Рабочая программа экологического клуба «Айболит» (1–4 классы)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________ Игнатова Т.М. «31» августа 2016 г. Обсуждено на заседании методического объединения Протокол от 31.08.2016г. № 1 |
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Октябрьская СОШ» ___________ Т.В.Сибилева. «31» августа 2016 г. Рассмотрено на заседании методического совета (Протокол от 31.08.2016 г. № 1) |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Октябрьская СОШ» __________ А.В.Тоутова «31» августа 2016 г. Приказ от 31.08.2016 г.№ 1- Принято на заседании педагогического совета (Протокол от 31.08.201 г № 1) |
Рабочая программа
экологического клуба «Айболит»
для 3 класса
Составитель:
учитель начальных классов
Т.М.Игнатова
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа экологического клуба «Айболит» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и является первой ступенью программы по экологическому воспитанию школьников .
Программа экологического клуба «Айболит» рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), 19ч- теоретические занятия, 15 ч- практические занятия.
Первый класс «Айболята», второй класс «Разведчики природы», третий класс «Светлячки», четвертый класс «Планета загадок».
«Айболята» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.
На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы для «Разведчиков природы» становится парк, лесная зона. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.
Образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро- и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений. Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.
Однако далеко не всё может быть правильно понято ребенком при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к окружающему миру. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста.
Этому способствуют занятия по дополнительной образовательной программе «Разведчики природы».
Актуальность данной программы обусловлена тем, что последние годы характеризуются интенсивной работой по перестройке содержания образования в школьных учреждениях.
«Айболит» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.
На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы становится парк, лесная зона. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.
Образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро- и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.
«Планета загадок», четвертый год обучения, вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, «Планета загадок» обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий. В целом курс «Планета загадок» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах.
Таким образом, процесс познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира, расширяется и углубляется до выяснения причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социо-природной средой.
Отличительной особенностью программы является то, что в содержание программы включены эколого-биологические знания не только о видовом составе флоры и фауны, их отдельных представителях, но и понятия и определения, законы и закономерности. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Новизна программы в том, что она позволяет обогащать практический опыт общения с окружающим миром природы через наблюдение за живыми объектами, опыты и эксперименты, экскурсии в природу.
Целью программы является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.
В основе построения программы лежит принцип единства познания, переживания, действия, который отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде.
Принцип прогностичности ориентирует младших школьников на ознакомление с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить. Чтобы усилить доказательность реальности прогноза тех или иных изменений в окружающей природной среде необходимо вовлекать детей в доступные способы исследования.
Взаимосвязь глобального и регионального, реализация этого принципа усиливает связь с жизнью, способствует развитию у детей младшего школьного возраста комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со средой обитания и трудовой деятельностью, содействует экологически грамотному поведению в повседневной жизни.
Данные принципы взаимосвязаны и позволяют использовать в программе идеи развивающего обучения.
Каждый раздел данной программы начинается вводным занятием, где детьми создается обобщенная абстрактная модель научной картины живой природы с учетом возраста детей, которая затем конкретизируется и в конце каждого раздела эта модель просматривается на новом – обобщенно-конкретном уровне.
Благодаря данному подходу оказывается возможным решение следующих задач:
1. формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной реке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где ходит много людей, не растёт трава);
2. способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;
3. показать познаваемость явлений живой природы, осуществлять
наблюдение;
4. дифференцировать знания детей о природе и социальном мире: дикая
природа, окультуренная природа, деятельность человека и её результаты;
5. воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека.
Педагогическая целесообразность программы:
определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.
Форма обучения – групповая.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании программы третьего класса у детей младшего школьного возраста формируются:
Представления:
- о жизненном пространстве, как о важном факторе среды;
- о пресмыкающихся, их строении и роли в природе;
- о распределении солнечной энергии по звеньям цепи питания;
- о круговороте воды
Знания:
- главного экологического закона;
- природных сообществ;
- планет солнечной системы;
- роли растений в круговороте воды
Умения:
- исследовать рельеф местности;
- ориентироваться с помощью компаса и местных признаков;
- определять к какой группе относятся животные;
- составлять график процесса роста растения.
Способы отслеживания и контроля результатов
В результате обучения по программе у детей формируется определённый набор знаний, умений и навыков, которые отслеживаются на занятиях с помощью контрольных заданий.
Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми практических действий по уходу за растениями и животными, а также в процессе поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности.
Методы обучения
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
Методы получения знаний:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
2) наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски);
3) практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа)
4) метод дидактической игры
Методы усвоения учебного материала:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемный;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский
Методы, стимулирующие интеллектуальную, познавательную и творческую активность детей:, методы эколого-психологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций.
Календарно- тематическое планирование
Дата план |
Дата факт |
№ п/п |
Наименование раздела и тем. |
Количество часов |
Форма контроля |
|||
теория |
практика |
всего |
||||||
Введение |
2 |
|||||||
1 |
Знакомство с нравственным кодексом юного эколога |
1 |
||||||
2 |
Составление нравственного кодекса юного эколога |
1 |
Составление нравственного кодекса юного эколога |
|||||
Лес – природное сообщество |
3 |
|||||||
3. |
Лес – природное сообщество |
1 |
||||||
4. |
Наблюдение: за лесом, как природным сообществом; знакомство с экологическим законом «Все со всем взаимосвязано» |
1 |
Сформулировать 1-й экологический закон: «Все со всем взаимосвязано» |
|||||
|
5. |
Практическая работа: сформулировать первый экологический закон: «Все со всем взаимосвязано» |
1 |
|||||
Кто чем питается |
2 |
|||||||
6. |
Кто чем питается. Наблюдение: за питанием разных групп животных |
1 |
||||||
7. |
Практическая работа: изготовить набор карточек с изображением кормов различных животных |
1 |
Сделать карточки с изображением кормов различных животных |
|||||
К древнему морю |
2 |
|||||||
8. |
Познакомить детей с понятиями «ориентирование», «план», «масштаб», «рельеф», «карта» |
1 |
||||||
|
9. |
Практическая работа: учиться исследовать рельеф местности, тренироваться в ориентировании с помощью компаса и местных признаков |
1 |
Вычертить маршрут своей экскурсии |
||||
Знакомый незнакомец |
3 |
|||||||
10. |
Познакомить детей с понятиями «облако», «гроза», «радуга». «атмосфера» |
1 |
||||||
11. |
Свойства воздуха |
1 |
Познакомить с некоторыми свойствами воздуха с помощью несложных опытов |
|||||
12. |
Практическая работа: изготовить коллаж «Радуга» |
1 |
Изготовить коллаж «Радуга» |
|||||
Дает корова молоко |
3 |
|||||||
13. |
Наблюдение: за дикими млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в природе |
1 |
Подготовить сообщение о диких млекопитающихся |
|||||
14. |
Наблюдение: за домашними млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в природе |
1 |
Подготовить сообщение о домашних млекопитающихся |
|||||
15. |
Практическая работа: самостоятельно узнать о жизни домашних животных Откуда берутся дождь и снег |
1 |
3 |
Конкурс рисунков |
||||
16. |
Наблюдение: за круговоротом воды и ролью растений в круговороте воды |
1 |
||||||
17. |
Практическая работа: проведение несложных опытов |
1 |
Выполнить несложные опыты |
|||||
18. |
Дидактическая игра: «Дерево» |
1 |
||||||
Все куда-нибудь девается |
2 |
|||||||
19. |
Наблюдение: за зависимостью состояния здоровья человека от состояния факторов неживой природы |
1 |
||||||
|
20. |
Практическая работа: скрининг воды в своей квартире |
1 |
Провести скрининг воды в своей квартире |
||||
Идем по следу |
2 |
|||||||
21. |
Наблюдение: за жизнью зимнего леса и взаимосвязями в лесном сообществе |
1 |
||||||
22. |
Практическая работа: рассмотреть иллюстрации следов зверей, птиц, зимующих в своем крае |
1 |
Зарисовать взаимосвязи в лесном сообществе |
|||||
Сокращение места обитания |
1 |
|||||||
23. |
Наблюдение: за последствиями сокращения мест обитания |
1 |
Записать причины сокращения мест обитания |
|||||
Жизненное пространство |
2 |
|||||||
|
24. |
Наблюдение: за представлением о жизненном пространстве, как о важном факторе среды |
1 |
|||||
25. |
Практическая работа: посадка гороха и составление графика процесса роста растения |
1 |
Составить график процесса роста растения |
|||||
Энергия |
2 |
|||||||
26. |
Наблюдение: за распределением солнечной энергии по звеньям цепи питания |
1 |
||||||
|
27. |
Практическая работа: нарисовать круговорот энергии |
1 |
Конкурс рисунков |
||||
Солнечная система |
3 |
|||||||
28. |
Наблюдение за планетами солнечной системы . |
1 |
||||||
29. |
Наблюдение за явлениями в природе, которые происходят не зависимо от воли человека |
1 |
||||||
30. |
Практическая работа: наблюдение по вечерам за Луной в различных фазах |
1 |
Наблюдение за Луной в различных фазах |
|||||
Все животные важны, все животные нужны |
2 |
|||||||
31. |
Наблюдение: за пресмыкающимися, их строением и ролью в природе |
1 |
||||||
32. |
Практическая работа: определить к какой группе относятся животные |
1 |
Определить к какой группе относится животное |
|||||
Поход «По экологической тропе» |
1 |
|||||||
33. |
Обобщение полученных знаний |
1 |
Обобщение знаний |
|||||
|
34. |
Итоговое занятие. Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы» |
1 |
Обобщение полученных знаний |
||||
Итого: |
19 |
15 |
34 |