Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Школа юного художника» (2–3 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Новая Кука
Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления.
« Школа юного художника»
Учитель : Парфёнова Галина Николаевна
Учитель начальных классов
Первая квалификационная категория
Пояснительная записка
«Школа юного художника» является программой художественно – эстетической направленности.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности. Это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.
Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.
Цель:
Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Задачи:
-развивать природные задатки и способности детей
-развитие эстетического восприятия мира посредством изобразительного искусства
-развитие мелкой моторики, цветотерапия;
-выявление талантов, развитие художественного восприятия, наблюдательности, - художественного вкуса;
-формирование и развитие знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности;
-содействие развитию творческого воображения, фантазии, основ художественного мышления, художественно-творческих и познавательных способностей.
Программа основана на следующих принципах:
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Планируемые результаты:
- всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;
- раскрытие творческих способностей;
- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);
- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;
- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.
1. Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
2.Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
3.Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Программа поможет решить следующий ряд задач:
1.Учебные задачи:
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
2. Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
3. Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задач;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(34 часа в год)
Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:
- учитывает личностные достижения художественного развития ученика и опирается на них;
- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
- ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.
Используемая литература
« Творческие и развивающие занятия с детьми 7 лет» под ред. Парамоновой.
«Разноцветные поделки из природных материалов» Автор С. Гирндт
Поурочные разработки по изобразительному искусству. Под ред. Л. Ю. Бушкова( по программе Б. М. Неменского)
« Пластилинография» Цветочные мотивы. Г. Н. Давыдова
« Пластилинография» Анималистическая живопись Г. Н. Давыдова.
«Бумагопластика» Г. Н. Давыдова.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству».
Первые уроки : учимся рисовать! Из-во РООССА! Лучшие книги мира!
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Содержание |
дата |
1. |
Не ленюсь, не спешу – чётко линии пишу. |
Морской пейзаж-Марина |
|
2. |
Раз кружок, два- овал: я этюд нарисовал. |
Форма. Эскиз. Этюд. |
|
3. |
Лепесток, лепесток – получается цветок. |
Контур. Ромашковая и васильковая сказка. |
|
4. |
Красный,синий, жёлтый цвет- яркий праздничный букет. |
Ластик. Тюльпановая сказка. |
|
5. |
Эй, грибок полезай в кузовок. |
Боровиковая и мухоморная сказка. |
|
6. |
Сад рисуем. Огород – что здесь только не растёт. |
Тёплые и холодные цвета. Яблочная и грушевая сказка. |
|
7. |
Клубника, вишенка, малинка- ягод полная корзинка. |
Натюрморт.Клубничная и вишнёвая сказка. |
|
8. |
Что сегодня на обед: винегрет или портрет. |
Натюрморт. Огуречная и морковная сказка. |
|
9. |
Листопад – листопад устилают листья сад. |
Составные краски. Дубовая и кленовая сказка. |
|
10. |
У берёзки хоровод – веселись, лесной народ. |
Составные краски. Берёзовая сказка. |
|
11. |
Если пальмы - значит жарко, если ёлка – значит колко. |
Еловая сказка. |
|
12. |
Крылышки, три пары ног- чтоб никто поймать не смог! |
Сказка про божью коровку. |
|
13. |
На что похожи бабочки? На девочкины бантики. |
Сказка про бабочку. Работа с красками. |
|
14. |
Загляни пол листок – там построил дом жучок. |
Акварельные краски. Сказка про жука. |
|
15. |
Приключения морские мы рисуем под водой. |
Сказка про рыбку. Сказка про морскую звезду. |
|
16. |
Как отыскать осьминога? Ведь цвет умеет он менять! |
Сказка про осьминога |
|
17. |
Быстрокрылой вереницей полетели к югу птицы |
Сказка про ласточку |
|
18. |
Спят сорока и синица, лишь сове в ночи не спится |
Сказка про сову |
|
19. |
Что за волшебное перо? Кому принадлежит оно? |
Сказка про павлина |
|
20. |
Модно попугай одет – в яркий красочный жилет |
Сказка про попугая |
|
21. |
Теперь отправляемся туда, где льды не тают никогда |
Сказка про пингвина |
|
22. |
Поместятся на листе бумажном и кроха – мышь, и слон двухэтажный! |
Сказка про мышку |
|
23. |
На дальнюю родню похожа кошка: на тигра и на льва совсем немножко! |
Сказка про кошку |
|
24. |
Каждый мечтает о друге – собаке – неважно, породистый или дворняге! |
Сказка про щенка |
|
25. |
Крутыми рогами гордится барашек – с такими ни волк, ни медведь не страшен! |
Сказка про барашка |
|
26. |
Розовое брюшко у чистюли - хрюшки |
Сказка про свинку |
|
27. |
Чьи большие ушки из – за дуба на опушке? |
Сказка про зайчика |
|
28. |
Где найти в лесу орех, знает белка лучше всех! |
Сказка про белочку. |
|
29. |
Через тёмный лес дремучий катится клубок колючий |
Сказка про ёжика. |
|
30. |
Самый хитрый зверь в лесах – это кумушка - лиса |
Сказка про лису. |
|
31. |
Головой задевает жираф облака – хорошо его видно издалека! |
Сказка про жирафа. |
|
32. |
Как же нравятся бананы непоседе – обезьяне! |
Сказка про обезьяну. |
|
33. |
Я очень медленно хочу: Ведь на себе свой дом вожу! |
Сказка про черепаху. |
|
34. |
Паровозик –у братишки, у сестрёнки – кукла с мишкой |
Сказка про куклу. |
|
35. |
На дне морском, в реке. |
Сказка о золотой рыбке |
|
36. |
По щучьему веленью, по нашему хотению |
Сказка о волшебной щуке |
|
37. |
Много лягушек в болоте живет |
Сказка о Царевне-лягушке |
|
38. |
Вот так диво: огород на спине кита растет! |
Сказка про Чудо-юдо-рыбу-кита |
|
39. |
Так не бывает! Разве конёк может прожить под водой хоть денёк? |
Сказка о морском коньке |
|
40. |
Превосходно плавает тюлень, а по суше ползать ему лень. |
Сказка о тюлене |
|
41. |
Не важно для сказки, какого ты роста |
Сказка про улитку |
|
42. |
Любит муравей трудиться, ну а стрекоза -резвиться |
Сказка про стрекозу. Сказка про муравья |
|
43. |
Мне не страшен мрак ночной |
Сказка про светлячка |
|
44. |
На крыльях сказка прилетела и на моё окошко села |
Сказка о гадком утёнке |
|
45. |
Спорить с индюком не смей-всякой птицы он важней! |
Сказка об индюке |
|
46. |
Ворон каркнул на дубу «Знаю я твою судьбу!» |
Сказка о мудром вороне |
|
47. |
Звонкий голос петушка слышен нам издалека |
Сказка о золотом петушке |
|
48. |
Озаряет снежный мир яркий огонёк-снегирь |
Сказка о снегире |
|
49. |
Может быть, рядом с нами живёт конь волшебный? |
Сказка про кота в сапогах |
|
50. |
Весь дрожит король мышей |
Сказка о мышином короле. |
|
51. |
Из камня нужно строить дом |
Сказка о трёх поросятах |
|
52. |
Бычок поймал воришку на… бочок |
Сказка о Бычке-смоляном бочке |
|
53. |
Того, кто хвостик мой найдет, награда, обещаю, ждёт! |
Сказка про ослика |
|
54. |
Будешь с козочкою дружен-будет молоко на ужин |
Сказка про козу и семерых козлят |
|
55. |
Конь ретивый, мчись стрелой |
Сказка о Сивке-Бурке |
|
56. |
Вот какие чудеса приключаются в лесах |
Сказка про оленя |
|
57. |
Бродит волк под тёмными дубами |
Сказка про волка |
|
58. |
Чистоплотный зверь енот блеск повсюду наведёт |
Сказка про енота |
|
59. |
Защёчные мешки полны- теперь дотянем до весны |
Сказка про хомяка |
|
60. |
Хоть и славно жить в глуши лесной, Маше очень хочется домой |
Сказка про медведя |
|
61. |
Что милее всего для крота? |
Сказка про крота |
|
62. |
Чтобы друзей не потерять, не стоит в дружбе плутовать |
Сказка про лису |
|
63. |
Если горной хозяйки понравишься? |
Сказка про ящерицу |
|
64. |
Вы в Африке бывали, по Австралии бродили? |
Сказка про слонёнка |
|
65. |
Если ты один на свете, даже солнышко не светит |
Сказка про крокодила |
|
66. |
Родней всего для бегемота его любимое болото |
Сказка про бегемота |
|
67. |
Желтый львенок в желтый зной видит яркий сон цветной |
Сказка про львенка |
|
68. |
Начинаем новую игру |
Сказка про кенгуру |
|
69. |
Вы знаете, откуда горб взялся у верблюда? |
Сказка про верблюда |
|
70. |
Нужен носорогу длинный рог |
Сказка про носорога |
|
71. |
Я не злюсь, когда р-р-р-рычу |
Сказка про тигра |
|
72. |
Где водятся драконы и горбунки-коньки? |
Сказка про дракончика |
|
73. |
Ты неси меня, конёк |
Сказка про Конька-Горбунка |