Программа кружка по физике в 7 классе «Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельности»
Программа КРУЖКА по физике 7 класс
Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельности
Содержание :
Глоссарий
Специфика проектно-исследовательской деятельности
Общие требования к исследовательской работе обучающихся
Этапы исследовательской деятельности
Календарно-тематическое планирование кружек 1 час в неделю
Глоссарий
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов
Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей, задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, оценка результатов.
Специфика проектно-исследовательской деятельности
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требует корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в различных по составу и профилю группах.
Это заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательской (проектной) деятельности в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Общие требования к исследовательской работе обучающихся
Исследовательская работа должна представлять собой самостоятельное исследование по теме в одной из областей знаний. Работа может представлять собой эксперимент, проведенный в научной области, построение модели какого-либо явления, создание технического устройства.
Проектная и исследовательская работа выполняется индивидуально или коллективно. Может иметь научного руководителя.
Представленные работы должны содержать результаты исследований.
Работа должна быть выполнена на высоком уровне и отвечать следующим требованиям:
- должна носить исследовательский характер
- должна содержать характеристику того, что известно по данному исследованию
-должна содержать описание того, что и как делал исследователь
-должна представлять собственные данные полученные при исследовании
- должна демонстрировать глубину знаний автора
-должна соответствовать критериям
- должна демонстрировать наличие теоретических ( практических) достижений автора
-проблема, затронутая в работе, должна быть оригинальной.
Завершается исследовательская работа защитой, одним из главных этапов обучения юных исследователей.
Этапы исследовательской деятельности
Для успеха исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.
Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей исследования.
1) подготовительный;
2) проведение теоретических и эмпирических исследований;
3) работа над оформлением работы;
4) представление результатов исследования.
Подготовительный (первый) этап включает:
Выбор темы - тема подбирается в соответствии с личными предпочтениями каждого обучающегося и должна находиться в области их самоопределения.
Тема должна быть:
- интересна ребенку, должна увлекать его
- быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования
- оригинальной
- доступной, соответствовать возрастным особенностям
Обоснование необходимости проведения исследования по теме включает в себя:
Актуальность обосновывает необходимость проведения исследования.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Определение гипотез, целей и задач исследования;
Цель: формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Задачи:
- должны допускать разный уровень выполнения
- иметь ясную и интересную постановку
- не должны требовать дорогостоящего оборудования
- должны усложняться от задачи к задаче
- должны включать формы коммуникативной деятельности
Гипотеза исследования – это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет.
Разработку плана научного исследования;
Выбор методов исследования:
1. Методы, направленные на теоретическое изучение проблемы, например на изучение литературных источников, письменных, архивных материалов;
2. Методы, обеспечивающие получение практических результатов исследования проблемы: наблюдение, беседа, анкетирование.
Методы научного исследования – это способ изучения объектов исследования.
Подготовку средств исследования (инструментария).
Исследовательский (второй) этап состоит из:
- систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов;
- проведения теоретических и практических исследований, в том числе сбора социально-экономической и статистической информации, материалов практики ;
- обработки, обобщения и анализа полученных данных;
- объяснения фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.
Третий этап включает:
-определение композиции (построения внутренней структуры) работы;
-уточнение заглавия, названий глав и параграфов;
-подготовку черновой работы и её редактирование;
-оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.
Четвертый этап подведение итогов и оформление результатов.
Программа кружка по исследовательской деятельности
1 час в неделю
Эта программа ориентирована на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.
Цель программы: формирование компетентности воспитанников в области проектной (исследовательской) деятельности как способе познания окружающей действительности.
Задачи:
- обучение алгоритма выполнения проекта, написание и представление работы;
- формирование ноосферного мышления;
- интеллектуальное, творческое и личностное развитие.
Средством формирования ноосферного мышления, интеллектуальное, творческое и личностное развития у школьников, рассматривается способность занимать исследовательскую позицию, овладение методологией исследования и применение полученных знаний в реальной жизни.
Программа рассчитана на 1 год обучения и состоит из 3 модулей. Модули интегрированы в единую программу. Связующим стержнем является конкретная проектная (исследовательская) работа, на примере которой обучающиеся модуль за модулем осваивают содержание программы. В остальном отдельные модули являются вполне самостоятельными образованиями.
Модули:
Работа над введением научного исследования
Работа над основной частью научного исследования
Подготовка к защите научной работы
После года обучения планируемые результаты:
Знать:
Основные приёмы и методы проектной деятельности
Формы доклада
Основные разновидности иллюстрирования материала
Уметь:
Проводить исследование
Изготавливать материал для иллюстрации исследования
Выступать с докладом
Формы организации
Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Календарно -тематическое планирование
дата | Модули | Название темы | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | ||||
Работа над введением научного исследования | |||||
| Знакомимся с проектом | Погружение в проектную деятельность. Знакомство с понятием проекта, его структурой, видами и типами проектов. | 4 | 1 | |
| Знакомство с методологией проектных работ | 1 | | ||
| Понятие актуальности, формулировка гипотезы и проблемы. | | 2 | ||
Работа над основной частью научного исследования | |||||
| Работа со справочной литературой | Определение тем проектных работ | 4 | 1 | |
| Всестороннее рассмотрение выбранной темы | 1 | | ||
| Определение круга источников информации | 1 | | ||
| Работа с печатными источниками | | 1 | ||
| Подготовка и проведение исследования | Техническая подготовка к исследованию | 7 | 1 | |
| Техническая подготовка к исследованию | | 1 | ||
| Сбор информации | | 1 | ||
| Разбор полученных данных | | 1 | ||
| Составление рабочих отчетов | | 1 | ||
| Методы обработки информации | | 1 | | |
| Обработка данных согласно выбранным методикам | | 1 | ||
| Основы работы на компьютере | Текстовый редактор | 5 | | 1 |
| Выполнение текста на компьютере | | 1 | ||
| Выполнение таблиц | | 1 | ||
| Графический редактор | | 1 | ||
| Выполнение презентации | | 1 | ||
| Овладение навыками публичного выступления | Публичная речь | 5 | 1 | |
| Тренинг « я интересен» | | 1 | ||
| Подготовка публичной речи | | 1 | ||
| Составление текста выступления | | 1 | ||
| Пробная защита проекта | | 1 | ||
| Представление работы | Конкурсы творческих работ и научно-практические конференции | 9 | 1 | |
| 1знакомство с требованиями конкретного конкурса или конференции | 1 | | ||
| Подготовка работы к конкурсу или конференции | | 2 | ||
| | Предварительная защита | | 1 | |
| Предоставление работы на конкурс или конференцию | | 1 | ||
| Анализ выступления | | 1 | ||
| Выступление в своем учебном заведении | | 1 | ||
| Определение дальнейшего круга тем для будущих работ | | 1 | ||
всего | | | 34 | | |
Примерные темы исследовательских работ
Исследование предела прочности нити
Изучение движения круглых тел
Исследование силы сопротивления жидкости в зависимости от температуры
Зависимость частоты удара мяча в зависимости от поверхности
Зависимость скорости подъема мыльных пузырей от температуры окружающей среды
Изучение полимеров
Зависимость поверхностного натяжения жидкости от температуры
Зависимость порога слышимости от внешних условий
Изучение « парникового эффекта»
Исследование теплопроводности почв