Программа кружка общеинтеллектуального направления «Развитие познавательных способностей» (4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка общеинтеллектуального направления
«Развитие познавательных способностей» для 4 классов
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данного курса в 4-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
в предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя
Проговаривать последовательность действий
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны уметь:
- составлять, моделировать и штриховать предметы;
- находить закономерность;
- классифицировать предметы, слова;
- определять истинность высказываний;
- делать выводы, простейшие умозаключения.
- уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
- решать геометрические задачи, ребусы, задачи-шутки, числовые головоломки;
- использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;
- решать нестандартные задачи по математике.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
- участие в олимпиадах, в интеллектуальных конкурсах на разных уровнях;
- участие в тематических декадах.
Содержание курса
Программа «РПС» создана на основе программы «Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика» О.А.Холодовой. Курс представляет собой систему интеллектуально - развивающих занятий для детей младшего школьного возраста. Программа составлена для формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся.
Задания повышенной сложности
Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.
Нестандартные задачи
Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.
Тренировка внимания
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти
Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти
Для развития внимания и зрительной памяти в занятия включен зрительный диктант и задания на поиск отличий между рисунками.
Поиск закономерностей
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
3.Тематическое планирование курса «РПС»
(общеинтеллектуальное направление). 4 класс
Количество часов:
всего – 34 часа,
в неделю – 1 час
№ | Темы занятий | Количество часов |
1 | Выявление уровня развития познавательных способностей на начало года. | 1 |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 |
3 | Тренировка внимания. Нестандартные задачи. | 1 |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 |
6 | Развитие аналитических способностей. Нестандартные задачи. | 1 |
7 | Совершенствование воображения. | 1 |
8 | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. | 1 |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 |
10 | Тренировка внимания. Развитие наглядно-образного мышления. | 1 |
11 | Развитие слуховой памяти. Ребусы. | 1 |
12 | Тренировка зрительной памяти. Нестандартные задачи. | 1 |
13 | Развитие аналитических способностей. | 1 |
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 |
15 | Развитие логического мышления. | 1 |
16 | Развитие концентрации внимания. | 1 |
17 | Тренировка внимания. Нестандартные задачи. | 1 |
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 |
19 | Тренировка зрительной памяти. | 1 |
20 | Развитие аналитических способностей. | 1 |
21 | Совершенствование воображения. | 1 |
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 |
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 |
24 | Тренировка внимания. Нестандартные задачи. | 1 |
25 | Тренировка слуховой памяти. Поиск закономерностей. | 1 |
26 | Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. | 1 |
27 | Развитие аналитических способностей. | 1 |
28 | Совершенствование мыслительных операций. | 1 |
29 | Развитие логического мышления. Нестандартные задачи. | 1 |
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 |
31 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 |
32 | Нестандартные задачи. | 1 |
33 | Выявление уровня развития познавательных способностей на конец года. | 1 |
34 | Игра «Эрудит» | 1 |