Программа индивидуального маршрута обучающегося с ОВЗ, имеющего интеллектуальные нарушения

5
0
Материал опубликован 17 April 2020 в группе






Программа индивидуального маршрута обучающегося с ОВЗ, имеющего интеллектуальные нарушения


























Автор: педагог-психолог


С.Т.





2020 г.





Пояснительная записка

Настоящая Программа предназначена для психологической работы с учащимся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости.

Актуальность: в настоящее время отмечается незнание педагогами и родителями особенностей работы с данной категорией детей, поэтому здесь необходима существенная помощь педагога-психолога.

Отличительной чертой данной программы является характер занятий. Каждое занятие проводится в игровой форме. Занятия направлены на развитие познавательной и личностной сфер.

Перечень учебно-методического обеспечения

В основу занятий на развитие познавательной сферы положены следующие материалы:

Практика сказкотерапии под ред. Сакович Н.А.

Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста.

Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие. В 2-х кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.

Кроме того, имеются авторские виды работы.

По данной программе рекомендуется работать в индивидуальной или групповой форме.

Данная Программа имеет цель: создание психологических условий для развития когнитивной сферы и личностных особенностей сфер учащегося 5 класса с легкой степенью умственной отсталости.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

Развитие когнитивной сферы (внимания, мелкой моторики руки др.).

Развитие креативности.

Снятие негативных эмоциональных состояний.

Методические приемы, используемые в программе:

Задание на развитие познавательных процессов.

Сказкотерапия.

Изотерапия.

Аппликация.

Режим занятий: психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время в течение учебного года по запросу родителей (законных представителей) 1-2 раза в неделю. Длительность занятия - 30-40 минут.



Требования к уровню подготовки


Метапредметные результаты:

овладение умением принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.


Предметные результаты:

формирование умения использовать простейшие виды анализа сказок.

Личностные результаты

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе;

Развитие умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.



Основные разделы маршрута



Диагностический

Коррекционно-развивающий




















Календарно-тематический план



Месяц



Тема и цели занятий



Периодичность

занятий

Диагностический раздел​​​​​​​


Сентябрь

Диагностика когнитивной и личностной сфер младшего подростка

(методика интеллекта Э.Ф.Замбацявичене),

тесты исследования личности

(«Автопортрет»,

«Несуществующее животное»,

«Дом-дерево-человек»)



4 занятия

Коррекционно-развивающий раздел




Октябрь-ноябрь







Развитие познавательной сферы

(занятия «Сложи разрезную картинку»

(2 ч.),

«Мозаика» (2 ч.),

«Слепи шарики, пирожки и буквы из пластилина» (2 ч.))









6 занятий


Декабрь-апрель




Развитие творческих способностей и нравственной сферы с помощью изотерапии и создания аппликаций.

Создание рисунков и аппликаций на тему:

«Что я люблю»,

«Мой любимый праздник»,

«Чему я радуюсь»,

«Моя мама»,

«Хороший день»,

«Рисунок сердечка в подарок родителям»,

«Создание открытки-аппликации в подарок родителям»,

«Рисунок на свободную тему»,

«Моя любимая еда»,

«Где я люблю бывать»,

«Аппликация-цветок в подарок маме или бабушке»,

«Моя школа»,

«Моя любимая игрушка»,

«Мое любимое место дома»











14 занятий


Апрель-май


Развитие творческих способностей, нравственных качеств с помощью сказкотерапии с последующим толкованием взрослым и рисованием ребенком содержания сказки

(авторские модификации сказок

«Колючка» (И.Стишенок)

«Птица и яйцо» (И.Шах))






2 занятия

ИТОГО 26 ч.






































Список литературы


Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Евгений Рогов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.– 384 с. : ил. ; 22 см. – Библиогр. : с. 380 – 381.

Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие. В 2-х кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / Евгений Рогов. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 480 с.

Практика сказкотерапии / под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.



































Приложение



Авторские модификации психологических сказок




Колючка


Когда-то было одно растение с иголками-колючками. Звали его Колючка. Везде были цветы, но Колючка думала, что была одна.

Поэтому у Колючки не было друзей. Однажды утром она проснулась и увидела солнечный Лучик.

Привет, — сказал он ей. — Уже цветы есть, а ты одна, без друзей.

Колючка посмотрела и увидела цветы.

Как же так? — сказала Колючка. — Везде цветы, а я грустная. Как глупо! Я очень хочу стать красивой и иметь друзей!

Но вдруг все цветы улыбнулись ей. И она вдруг расцвела и стала красивой. Вот так все ей помогли, и она стала потом иметь друзей.


Птица и яйцо


Жила-была птица, которая не умела летать. Она ходила по земле — хотя и знала, что некоторые птицы летают. Однажды в ее гнездо попало яйцо той птицы, которая летала. Из него появился, вылупился птенчик.

Птенчик стал расти, делаться большим, но летать не умел. Он сказал:

Когда же я полечу?

И птица, что его растила, его приемная мама, сказала:

Чтобы взлететь, ты должен не иметь лени.

Птенчик любил свою приемную маму и не имел лени, так как хотел ее радовать и научиться летать. Он очень старался и вскоре полетел.



Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации