Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для учащихся VIII вида

2
0
Материал опубликован 20 November 2018 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

Утверждаю: Согласовано: Согласовано:

Директор МОУ Зам. Директора по УВР Руководитель МО МОУ «С(К)ОШИ №

«С(К)ОШИ №» _______________________________________

_______________ ___________________ ___________________________________

 

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)

Учащихся:

Учитель:

Епифанцева Татьяна Васильевна

Структура индивидуальной программы развития

Пояснительная записка к индивидуальной программе

Сведения о ребенке

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

Пояснительная записка. Биология

Календарно – тематический план. Биология

Пояснительная записка. География

Календарно – тематический план. География

Пояснительная записка. СБО

Календарно – тематический план. СБО

Пояснительная записка к индивидуальной программе

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися имеющих среднюю и тяжёлую умственную отсталость.

 СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ». МОУ СКОШИ № 52 г. Магнитогорска.

Программа СИПР составлена по следующим предметам:

Биология

География

Социально – бытовая ориентировка (СБО)

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья.  Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.  

Обоснование актуальности

Учитывая психофизические отклонения (недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи), а также несформированность навыков социального поведения, диагноз умеренная и тяжелая умственная отсталость, обучаемому рекомендовано индивидуальный план обучения по предметам.

Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер.

Цель и задачи курса

Цель данного курса состоит в максимальном включении обучающейся в образовательный процесс, в формировании доступных ей видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по программе должна стать социально-бытовая адаптация ребенка, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.

Приоритетными задачами коррекционной работы являются:

-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

-формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

-развитие творческих умений средствами игровой деятельности;

-воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;

-формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;

-развивать восприятие, память, внимание;

-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;

-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.

-формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.

-продолжать эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие;

Нормативно- правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации СИПР:

- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован 3 февраля 2015 года №35850;

- Федеральные Государственные стандарты второго поколения;

 - Конвенция о правах ребёнка;

 -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" 
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528)

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1015 г.Москва

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  -Устав школы и локальные акты;

 -Лицензия образовательного учреждения.

Ожидаемые личностные результаты:

1.   Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2  Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребенка с педагогом;

3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4.   Формирование уважительного отношения к окружающим;

5.   Овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;

6. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7.  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9.  Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин. На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Сведения о ребёнке

Ф.И.О

Дата рождения:

Домашний адрес:

Сведения о семье: Воспитывается в семье с мамой и отчимом, является единственным ребенком в семье, семья проживает в двухкомнатной квартире, в городских условиях.

Выписка из анамнеза: F71синдром Дауна. Системное недоразвитие речи.

Составляя индивидуальную программу, я учитывала все особенности данного ребенка: умеренная умственная отсталость, синдром дауна, системное недоразвитие речи. Способен удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, плохо сформированыграфомоторные умения. Может переписать текст только по обводке.

Зрительно-двигательная координация не сформирована.

Обращённую речь понимает на узко - бытовом уровне, понимает назначение предметов повседневной жизни, реагирует на своё имя и фамилию. Говорит отдельные слова или элементарные предложения. Использует невербальные средства общения: мимику, жесты, позу. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Очень слабо удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат. В тоже время радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.). Навыки социального поведения не сформированы.

Ф.И.О

Дата рождения:

Домашний адрес:

Сведения о семье:

Выписка из анамнеза: F71 синдром Дауна. Системное недоразвитие речи тяжелой степени.

Составляя индивидуальную программу, я учитывала все особенности данного ребенка: умеренная умственная отсталость, синдром Дауна, синдром недоразвитие речи. Движения плохо координированы, особенно совместные движения рук и ног. Способна удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Не может самостоятельно выполнить пальчиковую гимнастику.

Зрительно-двигательная координация не сформирована.

   Ребёнок эмоционально не устойчив, капризен. В течение дня заметны колебания настроения    Обращённую речь понимает на узко - бытовом уровне, не понимает назначение предметов повседневной жизни, реагирует только на своё имя. Для общения с окружающим миром использует только несколько звуков: МА, АМ. Использует невербальные средства общения: мимику, жесты, позу. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия затруднены. Очень слабо удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат. Похвале взрослого радуется.

   Навыки социального поведения не сформированы.

Психолого – педагогическая характеристика обучающегося:

– умеренная умственная отсталость.

Состояние речи ребёнка:

нарушение структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. - Понимание обращённой речи ограниченно и связано только с личным опытом. - Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных возможностей. Психологические особенности ученика: - Значительно снижен объём произвольного внимания. - Слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения. - Низкий уровень эмоциональной устойчивости. - Преобладает наглядно-действенный тип мышления. - Трудности формирования учебных умений и навыков

Психолого – педагогическая характеристика обучающегося:

– умеренная умственная отсталость.

- Понимание обращённой речи ограниченно и связано только с личным опытом.

- Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных возможностей.

Психологические особенности ученика:

- Значительно снижен объём произвольного внимания.

- Слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения.

- Низкий уровень эмоциональной устойчивости.

- Преобладает наглядно-действенный тип мышления.

- Трудности формирования учебных умений и навыков.

Особенности межличностного взаимодействия.

-Значительные трудности продуктивного взаимодействия из-за того, что ребенок часто не принимает помощь.

-Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности, которая приводит к отказу от выполнения задания и заторможенности.

-Существенное снижение устойчивой работоспособности.

3. Биология. Пояснительнаязаписка.

Важным аспектом обучения   детей   с умственной отсталостью   является   расширение   представлений об окружающем       их   природном   мире.   Подобранный   программный   материал    по   предмету«Биология» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений у детей с УО должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).

Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.

Одним из специальных разделов, обеспечивающих получение ребенком систематических знаний, является ознакомление с окружающим. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда   онибудут получать не отдельные знания о предмете, а определенную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимость той или иной области действительности, что способствует умственному развитию детей, в том числе развитию и формированию речи.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, то есть совершенствует его сенсорную сферу: учит его быть внимательным к тому, что его окружает, учит его правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы можем создать чувственную основу для слова и подготовить ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).

На 5-ом году обучения в содержание работы входит пробуждение и развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В целом в этот период идет накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы, при этом задачи ограничиваются узнаванием, различением, называнием некоторых конкретных растений; животных в наглядных фактах и явлениях. Это объекты природы из ближайшего окружения детей.

Начиная   с   6 го   года    обучения, становится    возможным    формирование    у детей представлений об особенностях объектов природы, (об особенностях внешнего вида), доступны знания о некоторых сезонных проявлениях вприроде.

7-й год обучения - накопленные в предыдущих годах представления позволяют перейти к некоторой систематизации знаний, установлению различия и сходства объектов, классификации по разным основаниям (например, "дикие" и "домашние" животные). Делаются элементарные обобщения, высказываются суждения, формируются понятия о временах года и их смене. Происходит совершенствование умений, используются знания в решении знакомых и новых учебных задач в условиях разной предметно-практической деятельности и труда в природе.

8-й год обучения - формируется представление о связях и взаимозависимостях в природе, о взаимообусловленности явлений. Учат детей делать выводы на основе наблюдений. Происходит совершенствование умений, используются знания в решении знакомых и новых учебных задач в условиях разной предметно-практической деятельности и труда в природе.

Таким образом, изучение специфики формирования представлений об окружающем мире школьников с умственной отсталостью позволяет нам сделать вывод о том, что современная коррекционная педагогика уделяет значительное внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.


Календарно – тематическое планирование. Биология 6 класс.

№ п/п

Тема урока

Часы

Дата

Коррекционная работа

Индивидуальная работа

Региональный компонент

Методическое и дидактическое обеспечение

1 четверть- 16 часов

1

Введение

Живая и неживая

природа.

03.09

Знакомство с понятиями: «Живая и неживая природа». Развитие пространственного восприятия

3 группа- Работа по карточкам

Природные явления на Ю. Урале.

Иллюстрации с

телами живой и

неживой природы.

2

Твердые тела, жидкости

и газы.

07.09

Коррекция пространственной ориентации.

3 группа- Работа по картинкам

 

Иллюстрации с различными телами

3

Для чего нужно изучать природу.

10.09

Развитие внимания. Развитие мелкой моторики

3 группа- Работа по шаблону

Использование природы для улучшения жизни

Презентация "Для чего нужно изучать природу"

4

Вода

14.09

Развитие

мышления через

использование

развивающих

заданий.

3 группа – работа с иллюстрацией

р.к. Водоемы

Челябинской

области

Презентация "Вода"

5

Вода- жидкость.

Свойства воды.

17.09

Развитие зрительного восприятия через практическую работу. Развитие межпредметных связей.

3 группа – работа по карточкам.

 

Презентация

«Вода и её свойства

Пр. р. Опыт «Непостоянство формы» (переливаем воду в различную посуду)

Опыт «Определение текучести»

6

Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры- градус

21.09

Коррекция памяти через практическую работу

3 группа – работа с наглядностью, по карточкам

Измерение температуры питьевой воды, используемой для мытья посуды

Практическая работа по измерению температуры холодной, горячей, тёплой воды

7

Расширение воды

при нагревании и сжатие при охлаждении.

24.09

Развитие долговременной памяти через подключение всех анализаторов.

3 группа – работа в парах

 

Презентация

«Вода и её свойства

8

Расширение воды при замерзании.

28.09

Развитие мышления через приемы сравнения.

3 группа – работа в парах

 

Презентация

9

Лёд- твёрдое тело

01.10

Развивать навыки запоминания и воспроизведения нового материала

3 группа – работа с наглядностью

Хладокомбинаты нашего города

Презентация

10

Превращение воды в пар.

Кипение воды.

05.10

Развивать наблюдательность, умение делать выводы при просмотре опыта. Развитие мелкой моторики

3 группа – работа по карточкам.

 

Видеофрагмент «Кипение воды»

11

Три состояния воды в природе.

Круговорот воды в природе.

08.10

Развитие

долговременной памяти через подключение всех анализаторов

3 группа – работа по иллюстрациям


 

Природные явления на Ю.Урале.

Иллюстрации

Презентация «Три состояния воды в природе»

12

Свойства воды

12.10

Коррекция зрительного восприятия

3 группа – работа в группах с карточками.

 

Пробирки с не-растворимыми и

растворимыми

веществами

13

Водные растворы

15.10

Развитие навыков

соотносительного

анализа

3 группа- работа по шаблону

Работа прачечных в городе

Пробирки с не-растворимыми и

растворимыми

веществами

14

Пресная и морская вода

19.10

Развивать умение делать выводы

3 группа –работа с картинками

Озеро Солёное

колбы

пробирки

фильтры

соль морской воды

15

Нерастворимые в воде вещества

22.10

Расширение запаса представлений

3 группа – работа по индивидуальным заданиям

 

Индивидуальные задания

16

Что мы узнали о воде.

26.10

Развитие самостоятельности. Развитие мелкой моторики.

3 группа – работа по индивидуальным заданиям

 

Индивидуальные задания

2 четверть - 15 часов

17

Растворимые вещества в воде

09.11

Развитие зрительного восприятия через практическую работу

3 группа – работа с наглядностью

Очистные сооружения в городе Магнитогорске

Практическая работа: «Растворимые в воде вещества»

18

Нерастворимые вещества в воде: песок, мел

12.11

Развитие пространственных представлений.

Расширение словарного запаса

3 группа – практическая работа

Водонапорные башни в городе.

Охрана воды в нашем городе

Иллюстрация колодцев

Презентация

«Нерастворимые вещества»

19

Воздух

16.11

Развитие мышления через сравнение и через проведение опыта

3 группа – практическая работа, работа с карточками

Загрязнение воздуха в нашем городе

Опыт по обнаружению воздуха

20

Теплопроводность воздуха.

19.11

Развитие мышления,

внимания, памяти

3 группа- работа по шаблону

 

Демонстрация опыта:

Воздух -плохой проводник тепла.

21

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

23.11

Развитие произвольного внимания при наблюдении опыта, связной речи пр составлении описания опыта

3 группа – работа по карточкам

 

Демонстрация опыта:

Расширение воздуха при нагревании и

сжатие

при охлаждении.

22

Тёплый воздух и холодный воздух

Движение воздуха.

26.11

Коррекция внимания через практическую работу. Развитие мелкой моторики. Развитие пространственного восприятия.

3 группа – работа по шаблону

 

Практическая работа

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Практическая работа Наблюдения за отклонением пламени свечи.

23

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот

30.11

Развитие

познавательных

способностей

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

 

Опыт. Определение состава воздуха.

24

Кислород и его значение

03.12

Развивать умения анализировать изучаемый материал

Коррекция памяти через неоднократное повторение

3 группа – работа по шаблону

Применение кислорода на ММК

и других предприятиях

Применение кислорода в медицинских учреждениях

Опыт. Получение кислорода.

25

Углекислый газ и его свойства

07.12

Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала

3 группа – работа по шаблону

Ледовый Дворец в городе

Опыт.

Получение углекислого газа.

26

Применение углекислого газа при тушении пожара

10.12

Коррекция слухового восприятия

3 группа – работа по картинкам

Пожарные службы нашего города

Презентация «Тушение пожара»

27

Чистый и загрязнённый воздух.

14.12

Систематизировать и закрепить знания свойств воздуха, его значения для всего живого.

3 группа – работа по алгоритму

Загрязнение воздуха в Челябинской области

Презентация

Экологические проблемы»

28

Значение воздуха

17.12

Развивать умение давать ответы по ходу урока

3 группа – работа по словесной инструкции

Охрана воздуха в нашем городе

Охрана воздуха в нашей области

Применение кислорода на ММК

и других предприятиях

Применение кислорода в медицинских учреждениях

29

Обобщающий урок по теме «Воздух»

21.12

Проверка уровня усвоения материала:

знания основных свойств воздуха

Развитие самостоятельности

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

Проверка знаний учащихся.

Индивидуальные задания

30

Полезные ископаемые и их значение

24.12

Развитие умения работать с раздаточным материалом

3 группа – работа по шаблону

Месторождения полезных ископаемых на Урале.

Презентация

«Полезные ископаемые»

31

Итоговый урок по теме «Вода и воздух»

28.12

Коррекция пространственной ориентации

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

 

Индивидуальные задания

3 четверть- 19 часов

32

Известняк

Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

11.01

Коррекция

пространственной

ориентации.

3 группа – работа по шаблону

Известковый карьер в п. Агаповка

Иллюстрации раздаточный материал Коллекция полезных ископаемых «Известняк»

Презентация

«Полезные ископаемые»

33

Песок и глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

14.01

Развитие зрительного восприятия через практическую работу

3 группа – работа по картинкам

Цементный завод кирпичный завод Стекольный цех на ММК

Иллюстрации раздаточный материал Коллекция полезных ископаемых «Песок и

глина»

Презентация

«Полезные ископаемые»

34

Горючие полезные ископаемые.

18.01

Развитие мышления через практическую работу

3 группа – практическая работа

Болота нашей области с

отложениями торфа.

Иллюстрации раздаточный материал коллекция полезных ископаемых «Торф»

Презентация

«Полезные ископаемые». Практическая работа

35

Образование торфа, добыча, использование.

21.01

Коррекция воображения

3 группа – работа по картинкам

Болота нашей области с

отложениями торфа.

Опасность разведения костра на торфянике: провалы, едкий дым.

Иллюстрации

Презентация

«Полезные ископаемые»

36

Каменный уголь, свойства.

25.01

Развитие умения делать

сравнительную характеристику

3 группа – работа по шаблону

Залежи каменного угля в Челябинской области

Иллюстрации раздаточный материал Коллекция полезных ископаемых

37

Добыча и использование каменного угля.

28.01

Коррекция речи, обогащение словаря.

3 группа – работа с карточками

Коркинский и Копейский угольные бассейны

Презентация "Полезные ископаемые"

38

Нефть. Внешний вид и свойства.

01.02

Коррекция

познавательных

интересов

3 группа – работа по шаблону

 

Иллюстрации раздаточный материал Коллекция полезных ископаемых «Нефть»

Презентация

«Нефть и газ»

39

Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин: и другие материалы.

04.02

Развитие воображения

3 группа – работа в группах

 

Коллекция полезных ископаемых «Продукты переработки нефти»

Презентация

«Нефть и газ»

40

Природный газ. Свойства газа.

08.02

Коррекция памяти

через подключение всех анализаторов

3 группа – работа с карточками

Памятка «Обращение с газом»

Презентация

«Нефть и газ»

41

Добыча и использование Правила обращения с газом в быту.

11.02

Расширение запаса представлений.

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

Правила вызова аварийной службы.

Памятка «Правила обращения с газом»

42

Калийная соль

Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

15.02

Развитие познавательных интересов

3 группа – работа по шаблону

Использование минеральных удобрений на садовых участках горожан.

Иллюстрации раздаточный материалов Коллекция полезных ископаемых «Минеральные удобрения»

43

Фосфориты

Внешний вид и свойства.

18.02

Развивать умения

давать ответы на поставленные вопросы

3 группа – работа по карточкам

Использование минеральных удобрений на садовых участках горожан.

Иллюстрации раздаточный материалов Коллекция полезных ископаемых

«Фосфориты»

44

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов

Железная и медная руда. Внешний вид и свойства.

Железные руды

22.02

Развитие мелкой моторики

Развитие самостоятельности

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

Месторождение магнитного железняка в Магнитогорске

Коллекция руд.

45

Получение чёрных металлов из металлических руд. Получение чугуна, стали.

Чёрные металлы. Чугун. Сталь

01.03

Расширение представлений и обогащение словаря

3 группа – работа по алгоритму

Магнитогорский металлургический комбинат

Коллекция «Металлы»

46

Получение цветных металлов из металлических руд.

Медная и аллюминиевая руды

04.03

Коррекция зрительного восприятия

3 группа – работа по иллюстрациям

Медоносный пояс Урала ( Верхне-Уральский и Нагайбакский районы)

Коллекция «Металлы»

47

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.

11.03

Развитие навыков запоминания и воспроизведения

3 группа – работа в группах

Бережное использование и добыча полезных ископаемых без потерь

Презентация

48

Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые»

15.03

Развитие долговременной памяти

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

 

Индивидуальные задания

49

Почва- верхний и плодородный слой земли.

18.03

Развитие мышления через сравнение

3 группа – работа с карточками

Почвы нашего края

Иллюстрации

Презентация «Почвы»

50

Контрольная работа за III четверть

1

22.03

Развитие познавательных процессов

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

 

Индивидуальные задания

4 четверть- 16 часов

51

Минеральная и органическая часть почвы

01.04

Коррекция пространственной ориентации

3 группа – работа по карточкам

минеральная

органическая

перегной

песок

глина

 

52

Перегной- органическая часть почвы.

05.04

Развитие умения работать по плану

3 группа – работа по шаблону

Перегной

Опыт. Обнаружение перегноя в почве.

53

Глина и песок - минеральная часть почвы.

08.04

Развитие

полноты запоминания

3 группа – работа с наглядностью

Подземные воды

Глина, песок и минеральные соли

Опыт.

Обнаружение песка и глины в почве.

54

Виды почв

12.04

Коррекция памяти

3 группа – работа с иллюстрациями

чернозёмные

подзолистые

серые лесные

Опыт, иллюстрации «Виды почв»

55

Песчаные и глинистые почвы.

15.04

Коррекция навыков соотносительного анализа

3 группа – работа с карточками

Песок

глина

Опыт.

Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать её.

56

Сравнение песка и песчаной почвы

19.04

Развитие мышления через практическую работу

3 группа – задания на сравнения

Испарение

рыхлый

уплотнённый

Опыт.

Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать её.

57

Сравнение глины и глинистых почв.

22.04

 

3 группа – работа с карточками

Плотная

Твёрдая

Коричневая

рыжеватая

Коллекция почв

58

Основное свойство почвы- плодородие.

26.04

Формирование обобщений через анализ

3 группа – работа в группах

плодородие

Коллекция почв

59

Местные типы почв: название, краткая характеристика.

29.04

Коррекция

познавательных способностей в процессе усвоения знаний

3 группа – работа по шаблону

Чернозёмные

Глинистые

песчаные

Коллекция почв

60

Обработка почвы: вспашка, боронование.

06.05

Учить применять полученные навыки в практической работе

3 группа – работа с наглядностью

Вспашка

боронование

лущильники

плуги

Коллекция почв

61

Значение почвы в народном хозяйстве.

13.05

Развитие умения делать выводы

3 группа – работа по карточкам

Овраги

полезащитные полосы

Коллекция почв

62

Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

17.05

Развитие пространственного восприятия. Развитие умения воспринимать услышанное

3 группа – работа по словесной инструкции

Разрушение

Размыв водой

Посадка кустарников

Коллекция почв

63

Обобщающий урок по теме «Почва».

20.05

Развитие долговременной памяти

3 группа – работа с наглядностью

 

Коллекция почв

64

Экскурсия к почвенным обнажениям

24.05

Учить применять полученные навыки в практической работе

3 группа – работа с наглядностью

 

Коллекция почв

65

Повторение.

27.05

Развитие мелкой моторики

3 группа – работа по карточкам

 

Повторение

66

Обобщающий урок

31.05

Развитие мелкой моторики, самостоятельности

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

 

Индивидуальные задания


 

География. Пояснительная записка.

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенокполучает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), оцикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима),суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общиезакономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразиемрастительного и животного мира, получает представления о среде обитанияживотных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др.

Цель обучения – формирование представлений о неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

Содержание.

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

Ожидаемые результаты

Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы;

представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека; умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

Элементарные представления о течении времени: умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года;

представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

Календарно – тематическое планирование. География

п/п

Темаурока

Часы

Дата

Коррекционная

работа

Индивидуальная работа

Региональный

компонент

Методическое

и дидактическое

обеспечение

1 четверть 16 часов

1.

Введение.

География – наука о природе Земли

4

1

3.09

Пробуждать активность внимания, развитие мелкой моторики

3 группа- работа по карточкам

Наш город на карте России

Знакомство с новым предметом, карточки

2.

Солнце и погода

1

4.09

Коррекция пространственного восприятия

3 группа – работа по образцу

Времена года на Урале

Знакомство и работа с календарём погоды

3.

Опасные природные

явления в атмосфере, меры

предосторожности.

1

10.09

Работа над развитием воображения

3 группа – работа с индивидуальным заданием

Правила поведения во время грозы

т. явления природы

иллюстрации

4.

Географические сведения о своей местности.

1

11.09

Развивать познавательный интерес учащихся

 

Занятия населения нашего города

 

5.

Ориентирование на местности.

Горизонт. Линия горизонта.

5ч.

1

17.09

Учить делать выводы, опираясь на собственные наблюдения

3 группа – работа по карточкам

Зарисовка линии, сторон горизонта

Презентация

«Ориентирование»

6.

Стороны горизонта.

1

18.09

Учить детей наблюдать, рассуждать. Делать выводы

3 группа – работа с наглядностью

Север- ММК

юг-город

восток-река Урал,

гора Сосновая

С-З гора Магнитная

Презентация

«Ориентирование»

7.

Компас и правила пользования им.

1

24.09

Развитие зрительного восприятия через работу с компасом

3 группа – работа с компасом

Схематическая зарисовка компаса

Набор компасов

иллюстрации видов компасов

8.

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звёздам, местным признакам и

природным объектам

1

25.09

Коррекция пространственного восприятия

3 группа- работа по карточкам

Упражнения в определении сторон горизонта

иллюстрации

9.

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных

направлениях.

1

01.10

Развитие долговременной

памяти через

практическую деятельность

3 группа – работа с наглядностью

Север- ММК

юг-город

восток-река Урал,

гора Сосновая

С-З гора Магнитная

Зарисовка линии, сторон горизонта.

Схематическая зарисовка компаса.

Упр-я в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу и по местным признакам.П.Р.

10.

Формы поверхности Земли.

Экскурсия

для ознакомления с формами рельефа своей местности.

02.10

Развитие мелкой моторики

3 группа – работа с картинками

 

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма,горы, оврага, вулкана.

Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе. П.Р.

11.

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы

 

08.10

Формировать представление об особенностях поверхности

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

Равнины- правый берег,

холмистая повер

хность

вдоль р. Урал

Презентация, индивидуальные задания

12.

Овраги, их образование.

 

09.10

Развитие образной памяти

3 группа – работа с иллюстрациями

Овраги в п.Кара

дырском.

Моделирование из сырого песка оврага, иллюстрации

13.

Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.

 

15.10

Развивать словесно-логическую память

3 группа – работа с карточками

На л/б

г.Сосновая,

г.Магнитная

Презентация

 

Вода на Земле

10ч.

         

14.

Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе.

 

16.10

Формировать бережное отношение к природе.

3 группа – работа со схемой

 

Зарисовка схем реки, озера

15

Родник, его образование.

 

22.10

Развитие мышления через подключение всех анализаторов

3 группа – работа по шаблону

 

Иллюстрации

т. Родник и его образование

16.

Обобщающий урок

 

23.10

Развитие памяти через работу с тестами

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

 

Индивидуальные задания

II четверть- 15 ч.

17

Колодец. Водопровод.

 

06.11

Развивать мышление через приёмы сравнения

3 группа – работа с иллюстрациями

Питьевая вода в коллективных садах города

иллюстрации

загадки

18.

Река, её части. Горные и равнинные реки.

 

12.11

Развитие слухового восприятия

3 группа – работа с рисунком

Упражнения в определении направления течения реки

Зарисовка частей реки

19.

Использование рек.

 

13.11

Развитие пространственных представлений

3 группа – работа с иллюстрациями

Использование реки Урал

иллюстрации

20.

Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

 

19.11

Развитие познавательных способностей

3 группа – работа с иллюстрациями

Верхнеуральское

водохранилище

иллюстрации

21.

Болота, их осушение.

 

20.11

Развитие воображения

3 группа – работа с карточками

Охрана болот в Челябинской области

т. Добыча торфа

22.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.

 

26.11

Коррекция пространственного восприятия

3 группа – индивидуальные задания

 

Презентация, индивидуальные задания

23.

Острова и полуострова.

 

27.11

Развитие мышления через приёмы сравнения

3 группа – зарисовка схемы

Зарисовка схем

иллюстрации

24.

Водоёмы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.

 

03.12

Коррекция мышления через обобщения

3 группа – работа с карточками

Река Урал

Показ на физичес.карте различных водоёмов

 

План и карта

9ч.

         

25.

Рисунок и план предмета

 

04.12

Коррекция пространственной ориентации

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

План г.

Магнитогорска

т.Вид местности

индивидуальное задание

26.

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.

 

10.12

Развитие опосредствованной памяти путём воображения

3 группа – работа по шаблону

Карта Челябинской области

Карта России

Карта полушарий

шаблоны

27.

План класса

 

11.12

Развитие зрительного восприятия через практическую работу

3 группа – индивидуальное задание

Вычерчивание простейшего плана

Индивидуальное задание

28.

План школьного участка

 

17.12

Коррекция памяти через практическую работу

3 группа – работа с индивидуальным заданием

 

Индивидуальное задание

29.

Условные знаки плана местности.

 

18.12

Развитие образной памяти

3 группа – работа по карточкам

Изготовление таблицы условных знаков

Топографическое лото

30.

План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

 

24.12

Развитие познавательных способностей

3 группа – работа по шаблону

Карта Челябинской области

Карта России

31

Обобщающий урок за II четверть

 

25.12

Развитие познавательной активности через работу с тестами.

3 группа – работа с индивидуальным заданием

 

Индивидуальное задание

III четверть - 19 часов

32

Условные цвета физической карты

 

14.01

Развитие зрительного восприятия через практическую работу

3 группа – работа с таблицей

 

Карта России

Карта полушарий

Таблица условных цветов карты

33

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.)

 

15.01

Развитие образной памяти

3 группа – работа с таблицей

 

Таблица условных знаков карты

34

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

 

21.01

Коррекция мышления через обобщение

3 группа – работа по карточкам

Путешествие по нашей стране

Карта России

 

Земной шар

14ч.

         

35.

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

 

22.01

Развитие пространственного восприятия

3 группа – работа с карточками

Изготовление из пластилина земного шара с обозначением полюсов и экватора

Знакомство с последними публикациями об освоении космоса

36

Планеты.

 

28.01

Развитие воображения. Развитие творческих способностей.

3 группа – творческая работа, составление макета Солнечной системы

Изготовление макета планет Солнечной системы из картона и цветной бумаги.

Таблица планет, картон, цветная бумага, клей, ножницы

37

Земля-планета. Доказательства шарообразности Земли.

Освоение космоса.

 

29.01

Коррекция абстрактного мышления

3 группа – работа с наглядностью

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи

Презентация

38

Глобус- модель Земного шара.

 

04.02

Пробуждать активность внимания

3 группа – работа с глобусом, карточками

Уральские горы на глобусе

Глобус

39

Физическая карта полушарий.

 

05.02

Развитие пространственных представлений

3 группа – работа с карточками

 

Карта полушарий

40

Распределение воды и суши на

Земле

 

11.02

Развитие глазомера

через работу с картой и глобусом.

3 группа – работа по шаблону

 

Карта полушарий

41

Океаны на глобусе и карте полушарий

 

12.02

Развитие зрительного восприятия через работу с картой и глобусом.

3 группа – работа с иллюстрациями

 

Карта полушарий

Глобус

42

Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, С, Америка, Ю, Америка, Австралия, Антарктида).

 

18.02

Развитие зрительного восприятия через работу с картой и глобусом.

3 группа – работа с карточками, творческая работа

(изготовление контура материков)

Изготовление контуров материков

Контуры материков

43

Первые кругосветные путешествия

 

19.02

Развитие пространственных представлений

3 группа – работа с картой, иллюстрациями

 

Портреты русских путешественников

44

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

 

26.02

Коррекция памяти через подключение всех анализаторов.

3 группа – индивидуальные задания

 

Индивидуальные задания

45

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

 

04.03

Развитие мышления через установление причинно-следственных связей

3 группа – работа с карточками

Тип климата в нашей местности

 

46

Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

 

05.03

Развитие слухового и зрительного восприятия

3 группа – работа по шаблону

Времена года на Ю.Урале

т. Пояса освещённости

47

Природа тропического пояса.

 

11.03

Развитие умения делать логические выводы

3 группа – работа с иллюстрациями

Природа Ю.Урала

иллюстрации

48

Природа умеренных и полярных поясов.

 

12.03

Коррекция мышления через приёмы сравнения.

3 группа – работа с иллюстрациями

Растительный и животный мир нашей области

иллюстрации

 

Карта России

20

         

49

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России- Москва.

 

18.03

Развитие слухового и зрительного восприятия

3 группа – работа с наглядностью

Географическое положение нашей области

Презентация

«Карта России»

50

Обобщающий урок за III четверть

 

19.03

Развитие познавательной активности

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

 

Индивидуальные задания

IV четверть - 18 часов

51

Границы России. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

 

01.04

Развитие пространственного восприятия

3 группа – работа с наглядностью

 

Презентация

«Границы России»

52

Моря Тихого и Атлантического океанов

 

02.04

Развитие творческого воображения

3 группа – работа по карточкам

 

Презентация

«Моря России»

53

Острова и полуострова России

 

08.04

Развитие умения ориентироваться при работе с картой

3 группа – работа по картинкам

Богатый остров

 

54

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

 

09.04

Развивать умение решать познавательные задачи в ходе коллективной деятельности

3 группа – работа с картой

Поверхность Чел.

области

Упражнения в нахождении заданных форм поверхности

55

Работа с контурными картами

 

15.04

Развитие умения работы с контурной картой.

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

 

Индивидуальные задания

56

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.

 

16.04

Воспитание целенаправленного внимания

3 группа – работа с карточками

Наш Южный Урал

 

57

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

 

22.04

Развитие полноты запоминания.

3 группа – работа с наглядностью

Виды полезных ископаемых на Ю.Урале

Коллекция полезных ископаемых

58

Работа с контурными картами

 

23.04

Развитие умения работы с контурной картой.

3 группа – работа с картой

 

Контурные карты

59

Река Волга с Окой и Камой.

 

29.04

Расширение запаса представлений

3 группа – работа по шаблону

Показ на карте водоёмов

 

60

Реки Сибири: Дон, Днепр, Урал

 

30.04

Коррекция пространственной ориентации

3 группа – работа с карточками

 

Карточки

61

Реки: Дон, Днепр, Урал.

 

06.05

Коррекция пространственной ориентации

3 группа – работа с наглядностью

Верхнеуральское водохранилище

 

62

Реки Лена и Амур

 

07.05

Развитие умения ориентироваться при работе с картой

3 группа – работа по шаблону

   

63

Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.

 

13.05

Развитие умения ориентироваться при работе с картой

3 группа – работа с наглядностью

Озёра в нашей области.

Презентация

«Озеро Байкал»

64

Крупные города России. Москва,

Санкт-Петербург.

 

14.05

Развитие внимания через работу со слайдами

3 группа – работа с наглядностью

 

Презентация

65

Крупные города Дальнего Востока

 

20.05

Развитие долговрем памяти

3 группа – работа с наглядностью

   

66

Наш край на физической карте России.

 

21.05

Расширение словарного запаса

3 группа – работа с наглядностью

   

67

68

Подготовка к контрольной работе

Годовая контрольная работа

 

27.05

28.05

 

3 группа – работа с карточками

Работа с индивидуальными заданиями

 

Карточки

Индивидуальные задания

Пояснительная записка. Социально – бытовая ориентировка (СБО)

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе, с формирования навыков самообслуживания – это важные направления обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека. Для освоения навыков самообслуживания ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР требуется специально организованное обучение.

Цель обучения: повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Основной задачей обучения навыкам является целенаправленная подготовка к жизни, снижению уровня опеки со стороны взрослых, для формирования максимального уровня самостоятельности. Необходимым условием является создание атмосферы доброжелательного общения, совместная с деятельность, соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность ребёнка, пресекается возможная агрессия.Особое внимание следует обратить на: самостоятельность в элементарных хозяйственно - бытовых делах, посильную помощь в уборке, умение ориентироваться в окружающей действительности, умение организовать свой досуг, развитие речи, отражение в словах и фразах своих действий.Овладение простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость «особого» ребёнка от окружающих, «работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Поэтому, формирование минимально необходимых жизненно - практических навыков должно быть особо значимым.



 


 


 


 


 

Календарно – тематическое планирование. СБО

п\п

Тема уроков

Кол-во часов

Дата

Методическое и дидактическое обеспечение

Индивидуальная работа

Коррекционная работа

Региональный компонент

   

1четверть-

   

8ч.

         

1

Закаливание организма

1

06.09

Таблицы, В/ф «Вырастай здоровым и ловким».

Закаливание школьников».

3 группа – работа с карточками

Развитие внимания и памяти при просмотре фильма, активизация мышления на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

 

2

Уход за руками

(уход за ногтями и кожей рук, кремы)

Уход за ногами

(уход за ногами и кожей ног)

Профилактика грибковых заболеваний

1

13.09

Таблица, картинки, маникюр, маникюрные наборы, крем для рук, мыло, гель для рук

Таблица, педикюр, крем для ног, пилочки для ног, пемза

противогрибковые препараты

3 группа – работа с индивидуальным заданием

Развитие логического мышления на основе упражнений в подборе средств и инструментов по уходу за руками. Формирование стойких гигиенических навыков.

Развитие логического мышления на основе упражнений в подборе средств и инструментов по уходу за ногами. Формирование стойких гигиенических навыков.

 

3

Мелкий ремонт одежды.

Пришивание пуговиц, крючков и петель, вешалок.

Зашивание распоровшегося

шва.

1

20.09

Таблицы, плакаты по ТБ, нитки, пуговицы, иголки, крючки, вешалки, ткань.

Таблица, брюки, юбки, нитки, иголки, плакаты по ТБ, технологические карты.

3 группа – работа с индивидуальным заданием

Развитие слухового и зрительного восприятия

 

4

Правила и приемы стирки изделий из цветных х/б тканей.

Стирка изделий из цветных х/б тканей, из

шелковых тканей

1

27.09

Таблицы, плакаты по ТБ, технологические карты, набор моющих средств,

носовые платки, косынки, салфетки.

3 группа – работа по карточкам

Развитие познавательной активности

 

5

Утюжка фартуков, косынок, салфеток

и др.

1

04.10

Плакат по ТБ, технологические карты, носовые платки, салфетки, косынки,глад.доски, утюги, пульверизаторы.

3 группа – работа с индивидуальным заданием

Развитие мелкой моторики

 

6

ПИТАНИЕ-6 ч.

Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи.

1

11.10

Таблица, кухонное оборудование, посуда, холодильник.

Тесты

3 группа – работа по карточкам

Развитие пространственного восприятия

 

7

Приготовление пищи. Ужин.

Приготовление блюд из круп

1

18.10

Таблица, плакат по ТБ, технологические карты, рецепты,

приготовление блюд из круп

3 группа – работа с наглядностью

Развитие творческого восприятия

 

8

Приготовление простейших блюд из макаронных изделий.

1

25.10

 

3 группа работа по карточкам

Развития самостоятельности

 
 

2 четверть- 8 ч.

           

9

Приготовление блюд из молока и молочных продуктов.

1

08.11

Таблица, плакат по ТБ, технологические карты, кухонное оборудование, посуда, продукты.

3 группа – работа с картинками

Развитие мелкой и крупной моторики

 

10

Приготовление блюд из картофеля и других овощей

1

15.11

Таблица, плакат по ТБ, технологические карты, кухонное оборудование, посуда, продукты.

3 группа – работа с иллюстрациями

Развитие пространственного восприятия

 

11

Сервировка стола к ужину

Обобщающий урок. Тест.

1

22.11

Таблица, разные виды чая, чайная посуда. Иллюстрации

3 группа – работа по шаблону

Развитие самостоятельности

 
 

Семья.

         

12

Состав семьи учащихся: имена, отчества, возраст, место работы членов семьи.

Родственные отношения

1

29.11

Таблицы,

Презентации

3 группа – работа с таблицей

Развитие мелкой моторики

Развитие самостоятельности

 

13

Личные взаимоотношения в семье.

Права и обязанности каждого члена семьи.

1

06.12

Таблица,

Иллюстрации

3 группа – работа с таблицей.

Расширение представлений и обогащение словаря

 
 

Культура поведения – 3часа.

           

14

Правила поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, музей, библиотека)

1

13.12

Таблица,

Иллюстрации

3 группа – работа по карточкам

Развитие навыков запоминания и воспроизведения

 

15

16

Правила безопасности при посещении массовых мероприятий

Правила поведения на каникулах

1

1

20.12

27.12

Иллюстрации

Презентации

3 группа – работа по индивидуальным заданиям

3 группа – работа с наглядностью

Развитие долговременной памяти

 
 

3 четверть 11ч

           
 

Жилище – 4ч

           

17

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.

Основные правила организации рабочего места школьника.

1

10.01

Таблицы,

Иллюстрации

моющие средства, инвентарь.

3 группа – работа по карточкам

Развитие мелкой моторики

 

18

Повседневная уборка квартиры

(сухая и влажная).

Пылесос.

1

17.01

Таблица, образцы покрытий, средства по уходу за мебелью, инвентарь,

пылесос

3 группа – индивидуальное задание

Развитие самостоятельности

 

19

Комнатные растения

Уход за комнатными растениями

1

24.01

Таблицы, комнатные растения, лейка, пульверизатор

3 группа – практическое задание

Развитие самостоятельности

 

20

Уход за полом.

Средства по уходу за полом

1

31.01

Таблица, сюжет. картинки, образцы инвентаря

Ведра, тряпки, швабры, средства по уходу за полом

3 группа – индивидуальное задание.

Развитие пространственного восприятия

 
 

ТРАНСПОРТ

3ч

         

21

Основные транспортные средства.

Пользование городским транспортом.

1

07.02

Карточки с видами городского транспорта, карта движения городского транспорта.

3 группа – работа по карточкам

Развитие мелкой моторики

 

22

Наиболее рациональные маршруты передвижения по городу.

1

14.02

Карта движения городского транспорта, образцы билетов, проездных билетов.

3 группа – работа с наглядностью

Развитие крупной моторики

 

23

Пригородные поезда. Расписание направления, зоны.

Приобретение билетов на пригородные поезда.

1

21.02

Расписание движения пригородных поездов со станции Магнитогорск.

3 группа – работа по группам

   
 

Торговля – 3 часа

           

24

Продовольственные магазины.

Специализированные продовольственные магазины

1

28.02

Информационные стенды.

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

Коррекция внимания через практическую работу. Развитие мелкой моторики. Развитие пространственного восприятия.

 

25

Виды товаров, их стоимость.

Порядок приобретения товаров

1

07.03

Таблицы, карточки, образцы чеков.

3 группа – работа по шаблону

Развитие

познавательных

способностей

 

26

Обобщающий урок по теме «Торговля»

1

14.03

Индивидуальные задания

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

Развивать умения анализировать изучаемый материал

Коррекция памяти через неоднократное повторение

 

27

Средства связи

3 ч

         
 

Основные средства связи, их назначение.

( почта, телефон, телеграф, компьютер).

1ч.

21.03

Таблицы, картинки, посылки, бандероли, конверты, образцы заполнения бланков, телеграммы.

3 группа – работа с карточками

Развитие мелкой моторики

 
 

4 четверть

8 ч.

         

28

Виды писем.

Порядок отправления писем различных видов, стоимость пересылки

1

04.04

Таблицы,

Иллюстрации

конверты, разные виды писем.

3 группа – работа с иллюстрациями

Развитие пространственного восприятия

 

29

Телеграф. Виды телеграфных услуг. Тарифы. Заполнение телеграфных бланков. Составление текстов телеграмм.

1

11.04

Таблицы,

образцы заполнения бланков телеграмм.

3 группа – работа с таблицей

Развитие крупной моторики

 
 

Медицинская помощь – 3 ч.

           

30

Медицинские учреждения, их назначение

Работники медицинских учреждений

1

18.04

Таблицы,

Иллюстрации

Врач, медсестра, санитарка, терапевт, хирург, педиатр, стоматолог

3 группа – работа с таблицей.

Коррекция пространственной ориентации

 

31

Работники медицинских учреждений

1

25.04

Врач, медсестра, санитарка, терапевт, хирург, педиатр, стоматолог

3 группа – работа с наглядностью

Развитие умения работать по плану

 

32

Виды медицинской помощи.

Использование разных видов медицинской помощи.

Вызов «скорой помощи» и врача на дом

1

02.05

Таблица,

Иллюстрации

3 группа – работа с иллюстрацией

Развитие

полноты запоминания

 

33

Дошкольные учреждения, их назначения

1

16.05

 

3 группа – индивидуальное задание

Коррекция памяти

 

34

Учреждения дополнительного образования

1

23.05

 

3 группа – работа с таблицей

Коррекция навыков соотносительного анализа

 

35

Обобщающий урок

1

30.05

 

3 группа – работа с индивидуальными заданиями

Развитие мышления через практическую работу

 

Контрольно-измерительные материалы, используемые для организации текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых (предметных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Обучение ребенка с умеренной, выраженной умственной отсталостью или тяжелыми и множественными нарушениями в развитии по варианту 2 АООП не  предполагает  использования оценочной системы. Перевод обучающегося в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту.

Текущая оценка обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.

При оценке необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка, например:

$1ü  «выполняет действие самостоятельно» (с),

$1ü  «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной)(и),

$1ü  «выполняет действие по образцу»(о),

$1ü  «выполняет действие с частичной физической помощью»(п),

$1ü  «выполняет действие со значительной физической помощью»(пп),

$1ü  «действие не выполняет»(!);

$1ü  «узнает объект»(у),

$1ü  «не всегда узнает объект»(нву),

$1ü  «не узнает объект»(н);

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. В организации аттестации обучающихся принимает участие экспертная группа, объединяющая разных специалистов осуществляющих процесс образования и развития ребенка (ПМПк)

К процессу аттестации обучающегося желательно  (по возможности) привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности, характеризующая наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных  компетенций.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями ребенка. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся  СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

$1·  что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

$1*  что из полученных знаний и умений он применяет напрактике,

$1*  насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных  результатов обучения осуществляется  в оценочных показателях,основанных  на  качественных  критериях  по  итогам  выполняемых  практических      действий:«выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших АООП, соразмерно индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям, отраженным в специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Существенное изменение содержания образования – максимально расширяется компонент «жизненной компетенции», но «академический» компонент сохраняется в объеме, соответствующим индивидуальным возможностям ребенка.

Оценка результатов выполнения СИПР по каждой внесенной в нее задаче позволяет составить подробную характеристику развития ребёнка, а их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.