Программа кружка по математике для 5 класса. Работа с одарёнными детьми.
МБОУ «СОШ №4»
пгт Пойковский,
Нефтеюганского района,
ХМАО-Югра АО
Программа кружка по математике для 5 класса.
Работа с одарёнными детьми.
Составитель: Белоногова Светлана
Владимировна, учитель математики
высшей квалификационной категории.
2024 г.
Пояснительная записка.
Данная программа соответствует требованиям ФГОС и рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю. Кружковые занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».
На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.
Курс кружка направлен на достижение следующих целей:
развитие логического мышления и математического воображения;
раскрытие творческих возможностей обучающихся;
воспитание настойчивости в пути достижения цели (решения того или иного задания);
формирование интереса к предмету.
Кроме того, кружковые занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
целенаправленная работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
При разработке программы кружка по математике учитывался программный материал по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Программа кружка по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно перекликаются с основным курсом математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного характера.
Структура программы такова, что одна и та же тема может изучаться как в 5 классе, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных этапах обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы обеспечивают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр, круглого стола, соревнований между группами. Большое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Задачи кружка по математике определены следующие:
развитие у учащихся логических способностей;
формирование пространственного мышления и графической культуры;
привитие интереса к изучению математике;
расширение и углубление знаний по предмету;
выявление одаренных, талантливых детей;
формирование у обучающихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, настойчивость, любознательность, внимательность, чувство ответственности за результат, личностный рост в освоении предмета;
адаптация ребят к переходу в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп нужно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, и по результатам детей в школьных олимпиадах или вводного тестирования за курс начальной школы. Занятие не должно превышать 40 минут.
Основные цели и задачи курса.
Цели курса:
• выявление и развитие математических наклонностей и способностей учащихся;
• повышение активности учащихся при выполнении заданий различного характера;
• систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений и навыков в изучении предложенных тем;
• развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, математической интуиции обучающихся;
• создание условий для активной самостоятельной творческой работы детей;
• воспитание устойчивого интереса к математике;
• профессиональная ориентация на профессии, связанные с математикой.
Задачи курса.
Обучающие задачи:
учить грамотной математической речи, формировать способность анализировать работу товарищей, умение обобщать и делать выводы;
учить добывать и грамотно обрабатывать информацию, представлять её в виде различных математических моделей;
учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение кругозора, способностей путем постановки краткосрочной цели достигать решения.
изучать, исследовать и анализировать важные текущие проблемы в современной науке;
демонстрировать высокий уровень умений, выходящих за школьный курс;
достигать более высоких показателей в основной учебе;
синтезировать знания, идя от простого к сложному.
Развивающие задачи:
повышать интерес к предмету математика;
развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение понять суть поставленной задачи, анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать, сделать правильный вывод;
развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
развивать эмоциональную отзывчивость
развивать умение быть внимательными, быстрого счёта, быстрой реакции.
развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных, разно- уровневых занимательных заданий;
обогащать формальный математический язык школьников;
расширить кругозор обучающихся;
повысить мотивацию обучения для слабоуспевающих, по причине нежелания заниматься, школьников;
развивать коммуникативные навыки в процессе практической и совместной игровой деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, готовность пойти на компромисс, культуру поведения и общения;
воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
формировать широкий кругозор и мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление;
развивать пространственное воображение;
формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
воспитывать трудолюбие и прилежание;
формировать систему нравственных межличностных отношений;
формировать доброе отношение друг к другу, чувство эмпатии.
Требования к уровню подготовки учащихся.
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
различные системы счисления, нумерации;
приёмы рациональных устных и письменных вычислений;
приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание, решения логических задач;
различные системы мер;
приёмы решения практических задач на перегибание, плоские разрезания, делимость, на проценты.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся, посещающие кружок, в конце учебного года должны уметь:
находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении диаграммы, таблицы и «графы»;
оценивать смысл сказанного и логическую правильность рассуждений;
распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при анализе и решении различных задач;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
уметь быстро решать и по аналогу составлять занимательные задачи;
применять некоторые приёмы устных вычислений при решении логических задач;
применять полученные знания при построениях геометрических фигур с использованием линейки, циркуля и транспортира;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики, при выполнении заданий не стандартного характера.
Учебно-тематический план (68 часов)
Наименование разделов и тем | Количество часов | Оборудование, дидактическое обеспечение | |
Натуральные числа – 33 часа | | | |
1 | Как люди научились считать? Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной. Действия над натуральными числами. | 3 | Раздаточный материал |
2 | Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы рациональных вычислений. Отгадывание математических загадок при помощи уравнений. | 10 | Раздаточный материал |
3 | Логические и традиционные головоломки, задачи. | 8 | Упражнения из книги |
4 | Задачи на «переливание». Задачи на «взвешивание». Задачи на «движение» | 12 | Упражнения из книги |
Дробные числа – 33часа | | | |
5 | Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. | 3 | Раздаточный материал |
6 | Как возникают дроби в практических вычислениях. Задачи на делимость. | 5 | Упражнения из книги |
7 | Перегибания. Плоские разрезания. | 9 | Упражнения из книги |
8 | Математические фокусы и загадки. | 4 | Упражнения из книги |
9 | Математические игры и конкурсы. | 4 | Упражнения из книги |
10 | Задачи полу-шутки. Слишком правильные дроби. | 3 | Упражнения из книги |
11 | 5 | Раздаточный материал | |
Итоговые занятия - 2 часа | | | |
12 | Решение задач из материалов международного математического конкурса «Кенгуру». | 2 | Раздаточный материал |
Литература:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ», – М.: «Просвещение», 2012 г.
2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2008г.
3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,2010г.
4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 2012г.
5.Я.И.Перельман «Весёлые задачи», М.: «АСТ», «Астрель», «Транзиткнига»
2003 г.
6.» Почемучкины сказки обо всём на свете»/С. Альтшулер, А. Ворох, А. Монвиж-Монтвид, Т. Пироженко; худож. Е.Булай-М.: «АСТ», 2021 г.
7. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
8. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2009 г.
9. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2010 г.10. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 2013 г.
10. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 2012г.
11. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 2010г.
12. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2013г.
13.А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 2011 г.
14. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
15. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: «Просвещение», 1964 г.
16.В.Н.Болховитинов, Б.И.Колтовой, И.К.Лаговский. «Твоё свободное время»- занимательные задачи, опыты, игры. М.: «Детская литература», 1975г.
17. В.Н.Русанов. «Математические олимпиады младших школьников», М.: «Просвещение», 2012 г.
18. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. «Старинные занимательные задачи», – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2009 г.
19. Е.И.Игнатьев. «Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы», – М., Омега, 2012 г.