Программа кружка для учащихся с ОВЗ в возрасте 12–14 лет «Школа экскурсовода»

37
7
Материал опубликован 23 December 2015 в группе

ПРОГРАММА  кружка  «Школа экскурсовода»

             Пояснительная записка.

Программа кружка  «Школа экскурсовода» создана:

- для обеспечения духовно - нравственного становления подрастающего поколения;

предназначена:

- для знакомства детей с музейным пространством, воспитания музейной культуры;

направлена:

-  на воспитание любви к своей Родине и её истории; развитие чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей малой Родины, школы, семьи;

- на  социальную адаптацию учащихся, развитие их интеллекта, кругозора, коммуникативных качеств личности.

Приобщаясь к музейной работе учащиеся учатся не только слушать, но и слышать; не только смотреть, но и видеть; не только наблюдать , но и активно участвовать в работе музея. Данная программа ориентирована на учащихся  с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 12 – 14 лет.

Психолого – педагогические особенности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Уровень и особенности развития ребенка определяются не только физиологической основой, но  и конкретными условиями, в которых он воспитывается. Психическое развитие ребёнка проходит не стихийно, а под определённым воздействием условий его обучения и воспитания. Знания, которые ребенок получает в школьном возрасте должны  удовлетворять и развивать его познавательные интересы, служить средством познания действительности. Активное усвоение этих знаний способствует формированию мировоззрения ребёнка.

В процессе школьного обучения существенно  изменяются восприятие  ребёнка, его память, внимание, мышление, эмоциональная сфера и другие психические процессы и свойства его личности.

В процессе учения ребенок сталкивается с задачами, решение которых требует развитого восприятия и помочь найти правильное решение может в том числе и музейное пространство.

В младшем школьном возрасте дети стараются воспринять всё то, что им объясняют и показывают. Музей является источником полноценной информации, в нём ребёнок может не только думать. Но и самостоятельно обследовать многие экспонаты, что для ребёнка среднего школьного возраста является наиболее важным для восприятия,осознания и понимания мира и пространства.

Характерными особенностями восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья является их тесная связь с действиями. Поэтому самостоятельные действия учащихся с предметами, участие в процессе восприятия предмета различных анализаторов и органов чувств являются очень важным условием полноты и точности их восприятия.

Важное значение в восприятии учащимися с ограниченными возможностями здоровья свойств любого объекта или предмета имеют направляющие словесные инструкции.

Развитию восприятия школьников содействует так же наглядность обучения. Недостаточное развитие логической памяти у школьников сочетается с образностью, конкретностью. Музейное пространство позволяет школьникам не только услышать  что- то интересное, но и увидеть  тот объект или предмет, о котором рассказывает экскурсовод.

 В процессе обучения существенно изменяется также и мышление ребёнка. Школьное обучение требует , прежде всего, целенаправленной умственной деятельности, поэтому главной особенностью мышления школьника является его направленность на овладение знаниями.   

Большинство учёных в своих исследованиях в области изучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья единодушно заявляют о том, что во главу угла при работе с такими детьми необходимо ставить не то, что они могут выполнить и достичь сегодня, а  потенциальные возможности, которые лежат в зоне их ближайшего развития.

Для данной категории детей основным мотивом учения является интерес к предмету учебной деятельности. Мотивы учения включают в себя:

1.  Стремление занять определенное место в коллективе.

2.  Привязанность к коллективу.

Для данной категории детей характерны:

- относительная непродолжительность рассказа (10-15 мин.);

- его расчленённость на логически законченные части;

- яркость, образность, эмоциональность языка;

- широкое использование средств наглядности.

На основе наблюдений формируются представления учащихся, глубже и  достовернее становятся их знания. Наблюдения, проведённые в ходе экскурсии, должны лечь в основу самостоятельных выводов и обобщений учащихся. Наблюдения невозможно организовать без наличия у учащихся должной наблюдательности, т.е. умения видеть в окружающей среде нужный объект со всеми чертами  и  признаками характерными для него, а также понять его связь с другими объектами. Развитие наблюдательности должно происходить в условиях максимальной активности и самостоятельности каждого учащегося.

На экскурсиях развивается умение сосредоточенно слушать  длительный рассказ экскурсовода. Это требует от учащегося большого напряжения  и  сосредоточенности внимания Экскурсии только тогда станут действенным средством в осуществлении обучения на основе тесной связи с жизнью. Когда живые и  яркие представления, созданные на экскурсии, будут систематически применяться при формировании новых понятий на всех учебных предметах.  Это поможет ещё шире раскрыть пытливому детскому взору окно в жизнь, научит его познавать окружающий мир.

Вся работа на экскурсиях и после них совершается посредством выражения  в речи  добытых  знаний и  впечатлений. В этом случае можно говорить о двусторонней связи, существующей между экскурсией и родным языком. Новые объекты и явления, изучаемые во время экскурсии, пополняют словарный запас учащихся, такими словами, за которыми стоят чёткие, ясные образы. Яркие впечатления наталкивают детей на верные образные сравнения, обогащают их речь, развивают навыки диалогической и монологической речи.

 Общество может развиваться лишь в том случае, если старшие поколения будут передавать младшим весь накопленный ими опыт. Овладев им, каждое новое поколение углубляет, развивает и совершенствует его, дополняя новым опытом, открытиями и изобретениями. Благодаря этому происходит накопление опыта, происходит  его преемственность,  складывается определённая  система знаний.

В ходе приобщения воспитанников к музейной деятельности ведется целенаправленная работа по развитию у них мышления, познавательных способностей, творческого потенциала, формирования мировоззрения и нравственных качеств.

Эстетическое воспитание ставит целью научить молодое поколение понимать жизнь, ценить  время,  дорожить взаимоотношениями между людьми, создавать прекрасное в процессе своей деятельности.

В деле нравственного воспитания большое значение имеет знакомство с окружающим миром. На замечательных примерах  жизни и деятельности людей мы имеем возможность воспитывать лучшие моральные чувства, первые этические понятия и навыки общественного поведения детей. Постепенно воспитывается бережное отношение к вещам. Дружелюбное отношение к товарищам. Уважение к старшим, любовь к Отечеству, малой Родине, школе.

Музей обогащает детей впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не встречал, да и не мог бы встретить в окружающей его действительности. Это необычайно развивает его кругозор,  пытливость ума, углубляет его представления о мире, социализирует,  воспитывает и образовывает юных граждан России.

Ребята начинают понимать ценность музейных экспонатов, начинают вести собственную поисковую работу, осознавая всю ответственность перед последующими поколениями за сохранность и преумножение музейного фонда, за  сохранение его экспонатов, потому что каждый из них может стать волшебной дверцей в притягательный и еще не до конца изученный мир прошлого.

Цели:

 - создание условий, способствующих привитию музейной культуры учащимся с ограниченными возможностями здоровья средствами экскурсионной работы;

-  патриотическое воспитание учащихся;

-  развитие интеллекта, сохраненных психических функций;

-  выработка  активной гражданской позиции;

- развитие коммуникативных навыков;

- социализация воспитанников.

Задачи:

1. Знакомство учащихся с источниками информации в школьном музее.

2. Обучение воспитанников приемам и навыкам краеведческой  и музейной деятельности в качестве экскурсовода.

3.  Обогащение речи, развитие монологической и диалогической речи, активного словаря (за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве), эмоциональной сферы, эстетического восприятия .

4. Воспитание музейной культуры, самостоятельности, творческой активности, патриотических качеств личности.

 Методы обучения:

Словесный – передача информации, необходимой для дальнейшего обучения.

Наглядный – посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов, книг, буклетов, открыток и фотографий, связанных с жизнью и деятельностью А.П. Гайдара, историей создания и функционирования школьного музея им. А.П. Гайдара, краеведческой деятельностью музея, историей школы.

Поисковый – сбор информации по заданной теме.

Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея (для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности).

 Средства обучения:

Научный и практический опыт музеев мира, города Ульяновска, музейных экспонатов.

 Практические задания:

1. Детские творческие работы (рассказы, сочинения).

2. Игры.

3. Опережающие задания.

4. Создание компьютерных презентаций.

5. Пополнение музейных фондов экспонатами.

6. Систематизация музейных фондов.

7. Работа в архиве музея.

8. Общение с интересными людьми.

9.  Выполнение индивидуальных заданий.

10. Проведение мини-экскурсий по школьному музею.

Ожидаемые результаты:

1. Предполагается, что воспитанники узнают, поймут и включат в активный словарь такие понятия, как ЭКСПОНАТ, ЭКСКУРСИЯ, ЭКСКУРСОВОД, МУЗЕЙ, АРХИВ, ФОНД.

2. Разовьется память, внимание, восприятие, наблюдательность, различные виды речи и мышления.

3. Сформируется широкий кругозор.

4. Сформируется умение выступать перед публикой в качестве экскурсовода и проводить мини - экскурсии.

Принципы функционирования программы.

Принцип продуктивности:

- дети и взрослые в процессе взаимодействия производят совместный продукт, приэтом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

Принцип культуросообразности:

- ориентация на культурные, духовные, нравственные, исторические ценности, имеющие общенациональное и общечеловеческое значение.

Принцип творческо-практической деятельности:

- вариативность в рамках канона.

Принцип коллективности:

- воспитание у детей социально значимых качеств, развитие их как членов общества.

Для достижения положительного результата образованности обучающихся, воспитанников необходимо использовать принцип  коррекционно – развивающей работы:

-единство коррекции и развития;

- единство возрастного и индивидуального развития;

- деятельностный принцип;

- комплексность всех видов работ;

- единство задач воспитания.

Программа рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания, нестандартных воспитательных технологий, коррекционно-развивающих методов и приемов.

В соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, отклонениями в поведении предусмотрено использование коррекционно-развивающих  приемов:

- создание эмоционально-доброжелательного комфорта;

- создание ситуации успеха;

- занимательность и новизна;

- действие по алгоритму;

- динамизм, сочетание труда и отдыха;

- посильность заданий;

- индивидуальная помощь.

Коррекционно – развивающая работа реализуется по следующим направлениям:

1. Коррекция отношения ребенка к самому себе (изменение внутренних установок, системы нравственных ценностей).

2. Коррекция отношения к другим людям ( развитие эмпатии, приобретение навыков речевого общения, коммуникативности).

3.  Коррекция отношения к жизни ( формирование способностей к нравственному выбору, стремлению занять достойное место в жизни).

 Программа реализуется в следующих формах:

1.  Мероприятия : беседы, презентации, защиты проектов, рефератов, экскурсии, игры, культпоходы.

2. Творческие дела: участие воспитанников в мероприятиях школы, конкурсы рисунков, конкурсы чтецов, конкурсы сочинений, конкурсы альбомов, презентаций на заданную тему, выставки поделок, помощь в оформлении экспозиций музея школы, создание фотоотчетов о работе музея.

Методы определения результативности.

Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде беседы с воспитанниками и выполнения ими практических заданий.

1.  Проведение элементов экскурсии с использованием музейной терминологии.

2.  Изучение коллекций школьного музея.

3.  Отражение музейной тематики в рисунках, поделках.

 Адресность программы:

Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам с ОВЗ ( ориентация на индивидуальность,  особенности психического развития). Возраст: 10-12 лет. Количество детей в группе 7-12 человек. Занятия проводятся  в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год).

Условия для реализации программы:

Наличие в образовательном учреждении школьного музея.

Содержание теоретического курса.

В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения.

 Тема 1. Экскурсия в школьный музей. (2)

Воспитанники должны знать о существовании школьного музея, о наличии и содержании экспозиций.

Воспитанники должны уметь: соблюдать правила поведения в музее.

Домашнее задание: рисунок «Мой любимый учитель».

Тема 2. Музеи города Ульяновска.(5)

Воспитанники должны знать: музеи города Ульяновска.

Воспитанники должны уметь: составлять рассказ о музеях города Ульяновска.

Опережающее задание: вспомнить свои экскурсии в музеи и составить устный рассказ « Как я однажды был в музее».

Тема 3.  Посещение экспозиции « История школы».(2)

Воспитанники должны знать: экспозиция, фотография, экспонат, предметы старины, коллекция.

Воспитанники должны уметь: составить устный рассказ о родной школе, соблюдать правила поведения в музее.

Опережающее задание: сбор информации об учителях, работающих  в школе (мини-портфолио учителя).

Тема 4.  «Экскурсия в музей метеорологии». (2)

Воспитанники должны знать: различные виды музеев, историю создания музея,

Воспитанники должны уметь: ориентироваться в музее, соблюдать правила поведения в музее, получать необходимую информацию, осматривать экспонаты.

Домашнее задание: создать фоторепортаж об экскурсии в  музей метеорологии.

Тема 5. « Я приглашаю вас в музей».(4)

Воспитанники должны знать: экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей.

Воспитанники должны уметь: соблюдать правила поведения в музее.

Домашнее задание: описание одного из экспонатов музея.

Опережающее задание: сообщение  о профессии экскурсовода.

Тема 6. Оформление экспозиции  музея «Русская и французская армия в годы Отечественной войны 1812 года»(2).

Воспитанники должны знать: отрытие новой экспозиции в музее.

Воспитанники должны уметь: оформлять и знакомиться с новой экспозицией музея, добывать необходимую информацию.

Домашнее задание: рисунки на тему « Отечественная война 1812 года»

Тема 7. «Герои Отечественной войны 1812 года» / 200-летию Бородинского сражения посвящается/(2)

Воспитанники должны знать:  героев войны 1812 года, ее главнокомандующих, факты исторических событий.

Воспитанники должны уметь: различать форму солдат русской и французской армий.

Опережающее задание: конкурс на лучшего рассказчика о первом руководителе музея.

Тема 8. Встреча с интересными людьми «Школьный музей» (Чанаевой В. А., Бровко А.А.)(2)

Воспитанники должны знать: историю создания музея, первого руководителя музея, активистов музея, поисковую деятельность музея.

Воспитанники должны уметь: пересказать историю возникновения музея в школе – интернате №16.

Домашнее задание: фотографии на тему «Любимый сердцу город…», «Улыбка осени».

Опережающее задание: составить устный рассказ «Какие музейные экспонаты я знаю».

Тема 9. «Кто такие «ТИМУРОВЦЫ» (2)

Воспитанники должны знать: произведение А.П. Гайдара «Тимур и его команда», его героев.

Воспитанники должны уметь: организовать тимуровскую работу. Оказать помощь слабым и беззащитным.

Домашнее задание: посмотреть кинофильм «Тимур и его команда».

Тема 10. Кинолекторий по произведениям А. П. Гайдара. (4)

Воспитанники должны знать: произведения писателя, знать и участвовать в движении «Юные тимуровцы.

Воспитанники должны уметь: узнавать героев произведений Гайдара, в любое время прийти на помощь слабому.

Творческое задание: нарисовать рисунок к произведениям Гайдара.

Тема 11. Экскурсия в краеведческий музей.(2)

Воспитанники должны знать: музеи города Ульяновска, историю их открытия, действующие выставки музея и их экспонаты.

Воспитанники должны уметь:  получать необходимую информацию,  выполнять правила поведения в музее, наблюдать за работой экскурсовода ( ее поведением, внешним видом, манерой общения, характером речи).

Домашнее задание: выучить стихотворение о русском языке.

Творческое задание: создание презентации на тему « Мы в краеведческом музее».

 Тема 12.  « Люблю тебя, родное слово» (2)

Воспитанники должны знать: роль правильной и красивой речи в жизни людей.

Воспитанники должны уметь: выразительно и вдумчиво говорить, читать, оперировать интонацией. Следить за культурой речи.

Творческое задание: фоторепортаж с открытого мероприятия (индивидуальное задание)

Тема 13-16.  Работа с фондами музея(4)

Воспитанники должны знать: фонды музея, их сохранность.

Воспитанники должны уметь:  систематизировать сохранять музейные фонды .

Практическая работа: систематизация материалов по определенным темам, составление тематической картотеки.

 Тема 16 - 20.  Экскурсия «Их именами названы улицы нашего города» (4)

Воспитанники должны знать:  историю названий улиц.

Воспитанники должны уметь: вести исследовательскую краеведческую деятельность, добывать необходимую информацию.

Домашнее задание: подготовить устный рассказ об А. П. Гайдаре.

Тема 21. Экскурсия «Улица Гайдара»(2).

Воспитанники должны знать:  историю названия улицы

Воспитанники должны уметь: собирать необходимую информацию, вести наблюдение на местности, вести фоторепортаж с места событий.

Практическая деятельность: оформление альбома «Улица Гайдара» в Засвияжском районе города Ульяновска.

Тема 22 -  25. «Писатели и поэты родного края» /очные и заочные экскурсии в музеи города/. (4)

Воспитанники должны знать: музейный экспонат как оригинал и копия, историю любимого экспоната музея.

Воспитанники должны уметь:  пользоваться экспозицией и рассказывать о любимом музейном экспонате.

Творческое задание: мини-сочинение « Мой любимый музей нашего города».

Тема 26 -28. Работа в архиве музея.(3)

Воспитанники должны знать: архив музея.

Воспитанники должны уметь: систематизация архива.

Творческое задание: рисунок- фантазия «Самый древний экспонат музея»

Тема 29 -32. Отражение музейной тематики в рисунках, поделках. (4)

Воспитанники должны знать:  содержание музейных экспозиций.

Воспитанники должны уметь: отражать тематику музея в поделках и рисунках, защищать свой проект.

Творческое задание: пополнить фонды музея  А. П. Гайдара рукотворными экспонатами, созданными после знакомства  с  произведениями писателя.

Тема 34 - 40. «Моя малая Родина»(7)

Воспитанники должны знать: музеи  города Ульяновска.

Воспитанники должны уметь: составить рассказ о музее, в котором побывали.

Коллективная творческая работа: «На память музею».

Комментарии

Ну конечно,Т.А.! Живя в Ульяновске,или в любом другом городе,надо посещать музеи! тем более.если группа скомплектована в стенах твоей школы,из твоих товарищей.Это и познавательно,и весело! А сколько впечатлений...На всю жизнь! Совместные походы в лес,в театр, в кино, на летний сбор урожая,-это всегда увлекательно, и надолго врезается в память.И еще. для детского развития творчество просто необходимо.И если делать рисунки,лепить скульптурки,или вышивать-всё это может пополнить фонды и того музея,который вы посетили накануне,и свой,школьный,музей!

28 December 2015

Вот в этом я могу присоединиться к предыдущему оратору и пожелать Т.А. творческих успехов, интересных находок в Новом году))

28 December 2015

Углубленное знакомство учащихся с историей своей школы, страны, деятельностью знаменитых людей расширяет кругозор ребят, оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу ( на войне ли, в мирные ли дни) вызывает чувство любви к Родине, к своему народу, связанные с подвигом глубокие переживания оставляют след на всю жизнь. Приобретенные в ходе музейной работы знания и навыки будут полезны школьникам, какую бы профессию в будущем они не выбрали.

28 December 2015

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

30 December 2015

а есть такое понятие--"МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА"?

4 January 2016

"Качество жизни" школьного музея зависит от местной администрации, а также близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района (в том числе и родителей учащихся, проживающих на данной территории).

30 December 2015

Большое спасибо! Интересная статья!

23 April 2019