Программа кружка «Путешествие по белу свету...» (8 класс)

2
0
Материал опубликован 22 October 2016 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования» №6

Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей _____ цикла

Руководитель ШМО

_____ /______________ /

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 200__г.


 

Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ ЦО №6

_____ /______________ /

ФИО

«___» _________ 200__г.

Утверждена

Директор МБОУ ЦО №6

_____ /______________ /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 200__г.

 

Рабочая программа кружка

«Путешествие по белу свету…»


 

Составитель:

Ефимова Оксана Петровна,

учитель географии

МБОУ ЦО№6

высшая квалификационная категория


 

г.Тула 2016г


 

Пояснительная записка

 

Нормативно-правовой базой кружка «Путешествие по белу свету…» являются:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;

- Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Модернизация системы образования, переход на новые образовательные стандарты предполагают не только обновление содержания образования, но и пересмотр целей образования и разработку новых механизмов их достижения. Сегодня важно не просто дать ученику определенный объем знаний, а организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ученик самостоятельно овладел какими-либо способами деятельности, которые он в последующим сможет применить в жизни. Изучение географии должно иметь прикладной характер.

Цель кружка – расширение знаний по географии через создание проекта - экономически обоснованного туристического маршрута по Курскому району Ставропольского края. При создании маршрута учащиеся проявляют творческую индивидуальность, развивают аналитические, речевые и эстетические навыки.

Задачи кружка:

Образовательные:

Расширить знания учащихся о странах;

Обогатить представление учащихся о жизни в разных странах;

Включитьучащихся в поисково-исследовательскую деятельность.

Развивающие:

Способствовать развитию навыков организации самостоятельных путешествий;

Развивать познавательные возможности пятиклассников;

Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование), навыки систематизации информации.

Развивать логическое и образное мышление;

Формировать социокультурную компетентность, умение общаться и совместно решать творческие задачи;

Устанавливать межпредметные связи: с математикой, филологией, историей, биологией и т.д.

Воспитательные:

Воспитание патриотизма, привитие любви к родной земле;

Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;

Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;

Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.

Внеурочная деятельность организована в соответствии с требованиями ФГОС ООО по общеинтеллектуальному направлению.

Вклад учебного предмета в общее образование:

Вклад географических знаний в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

целостного восприятия мира формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

комплексного представления о среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных странах;

умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

В программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренные стандартом и основной образовательной программой МБОУ ЦО №6.

Структура программы:

Пояснительная записка

Общая характеристика кружка

Место кружка в учебном плане

Результаты освоения материала кружка

Требования к уровню подготовки учащихся

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружка

Планируемые результаты работы кружка

Приложения к программе кружка

II. Общая характеристика кружка

Кружок «Путешествие по белу свету…» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Целесообразность общеинтеллектуального направления заключается в создании условий для саморазвития учащихся, их интеллекта и кругозора, применении ИКТ, реализации проектной деятельности.

Основными задачами являются:

-  формирование навыков научно-интеллектуального труда;

-  развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

-  формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

-  овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.

По итогам работы в данном направлении проводятся защита презентаций, защита проектов.

III. Место кружка в учебном плане

Предметный кружок в области географии  «Путешествие по белу свету» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю)

IV. Результаты освоения материала кружка

Особенность кружка состоит в том, что он завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом – проектом по разработке маршрута путешествий по Тульскому краю. Критериями оценивания будет являться экономическая привлекательность маршрута (при минимуме затрат - максимум впечатлений).

В ходе занятий кружка учащиеся, работая самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

V. Содержание работы кружка «Путешествие по белу свету»

Обсуждение темы, целей и задач проекта;

Создание перечня источников получения информации;

Составление перечня Интернет-ресурсов;

Знакомство с картами России, региона;

Знакомство с частямиРоссии, региона;

Анализ предстоящей деятельности. «Куда и зачем ехать»;

Знакомство с правилами оформления работы в Word;

Знакомство с правилами оформления презентации в PowerPoint;

Узнать происхождение топонимов, края;

Знакомство с географическим положением края и района;

Знакомство с площадью, численностью населения края и района;

Знакомство с рельефом, климатом, водами края и района;

Выбор маршрута для путешествия;

Подбор материала теме “Достопримечательности края и района”;

Составление экскурсионной программы;

Возможность доступа к информации Интернет;

Меры предосторожности в путешествии;

Проведение рекламы маршрутов путешествий ;

Определение рисков в реализации проекта и пути их устранения.

Составление списка сувениров, которые можно привести. Создание слайд-шоу о предполагаемых объектах путешествия;

Знакомство с особенностями профессии экскурсовода, правилами проведения экскурсии;

Обзор литературы;

Проведение рекламной кампании;

Подведение итогов работы кружка.

Виды универсальных учебных действий, формируемые у учащихся:

Познавательные (ПУУД): умения поиска и отбора необходимой информации, умения первичной обработки информации, умения творческой переработки текста; картографические умения; умения представления информации в виде презентации;

Регулятивные (РУУД): умения целеполагания, планирования, рефлексии, самооценивания;

Коммуникативные УУД (КУУД): умения публичного выступления, умения вступления в диалог, аргументация своей точки зрения, умения общения в группе;

Личностные УУД (ЛУУД): осознание личностного значения изучаемой темы, формирование адекватной самооценки.

VI. Требования к уровню подготовки учащихся

Уметь работать с текстовым редактором

Уметь анализировать и отбирать информацию

Уметь делать устные сообщения

Уметь ориентироваться по карте

Уметь составлять презентацию

VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружка

Методические пособия,

- Интернет-ресурсы, в т. ч. материалы сайта “pobeda26.ru”;

Компьютер.

Для организации  внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в школе имеются следующие условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, библиотека, компьютерный класс. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

VIII. Планируемые результаты работы кружка:

интеллектуальное развитие детей;

формирование и развитие УУД;

проектная деятельность.

По итогам работы кружка проводится защита проектов.

IX. Приложения к программе кружка


 

Учебно-методическое обеспечение.

1 1. Горбунов Е.Л. Ошевский С.Д. Физическая география Тульской области. Тула: Издательский дом «Пересвет», 2002. 175 с., илл. 
2. Чуднов Г.М. История Тульского края. Тула: Пересвет, 2003 319 с., ил. 

1. Гриценко В.П. К вопросу о местонахождении летописной Тулы //Тула историческая: прошлое и настоящее. Материалы науч.-практ. конф-ции, посвящ. 850-летию города Тулы. Тула: Шар, 1997. С. 12-15. 
2. Фомин Н.К. К вопросу о военно-политическом значении Тулы в первой половине XVI в. //Из истории Тулы и Тульского края. Тула, 1983. С. 131-143. 
3. Фомин Н.К. К вопросу об экономическом состоянии городов Тульского края в первой половине XVI века (по местническому счету наместников)//Тула историческая: прошлое и настоящее. Материалы науч. практ. конф ции, посвящ. 850-летию города Тулы. Тула: Шар, 1997. С. 34-39. 
4. Рудаков А.П. Тульский кремль (страничка из тульской археологии). Репр. воспр-е изд-я 1916 г. Тула, 1995. 64 с. 
5. Гамель И.Х. Описание Тульского оружейного завода в историческом и техническом отношении. М., 1826. 10. Карта Тульской области. 2006 г. 45с.

Оборудование

1. Географические карты края, демонстрационные, настенные Л - физико-географическая М1 :600 ООО

Б - административная М 1: 600 000 В - геологическая М 1: 600 000 Г - природных зон М 1: 600 000 Д - экономическая М 1:600 000

Е- карты районов (масштаб для них следует подбирать индивидуально).

2. Атлас карт Тульского края для фронтальных работ учащихся в классе и самостоятельных занятий дома.


 

Календарно-тематическое планирование кружка

Тема занятия

Содержание

УУД

Дата

1.

Вводное занятие

Обсуждение темы, целей и задач проекта

РУУД, ЛУУД, КУУД

 

2.

Источники информации

Создание перечня источников получения информации

ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации

 

3.

Интернет-ресурсы

Составление перечня Интернет-ресурсов

ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации в Интернете

 

4.

Карта рассказывает...

Знакомство с картами России, Тульского края

ПУУД: картографические умения

 

5.

Игра «О чем расскажет карта»

Знакомство с историей географических названий на карте России и Тульского края

ПУУД, КУУД

 

6.

Я хотел бы побывать…

Анализ предстоящей деятельности. «Куда и зачем ехать»

РУУД, ЛУУД, КУУД

 

7.

Правила оформления текстового материала проекта

Знакомство с правилами оформления работы в Word

ПУУД

 

8.

Правила создания презентации

Знакомство с правилами оформления презентации в PowerPoint

ПУУД

 

9.

Географические имена Тульского края и России

Узнать происхождение названия географических объектов края и России

ПУУД, умения первичной обработки информации

 

10.

Положение территории на карте страны

Знакомство с географическим положением края, района

ПУУД: картографические умения

 

11.

«Визитная карточка» края

Знакомство с площадью, численностью населения, национальный состав

ПУУД: умения первичной обработки информации

 

12.

Природные особенности территории: «По горам и долам Тульской области»

Знакомство с рельефом, климатом, водами территории

ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации

 

13.

Природные особенности территории: «Моря» и реки Тульского края»

Знакомство с рельефом, климатом, водами территории

ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации

 

14.

Природные особенности территории «Выбор времени путешествия»

Знакомство с рельефом, климатом, водами территории

ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации

 

15.

Маршрут путешествия

Выбор маршрута для путешествия

ПУУД: умения творческой переработки текста

 

16.

Достопримечательности территории

Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /картографические и астрономические/

ПУУД, ЛУУД, умения первичной обработки информации

 

17.

Достопримечательности территории

Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /археологические и исторические/

ПУУД, ЛУУД умения первичной обработки информации,

 

18.

Достопримечательности территории

Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /природа-скульптор/

ПУУД, ЛУУД умения первичной обработки информации

 

19.

Достопримечательности территории

Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /гидрологические /

ПУУД, ЛУУД умения первичной обработки информации

 

20.

Достопримечательности территории

Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /биологические /

ПУУД, ЛУУД умения первичной обработки информации

 

21.

Достопримечательности территории

Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /заповедники заказники /

ПУУД, ЛУУД умения первичной обработки информации

 

22.

Достопримечательности территории

Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /Это встречается только у нас…/

ПУУД, ЛУУД умения первичной обработки информации

 

23.

Достопримечательности территории

Подбор материала теме “Достопримечательности территории” /этнографические /

ПУУД, ЛУУД умения первичной обработки информации

 

24.

Экскурсионная программа

Составление экскурсионной программы

ПУУД, КУУД, ЛУУД

 

25.

«Все свое берем с собой»

Меры предосторожности в путешествии

ПУУД: умения первичной обработки информации

 

26.

Рекламная акция

Проведение рекламной акции маршрутов путешествий

КУУД: умения публичного выступления

 

27.

Риски путешествий

Определение рисков в реализации проекта и пути их устранения

ПУУД: умения первичной обработки информации

 

28.

Сувениры для друзей

Составление списка сувениров, которые можно подарить гостям

ПУУД, ЛУУД, КУУД

 

29.

Фоторепортаж о путешествии

Создание слайд-шоу о предполагаемых объектах путешествия

ПУУД

 

30.

Особенности профессии экскурсовода. Конкурс «Лучший экскурсовод»

Знакомство с особенностями профессии экскурсовода, правилами проведения экскурсии

ЛУУД, умения публичного выступления

 

31.

Книги, фотоальбомы, фильмы о районе, крае

Обзор литературы, лучших фильмов о районе, крае

ПУУД: умения первичной обработки информации

 

32.

Рекламная кампания « Мы приглашаем Вас в наш регион»

Защита проектов

КУУД, ЛУУД, умения публичного выступления

 

33.

Рекламная кампания « Мы приглашаем Вас в наш край»

Защита проектов

КУУД, ЛУУД, умения публичного выступления

 

34.

Заключительное занятие

Подведение итогов работы кружка, рецензия на маршруты путешествия других групп

РУУД

 

35.

Итоговое занятие

Подведение итогов работы кружка, рецензия на маршруты путешествия других групп

РУУД

 


 

Комментарии
Комментариев пока нет.