Программа кружка "Юный биолог"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №103»
«Рассмотрено» Руководитель МО Смирнова А.А. Протокол № 1 от 27 августа 2024 г. | «Согласовано» Зам.директора по УР Гумарова Э.Р. 27 августа 2024 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа №103» Р.Н.Хабибуллин Приказ № 261 от 27 августа 2024 г |
Программа кружка «Юный биолог»
для учащихся 10-11 классов
Протокол № 1 от 27 августа 2024 года Составитель: учитель биологии высшей квалификационной категории Смирнова Алина Александровна
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Предлагаемая программа кружка по биологии «Юный биолог» предназначена для учащихся 10-11 классов основной общеобразовательной школы, а также для профильного обучения. Курс рассчитан на 136 часов в течение 1 учебного года общего времени, с периодичностью преподавания 4 часа в неделю.
Программа кружка составлена в соответствии с концепцией профильного обучения и направлена на углубленное изучение предметов (биологии, химии, этики и психологии семейной жизни).
Программа обобщает и систематизирует информацию о многообразии живых организмов,
формирует целостное представление о мире живой природы, знакомит учащихся и расширяет кругозор в области здоровья человека, особенностей наследственных заболеваний, готовит учащихся к вступлению во взрослую жизнь, проводя границу между детством и юношеством, обеспечивает
детальное, постепенное становление человека как личности, помогает в простых, жизненных ситуациях.
В данной программе рассматриваются биологические особенности организма человека, психические особенности и эмоционально-волевые, особенности нервной системы, то, что выходит за рамки школьной программы по биологии. Содержание программы и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов. Программа кружка состоит из двух разделов: «Многообразие живых организмов» и «Человек и его здоровье». Оба раздела взаимосвязаны и изучаются последовательно. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.
Цель работы кружка состоит в создании условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области ботаники, зоологии, анатомии и общей биологии, подготовка учащихся к итоговой аттестации. Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в биологии, научиться грамотно их применять.
Повторение материала о многообразии живых организмов;
Обобщение и систематизация информации;
Формирование целостного представления о мире живой природы;
Расширение и углубление знаний;
Приоритет экологических ценностей (сохранение многообразия органического мира, состояния своего здоровья, семьи) над материальными ценностями.
Учащиеся должны осознать свою индивидуальность, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
Способы контроля: предусматривает проведение тематических тестовых контрольных работ и зачетов по основным темам.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
основные систематические единицы;
принципы современной классификации;
отличительные особенности царств живых организмов, типов (отделов), классов; типичных представителей царств, типов (отделов), классов;
роль живых организмов в природе и в жизни человека;
особенности человека как объекта генетических, биологических и психологических исследований;
значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа
значение мутаций в генетике, здравоохранении и экологической безопасности населения.
Учащиеся должны уметь:
объяснять причины многообразия живых организмов;
сравнивать представителей различных системных категорий;
объяснять значение сохранения биологического разнообразия;
применять законы Менделя и Моргана к генетике человека и решать генетические задачи;
объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека;
составлять генеалогические древа и анализировать по ним характер наследование того или иного признака в ряду поколений;
применять в жизни аспекты этики и психологии семейной жизни;
распознавать психические особенности личности человека;
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в повседневной жизни.
Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению генетических и психологических задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается парная, групповая и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса и формирование творческих умений учащихся. Таким образом, занятия кружка «Юный биолог» не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Раздел I. Многообразие живых организмов 1. Введение Понятие о систематике. Основные систематические (таксономические) единицы (категории). | 6 | 1 | |
2 | Вид - основная единица классификации. Критерии вида. | 1 | ||
3 | Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Закон Харди -Вайнберга. | 1 | ||
4 | Причины многообразия живых организмов. Современная система живых организмов как отражение эволюции на Земле. | 1 | ||
5 | Неклеточная форма жизни. Прокариоты. Эукариоты. Одноклеточные, колониальные, многоклеточные организмы. | 1 | ||
6 | Автотрофы. Гетеротрофы. Уровни организации живого. | 1 | ||
2. Вирусы. Бактерии. Грибы. | 7 | |||
7 | Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний. | 1 | ||
8 | Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Цианобактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | ||
9 | Грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | ||
10 | Грибы съедобные и ядовитые. | 1 | ||
11 | Экологические группы грибов. Роль грибов. | 1 | ||
12 | Лишайники - симбиотические организмы. | 1 | ||
13 | Тестирование № 1 | 1 | ||
3. Царство растения. | 11 | |||
14 | Признаки царства. Систематика растений. Высшие и низшие растения. | 1 | ||
15 | Водоросли - сборная группа низших растений. Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей (отдел зеленые, бурые, красные водоросли). Роль в природе и жизни человека. | 1 | ||
16 | Высшие споровые растения. Отдел моховидные: особенности строения, цикл развития, значение. | 1 | ||
17 | Сравнительная характеристика строения и циклов развития папоротникообразных. | 1 | ||
18 | Отдел голосеменные: особенности строения, цикл развития, значение. | 1 | ||
19 | Отдел покрытосеменные (цветковые): особенности строения, цикл развития, значение. | 1 | ||
20 | Усложнение растений в процессе эволюции. | 1 | ||
21 | Класс однодольные, двудольные. Принципы классификации семейств. | 1 | ||
22 | Основные семейства двудольных (крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, | 1 |
сложноцветные) и однодольные (лилейные, злаковые) | ||||
23 | Практическая работа. Определение растений различных семейств по инструктивным карточкам. | 1 | ||
24 | Тестирование №2 | 1 | ||
4. Царство животные | 25 | |||
25 | Признаки царства. Одноклеточные и многоклеточные животные (двух, трехслойные). Радиальная и двусторонняя симметрия. | 1 | ||
26 | Общая характеристика простейших, их роль в природе и жизни человека. | 1 | ||
27 | Тип кишечнополостные: систематика, особенности строения и жизнедеятельности, значение. | 1 | ||
28 | Сравнительная характеристика типов плоские, круглые и кольчатые черви. | 1 | ||
29 | Циклы развития печеночного сосальщика, бычьего цепня, человеческой аскариды. Приспособление к паразитизму. Меры профилактики паразитических заболеваний. | 1 | ||
30 | Тип моллюски: систематика, особенности строения и жизнедеятельности, значение. | 1 | ||
31 | Тип членистоногие. Признаки типа. Систематика. Сравнительная характеристика классов ракообразных, паукообразных. | 1 | ||
32 | Отделы класса насекомых: двукрылые, перепончатые, чешуекрылые, жесткокрылые, прямокрылые. | 1 | ||
33 | Значение членистоногих в природе и жизни человека. | 1 | ||
34 | Тестирование №3 | 1 | ||
35 | Ланцетники - промежуточная форма между позвоночными и беспозвоночными животными. | 1 | ||
36 | Доказательства происхождения хордовых животных | 1 | ||
37 | Сравнительная характеристика классов позвоночных животных. | 1 | ||
38 | Особенности строения рыб, связанные со средой обитания. | 1 | ||
39 | Основные группы рыб. Их роль в природе и жизни человека | 1 | ||
40 | Особенности строения земноводных как примитивных наземных животных. | 1 | ||
41 | Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе. | 1 | ||
42 | Особенности строения пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных. | 1 | ||
43 | Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. | 1 | ||
44 | Особенности строения птиц как высокоорганизованных позвоночных. | 1 | ||
45 | Особенности строения птиц, связанные с полетом. | 1 | ||
46 | Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека. | 1 | ||
47 | Особенности строения млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных. | 1 | ||
48 | Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и практическая значимость. | 1 | ||
49 | Тестирование №4 | 1 |
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Раздел II. «Человек и его здоровье» Введение | 1 | ||
Роль физиологии в | 1 | |||
развитии науки. Связь физиологии с другими науками. | ||||
Системный подход к здоровью человека. | ||||
2 | Общий обзор организма | 4 | ||
Система органов в организме. Уровни организации | 1 | |||
организма. | ||||
Нервная и гуморальная регуляция. Проблемы | 3 | |||
соотношения психического и соматического компонентов | ||||
здоровья. | ||||
3 | «Двигатели нашего тела» | 4 | ||
Роль движения в нашей жизни. Арсенал наших | 2 | |||
двигательных возможностей. Химия и энергетика | ||||
работающей мышцы. | ||||
Что такое утомление? Сила мышц и их выносливость. | 2 | |||
Лабораторная работа №1 «Строение и работа мышц. | ||||
Анализ мышечных движений». | ||||
4 | «Исполнители симфонии жизни» | 9 | ||
Кровь как внутренняя среда организма. Гуморальная и | 2 | |||
нервная регуляция функций организма. | ||||
Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства. | 3 | |||
Роль нервной системы в восприятии, переработке и | 3 | 1 | ||
передаче информации. Рефлекс как основа нервной | ||||
деятельности. | ||||
Лабораторная работа №2 «Самонаблюдения. | ||||
Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при | ||||
уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных | ||||
рефлексов на речевое подкрепление». | ||||
5 | Иммунитет | 5 | ||
Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с | 2 | |||
ними. История становления иммунологии как науки (Л. | ||||
Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). | ||||
Пути решения проблемы иммунопрофилактики. | ||||
Распространение инфекционных заболеваний и | ||||
приоритетные направления по их сокращению. | ||||
ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы | 3 | |||
предупреждения, история открытия болезни. Строение и | ||||
жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. | ||||
Разработка вакцины. | ||||
6 | «Поставщики энергии и пищеварительная система на | 5 | ||
страже здоровья» | ||||
Значение питательных веществ, для организма. | 2 | 1 | ||
Особенности обмена веществ в разном возрасте. | ||||
Рациональное питание. Режим питания. Лабораторная | ||||
работа №3 «Составление суточного пищевого рациона». | ||||
Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и | 1 | |||
болезни голода. Лечебное голодание. | ||||
Знакомство с особенностями профессиональной | 1 | |||
деятельности врача-диетолога. |
7 | «Свет мой, зеркальце, скажи...» | 8 | ||||||||||||||
Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы | 2 | |||||||||||||||
лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, | ||||||||||||||||
светолечение, криотерапия). | ||||||||||||||||
Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). | 1 | |||||||||||||||
Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, | ||||||||||||||||
парша). Пересадка кожи. | ||||||||||||||||
Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ | 1 | |||||||||||||||
и постоянная температура тела. Механизм | ||||||||||||||||
терморегуляции. | ||||||||||||||||
Причины повышения температуры при заболеваниях. | 1 | |||||||||||||||
Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). | ||||||||||||||||
Приемы наложения повязок на условно поврежденное | ||||||||||||||||
место. | ||||||||||||||||
Закаливание организма и факторы среды. Формы и | 1 | |||||||||||||||
условия закаливания. Гигиенические требования к одежде | ||||||||||||||||
и обуви. | ||||||||||||||||
Косметические средства и их рациональное | 2 | |||||||||||||||
использование. Знакомство с особенностями | ||||||||||||||||
профессиональной деятельности врача-косметолога. | ||||||||||||||||
Домашняя косметика. | ||||||||||||||||
8 | Репродуктивная система человека | 6 | ||||||||||||||
Проект «Почему дети похожи на родителей». | 1 | |||||||||||||||
Характерные признаки мужского и женского пола. | ||||||||||||||||
Особенности строения мужской и женской половой | ||||||||||||||||
системы. | ||||||||||||||||
Биологическая сущность оплодотворения. Влияние | 1 | |||||||||||||||
среды на развитие зародыша. | ||||||||||||||||
Планирование семьи. Физическая зрелость | 1 | |||||||||||||||
вступающих в брак. Сущность социальной готовности к | ||||||||||||||||
вступлению в брак. Этико-психологическая готовность. | ||||||||||||||||
Гигиена беременной женщины, ранняя беременность и | 1 | |||||||||||||||
ее последствия. | ||||||||||||||||
Возрастные процессы и особенности: новорожденного и | 1 | |||||||||||||||
грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и | ||||||||||||||||
старческого возраста. | ||||||||||||||||
«Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема | 1 | |||||||||||||||
клонирования). | ||||||||||||||||
9 | «Наш долг перед будущим» | 15 | ||||||||||||||
Чудесные спирали ДНК. Мужчина и женщина. | 1 | |||||||||||||||
Генетические болезни человека. Наследование резус- | 3 | 1 | ||||||||||||||
фактора и групп крови. | ||||||||||||||||
Лабораторная работа №4 «Определение полового | ||||||||||||||||
хроматина (телец Барра) у человека». | ||||||||||||||||
Генетическое определение пола. Методы изучения | 1 | 3 | ||||||||||||||
генетики человека. | ||||||||||||||||
Лабораторная работа №5 «Построение родословной, | ||||||||||||||||
определение наследственных заболеваний» | ||||||||||||||||
Хромосомные | аномалии. | Иммуногенетика, | 2 | |||||||||||||
генетические аспекты онкологии. | ||||||||||||||||
Решение задач на моногибридное и дигибридное | 4 | |||||||||||||||
скрещивание. Закономерности наследования, сцепленное с | ||||||||||||||||
полом наследование. | ||||||||||||||||
10 | «Наука будущего» | 2 |
Биотехнология, ее задачи и методы. Химический синтез 1ч генов. Ферментативный синтез генов. Перенос генов и
хромосом.
Искусственная пересадка ядер в яйцеклетки и 1ч
соматические клетки. Применение генной инженерии в селекции и медицине. Клонирование.
Особенности ВНД человека 10
Классификаци
Рефлекторный характер ВНД. я 2
темперамента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову.
Соотношение характера и темперамента. Воля — 2
способность человека к преодолению трудностей.
«Золотые сны», от которых не просыпаются. 1
Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм.
Механизмы формирования наркотической зависимости. 2
Наркомания и закон. Ролевая игра-диалог журналистов и врача-нарколога.
Познавательные процессы. Речь — средство общения. 1
Память, ее виды и значение для формирования 1
мыслительной деятельности и поведения.
Воображение, восприятие и мышление. И.М. Сеченов. 1
«Старые и новые загадки мозга». 8
Двойное чудо сна. Отчего мы погружаемся в сон? 2
Физиология сна.
Нормы сна – наполеоновские и медицинские. Что такое 1
летаргический сон?
Небывалая комбинация бывалых впечатлений. Полезны 2
или вредны сновидения? Могут ли сны быть вещими?
Что такое гипноз? Объяснение гипноза «вчера» и 1
«сегодня». Можно ли вылечить гипнозом?
Иллюзии. Причины появления иллюзий. Объяснение 2
причин появления иллюзий.
«Поиски путей к долголетию» 2
Почему природа не дала бессмертие? Продолжительность 1
жизни разных живых организмов.
Некоторые попытки борьбы со старением. Почему мы 1
старимся преждевременно? Почему долголетие социальная проблема? Восемь заповедей правильного образа жизни.
Влияние вредных привычек на здоровье человека 4
Риск рождения неполноценных детей при употреблении 1
алкоголя
Влияние курения на здоровье женского организма. 1
Последствия хронической интоксикации организма 1
(токсикомания и наркомания) на будущее поколение.
1
Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов.
Личность. Межличностные отношения 9
Основы самоорганизации личности. 1
Самооценка и уровень притязаний. Независимость, внушаемость. | 1 | |||
Дружба-школа любви. Высшие нравственные ценности — товарищество и дружба. | 1 | |||
Любовь и влечение. Стороны чувства любви. | 1 | |||
Социальный характер любви. Стадии любви. | 1 | |||
Юношеская любовь. Идеал | 2 | |||
16 | Синдром одиночества. Добрачные половые связи. Брак и семья. Основы семейных отношений | 10 | 2 | |
Готовность к браку. Функции семьи. | 1 | |||
Мотивы создания семьи. Специфические и неспецифические функции семьи. | 1 | |||
Нарушение структуры семьи, дисфункциональная структура. Стадии развития семьи, переходные периоды. | 1 | |||
Модель развития семьи вокруг ребенка. | 1 | |||
Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. | 1 | |||
Семейные мифы. Стили семейных отношений. | 1 | |||
Рассмотрение основных положений Семейного кодекса. | 1 | |||
17 | Развод и его последствия. Профилактика супружеских конфликтов. Защита проектов Итого | 136 | 2 3 |
Всего: 136 часов
4 часа в неделю
Литература:
Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986.
Грин Н., Страут У., Тейлор Д. Биология (в 3-х томах) под ред. Р. Сореза.
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа,2002. (Дидактический материал)
Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1999.
Голубев В.В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М.. 2010 г.
Хайрдинова Ю., Ядэшко В., Голубев В. Болезнь легче предупредить. – М.. 1997г.
Белоусова О. С. Вредным привычкам – нет! Изд. 2009г.
Веселова О. В. Наркотики: жизнь или смерть. Изд. 2015г.
Зверев М. Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии. Просвещение 1984 г.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед.институтов. - М.: Просвещение,1991
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013.