12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Парфёнова Галина Николаевна171 Россия, Забайкальский край, Чита Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Новая Кука
Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления.
« Школа юного художника»
Учитель : Парфёнова Галина Николаевна
Учитель начальных классов
Первая квалификационная категория
Пояснительная записка
«Школа юного художника» является программой художественно – эстетической направленности.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности. Это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.
Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.
Цель:
Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Задачи:
-развивать природные задатки и способности детей
-развитие эстетического восприятия мира посредством изобразительного искусства
-развитие мелкой моторики, цветотерапия;
-выявление талантов, развитие художественного восприятия, наблюдательности, - художественного вкуса;
-формирование и развитие знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности;
-содействие развитию творческого воображения, фантазии, основ художественного мышления, художественно-творческих и познавательных способностей.
Программа основана на следующих принципах:
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Планируемые результаты:
- всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;
- раскрытие творческих способностей;
- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);
- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;
- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.
1. Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
2.Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
3.Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Программа поможет решить следующий ряд задач:
1.Учебные задачи:
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
2. Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
3. Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задач;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(34 часа в год)
Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:
- учитывает личностные достижения художественного развития ученика и опирается на них;
- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
- ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.
Используемая литература
« Творческие и развивающие занятия с детьми 7 лет» под ред. Парамоновой.
«Разноцветные поделки из природных материалов» Автор С. Гирндт
Поурочные разработки по изобразительному искусству. Под ред. Л. Ю. Бушкова( по программе Б. М. Неменского)
« Пластилинография» Цветочные мотивы. Г. Н. Давыдова
« Пластилинография» Анималистическая живопись Г. Н. Давыдова.
«Бумагопластика» Г. Н. Давыдова.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству».
Первые уроки : учимся рисовать! Из-во РООССА! Лучшие книги мира!
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание | дата |
1. | Не ленюсь, не спешу – чётко линии пишу. | Морской пейзаж-Марина | |
2. | Раз кружок, два- овал: я этюд нарисовал. | Форма. Эскиз. Этюд. | |
3. | Лепесток, лепесток – получается цветок. | Контур. Ромашковая и васильковая сказка. | |
4. | Красный,синий, жёлтый цвет- яркий праздничный букет. | Ластик. Тюльпановая сказка. | |
5. | Эй, грибок полезай в кузовок. | Боровиковая и мухоморная сказка. | |
6. | Сад рисуем. Огород – что здесь только не растёт. | Тёплые и холодные цвета. Яблочная и грушевая сказка. | |
7. | Клубника, вишенка, малинка- ягод полная корзинка. | Натюрморт.Клубничная и вишнёвая сказка. | |
8. | Что сегодня на обед: винегрет или портрет. | Натюрморт. Огуречная и морковная сказка. | |
9. | Листопад – листопад устилают листья сад. | Составные краски. Дубовая и кленовая сказка. | |
10. | У берёзки хоровод – веселись, лесной народ. | Составные краски. Берёзовая сказка. | |
11. | Если пальмы - значит жарко, если ёлка – значит колко. | Еловая сказка. | |
12. | Крылышки, три пары ног- чтоб никто поймать не смог! | Сказка про божью коровку. | |
13. | На что похожи бабочки? На девочкины бантики. | Сказка про бабочку. Работа с красками. | |
14. | Загляни пол листок – там построил дом жучок. | Акварельные краски. Сказка про жука. | |
15. | Приключения морские мы рисуем под водой. | Сказка про рыбку. Сказка про морскую звезду. | |
16. | Как отыскать осьминога? Ведь цвет умеет он менять! | Сказка про осьминога | |
17. | Быстрокрылой вереницей полетели к югу птицы | Сказка про ласточку | |
18. | Спят сорока и синица, лишь сове в ночи не спится | Сказка про сову | |
19. | Что за волшебное перо? Кому принадлежит оно? | Сказка про павлина | |
20. | Модно попугай одет – в яркий красочный жилет | Сказка про попугая | |
21. | Теперь отправляемся туда, где льды не тают никогда | Сказка про пингвина | |
22. | Поместятся на листе бумажном и кроха – мышь, и слон двухэтажный! | Сказка про мышку | |
23. | На дальнюю родню похожа кошка: на тигра и на льва совсем немножко! | Сказка про кошку | |
24. | Каждый мечтает о друге – собаке – неважно, породистый или дворняге! | Сказка про щенка | |
25. | Крутыми рогами гордится барашек – с такими ни волк, ни медведь не страшен! | Сказка про барашка | |
26. | Розовое брюшко у чистюли - хрюшки | Сказка про свинку | |
27. | Чьи большие ушки из – за дуба на опушке? | Сказка про зайчика | |
28. | Где найти в лесу орех, знает белка лучше всех! | Сказка про белочку. | |
29. | Через тёмный лес дремучий катится клубок колючий | Сказка про ёжика. | |
30. | Самый хитрый зверь в лесах – это кумушка - лиса | Сказка про лису. | |
31. | Головой задевает жираф облака – хорошо его видно издалека! | Сказка про жирафа. | |
32. | Как же нравятся бананы непоседе – обезьяне! | Сказка про обезьяну. | |
33. | Я очень медленно хочу: Ведь на себе свой дом вожу! | Сказка про черепаху. | |
34. | Паровозик –у братишки, у сестрёнки – кукла с мишкой | Сказка про куклу. | |
35. | На дне морском, в реке. | Сказка о золотой рыбке | |
36. | По щучьему веленью, по нашему хотению | Сказка о волшебной щуке | |
37. | Много лягушек в болоте живет | Сказка о Царевне-лягушке | |
38. | Вот так диво: огород на спине кита растет! | Сказка про Чудо-юдо-рыбу-кита | |
39. | Так не бывает! Разве конёк может прожить под водой хоть денёк? | Сказка о морском коньке | |
40. | Превосходно плавает тюлень, а по суше ползать ему лень. | Сказка о тюлене | |
41. | Не важно для сказки, какого ты роста | Сказка про улитку | |
42. | Любит муравей трудиться, ну а стрекоза -резвиться | Сказка про стрекозу. Сказка про муравья | |
43. | Мне не страшен мрак ночной | Сказка про светлячка | |
44. | На крыльях сказка прилетела и на моё окошко села | Сказка о гадком утёнке | |
45. | Спорить с индюком не смей-всякой птицы он важней! | Сказка об индюке | |
46. | Ворон каркнул на дубу «Знаю я твою судьбу!» | Сказка о мудром вороне | |
47. | Звонкий голос петушка слышен нам издалека | Сказка о золотом петушке | |
48. | Озаряет снежный мир яркий огонёк-снегирь | Сказка о снегире | |
49. | Может быть, рядом с нами живёт конь волшебный? | Сказка про кота в сапогах | |
50. | Весь дрожит король мышей | Сказка о мышином короле. | |
51. | Из камня нужно строить дом | Сказка о трёх поросятах | |
52. | Бычок поймал воришку на… бочок | Сказка о Бычке-смоляном бочке | |
53. | Того, кто хвостик мой найдет, награда, обещаю, ждёт! | Сказка про ослика | |
54. | Будешь с козочкою дружен-будет молоко на ужин | Сказка про козу и семерых козлят | |
55. | Конь ретивый, мчись стрелой | Сказка о Сивке-Бурке | |
56. | Вот какие чудеса приключаются в лесах | Сказка про оленя | |
57. | Бродит волк под тёмными дубами | Сказка про волка | |
58. | Чистоплотный зверь енот блеск повсюду наведёт | Сказка про енота | |
59. | Защёчные мешки полны- теперь дотянем до весны | Сказка про хомяка | |
60. | Хоть и славно жить в глуши лесной, Маше очень хочется домой | Сказка про медведя | |
61. | Что милее всего для крота? | Сказка про крота | |
62. | Чтобы друзей не потерять, не стоит в дружбе плутовать | Сказка про лису | |
63. | Если горной хозяйки понравишься? | Сказка про ящерицу | |
64. | Вы в Африке бывали, по Австралии бродили? | Сказка про слонёнка | |
65. | Если ты один на свете, даже солнышко не светит | Сказка про крокодила | |
66. | Родней всего для бегемота его любимое болото | Сказка про бегемота | |
67. | Желтый львенок в желтый зной видит яркий сон цветной | Сказка про львенка | |
68. | Начинаем новую игру | Сказка про кенгуру | |
69. | Вы знаете, откуда горб взялся у верблюда? | Сказка про верблюда | |
70. | Нужен носорогу длинный рог | Сказка про носорога | |
71. | Я не злюсь, когда р-р-р-рычу | Сказка про тигра | |
72. | Где водятся драконы и горбунки-коньки? | Сказка про дракончика | |
73. | Ты неси меня, конёк | Сказка про Конька-Горбунка |