Программа кружка по математике для 5 класса. Работа с одарёнными детьми.

0
0
Материал опубликован 20 July

                                                                                                  МБОУ «СОШ №4»

                                                                                                   пгт Пойковский,

                                                                                         Нефтеюганского района,

                                                                                                   ХМАО-Югра АО



                Программа кружка по математике для 5 класса.

                                   Работа с одарёнными детьми.











                                                          Составитель: Белоногова Светлана

                                                          Владимировна, учитель математики

                                                          высшей квалификационной категории.







                                                     2024 г.

                                     

                                     Пояснительная записка.

Данная программа соответствует требованиям ФГОС и рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю. Кружковые занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа   с одаренными детьми».

На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.

Курс кружка направлен на достижение следующих целей:

развитие логического мышления и математического воображения;

раскрытие творческих возможностей обучающихся;

воспитание настойчивости в пути достижения цели (решения того или иного задания);

формирование интереса к предмету.

Кроме того, кружковые занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:

адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;

целенаправленная работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

При разработке программы кружка по математике учитывался программный материал по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Программа кружка по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно перекликаются с основным курсом математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного характера.

Структура программы такова, что одна и та же тема может изучаться как в 5 классе, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных этапах обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Включенные в программу вопросы обеспечивают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр, круглого стола, соревнований между группами. Большое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Задачи кружка по математике определены следующие:

развитие у учащихся логических способностей;

формирование пространственного мышления и графической культуры;

привитие интереса к изучению математике;

расширение и углубление знаний по предмету;

выявление одаренных, талантливых детей;

формирование у обучающихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, настойчивость, любознательность, внимательность, чувство ответственности за результат, личностный рост в освоении предмета;

адаптация ребят к переходу в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп нужно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, и по результатам детей в школьных олимпиадах или вводного тестирования за курс начальной школы.  Занятие не должно превышать 40 минут. 


Основные цели и задачи курса.


Цели курса:

• выявление и развитие математических наклонностей и способностей учащихся;

повышение активности учащихся при выполнении заданий различного характера;

систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений и навыков в изучении предложенных тем;

развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, математической интуиции обучающихся;

создание условий для активной самостоятельной творческой работы детей;

воспитание устойчивого интереса к математике;

профессиональная ориентация на профессии, связанные с математикой.


Задачи курса.


Обучающие задачи:

учить грамотной математической речи, формировать способность анализировать работу товарищей, умение обобщать и делать выводы;

учить добывать и грамотно обрабатывать информацию, представлять её в виде различных математических моделей;

учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение кругозора, способностей путем постановки краткосрочной цели достигать решения.

изучать, исследовать и анализировать важные текущие проблемы в современной науке;

демонстрировать высокий уровень умений, выходящих за школьный курс;

достигать более высоких показателей в основной учебе;

синтезировать знания, идя от простого к сложному.

Развивающие задачи:

повышать интерес к предмету математика;

развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение понять суть поставленной задачи, анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать, сделать правильный вывод;

развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

развивать эмоциональную отзывчивость

развивать умение быть внимательными, быстрого счёта, быстрой реакции.

развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных, разно- уровневых занимательных заданий;

обогащать формальный математический язык школьников;

расширить кругозор обучающихся;

повысить мотивацию обучения для слабоуспевающих, по причине нежелания заниматься, школьников;

развивать коммуникативные навыки в процессе практической и совместной игровой деятельности.



Воспитательные задачи:

воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, готовность пойти на компромисс, культуру поведения и общения;

воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;

формировать широкий кругозор и мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление;

развивать пространственное воображение;

формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;

воспитывать трудолюбие и прилежание;

формировать систему нравственных межличностных отношений;

формировать доброе отношение друг к другу, чувство эмпатии.


Требования к уровню подготовки учащихся.

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

различные системы счисления, нумерации;

приёмы рациональных устных и письменных вычислений;

приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание, решения логических задач;

различные системы мер;

приёмы решения практических задач на перегибание, плоские разрезания, делимость, на проценты.


Ожидаемые результаты.


Учащиеся, посещающие кружок, в конце учебного года должны уметь:

находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении диаграммы, таблицы и «графы»;

оценивать смысл сказанного и логическую правильность рассуждений;

распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при анализе и решении различных задач;

решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

уметь быстро решать и по аналогу составлять занимательные задачи;

применять некоторые приёмы устных вычислений при решении логических задач;

применять полученные знания при построениях геометрических фигур с использованием линейки, циркуля и транспортира;

применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики, при выполнении заданий не стандартного характера.





                  Учебно-тематический план (68 часов)

п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Оборудование,

дидактическое

обеспечение

Натуральные числа – 33 часа




1

Как люди научились считать?

Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной.

Действия над натуральными числами.

3

Раздаточный материал

2

Как свойства действий помогают вычислять.

Приёмы рациональных вычислений.

Отгадывание математических загадок при помощи уравнений.

10

Раздаточный материал

3

Логические и традиционные головоломки, задачи.

8

Упражнения из книги

4

Задачи на «переливание».

Задачи на «взвешивание».

Задачи на «движение»

12

Упражнения из книги

Дробные числа – 33часа




5

Метрическая система мер.

Старые русские меры.

Как измеряли в древности.

3

Раздаточный материал

6

Как возникают дроби в практических вычислениях. Задачи на делимость.

5

Упражнения из книги

7

Перегибания. Плоские разрезания.

9

Упражнения из книги

8

Математические фокусы и загадки.

4

Упражнения из книги

9

Математические игры и конкурсы.

4

Упражнения из книги

10

Задачи полу-шутки. Слишком правильные дроби.

3

Упражнения из книги

11

Проценты в нашей жизни, их значимость.

5

Раздаточный материал

Итоговые занятия - 2 часа




12

Решение задач из материалов международного математического конкурса «Кенгуру».

2

Раздаточный материал







Литература:


1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ», – М.: «Просвещение», 2012 г.

2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2008г.

3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,2010г.

4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 2012г.

5.Я.И.Перельман «Весёлые задачи», М.: «АСТ», «Астрель», «Транзиткнига»

2003 г.

6.» Почемучкины сказки обо всём на свете»/С. Альтшулер, А. Ворох, А. Монвиж-Монтвид, Т. Пироженко; худож. Е.Булай-М.: «АСТ», 2021 г.

7. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

8. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2009 г.

9. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2010 г.10. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 2013 г.

10. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 2012г.

11. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 2010г.

12. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2013г.

13.А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 2011 г.

14. А.  Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»

15. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: «Просвещение», 1964 г.

16.В.Н.Болховитинов, Б.И.Колтовой, И.К.Лаговский. «Твоё свободное время»- занимательные задачи, опыты, игры. М.: «Детская литература», 1975г.

17. В.Н.Русанов. «Математические олимпиады младших школьников», М.: «Просвещение», 2012 г.

18. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. «Старинные занимательные задачи», – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2009 г.

 19. Е.И.Игнатьев. «Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы», – М., Омега, 2012 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.