Рабочая программа экологического клуба «Айболит» (1–4 классы)

0
0
Материал опубликован 13 December 2016 в группе

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________ Игнатова Т.М.

«31» августа 2016 г.

Обсуждено на заседании методического объединения

Протокол от 31.08.2016г. № 1

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Октябрьская СОШ»

___________ Т.В.Сибилева.

«31» августа 2016 г.

Рассмотрено на заседании методического совета

(Протокол от 31.08.2016 г. № 1)

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Октябрьская СОШ»

__________ А.В.Тоутова

«31» августа 2016 г.

Приказ от 31.08.2016 г.№ 1-

Принято на заседании педагогического совета

(Протокол от 31.08.201 г № 1)

 

Рабочая программа

экологического клуба «Айболит»

для 3 класса

                                                         Составитель:

учитель начальных классов

Т.М.Игнатова

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Программа экологического клуба «Айболит» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и является первой ступенью программы по экологическому воспитанию школьников .

Программа экологического клуба «Айболит» рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), 19ч- теоретические занятия, 15 ч- практические занятия.

Первый класс «Айболята», второй класс «Разведчики природы», третий класс «Светлячки», четвертый класс «Планета загадок».

«Айболята» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.

На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы для «Разведчиков природы» становится парк, лесная зона. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.

Образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро- и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений. Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.

Однако далеко не всё может быть правильно понято ребенком при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к окружающему миру. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста.

Этому способствуют занятия по дополнительной образовательной программе «Разведчики природы».

Актуальность данной программы обусловлена тем, что последние годы характеризуются интенсивной работой по перестройке содержания образования в школьных учреждениях.

«Айболит» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.

На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы становится парк, лесная зона. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.

Образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро- и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.

«Планета загадок», четвертый год обучения, вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, «Планета загадок» обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий. В целом курс «Планета загадок» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах.

Таким образом, процесс познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира, расширяется и углубляется до выяснения причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социо-природной средой.

Отличительной особенностью программы является то, что в содержание программы включены эколого-биологические знания не только о видовом составе флоры и фауны, их отдельных представителях, но и понятия и определения, законы и закономерности. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Новизна программы в том, что она позволяет обогащать практический опыт общения с окружающим миром природы через наблюдение за живыми объектами, опыты и эксперименты, экскурсии в природу.

Целью программы является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.

В основе построения программы лежит принцип единства познания, переживания, действия, который отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде.

Принцип прогностичности ориентирует младших школьников на ознакомление с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить. Чтобы усилить доказательность реальности прогноза тех или иных изменений в окружающей природной среде необходимо вовлекать детей в доступные способы исследования.

Взаимосвязь глобального и регионального, реализация этого принципа усиливает связь с жизнью, способствует развитию у детей младшего школьного возраста комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со средой обитания и трудовой деятельностью, содействует экологически грамотному поведению в повседневной жизни.

Данные принципы взаимосвязаны и позволяют использовать в программе идеи развивающего обучения.

Каждый раздел данной программы начинается вводным занятием, где детьми создается обобщенная абстрактная модель научной картины живой природы с учетом возраста детей, которая затем конкретизируется и в конце каждого раздела эта модель просматривается на новом – обобщенно-конкретном уровне.

Благодаря данному подходу оказывается возможным решение следующих задач:

1. формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной реке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где ходит много людей, не растёт трава);

2. способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;

3. показать познаваемость явлений живой природы, осуществлять

наблюдение;

4. дифференцировать знания детей о природе и социальном мире: дикая

природа, окультуренная природа, деятельность человека и её результаты;

5. воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека.

Педагогическая целесообразность программы:

определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.

Форма обучения – групповая.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании программы третьего класса у детей младшего школьного возраста формируются:

Представления:

- о жизненном пространстве, как о важном факторе среды;

- о пресмыкающихся, их строении и роли в природе;

- о распределении солнечной энергии по звеньям цепи питания;

- о круговороте воды

Знания:

- главного экологического закона;

- природных сообществ;

- планет солнечной системы;

- роли растений в круговороте воды

Умения:

- исследовать рельеф местности;

- ориентироваться с помощью компаса и местных признаков;

- определять к какой группе относятся животные;

- составлять график процесса роста растения.

Способы отслеживания и контроля результатов

В результате обучения по программе у детей формируется определённый набор знаний, умений и навыков, которые отслеживаются на занятиях с помощью контрольных заданий.

Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми практических действий по уходу за растениями и животными, а также в процессе поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности.

Методы обучения

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

Методы получения знаний:

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

2) наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски);

3) практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа)

4) метод дидактической игры

Методы усвоения учебного материала:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемный;

4) частично-поисковый или эвристический;

5) исследовательский

Методы, стимулирующие интеллектуальную, познавательную и творческую активность детей:, методы эколого-психологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций.

Календарно- тематическое планирование

Дата

план

Дата

факт

№ п/п

Наименование раздела и тем.

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

     

Введение

   

2

 
   

1

Знакомство с нравственным кодексом юного эколога

1

     
   

2

Составление нравственного кодекса юного эколога

 

1

 

Составление нравственного кодекса юного эколога

     

Лес – природное сообщество

   

3

 
   

3.

Лес – природное сообщество

1

     
   

4.

Наблюдение: за лесом, как природным сообществом; знакомство с экологическим законом «Все со всем взаимосвязано»

1

   

Сформулировать 1-й экологический закон: «Все со всем взаимосвязано»

 

 

5.

Практическая работа: сформулировать первый экологический закон: «Все со всем взаимосвязано»

 

1

   
     

Кто чем питается

   

2

 
   

6.

Кто чем питается. Наблюдение: за питанием разных групп животных

1

     
   

7.

Практическая работа: изготовить набор карточек с изображением кормов различных животных

 

1

 

Сделать карточки с изображением кормов различных животных

     

К древнему морю

   

2

 
   

8.

Познакомить детей с понятиями «ориентирование», «план», «масштаб», «рельеф», «карта»

1

     

 

 

9.

Практическая работа: учиться исследовать рельеф местности, тренироваться в ориентировании с помощью компаса и местных признаков

 

1

 

Вычертить маршрут своей экскурсии

     

Знакомый незнакомец

   

3

 
   

10.

Познакомить детей с понятиями «облако», «гроза», «радуга». «атмосфера»

1

     
   

11.

Свойства воздуха

1

   

Познакомить с некоторыми свойствами воздуха с помощью несложных опытов

   

12.

Практическая работа: изготовить коллаж «Радуга»

 

1

 

Изготовить коллаж «Радуга»

     

Дает корова молоко

   

3

 
   

13.

Наблюдение: за дикими млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в природе

1

   

Подготовить сообщение о диких млекопитающихся

   

14.

Наблюдение: за домашними млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в природе

1

   

Подготовить сообщение о домашних млекопитающихся

   

15.

Практическая работа: самостоятельно узнать о жизни домашних животных

Откуда берутся дождь и снег

 

1

3

Конкурс рисунков

   

16.

Наблюдение: за круговоротом воды и ролью растений в круговороте воды

1

     
   

17.

Практическая работа: проведение несложных опытов

 

1

 

Выполнить несложные опыты

   

18.

Дидактическая игра: «Дерево»

 

1

   
     

Все куда-нибудь девается

   

2

 
   

19.

Наблюдение: за зависимостью состояния здоровья человека от состояния факторов неживой природы

1

     

 

 

20.

Практическая работа: скрининг воды в своей квартире

 

1

 

Провести скрининг воды в своей квартире

     

Идем по следу

   

2

 
   

21.

Наблюдение: за жизнью зимнего леса и взаимосвязями в лесном сообществе

1

     
   

22.

Практическая работа: рассмотреть иллюстрации следов зверей, птиц, зимующих в своем крае

 

1

 

Зарисовать взаимосвязи в лесном сообществе

     

Сокращение места обитания

   

1

 
   

23.

Наблюдение: за последствиями сокращения мест обитания

1

   

Записать причины сокращения мест обитания

     

Жизненное пространство

   

2

 

 

 

24.

Наблюдение: за представлением о жизненном пространстве, как о важном факторе среды

1

     
   

25.

 

Практическая работа: посадка гороха и составление графика процесса роста растения

 

1

 

Составить график процесса роста растения

     

Энергия

   

2

 
   

26.

Наблюдение: за распределением солнечной энергии по звеньям цепи питания

1

     

 

 

27.

Практическая работа: нарисовать круговорот энергии

 

1

 

Конкурс рисунков

     

Солнечная система

   

3

 
   

28.

Наблюдение за планетами солнечной системы .

1

     
   

29.

Наблюдение за явлениями в природе, которые происходят не зависимо от воли человека

 

1

   
   

30.

Практическая работа: наблюдение по вечерам за Луной в различных фазах

 

1

 

Наблюдение за Луной в различных фазах

     

Все животные важны, все животные нужны

   

2

 
   

31.

Наблюдение: за пресмыкающимися, их строением и ролью в природе

1

     
   

32.

Практическая работа: определить к какой группе относятся животные

 

1

 

Определить к какой группе относится животное

     

Поход «По экологической тропе»

   

1

 
   

33.

Обобщение полученных знаний

1

   

Обобщение знаний

 

 

34.

Итоговое занятие. Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы»

1

   

Обобщение полученных знаний

     

Итого:

19

15

34

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.