Энергетическое описание (закон сохранения механической энергии). Период и частота колебаний. Период малых свободных колебаний математического маятника. Период свободных колебаний пружинного маятника. Вынужденные колебания. Резонанс. Резонансная кривая.

2

Демонстрируют особенности колебательного движения, приводят примеры механических колебаний систем и определяют основные параметры колебаний и причину их возникновения, объясняют, чем отличаются различные типы колебаний, решают основную задачу механики для колебательных движений.

17

18

Механические колебания и волны.

Поперечные и продольные волны. Скорость распространения и длина волны. Интерференция и дифракция волн. Звук. Скорость звука.

2

Систематизируют знания по теории колебаний. Решают практические задачи по теории механических колебаний (отрабатываются основные понятия: амплитуда, период, частота, фаза колебаний). Решают практические и количественные задачи с использованием уравнения гармонических колебаний, условий явления резонанса.

Раздел 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА.ТЕРМОДИНАМИКА 8ч.


3.1. Молекулярная физика




19

20

Основы МКТ.

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Тепловое движение атомов и молекул вещества. Взаимодействие частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модель идеального газа в МКТ: частицы газа движутся хаотически и не взаимодействуют друг с другом. Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного теплового движения молекул идеального газа (основное уравнение МКТ).

2

Умеют описывать основные черты модели «идеального газа», объяснять давление создаваемое газом, объяснять зависимость давления ИГ от массы газа. его концентрации и средней скорости молекул.

- использовать основное уравнение МКТ для решения задач.


21

Температура. Энергия теплового движения молекул. Уравнение состояния идеального газа.

Абсолютная температура. Связь температуры газа со средней кинетической энергией поступательного движения его частиц. Уравнение p=nkТ.


1

Знают о температуре как одном из термодинамических параметров и мере средней кинетической энергии движения молекул, температурных шкалах Кельвина и Цельсия и связи между ними. Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—Клапейрона, характеристика критического состояния. 

22

Газовые законы. Взаимные превращения жидкостей и газов.

Закон Дальтона для давления смеси разреженных газов. Изопроцессы в разреженном газе. Графическое представление изопроцессов на pV-, pT- и VT диаграммах. Насыщенные и ненасыщенные пары. Качественная зависимость плотности и давления насыщенного пара от температуры, их независимость от объема насыщенного пара. Влажность воздуха. Относительная влажность

1

Формулируют газовые законы.

Понимают понятие «изопроцесс».

Решают

графические задачи на изопроцессы.

23

Изменение агрегатных состояний вещества.

Изменение агрегатных состояний вещества: испарение и конденсация, кипение жидкости, плавление и кристаллизация. Преобразование энергии в фазовых переходах.

1

Умеют объяснять причины изменения агрегатных состояний вещества. Решают качественные и количественные, графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.



3.2 Термодинамика




24

25

Внутренняя энергия. Количество теплоты.

Тепловое равновесие и температура. Внутренняя энергия Теплопередача как способ изменения внутренней энергии без совершения работы. Конвекция, теплопроводность, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Удельная теплота парообразования. Удельная теплота плавления. Удельная теплота сгорания топлива.

2

Формулируют понятие внутренней энергии и способы ее изменения, выводят формулу для определения внутренней энергии идеального газа, рассматривают изменение внутренней энергии во всех изопроцессах происходящих в идеальном газе.


26

Работа в термодинамике. Законы в термодинамике.

Элементарная работа в термодинамике. Вычисление работы по графику процесса на pV-диаграмме. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики, необратимость. Принцип действия тепловых машин. КПД. Цикл Карно Уравнение теплового баланса.

1

Выводят формулы для определения работы расширяющегося газа при постоянном давлении. Понимают геометрическую интерпретацию работы для изобарного процесса, объясняют геометрический смысл работы. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач.

Раздел 4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА 26ч.


4.1. Электрическое поле




27

28

Электризация тел. Закон Кулона. Электрическое поле.

Электризация тел и её проявления. Электрический заряд. Два вида заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие зарядов. Точечные заряды. Закон Кулона. Электрическое поле. Его действие на электрические заряды. Напряженность электрического поля. Поле точечного заряда однородное поле. Картины линий этих полей.

2

Разъясняют физический смысл закона Кулона; указывают границы применимости. Решают задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью

29

Потенциальность электростатического поля. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

Разность потенциалов и напряжение. Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле.

Принцип суперпозиции электрических полей. Проводники в электростатическом поле. Условие равновесия зарядов: внутри проводника E 0, внутри и на поверхности проводника const. Диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость.

1

Имеют представления о проводниках и диэлектриках их строением и поведением в электростатическом поле. Решают задачи на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией.


30

Конденсаторы.

Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Электроемкость плоского конденсатора. Параллельное соединение конденсаторов. Последовательное соединение конденсаторов. Энергия заряженного конденсатора.

1

Владеют понятием электрической ёмкости. Устанавливают зависимость ёмкости от размеров проводника, диэлектрической проницаемости среды и расстояния между пластинами конденсатора. Решают задачи на описание систем конденсаторов.


4.2. Законы постоянного тока




31

32

Электрический ток. Закон Ома. Параллельное и последовательное соединение проводников.

Сила тока. Постоянный ток. Условия существования электрического тока. Напряжение. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление. Зависимость сопротивления однородного проводника от его длины и сечения. Удельное сопротивление вещества. Источники тока. ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной (замкнутой) электрической цепи. Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников.

2

Умеют экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном и последовательном соединениях проводников; экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном и параллельном соединении проводников; продолжить умеют решать задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.

33

Работа и мощность постоянного тока.

Работа электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока. Тепловая мощность, выделяемая на резисторе. Мощность источника тока.

1

Владеют навыками чтения электрических схем. Понимают понятия работы и мощности электрического тока, формулируют закон Джоуля-Ленца. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов.

34

35

Электрический ток в различных средах.

Свободные носители электрических зарядов в проводниках. Механизмы проводимости твёрдых металлов, растворов и расплавов электролитов, газов. Полупроводники. Полупроводниковый диод.

2

Знают условия существования электрического тока в различных средах. Описывают механизмы проводимости твёрдых металлов, растворов и расплавов электролитов. Решают задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках.

10 класс


4.3. Магнитное поле




36

37

Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле проводника с током.

Механическое взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей. Линии магнитного поля. Картина линий поля полосового и подковообразного постоянных магнитов. Опыт Эрстеда. Магнитное поле проводника с током. Картина линий поля длинного прямого проводника и замкнутого кольцевого проводника, катушки с током.

2

Знают свойства постоянных магнитов и их применением в технике; имеют представление о магнитном поле Земли. Формулируют понятие «магнитное поле», указывают его источник, дают понятие магнитных линий; описывают магнитное поле прямого тока с помощью магнитных линий.

38

Сила Ампера. Сила Лоренца.

Сила Ампера, её направление и величина. Сила Лоренца, её направление и величина. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле.

1

Знают особенности действия магнитного поля на движущийся заряд и проводник с током, применяют правило «левой руки» для определения направления действия силы Лоренца в незнакомой ситуации.

Решают задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера.


4.4. Электромагнитная индукция




39

40

Явление электромагнитной индукции. ЭДС индукции.

Поток вектора магнитной индукции. Явление электромагнитной индукции. ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции Фарадея.

2

Раскрывают сущность явления электромагнитной индукции; формулируют правило Ленца и умеют пользоваться им для определения направления индукционного тока; понимают закон электромагнитной индукции; производят расчет ЭДС индукции при решении задач.

41

Правило Ленца. Индуктивность. Самоиндукция. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля катушки с током.

Правило Ленца. Индуктивность. Самоиндукция. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля катушки с током.

1

Имеют представление о том, что изменение силы тока в проводнике создает вихревое воле, которое может или ускорять или тормозить движущиеся электроны; представление об энергии, которой обладает электрический ток в проводнике и энергии магнитного поля, созданного током. Решают задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера.


4.5. Электромагнитные колебания и волны




42

43

Колебательный контур.

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в идеальном колебательном контуре. Формула Томсона. Связь амплитуды заряда конденсатора с амплитудой силы тока в колебательном контуре. Закон сохранения энергии в колебательном контуре. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс.

2

Объясняют понятие электромагнитные колебания и знают формулу Томсона

Решают задачи экспериментального характера.

44

45

Переменный ток. Свойства электромагнитных волн.

Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии. Свойства электромагнитных волн. Взаимная ориентация векторов в электромагнитной волне в вакууме. Шкала электромагнитных волн. Применение электромагнитных волн в технике и быту.

2

Имеют представление о переменном токе. Знают основные особенности активного сопротивления. Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока. электрические машины, трансформатор. 


4.6. Оптика

ОПТИКА



46

47

Световые волны Законы отражения

Прямолинейное распространение света в однородной среде. Луч света. Законы отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения.

2

Знают законы отражения, преломления света.

Решают задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.

48

Законы преломления.

Законы преломления света. Абсолютный и относительный показатели преломления. Ход лучей в призме. Соотношение частот и длин волн при переходе монохроматического света через границу раздела двух оптических сред.

1

Знают законы преломления. Решают задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация

49

50

Линзы. Оптические приборы и системы

Собирающие и рассеивающие линзы. Тонкая линза. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Формула тонкой линзы. Увеличение, даваемое линзой. Ход луча, прошедшего линзу под произвольным углом к её главной оптической оси. Построение изображений точки и отрезка прямой в собирающих и рассеивающих линзах и их системах. Фотоаппарат как оптический прибор. Глаз как оптическая система.

2

Имеют представление об устройстве и назначением и применении оптических приборов в жизни человека.

Умеют применять законы геометрической оптики для объяснения физических процессов происходящих в линзе, очках, фотоаппарате, микроскопе, телескопе. Решают задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.

51

52

Интерференция и дифракция света.

Интерференция света. Когерентные источники. Условия наблюдения максимумов и минимумов в интерференционной картине от двух синфазных когерентных источников. Дифракция света. Дифракционная решётка.

2

Имеют представление о световых явлениях интерференции, дифракции, дисперсии света, определяют эти явлений путем физического эксперимента. Знают условия возникновения этих явлений и методы их наблюдения. Устанавливают зависимость образования интерференции, дифракции, дисперсии от длины световой волны и угла падения светового луча. Решают задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Умеют моделировать эти явления путем постановки опытов.

Раздел 5. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ 1ч.

53

5.1 Принцип относительности Эйнштейна

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя частицы

1

Владеют классическими понятиями пространства и времени и экспериментальными основами СТО.

Понимают значение физического и философского смысла постулатов Эйнштейна, а также сущность и свойства релятивистского понятия пространства и времени. Находят связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя частицы при решении задач.

Раздел 6 КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ 12 ч.


6.1. Корпускулярно-волновой дуализм




54

55

Световые кванты.

Гипотеза М. Планка о квантах. Формула Планка. Фотоны. Энергия фотона. Импульс фотона.

2

Объясняют гипотезу М. Планка о квантах. Решают задачи различного уровня сложности из открытого банка заданий ГИА.

56

Теория фотоэффекта.

Фотоэффект. Опыты А.Г, Столетова. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

1

Имеют представления о фотоэффекте и знают его законы. Формулируют понятие кванта энергии, знают области применения закона сохранения энергии. Решают задачи на явление фотоэффекта.

57

Фотоны. Корпускулярно-волновой дуализм.

Волновые свойства частиц. Волны де Бройля. Длина волны де Бройля движущейся частицы. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов на кристаллах. Давление света. Давление света на полностью отражающую поверхность и на полностью поглощающую поверхность.

1

Владеют понятием фотона; используют величины, харак­теризующие свойства фотона (масса, скорость, энергия, импульс) и формулы, их определяющие для решения задач.


6.2 Физика атома




58

59

Квантовые постулаты Бора.

Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Излучение и поглощение фотонов при переходе атома с одного уровня энергии на другой. Линейчатые спектры. Спектр уровней энергии атома водорода. Лазер.

2

Знают квантовые постулаты Бора, имеют представление о модели атома водорода Бора, объясняют значение теории Бора в развитии физической науки. Решают задачи различного уровня сложности.


6.3 Физика атомного ядра




60

61

Радиоактивность

Нуклонная модель ядра Гейзенберга – Иваненко. Заряд ядра. Массовое число ядра. Изотопы. Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные силы. Дефект массы ядра. Нуклонная модель ядра Гейзенберга – Иваненко. Заряд ядра. Массовое число ядра. Изотопы. Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные силы. Дефект массы ядра.

2

Имеют представления о явлении радиоактивности, о физической природе и свойствах α-, β-, γ-излучений; знают структуру атома. Решают Конструкторские задачи и задачи на проекты.

62

63

Ядерные реакции.

Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер.

2

Имеют представление о ядерных реакциях, процессами изменения атомных ядер, превращением одних ядер в другие под действием микрочастиц.

Создают банк задач по данной теме.


6.4. Элементы астрофизики




64

Солнечная система. Звёзды.

Солнечная система: планеты земной группы и планеты гиганты, малые тела Солнечной системы. Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии. звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

1

Знают строение Солнечной системы. Имеют понятие о разнообразии звездных характеристик и их закономерностях. Объясняют происхождении и эволюции Солнца и звезд. Решают задачи из открытого банка заданий ГИА.

65

Наша Галактика. Эволюция Вселенной.

Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

1

Знают происхождение Галактики. Млечный путь. Состав Галактики: звезды, скопления и их виды, туманности и их виды, лучи, поля, газ и пыль. Строение и вращение Галактики. Движение звезд и Солнца. Радиоизлучение Галактики. Решают задачи из открытого банка заданий ГИА.

Раздел 7.ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 3ч.

66

67

68

7.1. Решение вариантов заданий из открытого банка заданий государственной итоговой аттестации по физике.

Решение вариантов заданий из открытого банка заданий государственной итоговой аттестации по физике.

3

Используют навыки решения задач разного типа и уровня в соответствии с материалами ГИА.


69

70

Резервное время.


2

Используют навыки решения задач разного типа и уровня в соответствии с материалами ГИА.



Литература, рекомендованная для учителя

Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа

Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО

Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М., Просвещение

Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа

Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение

Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования», М., Наука

Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий», М., Экзамен

Курашова С. А. «ЕГЭ. Физика. Раздаточный материал тренировочных тестов», СПб, Тригон



Литература для обучающихся

Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач. Лексикон», М., Образование

Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс», М., Дрофа

Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)», СПб

Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., Просвещение

Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями», М., Мнемозина













Приложения

Темы проектов:

Плоский конденсатор заданной емкости.

Генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии.

Использование газовых процессов для подачи сигналов.

Оптические иллюзии

Исследование термодинамических характеристик термосов.

Темы конструкторских задач

Прибор для измерения освещенности.

Модель передачи электроэнергии.

Установка для нагревания жидкости на заданную температуру.

Модель автоматического устройства с электромагнитным реле.

Модель газового термометра.

Модель предохранительного клапана на определенное давление.

Модель тепловой машины.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации