12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ЗолотареваТ17
1

Программа КРУЖКА по физике 7 класс Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельности

Программа КРУЖКА по физике 7 класс

Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельности

Содержание :

Глоссарий

Специфика проектно-исследовательской деятельности

Общие требования к исследовательской работе обучающихся

Этапы исследовательской деятельности

Календарно-тематическое планирование кружек 1 час в неделю



Глоссарий

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов

Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей, задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, оценка результатов.



Специфика проектно-исследовательской деятельности

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требует корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в различных по составу и профилю группах.

Это заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательской (проектной) деятельности в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.



Общие требования к исследовательской работе обучающихся

Исследовательская работа должна представлять собой самостоятельное исследование по теме в одной из областей знаний. Работа может представлять собой эксперимент, проведенный в научной области, построение модели какого-либо явления, создание технического устройства.

Проектная и исследовательская работа выполняется индивидуально или коллективно. Может иметь научного руководителя.

Представленные работы должны содержать результаты исследований.

Работа должна быть выполнена на высоком уровне и отвечать следующим требованиям:


- должна носить исследовательский характер

- должна содержать характеристику того, что известно по данному исследованию

-должна содержать описание того, что и как делал исследователь

-должна представлять собственные данные полученные при исследовании

- должна демонстрировать глубину знаний автора

-должна соответствовать критериям

- должна демонстрировать наличие теоретических ( практических) достижений автора

-проблема, затронутая в работе, должна быть оригинальной.

Завершается исследовательская работа защитой, одним из главных этапов обучения юных исследователей.

Этапы исследовательской деятельности


Для успеха исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.

Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей исследования.

1) подготовительный;

2) проведение теоретических и эмпирических исследований;

3) работа над оформлением работы;

4) представление результатов исследования.

Подготовительный (первый) этап включает:

Выбор темы - тема подбирается в соответствии с личными предпочтениями каждого обучающегося и должна находиться в области их самоопределения.

Тема должна быть:

- интересна ребенку, должна увлекать его

- быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования

- оригинальной

- доступной, соответствовать возрастным особенностям

Обоснование необходимости проведения исследования по теме включает в себя:

Актуальность  обосновывает необходимость проведения исследования.

Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

Определение гипотез, целей и задач исследования;

Цель:  формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Задачи:

- должны допускать разный уровень выполнения

- иметь ясную и интересную постановку

- не должны требовать дорогостоящего оборудования

- должны усложняться от задачи к задаче

- должны включать формы коммуникативной деятельности


Гипотеза исследования – это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет.

Разработку плана научного исследования;

Выбор методов исследования:

1. Методы, направленные на теоретическое изучение проблемы, например на изучение литературных источников, письменных, архивных материалов;

2. Методы, обеспечивающие получение практических результатов исследования проблемы: наблюдение, беседа, анкетирование.

Методы научного исследования – это способ изучения объектов исследования. 

Подготовку средств исследования (инструментария).

Исследовательский (второй) этап состоит из:

- систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов;

- проведения теоретических и практических исследований, в том числе сбора социально-экономической и статистической информации, материалов практики ;

- обработки, обобщения и анализа полученных данных;

- объяснения фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.

Третий этап включает:

-определение композиции (построения внутренней структуры) работы;

-уточнение заглавия, названий глав и параграфов;

-подготовку черновой работы и её редактирование;

-оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

Четвертый этап  подведение итогов и оформление результатов.



Программа кружка по исследовательской деятельности

1 час в неделю


Эта программа ориентирована на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.


Цель программы: формирование компетентности воспитанников в области проектной (исследовательской) деятельности как способе познания окружающей действительности.

Задачи:

- обучение алгоритма выполнения проекта, написание и представление работы;

- формирование ноосферного мышления;

- интеллектуальное, творческое и личностное развитие.

Средством формирования ноосферного мышления, интеллектуальное, творческое и личностное развития у школьников, рассматривается способность занимать исследовательскую позицию, овладение методологией исследования и применение полученных знаний в реальной жизни.

Программа рассчитана на 1 год обучения и состоит из 3 модулей. Модули интегрированы в единую программу. Связующим стержнем является конкретная проектная (исследовательская) работа, на примере которой обучающиеся модуль за модулем осваивают содержание программы. В остальном отдельные модули являются вполне самостоятельными образованиями.


Модули:

Работа над введением научного исследования

Работа над основной частью научного исследования

Подготовка к защите научной работы



После года обучения планируемые результаты:


Знать:

Основные приёмы и методы проектной деятельности

Формы доклада

Основные разновидности иллюстрирования материала

Уметь:

Проводить исследование

Изготавливать материал для иллюстрации исследования

Выступать с докладом


Формы организации

Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.


Личностные результаты

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.



Метапредметные результаты

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Календарно -тематическое планирование


дата

Модули

Название темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

Работа над введением научного исследования



Знакомимся с проектом

Погружение в проектную деятельность. Знакомство с понятием проекта, его структурой, видами и типами проектов.

4

1



Знакомство с методологией проектных работ

1



Понятие актуальности, формулировка гипотезы и проблемы.


2

Работа над основной частью научного исследования


Работа со справочной литературой

Определение тем проектных работ

4

1



Всестороннее рассмотрение выбранной темы

1



Определение круга источников информации

1



Работа с печатными источниками


1


Подготовка и проведение исследования

Техническая подготовка к исследованию

7

1



Техническая подготовка к исследованию


1


Сбор информации


1


Разбор полученных данных


1


Составление рабочих отчетов


1


Методы обработки информации


1



Обработка данных согласно выбранным методикам


1


Основы работы на компьютере

Текстовый редактор

5


1


Выполнение текста на компьютере


1


Выполнение таблиц


1


Графический редактор


1


Выполнение презентации


1

Подготовка к защите научной работы


Овладение навыками публичного выступления


Публичная речь

5

1



Тренинг « я интересен»


1


Подготовка публичной речи


1


Составление текста выступления


1


Пробная защита проекта


1


Представление работы

Конкурсы творческих работ и научно-практические конференции

9

1



1знакомство с требованиями конкретного конкурса или конференции

1



Подготовка работы к конкурсу или конференции


2



Предварительная защита


1


Предоставление работы на конкурс или конференцию


1


Анализ выступления


1


Выступление в своем учебном заведении


1


Определение дальнейшего круга тем для будущих работ


1

всего



34





Примерные темы исследовательских работ

Исследование предела прочности нити

Изучение движения круглых тел

Исследование силы сопротивления жидкости в зависимости от температуры

Зависимость частоты удара мяча в зависимости от поверхности

Зависимость скорости подъема мыльных пузырей от температуры окружающей среды

Изучение полимеров

Зависимость поверхностного натяжения жидкости от температуры

Зависимость порога слышимости от внешних условий

Изучение « парникового эффекта»

Исследование теплопроводности почв

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.