Программа работы с одаренными детьми

1
0
Материал опубликован 14 February 2022 в группе




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«………ая основная общеобразовательная школа»

                                                     Программа работы с

одарёнными детьми «Созвездие».

Программу разработала: Гусева Наталья Николаевна


МБОУ «......ая основная

общеобразовательная школа

                                              2020 -2021учебный год


Девиз программы:


«Через тернии - к звёздам!»


Содержание:

Паспорт программы.

Пояснительная записка.

III. Анализ современного состояния системы работы с одаренными детьми.

IV. Цели и задачи программы.

V. Классификация учащихся по видам одарённости, на развитие которых направлена программа .

VI. Диагностика выявления одаренных детей в школе.

VII. Принципы обучения одаренных детей в программе
Формы и методы обучения.

Факторы, способствующие адаптации образовательной среды школы и образовательным потребностям одаренных детей.

Карта одарённости детей

Этапы и план реализации программы

Список использованной литературы.
I.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Название программы: «Созвездие».

Задачи программы:

1 Усовершенствовать систему работы с одаренными и способными детьми.


2.Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских

навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

.

Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в районных, краевых, российских конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.

5.Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.

Нормативно-правовая база программы:

основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2014 г.;

Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2011г.;

Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством

Региональная программа «Дети Прикамья»

Сроки реализации программы: 2016 -2021 уч.год

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Развитие детской одаренности является основным направлением

образовательной модели МБОУ «Баклушинская основная общеобразовательная школа» .

При разработке данной программы

использованы материалы Московского форума «Одаренные дети» в поддержку

Федеральной Программы «Дети России».

Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с

одаренными детьми. Программа «Созвездие» охватывает главные аспекты

воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального

общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты

развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по

достижению поставленных целей.

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в

разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения

и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми,

которая включает в себя повышение квалификации и

переподготовку педагогических кадров и работу с одаренными детьми.

А так же выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития

самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать

детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально - личностная

готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает:

- овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и

личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска ;

- психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога.

- единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся,

преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях.

III.. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ

РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми, а также переоценка основных положений программы школы « Одаренные дети» (2015-2017г.г.) мотивировали методическую службу школы к модернизации системы работы школы с одаренными детьми.

Это привело к написанию программы « Созвездие », которая направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. Наша школа- школа, решающая задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей. В школе работают 8 кружков , 3 секции, и театральная студия «Арлекин».. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, представляющих возможности развития одаренности.

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

​ принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

​ принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

​ принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

​ принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

​ принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

​ 3. Цели работы с одаренными детьми

 - выявление одаренных детей;

​ -создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качествнный скачек в развитии их способностей

​  - развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.

II этап – диагностический (1-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих, возможностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся:

ТАЛАНТ
ТРУДОЛЮБИЕ
ТЕРПЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ

4.​ Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации.  
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

5.​ Формы работы с одаренными учащимися

-​  объединения дополнительного образования;

-​  кружки по интересам;

-​  конкурсы и конференции

-​  участие в олимпиадах;

-​   курсы по выбору;

-​  работа по индивидуальным планам;

IV. .ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Воспитательная цель- воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель- расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель- развитие способностей одаренных детей .

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

- стимулировать творческую деятельность детей

-совершенствовать здоровьесберегающие компоненты образовательного пространства школы.


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

-внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;

-обеспечить научно-методическую, социально-правовую, психолого – медико - педагогическую поддержку одаренных детей;

-совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;

- организовать социальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

V.КЛАССИФИКАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ВИДАМ ОДАРЁННОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА « Созвездие».

Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия « одаренность» были выделены следующие виды одаренности:

- общая интеллектуальная одаренность

- творческая одаренность

- спортивная одаренность

VI. Диагностика. Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель анкеты: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант
Если…

-он энергичен и все время хочет двигаться

-он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

-не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

-лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

-предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

-кажется, что он всерьез никогда не устает;

-неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности
Если…

-ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

-любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

-сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

-может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

-любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

-интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование
Если…

-рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

-любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

-выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

-изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

-любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант
Если…

- ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

- сочиняет свои собственные мелодии;

научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,
Если ребенок…

- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

- в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

- серьезно относиться к произведениям искусства;

- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

- стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

- не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе,
Если ребенок…

- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

- любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;

- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкций

- не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант
Если ребенок…

- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

- стремится вызвать эмоциональные реакции у других,

- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

- с большим желанием выступает перед аудиторией;

- с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

- пластичен и открыт всему;

- любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект
Если ребенок…

- хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

- обладает хорошей памятью;

- легко и быстро схватывает новый школьный материал;

- задает очень много продуманных вопросов;

- любит читать книги, причем по своей собственной программе;

- обгоняет сверстников по учебе,

- гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

- очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.


VII.. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ПРОГРАММЕ

« Созвездие».

Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:

углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые

поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей;

установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных достижений.

Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.

VIII. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка были выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.

Подбор оптимальных методов обучения, воспитания и развития.

Разнообразные виды поддержки учащихся:

Психолого – педагогические: комфортность, сотрудничество, совместимость;

правовые;

социальные (равные стартовые возможности в обучении);

валеологические: обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы, объем домашних заданий.

Право свободного выбора:

профиля;

уровня;

вида творческого труда.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ В РАМКАХ ПРОГАММЫ «Созвездие»

Вид одаренности


Классы


Сентябрь


Октябрь


Ноябрь


Декабрь

Общая интеллектуальная

1 – 4 классы

5 – 9 классы



1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми. Обновление подпрограмм работы с одарёнными детьми

2. Семинар с учителями, работающими с одарёнными детьми.

1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2.«Великий и могучий» - знаток русского языка и литературы.

3..Участие в районных и региональных конкурсах

4. Организация работы в НОУ

1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2.Анализ результатов олимпиады.

3.Интеллектульный марафон

«Мы в ответе за тех, кого приручили» – знаток биологии.

«По морям, по волнам» - знаток география.

4.Олимпиады по предметам

1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. Олимпиады по предметам.

3. «Красивый язык сухих цифр» - знаток математики интеллектуальный марафон

5. Игра «Что? Где? Когда?»

по гуманитарным наукам

Творческая


1 – 4 классы

5 – 9 классы


Конкурс поделок

«Что может быть прекрасней творчества»

Театральные встречи в детском саду .постановка сказки «Морозко»

Участие в районном конкурсе по ИЗО по правилам дорожного движения , противопожарной безопасности и сочинений на определенную тему

Театральная студия в гостях у пожилых людей со сказкой «Маленькая колдунья»



Конкурс лингвистических газет «Паспорт слова».

Подготовка к районному КВН.

«Дарим сказки и сценки мамам» - выступление театра – студии «Арлекин» на Дне Матери.

Выпуск стенгазеты «Мы дарим вам солнца кусочек, дорогие, мы любим вас очень» - кружок «Юнкор»

Конкурс рисунков и сочинений о маме.




Конкурс «Лучшая математическая газета».

«Волшебная сказка Нового года» - выступление театральной студии, кружков «Юнкор» и

«Умелые руки».

Участие в региональном конкурсе «Сказка»

Подготовка к районному фестивалю детского творчества

Участие в интеллектуальном конкурсе в рамках «Тетрадка Дружбы»

Спортивная

1 – 4 классы

5 – 9 классы



«Веселые старты»

«Золотая осень» - кросс

«Смелость, мужество и ловкость» - турслёт


Первенство школ по баскетболу.

Участие в районном турслёте и кроссе.


Соревнования по баскетболу между классами


Первенство школы по шашкам.




Январь



Февраль

Март


Апрель

Май


1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. Конкурс на лучшего знатока немецкого языка.

3. Анализ олимпиад.

4. Анализ работы учителей с одаренными учащимися.

5. Школьный тур работ НОУ


1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. «Герои 1812 года» - знаток истории.

3.Исторический калейдоскоп «Секреты обычных вещей»

4. Поисково – краеведческая работа.

5. Участие в районном конкурсе НОУ


1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. «Знание- сила» - знаток литературных произведений.

3. Игра «Что? Где? Когда?»

4. Анализ работы учителей гуманитарного цикла с одаренными учащимися.


1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. «О, спорт, ты -мир» - интеллектуальный марафон по физкультуре.

«Жемчужины народной мудрости» – конкурс знатоков пословиц о семье.

Игра интеллектуальная «Ученический ломбард»


1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. «Эрудит» - интеллектульная игра по всем наукам между классами.

3. Анализ работы учителей начальных классов с одаренными учащимися.


Наша школьная страна –презентации, стихи, сценки, выступление учащихся школы ко Дню рождения нашей школы


Конкурс на лучшее письмо солдату «Как тебе служится?»

Краевой конкурс «Письмо солдату»


Конкурс на лучшее сочинение: «Очень бабушку люблю».

Сочиняем стихи сами (о маме)

Участие в конкурсе школьных и семейных театров в рамках конкурса «Тетрадка Дружбы»


.Участие в районном фестивале искусств.

Участие в районном конкурсе «Золотое перо»




Конкурс «На лучший плакат и рисунок ко Дню победы».


Соревнования «Быстрая лыжня»


Соревнования по районному плану



Турнир по лёгкой атлетике



Показательные выступления ..


«Папа, мама, я – спортивная семья» - семейные спортивные игры

Соревнования «Шиповка юных»


Участие детей в различных кружках по интересам.


Наименование кружка (секции)


ФИО

руководителя

«Пластика бумаги»


«Радуга творчества»



«Безопасное колесо»


«Мой любимый Пермский край»


«Культура и традиции русского народа»


«Юным умникам и умницам»


Театр- студия «Арлекин»



«Мой Пермский край. Странички далеких и близких времен»


«Юнкор»



«Музыкальная шкатулка»


Вокальная студия «Задоринки»


«Путь к грамотности»


«Лыжная подготовка»/ Волейбол


ОФП


Баскетбол


Клуб «КЛИО»



Ожидаемые результаты реализации программы работы с одарёнными детьми « Созвездие».

1.Увеличить количество победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов.

2.Развить интеллектуальные и творческие способности детей.

3.Повысить уровень индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

4.Творческая самореализация выпускников.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.​​​​​​​

Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 2015 год

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,2009 г.

Н.И.Панютина Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми. Волгоград, 2015 г.

4. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО

«АиФ Принт» , 2013г.


5 . Журнал « Завуч школы»,


7.Л.А.Зотова « Программа развития интеллектуальных способностей учащихся.» Волгоград , изд. «Учитель», 2015


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.