Программа по духовно-нравственному направлению «Волшебный клубок» (УО, вариант 1)

1
0
Материал опубликован 29 October 2022

1.Пояснительная записка

Программа по духовно-нравственному  направлению «Волшебный клубок» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области "Специальная (коррекционная) школа №4 г. Иркутска"

В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

 Программа кружка  « Волшебный клубок» - по вязанию крючком планируется для детей 2 класса, с расчетом на самостоятельную работу обучающихся. Режим располагает еженедельные занятия в количестве 1 академического часоа по расписанию. Выбор изделий для практической работы зависит от уровня подготовки учащихся, от возрастных особенностей. Программа построена таким образом, что предусмотрена преемственность необходимая для изучения более сложного материала.

Цели программы:

- духовно-нравственное, художественно-эстетическое развитие личности;

- создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области художественного вязания;

- развитие художественных способностей обучающихся.

Программа ставит следующие задачи:

Обучающие:

- обучить способам вязания крючком;

- обучить строить композиции, выбирать рисунок, делать эскизы для будущих панно, поздравительных открыток;

- научить – правильно обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности.

Развивающие:

- развить познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;

- способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;

- развить чувство цвета, пропорции;

- развить моторику рук.

Воспитательные:

- сформировать умение общаться со сверстниками воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;

- приучать к аккуратности в работе;

- сформировать умение работать в коллективе;

- предоставить возможность социализации каждому ребёнку

Задачи программы:

- концентрация внимания,

- мышление,

- память,

-эмоции, 

- сенсорная моторика.

Фронтальная форма обучения  предусматривает подачу учебного материала всему коллективу. Так же предполагает, что все ученики выполняют одинаковые учебные задания. Инструменты учащихся и контроль над работой осуществляется преподавателем одновременно для всех.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу по способностям и навыкам и предполагает практическую работу.                                                    

Групповую форму обучения рекомендуют использовать на занятия, если предусматриваются одинаковые для всех работы. Каждая группа выполняет задания на одну тему. В этом случае такая работа сочетается с индивидуальной.

Обучение в кружке будет проходить более эффективно с наглядными модулями такие как: 

- объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, пояснение, схемы, образцы);

- демонстрационный;

Рассказ рекомендуется применять при объяснении обучающимся, если не требуется раскрытого объяснения процесса выполнения работы. Например, рассказ о развитии данного промысла в России.

Объяснения необходимо, когда требуется дать определение технологических операций и понятий.

Беседа - это диалог между учителем и обучающимися. Обычно применяют для проверки усвоения полученных знаний.

Демонстрация - это один из самых важнейших методов обучения с показом  образцов 

Демонстрация должна соответствовать возрасту обучающихся. Демонстрацию следует показывать постепенно и только в соответствии с ходом занятия, так что бы обучающиеся могли хорошо видеть главные  демонстрируемые предметы.

 Планируя работу кружка «Веселый клубок» нужно учитывать занятость обучающихся в школе.

Во время выполнения практической работы учитель проводит текущий инструктаж, для корректировки работы у обучающихся. Если дети будут видеть как пример работы сделанные другими школьниками и более старшими, обучающимися, то у детей будет больше уверенности в том, что и ему под силу данное изделие. Потому что отчетливо будут понимать, что данная работа выполнена не профессионалами, а когда то такими же школьниками, как и они сейчас.

                                                               2. Общая  характеристика кружка

Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность. Освоение детьми программы поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой деятельностью.  Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти  школьников находятся в прямой зависимости друг от друга.                                                

Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе.

Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает вязание, перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков.

Программа кружка художественно - эстетической направленности.  Творческое объединение позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком.  Даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы с крючком. Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личность.                                                         

Работа с текстильными материалами представляет большую ценность в расширении межпредметных связей. Изготовляя изделия, практически всегда приходится выполнять рисунки, выкройки. При изготовлении выкроек (вычерчивания, последующая разметка) необходимы знания, полученные на уроках математики. Существуют межпредметные связи и с уроками рисования.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся, выставка, игра, экскурсия, конкурс и другие.


3.Описание места кружка в учебном плане

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Итого часов в год

2

1

34

35






№п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

«Что такое нить, как ее использовать?»

8

2

«Одежда и декор из нитей»

8

3

«Макраме»

11

4

«Вязание спицами и крючком»

8


Итого:

35






                          Количество часов по четвертям

1 четверть

8 ч.

2 четверть

8ч.

3 четверть

11ч.

4 четверть

8ч.



    


                               

4. Личностные и предметные результаты освоения кружка

1.Развитие детского прикладного творчества.

2.Формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к трудовой деятельности.

3.Развитие у учащихся воображения, мышления, памяти, внимание.

4.Пробуждение наблюдательности, познавательной активности.

5.Повышение личностной самооценки.

6.Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, взаимопомощи.

7.Вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность.

8.Участие учащихся в различных конкурсах и фестивалях.

Формы итоговой отчетности обучающихся являются – творческий отчет, участие в различных конкурсах, выставках, конференциях.

                                                                        5.Содержание кружка  

На занятиях кружка используются в сочетании различные методы обучения - словесные, наглядные, практические. К словесным относятся рассказ, беседа, объяснение. Наглядные - это показ,  демонстрация. Практические - упражнения, выполнение различных  работ.

Вводное занятие, каждая новая тема начинаются с рассказа, объяснения. Рассказ сопровождается показом, демонстрацией изделий, образцов, таблиц со схемами узоров, рисунками на доске.

В форме беседы проводится обсуждение наиболее интересных образцов вязки, схем, а также ошибок, наиболее часто встречающихся в работе.

В беседе у учащихся появляется  возможность высказать свое мнение, а учитель получает представление о степени усвоения ими материала. Беседа оживляет занятия, служит активизации мышления школьников.

Основное место на занятиях кружка отведено выполнению практических работ, упражнений. В процессе упражнений отрабатываются навыки выполнения технических приемов вязания, правильной постановки рук, навыки в зарисовке узоров.

В процессе проведения практических работ проводится инструктаж учащихся (вводный, текущий, заключительный; групповой, индивидуальный). Так, каждой практической работе предшествует подробный вводный инструктаж в виде объяснения с демонстрацией изделий, цветных таблиц или иллюстраций. Этот инструктаж дается всей группе. Затем в процессе выполнения работы показываются приемы работы отдельным группам учащихся, а при необходимости индивидуальный инструктаж.

В конце каждого занятия проводится заключительный инструктаж (демонстрация лучших образцов выполнения узоров, обмечаются типичные ошибки и т.д.). В процессе занятий учащиеся записывают в тетрадях объяснение построение узоров, закрепляют каждый новый прием вязания  несколькими упражнениями. Все записи выполняются ручкой, а зарисовки - карандашом. На занятиях кружка проводится воспитательная работа: у кружковцев воспитывается дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности. В конце каждого занятия учащиеся знакомятся с темой следующего урока, задается домашнее задание.

Основные инструменты и приспособления:  Нитки ирис, пряжа любого вида, крючки для вязания, тетрадь, линейка, карандаш, ножницы.


6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.

Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

Основные виды деятельности обучающихся

«Что такое нить, как ее использовать?»

I четверть - 8 часов

1

Вводное занятие

1

06.09.22

Техника безопасности при  работе с ножницами , крючком , спицами и иглами

2

Знакомство с разными нитями

1

13.09.22

Использование нитей в промышленности и быту.(Пряжа, мулине, ирис и т.д)

3

Как можно использовать нити

1

20.09.22

Использование нитей в промышленности и быту.

4

Изделия из нитей

1

27.09.22

Нити в окружающем мире

5

Картины из нитей

1

04.10.22

Картина из нитей, путем наклеивания на  тканевую поверхность мелко нарезанных кусочков цветной пряжи.

6

Аппликации из нити

1

11.10.22

Путем приклеивания  на бумагу по контуру.

7

Декор из нитей

1

18.10.22

Обматывание и приклеивание нитей на втулку из бумаги, стекла, декор посуды.

8

Нити в декоративно прикладном творчестве

1

25.10.22

 Изучение изготовления изделий из нитей .

«Одежда и декор из нитей»

 II четверть – 8 часов

9

Нити для изготовления одежды

1

08.11.22

Вязаные изделия крючком и спицами.

10

Изготовление предметов декора из нитей

1

15.11.22

Шарики разного цвета из ниток. Филигрань.

11

«Салфетка»

1

22.11.22

Изготовление салфетки

12

«Салфетка»

1

29.11.22

Изготовление салфетки

13

Варежки  крючком

1

06.12.22

варежки вяжем из пряжи яркого цвета, столбиком.

14

Варежки крючком

1

13.12.22

варежки вяжем из пряжи яркого цвета, столбиком.

15

Изучение основных узелков макраме

1

20.12.22

Изготовление панно

16

Изучение основных узелков макраме

1

27.12.22

Изготовление панно

 «Макраме»

 III четверть – 11 часов

15

Изучение основных узелков макраме

1

10.01.23

Изготовление панно

16

Плетение макраме

1

17.01.23

Изготовление браслета

18

Плетение макраме

1

24.01.23

Изготовление кашпо

19

Плетение макраме

1

31.01.23

Изготовление кашпо

20

«Брелок Плетение макраме »

1

07.02.23

Изготовление брелока с помощью пуговицы, схему узора составляют сами дети.

21

«Брелок Плетение макраме»

1

14.02.23

Изготовление брелока с помощью пуговицы, схему узора составляют сами дети.

22

«Весенний букет в технике аппликация»

1

21.02.23

Аппликация с пуговицами обвязанными элементами узоров и скрепленными воздушными петлями.

23

«Весенний букет в технике аппликация»

1

28.02.23

Аппликация с пуговицами обвязанными элементами узоров и скрепленными воздушными петлями.

24

«Бабочки аппликация»

1

07.03.23

Вязаная бабочка из разного цвета нитками ирис, с узором заявленным в рапоре.

25

«Бабочки аппликация»

2

14.03.23

21.03.23

Вязаная бабочка из разного цвета нитками ирис, с узором заявленным в рапоре.

 «Вязание спицами и крючком»

 IV четверть – 8часов

27

«Георгиевская лента в технике вязания спицами»

1

04.04.23

Оранжевой и черной ниткой  вяжем гладью ленточку.

28

«Георгиевская лента в технике вязания спицами»

1

11.04.23

Оранжевой и черной ниткой вяжем гладью ленточку.

29

«Ветка сирени, вязание крючком»

1

18.04.23

Ветка сирени крепим на проволоку к центру георгиевской ленты.

30

«Ветка сирени, вязание крючком»

1

25.04.23

Ветка сирени крепим на проволоку к центру георгиевской ленты.

31

«Пасхальная картина аппликация»

1

02.05.23

Из желтой пряжи с помощью столбиков и воздушных петель вяжем яйцо наполняем его ватой или синтепоном.

32

«Пасхальная картина аппликация»

1

16.05.23

Из желтой пряжи с помощью столбиков и воздушных петель вяжем яйцо наполняем его ватой или синтепоном.

33

«Пасхальная картина аппликация»

2

23.05.23

30.05.23

Из желтой пряжи с помощью столбиков и воздушных петель вяжем яйцо наполняем его ватой или синтепоном.


7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Основные инструменты и приспособления:  Нитки ирис, пряжа любого вида, крючки для вязания, тетрадь, линейка, карандаш, ножницы.



Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации