Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«………ая основная общеобразовательная школа»
одарёнными детьми «Созвездие».
Программу разработала: Гусева Наталья Николаевна
МБОУ «......ая основная
общеобразовательная школа
2020 -2021учебный год
Девиз программы:
«Через тернии - к звёздам!»
Содержание:
Паспорт программы.
III. Анализ современного состояния системы работы с одаренными детьми.
V. Классификация учащихся по видам одарённости, на развитие которых направлена программа .
VI. Диагностика выявления одаренных детей в школе.
Формы и методы обучения.
Факторы, способствующие адаптации образовательной среды школы и образовательным потребностям одаренных детей.
Карта одарённости детей
Этапы и план реализации программы
I.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Название программы: «Созвездие».
Задачи программы:
1 Усовершенствовать систему работы с одаренными и способными детьми.
2.Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских
навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.
.
Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в районных, краевых, российских конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.
5.Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.
Нормативно-правовая база программы:
основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2014 г.;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2011г.;
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством
Региональная программа «Дети Прикамья»
Сроки реализации программы: 2016 -2021 уч.год
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Развитие детской одаренности является основным направлением
образовательной модели МБОУ «Баклушинская основная общеобразовательная школа» .
При разработке данной программы
использованы материалы Московского форума «Одаренные дети» в поддержку
Федеральной Программы «Дети России».
Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с
одаренными детьми. Программа «Созвездие» охватывает главные аспекты
воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального
общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты
развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по
достижению поставленных целей.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в
разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения
и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми,
которая включает в себя повышение квалификации и
переподготовку педагогических кадров и работу с одаренными детьми.
А так же выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития
самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать
детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально - личностная
готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает:
- овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и
личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска ;
- психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога.
- единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся,
преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях.
III.. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ
РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми, а также переоценка основных положений программы школы « Одаренные дети» (2015-2017г.г.) мотивировали методическую службу школы к модернизации системы работы школы с одаренными детьми.
Это привело к написанию программы « Созвездие », которая направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. Наша школа- школа, решающая задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей. В школе работают 8 кружков , 3 секции, и театральная студия «Арлекин».. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, представляющих возможности развития одаренности.
2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3. Цели работы с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
-создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качествнный скачек в развитии их способностей
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
II этап – диагностический (1-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих, возможностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся:
ТАЛАНТ
ТРУДОЛЮБИЕ
ТЕРПЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ
4. Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.
5. Формы работы с одаренными учащимися
- объединения дополнительного образования;
- кружки по интересам;
- конкурсы и конференции
- участие в олимпиадах;
- курсы по выбору;
- работа по индивидуальным планам;
IV. .ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Воспитательная цель- воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель- расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель- развитие способностей одаренных детей .
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
- стимулировать творческую деятельность детей
-совершенствовать здоровьесберегающие компоненты образовательного пространства школы.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
-внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;
-обеспечить научно-методическую, социально-правовую, психолого – медико - педагогическую поддержку одаренных детей;
-совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;
- организовать социальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
V.КЛАССИФИКАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ВИДАМ ОДАРЁННОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА « Созвездие».
Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия « одаренность» были выделены следующие виды одаренности:
- общая интеллектуальная одаренность
- творческая одаренность
- спортивная одаренность
VI. Диагностика. Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч
Цель анкеты: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант
Если…
-он энергичен и все время хочет двигаться
-он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
-не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
-лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
-предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
-кажется, что он всерьез никогда не устает;
-неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности
Если…
-ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
-любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
-сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
-может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
-любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
-интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование
Если…
-рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
-любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
-выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
-изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
-любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Музыкальный талант
Если…
- ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,
Если ребенок…
- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
- серьезно относиться к произведениям искусства;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
- не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях
Способности к научной работе,
Если ребенок…
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
- любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкций
- не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант
Если ребенок…
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других,
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией;
- с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему;
- любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект
Если ребенок…
- хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый школьный материал;
- задает очень много продуманных вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной программе;
- обгоняет сверстников по учебе,
- гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
- очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
VII.. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ПРОГРАММЕ
« Созвездие».
Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:
углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые
поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей;
установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных достижений.
Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.
Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.
VIII. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка были выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.
Подбор оптимальных методов обучения, воспитания и развития.
Разнообразные виды поддержки учащихся:
Психолого – педагогические: комфортность, сотрудничество, совместимость;
правовые;
социальные (равные стартовые возможности в обучении);
валеологические: обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы, объем домашних заданий.
Право свободного выбора:
профиля;
уровня;
вида творческого труда.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ В РАМКАХ ПРОГАММЫ «Созвездие»
Вид одаренности Классы | ||||
Общая интеллектуальная 1 – 4 классы 5 – 9 классы | 1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми. Обновление подпрограмм работы с одарёнными детьми 2. Семинар с учителями, работающими с одарёнными детьми. | 1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2.«Великий и могучий» - знаток русского языка и литературы. 3..Участие в районных и региональных конкурсах 4. Организация работы в НОУ | 1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2.Анализ результатов олимпиады. 3.Интеллектульный марафон «Мы в ответе за тех, кого приручили» – знаток биологии. «По морям, по волнам» - знаток география. 4.Олимпиады по предметам | 1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. Олимпиады по предметам. 3. «Красивый язык сухих цифр» - знаток математики интеллектуальный марафон 5. Игра «Что? Где? Когда?» по гуманитарным наукам |
Творческая 1 – 4 классы 5 – 9 классы | Конкурс поделок «Что может быть прекрасней творчества» Театральные встречи в детском саду .постановка сказки «Морозко» | Участие в районном конкурсе по ИЗО по правилам дорожного движения , противопожарной безопасности и сочинений на определенную тему Театральная студия в гостях у пожилых людей со сказкой «Маленькая колдунья» | Конкурс лингвистических газет «Паспорт слова». Подготовка к районному КВН. «Дарим сказки и сценки мамам» - выступление театра – студии «Арлекин» на Дне Матери. Выпуск стенгазеты «Мы дарим вам солнца кусочек, дорогие, мы любим вас очень» - кружок «Юнкор» Конкурс рисунков и сочинений о маме. | Конкурс «Лучшая математическая газета». «Волшебная сказка Нового года» - выступление театральной студии, кружков «Юнкор» и «Умелые руки». Участие в региональном конкурсе «Сказка» Подготовка к районному фестивалю детского творчества Участие в интеллектуальном конкурсе в рамках «Тетрадка Дружбы» |
Спортивная 1 – 4 классы 5 – 9 классы | «Веселые старты» «Золотая осень» - кросс «Смелость, мужество и ловкость» - турслёт | Первенство школ по баскетболу. Участие в районном турслёте и кроссе. | Соревнования по баскетболу между классами | Первенство школы по шашкам. |
Январь | Март | Май | ||
1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. Конкурс на лучшего знатока немецкого языка. 3. Анализ олимпиад. 4. Анализ работы учителей с одаренными учащимися. 5. Школьный тур работ НОУ | 1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. «Герои 1812 года» - знаток истории. 3.Исторический калейдоскоп «Секреты обычных вещей» 4. Поисково – краеведческая работа. 5. Участие в районном конкурсе НОУ | 1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. «Знание- сила» - знаток литературных произведений. 3. Игра «Что? Где? Когда?» 4. Анализ работы учителей гуманитарного цикла с одаренными учащимися. | 1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. «О, спорт, ты -мир» - интеллектуальный марафон по физкультуре. «Жемчужины народной мудрости» – конкурс знатоков пословиц о семье. Игра интеллектуальная «Ученический ломбард» | 1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. «Эрудит» - интеллектульная игра по всем наукам между классами. 3. Анализ работы учителей начальных классов с одаренными учащимися. |
Наша школьная страна –презентации, стихи, сценки, выступление учащихся школы ко Дню рождения нашей школы | Конкурс на лучшее письмо солдату «Как тебе служится?» Краевой конкурс «Письмо солдату» | Конкурс на лучшее сочинение: «Очень бабушку люблю». Сочиняем стихи сами (о маме) Участие в конкурсе школьных и семейных театров в рамках конкурса «Тетрадка Дружбы» | .Участие в районном фестивале искусств. Участие в районном конкурсе «Золотое перо» | Конкурс «На лучший плакат и рисунок ко Дню победы». |
Соревнования «Быстрая лыжня» | Соревнования по районному плану | Турнир по лёгкой атлетике | Показательные выступления .. | «Папа, мама, я – спортивная семья» - семейные спортивные игры Соревнования «Шиповка юных» |
Участие детей в различных кружках по интересам.
Наименование кружка (секции) | ФИО руководителя |
«Пластика бумаги» | |
«Радуга творчества» | |
«Безопасное колесо» | |
«Мой любимый Пермский край» | |
«Культура и традиции русского народа» | |
«Юным умникам и умницам» | |
Театр- студия «Арлекин» | |
«Мой Пермский край. Странички далеких и близких времен» | |
«Юнкор» | |
«Музыкальная шкатулка» | |
Вокальная студия «Задоринки» | |
«Путь к грамотности» | |
«Лыжная подготовка»/ Волейбол | |
ОФП | |
Баскетбол | |
Клуб «КЛИО» |
Ожидаемые результаты реализации программы работы с одарёнными детьми « Созвездие».
1.Увеличить количество победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов.
2.Развить интеллектуальные и творческие способности детей.
3.Повысить уровень индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
4.Творческая самореализация выпускников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 2015 год
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,2009 г.
Н.И.Панютина Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми. Волгоград, 2015 г.
4. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО
«АиФ Принт» , 2013г.
5 . Журнал « Завуч школы»,
7.Л.А.Зотова « Программа развития интеллектуальных способностей учащихся.» Волгоград , изд. «Учитель», 2015