Программа кружка «Путешествие по белу свету...» (8 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования» №6
Рассмотрено на заседании ШМО учителей _____ цикла Руководитель ШМО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 200__г.
|
Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ ЦО №6 _____ /______________ / ФИО «___» _________ 200__г. |
Утверждена Директор МБОУ ЦО №6 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 200__г. |
Рабочая программа кружка
«Путешествие по белу свету…»
Составитель:
Ефимова Оксана Петровна,
учитель географии
МБОУ ЦО№6
высшая квалификационная категория
г.Тула 2016г
Пояснительная записка
Нормативно-правовой базой кружка «Путешествие по белу свету…» являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
- Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Модернизация системы образования, переход на новые образовательные стандарты предполагают не только обновление содержания образования, но и пересмотр целей образования и разработку новых механизмов их достижения. Сегодня важно не просто дать ученику определенный объем знаний, а организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ученик самостоятельно овладел какими-либо способами деятельности, которые он в последующим сможет применить в жизни. Изучение географии должно иметь прикладной характер.
Цель кружка – расширение знаний по географии через создание проекта - экономически обоснованного туристического маршрута по Курскому району Ставропольского края. При создании маршрута учащиеся проявляют творческую индивидуальность, развивают аналитические, речевые и эстетические навыки.
Задачи кружка:
Образовательные:
Расширить знания учащихся о странах;
Обогатить представление учащихся о жизни в разных странах;
Включитьучащихся в поисково-исследовательскую деятельность.
Развивающие:
Способствовать развитию навыков организации самостоятельных путешествий;
Развивать познавательные возможности пятиклассников;
Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование), навыки систематизации информации.
Развивать логическое и образное мышление;
Формировать социокультурную компетентность, умение общаться и совместно решать творческие задачи;
Устанавливать межпредметные связи: с математикой, филологией, историей, биологией и т.д.
Воспитательные:
Воспитание патриотизма, привитие любви к родной земле;
Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;
Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;
Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.
Внеурочная деятельность организована в соответствии с требованиями ФГОС ООО по общеинтеллектуальному направлению.
Вклад учебного предмета в общее образование:
Вклад географических знаний в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
целостного восприятия мира формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
комплексного представления о среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных странах;
умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
В программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренные стандартом и основной образовательной программой МБОУ ЦО №6.
Структура программы:
Пояснительная записка
Общая характеристика кружка
Место кружка в учебном плане
Результаты освоения материала кружка
Требования к уровню подготовки учащихся
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружка
Планируемые результаты работы кружка
Приложения к программе кружка
II. Общая характеристика кружка
Кружок «Путешествие по белу свету…» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Целесообразность общеинтеллектуального направления заключается в создании условий для саморазвития учащихся, их интеллекта и кругозора, применении ИКТ, реализации проектной деятельности.
Основными задачами являются:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.
По итогам работы в данном направлении проводятся защита презентаций, защита проектов.
III. Место кружка в учебном плане
Предметный кружок в области географии «Путешествие по белу свету» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю)
IV. Результаты освоения материала кружка
Особенность кружка состоит в том, что он завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом – проектом по разработке маршрута путешествий по Тульскому краю. Критериями оценивания будет являться экономическая привлекательность маршрута (при минимуме затрат - максимум впечатлений).
В ходе занятий кружка учащиеся, работая самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
V. Содержание работы кружка «Путешествие по белу свету»
Обсуждение темы, целей и задач проекта;
Создание перечня источников получения информации;
Составление перечня Интернет-ресурсов;
Знакомство с картами России, региона;
Знакомство с частямиРоссии, региона;
Анализ предстоящей деятельности. «Куда и зачем ехать»;
Знакомство с правилами оформления работы в Word;
Знакомство с правилами оформления презентации в PowerPoint;
Узнать происхождение топонимов, края;
Знакомство с географическим положением края и района;
Знакомство с площадью, численностью населения края и района;
Знакомство с рельефом, климатом, водами края и района;
Выбор маршрута для путешествия;
Подбор материала теме “Достопримечательности края и района”;
Составление экскурсионной программы;
Возможность доступа к информации Интернет;
Меры предосторожности в путешествии;
Проведение рекламы маршрутов путешествий ;
Определение рисков в реализации проекта и пути их устранения.
Составление списка сувениров, которые можно привести. Создание слайд-шоу о предполагаемых объектах путешествия;
Знакомство с особенностями профессии экскурсовода, правилами проведения экскурсии;
Обзор литературы;
Проведение рекламной кампании;
Подведение итогов работы кружка.
Виды универсальных учебных действий, формируемые у учащихся:
Познавательные (ПУУД): умения поиска и отбора необходимой информации, умения первичной обработки информации, умения творческой переработки текста; картографические умения; умения представления информации в виде презентации;
Регулятивные (РУУД): умения целеполагания, планирования, рефлексии, самооценивания;
Коммуникативные УУД (КУУД): умения публичного выступления, умения вступления в диалог, аргументация своей точки зрения, умения общения в группе;
Личностные УУД (ЛУУД): осознание личностного значения изучаемой темы, формирование адекватной самооценки.
VI. Требования к уровню подготовки учащихся
Уметь работать с текстовым редактором
Уметь анализировать и отбирать информацию
Уметь делать устные сообщения
Уметь ориентироваться по карте
Уметь составлять презентацию
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружка
Методические пособия,
- Интернет-ресурсы, в т. ч. материалы сайта “pobeda26.ru”;
Компьютер.
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в школе имеются следующие условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, библиотека, компьютерный класс. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
VIII. Планируемые результаты работы кружка:
интеллектуальное развитие детей;
формирование и развитие УУД;
проектная деятельность.
По итогам работы кружка проводится защита проектов.
IX. Приложения к программе кружка
Учебно-методическое обеспечение.
1 1. Горбунов Е.Л. Ошевский С.Д. Физическая география Тульской области. Тула: Издательский дом «Пересвет», 2002. 175 с., илл.
2. Чуднов Г.М. История Тульского края. Тула: Пересвет, 2003 319 с., ил.
1. Гриценко В.П. К вопросу о местонахождении летописной Тулы //Тула историческая: прошлое и настоящее. Материалы науч.-практ. конф-ции, посвящ. 850-летию города Тулы. Тула: Шар, 1997. С. 12-15.
2. Фомин Н.К. К вопросу о военно-политическом значении Тулы в первой половине XVI в. //Из истории Тулы и Тульского края. Тула, 1983. С. 131-143.
3. Фомин Н.К. К вопросу об экономическом состоянии городов Тульского края в первой половине XVI века (по местническому счету наместников)//Тула историческая: прошлое и настоящее. Материалы науч. практ. конф ции, посвящ. 850-летию города Тулы. Тула: Шар, 1997. С. 34-39.
4. Рудаков А.П. Тульский кремль (страничка из тульской археологии). Репр. воспр-е изд-я 1916 г. Тула, 1995. 64 с.
5. Гамель И.Х. Описание Тульского оружейного завода в историческом и техническом отношении. М., 1826. 10. Карта Тульской области. 2006 г. 45с.
Оборудование
1. Географические карты края, демонстрационные, настенные Л - физико-географическая М1 :600 ООО
Б - административная М 1: 600 000 В - геологическая М 1: 600 000 Г - природных зон М 1: 600 000 Д - экономическая М 1:600 000
Е- карты районов (масштаб для них следует подбирать индивидуально).
2. Атлас карт Тульского края для фронтальных работ учащихся в классе и самостоятельных занятий дома.
Календарно-тематическое планирование кружка
№ |
Тема занятия |
Содержание |
УУД |
Дата |
1. |
Вводное занятие |
Обсуждение темы, целей и задач проекта |
РУУД, ЛУУД, КУУД |
|
2. |
Источники информации |
Создание перечня источников получения информации |
ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации |
|
3. |
Интернет-ресурсы |
Составление перечня Интернет-ресурсов |
ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации в Интернете |
|
4. |
Карта рассказывает... |
Знакомство с картами России, Тульского края |
ПУУД: картографические умения |
|
5. |
Игра «О чем расскажет карта» |
Знакомство с историей географических названий на карте России и Тульского края |
ПУУД, КУУД |
|
6. |
Я хотел бы побывать… |
Анализ предстоящей деятельности. «Куда и зачем ехать» |
РУУД, ЛУУД, КУУД |
|
7. |
Правила оформления текстового материала проекта |
Знакомство с правилами оформления работы в Word |
ПУУД |
|
8. |
Правила создания презентации |
Знакомство с правилами оформления презентации в PowerPoint |
ПУУД |
|
9. |
Географические имена Тульского края и России |
Узнать происхождение названия географических объектов края и России |
ПУУД, умения первичной обработки информации |
|
10. |
Положение территории на карте страны |
Знакомство с географическим положением края, района |
ПУУД: картографические умения |
|
11. |
«Визитная карточка» края |
Знакомство с площадью, численностью населения, национальный состав |
ПУУД: умения первичной обработки информации |
|
12. |
Природные особенности территории: «По горам и долам Тульской области» |
Знакомство с рельефом, климатом, водами территории |
ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации |
|
13. |
Природные особенности территории: «Моря» и реки Тульского края» |
Знакомство с рельефом, климатом, водами территории |
ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации |
|
14. |
Природные особенности территории «Выбор времени путешествия» |
Знакомство с рельефом, климатом, водами территории |
ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации |
|
15. |
Маршрут путешествия |
Выбор маршрута для путешествия |
ПУУД: умения творческой переработки текста |
|
16. |
Достопримечательности территории |
Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /картографические и астрономические/ |
ПУУД, ЛУУД, умения первичной обработки информации |
|
17. |
Достопримечательности территории |
Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /археологические и исторические/ |
ПУУД, ЛУУД умения первичной обработки информации, |
|
18. |
Достопримечательности территории |
Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /природа-скульптор/ |
ПУУД, ЛУУД умения первичной обработки информации |
|
19. |
Достопримечательности территории |
Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /гидрологические / |
ПУУД, ЛУУД умения первичной обработки информации |
|
20. |
Достопримечательности территории |
Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /биологические / |
ПУУД, ЛУУД умения первичной обработки информации |
|
21. |
Достопримечательности территории |
Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /заповедники заказники / |
ПУУД, ЛУУД умения первичной обработки информации |
|
22. |
Достопримечательности территории |
Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /Это встречается только у нас…/ |
ПУУД, ЛУУД умения первичной обработки информации |
|
23. |
Достопримечательности территории |
Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /этнографические / |
ПУУД, ЛУУД умения первичной обработки информации |
|
24. |
Экскурсионная программа |
Составление экскурсионной программы |
ПУУД, КУУД, ЛУУД |
|
25. |
«Все свое берем с собой» |
Меры предосторожности в путешествии |
ПУУД: умения первичной обработки информации |
|
26. |
Рекламная акция |
Проведение рекламной акции маршрутов путешествий |
КУУД: умения публичного выступления |
|
27. |
Риски путешествий |
Определение рисков в реализации проекта и пути их устранения |
ПУУД: умения первичной обработки информации |
|
28. |
Сувениры для друзей |
Составление списка сувениров, которые можно подарить гостям |
ПУУД, ЛУУД, КУУД |
|
29. |
Фоторепортаж о путешествии |
Создание слайд-шоу о предполагаемых объектах путешествия |
ПУУД |
|
30. |
Особенности профессии экскурсовода. Конкурс «Лучший экскурсовод» |
Знакомство с особенностями профессии экскурсовода, правилами проведения экскурсии |
ЛУУД, умения публичного выступления |
|
31. |
Книги, фотоальбомы, фильмы о районе, крае |
Обзор литературы, лучших фильмов о районе, крае |
ПУУД: умения первичной обработки информации |
|
32. |
Рекламная кампания « Мы приглашаем Вас в наш регион» |
Защита проектов |
КУУД, ЛУУД, умения публичного выступления |
|
33. |
Рекламная кампания « Мы приглашаем Вас в наш край» |
Защита проектов |
КУУД, ЛУУД, умения публичного выступления |
|
34. |
Заключительное занятие |
Подведение итогов работы кружка, рецензия на маршруты путешествия других групп |
РУУД |
|
35. |
Итоговое занятие |
Подведение итогов работы кружка, рецензия на маршруты путешествия других групп |
РУУД |