Программа факультативного курса по астрономии «В звёздных лабиринтах» (9 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 2 п.Карымское"
|
Рассмотрена на заседании Методического совета Протокол № 1 «__»________2016г. |
Согласовано ___________ Зам.директора по УВР Иванченко В.В. «01» сентября 2016г. |
Утверждаю: директор школы _______Шайдулина О.А. Приказ № 84 «01» сентября 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по астрономии
«В звездных лабиринтах»
для 10 класса
на 2016 - 2017 учебный год.
Составители программы: Забелина М. В.
2016 г.
I. Пояснительная записка.
Главная задача естественнонаучного образования – дать учащимся целостное представление об окружающем мире, включая и космос. Наша страна, открывшая всему миру путь во Вселенную, фактически выбросила из школы астрономию как ненужный предмет. Школьное образование предусматривает только краткие сведения по предмету в рамках интегрированных курсов: в начальной школе по «Окружающему миру», в средней - в курсе «Природоведения», в старших классах на уроках физике. И это в то время, когда в мире происходит быстрое развитие прикладной астрономии и астрофизики. В космических исследованиях, в астрономических наблюдениях участвуют все технически развитые страны. Реализуются международные проекты создания приборов, открывающих новые возможности изучения Вселенной. Ученые получают за открытия в области астрофизики Нобелевские премии. А наши современные выпускники путают астрономию с астрологией. И это происходит, потому что свои знания об устройстве Вселенной они черпает из фантастических фильмов и компьютерных игр. Без знакомства с астрономией современный цивилизованный человек оказывается незащищенным от потока пугающей лживой информации, он не знает, как устроена Вселенная и как она влияет на планету Земля.
Особенность астрономии в том, что она глубоко затрагивает мировоззренческие вопросы, а значит, формирует общее представление об окружающем мире, его познаваемости. Таким образом, данный факультативный курс предполагает повысить уровень теоретической и практической подготовки учащихся по астрономии, а значит, будет благотворно сказываться на общей эффективности обучения и воспитания.
Нормативно-правовая и документальная основа.
Авторская рабочая программа факультативного курса «В звездных лабиринтах» составлена на основании нормативных документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).
3.Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях (Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.06.2002г. №30-51-433/16)
4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.04.2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
5.СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г., 03.03.2011г. рег.№19993;
6.Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
II. Планируемый результат. УУД.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1.готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2.целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
3. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
1.умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2.умение определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
3.умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, планировать и корректировать;
4.умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности, отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
1.умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
2.умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
3.умение обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;
4.умение переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовую, и наоборот; строить схему, алгоритм действия.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
1.умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
3.корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
4.умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
5.умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
III. Особенности построения курса.
Теоретические и практические задания органически связаны с интересами обучающихся. Они достаточно многообразны: поиск и изучение теоретического материала, составление презентаций, практические работы, наблюдения, изготовление простейших приборов. Таким образом, данные методические приемы увеличат долю самостоятельной работы обучающихся, усилят наглядность обучения, в первую очередь за счет астрономических наблюдений и практических работ. Освоение обучающимися этой предметной сферы, рассматриваемой с позиции изучаемых вопросов астрономии, показывает им важность приобретаемых знаний, развивает любознательность, поддерживает интерес к предмету.
Программа данного факультативного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-го класса. Занятие длится 45 минут, один раз в неделю. Программа содержит важные вопросы физики и астрономии.
IV. Цель и задачи курса.
Цель курса: повышая теоретические и практические знания обучающихся по астрономии, способствовать формированию у школьников научного мировоззрения и расширения представлений о современной естественнонаучной картине мира.
|
№ п/п |
Содержание |
|
1. |
Способствовать формированию у школьников научного мировоззрения. |
|
2. |
Расширить представление учащихся о предмете астрономии, ее значении для практических нужд человечества. |
|
3. |
«Физическое» осмысление личного опыта учащегося, приобретенного в детстве при наблюдении звездного неба. |
|
4. |
Формирование у школьников умений производить наблюдения за звездным небом с целью его изучения. |
|
5. |
Расширить представление учащихся о строении и масштабах Солнечной системы и Вселенной. |
|
7. |
Формирование умений ориентировки на небе по звездной карте, отыскания наиболее ярких созвездий и Полярной звезды, определение по ней сторон горизонта. |
|
8. |
Формирование умений проведения наблюдений за Солнцем. |
|
9. |
Самостоятельное нахождение физических величин, характеризующих определенное небесное тело. |
|
10. |
Осознание и понимание физических явлений и законов, которые лежат в основе движения и эволюции звезд. |
|
11. |
Формирование умений вести наблюдения за суточным вращением неба невооруженным глазом и наблюдения за звездами с помощью телескопа (бинокля). |
|
12. |
Изучение поверхности Луны и ее движения относительно звезд. |
|
13. |
Формирование у школьников экспериментальных умений и навыков работы с оборудованием и приборами. |
|
14. |
Развитие познавательного интереса учащихся к предмету. |
|
15. |
Способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как самостоятельность, аккуратность, терпение, трудолюбие. |
V. Структура содержания.
|
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
|
Всего |
34 часа |
|
|
Модуль № 1 |
Введение. Практические основы астрономии. |
13 часов |
|
Модуль № 2 |
Движение небесных тел. |
3 часа |
|
Модуль № 3 |
Звезды и Солнце |
7 часов |
|
Модуль № 4 |
Звезды и Вселенная. |
11 часа |
VI. Учебная деятельность.
|
№ урока. |
Тема занятия. |
Тип занятия. Вид деятельности. |
Задачи урока. |
|
I. Введение. Практические основы астрономии. (13 часов) |
|||
|
1. |
Введение. Загадки астрономии. Мифы и легенды. |
Изучение нового материала. |
№ 1, 2, 14 |
|
2. |
Конференция «Сердце, отданное науке». (Великие ученые, астрономы) |
Конференция. |
№ 1, 14 |
|
3. |
Физика, астрономия и техника. |
Проект. |
№ 2, 15 |
|
4. |
Наблюдения - источник знаний. Приборы – главное оружие астронома. |
Изучение нового материала. |
№13, 14 |
|
5. |
Практическая работа «Телескоп». |
Практическая работа «Телескоп» |
№ 13, 14, 15 |
|
6. |
Изготовление простейших приборов. |
Проект. |
№ 13, 14, 15 |
|
7. |
Защита проектов. |
Комбинированный. |
№ 13, 14, 15 |
|
8. |
Небесная сфера. |
Изучение нового материала. Лекция. |
№ 3,4, |
|
9. |
Небесные координаты. |
Работа со звездной картой. Решение задач. |
№ 3,4,7 |
|
10. |
Практическая работа «Подвижная карта звездного неба». |
Практическая работа |
№ 3,4,7 |
|
11. |
Определение географической широты по астрономическим наблюдениям. Кульминация светил. |
Изучение нового материала. Решение практических и расчетных задач. |
№ 3,4,7 |
|
12. |
Общее знакомство со звездным небом. Созвездия, вид звездного неба. |
Вечернее наблюдение. |
№ 3,4, 7 |
|
13. |
Итоговое занятие по теме «Практические основы астрономии». |
Зачет по теме. |
|
|
II. Движение небесных тел. (3часа) |
|||
|
14. |
Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения. Законы движения планет. |
Изучение нового материала. Лекция. |
№ 1, 5,10 |
|
15. |
Движение планет. Состав и масштабы Солнечной системы. |
Работа в компьютерном классе. |
№ 1, 5,10 |
|
16. |
Наблюдение Луны и планет в телескоп. |
Вечернее наблюдение. |
№ 3,11, 12 |
|
III. Звезды и Солнце. (7 часов) |
|||
|
17. |
Эклиптика. Видимое движение Солнца и Луны. |
Лекция. Практическая работа. |
№ 1,3, 5 |
|
18. |
Общее строение и атмосфера Солнца. |
Проект. |
№ 1, 9,11 |
|
19. |
Солнечная активность и ее влияние на Землю. |
Проект. |
№ 1,9,15 |
|
20. |
Защита проектов. |
Конференция |
№ 14, 15 |
|
21. |
Наблюдение Солнца в телескоп. |
Практическая работа. |
№ 8, 13, 14 |
|
22. |
Звезда по имени Солнце. |
Работа в компьютерном классе. |
№ 8,9, 15 |
|
23. |
Итоговое занятие по теме «Звезды и Солнце». |
Урок - соревнование |
№ 14, 15 |
|
IV. Звезды и Вселенная. (11 часов) |
|||
|
24. |
Звезды. Расстояние до них. Звездные величины. |
Лекция. |
№ 3, 4, 5 |
|
25. |
Светимость и абсолютная звездная величина. |
Решение задач. |
№ 1, 14 |
|
26. |
Температура, светимость звезд и размеры звезд. |
Решение задач. |
№ 1, 15 |
|
27. |
Физика звезд. |
Работа в компьютерном классе. |
№ 1, 14,15 |
|
28. |
Виды звезд. Необычные звезды. |
Комбинированное занятие |
№ 1, 14,15 |
|
29. |
Важнейшие закономерности в мире звезд. Эволюция звезд и Солнца |
Лекция. |
№ 1, 14,15 |
|
30. |
Наша Галактика. Состав и структура Галактики. |
Работа в компьютерном классе. |
№ 1, 14,15 |
|
31. |
Движение звезд в Галактике. Межзвездная среда. Диффузная материя. |
Лекция |
№ 1, 14,15 |
|
32. |
Возникновения звезд. Распределение вещества в Галактике. |
Работа в компьютерном классе. |
№ 1, 14,15 |
|
33. |
Наблюдение звездных скоплений, туманностей и галактик. |
Вечернее наблюдение. |
№ 13, 14,15 |
|
34. |
Итоговое занятие по теме «Звезды и Вселенная». |
Игра. |
№ 14,15 |
VII. Система контроля и оценки.
Как осуществляется система контроля и оценки результатов обучения учащихся? За работу на каждом занятии школьникам выставляется оценочный рейтинг – это оценка, которую обучающие получают за свою деятельность на каждом занятии. Она определяется суммой всех баллов, которые получают учащиеся за каждое выполненное задание на занятии.
Критерии оценки деятельности школьников.
|
Виды деятельности |
Критерии оценки деятельности |
Максимальный балл |
||
|
|
Полнота и качество ответов |
Оригинальность |
Соответствие условию задания |
|
|
Выполнение задания, решение задач |
5 |
5 |
5 |
15 |
|
Выступление, проект |
Творческий подход к выполнению |
Качество |
Глубина осмысления полученных результатов |
|
|
|
10 |
10 |
10 |
30 |
|
Проведение наблюдений |
Соблюдение техники безопасности и правил использования приборов |
Полнота и качество |
Глубина осмысления полученных результатов |
|
|
|
2 |
5 |
5 |
12 |
|
Выполнение контрольного задания, зачет по теме |
Оригинальность и мировоззренческая глубина |
Полнота и качество ответов |
Степень соответствия условию задания |
|
|
|
10 |
10 |
5 |
25 |
VIII. Необходимое оборудование и материалы для занятий.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, «Школьный астрономический календарь», справочники, звездные карты, телескоп, бинокли, светофильтры, фотоаппарат, видеокамера.
Литература:
1.Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия./ Главный редактор М.Д. Аксенов.- М.: Аванта +, 1998.-688с.
2.Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 1./ Главный редактор М.Д. Аксенов.- М.: Аванта +, Астрель, 2008.-475
3.Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 2./ Главный редактор М.Д. Аксенов.- М.: Авантаж, 2007.-432
4.Е.И.Левитан. Астрономия. 11кл. Москва. Просвещение. 2000.
5.Б.А. Максимачев. В.Н.Комаров. В звездных лабиринтах. Ориентирование по небу. Москва. Наука. 1978
6.Ф.Ю. Зигель. Астрономы наблюдают.//М.: Наука, 1985.-192с.
7.Н.К. Андрианов, А.Д. Марленский Астрономические наблюдения в школе./Книга для учителя//М.: Просвещение, 1987.-112с.
8. М.Ю. Демидова, Н.И. Павленко. Внутришкольный контроль по физике и астрономии 10-11 класс.//М.: Школьная пресса, 2004.-96с.
Цифровые образовательные ресурсы.
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
2.Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru/
3.Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/
4.Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов. http://window.edu.ru/ , http://shkola.edu.ru/. http://www.km-school.ru/ .
5.Блог космонавтов МКС. http://www.roscosmos.ru/154/1/
Сидорова Зоя Григорьевна
Забелина Маргарита Владимировна