Рабочая программа по курсу занятий «Подросток и закон» (для учащихся коррекционной школы – интернат VIII вида, 5-9 класс)

1
0
Материал опубликован 16 June 2018

 Рабочая программа по курсу занятий «Подросток и закон»

для учащихся коррекционной школы – интернат VIII вида

5-9 класс

Содержание программы

3 стр.

Пояснительная записка 4-5 стр.

Цели обучения 6 стр.

Общая характеристика курса 7 стр.

Методы курса

Тематическое планирование 8-17стр.

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

 

Список использованной литературы 18 стр.


 


 

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу занятий «Подросток и закон» составлена на основе следующих инструктивно-методических нормативных документов:

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (№ 124-ФЗ от 24.07.2001)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, коррекционного образования» от 05.03.2004г. №1089

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, коррекционного образования»

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Настоящая программа курса «Подросток и закон» предназначена для 5-9 классов в коррекционной школе VIII вида (одно занятие в неделю)


 


 


 

Данный курс занятий направлен на достижение следующих целей:

Воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за ее будущее;

Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма;

Формирование аналитических способностей, творческого мышления, а также умение применять полученные знания на практике;

Формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования;

Формирование гражданственности. Гражданственность – это единство политического, правового и нравственного в субъективно-личностной форме, ощущение себя активным членом общества лояльным к политическим и правовым основам существования государства, воспитание гражданских качеств

создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной, экономической и правовой информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Программа способствует изучению и осознанию прав и обязанностей гражданина, воспитанию любви к Родине, уважению к ее законам и символам, развитию гуманного отношения к людям и труду.


 


 


 


 

Общая характеристика внеклассного занятия «Подросток и закон»

Отбор содержания курса обществознания производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям воспитанниками.

Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.

Внеклассные занятия по данной теме способствуют формированию нравственных черт личности учащихся с ОВЗ. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при отсутствии государственной системы ценностей в воспитательном процессе.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.

Адаптированная образовательная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы проведения внеклассных мероприятий:

Словесные - рассказ, объяснение, беседа;

Наглядные - наблюдение, демонстрация;

Практические – упражнения;

Методы изложения новых знаний;

Методы повторения, закрепления знаний;

Методы применения знаний;

Методы контроля.


 


 


 


 


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс


 

 

Тематика занятий

1.

Введение

2.

Российская Федерация – мое Отечество

3.

Что такое власть

4.

Что такое государство

5.

Что такое федерация

6.

Знакомство с историей символики государства

7.

Флаг. Герб. Гимн

8.

Внутренний мир человека

9.

Отчего зависят поступки человека

10.

Я, гражданин

11.

Обыватель

12.

Права человека и гражданина

13.

Что такое общество

14.

Семья

15.

Нормы жизни в обществе

16.

Быть человеком - учиться жить в обществе, учиться социальному

17.

Культурные нормы

18.

Социальные нормы

19.

Положение человека в обществе. Социальный статус

20.

Социальное положение школьника

21.

Особенности подросткового возраста. Возраст и положение человека в обществе

22.

Права и обязанности несовершеннолетних

23.

Гражданство. Конституция РФ. Паспорт

24.

Зачем подростку здоровье

25.

Роль подростка в семье

26.

Семейные ценности и традиции

27.

Забота и воспитание в семье. Цели заботы и воспитания в семье

28.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты

29.

Опека. Попечительство. Приемная семья

30.

Что такое конфликт? Конфликты, в которых участвуют подростки

31.

Пути разрешения конфликтов

32.

Достоинства и недостатки человека

33.

Честь. Жадность. Зависть

34.

Правонарушения

35.

Вредные привычки

36.

Подведение итогов

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6 класс

 

Тематика занятий

1.

Введение

2.

Зачем изучать науки об обществе и человеке

3.

Что такое человек

4.

Два человеческих «Я»

5.

Почему люди улыбаются друг другу?

6.

Чем можно обидеть ближнего и как ему помочь?

7.

Почему мужчина заботится о женщине и почему женщина заботится о мужчине?

8.

Разве плохо, что мы разные?

9.

Обычаи и традиции

10.

Что такое физическое совершенство?

11.

Что такое гражданин?

12.

Что такое гражданство?

13.

Мораль и право

14.

Что такое закон?

15.

О правовой культуре

16.

Право на каждый день

17.

Как вести себя в общественном месте

18.

Почему законы нарушают?

19.

Правопорядок. Органы охраны правопорядка

20.

Суд и правосудие

21.

Способы защиты от несправедливости

22.

Мораль. Нравственные ценности

23.

Детство. Положение ребенка в обществе

24.

Родители и дети. Взаимоотношения детей и родителей

25.

История школьного обучения

26.

Современная школа

27.

Дружба.

28.

Отношения в дружбе

29.

Верность

30.

Сколько стоит спокойная жизнь

31.

Что такое вина

32.

Что такое ответственность

33.

Взыскания и наказания

34.

Преступление и правонарушение

35.

Вредные привычки

36.

Подведение итогов

 

 


 


 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

7класс

 

Тематика занятий

1.

Введение

2.

Понятие конфликта и пути его разрешения

3.

Причины конфликтов. Разумный компромисс

4.

Общение в семье

5.

Общение среди сверстников

6.

Формальное и неформальное общение

7.

Самооценка. Самовосприятие. Самоуважение

8.

Правила поведения в учебном заведении

9.

Конституция Российской Федерации

10.

Права и ответственность несовершеннолетних

11.

Особенности поведения в общественных местах

12.

Жесток ли мир?

13.

Этические и правовые нормы поведения

14.

Понятие ценностей

15.

Общечеловеческие ценности

16.

Что изучает наука криминология

17.

Аморализм

18.

Бездуховность

19.

Безнаказанность

20.

Переходный возраст – это…

21.

Подростковый возраст – это…

22.

Задачи и трудности подросткового возраста

23.

Период взросления. Трудности перехода во взрослую жизнь

24.

Психологический портрет личности

25.

Самооценка подростка. Самооценка как основа регулирования поведения личности

26.

Социальная среда подростка

27.

Подросток в группе

28.

Социальный портрет молодежи

29.

Юридические законы подросткового возраста

30.

Подросток, как гражданин

31.

Подросток и его права

32.

Гражданские права ребенка

33.

Право на прикосновенность личной жизни

34.

Социально-экономические и культурные права ребенка

35.

Вредные привычки

36.

Подведение итогов

 

 

 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

8 класс

 

Тематика занятий

1.

Введение

2.

Каждый человек хочет быть свободным

3.

Гражданин и государство

4.

Права ребенка

5.

Право на благополучную жизнь

6.

Право мыслить и верить свободно

7.

Право на защиту: задержание

8.

Право на защиту: тюрьма

9.

Право на защиту: война

10.

Право на защиту: наркотики

11.

Право на защиту: эксплуатация несовершеннолетних

12.

Где права, там и ответственность

13.

Под защитой права: суд

14.

Под защитой права: полиция

15.

Под защитой права: прокуратура

16.

Под защитой права: сам(а)

17.

Корыстное преступление

18.

Вымогательство

19.

Некорыстное преступление

20.

Преступление против чести и достоинства

21.

Преступление против половой неприкосновенности

22.

Преступление против здоровья и жизни

23.

Как попадают в преступную группу

24.

Ответственность за групповое преступление

25.

Что такое правопорядок?

26.

Что такое самооборона?

27.

Как уберечь себя от вредных привычек

28.

Подростковая безнадзорность

29.

В моей жизни много разного: хорошего и трудного

30.

Что такое воспитанность?

31.

Я в компании сверстников

32.

Этикет – это норма или закон

33.

Правила поведения в учебном заведении

34.

Как решить проблему без жестокости

35.

Как не стать жертвой преступления

36.

Подведение итогов

 

 

 


 

 

 

 

 


 


 


 

                                                        


 


 


 


 

9 класс

Тематика занятий

1.

Введение

2.

Право на образование

3.

Подросток в неформальной группе

4.

Зачем человеку права

5.

Право на жизнь

6.

Право на свободу и личную неприкосновенность

7.

Подросток в обществе риска

8.

Подростковая культура

9.

Что такое общество? Подросток в обществе

10.

Подросток, природа, общество

11.

Социализация и воспитание в подростковом возрасте

12.

Общение среди молодежи

13.

Неравенство, богатство и бедность

14.

Определение и измерение богатства

15.

Расточительный образ жизни

16.

Семья. Функции семьи в обществе

17.

Планирование семьи

18.

О любви

19.

Создание семьи

20.

Женщина в обществе и семье

21.

Мужчина в обществе семье

22.

Гражданское общество и правовое государство

23.

Голосование, выборы, референдум

24.

Российское гражданство

25.

Правоспособность гражданина

26.

Культурные права

27.

Что такое гражданское право?

28.

Право собственности

29.

Власть и закон. Равенство перед законом

30.

Труд и право. Кодекс законов о труде в РФ

31.

Формы совершения преступления: действие и бездействие

32.

Преступление, проступок, наказание несовершеннолетних

33.

Уголовная ответственность

34.

Преступление против личности

35.

Вредные привычки: курение и пьянство

36.

Подведение итогов


 


 


 


 


 


 


 

Список использованной литературы


 

Конституция РФ.

Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» - М.: «Вако», 2

Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2012

Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 2000

Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.

Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 – 206.

Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 2002

Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.

Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.

Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.

Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н.А. – Волгоград, 2007.

Ты имеешь право.// Составитель Жук Л.И. – Минск, 2003.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации