Программа кружка "Юный биолог"

0
0
Материал опубликован 8 December

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная русско-татарская школа 103»



«Рассмотрено» Руководитель МО




Смирнова А.А. Протокол 1 от 27 августа 2024 г.

«Согласовано»

Зам.директора по УР



Гумарова Э.Р.

27 августа 2024 г.

«Утверждаю» Директор

МБОУ «Школа 103»



Р.Н.Хабибуллин Приказ 261

от 27 августа 2024 г




Программа кружка «Юный биолог»

для учащихся 10-11 классов



t1733652108aa.gif

Протокол 1 от 27 августа 2024 года Составитель: учитель биологии высшей квалификационной категории Смирнова Алина Александровна










2024-2025 учебный год


Пояснительная записка

Предлагаемая программа кружка по биологии «Юный биолог» предназначена для учащихся 10-11 классов основной общеобразовательной школы, а также для профильного обучения. Курс рассчитан на 136 часов в течение 1 учебного года общего времени, с периодичностью преподавания 4 часа в неделю.

Программа кружка составлена в соответствии с концепцией профильного обучения и направлена на углубленное изучение предметов (биологии, химии, этики и психологии семейной жизни).

Программа обобщает и систематизирует информацию о многообразии живых организмов,

формирует целостное представление о мире живой природы, знакомит учащихся и расширяет кругозор в области здоровья человека, особенностей наследственных заболеваний, готовит учащихся к вступлению во взрослую жизнь, проводя границу между детством и юношеством, обеспечивает

детальное, постепенное становление человека как личности, помогает в простых, жизненных ситуациях.

В данной программе рассматриваются биологические особенности организма человека, психические особенности и эмоционально-волевые, особенности нервной системы, то, что выходит за рамки школьной программы по биологии. Содержание программы и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов. Программа кружка состоит из двух разделов: «Многообразие живых организмов» и «Человек и его здоровье». Оба раздела взаимосвязаны и изучаются последовательно. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.

Цель работы кружка состоит в создании условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области ботаники, зоологии, анатомии и общей биологии, подготовка учащихся к итоговой аттестации. Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:

Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в биологии, научиться грамотно их применять.

Повторение материала о многообразии живых организмов;

Обобщение и систематизация информации;

Формирование целостного представления о мире живой природы;

Расширение и углубление знаний;

Приоритет экологических ценностей (сохранение многообразия органического мира, состояния своего здоровья, семьи) над материальными ценностями.

Учащиеся должны осознать свою индивидуальность, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

Способы контроля: предусматривает проведение тематических тестовых контрольных работ и зачетов по основным темам.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

основные систематические единицы;

принципы современной классификации;

отличительные особенности царств живых организмов, типов (отделов), классов; типичных представителей царств, типов (отделов), классов;

роль живых организмов в природе и в жизни человека;

особенности человека как объекта генетических, биологических и психологических исследований;

значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа

значение мутаций в генетике, здравоохранении и экологической безопасности населения.

Учащиеся должны уметь:

объяснять причины многообразия живых организмов;

сравнивать представителей различных системных категорий;

объяснять значение сохранения биологического разнообразия;

применять законы Менделя и Моргана к генетике человека и решать генетические задачи;


объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека;

составлять генеалогические древа и анализировать по ним характер наследование того или иного признака в ряду поколений;

применять в жизни аспекты этики и психологии семейной жизни;

распознавать психические особенности личности человека;

самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в повседневной жизни.

Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению генетических и психологических задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается парная, групповая и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса и формирование творческих умений учащихся. Таким образом, занятия кружка «Юный биолог» не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.


Тема занятия

Всего

часов

Теория

Практика

1

Раздел I. Многообразие живых организмов

1. Введение

Понятие о систематике. Основные систематические (таксономические) единицы (категории).

6

1


2

Вид - основная единица классификации. Критерии вида.


1


3

Популяция - структурная единица вида и

элементарная единица эволюции. Закон Харди -Вайнберга.


1


4

Причины многообразия живых организмов. Современная система живых организмов как

отражение эволюции на Земле.


1


5

Неклеточная форма жизни. Прокариоты. Эукариоты. Одноклеточные, колониальные,

многоклеточные организмы.



1

6

Автотрофы. Гетеротрофы.

Уровни организации живого.


1



2. Вирусы. Бактерии. Грибы.

7



7

Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы -

возбудители опасных заболеваний.


1


8

Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Цианобактерии.

Роль бактерий в природе и жизни человека


1


9

Грибы. Особенности строения и

жизнедеятельности.


1


10

Грибы съедобные и ядовитые.



1

11

Экологические группы грибов. Роль грибов.


1


12

Лишайники - симбиотические организмы.


1


13

Тестирование 1



1


3. Царство растения.

11



14

Признаки царства. Систематика растений. Высшие и

низшие растения.


1


15

Водоросли - сборная группа низших растений. Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей (отдел зеленые, бурые, красные водоросли). Роль в

природе и жизни человека.


1


16

Высшие споровые растения. Отдел моховидные: особенности строения, цикл развития, значение.


1


17

Сравнительная характеристика строения и циклов развития папоротникообразных.


1


18

Отдел голосеменные: особенности строения, цикл развития, значение.


1


19

Отдел покрытосеменные (цветковые): особенности строения, цикл развития, значение.


1


20

Усложнение растений в процессе эволюции.


1


21

Класс однодольные, двудольные. Принципы

классификации семейств.



1

22

Основные семейства двудольных (крестоцветные,

розоцветные, бобовые, пасленовые,



1



сложноцветные) и однодольные (лилейные, злаковые)




23

Практическая работа. Определение растений

различных семейств по инструктивным карточкам.



1

24

Тестирование 2



1


4. Царство животные

25



25

Признаки царства. Одноклеточные и многоклеточные животные (двух, трехслойные).

Радиальная и двусторонняя симметрия.


1


26

Общая характеристика простейших, их роль в природе

и жизни человека.


1


27

Тип кишечнополостные: систематика, особенности

строения и жизнедеятельности, значение.


1


28

Сравнительная характеристика типов плоские, круглые и

кольчатые черви.


1


29

Циклы развития печеночного сосальщика, бычьего цепня, человеческой аскариды. Приспособление к паразитизму.

Меры профилактики паразитических заболеваний.


1


30

Тип моллюски: систематика, особенности

строения и жизнедеятельности, значение.


1


31

Тип членистоногие. Признаки типа. Систематика. Сравнительная характеристика классов

ракообразных, паукообразных.


1


32

Отделы класса насекомых: двукрылые, перепончатые, чешуекрылые, жесткокрылые,

прямокрылые.


1


33

Значение членистоногих в природе и жизни

человека.


1


34

Тестирование 3



1

35

Ланцетники - промежуточная форма между

позвоночными и беспозвоночными животными.


1


36

Доказательства происхождения хордовых животных


1


37

Сравнительная характеристика классов

позвоночных животных.


1


38

Особенности строения рыб, связанные со средой обитания.


1


39

Основные группы рыб. Их роль в природе и жизни человека


1


40

Особенности строения земноводных как примитивных

наземных животных.


1


41

Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и

роль в природе.


1


42

Особенности строения пресмыкающихся как первых

настоящих наземных позвоночных.


1


43

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и

практическое значение.


1


44

Особенности строения птиц как высокоорганизованных

позвоночных.


1


45

Особенности строения птиц, связанные с полетом.


1


46

Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни

человека.


1


47

Особенности строения млекопитающих как

высокоорганизованных позвоночных.


1


48

Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и практическая

значимость.


1


49

Тестирование 4



1


Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика


1

Раздел II. «Человек и его здоровье»

Введение


1




Роль физиологии в


1


развитии науки. Связь физиологии с другими науками.

Системный подход к здоровью человека.

2

Общий обзор организма

4




Система органов в организме. Уровни организации


1


организма.


Нервная и гуморальная регуляция. Проблемы


3


соотношения психического и соматического компонентов

здоровья.

3

«Двигатели нашего тела»

4




Роль движения в нашей жизни. Арсенал наших


2


двигательных возможностей. Химия и энергетика

работающей мышцы.


Что такое утомление? Сила мышц и их выносливость.



2

Лабораторная работа 1 «Строение и работа мышц.

Анализ мышечных движений».

4

«Исполнители симфонии жизни»

9




Кровь как внутренняя среда организма. Гуморальная и


2


нервная регуляция функций организма.


Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства.


3



Роль нервной системы в восприятии, переработке и


3




1

передаче информации. Рефлекс как основа нервной

деятельности.

Лабораторная работа 2 «Самонаблюдения.

Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при

уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных

рефлексов на речевое подкрепление».

5

Иммунитет

5




Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с


2


ними. История становления иммунологии как науки (Л.

Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох).

Пути решения проблемы иммунопрофилактики.

Распространение инфекционных заболеваний и

приоритетные направления по их сокращению.


ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы


3


предупреждения, история открытия болезни. Строение и

жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания.

Разработка вакцины.

6

«Поставщики энергии и пищеварительная система на

5



страже здоровья»


Значение питательных веществ, для организма.


2

1

Особенности обмена веществ в разном возрасте.

Рациональное питание. Режим питания. Лабораторная

работа 3 «Составление суточного пищевого рациона».


Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и


1


болезни голода. Лечебное голодание.


Знакомство с особенностями профессиональной


1


деятельности врача-диетолога.


7

«Свет мой, зеркальце, скажи...»

8




Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы


2


лечения организма (иглоукалывание, электрофорез,

светолечение, криотерапия).



Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес).


1


Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай,

парша). Пересадка кожи.



Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ


1


и постоянная температура тела. Механизм

терморегуляции.




Причины повышения температуры при заболеваниях.



1

Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения).

Приемы наложения повязок на условно поврежденное

место.




Закаливание организма и факторы среды. Формы и


1


условия закаливания. Гигиенические требования к одежде

и обуви.




Косметические средства и их рациональное


2


использование. Знакомство с особенностями

профессиональной деятельности врача-косметолога.

Домашняя косметика.



8

Репродуктивная система человека

6




Проект «Почему дети похожи на родителей».


1


Характерные признаки мужского и женского пола.

Особенности строения мужской и женской половой

системы.




Биологическая сущность оплодотворения. Влияние


1


среды на развитие зародыша.



Планирование семьи. Физическая зрелость


1


вступающих в брак. Сущность социальной готовности к

вступлению в брак. Этико-психологическая готовность.


Гигиена беременной женщины, ранняя беременность и


1


ее последствия.




Возрастные процессы и особенности: новорожденного и


1


грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и

старческого возраста.




«Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема


1


клонирования).



9

«Наш долг перед будущим»

15




Чудесные спирали ДНК. Мужчина и женщина.


1



Генетические болезни человека. Наследование резус-


3

1

фактора и групп крови.


Лабораторная работа 4 «Определение полового

хроматина (телец Барра) у человека».



Генетическое определение пола. Методы изучения


1

3

генетики человека.






Лабораторная работа 5 «Построение родословной,




определение наследственных заболеваний»



Хромосомные

аномалии.

Иммуногенетика,



2


генетические аспекты онкологии.



Решение задач на моногибридное и дигибридное




4

скрещивание. Закономерности наследования, сцепленное с


полом наследование.


10

«Наука будущего»

2




Биотехнология, ее задачи и методы. Химический синтез генов. Ферментативный синтез генов. Перенос генов и

хромосом.

Искусственная пересадка ядер в яйцеклетки и

соматические клетки. Применение генной инженерии в селекции и медицине. Клонирование.

Особенности ВНД человека 10

Классификаци

Рефлекторный характер ВНД. я 2

темперамента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову.

Соотношение характера и темперамента. Воля — 2

способность человека к преодолению трудностей.

«Золотые сны», от которых не просыпаются. 1

Наркомания это болезнь. Действие наркотиков на организм.

Механизмы формирования наркотической зависимости. 2

Наркомания и закон. Ролевая игра-диалог журналистов и врача-нарколога.

Познавательные процессы. Речь — средство общения. 1

Память, ее виды и значение для формирования 1

мыслительной деятельности и поведения.

Воображение, восприятие и мышление. И.М. Сеченов. 1

«Старые и новые загадки мозга». 8

Двойное чудо сна. Отчего мы погружаемся в сон? 2

Физиология сна.

Нормы сна наполеоновские и медицинские. Что такое 1

летаргический сон?

Небывалая комбинация бывалых впечатлений. Полезны 2

или вредны сновидения? Могут ли сны быть вещими?

Что такое гипноз? Объяснение гипноза «вчера» и 1

«сегодня». Можно ли вылечить гипнозом?

Иллюзии. Причины появления иллюзий. Объяснение 2

причин появления иллюзий.

«Поиски путей к долголетию» 2

Почему природа не дала бессмертие? Продолжительность 1

жизни разных живых организмов.

Некоторые попытки борьбы со старением. Почему мы 1

старимся преждевременно? Почему долголетие социальная проблема? Восемь заповедей правильного образа жизни.

Влияние вредных привычек на здоровье человека 4

Риск рождения неполноценных детей при употреблении 1

алкоголя

Влияние курения на здоровье женского организма. 1

Последствия хронической интоксикации организма 1

(токсикомания и наркомания) на будущее поколение.

1

Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов.


Личность. Межличностные отношения 9

Основы самоорганизации личности. 1



Самооценка и уровень притязаний. Независимость,

внушаемость.


1



Дружба-школа любви. Высшие нравственные ценности

товарищество и дружба.


1



Любовь и влечение. Стороны чувства любви.


1



Социальный характер любви. Стадии любви.


1



Юношеская любовь. Идеал


2



16

Синдром одиночества. Добрачные половые связи.

Брак и семья. Основы семейных отношений


10

2



Готовность к браку. Функции семьи.


1



Мотивы создания семьи. Специфические и

неспецифические функции семьи.


1



Нарушение структуры семьи, дисфункциональная

структура. Стадии развития семьи, переходные периоды.


1



Модель развития семьи вокруг ребенка.


1



Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Правила, заданные социумом и культурой.

Уникальные семейные правила.


1



Семейные мифы. Стили семейных отношений.


1



Рассмотрение основных положений Семейного кодекса.


1




17

Развод и его последствия. Профилактика супружеских конфликтов.

Защита проектов

Итого



136

2


3



Всего: 136 часов

4 часа в неделю


Литература:

Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

Грин Н., Страут У., Тейлор Д. Биология 3-х томах) под ред. Р. Сореза.

Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа,2002. (Дидактический материал)

Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1999.

Голубев В.В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М.. 2010 г.

Хайрдинова Ю., Ядэшко В., Голубев В. Болезнь легче предупредить. М.. 1997г.

Белоусова О. С. Вредным привычкам нет! Изд. 2009г.

Веселова О. В. Наркотики: жизнь или смерть. Изд. 2015г.

Зверев М. Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии. Просвещение 1984 г.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед.институтов. - М.: Просвещение,1991

Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.