Программа кружка для учащихся с ОВЗ в возрасте 12–14 лет «Школа экскурсовода»
ПРОГРАММА кружка «Школа экскурсовода»
Пояснительная записка.
Программа кружка «Школа экскурсовода» создана:
- для обеспечения духовно - нравственного становления подрастающего поколения;
предназначена:
- для знакомства детей с музейным пространством, воспитания музейной культуры;
направлена:
- на воспитание любви к своей Родине и её истории; развитие чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей малой Родины, школы, семьи;
- на социальную адаптацию учащихся, развитие их интеллекта, кругозора, коммуникативных качеств личности.
Приобщаясь к музейной работе учащиеся учатся не только слушать, но и слышать; не только смотреть, но и видеть; не только наблюдать , но и активно участвовать в работе музея. Данная программа ориентирована на учащихся с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 12 – 14 лет.
Психолого – педагогические особенности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Уровень и особенности развития ребенка определяются не только физиологической основой, но и конкретными условиями, в которых он воспитывается. Психическое развитие ребёнка проходит не стихийно, а под определённым воздействием условий его обучения и воспитания. Знания, которые ребенок получает в школьном возрасте должны удовлетворять и развивать его познавательные интересы, служить средством познания действительности. Активное усвоение этих знаний способствует формированию мировоззрения ребёнка.
В процессе школьного обучения существенно изменяются восприятие ребёнка, его память, внимание, мышление, эмоциональная сфера и другие психические процессы и свойства его личности.
В процессе учения ребенок сталкивается с задачами, решение которых требует развитого восприятия и помочь найти правильное решение может в том числе и музейное пространство.
В младшем школьном возрасте дети стараются воспринять всё то, что им объясняют и показывают. Музей является источником полноценной информации, в нём ребёнок может не только думать. Но и самостоятельно обследовать многие экспонаты, что для ребёнка среднего школьного возраста является наиболее важным для восприятия,осознания и понимания мира и пространства.
Характерными особенностями восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья является их тесная связь с действиями. Поэтому самостоятельные действия учащихся с предметами, участие в процессе восприятия предмета различных анализаторов и органов чувств являются очень важным условием полноты и точности их восприятия.
Важное значение в восприятии учащимися с ограниченными возможностями здоровья свойств любого объекта или предмета имеют направляющие словесные инструкции.
Развитию восприятия школьников содействует так же наглядность обучения. Недостаточное развитие логической памяти у школьников сочетается с образностью, конкретностью. Музейное пространство позволяет школьникам не только услышать что- то интересное, но и увидеть тот объект или предмет, о котором рассказывает экскурсовод.
В процессе обучения существенно изменяется также и мышление ребёнка. Школьное обучение требует , прежде всего, целенаправленной умственной деятельности, поэтому главной особенностью мышления школьника является его направленность на овладение знаниями.
Большинство учёных в своих исследованиях в области изучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья единодушно заявляют о том, что во главу угла при работе с такими детьми необходимо ставить не то, что они могут выполнить и достичь сегодня, а потенциальные возможности, которые лежат в зоне их ближайшего развития.
Для данной категории детей основным мотивом учения является интерес к предмету учебной деятельности. Мотивы учения включают в себя:
1. Стремление занять определенное место в коллективе.
2. Привязанность к коллективу.
Для данной категории детей характерны:
- относительная непродолжительность рассказа (10-15 мин.);
- его расчленённость на логически законченные части;
- яркость, образность, эмоциональность языка;
- широкое использование средств наглядности.
На основе наблюдений формируются представления учащихся, глубже и достовернее становятся их знания. Наблюдения, проведённые в ходе экскурсии, должны лечь в основу самостоятельных выводов и обобщений учащихся. Наблюдения невозможно организовать без наличия у учащихся должной наблюдательности, т.е. умения видеть в окружающей среде нужный объект со всеми чертами и признаками характерными для него, а также понять его связь с другими объектами. Развитие наблюдательности должно происходить в условиях максимальной активности и самостоятельности каждого учащегося.
На экскурсиях развивается умение сосредоточенно слушать длительный рассказ экскурсовода. Это требует от учащегося большого напряжения и сосредоточенности внимания Экскурсии только тогда станут действенным средством в осуществлении обучения на основе тесной связи с жизнью. Когда живые и яркие представления, созданные на экскурсии, будут систематически применяться при формировании новых понятий на всех учебных предметах. Это поможет ещё шире раскрыть пытливому детскому взору окно в жизнь, научит его познавать окружающий мир.
Вся работа на экскурсиях и после них совершается посредством выражения в речи добытых знаний и впечатлений. В этом случае можно говорить о двусторонней связи, существующей между экскурсией и родным языком. Новые объекты и явления, изучаемые во время экскурсии, пополняют словарный запас учащихся, такими словами, за которыми стоят чёткие, ясные образы. Яркие впечатления наталкивают детей на верные образные сравнения, обогащают их речь, развивают навыки диалогической и монологической речи.
Общество может развиваться лишь в том случае, если старшие поколения будут передавать младшим весь накопленный ими опыт. Овладев им, каждое новое поколение углубляет, развивает и совершенствует его, дополняя новым опытом, открытиями и изобретениями. Благодаря этому происходит накопление опыта, происходит его преемственность, складывается определённая система знаний.
В ходе приобщения воспитанников к музейной деятельности ведется целенаправленная работа по развитию у них мышления, познавательных способностей, творческого потенциала, формирования мировоззрения и нравственных качеств.
Эстетическое воспитание ставит целью научить молодое поколение понимать жизнь, ценить время, дорожить взаимоотношениями между людьми, создавать прекрасное в процессе своей деятельности.
В деле нравственного воспитания большое значение имеет знакомство с окружающим миром. На замечательных примерах жизни и деятельности людей мы имеем возможность воспитывать лучшие моральные чувства, первые этические понятия и навыки общественного поведения детей. Постепенно воспитывается бережное отношение к вещам. Дружелюбное отношение к товарищам. Уважение к старшим, любовь к Отечеству, малой Родине, школе.
Музей обогащает детей впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не встречал, да и не мог бы встретить в окружающей его действительности. Это необычайно развивает его кругозор, пытливость ума, углубляет его представления о мире, социализирует, воспитывает и образовывает юных граждан России.
Ребята начинают понимать ценность музейных экспонатов, начинают вести собственную поисковую работу, осознавая всю ответственность перед последующими поколениями за сохранность и преумножение музейного фонда, за сохранение его экспонатов, потому что каждый из них может стать волшебной дверцей в притягательный и еще не до конца изученный мир прошлого.
Цели:
- создание условий, способствующих привитию музейной культуры учащимся с ограниченными возможностями здоровья средствами экскурсионной работы;
- патриотическое воспитание учащихся;
- развитие интеллекта, сохраненных психических функций;
- выработка активной гражданской позиции;
- развитие коммуникативных навыков;
- социализация воспитанников.
Задачи:
1. Знакомство учащихся с источниками информации в школьном музее.
2. Обучение воспитанников приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода.
3. Обогащение речи, развитие монологической и диалогической речи, активного словаря (за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве), эмоциональной сферы, эстетического восприятия .
4. Воспитание музейной культуры, самостоятельности, творческой активности, патриотических качеств личности.
Методы обучения:
Словесный – передача информации, необходимой для дальнейшего обучения.
Наглядный – посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов, книг, буклетов, открыток и фотографий, связанных с жизнью и деятельностью А.П. Гайдара, историей создания и функционирования школьного музея им. А.П. Гайдара, краеведческой деятельностью музея, историей школы.
Поисковый – сбор информации по заданной теме.
Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея (для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности).
Средства обучения:
Научный и практический опыт музеев мира, города Ульяновска, музейных экспонатов.
Практические задания:
1. Детские творческие работы (рассказы, сочинения).
2. Игры.
3. Опережающие задания.
4. Создание компьютерных презентаций.
5. Пополнение музейных фондов экспонатами.
6. Систематизация музейных фондов.
7. Работа в архиве музея.
8. Общение с интересными людьми.
9. Выполнение индивидуальных заданий.
10. Проведение мини-экскурсий по школьному музею.
Ожидаемые результаты:
1. Предполагается, что воспитанники узнают, поймут и включат в активный словарь такие понятия, как ЭКСПОНАТ, ЭКСКУРСИЯ, ЭКСКУРСОВОД, МУЗЕЙ, АРХИВ, ФОНД.
2. Разовьется память, внимание, восприятие, наблюдательность, различные виды речи и мышления.
3. Сформируется широкий кругозор.
4. Сформируется умение выступать перед публикой в качестве экскурсовода и проводить мини - экскурсии.
Принципы функционирования программы.
Принцип продуктивности:
- дети и взрослые в процессе взаимодействия производят совместный продукт, приэтом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
Принцип культуросообразности:
- ориентация на культурные, духовные, нравственные, исторические ценности, имеющие общенациональное и общечеловеческое значение.
Принцип творческо-практической деятельности:
- вариативность в рамках канона.
Принцип коллективности:
- воспитание у детей социально значимых качеств, развитие их как членов общества.
Для достижения положительного результата образованности обучающихся, воспитанников необходимо использовать принцип коррекционно – развивающей работы:
-единство коррекции и развития;
- единство возрастного и индивидуального развития;
- деятельностный принцип;
- комплексность всех видов работ;
- единство задач воспитания.
Программа рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания, нестандартных воспитательных технологий, коррекционно-развивающих методов и приемов.
В соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, отклонениями в поведении предусмотрено использование коррекционно-развивающих приемов:
- создание эмоционально-доброжелательного комфорта;
- создание ситуации успеха;
- занимательность и новизна;
- действие по алгоритму;
- динамизм, сочетание труда и отдыха;
- посильность заданий;
- индивидуальная помощь.
Коррекционно – развивающая работа реализуется по следующим направлениям:
1. Коррекция отношения ребенка к самому себе (изменение внутренних установок, системы нравственных ценностей).
2. Коррекция отношения к другим людям ( развитие эмпатии, приобретение навыков речевого общения, коммуникативности).
3. Коррекция отношения к жизни ( формирование способностей к нравственному выбору, стремлению занять достойное место в жизни).
Программа реализуется в следующих формах:
1. Мероприятия : беседы, презентации, защиты проектов, рефератов, экскурсии, игры, культпоходы.
2. Творческие дела: участие воспитанников в мероприятиях школы, конкурсы рисунков, конкурсы чтецов, конкурсы сочинений, конкурсы альбомов, презентаций на заданную тему, выставки поделок, помощь в оформлении экспозиций музея школы, создание фотоотчетов о работе музея.
Методы определения результативности.
Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде беседы с воспитанниками и выполнения ими практических заданий.
1. Проведение элементов экскурсии с использованием музейной терминологии.
2. Изучение коллекций школьного музея.
3. Отражение музейной тематики в рисунках, поделках.
Адресность программы:
Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам с ОВЗ ( ориентация на индивидуальность, особенности психического развития). Возраст: 10-12 лет. Количество детей в группе 7-12 человек. Занятия проводятся в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год).
Условия для реализации программы:
Наличие в образовательном учреждении школьного музея.
Содержание теоретического курса.
В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения.
Тема 1. Экскурсия в школьный музей. (2)
Воспитанники должны знать о существовании школьного музея, о наличии и содержании экспозиций.
Воспитанники должны уметь: соблюдать правила поведения в музее.
Домашнее задание: рисунок «Мой любимый учитель».
Тема 2. Музеи города Ульяновска.(5)
Воспитанники должны знать: музеи города Ульяновска.
Воспитанники должны уметь: составлять рассказ о музеях города Ульяновска.
Опережающее задание: вспомнить свои экскурсии в музеи и составить устный рассказ « Как я однажды был в музее».
Тема 3. Посещение экспозиции « История школы».(2)
Воспитанники должны знать: экспозиция, фотография, экспонат, предметы старины, коллекция.
Воспитанники должны уметь: составить устный рассказ о родной школе, соблюдать правила поведения в музее.
Опережающее задание: сбор информации об учителях, работающих в школе (мини-портфолио учителя).
Тема 4. «Экскурсия в музей метеорологии». (2)
Воспитанники должны знать: различные виды музеев, историю создания музея,
Воспитанники должны уметь: ориентироваться в музее, соблюдать правила поведения в музее, получать необходимую информацию, осматривать экспонаты.
Домашнее задание: создать фоторепортаж об экскурсии в музей метеорологии.
Тема 5. « Я приглашаю вас в музей».(4)
Воспитанники должны знать: экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей.
Воспитанники должны уметь: соблюдать правила поведения в музее.
Домашнее задание: описание одного из экспонатов музея.
Опережающее задание: сообщение о профессии экскурсовода.
Тема 6. Оформление экспозиции музея «Русская и французская армия в годы Отечественной войны 1812 года»(2).
Воспитанники должны знать: отрытие новой экспозиции в музее.
Воспитанники должны уметь: оформлять и знакомиться с новой экспозицией музея, добывать необходимую информацию.
Домашнее задание: рисунки на тему « Отечественная война 1812 года»
Тема 7. «Герои Отечественной войны 1812 года» / 200-летию Бородинского сражения посвящается/(2)
Воспитанники должны знать: героев войны 1812 года, ее главнокомандующих, факты исторических событий.
Воспитанники должны уметь: различать форму солдат русской и французской армий.
Опережающее задание: конкурс на лучшего рассказчика о первом руководителе музея.
Тема 8. Встреча с интересными людьми «Школьный музей» (Чанаевой В. А., Бровко А.А.)(2)
Воспитанники должны знать: историю создания музея, первого руководителя музея, активистов музея, поисковую деятельность музея.
Воспитанники должны уметь: пересказать историю возникновения музея в школе – интернате №16.
Домашнее задание: фотографии на тему «Любимый сердцу город…», «Улыбка осени».
Опережающее задание: составить устный рассказ «Какие музейные экспонаты я знаю».
Тема 9. «Кто такие «ТИМУРОВЦЫ» (2)
Воспитанники должны знать: произведение А.П. Гайдара «Тимур и его команда», его героев.
Воспитанники должны уметь: организовать тимуровскую работу. Оказать помощь слабым и беззащитным.
Домашнее задание: посмотреть кинофильм «Тимур и его команда».
Тема 10. Кинолекторий по произведениям А. П. Гайдара. (4)
Воспитанники должны знать: произведения писателя, знать и участвовать в движении «Юные тимуровцы.
Воспитанники должны уметь: узнавать героев произведений Гайдара, в любое время прийти на помощь слабому.
Творческое задание: нарисовать рисунок к произведениям Гайдара.
Тема 11. Экскурсия в краеведческий музей.(2)
Воспитанники должны знать: музеи города Ульяновска, историю их открытия, действующие выставки музея и их экспонаты.
Воспитанники должны уметь: получать необходимую информацию, выполнять правила поведения в музее, наблюдать за работой экскурсовода ( ее поведением, внешним видом, манерой общения, характером речи).
Домашнее задание: выучить стихотворение о русском языке.
Творческое задание: создание презентации на тему « Мы в краеведческом музее».
Тема 12. « Люблю тебя, родное слово» (2)
Воспитанники должны знать: роль правильной и красивой речи в жизни людей.
Воспитанники должны уметь: выразительно и вдумчиво говорить, читать, оперировать интонацией. Следить за культурой речи.
Творческое задание: фоторепортаж с открытого мероприятия (индивидуальное задание)
Тема 13-16. Работа с фондами музея(4)
Воспитанники должны знать: фонды музея, их сохранность.
Воспитанники должны уметь: систематизировать сохранять музейные фонды .
Практическая работа: систематизация материалов по определенным темам, составление тематической картотеки.
Тема 16 - 20. Экскурсия «Их именами названы улицы нашего города» (4)
Воспитанники должны знать: историю названий улиц.
Воспитанники должны уметь: вести исследовательскую краеведческую деятельность, добывать необходимую информацию.
Домашнее задание: подготовить устный рассказ об А. П. Гайдаре.
Тема 21. Экскурсия «Улица Гайдара»(2).
Воспитанники должны знать: историю названия улицы
Воспитанники должны уметь: собирать необходимую информацию, вести наблюдение на местности, вести фоторепортаж с места событий.
Практическая деятельность: оформление альбома «Улица Гайдара» в Засвияжском районе города Ульяновска.
Тема 22 - 25. «Писатели и поэты родного края» /очные и заочные экскурсии в музеи города/. (4)
Воспитанники должны знать: музейный экспонат как оригинал и копия, историю любимого экспоната музея.
Воспитанники должны уметь: пользоваться экспозицией и рассказывать о любимом музейном экспонате.
Творческое задание: мини-сочинение « Мой любимый музей нашего города».
Тема 26 -28. Работа в архиве музея.(3)
Воспитанники должны знать: архив музея.
Воспитанники должны уметь: систематизация архива.
Творческое задание: рисунок- фантазия «Самый древний экспонат музея»
Тема 29 -32. Отражение музейной тематики в рисунках, поделках. (4)
Воспитанники должны знать: содержание музейных экспозиций.
Воспитанники должны уметь: отражать тематику музея в поделках и рисунках, защищать свой проект.
Творческое задание: пополнить фонды музея А. П. Гайдара рукотворными экспонатами, созданными после знакомства с произведениями писателя.
Тема 34 - 40. «Моя малая Родина»(7)
Воспитанники должны знать: музеи города Ульяновска.
Воспитанники должны уметь: составить рассказ о музее, в котором побывали.
Коллективная творческая работа: «На память музею».
Валерий Пыхов
Степанова Лидия Владимировна
Ирина Криушева
Шакмаева Тамара Александровна
Валерий Пыхов
Степанова Лидия Владимировна
Горячева Наталья Валерьевна