Авторская программа кружка «Путешествие в Китай» (5–9 классы)

0
0
Материал опубликован 10 February 2017 в группе
 

 

 

Авторская программа кружка «Путешествие в Китай»

Автор: Дружинина Елена Вячеславовна

2012-16 гг.

Комсомольск-на-Амуре


По специальности я не только учитель английского языка, но и китайского. К моему большому сожалению, я не работаю в школе с углубленным изучением языков, а тем более в школе, где по программе бы изучался второй язык, тем более восточный. Я решила знакомить детей с китайским языком во время летнего пришкольного лицейского лагеря «Мыслитель» в рамках кружка «Путешествие в Китай».

Пояснительная записка к программе «Путешествие в Китай».

Руководитель кружка: Дружинина Елена Вячеславовна.

С расширением торговых, экономических и культурных связей с другими странами появилась необходимость более тесных коммуникативных отношений между народами. В связи с этим фактом разработка и реализация страноведческих программ является актуальной.

Деятельность любого образовательного учреждения направлена на воспитание духовно-богатого и нравственного человека, которому присуще чувство патриотизма. Идея, которая заложена в основу программы, заключается в воспитании интереса к изучению традиций, культуры и языка другой страны в сравнении с традициями и культурой родной страны.

Идея данной программы способствует воспитанию восприятия своего «Я» в общей картине культуры мира, уважительного отношения к традициям других народов, чувства интернационализма.

Цель программы:

- Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, уважение к культуре и традициям другой страны.

Задачи:

а) Ознакомить детей с некоторыми традициями и культурой Китая.

б) Формировать умения воспринимать необходимую информацию и использовать ее в практической деятельности.

- Развивающая: на основе страноведческого и языкового материала развивать элементарные навыки письма и говорения, логическое мышление и кругозор ребенка.

Программа рассчитана на четыре занятия, которые проходят во время смены по принципу «вертушки». Каждое занятие состоит из нескольких мини-блоков, способствующих формированию у учащихся яркого представления о культуре страны.

Программа была составлена для учащихся 5-9 классов. Материал для каждого занятия был подобран с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся.

Предполагаемый результат: К концу занятий учащиеся должны иметь некоторое представление о традициях, культуре и истории страны. Уметь писать дату (подписывать открытку), используя иероглифические знаки. Знать несколько слов и фраз на темы «Знакомство», «Путешествие» и «Еда». Уметь считать до 1000 на китайском языке, зная принципы образования (слов) цифр в китайском языке.

Основная часть.

Занятия (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1 занятие

1 этап-Вводный

-Учитель настраивает учащихся на работу, подводит к самостоятельной постановке целей занятия (введение в программу).

На старшем этапе выясняет знания учащихся о стане с помощью страноведческой викторины

Учащиеся составляют «цепочку ассоциаций» со словом Китай.

Отвечают на вопросы викторины.

На первом же занятии хотелось бы изменить заранее негативное отношение у некоторых ребят к этой стране, которое часто возникает из-за недостатка информации.

2 этап-Иллюстративный

Задача педагога на данном этапе-показать уникальность страны, где много чего «первое» (первый порох, первая зубная щетка, первый компас и т.д. появились в Китае); много чего «самое» (самая большая численность населения, самая большая городская площадь, самая большая стена и т.д.).

Знакомство с выдающимися памятниками культуры и истории (Великая стена, Площадь Небесного Спокойствия, Гу Гун и т.д.);

географическим положением и флагом страны

Учащиеся просматривают видовые открытки и видео фрагмент.

 

2 занятие

1 этап-«Чудо-письмо»

Это иллюстративно-практический этап, дающий представление о письменности Китая. Учитель рассказывает о иероглифике, о значении одного знака. Наглядно демонстрирует карточки и письмо

Ребятам предлагается творческое задание: догадаться о значении слова, написанного иероглифическими знаками с расшифрованными ключами.

Ребята учатся писать числа иероглифически с соблюдением правил начертания (это задание в дальнейшем позволяет написать любую дату).

Этот этап обычно очень нравится детям и многие проявляют настоящее «восточное» терпение, запоминая иероглифы.

2 этап-«Философский смысл китайских сказок»

Учитель знакомит учащихся с китайскими сказками. Рассказывает о лексическом смысле интонации, знакомит с пятью тонами языка, показывает наглядно как зависит перевод слова от тона

«Чтение» сказки на китайском языке. Обсуждение, аналогии в русском языке, слова и выражения с правильной интонацией.

Это задание способствует развитию логического мышления, умения выражать свои мысли, слушать и слышать окружающих.

3 занятие

1 этап-«Это интересно»!

Учитель дает информацию о легендах, приметах, суевериях «северных» китайцев, демонстрирует наглядные атрибуты (пагоды, талисманы защиты от злых духов, благовонные палочки). На старшем этапе рассказ об искусстве Фэн-шуй.

Учитель рассказывает и демонстрирует видеофрагмент о Празднике Весны (Китайский Новый год)

Учащиеся пробуют отыскать сходство с русскими приметами и традициями.

Учатся поздравлять друг друга с праздником, желающие могут подписать открытки по образцам.

Для младших школьников можно предложить изготовление из цветной бумаги фонариков на память. Это зависит от времени и желания учителя.

2 этап-«Это вкусно»?!

Учитель рассказывает о традиции приема гостей, о самых экзотических блюдах, о некоторых сортах чая и способах их заваривания.

Учащиеся пробуют есть рис палочками, оценивают аромат китайского чая, запоминают несколько фраз по теме «Еда», названия блюд на китайском языке. Слушают стихотворение китайского поэта Ли Бо «Ода о чае»

 

4 занятие

1этап-«Подведение итогов»

Обмен мнениями.

Учитель предлагает аукцион заданий по итогам всех четырех занятий

Участие в аукционе заданий.

На младшем этапе можно предложить как разгадывание кроссворда, так и составление собственного.

2 этап-«Праздник»

Учитель предлагает поставить сказку на языке с переводчиками.

Участвуют в постановке сказки. Кто-то играет роли героев, кто-то переводчиков.

Сказка пишется иероглифами, а произношение-русскими буквами, придумываются костюмы и оформление.


 

Литература:

Ресурсы сети Интернет.

Сладковский М.И. «Знакомство с Китаем».

Дикарев А.Д. «Три путешествия по Китаю

 Фотографии моего «Китайского клуба»:

 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.