Программа факультативного курса «Роль орфографии и пунктуации в письменном общении» (9 класс)

0
0
Материал опубликован 9 November 2021 в группе





.


Рабочая программа


Факультативный курс по русскому языку


Класс 9


Учебный год 2019-2020


Срок реализации программы 1год


Учитель Оленева О.К.










г. Салехард

2019






















1.Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Роль орфографии и пунктуации в письменном общении» основной школы предназначена для учащихся 9 классов МАОУ « Обдорская гимназия», изучающих предмет русский язык.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, является частью Основной образовательной программы МАОУ «Обдорская гимназия» и представляет скорректированный вариант Примерной основной образовательной программы основного общего образования и авторской программы С.И. Львовой. (ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15),программы по русскому (родному) языку. 5-9 классы. В программе также учитываются основные идеи и положения программы развития универсальных учебных действий в рамках предмета «Русский язык».

Цель курса: помочь ученикам освоить роль орфографии и пунктуации в письменном общении, способствовать формированию орфографических и пунктуационных навыков

Задачи курса:

Формирование основных компетенций: лингвистической, языковой, коммуникативной;

Воспитание сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности;

Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи уч-ся;

Формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск;

Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах; о стилистических ресурсах русского языка; о нормах русского языка; о русском языковом этикете.


Место предмета : содержание обучения русскому языку рассчитано на 34 часа, в неделю – 1 час.

Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе

В результате изучения факультативного курса «Роль орфографии и пунктуации в письменном общении» в 9 классе:

Ученик научится: рассматривать различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для обще­ния; правильно и уместно использовать языковые средства в разных условиях общения для развития таких качеств речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность; владеть правилами речевого этикета; использовать принципы русской орфографии и пунктуации, уметь увидеть обусловленность написания слов и постановки пунктуационных знаков языковыми факторами (особенностями организации формы и значения языкового знака); владеть навыками грамотного письма, осуществлять самоконтроль и саморедактирование письменных текстов (как репродуцируемых, так и продуцируемых).

Ученик получит возможность научиться: использовать принципы русской орфографии и пунктуации, видеть обусловленность написания слов и постановки пунктуационных знаков языковыми факторами (особенностями организации формы и значения языкового знака); владеть навыками грамотного письма, осуществлять самоконтроль и саморедактирование письменных текстов (как репродуцируемых, так и продуцируемых); использовать основные методы, формы, средства формирования и контроля орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков (включая компьютерные технологии, тестовые материалы и др.); отбирать и дидактически обрабатывать теоретический материал по орфографии и пунктуации, составлять алгоритмы, схемы, опорные конспекты по различным орфографическим и пунктуационным правилам / темам; видеть и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки в чужой письменной речи.



НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ



1.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48).

2.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

3.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937).

4.

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (список изменяющих документов в редакции Приказов Минобрнауки России от 08.06.15 №576, 28.12.15 №1529, 26.01.16 № 38, 21.04.16 №459, 29.12. 16 №1677).

5.

Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования МАОУ «Обдорская гимназия» (приказ МАОУ «Обдорская гимназия» № 207 от 12 мая 2015 года).

6.

Программа по русскому (родному) языку. 5-9 классы. Авторы программы: М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова. - М., Дрофа, 2014




II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

УУД

1

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на углублённом уровне являются:



воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

2

Метапредметными результатами освоения выпускника­ми средней школы курса русского языка на углублённом уровне являются:

Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебно-познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);

Познавательные:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

3


Предметными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на углублённом уровне являются:

совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;

распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;

распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;

распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;

распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;

определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

определение грамматической основы предложения;

распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;

распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;

опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;

определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;

определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими,лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:


поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;


применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;


нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;


соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте



III. Содержание учебного предмета


п/п

Класс

Тема

Количество часов

Содержание учебного материала (Дидактические единицы)


9

класс




1

Общее о языке

34

Устное и письменное общение между людьми. Возникновение и развитие письма как средства общения.

Славянская письменность. Письмо на Руси.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи письменной речи (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствование текста, пунктуационный алфавит.

Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания. Требования к содержанию и языку.

Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (sms – сообщение, электронная почта, телефакс и др.)

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Разделы орфографии и принципы написания.

Звукобуквенные орфограммы, морфологический принцип написания. Морфемный анализ слова. Правописание иноязычных слов.

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания.

Смысловой анализ, выбор строчной и прописной буквы. Красная строка, абзац.

Нарицательные существительные, произошедшие от личных имён, причины появления таких существительных.

Основные правила графического сокращения слов и использование этих правил в практике современного письма. Графическое сокращение слов, типы и правила сокращения слов: точечные, дефисные, косолинейные, «нулевые», комбинированные; использование правил графического сокращения слов в современном письме. Сложносокращённые слова.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации.

Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Смысловая роль знаков препинания. Структура предложений и пунктуация. Интонация и пунктуация. Трудные пунктуационные случаи.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания. Знаки завершения. Разделы русской пунктуации.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания при вводных словах. Группы вводных слов по значению.

Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания при обращении. Виды обращений.

Знаки препинания внутри простого предложения Знаки препинания при обособленных определениях.

Сложносочинённое предложение. Знаки препинания между частями сложного предложения. Части сложного предложения. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Схемы ССП.

Сложносочинённое предложение. Знаки препинания между частями сложного предложения. Постановка запятой между частями ССП.

Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания между частями сложного предложения. Главное и придаточное предложения, их различие.

Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания между частями сложного предложения. Виды придаточных предложений. Место придаточного в предложении. Союзы и союзные слова, их различие, указательные слова.

Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания между частями сложного предложения. Синтаксический разбор СПП, схемы СПП.

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Последовательное, однородное, параллельное подчинение.

Сложное предложение с различными видами связи.

Знаки препинания при передаче чужой речи. Чужая речь, её передача

Знаки препинания в связном тексте.

Способы оформления на письме прямой речи.

Способы оформления на письме прямой речи.

Цитирование. Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитатах.

Цитирование. Соблюдение литературных норм при цитировании.

Справочники по русскому правописанию; работа с ними. Их виды.





IV. Тематическое планирование 9 класс


Тема

Количество часов

Урок

Рр.

Кр. р

1

Устное и письменное общение между людьми. Возникновение и развитие письма как средства общения.




2

Особенности письменной речи: средства письма; ориентация на зрительное восприятие текста.




3

Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания.




4

Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении




5

Основные правила письменного общения в дискуссиях, конференциях




6

Основные правила письменного общения в дискуссиях, конференциях




7

Разделы русской орфографии и принципы написания.




8

Звуко-буквенные орфограммы и морфологический принцип написания.




9

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания.




10

Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы.




11

Основные правила графического сокращения слов и использование правил в современном письме.




12

Некоторые сведения из истории русской пунктуации.




13

Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации.




14

Смысловая роль знаков препинания. Структура предложений и пунктуация. Интонация и пунктуация.




15

Основные функции пунктуационных знаков. Разделы русской пунктуации.




16

Знаки препинания в конце предложения.




17

Знаки препинания внутри простого предложения.




18

Знаки препинания внутри простого предложения.




19

Знаки препинания внутри простого предложения.




20

Знаки препинания внутри простого предложения.




21

Сложносочинённое предложение. Знаки препинания между частями сложного предложения.




22

Сложносочинённое предложение. Знаки препинания между частями сложного предложения.




23

Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания между частями сложного предложения.




24

Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания между частями сложного предложения.




25

Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания между частями сложного предложения.




26

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.




27

Сложное предложение с различными видами связи.




28

Знаки препинания при передаче чужой речи.




29

Знаки препинания в связном тексте.




30

Способы оформления на письме прямой речи.




31

Способы оформления на письме прямой речи.




32

Цитирование.




33

Цитирование.




34

Справочники по русскому правописанию; работа с ними.
























11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации