Программа кружка общеинтеллектуального направления «Развитие познавательных способностей» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 15 October 2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка общеинтеллектуального направления

«Развитие познавательных способностей» для 4 классов 



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


В результате изучения данного курса в 4-ом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

в предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).


Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя

Проговаривать последовательность действий

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.


К концу четвертого года обучения учащиеся должны уметь:

- составлять, моделировать и штриховать предметы;

- находить закономерность;

- классифицировать предметы, слова;

- определять истинность высказываний;

- делать выводы, простейшие умозаключения.

- уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;

- решать геометрические задачи, ребусы, задачи-шутки, числовые головоломки;

- использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;
- решать нестандартные задачи по математике.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.

Основные формы учета знаний и умений:

- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);

- участие в олимпиадах, в интеллектуальных конкурсах на разных уровнях;

- участие в тематических декадах.


Содержание курса

Программа «РПС» создана на основе программы «Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика» О.А.Холодовой. Курс представляет собой систему интеллектуально - развивающих занятий для детей младшего школьного возраста. Программа составлена для формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся.

Задания повышенной сложности

Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.

Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.

Нестандартные задачи

Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.

Тренировка внимания

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти

Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Тренировка зрительной памяти

Для развития внимания и зрительной памяти в занятия включен зрительный диктант и задания на поиск отличий между рисунками.

Поиск закономерностей

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.

К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.

Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построе­ние заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

3.Тематическое планирование курса «РПС»

(общеинтеллектуальное направление). 4 класс


Количество часов:

всего – 34 часа,

в неделю – 1 час


Темы занятий

Количество

часов

1

Выявление уровня развития познавательных способностей на начало года.

1

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

3

Тренировка внимания. Нестандартные задачи.

1

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

6

Развитие аналитических способностей. Нестандартные задачи.

1

7

Совершенствование воображения.

1

8

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей.

1

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

10

Тренировка внимания. Развитие наглядно-образного мышления.

1

11

Развитие слуховой памяти. Ребусы.

1

12

Тренировка зрительной памяти. Нестандартные задачи.

1

13

Развитие аналитических способностей.

1

14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

15

Развитие логического мышления.

1

16

Развитие концентрации внимания.

1

17

Тренировка внимания. Нестандартные задачи.

1

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

19

Тренировка зрительной памяти.

1

20

Развитие аналитических способностей.

1

21

Совершенствование воображения.

1

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

24

Тренировка внимания. Нестандартные задачи.

1

25

Тренировка слуховой памяти. Поиск закономерностей.

1

26

Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей.

1

27

Развитие аналитических способностей.

1

28

Совершенствование мыслительных операций.

1

29

Развитие логического мышления. Нестандартные задачи.

1

30

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

31

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

32

Нестандартные задачи.

1

33

Выявление уровня развития познавательных способностей на конец года.

1

34

Игра «Эрудит»

1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации