Программа индивидуального маршрута обучающегося с ОВЗ, имеющего интеллектуальные нарушения
Программа индивидуального маршрута обучающегося с ОВЗ, имеющего интеллектуальные нарушения
Автор: педагог-психолог
С.Т.
2020 г.
Пояснительная записка
Настоящая Программа предназначена для психологической работы с учащимся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости.
Актуальность: в настоящее время отмечается незнание педагогами и родителями особенностей работы с данной категорией детей, поэтому здесь необходима существенная помощь педагога-психолога.
Отличительной чертой данной программы является характер занятий. Каждое занятие проводится в игровой форме. Занятия направлены на развитие познавательной и личностной сфер.
Перечень учебно-методического обеспечения
В основу занятий на развитие познавательной сферы положены следующие материалы:
Практика сказкотерапии под ред. Сакович Н.А.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие. В 2-х кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.
Кроме того, имеются авторские виды работы.
По данной программе рекомендуется работать в индивидуальной или групповой форме.
Данная Программа имеет цель: создание психологических условий для развития когнитивной сферы и личностных особенностей сфер учащегося 5 класса с легкой степенью умственной отсталости.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
Развитие когнитивной сферы (внимания, мелкой моторики руки др.).
Развитие креативности.
Снятие негативных эмоциональных состояний.
Методические приемы, используемые в программе:
Задание на развитие познавательных процессов.
Сказкотерапия.
Изотерапия.
Аппликация.
Режим занятий: психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время в течение учебного года по запросу родителей (законных представителей) 1-2 раза в неделю. Длительность занятия - 30-40 минут.
Требования к уровню подготовки
Метапредметные результаты:
овладение умением принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Предметные результаты:
формирование умения использовать простейшие виды анализа сказок.
Личностные результаты
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе;
Развитие умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Основные разделы маршрута
Диагностический
Коррекционно-развивающий
Календарно-тематический план
Месяц | Тема и цели занятий | Периодичность занятий |
Диагностический раздел | ||
Сентябрь | Диагностика когнитивной и личностной сфер младшего подростка (методика интеллекта Э.Ф.Замбацявичене), тесты исследования личности («Автопортрет», «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек») | 4 занятия |
Коррекционно-развивающий раздел | ||
Октябрь-ноябрь | Развитие познавательной сферы (занятия «Сложи разрезную картинку» (2 ч.), «Мозаика» (2 ч.), «Слепи шарики, пирожки и буквы из пластилина» (2 ч.)) | 6 занятий |
Декабрь-апрель | Развитие творческих способностей и нравственной сферы с помощью изотерапии и создания аппликаций. Создание рисунков и аппликаций на тему: «Что я люблю», «Мой любимый праздник», «Чему я радуюсь», «Моя мама», «Хороший день», «Рисунок сердечка в подарок родителям», «Создание открытки-аппликации в подарок родителям», «Рисунок на свободную тему», «Моя любимая еда», «Где я люблю бывать», «Аппликация-цветок в подарок маме или бабушке», «Моя школа», «Моя любимая игрушка», «Мое любимое место дома» | 14 занятий |
Апрель-май | Развитие творческих способностей, нравственных качеств с помощью сказкотерапии с последующим толкованием взрослым и рисованием ребенком содержания сказки (авторские модификации сказок «Колючка» (И.Стишенок) «Птица и яйцо» (И.Шах)) | 2 занятия |
Список литературы
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Евгений Рогов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.– 384 с. : ил. ; 22 см. – Библиогр. : с. 380 – 381.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие. В 2-х кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / Евгений Рогов. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 480 с.
Практика сказкотерапии / под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
Приложение
Авторские модификации психологических сказок
Колючка
Когда-то было одно растение с иголками-колючками. Звали его Колючка. Везде были цветы, но Колючка думала, что была одна.
Поэтому у Колючки не было друзей. Однажды утром она проснулась и увидела солнечный Лучик.
— Привет, — сказал он ей. — Уже цветы есть, а ты одна, без друзей.
Колючка посмотрела и увидела цветы.
— Как же так? — сказала Колючка. — Везде цветы, а я грустная. Как глупо! Я очень хочу стать красивой и иметь друзей!
Но вдруг все цветы улыбнулись ей. И она вдруг расцвела и стала красивой. Вот так все ей помогли, и она стала потом иметь друзей.
Птица и яйцо
Жила-была птица, которая не умела летать. Она ходила по земле — хотя и знала, что некоторые птицы летают. Однажды в ее гнездо попало яйцо той птицы, которая летала. Из него появился, вылупился птенчик.
Птенчик стал расти, делаться большим, но летать не умел. Он сказал:
— Когда же я полечу?
И птица, что его растила, его приемная мама, сказала:
— Чтобы взлететь, ты должен не иметь лени.
Птенчик любил свою приемную маму и не имел лени, так как хотел ее радовать и научиться летать. Он очень старался и вскоре полетел.