Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для учащихся VIII вида
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат
Утверждаю: Согласовано: Согласовано:
Директор МОУ Зам. Директора по УВР Руководитель МО МОУ «С(К)ОШИ №
«С(К)ОШИ №» _______________________________________
_______________ ___________________ ___________________________________
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
Учащихся:
Учитель:
Епифанцева Татьяна Васильевна
Структура индивидуальной программы развития
Пояснительная записка к индивидуальной программе
Сведения о ребенке
Психолого – педагогическая характеристика обучающихся
Пояснительная записка. Биология
Календарно – тематический план. Биология
Пояснительная записка. География
Календарно – тематический план. География
Пояснительная записка. СБО
Календарно – тематический план. СБО
Пояснительная записка к индивидуальной программе
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися имеющих среднюю и тяжёлую умственную отсталость.
СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ». МОУ СКОШИ № 52 г. Магнитогорска.
Программа СИПР составлена по следующим предметам:
Биология
География
Социально – бытовая ориентировка (СБО)
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Обоснование актуальности
Учитывая психофизические отклонения (недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи), а также несформированность навыков социального поведения, диагноз умеренная и тяжелая умственная отсталость, обучаемому рекомендовано индивидуальный план обучения по предметам.
Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер.
Цель и задачи курса
Цель данного курса состоит в максимальном включении обучающейся в образовательный процесс, в формировании доступных ей видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по программе должна стать социально-бытовая адаптация ребенка, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.
Приоритетными задачами коррекционной работы являются:
-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
-формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
-развитие творческих умений средствами игровой деятельности;
-воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;
-формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;
-развивать восприятие, память, внимание;
-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;
-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
-формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.
-продолжать эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие;
Нормативно- правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации СИПР:
- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован 3 февраля 2015 года №35850;
- Федеральные Государственные стандарты второго поколения;
- Конвенция о правах ребёнка;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1015 г.Москва
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
-Устав школы и локальные акты;
-Лицензия образовательного учреждения.
Ожидаемые личностные результаты:
1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2 Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребенка с педагогом;
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4. Формирование уважительного отношения к окружающим;
5. Овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;
6. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин. На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Сведения о ребёнке
Ф.И.О
Дата рождения:
Домашний адрес:
Сведения о семье: Воспитывается в семье с мамой и отчимом, является единственным ребенком в семье, семья проживает в двухкомнатной квартире, в городских условиях.
Выписка из анамнеза: F71синдром Дауна. Системное недоразвитие речи.
Составляя индивидуальную программу, я учитывала все особенности данного ребенка: умеренная умственная отсталость, синдром дауна, системное недоразвитие речи. Способен удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, плохо сформированыграфомоторные умения. Может переписать текст только по обводке.
Зрительно-двигательная координация не сформирована.
Обращённую речь понимает на узко - бытовом уровне, понимает назначение предметов повседневной жизни, реагирует на своё имя и фамилию. Говорит отдельные слова или элементарные предложения. Использует невербальные средства общения: мимику, жесты, позу. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Очень слабо удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат. В тоже время радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.). Навыки социального поведения не сформированы.
Ф.И.О
Дата рождения:
Домашний адрес:
Сведения о семье:
Выписка из анамнеза: F71 синдром Дауна. Системное недоразвитие речи тяжелой степени.
Составляя индивидуальную программу, я учитывала все особенности данного ребенка: умеренная умственная отсталость, синдром Дауна, синдром недоразвитие речи. Движения плохо координированы, особенно совместные движения рук и ног. Способна удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Не может самостоятельно выполнить пальчиковую гимнастику.
Зрительно-двигательная координация не сформирована.
Ребёнок эмоционально не устойчив, капризен. В течение дня заметны колебания настроения Обращённую речь понимает на узко - бытовом уровне, не понимает назначение предметов повседневной жизни, реагирует только на своё имя. Для общения с окружающим миром использует только несколько звуков: МА, АМ. Использует невербальные средства общения: мимику, жесты, позу. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия затруднены. Очень слабо удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат. Похвале взрослого радуется.
Навыки социального поведения не сформированы.
Психолого – педагогическая характеристика обучающегося:
– умеренная умственная отсталость.
Состояние речи ребёнка:
нарушение структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. - Понимание обращённой речи ограниченно и связано только с личным опытом. - Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных возможностей. Психологические особенности ученика: - Значительно снижен объём произвольного внимания. - Слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения. - Низкий уровень эмоциональной устойчивости. - Преобладает наглядно-действенный тип мышления. - Трудности формирования учебных умений и навыков
Психолого – педагогическая характеристика обучающегося:
– умеренная умственная отсталость.
- Понимание обращённой речи ограниченно и связано только с личным опытом.
- Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных возможностей.
Психологические особенности ученика:
- Значительно снижен объём произвольного внимания.
- Слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения.
- Низкий уровень эмоциональной устойчивости.
- Преобладает наглядно-действенный тип мышления.
- Трудности формирования учебных умений и навыков.
Особенности межличностного взаимодействия.
-Значительные трудности продуктивного взаимодействия из-за того, что ребенок часто не принимает помощь.
-Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности, которая приводит к отказу от выполнения задания и заторможенности.
-Существенное снижение устойчивой работоспособности.
3. Биология. Пояснительнаязаписка.
Важным аспектом обучения детей с умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету«Биология» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей с УО должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).
Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.
Одним из специальных разделов, обеспечивающих получение ребенком систематических знаний, является ознакомление с окружающим. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда онибудут получать не отдельные знания о предмете, а определенную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимость той или иной области действительности, что способствует умственному развитию детей, в том числе развитию и формированию речи.
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, то есть совершенствует его сенсорную сферу: учит его быть внимательным к тому, что его окружает, учит его правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы можем создать чувственную основу для слова и подготовить ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).
На 5-ом году обучения в содержание работы входит пробуждение и развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В целом в этот период идет накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы, при этом задачи ограничиваются узнаванием, различением, называнием некоторых конкретных растений; животных в наглядных фактах и явлениях. Это объекты природы из ближайшего окружения детей.
Начиная с 6 го года обучения, становится возможным формирование у детей представлений об особенностях объектов природы, (об особенностях внешнего вида), доступны знания о некоторых сезонных проявлениях вприроде.
7-й год обучения - накопленные в предыдущих годах представления позволяют перейти к некоторой систематизации знаний, установлению различия и сходства объектов, классификации по разным основаниям (например, "дикие" и "домашние" животные). Делаются элементарные обобщения, высказываются суждения, формируются понятия о временах года и их смене. Происходит совершенствование умений, используются знания в решении знакомых и новых учебных задач в условиях разной предметно-практической деятельности и труда в природе.
8-й год обучения - формируется представление о связях и взаимозависимостях в природе, о взаимообусловленности явлений. Учат детей делать выводы на основе наблюдений. Происходит совершенствование умений, используются знания в решении знакомых и новых учебных задач в условиях разной предметно-практической деятельности и труда в природе.
Таким образом, изучение специфики формирования представлений об окружающем мире школьников с умственной отсталостью позволяет нам сделать вывод о том, что современная коррекционная педагогика уделяет значительное внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.
Календарно – тематическое планирование. Биология 6 класс.
№ п/п |
Тема урока |
Часы |
Дата |
Коррекционная работа |
Индивидуальная работа |
Региональный компонент |
Методическое и дидактическое обеспечение |
1 четверть- 16 часов |
|||||||
1 |
Введение Живая и неживая природа. |
3ч 1ч |
03.09 |
Знакомство с понятиями: «Живая и неживая природа». Развитие пространственного восприятия |
3 группа- Работа по карточкам |
Природные явления на Ю. Урале. |
Иллюстрации с телами живой и неживой природы. |
2 |
Твердые тела, жидкости и газы. |
1ч |
07.09 |
Коррекция пространственной ориентации. |
3 группа- Работа по картинкам |
Иллюстрации с различными телами |
|
3 |
Для чего нужно изучать природу. |
1ч |
10.09 |
Развитие внимания. Развитие мелкой моторики |
3 группа- Работа по шаблону |
Использование природы для улучшения жизни |
Презентация "Для чего нужно изучать природу" |
4 |
Вода |
1ч |
14.09 |
Развитие мышления через использование развивающих заданий. |
3 группа – работа с иллюстрацией |
р.к. Водоемы Челябинской области |
Презентация "Вода" |
5 |
Вода- жидкость. Свойства воды. |
1ч |
17.09 |
Развитие зрительного восприятия через практическую работу. Развитие межпредметных связей. |
3 группа – работа по карточкам. |
Презентация «Вода и её свойства Пр. р. Опыт «Непостоянство формы» (переливаем воду в различную посуду) Опыт «Определение текучести» |
|
6 |
Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры- градус |
1ч |
21.09 |
Коррекция памяти через практическую работу |
3 группа – работа с наглядностью, по карточкам |
Измерение температуры питьевой воды, используемой для мытья посуды |
Практическая работа по измерению температуры холодной, горячей, тёплой воды |
7 |
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. |
1ч |
24.09 |
Развитие долговременной памяти через подключение всех анализаторов. |
3 группа – работа в парах |
Презентация «Вода и её свойства |
|
8 |
Расширение воды при замерзании. |
1ч |
28.09 |
Развитие мышления через приемы сравнения. |
3 группа – работа в парах |
Презентация |
|
9 |
Лёд- твёрдое тело |
1ч |
01.10 |
Развивать навыки запоминания и воспроизведения нового материала |
3 группа – работа с наглядностью |
Хладокомбинаты нашего города |
Презентация |
10 |
Превращение воды в пар. Кипение воды. |
1ч |
05.10 |
Развивать наблюдательность, умение делать выводы при просмотре опыта. Развитие мелкой моторики |
3 группа – работа по карточкам. |
Видеофрагмент «Кипение воды» |
|
11 |
Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе. |
1ч |
08.10 |
Развитие долговременной памяти через подключение всех анализаторов |
3 группа – работа по иллюстрациям
|
Природные явления на Ю.Урале. |
Иллюстрации Презентация «Три состояния воды в природе» |
12 |
Свойства воды |
1ч |
12.10 |
Коррекция зрительного восприятия |
3 группа – работа в группах с карточками. |
Пробирки с не-растворимыми и растворимыми веществами |
|
13 |
Водные растворы |
1ч |
15.10 |
Развитие навыков соотносительного анализа |
3 группа- работа по шаблону |
Работа прачечных в городе |
Пробирки с не-растворимыми и растворимыми веществами |
14 |
Пресная и морская вода |
1ч |
19.10 |
Развивать умение делать выводы |
3 группа –работа с картинками |
Озеро Солёное |
колбы пробирки фильтры соль морской воды |
15 |
Нерастворимые в воде вещества |
1ч |
22.10 |
Расширение запаса представлений |
3 группа – работа по индивидуальным заданиям |
Индивидуальные задания |
|
16 |
Что мы узнали о воде. |
1ч |
26.10 |
Развитие самостоятельности. Развитие мелкой моторики. |
3 группа – работа по индивидуальным заданиям |
Индивидуальные задания |
|
2 четверть - 15 часов |
|||||||
17 |
Растворимые вещества в воде |
1ч |
09.11 |
Развитие зрительного восприятия через практическую работу |
3 группа – работа с наглядностью |
Очистные сооружения в городе Магнитогорске |
Практическая работа: «Растворимые в воде вещества» |
18 |
Нерастворимые вещества в воде: песок, мел |
1ч |
12.11 |
Развитие пространственных представлений. Расширение словарного запаса |
3 группа – практическая работа |
Водонапорные башни в городе. Охрана воды в нашем городе |
Иллюстрация колодцев Презентация «Нерастворимые вещества» |
19 |
Воздух |
1ч |
16.11 |
Развитие мышления через сравнение и через проведение опыта |
3 группа – практическая работа, работа с карточками |
Загрязнение воздуха в нашем городе |
Опыт по обнаружению воздуха |
20 |
Теплопроводность воздуха. |
1ч |
19.11 |
Развитие мышления, внимания, памяти |
3 группа- работа по шаблону |
Демонстрация опыта: Воздух -плохой проводник тепла. |
|
21 |
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. |
1ч |
23.11 |
Развитие произвольного внимания при наблюдении опыта, связной речи пр составлении описания опыта |
3 группа – работа по карточкам |
Демонстрация опыта: Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. |
|
22 |
Тёплый воздух и холодный воздух Движение воздуха. |
1ч |
26.11 |
Коррекция внимания через практическую работу. Развитие мелкой моторики. Развитие пространственного восприятия. |
3 группа – работа по шаблону |
Практическая работа Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Практическая работа Наблюдения за отклонением пламени свечи. |
|
23 |
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот |
1ч |
30.11 |
Развитие познавательных способностей |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
Опыт. Определение состава воздуха. |
|
24 |
Кислород и его значение |
1ч |
03.12 |
Развивать умения анализировать изучаемый материал Коррекция памяти через неоднократное повторение |
3 группа – работа по шаблону |
Применение кислорода на ММК и других предприятиях Применение кислорода в медицинских учреждениях |
Опыт. Получение кислорода. |
25 |
Углекислый газ и его свойства |
1ч |
07.12 |
Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала |
3 группа – работа по шаблону |
Ледовый Дворец в городе |
Опыт. Получение углекислого газа. |
26 |
Применение углекислого газа при тушении пожара |
1ч |
10.12 |
Коррекция слухового восприятия |
3 группа – работа по картинкам |
Пожарные службы нашего города |
Презентация «Тушение пожара» |
27 |
Чистый и загрязнённый воздух. |
1ч |
14.12 |
Систематизировать и закрепить знания свойств воздуха, его значения для всего живого. |
3 группа – работа по алгоритму |
Загрязнение воздуха в Челябинской области |
Презентация Экологические проблемы» |
28 |
Значение воздуха |
1ч |
17.12 |
Развивать умение давать ответы по ходу урока |
3 группа – работа по словесной инструкции |
Охрана воздуха в нашем городе Охрана воздуха в нашей области |
Применение кислорода на ММК и других предприятиях Применение кислорода в медицинских учреждениях |
29 |
Обобщающий урок по теме «Воздух» |
1ч |
21.12 |
Проверка уровня усвоения материала: знания основных свойств воздуха Развитие самостоятельности |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
Проверка знаний учащихся. |
Индивидуальные задания |
30 |
Полезные ископаемые и их значение |
1ч |
24.12 |
Развитие умения работать с раздаточным материалом |
3 группа – работа по шаблону |
Месторождения полезных ископаемых на Урале. |
Презентация «Полезные ископаемые» |
31 |
Итоговый урок по теме «Вода и воздух» |
1ч |
28.12 |
Коррекция пространственной ориентации |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
Индивидуальные задания |
|
3 четверть- 19 часов |
|||||||
32 |
Известняк Внешний вид и свойства. Добыча и использование. |
1ч |
11.01 |
Коррекция пространственной ориентации. |
3 группа – работа по шаблону |
Известковый карьер в п. Агаповка |
Иллюстрации раздаточный материал Коллекция полезных ископаемых «Известняк» Презентация «Полезные ископаемые» |
33 |
Песок и глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. |
1ч |
14.01 |
Развитие зрительного восприятия через практическую работу |
3 группа – работа по картинкам |
Цементный завод кирпичный завод Стекольный цех на ММК |
Иллюстрации раздаточный материал Коллекция полезных ископаемых «Песок и глина» Презентация «Полезные ископаемые» |
34 |
Горючие полезные ископаемые. |
1ч |
18.01 |
Развитие мышления через практическую работу |
3 группа – практическая работа |
Болота нашей области с отложениями торфа. |
Иллюстрации раздаточный материал коллекция полезных ископаемых «Торф» Презентация «Полезные ископаемые». Практическая работа |
35 |
Образование торфа, добыча, использование. |
1ч |
21.01 |
Коррекция воображения |
3 группа – работа по картинкам |
Болота нашей области с отложениями торфа. Опасность разведения костра на торфянике: провалы, едкий дым. |
Иллюстрации Презентация «Полезные ископаемые» |
36 |
Каменный уголь, свойства. |
1ч |
25.01 |
Развитие умения делать сравнительную характеристику |
3 группа – работа по шаблону |
Залежи каменного угля в Челябинской области |
Иллюстрации раздаточный материал Коллекция полезных ископаемых |
37 |
Добыча и использование каменного угля. |
1ч |
28.01 |
Коррекция речи, обогащение словаря. |
3 группа – работа с карточками |
Коркинский и Копейский угольные бассейны |
Презентация "Полезные ископаемые" |
38 |
Нефть. Внешний вид и свойства. |
1ч |
01.02 |
Коррекция познавательных интересов |
3 группа – работа по шаблону |
Иллюстрации раздаточный материал Коллекция полезных ископаемых «Нефть» Презентация «Нефть и газ» |
|
39 |
Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин: и другие материалы. |
1ч |
04.02 |
Развитие воображения |
3 группа – работа в группах |
Коллекция полезных ископаемых «Продукты переработки нефти» Презентация «Нефть и газ» |
|
40 |
Природный газ. Свойства газа. |
1ч |
08.02 |
Коррекция памяти через подключение всех анализаторов |
3 группа – работа с карточками |
Памятка «Обращение с газом» |
Презентация «Нефть и газ» |
41 |
Добыча и использование Правила обращения с газом в быту. |
1ч |
11.02 |
Расширение запаса представлений. |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
Правила вызова аварийной службы. |
Памятка «Правила обращения с газом» |
42 |
Калийная соль Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. |
1ч |
15.02 |
Развитие познавательных интересов |
3 группа – работа по шаблону |
Использование минеральных удобрений на садовых участках горожан. |
Иллюстрации раздаточный материалов Коллекция полезных ископаемых «Минеральные удобрения» |
43 |
Фосфориты Внешний вид и свойства. |
1ч |
18.02 |
Развивать умения давать ответы на поставленные вопросы |
3 группа – работа по карточкам |
Использование минеральных удобрений на садовых участках горожан. |
Иллюстрации раздаточный материалов Коллекция полезных ископаемых «Фосфориты» |
44 |
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов Железная и медная руда. Внешний вид и свойства. Железные руды |
1ч |
22.02 |
Развитие мелкой моторики Развитие самостоятельности |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
Месторождение магнитного железняка в Магнитогорске |
Коллекция руд. |
45 |
Получение чёрных металлов из металлических руд. Получение чугуна, стали. Чёрные металлы. Чугун. Сталь |
1ч |
01.03 |
Расширение представлений и обогащение словаря |
3 группа – работа по алгоритму |
Магнитогорский металлургический комбинат |
Коллекция «Металлы» |
46 |
Получение цветных металлов из металлических руд. Медная и аллюминиевая руды |
1ч |
04.03 |
Коррекция зрительного восприятия |
3 группа – работа по иллюстрациям |
Медоносный пояс Урала ( Верхне-Уральский и Нагайбакский районы) |
Коллекция «Металлы» |
47 |
Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения. |
1ч |
11.03 |
Развитие навыков запоминания и воспроизведения |
3 группа – работа в группах |
Бережное использование и добыча полезных ископаемых без потерь |
Презентация |
48 |
Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые» |
1ч |
15.03 |
Развитие долговременной памяти |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
Индивидуальные задания |
|
49 |
Почва- верхний и плодородный слой земли. |
1ч |
18.03 |
Развитие мышления через сравнение |
3 группа – работа с карточками |
Почвы нашего края |
Иллюстрации Презентация «Почвы» |
50 |
Контрольная работа за III четверть |
1 |
22.03 |
Развитие познавательных процессов |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
Индивидуальные задания |
|
4 четверть- 16 часов |
|||||||
51 |
Минеральная и органическая часть почвы |
1ч |
01.04 |
Коррекция пространственной ориентации |
3 группа – работа по карточкам |
минеральная органическая перегной песок глина |
|
52 |
Перегной- органическая часть почвы. |
1ч |
05.04 |
Развитие умения работать по плану |
3 группа – работа по шаблону |
Перегной |
Опыт. Обнаружение перегноя в почве. |
53 |
Глина и песок - минеральная часть почвы. |
1ч |
08.04 |
Развитие полноты запоминания |
3 группа – работа с наглядностью |
Подземные воды Глина, песок и минеральные соли |
Опыт. Обнаружение песка и глины в почве. |
54 |
Виды почв |
1ч |
12.04 |
Коррекция памяти |
3 группа – работа с иллюстрациями |
чернозёмные подзолистые серые лесные |
Опыт, иллюстрации «Виды почв» |
55 |
Песчаные и глинистые почвы. |
1ч |
15.04 |
Коррекция навыков соотносительного анализа |
3 группа – работа с карточками |
Песок глина |
Опыт. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать её. |
56 |
Сравнение песка и песчаной почвы |
1ч |
19.04 |
Развитие мышления через практическую работу |
3 группа – задания на сравнения |
Испарение рыхлый уплотнённый |
Опыт. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать её. |
57 |
Сравнение глины и глинистых почв. |
1ч |
22.04 |
3 группа – работа с карточками |
Плотная Твёрдая Коричневая рыжеватая |
Коллекция почв |
|
58 |
Основное свойство почвы- плодородие. |
1ч |
26.04 |
Формирование обобщений через анализ |
3 группа – работа в группах |
плодородие |
Коллекция почв |
59 |
Местные типы почв: название, краткая характеристика. |
1ч |
29.04 |
Коррекция познавательных способностей в процессе усвоения знаний |
3 группа – работа по шаблону |
Чернозёмные Глинистые песчаные |
Коллекция почв |
60 |
Обработка почвы: вспашка, боронование. |
1ч |
06.05 |
Учить применять полученные навыки в практической работе |
3 группа – работа с наглядностью |
Вспашка боронование лущильники плуги |
Коллекция почв |
61 |
Значение почвы в народном хозяйстве. |
1ч |
13.05 |
Развитие умения делать выводы |
3 группа – работа по карточкам |
Овраги полезащитные полосы |
Коллекция почв |
62 |
Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения. |
1ч |
17.05 |
Развитие пространственного восприятия. Развитие умения воспринимать услышанное |
3 группа – работа по словесной инструкции |
Разрушение Размыв водой Посадка кустарников |
Коллекция почв |
63 |
Обобщающий урок по теме «Почва». |
1ч |
20.05 |
Развитие долговременной памяти |
3 группа – работа с наглядностью |
Коллекция почв |
|
64 |
Экскурсия к почвенным обнажениям |
1ч |
24.05 |
Учить применять полученные навыки в практической работе |
3 группа – работа с наглядностью |
Коллекция почв |
|
65 |
Повторение. |
1ч |
27.05 |
Развитие мелкой моторики |
3 группа – работа по карточкам |
Повторение |
|
66 |
Обобщающий урок |
1ч |
31.05 |
Развитие мелкой моторики, самостоятельности |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
Индивидуальные задания |
География. Пояснительная записка.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенокполучает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), оцикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима),суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общиезакономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразиемрастительного и животного мира, получает представления о среде обитанияживотных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др.
Цель обучения – формирование представлений о неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Содержание.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Ожидаемые результаты
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы;
представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека; умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
Элементарные представления о течении времени: умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года;
представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.
Календарно – тематическое планирование. География
№ п/п |
Темаурока |
Часы |
Дата |
Коррекционная работа |
Индивидуальная работа |
Региональный компонент |
Методическое и дидактическое обеспечение |
1 четверть 16 часов |
|||||||
1. |
Введение. География – наука о природе Земли |
4 1 |
3.09 |
Пробуждать активность внимания, развитие мелкой моторики |
3 группа- работа по карточкам |
Наш город на карте России |
Знакомство с новым предметом, карточки |
2. |
Солнце и погода |
1 |
4.09 |
Коррекция пространственного восприятия |
3 группа – работа по образцу |
Времена года на Урале |
Знакомство и работа с календарём погоды |
3. |
Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. |
1 |
10.09 |
Работа над развитием воображения |
3 группа – работа с индивидуальным заданием |
Правила поведения во время грозы |
т. явления природы иллюстрации |
4. |
Географические сведения о своей местности. |
1 |
11.09 |
Развивать познавательный интерес учащихся |
Занятия населения нашего города |
||
5. |
Ориентирование на местности. Горизонт. Линия горизонта. |
5ч. 1 |
17.09 |
Учить делать выводы, опираясь на собственные наблюдения |
3 группа – работа по карточкам |
Зарисовка линии, сторон горизонта |
Презентация «Ориентирование» |
6. |
Стороны горизонта. |
1 |
18.09 |
Учить детей наблюдать, рассуждать. Делать выводы |
3 группа – работа с наглядностью |
Север- ММК юг-город восток-река Урал, гора Сосновая С-З гора Магнитная |
Презентация «Ориентирование» |
7. |
Компас и правила пользования им. |
1 |
24.09 |
Развитие зрительного восприятия через работу с компасом |
3 группа – работа с компасом |
Схематическая зарисовка компаса |
Набор компасов иллюстрации видов компасов |
8. |
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звёздам, местным признакам и природным объектам |
1 |
25.09 |
Коррекция пространственного восприятия |
3 группа- работа по карточкам |
Упражнения в определении сторон горизонта |
иллюстрации |
9. |
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. |
1 |
01.10 |
Развитие долговременной памяти через практическую деятельность |
3 группа – работа с наглядностью |
Север- ММК юг-город восток-река Урал, гора Сосновая С-З гора Магнитная |
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упр-я в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу и по местным признакам.П.Р. |
10. |
Формы поверхности Земли. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. |
4ч |
02.10 |
Развитие мелкой моторики |
3 группа – работа с картинками |
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма,горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе. П.Р. |
|
11. |
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы |
08.10 |
Формировать представление об особенностях поверхности |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
Равнины- правый берег, холмистая повер хность вдоль р. Урал |
Презентация, индивидуальные задания |
|
12. |
Овраги, их образование. |
09.10 |
Развитие образной памяти |
3 группа – работа с иллюстрациями |
Овраги в п.Кара дырском. |
Моделирование из сырого песка оврага, иллюстрации |
|
13. |
Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов. |
15.10 |
Развивать словесно-логическую память |
3 группа – работа с карточками |
На л/б г.Сосновая, г.Магнитная |
Презентация |
|
Вода на Земле |
10ч. |
||||||
14. |
Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. |
16.10 |
Формировать бережное отношение к природе. |
3 группа – работа со схемой |
Зарисовка схем реки, озера |
||
15 |
Родник, его образование. |
22.10 |
Развитие мышления через подключение всех анализаторов |
3 группа – работа по шаблону |
Иллюстрации т. Родник и его образование |
||
16. |
Обобщающий урок |
23.10 |
Развитие памяти через работу с тестами |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
Индивидуальные задания |
||
II четверть- 15 ч. |
|||||||
17 |
Колодец. Водопровод. |
06.11 |
Развивать мышление через приёмы сравнения |
3 группа – работа с иллюстрациями |
Питьевая вода в коллективных садах города |
иллюстрации загадки |
|
18. |
Река, её части. Горные и равнинные реки. |
12.11 |
Развитие слухового восприятия |
3 группа – работа с рисунком |
Упражнения в определении направления течения реки |
Зарисовка частей реки |
|
19. |
Использование рек. |
13.11 |
Развитие пространственных представлений |
3 группа – работа с иллюстрациями |
Использование реки Урал |
иллюстрации |
|
20. |
Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. |
19.11 |
Развитие познавательных способностей |
3 группа – работа с иллюстрациями |
Верхнеуральское водохранилище |
иллюстрации |
|
21. |
Болота, их осушение. |
20.11 |
Развитие воображения |
3 группа – работа с карточками |
Охрана болот в Челябинской области |
т. Добыча торфа |
|
22. |
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. |
26.11 |
Коррекция пространственного восприятия |
3 группа – индивидуальные задания |
Презентация, индивидуальные задания |
||
23. |
Острова и полуострова. |
27.11 |
Развитие мышления через приёмы сравнения |
3 группа – зарисовка схемы |
Зарисовка схем |
иллюстрации |
|
24. |
Водоёмы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. |
03.12 |
Коррекция мышления через обобщения |
3 группа – работа с карточками |
Река Урал |
Показ на физичес.карте различных водоёмов |
|
План и карта |
9ч. |
||||||
25. |
Рисунок и план предмета |
04.12 |
Коррекция пространственной ориентации |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
План г. Магнитогорска |
т.Вид местности индивидуальное задание |
|
26. |
Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. |
10.12 |
Развитие опосредствованной памяти путём воображения |
3 группа – работа по шаблону |
Карта Челябинской области |
Карта России Карта полушарий шаблоны |
|
27. |
План класса |
11.12 |
Развитие зрительного восприятия через практическую работу |
3 группа – индивидуальное задание |
Вычерчивание простейшего плана |
Индивидуальное задание |
|
28. |
План школьного участка |
17.12 |
Коррекция памяти через практическую работу |
3 группа – работа с индивидуальным заданием |
Индивидуальное задание |
||
29. |
Условные знаки плана местности. |
18.12 |
Развитие образной памяти |
3 группа – работа по карточкам |
Изготовление таблицы условных знаков |
Топографическое лото |
|
30. |
План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. |
24.12 |
Развитие познавательных способностей |
3 группа – работа по шаблону |
Карта Челябинской области |
Карта России |
|
31 |
Обобщающий урок за II четверть |
25.12 |
Развитие познавательной активности через работу с тестами. |
3 группа – работа с индивидуальным заданием |
Индивидуальное задание |
||
III четверть - 19 часов |
|||||||
32 |
Условные цвета физической карты |
14.01 |
Развитие зрительного восприятия через практическую работу |
3 группа – работа с таблицей |
Карта России Карта полушарий Таблица условных цветов карты |
||
33 |
Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.) |
15.01 |
Развитие образной памяти |
3 группа – работа с таблицей |
Таблица условных знаков карты |
||
34 |
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. |
21.01 |
Коррекция мышления через обобщение |
3 группа – работа по карточкам |
Путешествие по нашей стране |
Карта России |
|
Земной шар |
14ч. |
||||||
35. |
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. |
22.01 |
Развитие пространственного восприятия |
3 группа – работа с карточками |
Изготовление из пластилина земного шара с обозначением полюсов и экватора |
Знакомство с последними публикациями об освоении космоса |
|
36 |
Планеты. |
28.01 |
Развитие воображения. Развитие творческих способностей. |
3 группа – творческая работа, составление макета Солнечной системы |
Изготовление макета планет Солнечной системы из картона и цветной бумаги. |
Таблица планет, картон, цветная бумага, клей, ножницы |
|
37 |
Земля-планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. |
29.01 |
Коррекция абстрактного мышления |
3 группа – работа с наглядностью |
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи |
Презентация |
|
38 |
Глобус- модель Земного шара. |
04.02 |
Пробуждать активность внимания |
3 группа – работа с глобусом, карточками |
Уральские горы на глобусе |
Глобус |
|
39 |
Физическая карта полушарий. |
05.02 |
Развитие пространственных представлений |
3 группа – работа с карточками |
Карта полушарий |
||
40 |
Распределение воды и суши на Земле |
11.02 |
Развитие глазомера через работу с картой и глобусом. |
3 группа – работа по шаблону |
Карта полушарий |
||
41 |
Океаны на глобусе и карте полушарий |
12.02 |
Развитие зрительного восприятия через работу с картой и глобусом. |
3 группа – работа с иллюстрациями |
Карта полушарий Глобус |
||
42 |
Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, С, Америка, Ю, Америка, Австралия, Антарктида). |
18.02 |
Развитие зрительного восприятия через работу с картой и глобусом. |
3 группа – работа с карточками, творческая работа (изготовление контура материков) |
Изготовление контуров материков |
Контуры материков |
|
43 |
Первые кругосветные путешествия |
19.02 |
Развитие пространственных представлений |
3 группа – работа с картой, иллюстрациями |
Портреты русских путешественников |
||
44 |
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). |
26.02 |
Коррекция памяти через подключение всех анализаторов. |
3 группа – индивидуальные задания |
Индивидуальные задания |
||
45 |
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. |
04.03 |
Развитие мышления через установление причинно-следственных связей |
3 группа – работа с карточками |
Тип климата в нашей местности |
||
46 |
Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. |
05.03 |
Развитие слухового и зрительного восприятия |
3 группа – работа по шаблону |
Времена года на Ю.Урале |
т. Пояса освещённости |
|
47 |
Природа тропического пояса. |
11.03 |
Развитие умения делать логические выводы |
3 группа – работа с иллюстрациями |
Природа Ю.Урала |
иллюстрации |
|
48 |
Природа умеренных и полярных поясов. |
12.03 |
Коррекция мышления через приёмы сравнения. |
3 группа – работа с иллюстрациями |
Растительный и животный мир нашей области |
иллюстрации |
|
Карта России |
20 |
||||||
49 |
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России- Москва. |
18.03 |
Развитие слухового и зрительного восприятия |
3 группа – работа с наглядностью |
Географическое положение нашей области |
Презентация «Карта России» |
|
50 |
Обобщающий урок за III четверть |
19.03 |
Развитие познавательной активности |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
Индивидуальные задания |
||
IV четверть - 18 часов |
|||||||
51 |
Границы России. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. |
01.04 |
Развитие пространственного восприятия |
3 группа – работа с наглядностью |
Презентация «Границы России» |
||
52 |
Моря Тихого и Атлантического океанов |
02.04 |
Развитие творческого воображения |
3 группа – работа по карточкам |
Презентация «Моря России» |
||
53 |
Острова и полуострова России |
08.04 |
Развитие умения ориентироваться при работе с картой |
3 группа – работа по картинкам |
Богатый остров |
||
54 |
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. |
09.04 |
Развивать умение решать познавательные задачи в ходе коллективной деятельности |
3 группа – работа с картой |
Поверхность Чел. области |
Упражнения в нахождении заданных форм поверхности |
|
55 |
Работа с контурными картами |
15.04 |
Развитие умения работы с контурной картой. |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
Индивидуальные задания |
||
56 |
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. |
16.04 |
Воспитание целенаправленного внимания |
3 группа – работа с карточками |
Наш Южный Урал |
||
57 |
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). |
22.04 |
Развитие полноты запоминания. |
3 группа – работа с наглядностью |
Виды полезных ископаемых на Ю.Урале |
Коллекция полезных ископаемых |
|
58 |
Работа с контурными картами |
23.04 |
Развитие умения работы с контурной картой. |
3 группа – работа с картой |
Контурные карты |
||
59 |
Река Волга с Окой и Камой. |
29.04 |
Расширение запаса представлений |
3 группа – работа по шаблону |
Показ на карте водоёмов |
||
60 |
Реки Сибири: Дон, Днепр, Урал |
30.04 |
Коррекция пространственной ориентации |
3 группа – работа с карточками |
Карточки |
||
61 |
Реки: Дон, Днепр, Урал. |
06.05 |
Коррекция пространственной ориентации |
3 группа – работа с наглядностью |
Верхнеуральское водохранилище |
||
62 |
Реки Лена и Амур |
07.05 |
Развитие умения ориентироваться при работе с картой |
3 группа – работа по шаблону |
|||
63 |
Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море. |
13.05 |
Развитие умения ориентироваться при работе с картой |
3 группа – работа с наглядностью |
Озёра в нашей области. |
Презентация «Озеро Байкал» |
|
64 |
Крупные города России. Москва, Санкт-Петербург. |
14.05 |
Развитие внимания через работу со слайдами |
3 группа – работа с наглядностью |
Презентация |
||
65 |
Крупные города Дальнего Востока |
20.05 |
Развитие долговрем памяти |
3 группа – работа с наглядностью |
|||
66 |
Наш край на физической карте России. |
21.05 |
Расширение словарного запаса |
3 группа – работа с наглядностью |
|||
67 68 |
Подготовка к контрольной работе Годовая контрольная работа |
27.05 28.05 |
3 группа – работа с карточками Работа с индивидуальными заданиями |
Карточки Индивидуальные задания |
Пояснительная записка. Социально – бытовая ориентировка (СБО)
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе, с формирования навыков самообслуживания – это важные направления обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека. Для освоения навыков самообслуживания ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР требуется специально организованное обучение.
Цель обучения: повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Основной задачей обучения навыкам является целенаправленная подготовка к жизни, снижению уровня опеки со стороны взрослых, для формирования максимального уровня самостоятельности. Необходимым условием является создание атмосферы доброжелательного общения, совместная с деятельность, соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность ребёнка, пресекается возможная агрессия.Особое внимание следует обратить на: самостоятельность в элементарных хозяйственно - бытовых делах, посильную помощь в уборке, умение ориентироваться в окружающей действительности, умение организовать свой досуг, развитие речи, отражение в словах и фразах своих действий.Овладение простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость «особого» ребёнка от окружающих, «работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Поэтому, формирование минимально необходимых жизненно - практических навыков должно быть особо значимым.
Календарно – тематическое планирование. СБО
№ п\п |
Тема уроков |
Кол-во часов |
Дата |
Методическое и дидактическое обеспечение |
Индивидуальная работа |
Коррекционная работа |
Региональный компонент |
||||||||||
1четверть- |
8ч. |
||||||||||||||||
1 |
Закаливание организма |
1 |
06.09 |
Таблицы, В/ф «Вырастай здоровым и ловким». Закаливание школьников». |
3 группа – работа с карточками |
Развитие внимания и памяти при просмотре фильма, активизация мышления на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. |
|||||||||||
2 |
Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы) Уход за ногами (уход за ногами и кожей ног) Профилактика грибковых заболеваний |
1 |
13.09 |
Таблица, картинки, маникюр, маникюрные наборы, крем для рук, мыло, гель для рук Таблица, педикюр, крем для ног, пилочки для ног, пемза противогрибковые препараты |
3 группа – работа с индивидуальным заданием |
Развитие логического мышления на основе упражнений в подборе средств и инструментов по уходу за руками. Формирование стойких гигиенических навыков. Развитие логического мышления на основе упражнений в подборе средств и инструментов по уходу за ногами. Формирование стойких гигиенических навыков. |
|||||||||||
3 |
Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц, крючков и петель, вешалок. Зашивание распоровшегося шва. |
1 |
20.09 |
Таблицы, плакаты по ТБ, нитки, пуговицы, иголки, крючки, вешалки, ткань. Таблица, брюки, юбки, нитки, иголки, плакаты по ТБ, технологические карты. |
3 группа – работа с индивидуальным заданием |
Развитие слухового и зрительного восприятия |
|||||||||||
4 |
Правила и приемы стирки изделий из цветных х/б тканей. Стирка изделий из цветных х/б тканей, из шелковых тканей |
1 |
27.09 |
Таблицы, плакаты по ТБ, технологические карты, набор моющих средств, носовые платки, косынки, салфетки. |
3 группа – работа по карточкам |
Развитие познавательной активности |
|||||||||||
5 |
Утюжка фартуков, косынок, салфеток и др. |
1 |
04.10 |
Плакат по ТБ, технологические карты, носовые платки, салфетки, косынки,глад.доски, утюги, пульверизаторы. |
3 группа – работа с индивидуальным заданием |
Развитие мелкой моторики |
|||||||||||
6 |
ПИТАНИЕ-6 ч. Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи. |
1 |
11.10 |
Таблица, кухонное оборудование, посуда, холодильник. Тесты |
3 группа – работа по карточкам |
Развитие пространственного восприятия |
|||||||||||
7 |
Приготовление пищи. Ужин. Приготовление блюд из круп |
1 |
18.10 |
Таблица, плакат по ТБ, технологические карты, рецепты, приготовление блюд из круп |
3 группа – работа с наглядностью |
Развитие творческого восприятия |
|||||||||||
8 |
Приготовление простейших блюд из макаронных изделий. |
1 |
25.10 |
3 группа работа по карточкам |
Развития самостоятельности |
||||||||||||
2 четверть- 8 ч. |
|||||||||||||||||
9 |
Приготовление блюд из молока и молочных продуктов. |
1 |
08.11 |
Таблица, плакат по ТБ, технологические карты, кухонное оборудование, посуда, продукты. |
3 группа – работа с картинками |
Развитие мелкой и крупной моторики |
|||||||||||
10 |
Приготовление блюд из картофеля и других овощей |
1 |
15.11 |
Таблица, плакат по ТБ, технологические карты, кухонное оборудование, посуда, продукты. |
3 группа – работа с иллюстрациями |
Развитие пространственного восприятия |
|||||||||||
11 |
Сервировка стола к ужину Обобщающий урок. Тест. |
1 |
22.11 |
Таблица, разные виды чая, чайная посуда. Иллюстрации |
3 группа – работа по шаблону |
Развитие самостоятельности |
|||||||||||
Семья. |
2ч |
||||||||||||||||
12 |
Состав семьи учащихся: имена, отчества, возраст, место работы членов семьи. Родственные отношения |
1 |
29.11 |
Таблицы, Презентации |
3 группа – работа с таблицей |
Развитие мелкой моторики Развитие самостоятельности |
|||||||||||
13 |
Личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи. |
1 |
06.12 |
Таблица, Иллюстрации |
3 группа – работа с таблицей. |
Расширение представлений и обогащение словаря |
|||||||||||
Культура поведения – 3часа. |
|||||||||||||||||
14 |
Правила поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, музей, библиотека) |
1 |
13.12 |
Таблица, Иллюстрации |
3 группа – работа по карточкам |
Развитие навыков запоминания и воспроизведения |
|||||||||||
15 16 |
Правила безопасности при посещении массовых мероприятий Правила поведения на каникулах |
1 1 |
20.12 27.12 |
Иллюстрации Презентации |
3 группа – работа по индивидуальным заданиям 3 группа – работа с наглядностью |
Развитие долговременной памяти |
|||||||||||
3 четверть 11ч |
|||||||||||||||||
Жилище – 4ч |
|||||||||||||||||
17 |
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные правила организации рабочего места школьника. |
1 |
10.01 |
Таблицы, Иллюстрации моющие средства, инвентарь. |
3 группа – работа по карточкам |
Развитие мелкой моторики |
|||||||||||
18 |
Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная). Пылесос. |
1 |
17.01 |
Таблица, образцы покрытий, средства по уходу за мебелью, инвентарь, пылесос |
3 группа – индивидуальное задание |
Развитие самостоятельности |
|||||||||||
19 |
Комнатные растения Уход за комнатными растениями |
1 |
24.01 |
Таблицы, комнатные растения, лейка, пульверизатор |
3 группа – практическое задание |
Развитие самостоятельности |
|||||||||||
20 |
Уход за полом. Средства по уходу за полом |
1 |
31.01 |
Таблица, сюжет. картинки, образцы инвентаря Ведра, тряпки, швабры, средства по уходу за полом |
3 группа – индивидуальное задание. |
Развитие пространственного восприятия |
|||||||||||
ТРАНСПОРТ |
3ч |
||||||||||||||||
21 |
Основные транспортные средства. Пользование городским транспортом. |
1 |
07.02 |
Карточки с видами городского транспорта, карта движения городского транспорта. |
3 группа – работа по карточкам |
Развитие мелкой моторики |
|||||||||||
22 |
Наиболее рациональные маршруты передвижения по городу. |
1 |
14.02 |
Карта движения городского транспорта, образцы билетов, проездных билетов. |
3 группа – работа с наглядностью |
Развитие крупной моторики |
|||||||||||
23 |
Пригородные поезда. Расписание направления, зоны. Приобретение билетов на пригородные поезда. |
1 |
21.02 |
Расписание движения пригородных поездов со станции Магнитогорск. |
3 группа – работа по группам |
||||||||||||
Торговля – 3 часа |
|||||||||||||||||
24 |
Продовольственные магазины. Специализированные продовольственные магазины |
1 |
28.02 |
Информационные стенды. |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
Коррекция внимания через практическую работу. Развитие мелкой моторики. Развитие пространственного восприятия. |
|||||||||||
25 |
Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товаров |
1 |
07.03 |
Таблицы, карточки, образцы чеков. |
3 группа – работа по шаблону |
Развитие познавательных способностей |
|||||||||||
26 |
Обобщающий урок по теме «Торговля» |
1 |
14.03 |
Индивидуальные задания |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
Развивать умения анализировать изучаемый материал Коррекция памяти через неоднократное повторение |
|||||||||||
27 |
Средства связи |
3 ч |
|||||||||||||||
Основные средства связи, их назначение. ( почта, телефон, телеграф, компьютер). |
1ч. |
21.03 |
Таблицы, картинки, посылки, бандероли, конверты, образцы заполнения бланков, телеграммы. |
3 группа – работа с карточками |
Развитие мелкой моторики |
||||||||||||
4 четверть |
8 ч. |
||||||||||||||||
28 |
Виды писем. Порядок отправления писем различных видов, стоимость пересылки |
1 |
04.04 |
Таблицы, Иллюстрации конверты, разные виды писем. |
3 группа – работа с иллюстрациями |
Развитие пространственного восприятия |
|||||||||||
29 |
Телеграф. Виды телеграфных услуг. Тарифы. Заполнение телеграфных бланков. Составление текстов телеграмм. |
1 |
11.04 |
Таблицы, образцы заполнения бланков телеграмм. |
3 группа – работа с таблицей |
Развитие крупной моторики |
|||||||||||
Медицинская помощь – 3 ч. |
|||||||||||||||||
30 |
Медицинские учреждения, их назначение Работники медицинских учреждений |
1 |
18.04 |
Таблицы, Иллюстрации Врач, медсестра, санитарка, терапевт, хирург, педиатр, стоматолог |
3 группа – работа с таблицей. |
Коррекция пространственной ориентации |
|||||||||||
31 |
Работники медицинских учреждений |
1 |
25.04 |
Врач, медсестра, санитарка, терапевт, хирург, педиатр, стоматолог |
3 группа – работа с наглядностью |
Развитие умения работать по плану |
|||||||||||
32 |
Виды медицинской помощи. Использование разных видов медицинской помощи. Вызов «скорой помощи» и врача на дом |
1 |
02.05 |
Таблица, Иллюстрации |
3 группа – работа с иллюстрацией |
Развитие полноты запоминания |
|||||||||||
33 |
Дошкольные учреждения, их назначения |
1 |
16.05 |
3 группа – индивидуальное задание |
Коррекция памяти |
||||||||||||
34 |
Учреждения дополнительного образования |
1 |
23.05 |
3 группа – работа с таблицей |
Коррекция навыков соотносительного анализа |
||||||||||||
35 |
Обобщающий урок |
1 |
30.05 |
3 группа – работа с индивидуальными заданиями |
Развитие мышления через практическую работу |
Контрольно-измерительные материалы, используемые для организации текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых (предметных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Обучение ребенка с умеренной, выраженной умственной отсталостью или тяжелыми и множественными нарушениями в развитии по варианту 2 АООП не предполагает использования оценочной системы. Перевод обучающегося в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту.
Текущая оценка обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.
При оценке необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка, например:
$1ü «выполняет действие самостоятельно» (с),
$1ü «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной)(и),
$1ü «выполняет действие по образцу»(о),
$1ü «выполняет действие с частичной физической помощью»(п),
$1ü «выполняет действие со значительной физической помощью»(пп),
$1ü «действие не выполняет»(!);
$1ü «узнает объект»(у),
$1ü «не всегда узнает объект»(нву),
$1ü «не узнает объект»(н);
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. В организации аттестации обучающихся принимает участие экспертная группа, объединяющая разных специалистов осуществляющих процесс образования и развития ребенка (ПМПк)
К процессу аттестации обучающегося желательно (по возможности) привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности, характеризующая наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями ребенка. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
$1· что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
$1* что из полученных знаний и умений он применяет напрактике,
$1* насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:«выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших АООП, соразмерно индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям, отраженным в специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Существенное изменение содержания образования – максимально расширяется компонент «жизненной компетенции», но «академический» компонент сохраняется в объеме, соответствующим индивидуальным возможностям ребенка.
Оценка результатов выполнения СИПР по каждой внесенной в нее задаче позволяет составить подробную характеристику развития ребёнка, а их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции.