Программа курса Индивидуальные занятия по РРС и ФПСР для 9 класса 1 вида

2
0
Материал опубликован 30 April 2021

t1619815139aa.jpg



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами являются:

развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;

желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;

умения вступать в устную коммуникацию с ближайшим кругом речевых партеров (в семье, в школе, в совместной деятельности со слышащими сверстниками во внеурочное время, в общественных организациях – поликлинике, библиотеке и др.) с учетом социокультурных потребностей и возможностей обучающихся;

умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих; осознание собственных возможностей в устном общении;

наличие мотивации к овладению устной речью;

развитие желания и умений постоянно пользоваться электроакустической аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты.

Метапредметными результатами являются:

развитие коммуникативных способностей, умений выбрать адекватные речевые средства для решения коммуникативных задач;

развитие речевого поведения при соблюдении основ речевого этикета культуры речевого общения, включая умения в процессе устной коуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их;

развитие умений участвовать в диалоге и полилоге;

развитие познавательной и эмоционально – волевой сфер;

развитие способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить соответствующие коррективы в ее выполнение;

использование при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности речевого материала, отработанного на индивидуальных занятиях;

развитие умений сообщать в устной форме сведения о себе, своей семье, собственных интересах, пожеланиях, самочувствии, осуществлении различных видов деятельности, ее результатах, затруднениях при выполнении заданий и др., выражать устно просьбу, приглашение, собственное мнение, выяснять мнение собеседника;

развитие умений выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.

Предметными результатами являются:

развитие (с помощью слуховых аппаратов) речевого слуха –различения, опознавания и распознавания на слух, исключая зрение, фраз,

слов, словосочетаний, основного содержания коротких текстов диалогического и монологического характера, а также различения и опознавания (в связи с коррекцией произношения и грамматической структуры речи) слогов и слогосочетаний; создание на этой базе принципиально новой слух зрительной основы восприятия устной речи;

развитие умений слух зрительно и на слух воспринимать речевую информацию с опорой на ее вероятностное прогнозирование на основе принятых элементов речи, их анализа и синтеза, с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст;

овладение достаточно внятной речью, приближающейся к естественному звучанию;

овладение приемами самоконтроля произносительной стороной речи;

овладение умениями использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, пластику и др).


Содержание тем учебного курса по развитию речевого слуха и формированию

произносительной стороны речи в 9А классе.


Тема

Количество часов

Формы контроля


Раздел 1 Развитие слуха

102 часа


1

Обследование слуха и речи обучающихся

Проверка состояния звукопроизношения, соблюдения

орфоэпических норм произношения и словесного ударения, ритмико -интонационной стороны речи, речевого дыхания и слитности речи,

состояния голоса и темпа речи, речевого слуха, контрольные фразы за 1-ое

и 2-ое полугодие.


2 часа

Слуховой диктант

Устный опрос (диалог)

Письменный опрос

Тестовые задания

Контрольная работа

Диагностика УР

2.

Человек и природа.

12 часов

Слуховой диктант

Устный опрос (диалог)

Письменный опрос

Тестовые задания

Контрольная работа

Диагностика УР

3.

«Мой дом, мой край, моя

Россия»,

9 часов

Слуховой диктант

Устный опрос (диалог)

Письменный опрос

Тестовые задания

Контрольная работа

Диагностика УР

4.

Здоровье


6 часов

Слуховой диктант

Устный опрос (диалог)

Письменный опрос

Тестовые задания

5.

Школьная жизнь.

Твоя учёба


12 часов

Слуховой диктант

Устный опрос (диалог)

Письменный опрос

Тестовые задания


4.

Профессии

9 часов

Слуховой диктант

Устный опрос (диалог)

Письменный опрос

Тестовые задания


5.

Здоровый образ жизни

6 часов

Слуховой диктант

Устный опрос (диалог)

Письменный опрос

Тестовые задания

6.

Общение (составление диалогов из тем бытового словаря)


6 часов

Слуховой диктант

Устный опрос (диалог)

Письменный опрос

Тестовые задания


7.

Праздники.


9 часов

Слуховой диктант

Устный опрос (диалог)

Письменный опрос

Тестовые задания

Контрольная работа

Диагностика УР

8.

Мир вокруг меня.

9 часов

Слуховой диктант

Устный опрос (диалог)

Письменный опрос

Тестовые задания

Контрольная работа

Диагностика УР

9.

Речевой материал с общеобразовательных уроков

7 часов

Слуховой диктант

Устный опрос (диалог)

Письменный опрос

Тестовые задания

Контрольная работа

Диагностика УР

10.

Контрольная работа. Диагностика устной речи.

7 часов





Раздел 2 Формирование произношения

102 часа


1.

Речевое дыхание

22 часа

Обследование произношения

2.

Голос

20 часов

Обследование произношения

3.

Звуки и их сочетания

20 часов

Обследование произношения

4.

Слово

20 часов

Обследование произношения

5.

Фраза

20 часов

Обследование произношения



Тематическое планирование по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9А классе.


Тема урока

Содержание

Деятельность обучающихся

1-3.

Снятие профиля произношения.

Человек и природа. Сезонные изменения природы.

Расскажи о своих летних каникулах.

Опиши летний день.

Сравни погоду летом и в начале осени (начала осени и поздней осени).

Ты больше всего любишь осень или зиму? Чем отличается ранняя

осень от золотой?

Опиши осеннюю погоду. Почему осенью деревья сбрасывают листья?

Какие чувства вызывает у тебя

осень?

Объясни пословицу: В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Примерный текст:

Сентябрь

Подошёл первый месяц осени. Всё чаще начинает хмуриться небо,

ревёт ветер. Высоко над головой начинают желтеть, краснеть, буреть

листья на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. Даже в

безветренный, совсем тихий день вдруг оборвется с ветки тут – жёлтый

берёзовый, там – красный осиновый лист и бесшумно упадёт на землю.

Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь,

запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее с этой

ночи, потому что первый заморозок бывает под утро, всё чаще будут

срываться листья с ветвей. И вдруг устанавливаются тёплые, ясные, тихие

дни. В воздухе летят, серебрятся паутинки. ««Бабье лето» пришло», –

улыбаясь, говорит народ.


Послушай и повтори: Подошёл первый месяц осени. Прочитай:

Высоко над головой начинают желтеть, буреть листья на деревьях.

Закончи предложение: В воздухе летят, … .

Придумай к тексту другой

заголовок.

Составь предложение со словосочетанием началась осень.

Расскажи, что ты знаешь о «бабьем лете».

О каком времени говорится в тексте? Как в народе называется эта пора?

Чем богата эта пора?

Объясни пословицу: День год кормит. Прочитай предложение во втором

абзаце. Найди в нём антонимы.

Составь предложение со словосочетанием золотая осень.

Что такое экология?

Что такое Красная книга? Какие животные и растения заносятся в Красную

книгу?

Назови растения и животных, занесённых в Красную книгу. Какие заповедники ты знаешь? Послушай и повтори: Экологию нужно беречь.

Объясни, как ты понимаешь пословицу: Растение – земли украшенье.

Примерный текст:

Земля родная

Земля родная. Во все времена года привлекает она неповторимой

красой своей.

И весной, когда шумят по оврагам талые воды, летят над головой

косяки журавлей, цветут яблони, зеленеют на полях всходы.

И в пору жаркого лета, когда можно пройтись по мягкой душистой траве-мураве, подышать ароматами подсыхающего сена.

А в июльские дни начинается на русском поле жатва, пекут хлеб из

зерна нового урожая и преподносят лучшим комбайнёрам.

Вскоре и сады поспевают, и уже другими красками, другими

запахами манит нас родная земля. Леса задумчиво вспыхивают.

И вот уже лег на поля первый снег, петли заячьих следов ведут к стогам соломы.

Всегда хороша она, земля родная. Она – Родина наша, Отчизна.

Задания по тексту:

О чём этот рассказ? Прочитай первое предложение.

Расскажи о родной

земле летом (зимой, осенью, весной).

Какого цвета весна (осень)?

Чем пахнет лето?

Объясни словосочетание вспыхивают золотом.

Это прямое или переносное значение слов?

Найди в тексте, как по-другому можно назвать родную землю. Подбери синоним к слову аромат.

Словарь:

экология, заповедники, заказники, Красная книга, багряный, пурпурнокрасный, золотисто-жёлтый, бурый.

Кончились летние каникулы.

Где ты отдыхал летом?

Ты купался?

Ты отдыхал с мамой (с ребятами)?

Ты доволен отдыхом?

Как зовут твоего друга? (подругу)

Я отдохнула хорошо.

Разбери по составу

слово вспененные.

Экология, заповедники, заказники, Красная книга, багряный, пурпурно-красный, золотисто-жёлтый, бурый.

Унылая пора, славная, дивная, очей очарованье, прощальная краса,

увяданье, мгла, ревёт ветер, ненастье, буреть, вянуть, безветренный,

изморозь, заморозок, дни устанавливаются, серебрятся паутинки, «бабье

лето», приметы осени.

Кончились летние каникулы.

Где ты отдыхал летом?

Ты купался?

Ты отдыхал с мамой (с ребятами)?

Ты доволен отдыхом?

Как зовут твоего друга? (подругу)

Я отдохнула хорошо.

Ответы на вопросы

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом

Графическая работа




4-6.

Праздники.

Какой скоро в школе будет праздник?

Как ваш класс готовится к празднику школы?

Предложения

Нашей школе исполняется … лет.

Какие международные праздники мы отмечаем осенью? (21 сентября – Международный День Мира,

26 сентября – Международный День глухих; 4 октября- День педагога)

Какие праздничные события скоро будут в нашей школе?

Как ваш класс готовится к дню рождения школы?

Предложения

Нашей школе исполняется ……лет.

Ребята приготовили подарки.

Ребята приготовили подарки.

Словарь:праздник День рождения, праздновать, отмечать юбилей, ходить в походы, интересные истории, сюрприз


Восприятие текста на слух и слухо-зрительно, ответы на вопросы, предъявление фразы с элементами догадки.

Читать по ролям.

Драматизировать

7-9.

«Мой дом,

мой край, моя

Россия»,

1.В каких частях света расположено наше государство?

2. Какие самые крупные реки России?

3. В каком государстве ты живёшь?

Примерный текст

«Наша Родина – Россия»

Наша Родина огромна и могуча. Широко раскинулись ее просторы с запада на восток. Самая западная точка России – Песчаная коса в Балтийском море, самая восточная – мыс Дежнёва.

Наша страна расположена в двух частях света – Европе и Азии.

Сухопутная граница на западе отделяет нашу страну от Финляндии, Норвегии, Латвии, Эстонии и других государств. Морская граница на юге проходит по Чёрному и Каспийскому морям. На востоке Россия граничит с Кореей и Китаем. В нашей стране много рек. Самые крупные из них : Волга, Енисей, Амур и др. Они текут в 14 морей и 2 океана, которые омывают берега нашего государства.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

Как называется наша страна?

Покажи границы России на карте.

С какими государствами граничит Россия?

Покажи сухопутную границу России.

Покажи морскую границу России.

Назови самую восточную точку нашей страны.

Части света, Россия, государство, Родина, могуча, просторы, западная точка, восточная точка, сухопутная, морская, граничит, омывают

Ответы на вопросы

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом



10-12.

Здоровье.

Какие спортивные секции есть в школе?

Каким видом спорта ты

занимаешься?

Назови летние (зимние) виды спорта.

Какая у тебя степень

потери слуха?

Как ты следишь за своим слуховым аппаратом?

Почему

слуховой аппарат нужно носить постоянно?

К какому врачу ты

обратишься, если у тебя заболит сердце (ухо)?

Придумай два предложения

со словом больница.

Как нужно беречь зрение?

Примерный текст:

На приёме у врача

- Как ты себя чувствуешь?

- Я чувствую себя плохо.

- Что у тебя болит?

- У меня болит голова.

- Когда ты заболел?

- Вчера вечером.

- Ты вызывал врача на дом?

- Нет.

- Какая у тебя сейчас температура?

- Не знаю. Я не измерял.

- Поставь градусник.

- 37, 5 0 С.

- Что ещё беспокоит?

- Мне больно глотать.

- Открой рот, я посмотрю твоё горло.

- Я выписал тебе лекарство. Принимай его три раза в день.

- Спасибо.

- Будешь ходить на процедуры в физиотерапевтический кабинет.

- В какое время можно начинать принимать процедуры?

- Утром с 8 до 12.

Задания по тексту:

Расскажи о своём здоровье.

Ты часто болеешь?

Какая температура должна

быть у здорового человека?

У какого врача ты лечился?

Когда ты

проходишь МСЭ?

В нашей школе есть физиотерапевтический кабинет?

Какие процедуры там принимают? Как зовут медсестру кабинета?

Подбери антоним к слову здоровье.

Примерный текст:

Почему ёлка?

Почему новогодним деревом стала ёлка? Зелёная, пахучая, пушистая

красавица ель издавна считается особым деревом. Древние германцы и

англичане верили, что в ёлке живёт дух леса, охраняющий все растения,

оберегающий зверей и птиц.

Теперь ёлку считают символом неувядающей жизни, вечной

молодости и силы.

В России новогоднюю ёлку ввёл Пётр I. Специальным указом он

приказал первого января 1700 года украсить все дома еловыми ветками и

обязательно поздравить друг друга с Новым годом. В этот день в Москве

стреляли из пушек, устраивали фейерверки.

С тех пор без нарядной лесной гостьи не обходится ни один

новогодний праздник в нашей стране. Ёлка, украшенная игрушками,

радует и малышей и взрослых.

А как же в тропиках, где не растёт наша северная ель? Там её

заменяют южными растениями. Во Вьетнаме, например, – ветви

персикового дерева. А в Японии – ветви бамбука.

Задания по тексту:

Кто ввёл в России новогоднюю ёлку? Когда? Символом чего считается

новогодняя ёлка? Почему? Чем заменяют ёлку в тропических странах? Без

чего не бывает Нового года в нашей стране? Подбери правило орфоэпии к

слову считают.

Словарь: степень потери слуха (зрения), процедуры,

физиотерапевтический кабинет, невропатолог, психиатр, травматолог,

кардиолог, отоларинголог (ЛОР-врач), офтальмолог (окулист),

поликлиника.

Словарь: Степень потери слуха (зрения), процедуры,

физиотерапевтический кабинет, невропатолог, психиатр, травматолог,

кардиолог, отоларинголог (ЛОР-врач), офтальмолог (окулист),

поликлиника

Ответы на вопросы

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом

Зарисовки

Работа с диалогом

13-15.

Школьная жизнь. Твоя учёба.

Когда была открыта твоя школа?

Какой аппаратурой оборудованы кабинеты?

Для чего нужна слуховая и компьютерная аппаратура? Во сколько часов у вас заканчиваются уроки?

Расскажи, как ты учишься.

Какой у тебя любимый предмет? Почему?

Как ты относишься к учёбе? Расскажи об обязанностях дежурного по классу (по спальне, по столовой, по школе).

Назови администрацию

школы.

Как проходит декада инвалидов? Расскажи о своих правах и

обязанностях в школе.

Прочитай: Каждый человек имеет право на учёбу и труд.

Примерный текст:

- В каком классе ты учишься?

- Я учусь в 9 классе.

- Какой предмет ты больше всего любишь?

- Я люблю биологию.

- Какие оценки у тебя в первой четверти?

- Четвёрки и тройки.

- По каким предметам будут экзамены?

- По русскому языку и математике.

- Ты готовишься к ним?

- Да. Мы занимаемся по этим предметам на факультативах.

- Что ты будешь делать после окончания школы: работать или продолжать

учиться?

- Я буду учиться дальше.

- Где ты собираешься учиться?

- В колледже.

- Ты уже выбрал для себя специальность?

- Ещё нет, но мне нравится биология.

Задания по тексту:

Кто ведёт у вас биологию (химию)? Почему тебе нравится урок … ? Какие

учебные заведения ты знаешь? Где учились твои родители? Ты готовишься

к экзаменам? Как ты к ним готовишься? Тебе нравится учиться? Прочитай

первое предложение с нужной интонацией.

Словарь: Декада инвалидов, обязанности, права, администрация школы, учебные

заведения, факультатив.

Ответы на вопросы

Составление описания

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом

Работа со словарем


16-18.

Профессии.

Что такое профессия?

Как можно получить профессию? Какие профессии ты знаешь? Назови профессии умственного (физического) труда?

Какую профессию можно получить в нашей школе?

Кем ты хочешь быть?

Что тебе нравится в этой профессии?

Повтори: Любой труд – на

пользу стране.

Объясни пословицу: Терпенье и труд – всё перетрут.


Примерный текст:

Основатель Третьяковской галереи

Начало галереи было положено в мае 1856 года (тысяча восемьсот

пятьдесят шестом году). Третьяков Сергей Михайлович собирал

произведения современной отечественной живописи. Собранные полотна

он поместил в своем особняке и продолжал пополнять коллекцию. Через двадцать лет старый дом уже не вмещал произведений искусства и был

перестроен. В 1881 году (в тысяча восемьсот восемьдесят первом году) галерея открылась для публичного посещения. В 1892 году Третьяков передал галерею в дар городу Москве. Она стала именоваться Московской

городской художественной галереей. В ней иногда насчитывалось около двух тысяч полотен.

В 1902 году бывший жилой дом Третьяковых был перестроен о

обрамлен декоративным фасадом в русском стиле с кокошником, на

котором изображен Московский герб и коллекции картин насчитывала четыре тысячи.

После революции 1917 года Третьяковская галерея включила в себя Музей иконописи и живописи, Цветковскую галерею русского рисунка,

собранные картины русских художников из Румянцевского музея и нескольких частных коллекций.

Задания по тексту:

Придумай к тексту другой заголовок.

Какой количество картин насчитывал музей?

Объясни, как ты понимаешь фразу частные коллекции. Прочитай четвёртое предложение в тексте.

Подбери синоним слову дар.

Словарь:

Профессия, специальность, должность, профориентация, посвятить,

максимально, профессионально-техническое училище, профессиональное

училище, колледж, техникум, институт, университет, высшее, среднее,

начальное профессиональное (образование).

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом




19-21.

Общение. (составление диалога из тем

по бытовому словарю)

Я буду составлять диалог по теме

Как можно начать диалог.

Я думаю на этот вопрос можно

ответить …

Что ещѐ ты можешь спросить у

?

В конце разговора надо

поблагодарить ( попрощаться)..

Словарь: составить диалог,

записать ответ,

разговор, просьба,

вопрос, ответ






выполнение

поручений

ответы на вопросы

восприятие,

различение,

опознавание

речевого материала

с/з и на слух

22-24.

Тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных уроков

(подготовка к ОГЭ)

Текст « Н.Н. Михлуко-Маклай»

Описание фотографии

«Фото из путешествия».

Диалог «Почему человек должен учиться?»

Выразительно прочитай текст вслух.

Подготовь пересказ.

Вставь в свой пересказ слова автора.

Опиши фотографию.

Ответь на вопросы своими словами.

Не забудь описать. Используй план.


Неутомимый путешественник, исследователь, романтик, папуасы, островитяне, пироги, утварь

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом



25-27.

Человек и природа. Сезонные изменения природы. Осенние каникулы.

Какие каникулы были?

Что ты делала на каникулах? Когда ты уехала на каникулы? Когда ты приехала в школу?

Чем ты занималась на каникулах? Опиши самый интересный день на каникулах?

Какую помощь ты оказывала маме? Объясни пословицу: Много снега – много хлеба.

Подумай и скажи,

кому снег друг, а кому враг? Как помочь диким животным и птицам перезимовать? Ты заботишься о птицах и животных?

Расскажи о своём домашнем питомце.

Назови приметы весны. Сравни зиму и раннюю весну.

Примерный текст:

Все живое надо беречь

Много радости приносит людям лес. Лес – живая книга природы. В

любое время года хорошо в лесу: и зимой, и весной, и летом, и осенью.

Летом лес приносит человеку неисчислимые свои дары: в нем можно

собирать ягоды, грибы, цветы, готовить коллекции для гербария, находить

причудливые ветки и коряги.

А как приятно услышать в лесу пение птиц! Птицы и звери в лесу у себя дома, а ты гость. В гостях надо уметь себя вести.

Вот у твоих ног кустик черники. В больших лесах черничный кустик

с удовольствием обсасывает медведь. Тетерева и глухари пасут на

черничных полянах свои выводки. Вот и получается, что там, где черника

там тетерев, где тетерев – там лиса, которая за ним охотится.

Ягодный кустик рассказал тебе о законе природы: всё живое связано

между собой. А раз так, то всё живое надо беречь, начиная с черничного

кустика, который может расти триста лет, если ты не вырвешь его с корнем

из земли.

Задания по тексту:

Прочитай первое предложение. Кто хозяин в лесу?

Почему называют лес

живой книгой природы? Что рассказал ягодный кустик? Какой закон

природы ты узнал? Что должен делать человек? Послушай и повтори: Всё

живое связано между собой. Разбери по составу слово черничного.

Словарь:

Приехала, уехала, собиралась, ездили, соскучились, обрадовались, помогала, аккуратно, интересные.

Приметы осени, вспыхивают золотом, неповторимая краса, лесник,

домашний питомец, черничные поляны.


Ответы на вопросы

Выполнение поручений, заданий

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом


28-30.

Здоровый образ жизни

Что способствует здоровому образу жизни человека?

Расскажи о пользе спорта (зарядки).

Ты ведёшь здоровый образ жизни? Расскажи о режиме дня в школе. Что наносит вред здоровью? Какой вред наносит

курение (алкоголизм, наркомания)?

Послушай и повтори пословицу:

В здоровом теле – здоровый дух. Объясни её.

Примерный текст:

Здоровье дарит природа.

Летом ты будешь много гулять, отдыхать на речке или на море,

помогать родителям в огороде. Солнце, воздух и вода укрепят твоё здоровье, защитят от простудных заболеваний.

Если каждый день ты будешь находиться на свежем воздухе не

меньше четырёх часов, у тебя будет прекрасный сон и хороший аппетит.

Солнце покроет твоё тело золотистым загаром. Но не допускай, чтобы он был красным, не перегревайся на солнце.

Дружи с водой. Плавание сделает твою фигуру более стройной.

Никогда не находись в воде без движения. Осень полезно обливаться прохладной водой по утрам. Начинай водные процедуры с обтирания

мокрым полотенцем. Твой организм будет закаляться, и ты не заболеешь зимой гриппом.

Летом много свежих фруктов, овощей, ягод. Ягоды и фрукты можно есть как свежими, так и виде соков. Вместе с ними твой организм получит витамины и полезные вещества.

Устраняй вредные привычки! Закаляйся! Занимайся спортом! Люби природу и береги ее!

Задания по тексту:

Что укрепляет здоровье человека? Сколько времени нужно проводить на свежем воздухе?

Что это даёт?

Расскажи о пользе плавания. Почему нельзя долго быть на солнце? Зачем нужно есть свежие овощи, фрукты и ягоды?

Что такое закаливание организма? Подбери антоним к слову польза.

Примерный текст:

Секрет долголетия

Каждый человек хочет жить долго. Раньше люди жили мало – 30-40 лет.

Постепенно жизнь человека становилась более продолжительной.

Человека, которому больше девяноста лет, называют долгожителем.

Учёные доказали, что продлению жизни способствует здоровый образ

жизни.

Здоровый образ жизни включает в себя физическую активность

(занятия спортом, зарядку, движения, труд), прогулки на свежем воздухе,

правильное питание, положительный настрой (доброе, приветливое,

уважительное настроение), полноценный сон (спать нужно не меньше 8

часов) и отказ от вредных привычек.

Сейчас многие подростки и молодые люди не задумываются о своём

здоровье. Курят и пьют, чтобы выглядеть современно. Постепенно это

баловство превращается в ежедневную потребность организма. Алкоголь и

курение разрушают все органы человека.

Таким образом, секрет долголетия заключается в отношении

человека к своему здоровью.

Задания по тексту:

Ты хочешь жить долго? Сколько лет ты хочешь прожить? Сколько лет

жили раньше люди? Вспомни уроки истории:

Почему люди раньше жили

так мало? Закончи предложение: Продлению жизни способствует … . Что

включает в себя здоровый образ жизни? Почему многие подростки

начинают курить и пить? Это правильно? Послушай и повтори: Алкоголь и

курение разрушают все органы человека. В чём секрет долголетия?

Перескажи текст.

Словарь:

режим питания, рациональное питание, работоспособность, аппетит, не

переедать, закаливание, секрет долголетия, долгожитель, настрой,

настроение, полноценный сон, вредные (дурные) привычки, алкоголизм,

курение, наркомания, никотин, сигареты, баловство, потребность,

инфаркт, рак.

Словарь:

Здоровый образ жизни, польза, режим, вредные привычки, здоровый дух,

организм.

Ответы на вопросы

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом

Зарисовки

Лепка


31-33.

Общение.

(составление диалога из тем

по бытовому словарю)


Я буду составлять диалог по теме

Как можно начать диалог.

Я думаю на этот вопрос можно

ответить …

Что ещѐ ты можешь спросить у

?

В конце разговора надо

поблагодарить ( попрощаться).

Словарь:

составить диалог,

записать ответ,

разговор, просьба,

вопрос, ответ

Ответы на вопросы

Выполнение поручений, заданий

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом


34-36.

Мир вокруг меня.

«Где мне учиться?».

Профессиональное образование бывает разное: начальное ( училище, в которое можно поступить после 9 или 11 класса),среднее

техникумы и колледжи) и высшее, которое может быть получено в

институте или в университете.

Начальное профессиональное образование готовит поваров,

парикмахеров, плотников, столяров и так далее.

Среднее образование готовит бухгалтеров, операторов, медсестёр.

В России существует две системы высшего образования. Старое –

выпускает специалистов высшего профессионального образования. Новое– готовит бакалавров ( за 4 года обучения) и магистров ( за 2 года после бакалавриата).

До поступления в институт бывают подготовительные курсы: очные (

когда ты посещаешь занятия) и заочные ( ты можешь заниматься дома, все материалы тебе присылают по почте). Если ты сирота , государство даёт тебе право бесплатного поступления в учебное заведение. Многие учебные

заведения прописывают иногородних студентов в общежитии.

Документы , необходимые для поступления:

- аттестат о среднем общем образовании;

-4-6 фото размером 3х4 ( их вклеят в личное дело, зачётную книжку и студенческий билет);

-заявление о поступлении ( его покупают в приёмной комиссии, и члены комиссии объясняют, как его заполнить);

-медицинская справка Ф-086У, где будет дан анализ твоему здоровью ( пройди медкомиссию заранее);

- приписное свидетельство из военкомата ( для мальчиков);

-свидетельство об окончании

-подготовительных курсов;

-документы, подтверждающие право на получение льгот ;

-ксерокопии результатов единого государственного экзамена ( ЕГЭ\ ГВЭ). Где учиться и какое получить образование – выбирать тебе.

Вопросы и задания по тексту:

1.Какое образование можно получить после окончания нашей школы?

2.Кого готовит начальное профессиональное образование?

3.Сколько систем высшего образования существует в России?

4. Кого выпускает старая система образования( новая)?

5. Какие льготы имеют дети – сироты?

6. Назови документы, необходимые для поступления в институт.

Образование- начальное образование, училище – профессиональное училище, среднее профессиональное образование, техникум- техникумы, колледж-колледжи, высшее образование, институт, университет, новая система образования, старая система образования, документ, аттестат, заявление, медицинская справка, иногородний.

-институт, техникум, колледж, абитуриент, документы, пакет документов, обучение , начальное ( среднее, высшее) профессиональное образование, общежитие, аттестат.


Будем писать заявление о принятии в учебное заведение.

- Запишите диалог между абитуриентом и членами приёмной комиссии.

-Кто хочет вести диалог?

-Будем формировать пакет документов для поступления в техникум (

колледж, институт

1.Профессиональное образование бывает начальное, среднее и высшее.

2.Начальное профессиональное образование получают в училищах, среднее в техникумах и колледжах, высшее в институтах и в

университетах.

3.Новая система высшего образования готовит бакалавров.

4.До поступления в институт бывают подготовительные курсы

Сиротам государство даёт право на бесплатное поступление в учебное

заведение.

5.Какие документы необходимы для поступления в учебное заведение?

6.Допиши предложение:

Многие учебные заведения … .

7.Напиши предложение:

Для поступления в учебное заведение необходимо подготовить пакет документов.

Ответы на вопросы

Выполнение поручений, заданий

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом

37-39.

«Мой дом,

мой край, моя

Россия»,

Наша Родина очень велика.

Наша Родина – Россия.

Наша страна граничит с 16 странами по суше и с двумя по морю.

На Востоке страны Россия имеет экономические связи с Японией, Китаем, Южной Кореей, Северной Кореей.

Ты бывал в Китае( Японии, Южной Корее)?

Текст « Родина».

Мы живём в самой большой стране мира. Её площадь составляет 17, 1 млн км2. Вторая по площади страна мира – Канада. Она меньше России почти в

2 раза!

Россия расположена на материке Евразия. Россия занимает всю северо –восточную часть Евразии. Через территорию нашей страны проходит

условная граница между Европой и Азией. Большая часть России (4\5 её

площади) находится в Азии, меньшая – в Европе. Причём на меньшей

(европейской ) территории России проживает большинство населения

страны, здесь располагаются крупнейшие города.

Наша страна омывается водами трёх океанов: Тихого, Атлантического и

Северного Ледовитого. Возможность иметь выход сразу к трём океанам

обусловлена особенностью географического положения и огромным размером территории России.

У каждой страны обязательно есть государственные границы.

Государственная граница – условная линия на поверхности суши или

воды, определяющая размеры территории государства и отделяющая её от

других государств и открытых морей.

С огромной площадью нашей страны, а также с сильной изрезанностью береговой линии связана большая протяжённость государственной границы. Она превышает 60 тыс.км.при этом северный и восточный участки границы являются морскими, а западный и южный – преимущественно сухопутными. На долю морских границ приходится почти 72% общей длины государственных границ России.

Ни у одной страны мира нет такого количества стран – соседей, как у России. Сейчас наша страна граничит с 16 странами по суше.

Берега Японии и США отделены от берегов нашей страны относительно узкими проливами. С этими странами Россия имеет только морскую границу.

К Северному Ледовитому океану прилегает территория пяти стран: России, США, Канады, Дании и Норвегии. Границы, проведённые по меридианам, поделили северный полярный район Арктики на части по количеству стран, имеющих выход к Северному Ледовитому океану. Российский сектор Арктики простирается от северной береговой линии нашей страны до Северного полюса. Так как у России наибольшая из всех стран протяжённость океанического побережья, то получилось, что российский сектор Арктики самый обширный.

Вопросы и задания по тексту:

Какова площадь территории России?

Какое место по площади занимает Россия среди стран мира?

Что такое государственная граница?

Сколько стран мира граничат по суше с Россией?

Какие страны граничат с Россией только по морю?

Назови 2 страны, которые омываются водами Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов?

Россия, страна- страны, материк , материк Евразия, Европа, Азия, сухопутная граница, морская граница, условная граница, территория, население.

Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, государственная граница, сухопутная граница, морская граница, страны соседи, Арктика, российский сектор Арктики.

Ответы на вопросы

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом


40-42.

Праздники. Новый год.

-Какие зимние праздники ты знаешь ?

-Что ты знаешь о происхождении ….?

-Когда на Руси отмечали Новый год ?

-С какого года начали отмечать Новый год с 1 января?

-Что ты знаешь о Рождестве?

-Что делают на Святки ?

Текст-диалог.

Маша, как ты думаешь провести Новый год?

Я пока не знаю. А у тебя, Саша, какие планы?

Я буду встречать Новый год с друзьями.

Кого из друзей ты позовёшь к себе в гости?

Я ещё не решил.

Ты любишь этот праздник?

Я считаю, что Новый год – лучший из всех праздников.

Вопросы к тексту.

О чём разговаривают ребята?

Как они будут встречать Новый год?

А как ты будешь встречать Новый год?

-Ты любишь этот праздник?

Как ты думаешь провести зимние каникулы?

Где ты будешь встречать Новый год?

Кого из друзей ты позовёшь к себе в гости?

Ты любишь этот праздник?

У тебя есть куда-нибудь билеты?

Какие у тебя планы?

Подбери к слову … слова, близкие по значению (однокоренные слова).

1 января – Новый год.

Новый год встречают в полночь 31 декабря.

В Новый год наряжают ёлку, все люди поздравляют друг друга с Новым годом, с новым счастьем.

Поздравляю тебя с Новым годом, с новым счастьем.

Словарь:

Праздник- празднуем-праздновать. Всенародный , всемирный, благополучие , возрождение, символизирует , торжественно.

Ответы на вопросы.

Составление диалогов.

Чтение текстов и выполнение заданий к ним.

43-45.

Тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных уроков (подготовка к ОГЭ)

Текст « А.М. Макаренко»

Описание фотографии «Спуск на сноуборде»

Диалог «Вредные привычки»


Перескажи текст. Вставь слова автора в текст. Используй свои записи.

Опиши фотографию по плану.

Педагог-новатор, трудовая колония, беспризорники. Феноменальные результаты

Ответы на вопросы

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом

Зарисовки

Аппликация



46-48.

Контрольная работа по РРС.

Диагностика устной речи.


Выполнение заданий

49-51.

Человек и природа.

Зима. Зимние забавы. Зимние каникулы.

Какие были каникулы?

В какие игры ребята любят играть зимой?

Во дворе ребята построили снежную крепость и играли в снежки.

Весело прошли зимние каникулы.

Опиши погоду зимой. Сравни зимнюю и весеннюю погоду. Кто

определяет погоду на следующий день? Какой сегодня прогноз погоды?

Назови зимние (весенние) приметы. Объясни пословицу: Снег на полях,

хлеб в закромах. Найди описание зимней погоды (природы) в стихах

известных поэтов.

Примерный текст: Приметы

Мир примет бесконечно разнообразен. Важными приметами

считаются те, которые определяют погоду.

Самая простая примета – это дым костра. Он может подниматься столбом

к небу, стелиться туманом по траве, метаться вокруг огня. Глядя на дым,

можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или солнце.

Если зимой дым столбом, значить будет мороз. Воробьи кричат зимой,

снег и туман – жди оттепели. Зимой дует ветер, а инея нет – к метели. Снег

липнет к деревьям – будет тепло. Луна ярко светит – к морозу. Мало звёзд

на небе – к ненастью. Безветрие и тепло предсказывает вечерняя роса. Чем она обильнее, тем жарче будет завтрашний день. А иногда в безоблачный

день вдруг перестаёт ловиться рыба. Это верный признак близкого и

длительного ненастья.

Задания по тексту:

Какие приметы считают важными? Как можно определить погоду по

дыму? Прочитай зимние приметы. Что предсказывает вечерняя роса?

Почему в безоблачный день вдруг перестаёт ловиться рыба? Какие

приметы знаешь ты? Подбери антоним к слову оттепель.

Словарь:

оттепель, студень, морозно, тусклое солнце, ненастье, безветрие,

завтрашний день, безоблачный, гидро метеоцентр, прогноз погоды,

синоптик.

Хоккей, снежная крепость, снежки, клюшка, шайба, коньки, санки, каток. Туристическая база; поход на лыжах; заснеженный лес; рисовали узоры коньками; снежная крепость.

Оттепель, студень, морозно, тусклое солнце, ненастье, безветрие,

завтрашний день, безоблачный, гидрометеоцентр, прогноз погоды,

синоптик.

Работа с диалогом

Ответы на вопросы

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом

Зарисовки

Аппликация


52-54.

Общение.

Составление диалогов.

«Транспорт»

(темы бытового словаря)

Примерный текст: Домой

- Можно съездить на автовокзал, чтобы купить билет домой?

- Ты хочешь купить билет заранее?

- Да.

- Где ты купишь билет?

- Я куплю билет в кассе автовокзала.

- Ты знаешь расписание автобусов?

- Да, мой автобус отправляется в двенадцать часов тридцать минут.

- Как ты обратишься к кассиру?

- Дайте мне, пожалуйста, билет на автобус до Туапсе. Вот мои документы

на льготный проезд.

- Тебе подойдёт проходящий автобус, если на этот рейс не будет билетов?

- Да, если он будет дома не позднее восьми часов вечера.

- На каком автобусе ты доедешь до автовокзала?

- Я доеду до автовокзала на автобусе № 10. Завтра я поеду пораньше,

куплю воды и журнал в дорогу, и подожду автобус в зале ожидания.

- Сколько стоит билет до Туапсе?

- 400 рублей.

Задания по тексту:

О чём говорится в диалоге? Кто участвует в диалоге? Послушай и повтори:

Вот мои документы на льготный проезд. Расскажи, как ты добираешься

домой из школы. Составь предложение со словосочетанием билетная

касса.

Словарь:

Городской, междугородний, воздушный (авиационный), специальный,

наземный, подземный, платформа, путь, трап, вызвать такси, пересадка,

успевать, добираться, проходящий рейс, льготный проезд.

Ответы на вопросы

Выполнение поручений в игре

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом



55-57.

Профессии. Сфера обслуживания.

Ты хотел бы работать в сфере обслуживания?

Назови профессии

людей сферы обслуживания.

Закончи предложение:

К сфере обслуживания

относятся: химчистка, … .

Повтори: Дайте мне, пожалуйста, книгу жалоб и предложений.

Скажи, где можно положить деньги на счёт мобильного

телефона?

Какие отделы есть на почте?

Примерный текст:

- Здравствуйте. Объясните мне, пожалуйста, как пользоваться банковской картой.

- Подойдите к банкомату. Вставьте карточку. Ведите код вашей карточки.

Подтвердите. Выберете нужную денежную операцию. Укажите сумму

денег. Подтвердите. Получите деньги и чек. Не забудьте забрать карточку.

- Благодарю Вас. Объясните, пожалуйста, как мне потом отправить деньги

в другой город.

- Подойдёте к оператору. Он оформит бланк. Вы распишетесь в бланке и

перечислите деньги кассиру. Кассир отправит деньги по назначению.

- Спасибо. Скажите, а какие ещё денежные операции проводит ваш банк?

- В нашем банке вы можете заплатить коммунальный платёж, оформить

ссуду в кредитном отделе, открыть счёт, внести денежный вклад. Наш

центральный банк работает без выходных.

- Большое спасибо. До свидания.

Задания по тексту:

О чём говорится в диалоге? Озаглавь диалог. Сколько человек участвует в

диалоге? Ты умеешь пользоваться банкоматом? Какие денежные операции

можно проводить в банке? Расскажи, какую денежную операцию ты

проводил. Найди в тексте вопросительное предложение. Разбери по

членам предложение: Кассир отправит деньги по назначению.

Словарь:

мелочь, бармен, официант, супермаркет, самообслуживание, перевести,

сберегательный банк, банкомат, терминал, оператор, клиент,

сберегательная книжка, код, заработная плата, коммунальный платёж,

внести денежный вклад, кредит, кредитный отдел, ссуда, химчистка,

прачечная.

Ответы на вопросы

Выполнение поручений в игре

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом


58-60.

Школьная жизнь

В какой школе ты учишься?

В каком году ты окончишь школу? Как ты учишься?

Какие экзамены ты будешь сдавать? Расскажи, как прошёл у

тебя сегодняшний день.

Ты принимала участие в школьных праздниках

(спортивных играх)?

Какой у тебя любимый школьный праздник?

Ты умеешь работать на компьютере (в Интернете)?

Какую работу ты можешь

выполнить на компьютере?

Повтори: Интернет – это компьютерная сеть.

Примерный текст:

Подготовка к празднику

- Где проводятся у вас школьные праздники?

- Школьные праздники у нас проводятся в актовом зале, на школьном

дворе.

- Какие праздники проходят в вашей школе?

- День знаний, Осенний бал, новогодние праздники,

Последний звонок, спортивные праздники.

- Какой у тебя любимый школьный праздник?

- Мой любимый праздник Новогодний бал.

- Когда в школе будет праздник, посвящённый Защитникам Отечества?

- 22 февраля.

- Во сколько он начнётся?

- Он начнётся в 18 часов.

- Можно я приду к вам на праздник?

- Да, конечно, приходи, посмотришь моё выступление.

- Хорошо. Каким по счёту оно будет?

- Третьим.

- После кого ты выступаешь?

- После 10 «А» класса.

- А ты будешь танцевать на празднике?

- Да я буду танцевать и исполнять жестовую песню.

Задания по тексту:

Как называется диалог?

Придумай к диалогу другой заголовок.

Послушай

и повтори: Я буду танцевать и исполнять жестовую песню. Расскажи, о чём говорится в диалоге. Назови школьные праздники. Найди вводное слово в двенадцатом предложении.

Определи орфоэпические правила в

слове посвящённый.

Словарь: преподавать, участвовать, посвящённый, исполнять, печатать на

компьютере, компьютерная программа, информация, компьютерная сеть,

сайт, общаться, выходить в Интернет

Ответы на вопросы

Выполнение поручений в игре

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом

61-63.

Мир вокруг

меня.



















































Приготовление кефира было долгие годы великой тайной.

Напиток нравился всем.

Горцы держали рецепт приготовления кефира в тайне.

На Кавказ послали девушку Ирину, которая занималась изготовлением масла.

Бекмирза прислал Ирине 10 фунтов кефирных грибков.

В 1908 году в Москве начали продавать первые бутылки кефира.

Примерный текст:

«История одного напитка».

Кефир – один самых популярных напитков. Приготовление кефира было

долгие годы великой тайной. Открыла эту тайну любовь. Было известно,

что на Северном Кавказе есть чудесный напиток «кейф». Напиток нравился всем, потому что он был полезен и больным, и здоровым людям.

Решили организовать промышленное производство, но сделать это было не просто. Горцы держали рецепт приготовления кейфа в тайне. Нужно было узнать секрет кефирных грибков, с помощью которых готовился напиток.

Промышленники послали на Кавказ девушку Ирину, которая занималась изготовлением масла. В Ирину влюбился князь Бекмирза, потому что она была очень красивая. Он преподнёс букет цветов и предложил Ирине выйти за него замуж, но она отказалась. По кавказским законам девушка не должна оставаться наедине с мужчиной. Горцы обвинили князя и хотели наказать его за то, что он пытался украсть девушку. Ирина простила князя, но взамен попросила сухих кефирных грибков. Бекмирза прислал Ирине 10 фунтов кефирных грибков и букет горных тюльпанов. Ирина изучила рецепт приготовления кефира и привезла его в Москву. В 1908 году в Москве начали продавать первые бутылки кефира. Сначала его пили как лекарство, а потом стали продавать в магазинах.

Вопросы и задания по тексту:

Напиши:

Приготовление кефира долгие годы было тайной.

Как ты думаешь, почему из изготовления кефира сделали тайну?

Для кого кефир был полезен?

С какой целью Ирину послали на Кавказ?

Как Ирине удалось получить сухие грибки кефира?

Дополни предложение:

Сначала кефир пили как лекарство, а …..

В каком году в Москве начали продавать кефир?

Выполнение поручений в игре

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом

64-66.

Мой дом,

мой край, моя

Россия».

«Я – гражданин

Российской

Федерации».


Кто такой гражданин?

Текст «Право на здоровье».

Передо мной на столе лежит сравнительно небольшая книга – Конституция

Российской Федерации. Она небольшая по объёму, но эта книга «ценнее и

дороже иных библиотек». Ведь в ней собраны все основные законы, по

которым мы живём. Главный закон государства – Конституция – делает каждого человека удобнее, безопаснее, защищает её верный друг и помощник»)

С первого дня жизни мы находимся под защитой главного закона страны

Конституции, у нас есть права. В Российской Федерации признают и гарантируют права и свободы человека и гражданина. Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. Например, это право на жизнь, на охрану здоровья, на медицинскую помощь и другие.

Забота о здоровье становится одной из высших ценностей общества и

утверждается основным Законом. Именно это провозглашает конституция России. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

Учащиеся нашей школы бесплатно поправляют своё здоровье в реабилитационном центре.

Каждый гражданин России получил

медицинский полис , который гарантирует бесплатное медицинское

обслуживание. Конституция России называет права и свободы человека и

гражданина высшей ценностью.

Вопросы и задания по тексту:

Как называется книга Основных законов Российской Федерации?

Напиши :

Конституция делает жизнь каждого человека удобнее и безопаснее.

Какие права гарантируются Российской Федерацией?

Дополни предложение:

Основные права и свободы человека … .

Зачем каждому гражданину России выдаётся бесплатный медицинский полис?

Послушай и напиши:

Конституция России называет права и свободы человека высшей ценностью.

Словарь: Конституция Российской Федерации, основные законы, главный закон, права и свободы человека, гарантирует права и свободы, гражданин, гражданин Российской федерации, медицинская помощь, право на охрану здоровье

Главный закон – конституция – делает жизнь каждого человека удобнее, безопаснее, защищает её.

Уже с первого дня жизни мы находимся под защитой главного закона

страны.

Основные права и законы каждого человека принадлежат каждому от

рождения.

Закон защищает права детей.

По конституции каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую

помощь.

Медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения

оказывается гражданам бесплатно.

Выполнение поручений в игре

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом

67-69.

Праздники. Составление поздравительной открытки.

Какие праздники в феврале (марте) ты знаешь?

Какой подарок ты приготовил для папы(мамы)?

Расскажи о своей маме по плану.

Что ты знаешь об этом празднике?

Прочитай поздравительную открытку.

Поздравляю тебя с праздником!

Текст. «Наша Армия родная».

23 (двадцать третьего) февраля в нашей стране отмечают День Защитника Отечества. Этот праздник посвящен нашей Армии.

В Российских Вооруженных силах имеются сухопутные войска, ракетные войска, авиация, военно-морской флот.

Бдительно и надежно стоят на страже мира воины Российской Армии. Несут боевую вахту экипажи самолетов, расчеты военных установок, корабли в море, часовые на своих постах.

Защита Родины – важное и славное дело. Только нелегкое это дело. Надо быть сильным, чтобы не уставать, смелым, чтобы не испугаться и умелым, чтобы знать, как с оружием обращаться. Воины Российской Армии охраняют вою Родину.

Вопросы и задания к тексту.

1. Когда в нашей стране отмечают День защитника Отечества?

2. Чему посвящен этот праздник?

3. Какие войска есть в Российских Вооруженных Силах?

4. Каким надо быть, чтобы суметь защитить свою Родину?

5. Почему защита Родины – важное и славное дело?

6. Как российские воины охраняют Родину?

1. 23 февраля – День защитника Отечества.

2. Кто охраняет нашу Родину?

3. Поздравь с праздником.

4. Солдатское дело – воевать храбро и умело.

5. В Российских Вооруженных Силах имеются сухопутные войска, ракетные войска, авиация, военно-морской флот.

Словарь:

Праздник, праздничный, поздравительная открытка, поздравление, пожелание, написать пожелание

Описание по вопросам

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом



70-72.

Здоровый образ жизни

Как ты понимаешь выражение «здоровый образ жизни»?

Для чего нужно соблюдать режим дня?

Повтори: Занятия спортом укрепляют

здоровье.

Каким видом спорта ты увлекаешься?

Какое питание ты

считаешь здоровым?

Сколько времени ты спишь? Сколько времени ты

проводишь на свежем воздухе?

Какие вредные привычки разрушают

здоровье?

Объясни смысл пословицы: Здоровье дороже богатства.

Примерный текст:

Урок здоровья

На уроках физкультуры ты учишься управлять своим телом.

В спортивном зале ты научишься лазить по канату. В походе тебе легко

будет забраться на высокое дерево.

На уроках ты будешь прыгать через кожаного коня. Это поможет

тебе вскакивать на живую лошадь. Ты будешь тренироваться сохранять

равновесие на узком бревне. Это пригодится тебе, когда будешь

перебираться по жёрдочкам через ручей.

Сильным, ловким, выносливым должен быть каждый человек.

Нужно с юности развивать своё тело, закалять волю.

В нашей школе есть два спортивных зала. На первом этаже школы

находится тренажерный зал. Занимаясь на различных спортивных

тренажерах, ты развиваешь свою мышечную систему. Будешь стройный и

красивый.

Поти в течение всего учебного года можно заниматься физкультурой

на школьном стадионе. На нем есть футбольное поле, беговая дорожка,

баскетбольная площадка, брусья и дорожка для прыжков в длину. Многие

ребята каждое утро занимаются бегом и легкой атлетикой. Занятия

спортом закаляют волю, развивают чувство ответственности и

коллективизма.

Задания по тексту:

Чему вы учитесь на уроках физкультуры? Каким становится человек, если

он занимается спортом? Ты развиваешь своё тело (волю)? Какие

спортивные залы есть в нашей школе? Найди самые важные слова в тексте.

Как можно назвать урок физкультуры по-другому? Подбери антонимы к

словам легко, узкий, сильный. Прочитай последнее предложение в

последнем абзаце.

Словарь:Здоровый образ жизни, режим дня, режим школы, вредные

привычки, разрушают здоровье, равновесие, развивать тело, закалять

волю

Описание по вопросам

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом



73-75.

Школьная жизнь .


Назови адрес школы.

Что такое школьная жизнь?

Какая главная обязанность ученика?

Как ты относишься к своим обязанностям?

Как зовут вашего классного руководителя?

Как зовут ваших воспитателей?

Закончи предложение:

Уроки начинаются в … .

Когда начинается

самоподготовка?

Какие спортивные секции работают в школе?

Для чего нужно посещать библиотеку?

Составь предложение со словосочетанием

«школьная жизнь».

Примерный текст:

- В каком классе ты учишься?

- Я учусь в 9 классе.

- Как зовут вашего классного руководителя?

-Людмила Ивановна.

- Кто ведёт алгебру в вашем классе?

- Нина Алексеевна.

- Как ты учишься?

- Я учусь хорошо.

- Какой предмет для тебя самый лёгкий?

- Физкультура.

- Какой предмет самый трудный?

- Литература.

- Кто помогает тебе выполнять домашнее задание?

- Воспитатели.

- Чем ты занимаешься после уроков?

- Я играю в волейбол.

- Ты посещаешь какой-нибудь кружок?

- Да, я хожу в кружок вышивания.

Задания по тексту:

Как ты окончил 8 класс? Какие новые предметы появились в 9 классе?

Какие учебные предметы тебе нравятся? Кто помогает тебе выполнять

домашнее задания? Расскажи, как ты помогаешь своим одноклассникам в

учёбе. Как ты собираешься учиться в 9 классе?

Разбери предложение по

членам: Я играю в волейбол.

Словарь: школьная жизнь, учебные предметы, обязанность ученика

Описание по вопросам

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом

76-78.

Тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных уроков (подготовка к ОГЭ)

Текст «В.И. Терешкова»

Описание фотографии «Прогулка на байдарке»

Составление диалога

«Моё любимое домашнее блюдо».

Перескажи текст ….

Перескажи текст, включи слова …….

Подумай. Где можно использовать слова..

Не забудь описать …..

Составь диалог

Расскажи о своём любимом домашнем блюде

Согласен (на) ли ты с высказыванием ……..

Ответы на вопросы

Составление описания по вопросам

79-81

Человек и природа. Весна. Весенние каникулы

Когда начались каникулы?

Где ты их провёл(а)?

Куда ты ходил(а)?

Чем ты занимался (занималась)?

Доволен (довольна) ли ты каникулами?

Как ты помогал(а) взрослым во время каникул?

Как изменяется природа весной? Какие птицы прилетают с юга?

Ты больше любишь весну или зиму? Стало тепло.

Тает снег.

Снег растаял.

Набухают почки.

Появились зеленые листочки.

Листья зеленые.

На деревьях зеленые листья.

Солнце начинает ярко светить и сильно греть.

Снега осталось много или мало?

Весной дни становятся длиннее, а ночи короче.

Бегут весенние ручейки потому, что …

Назови перелетных и зимующих птиц.

Иногда весной бывают заморозки.

Весной птицы строят гнезда.

Апрель – середина весны.

Весной много работы.

Какой самый теплый месяц весны?

Весной окапывают деревья и кусты, сажают цветы и ягоды.

Весной пашут поля и сеют хлеб.

Словарь: Весна, весенний, наступила весна; погода, тает снег, распускаются почки (листочки),

солнце греет, появились первые цветы, прилетают птицы, сделать скворечник; время года, погода солнечная (теплая). Небо голубое (ясное); весенние (летние) месяцы; март, апрель, май, июнь, июль, август, самый холодный (теплый) месяц; дни недели; сегодня (завтра) понедельник (вторник, ..)

Каникулы, отдыхали, много гуляли, свежий воздух, доволен, весенние каникулы.

Ответы на вопросы

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом


82-84.

Здоровье. Работа над диалогами.

Текст – диалог.

Марина, привет! Ты куда идёшь?

Здравствуй, Игорь. Я занимаюсь плаванием. Иду на тренировку.

Здорово! А почему ты решила заниматься плаванием?

Я хочу быть здоровой, сильной, выносливой. А ты занимаешься спортом?

Нет, я часто болею.

Ты болеешь, потому что не занимаешься спортом. Приходи к нам в секцию и забудешь про болезни!

Хорошо. Я подумаю.

Спортом надо заниматься обязательно.

Вопросы и задания к тексту.

Кого встретила Марина?

О чём она сообщила Игорю?

Почему надо заниматься спортом?

Какой совет дала Марина Игорю?

Самый верный рецепт здоровья – спорт.

Полезно заниматься спортом, гимнастикой.

Гимнастика – красивый вид спорта.

После гимнастики надо обтираться водой.

Одеваться следует легко.

Надо ежедневно делать гимнастику.

Не надо кутаться.

Текст – диалог.

Марина, привет! Ты куда идёшь?

Здравствуй, Игорь. Я занимаюсь плаванием. Иду на тренировку.

Здорово! А почему ты решила заниматься плаванием?

Я хочу быть здоровой, сильной, выносливой. А ты занимаешься спортом?

Нет, я часто болею.

Ты болеешь, потому что не занимаешься спортом. Приходи к нам в секцию и забудешь про болезни!

Хорошо. Я подумаю.

Спортом надо заниматься обязательно.

Вопросы и задания к тексту.

Кого встретила Марина?

О чём она сообщила Игорю?

Почему надо заниматься спортом?

Какой совет дала Марина Игорю?


Работа по сюжетной картине

Ответы на вопросы

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом



85-87.

Праздники.

День Космонавтики.

День победы.

Какой праздник мы отмечаем 12 апреля?

Почему этот день так важен для русских людей?

Каких космонавтов ты знаешь?

Что ты знаешь о первом полѐте в космос?

. Какие майские праздники ты знаешь?

Как называется праздник , который мы празднуем 1 мая?

Когда началась ВОВ?

Когда наш народ отмечает День Победы?

Сколько лет прошло с той поры, когда кончилась война?

Сколько лет продолжалась ВОВ?

Я люблю смотреть парад Победы по телевизору.

На внеклассном занятии нам рассказывали о Великой Отечественной войне.

«Профессия – космонавт»

1.Космонавты – мужественные люди.

2. Все восхищаются их героизмом.

3.Стать космонавтом нелегко.

4.Будущие космонавты много бегают, упражняются на гимнастических снарядах, прыгают в воду с высокого трамплина.

5.Чтобы стать космонавтом, надо любить свою Родину, много учиться, закалять своё здоровье.

6.Спортивные занятия делают будущих космонавтов сильными, ловкими, выносливыми.

7.Совместные полёты с российскими космонавтами совершили космонавты разных стран.

8.О каких совместных полётах космонавтов разных стран ты знаешь?*

9.Через несколько лет в космосе будут работать женщины-врачи, геологи.

10.Космонавты задолго готовятся к полётам, правильно питаются.

11.Ценные вещества, без которых человек также не будет чувствовать себя здоровым – это минеральные вещества.

12. Они имеются в природе: железо, медь, сера, марганец, йод и другие, а так как человек – часть природы.

13.Чтобы человек получал микроэлементы в достаточном количестве, пища должна быть разнообразной.

14.Это называется сбалансированным питанием.

15.Космонавты принимают сбалансированное питание.

Примерный текст:

Нет в мире огромном прекрасней страны,

А значит, нет равных, и нет ей цены!

За каждую пядь нашей древней земли

Мужчины годами сражаться могли!

Спасибо тебе, наш российский солдат,

Ты – чей-то отец, сын, супруг или брат!

Защитник Отечества – званье твоё,

Пусть реже тревожит команда: В ружьё!

Пусть грохот бомб мы не слыхали

И запах пороха не знали.

Достойно празднуем Победу

За наших прадедов и дедов!

Желаем мирного неба!

Задания по тексту:

О ком говориться в стихотворении? Какой праздник празднует наш народ?

Послушай и повтори:

Достойно празднуем Победу за наших прадедов и

дедов!

Прочитай и расставь паузы в стихотворении.

Озаглавь

стихотворение.

Прочитай с нужной интонацией пожелание в этом

стихотворении.

«Труд людей в годы войны»

1. Это было в годы войны.

2. На реке Нева стоит город Санкт-Петербург, раньше он назывался Ленинград.

3. Это город-герой.

4. Во время войны враги окружили город.

5. Это называется блокадой города.

6. Враги не пускали машины с продуктами в Ленинград.

7. В магазинах не было хлеба, мяса, масла.

8. Люди стали умирать от голода.

9. Несмотря на то, что люди голодали, они продолжали работать на заводах и фабриках.

10. Блокадный город поставлял на фронт оружие и снаряды.

11. Голодные подростки трудились наравне со взрослыми.

12. С наступлением холодов река Нева замёрзла.

13. По тонкому льду поехали первые машины с продуктами.

14. Многие машины провалились под лёд.

15. Водители ценой своей жизни переправляли продукты питания в блокадный город.

16. Но жители смогли победить врага.

17.Блокада города закончилась.

18.Память о тех событиях жива в сердцах миллионов людей.

19.И сейчас немногие участники событий тех лет живы и награждены за отвагу.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ.

Какой город стоит на реке Нева?

Как назывался Санкт-Петербург раньше?

От чего люди умирали в Ленинграде?

Как трудились люди блокадного города?

Сколько дней продолжалась блокада города?

Дополни предложение …, и река Нева замёрзла.

Назови города-герои.

Текст «Ленинград».

Это город Санкт-Петербург.

Раньше он назывался Ленинград.

Это город-герой.

Во время войны враги окружили город.

Это называется блокадой города.

Блокадный город поставлял на фронт оружие и снаряды.

Голодные подростки трудились наравне со взрослыми.

Словарь: Космонавт, первый космонавт, герои-лѐтчики, полѐт в космос, испытания.

Готовились, приготовили, парад, салют, люблю смотреть, гордимся, помним, герои- героический

Работа с презентацией.Ответы на вопросы по теме.

Работа с текстом и выполнение заданий по тексту

88-90.

Школьная жизнь.

Почему школа называется школа-интернат?

В какой школе ты учишься: младшей или старшей?

Где находится актовый зал (кабинет истории, кабинет географии и т.д.)?

Кабинет информатики находится на третьем этаже.

Что делают ребята в спортивном зале?

Ты живешь в интернате или уходишь домой после уроков?

В нашей столовой вкусные обеды.

Я не живу в интернате, а ухожу после уроков домой.

Я люблю свою школу и хочу ее беречь.

Текст «Моя школа».

Я учусь в коррекционной школе-интернате. Наша школа очень большая. В ней есть младшая школа, старшая школа и детский сад. У нас много классов, различные кабинеты: географии, физики и т.д. Есть библиотека, спортивный зал, актовый зал, столовая. В спортивном зале мы занимаемся спортом. В актовом зале проходят собрания и праздники.

Директора нашей школы зовут … .

Я думаю, что все ребята должны беречь свою школу. Я очень люблю нашу школу.

Задания к тексту:

Какие кабинеты есть в нашей школе?

Тебе нравится, как тебя кормят в столовой?

Какое твое любимое блюдо?

Где сделали ремонт в этом году?

Как зовут директора нашей школы?

Диалог

- Сколько у тебя сегодня уроков?

- Семь. А у тебя?

- У меня тоже семь.

- Сейчас у нас контрольная по математике.

- Боишься?

- Немного. Но я хорошо подготовился.

- Желаю удачи.

- Спасибо.

Словарь: младшая школа, старшая школа, спальни, кабинет физики (литературы и т.д.), библиотека, актовый зал, спортивный зал.

Работа по сюжетной картине

Ответы на вопросы

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом


91-93.

Профессии.

Учебные заведения.

Какую профессию ты выбираешь ?

Кем бы ты хотел(а) стать ?

Как ты готовишь себя к избранной профессии?

Где можно получить средне -специальное образование?

В каком учебном заведении можно получить специальность?

Чтобы поступить в …, мне надо будет сдавать экзамены по… .

Я узнавал(а), какие документы мне нужны будут для поступления.

Для поступления в… мне будут нужны …

Мне должно нравиться то, что я буду делать.


Вопросы по теме.

Составление диалога.

Выполнение заданий при

Работе с текстом.

92-93.

Контрольная работа по РРС.



Выполнение поручений, заданий

94-96

Диагностика устной речи.


Ответы на вопросы

Выполнение поручений

Различение предложений на слух


97-99

Тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных уроков (подготовка к ОГЭ).

Текст «Надя Рушева».

Описание фотографии «Подготовка к семейному празднику»

Диалог «Конкурс»

Выразительно прочитай текст вслух.

Перескажи текст, включив слова автора.

Подумай, где лучше использовать слова.

Опиши фотографию.

Не забудь описать………


Гений, моментально, проиллюстрированы, естественно, эскизы, ластик, многочасовые очереди, трагически оборвалась, персонаж

Ответы на вопросы

Работа с текстом

100-102

Мир вокруг меня. Лето. Летние каникулы.


















Скоро каникулы летние

каникулы.

Скоро будут летние каникулы. Я рад (а), что скоро каникулы!

Что ты будешь делать летом?

Куда ты поедешь отдыхать?

Я поеду к бабушке в деревню (в лагерь, на море).

В деревне есть река, лес.

Я буду

(очень люблю) плавать (загорать, собирать грибы, ягоды, цветы, ловить рыбу, ходить в лес).

Ты умеешь плавать?

В какой класс ты перейдешь (перешел)?

Текст «Артек»

На южном берегу Крыма есть гора Аю-Даг. Сюда в лагерь отдыха «Артек» приезжают ребята из разных стран мира.

«Артек» - международный детский лагерь отдыха, который находится в Крыму. Ребята купаются на море, отдыхают, загорают на южном солнце, совершают интересные экскурсии. Вечером приятно посидеть у костра, послушать интересные рассказы.

Вопросы и задания к тексту:

1. Где находится гора Аю-Даг?

2. Где находится лагерь «Артек»?

3. Кто отдыхает в «Артеке»?

4. Что такое «Артек»?

Послушай и повтори:

В «Артеке» отдыхают ребята из разных стран.

«Артек» - международный детский лагерь.

Фразы разговорно-обиходного характера:

1. Ты любишь ходить на экскурсии, в походы?

2. Ты пойдёшь летом на экскурсию, в поход?

3. Я отдыхал ли ты на Кавказе.

4. Покажи на карте Черное море.

Словарь: бегут по росе; рыбалка; купаются в пруду; ходили на озеро; загорали, плавали, летние каникулы; скоро, скоро будут, наступили; я рад (а); будешь делать; куда, что, какой; поехать отдыхать; лагерь, деревня, море, река, лес; люблю (очень люблю), плавать, загорать, собирать грибы, ягоды, цветы, ловить рыбу, ходить в лес; я умею (плавать … ); ты (я) перейдешь (перейду); в шестой Ответы на вопросы

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом



Ответы на вопросы

Выполнение поручений

Различение предложений на слух

Словарная работа

Работа с текстом




Итого:


102 часа






















Лист корректировки рабочей программы



Тема

Количество часов

по программе

Количество часов

(откорректированное)


Раздел 1. Развитие речевого слуха



1




2




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.




10.





Раздел 2. Формирование произносительной стороны речи



1




2




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.




10.












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации