Программа работы с одарёнными детьми по английскому языку "Одарённые дети".
ПРОГРАММА
работы с одарёнными детьми “Gifted children”
по английскому языку
10 класс
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Архипова А.В.,
высшая категория
2022-2023 учебный год
Программа работы с одарёнными детьми по английскому языку “Gifted children”
Пояснительная записка
Участники программы
10 класс.
Этапы реализации программы
Один этап – урок раз в неделю.
Сроки действия программы
1 год (34 занятия).
Список литературы
https://infourok.ru/programma-odarennye-deti-po-anglijskomu-yazyku-4264519.html
"Не бойся, что не знаешь,
бойся, что не научишься"
(китайская мудрость)
Сегодня, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает, работа с одаренными детьми является крайне необходимой. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Индивидуальная программа работы с одаренным ребенком имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации индивидуальной деятельности одаренного школьника по английскому языку в основной школе. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования и реализуется в рамках внеурочной деятельности. Рабочая программа предназначена для индивидуальных занятий с углубленным изучением английского языка в 10 классе и составлена на основе сборника примерных рабочих программ (предметная линия учебников «Английский в фокусе» 2-11 классы).
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивается с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется разными областями наук, помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полностью раскрыть свои способности.
Важность курса в образовании школьника.
В рамках данной программы создаются условия для максимального развития имеющихся способностей школьницы, необходимых для дальнейшей самореализации как в учебной, так и внеурочной деятельности.
Актуальность
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны ребенка и его родителей на углубленное изучение иностранного языка, она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Педагогическая целесообразность
Программа индивидуального изучения английского языка дает возможность:
1) построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка;
2) увеличить темп изучения учебного материала;
3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма;
4) повысить интенсивность обучения, то есть выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей:
а) ускорение – обучение в более быстром по сравнению с классов темпе.
б) углубление - более глубокое изучение материала.
в) обогащение - обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет становления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.
г) проблематизация - использование оригинальных объяснений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у школьника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей.
Кто такой одаренный ребенок? Это ребенок, который обладает:
- отличной памятью,
- высоким уровнем мышления и интеллекта,
- хорошо развитой речью и хорошим произношением
- большим словарным запасом.
- широким кругозором
Одаренный ребенок отличается:
- любознательностью и наблюдательностью;
- способностью сосредоточиться на нескольких видах деятельности;
- быстро схватывает новый материал;
- самостоятельно достигает поставленной цели;
- легко усваивает учебный материал и обладает коммуникативными умениями;
- выполняет задания повышенной трудности;
- умеет искать, анализировать, обобщать
- неприязнью к традиционным методам обучения,
Поэтому, перед учителем стоит цель: поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, создать условия для исследования, развить интерес к предмету. Из поставленной цели вытекают соответствующие задачи:
- выявить одаренных детей;
- способствовать развитию интеллектуальных способностей и компетентностей обучающихся;
- перейти к новому содержанию образования;
- осуществить индивидуализацию, дифференциации обучения;
- использовать системно - деятельностный подхода развития ученика;
- способствовать развитию способностей обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности,
- инициировать участие детей в проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности;
- продолжить повышение педагогического мастерства;
- создать систему работы с одаренными детьми
Методы работы:
- практические занятия (написание письма, приглашения, объявления);
- выполнение поисковой работы;
- выполнение проектов (в том числе с использованием информационных технологий)
- выполнение интерактивных упражнений по грамматике;
- подготовка устных выступлений;
- создание компьютерных презентаций;
- работа со справочной страноведческой литературой.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того как организована работа с этой категорией учащихся. Многие дети одарены от природы, но, тем не менее, необходима четкая организация обучающей деятельности, целенаправленная и систематическая работа.
Данная программа представляет систему работы с одаренными детьми и рассчитана на работу с учащимися 10го класса.
Представленная система имеет строгую структуру и включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.
Для успешного развития одаренности учащихся применяю следующие технологии:
1) личностно-ориентированное обучение;
2) информационно – коммуникационные технологии;
3) технология исследовательской деятельности;
4) проблемное обучение.
5) проектная
6) игровые
7) элементы технологии «развитие критического мышления»
Способы выявления у обучающихся способностей:
Мониторинг развития мотивации познавательной деятельности учащихся, анкетирование, круглый стол с учителями - предметниками, беседа с родителями, учащимися, педагогическое наблюдение, анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года, наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся и анализ продуктов деятельности (творческие работы, проекты, исследования и т.д.).
Способы развития интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся:
Лексико – грамматические игры, предметные олимпиады, дистанционные олимпиады, НПК «Шаг в будущее», конкурсы, викторины, творческие работы, предметные декады, интеллектуальные марафоны, спецкурсы, консультации, творческие домашние задания, самостоятельная работа учащихся, интеллектуальные марафоны.
Реализация системы работы с одаренными детьми:
- дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня;
- разноуровневые домашние задания;
- проведение интеллектуальных игр;
- участие в школьных выставках, творческих работах, смотрах;
- участие в творческих конкурсах школы, района.
Цели.
1. Выявление одаренных детей.
2. Создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Задачи.
1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
2. Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить наличие одаренности.
3. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
4. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с руководителем (учителем)
5. Работа с родителями по дальнейшему развитию одаренности ребенка
Содержание программы
№ урока | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Молодежь в современном обществе. | 02.09. | |
2. | Неофициальное письмо. | 09.09. | |
3. | Молодежь в современном обществе. | 16.09. | |
4. | Виды дискриминации. | 23.09. | |
5. | Молодежь в современном обществе. | 30.09. | |
6. | Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам. | 07.10. | |
7. | Юные потребители в Британии. | 14.10. | |
8. | Спортивные события в Британии. | 21.10. | |
9. | Повседневная жизнь семьи, ее доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или доме / коттедже в сельской местности. | 11.11. | |
10. | Виды школ и школьная жизнь. | 18.11. | |
11. | Официальное письмо. | 25.11. | |
12. | Высшая школа Америки. | 02.12. | |
13. | Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. | 09.12. | |
14. | Природа и экология. | 16.12. | |
15. | Защита окружающей среды. | 23.12. | |
16. | За и против очерка. | 30.12. | |
17. | Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. | 13.01. | |
18. | Удивительный Непал. | 20.01. | |
19. | Отдых – проблемы и жалобы. | 27.01. | |
20. | Совершенный день для карнавала | 03.02. | |
21. | Путешествие по реке Темза. | 10.02. | |
22. | Я и мое окружение. | 17.02. | |
23. | Возможности отдыха молодых людей. | 24.02. | |
24. | Впечатления. | 03.03. | |
25. | Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги. | 10.03. | |
26. | Здоровое питание. | 17.03. | |
27. | Диета и здоровье. | 07.04. | |
28. | Забота о здоровье. | 14.04. | |
29. | Здоровый образ жизни. | 21.04. | |
30. | Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. | 28.04. | |
31. | Современное поколение. | 05.04. | |
32. | Виды театральных представлений в разных странах. | 12.04. | |
33. | Культурные достопримечательности в России. | 19.04. | |
34. | Культурные достопримечательности в Лондоне. | 26.04. |
Ожидаемые результаты
- Выявление одарённых детей и работа с ними;
- Развитие одарённости;
- Подготовка таких детей к различным олимпиадам, конкурсам и викторинам.
Критерии оценки результатов
- Успешное написание контрольных работ;
- Успешное участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах.