12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Епифанцева Татьяна Васильевна21 Россия, Челябинская обл., Магнитогорск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для учащихся VIII вида
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат
Утверждаю: Согласовано: Согласовано:
Директор МОУ Зам. Директора по УВР Руководитель МО МОУ «С(К)ОШИ №
«С(К)ОШИ №» _______________________________________
_______________ ___________________ ___________________________________
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
Учащихся:
Учитель:
Епифанцева Татьяна Васильевна
Структура индивидуальной программы развития
Пояснительная записка к индивидуальной программе
Сведения о ребенке
Психолого – педагогическая характеристика обучающихся
Пояснительная записка. Биология
Календарно – тематический план. Биология
Пояснительная записка. География
Календарно – тематический план. География
Пояснительная записка. СБО
Календарно – тематический план. СБО
Пояснительная записка к индивидуальной программе
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися имеющих среднюю и тяжёлую умственную отсталость.
СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ». МОУ СКОШИ № 52 г. Магнитогорска.
Программа СИПР составлена по следующим предметам:
Биология
География
Социально – бытовая ориентировка (СБО)
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Обоснование актуальности
Учитывая психофизические отклонения (недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи), а также несформированность навыков социального поведения, диагноз умеренная и тяжелая умственная отсталость, обучаемому рекомендовано индивидуальный план обучения по предметам.
Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер.
Цель и задачи курса
Цель данного курса состоит в максимальном включении обучающейся в образовательный процесс, в формировании доступных ей видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по программе должна стать социально-бытовая адаптация ребенка, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.
Приоритетными задачами коррекционной работы являются:
-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
-формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
-развитие творческих умений средствами игровой деятельности;
-воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;
-формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;
-развивать восприятие, память, внимание;
-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;
-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
-формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.
-продолжать эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие;
Нормативно- правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации СИПР:
- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован 3 февраля 2015 года №35850;
- Федеральные Государственные стандарты второго поколения;
- Конвенция о правах ребёнка;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1015 г.Москва
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
-Устав школы и локальные акты;
-Лицензия образовательного учреждения.
Ожидаемые личностные результаты:
1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2 Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребенка с педагогом;
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4. Формирование уважительного отношения к окружающим;
5. Овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;
6. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин. На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Сведения о ребёнке
Ф.И.О
Дата рождения:
Домашний адрес:
Сведения о семье: Воспитывается в семье с мамой и отчимом, является единственным ребенком в семье, семья проживает в двухкомнатной квартире, в городских условиях.
Выписка из анамнеза: F71синдром Дауна. Системное недоразвитие речи.
Составляя индивидуальную программу, я учитывала все особенности данного ребенка: умеренная умственная отсталость, синдром дауна, системное недоразвитие речи. Способен удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, плохо сформированыграфомоторные умения. Может переписать текст только по обводке.
Зрительно-двигательная координация не сформирована.
Обращённую речь понимает на узко - бытовом уровне, понимает назначение предметов повседневной жизни, реагирует на своё имя и фамилию. Говорит отдельные слова или элементарные предложения. Использует невербальные средства общения: мимику, жесты, позу. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Очень слабо удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат. В тоже время радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.). Навыки социального поведения не сформированы.
Ф.И.О
Дата рождения:
Домашний адрес:
Сведения о семье:
Выписка из анамнеза: F71 синдром Дауна. Системное недоразвитие речи тяжелой степени.
Составляя индивидуальную программу, я учитывала все особенности данного ребенка: умеренная умственная отсталость, синдром Дауна, синдром недоразвитие речи. Движения плохо координированы, особенно совместные движения рук и ног. Способна удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Не может самостоятельно выполнить пальчиковую гимнастику.
Зрительно-двигательная координация не сформирована.
Ребёнок эмоционально не устойчив, капризен. В течение дня заметны колебания настроения Обращённую речь понимает на узко - бытовом уровне, не понимает назначение предметов повседневной жизни, реагирует только на своё имя. Для общения с окружающим миром использует только несколько звуков: МА, АМ. Использует невербальные средства общения: мимику, жесты, позу. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия затруднены. Очень слабо удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат. Похвале взрослого радуется.
Навыки социального поведения не сформированы.
– умеренная умственная отсталость.
Состояние речи ребёнка:
нарушение структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. - Понимание обращённой речи ограниченно и связано только с личным опытом. - Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных возможностей. Психологические особенности ученика: - Значительно снижен объём произвольного внимания. - Слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения. - Низкий уровень эмоциональной устойчивости. - Преобладает наглядно-действенный тип мышления. - Трудности формирования учебных умений и навыков
Психолого – педагогическая характеристика обучающегося:
– умеренная умственная отсталость.
- Понимание обращённой речи ограниченно и связано только с личным опытом.
- Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных возможностей.
Психологические особенности ученика:
- Значительно снижен объём произвольного внимания.
- Слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения.
- Низкий уровень эмоциональной устойчивости.
- Преобладает наглядно-действенный тип мышления.
- Трудности формирования учебных умений и навыков.
Особенности межличностного взаимодействия.
-Значительные трудности продуктивного взаимодействия из-за того, что ребенок часто не принимает помощь.
-Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности, которая приводит к отказу от выполнения задания и заторможенности.
-Существенное снижение устойчивой работоспособности.
3. Биология. Пояснительнаязаписка.
Важным аспектом обучения детей с умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету«Биология» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей с УО должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).
Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.
Одним из специальных разделов, обеспечивающих получение ребенком систематических знаний, является ознакомление с окружающим. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда онибудут получать не отдельные знания о предмете, а определенную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимость той или иной области действительности, что способствует умственному развитию детей, в том числе развитию и формированию речи.
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, то есть совершенствует его сенсорную сферу: учит его быть внимательным к тому, что его окружает, учит его правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы можем создать чувственную основу для слова и подготовить ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).
На 5-ом году обучения в содержание работы входит пробуждение и развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В целом в этот период идет накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы, при этом задачи ограничиваются узнаванием, различением, называнием некоторых конкретных растений; животных в наглядных фактах и явлениях. Это объекты природы из ближайшего окружения детей.
Начиная с 6 го года обучения, становится возможным формирование у детей представлений об особенностях объектов природы, (об особенностях внешнего вида), доступны знания о некоторых сезонных проявлениях вприроде.
7-й год обучения - накопленные в предыдущих годах представления позволяют перейти к некоторой систематизации знаний, установлению различия и сходства объектов, классификации по разным основаниям (например, "дикие" и "домашние" животные). Делаются элементарные обобщения, высказываются суждения, формируются понятия о временах года и их смене. Происходит совершенствование умений, используются знания в решении знакомых и новых учебных задач в условиях разной предметно-практической деятельности и труда в природе.
8-й год обучения - формируется представление о связях и взаимозависимостях в природе, о взаимообусловленности явлений. Учат детей делать выводы на основе наблюдений. Происходит совершенствование умений, используются знания в решении знакомых и новых учебных задач в условиях разной предметно-практической деятельности и труда в природе.
Таким образом, изучение специфики формирования представлений об окружающем мире школьников с умственной отсталостью позволяет нам сделать вывод о том, что современная коррекционная педагогика уделяет значительное внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.
Календарно – тематическое планирование. Биология 6 класс.
№ п/п | Тема урока | Часы | Дата | Коррекционная работа | Индивидуальная работа | Региональный компонент | Методическое и дидактическое обеспечение |
1 четверть- 16 часов | |||||||
1 | Введение Живая и неживая природа. | 3ч 1ч | 03.09 | Знакомство с понятиями: «Живая и неживая природа». Развитие пространственного восприятия | 3 группа- Работа по карточкам | Природные явления на Ю. Урале. | Иллюстрации с телами живой и неживой природы. |
2 | Твердые тела, жидкости и газы. | 1ч | 07.09 | Коррекция пространственной ориентации. | 3 группа- Работа по картинкам | Иллюстрации с различными телами | |
3 | Для чего нужно изучать природу. | 1ч | 10.09 | Развитие внимания. Развитие мелкой моторики | 3 группа- Работа по шаблону | Использование природы для улучшения жизни | Презентация "Для чего нужно изучать природу" |
4 | Вода | 1ч | 14.09 | Развитие мышления через использование развивающих заданий. | 3 группа – работа с иллюстрацией | р.к. Водоемы Челябинской области | Презентация "Вода" |
5 | Вода- жидкость. Свойства воды. | 1ч | 17.09 | Развитие зрительного восприятия через практическую работу. Развитие межпредметных связей. | 3 группа – работа по карточкам. | Презентация «Вода и её свойства Пр. р. Опыт «Непостоянство формы» (переливаем воду в различную посуду) Опыт «Определение текучести» | |
6 | Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры- градус | 1ч | 21.09 | Коррекция памяти через практическую работу | 3 группа – работа с наглядностью, по карточкам | Измерение температуры питьевой воды, используемой для мытья посуды | Практическая работа по измерению температуры холодной, горячей, тёплой воды |
7 | Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. | 1ч | 24.09 | Развитие долговременной памяти через подключение всех анализаторов. | 3 группа – работа в парах | Презентация «Вода и её свойства | |
8 | Расширение воды при замерзании. | 1ч | 28.09 | Развитие мышления через приемы сравнения. | 3 группа – работа в парах | Презентация | |
9 | Лёд- твёрдое тело | 1ч | 01.10 | Развивать навыки запоминания и воспроизведения нового материала | 3 группа – работа с наглядностью | Хладокомбинаты нашего города | Презентация |
10 | Превращение воды в пар. Кипение воды. | 1ч | 05.10 | Развивать наблюдательность, умение делать выводы при просмотре опыта. Развитие мелкой моторики | 3 группа – работа по карточкам. | Видеофрагмент «Кипение воды» | |
11 | Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе. | 1ч | 08.10 | Развитие долговременной памяти через подключение всех анализаторов | 3 группа – работа по иллюстрациям
| Природные явления на Ю.Урале. | Иллюстрации Презентация «Три состояния воды в природе» |
12 | Свойства воды | 1ч | 12.10 | Коррекция зрительного восприятия | 3 группа – работа в группах с карточками. | Пробирки с не-растворимыми и растворимыми веществами | |
13 | Водные растворы | 1ч | 15.10 | Развитие навыков соотносительного анализа | 3 группа- работа по шаблону | Работа прачечных в городе | Пробирки с не-растворимыми и растворимыми веществами |
14 | Пресная и морская вода | 1ч | 19.10 | Развивать умение делать выводы | 3 группа –работа с картинками | Озеро Солёное | колбы пробирки фильтры соль морской воды |
15 | Нерастворимые в воде вещества | 1ч | 22.10 | Расширение запаса представлений | 3 группа – работа по индивидуальным заданиям | Индивидуальные задания | |
16 | Что мы узнали о воде. | 1ч | 26.10 | Развитие самостоятельности. Развитие мелкой моторики. | 3 группа – работа по индивидуальным заданиям | Индивидуальные задания | |
2 четверть - 15 часов | |||||||
17 | Растворимые вещества в воде | 1ч | 09.11 | Развитие зрительного восприятия через практическую работу | 3 группа – работа с наглядностью | Очистные сооружения в городе Магнитогорске | Практическая работа: «Растворимые в воде вещества» |
18 | Нерастворимые вещества в воде: песок, мел | 1ч | 12.11 | Развитие пространственных представлений. Расширение словарного запаса | 3 группа – практическая работа | Водонапорные башни в городе. Охрана воды в нашем городе | Иллюстрация колодцев Презентация «Нерастворимые вещества» |
19 | Воздух | 1ч | 16.11 | Развитие мышления через сравнение и через проведение опыта | 3 группа – практическая работа, работа с карточками | Загрязнение воздуха в нашем городе | Опыт по обнаружению воздуха |
20 | Теплопроводность воздуха. | 1ч | 19.11 | Развитие мышления, внимания, памяти | 3 группа- работа по шаблону | Демонстрация опыта: Воздух -плохой проводник тепла. | |
21 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | 1ч | 23.11 | Развитие произвольного внимания при наблюдении опыта, связной речи пр составлении описания опыта | 3 группа – работа по карточкам | Демонстрация опыта: Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | |
22 | Тёплый воздух и холодный воздух Движение воздуха. | 1ч | 26.11 | Коррекция внимания через практическую работу. Развитие мелкой моторики. Развитие пространственного восприятия. | 3 группа – работа по шаблону | Практическая работа Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Практическая работа Наблюдения за отклонением пламени свечи. | |
23 | Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот | 1ч | 30.11 | Развитие познавательных способностей | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | Опыт. Определение состава воздуха. | |
24 | Кислород и его значение | 1ч | 03.12 | Развивать умения анализировать изучаемый материал Коррекция памяти через неоднократное повторение | 3 группа – работа по шаблону | Применение кислорода на ММК и других предприятиях Применение кислорода в медицинских учреждениях | Опыт. Получение кислорода. |
25 | Углекислый газ и его свойства | 1ч | 07.12 | Развитие навыков запоминания и воспроизведения нового материала | 3 группа – работа по шаблону | Ледовый Дворец в городе | Опыт. Получение углекислого газа. |
26 | Применение углекислого газа при тушении пожара | 1ч | 10.12 | Коррекция слухового восприятия | 3 группа – работа по картинкам | Пожарные службы нашего города | Презентация «Тушение пожара» |
27 | Чистый и загрязнённый воздух. | 1ч | 14.12 | Систематизировать и закрепить знания свойств воздуха, его значения для всего живого. | 3 группа – работа по алгоритму | Загрязнение воздуха в Челябинской области | Презентация Экологические проблемы» |
28 | Значение воздуха | 1ч | 17.12 | Развивать умение давать ответы по ходу урока | 3 группа – работа по словесной инструкции | Охрана воздуха в нашем городе Охрана воздуха в нашей области | Применение кислорода на ММК и других предприятиях Применение кислорода в медицинских учреждениях |
29 | Обобщающий урок по теме «Воздух» | 1ч | 21.12 | Проверка уровня усвоения материала: знания основных свойств воздуха Развитие самостоятельности | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | Проверка знаний учащихся. | Индивидуальные задания |
30 | Полезные ископаемые и их значение | 1ч | 24.12 | Развитие умения работать с раздаточным материалом | 3 группа – работа по шаблону | Месторождения полезных ископаемых на Урале. | Презентация «Полезные ископаемые» |
31 | Итоговый урок по теме «Вода и воздух» | 1ч | 28.12 | Коррекция пространственной ориентации | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | Индивидуальные задания | |
3 четверть- 19 часов | |||||||
32 | Известняк Внешний вид и свойства. Добыча и использование. | 1ч | 11.01 | Коррекция пространственной ориентации. | 3 группа – работа по шаблону | Известковый карьер в п. Агаповка | Иллюстрации раздаточный материал Коллекция полезных ископаемых «Известняк» Презентация «Полезные ископаемые» |
33 | Песок и глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. | 1ч | 14.01 | Развитие зрительного восприятия через практическую работу | 3 группа – работа по картинкам | Цементный завод кирпичный завод Стекольный цех на ММК | Иллюстрации раздаточный материал Коллекция полезных ископаемых «Песок и глина» Презентация «Полезные ископаемые» |
34 | Горючие полезные ископаемые. | 1ч | 18.01 | Развитие мышления через практическую работу | 3 группа – практическая работа | Болота нашей области с отложениями торфа. | Иллюстрации раздаточный материал коллекция полезных ископаемых «Торф» Презентация «Полезные ископаемые». Практическая работа |
35 | Образование торфа, добыча, использование. | 1ч | 21.01 | Коррекция воображения | 3 группа – работа по картинкам | Болота нашей области с отложениями торфа. Опасность разведения костра на торфянике: провалы, едкий дым. | Иллюстрации Презентация «Полезные ископаемые» |
36 | Каменный уголь, свойства. | 1ч | 25.01 | Развитие умения делать сравнительную характеристику | 3 группа – работа по шаблону | Залежи каменного угля в Челябинской области | Иллюстрации раздаточный материал Коллекция полезных ископаемых |
37 | Добыча и использование каменного угля. | 1ч | 28.01 | Коррекция речи, обогащение словаря. | 3 группа – работа с карточками | Коркинский и Копейский угольные бассейны | Презентация "Полезные ископаемые" |
38 | Нефть. Внешний вид и свойства. | 1ч | 01.02 | Коррекция познавательных интересов | 3 группа – работа по шаблону | Иллюстрации раздаточный материал Коллекция полезных ископаемых «Нефть» Презентация «Нефть и газ» | |
39 | Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин: и другие материалы. | 1ч | 04.02 | Развитие воображения | 3 группа – работа в группах | Коллекция полезных ископаемых «Продукты переработки нефти» Презентация «Нефть и газ» | |
40 | Природный газ. Свойства газа. | 1ч | 08.02 | Коррекция памяти через подключение всех анализаторов | 3 группа – работа с карточками | Памятка «Обращение с газом» | Презентация «Нефть и газ» |
41 | Добыча и использование Правила обращения с газом в быту. | 1ч | 11.02 | Расширение запаса представлений. | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | Правила вызова аварийной службы. | Памятка «Правила обращения с газом» |
42 | Калийная соль Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. | 1ч | 15.02 | Развитие познавательных интересов | 3 группа – работа по шаблону | Использование минеральных удобрений на садовых участках горожан. | Иллюстрации раздаточный материалов Коллекция полезных ископаемых «Минеральные удобрения» |
43 | Фосфориты Внешний вид и свойства. | 1ч | 18.02 | Развивать умения давать ответы на поставленные вопросы | 3 группа – работа по карточкам | Использование минеральных удобрений на садовых участках горожан. | Иллюстрации раздаточный материалов Коллекция полезных ископаемых «Фосфориты» |
44 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов Железная и медная руда. Внешний вид и свойства. Железные руды | 1ч | 22.02 | Развитие мелкой моторики Развитие самостоятельности | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | Месторождение магнитного железняка в Магнитогорске | Коллекция руд. |
45 | Получение чёрных металлов из металлических руд. Получение чугуна, стали. Чёрные металлы. Чугун. Сталь | 1ч | 01.03 | Расширение представлений и обогащение словаря | 3 группа – работа по алгоритму | Магнитогорский металлургический комбинат | Коллекция «Металлы» |
46 | Получение цветных металлов из металлических руд. Медная и аллюминиевая руды | 1ч | 04.03 | Коррекция зрительного восприятия | 3 группа – работа по иллюстрациям | Медоносный пояс Урала ( Верхне-Уральский и Нагайбакский районы) | Коллекция «Металлы» |
47 | Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения. | 1ч | 11.03 | Развитие навыков запоминания и воспроизведения | 3 группа – работа в группах | Бережное использование и добыча полезных ископаемых без потерь | Презентация |
48 | Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые» | 1ч | 15.03 | Развитие долговременной памяти | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | Индивидуальные задания | |
49 | Почва- верхний и плодородный слой земли. | 1ч | 18.03 | Развитие мышления через сравнение | 3 группа – работа с карточками | Почвы нашего края | Иллюстрации Презентация «Почвы» |
50 | Контрольная работа за III четверть | 1 | 22.03 | Развитие познавательных процессов | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | Индивидуальные задания | |
4 четверть- 16 часов | |||||||
51 | Минеральная и органическая часть почвы | 1ч | 01.04 | Коррекция пространственной ориентации | 3 группа – работа по карточкам | минеральная органическая перегной песок глина | |
52 | Перегной- органическая часть почвы. | 1ч | 05.04 | Развитие умения работать по плану | 3 группа – работа по шаблону | Перегной | Опыт. Обнаружение перегноя в почве. |
53 | Глина и песок - минеральная часть почвы. | 1ч | 08.04 | Развитие полноты запоминания | 3 группа – работа с наглядностью | Подземные воды Глина, песок и минеральные соли | Опыт. Обнаружение песка и глины в почве. |
54 | Виды почв | 1ч | 12.04 | Коррекция памяти | 3 группа – работа с иллюстрациями | чернозёмные подзолистые серые лесные | Опыт, иллюстрации «Виды почв» |
55 | Песчаные и глинистые почвы. | 1ч | 15.04 | Коррекция навыков соотносительного анализа | 3 группа – работа с карточками | Песок глина | Опыт. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать её. |
56 | Сравнение песка и песчаной почвы | 1ч | 19.04 | Развитие мышления через практическую работу | 3 группа – задания на сравнения | Испарение рыхлый уплотнённый | Опыт. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать её. |
57 | Сравнение глины и глинистых почв. | 1ч | 22.04 | 3 группа – работа с карточками | Плотная Твёрдая Коричневая рыжеватая | Коллекция почв | |
58 | Основное свойство почвы- плодородие. | 1ч | 26.04 | Формирование обобщений через анализ | 3 группа – работа в группах | плодородие | Коллекция почв |
59 | Местные типы почв: название, краткая характеристика. | 1ч | 29.04 | Коррекция познавательных способностей в процессе усвоения знаний | 3 группа – работа по шаблону | Чернозёмные Глинистые песчаные | Коллекция почв |
60 | Обработка почвы: вспашка, боронование. | 1ч | 06.05 | Учить применять полученные навыки в практической работе | 3 группа – работа с наглядностью | Вспашка боронование лущильники плуги | Коллекция почв |
61 | Значение почвы в народном хозяйстве. | 1ч | 13.05 | Развитие умения делать выводы | 3 группа – работа по карточкам | Овраги полезащитные полосы | Коллекция почв |
62 | Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения. | 1ч | 17.05 | Развитие пространственного восприятия. Развитие умения воспринимать услышанное | 3 группа – работа по словесной инструкции | Разрушение Размыв водой Посадка кустарников | Коллекция почв |
63 | Обобщающий урок по теме «Почва». | 1ч | 20.05 | Развитие долговременной памяти | 3 группа – работа с наглядностью | Коллекция почв | |
64 | Экскурсия к почвенным обнажениям | 1ч | 24.05 | Учить применять полученные навыки в практической работе | 3 группа – работа с наглядностью | Коллекция почв | |
65 | Повторение. | 1ч | 27.05 | Развитие мелкой моторики | 3 группа – работа по карточкам | Повторение | |
66 | Обобщающий урок | 1ч | 31.05 | Развитие мелкой моторики, самостоятельности | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | Индивидуальные задания |
География. Пояснительная записка.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенокполучает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), оцикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима),суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общиезакономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразиемрастительного и животного мира, получает представления о среде обитанияживотных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др.
Цель обучения – формирование представлений о неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Содержание.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Ожидаемые результаты
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы;
представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека; умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
Элементарные представления о течении времени: умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года;
представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.
Календарно – тематическое планирование. География
№ п/п | Темаурока | Часы | Дата | Коррекционная работа | Индивидуальная работа | Региональный компонент | Методическое и дидактическое обеспечение |
1 четверть 16 часов | |||||||
1. | Введение. География – наука о природе Земли | 4 1 | 3.09 | Пробуждать активность внимания, развитие мелкой моторики | 3 группа- работа по карточкам | Наш город на карте России | Знакомство с новым предметом, карточки |
2. | Солнце и погода | 1 | 4.09 | Коррекция пространственного восприятия | 3 группа – работа по образцу | Времена года на Урале | Знакомство и работа с календарём погоды |
3. | Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. | 1 | 10.09 | Работа над развитием воображения | 3 группа – работа с индивидуальным заданием | Правила поведения во время грозы | т. явления природы иллюстрации |
4. | Географические сведения о своей местности. | 1 | 11.09 | Развивать познавательный интерес учащихся | Занятия населения нашего города | ||
5. | Ориентирование на местности. Горизонт. Линия горизонта. | 5ч. 1 | 17.09 | Учить делать выводы, опираясь на собственные наблюдения | 3 группа – работа по карточкам | Зарисовка линии, сторон горизонта | Презентация «Ориентирование» |
6. | Стороны горизонта. | 1 | 18.09 | Учить детей наблюдать, рассуждать. Делать выводы | 3 группа – работа с наглядностью | Север- ММК юг-город восток-река Урал, гора Сосновая С-З гора Магнитная | Презентация «Ориентирование» |
7. | Компас и правила пользования им. | 1 | 24.09 | Развитие зрительного восприятия через работу с компасом | 3 группа – работа с компасом | Схематическая зарисовка компаса | Набор компасов иллюстрации видов компасов |
8. | Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звёздам, местным признакам и природным объектам | 1 | 25.09 | Коррекция пространственного восприятия | 3 группа- работа по карточкам | Упражнения в определении сторон горизонта | иллюстрации |
9. | Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. | 1 | 01.10 | Развитие долговременной памяти через практическую деятельность | 3 группа – работа с наглядностью | Север- ММК юг-город восток-река Урал, гора Сосновая С-З гора Магнитная | Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упр-я в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу и по местным признакам.П.Р. |
10. | Формы поверхности Земли. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. | 4ч | 02.10 | Развитие мелкой моторики | 3 группа – работа с картинками | Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма,горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе. П.Р. | |
11. | Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы | 08.10 | Формировать представление об особенностях поверхности | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | Равнины- правый берег, холмистая повер хность вдоль р. Урал | Презентация, индивидуальные задания | |
12. | Овраги, их образование. | 09.10 | Развитие образной памяти | 3 группа – работа с иллюстрациями | Овраги в п.Кара дырском. | Моделирование из сырого песка оврага, иллюстрации | |
13. | Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов. | 15.10 | Развивать словесно-логическую память | 3 группа – работа с карточками | На л/б г.Сосновая, г.Магнитная | Презентация | |
Вода на Земле | 10ч. | ||||||
14. | Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. | 16.10 | Формировать бережное отношение к природе. | 3 группа – работа со схемой | Зарисовка схем реки, озера | ||
15 | Родник, его образование. | 22.10 | Развитие мышления через подключение всех анализаторов | 3 группа – работа по шаблону | Иллюстрации т. Родник и его образование | ||
16. | Обобщающий урок | 23.10 | Развитие памяти через работу с тестами | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | Индивидуальные задания | ||
II четверть- 15 ч. | |||||||
17 | Колодец. Водопровод. | 06.11 | Развивать мышление через приёмы сравнения | 3 группа – работа с иллюстрациями | Питьевая вода в коллективных садах города | иллюстрации загадки | |
18. | Река, её части. Горные и равнинные реки. | 12.11 | Развитие слухового восприятия | 3 группа – работа с рисунком | Упражнения в определении направления течения реки | Зарисовка частей реки | |
19. | Использование рек. | 13.11 | Развитие пространственных представлений | 3 группа – работа с иллюстрациями | Использование реки Урал | иллюстрации | |
20. | Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. | 19.11 | Развитие познавательных способностей | 3 группа – работа с иллюстрациями | Верхнеуральское водохранилище | иллюстрации | |
21. | Болота, их осушение. | 20.11 | Развитие воображения | 3 группа – работа с карточками | Охрана болот в Челябинской области | т. Добыча торфа | |
22. | Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. | 26.11 | Коррекция пространственного восприятия | 3 группа – индивидуальные задания | Презентация, индивидуальные задания | ||
23. | Острова и полуострова. | 27.11 | Развитие мышления через приёмы сравнения | 3 группа – зарисовка схемы | Зарисовка схем | иллюстрации | |
24. | Водоёмы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. | 03.12 | Коррекция мышления через обобщения | 3 группа – работа с карточками | Река Урал | Показ на физичес.карте различных водоёмов | |
План и карта | 9ч. | ||||||
25. | Рисунок и план предмета | 04.12 | Коррекция пространственной ориентации | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | План г. Магнитогорска | т.Вид местности индивидуальное задание | |
26. | Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. | 10.12 | Развитие опосредствованной памяти путём воображения | 3 группа – работа по шаблону | Карта Челябинской области | Карта России Карта полушарий шаблоны | |
27. | План класса | 11.12 | Развитие зрительного восприятия через практическую работу | 3 группа – индивидуальное задание | Вычерчивание простейшего плана | Индивидуальное задание | |
28. | План школьного участка | 17.12 | Коррекция памяти через практическую работу | 3 группа – работа с индивидуальным заданием | Индивидуальное задание | ||
29. | Условные знаки плана местности. | 18.12 | Развитие образной памяти | 3 группа – работа по карточкам | Изготовление таблицы условных знаков | Топографическое лото | |
30. | План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. | 24.12 | Развитие познавательных способностей | 3 группа – работа по шаблону | Карта Челябинской области | Карта России | |
31 | Обобщающий урок за II четверть | 25.12 | Развитие познавательной активности через работу с тестами. | 3 группа – работа с индивидуальным заданием | Индивидуальное задание | ||
III четверть - 19 часов | |||||||
32 | Условные цвета физической карты | 14.01 | Развитие зрительного восприятия через практическую работу | 3 группа – работа с таблицей | Карта России Карта полушарий Таблица условных цветов карты | ||
33 | Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.) | 15.01 | Развитие образной памяти | 3 группа – работа с таблицей | Таблица условных знаков карты | ||
34 | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. | 21.01 | Коррекция мышления через обобщение | 3 группа – работа по карточкам | Путешествие по нашей стране | Карта России | |
Земной шар | 14ч. | ||||||
35. | Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. | 22.01 | Развитие пространственного восприятия | 3 группа – работа с карточками | Изготовление из пластилина земного шара с обозначением полюсов и экватора | Знакомство с последними публикациями об освоении космоса | |
36 | Планеты. | 28.01 | Развитие воображения. Развитие творческих способностей. | 3 группа – творческая работа, составление макета Солнечной системы | Изготовление макета планет Солнечной системы из картона и цветной бумаги. | Таблица планет, картон, цветная бумага, клей, ножницы | |
37 | Земля-планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. | 29.01 | Коррекция абстрактного мышления | 3 группа – работа с наглядностью | Показ с помощью теллурия смены дня и ночи | Презентация | |
38 | Глобус- модель Земного шара. | 04.02 | Пробуждать активность внимания | 3 группа – работа с глобусом, карточками | Уральские горы на глобусе | Глобус | |
39 | Физическая карта полушарий. | 05.02 | Развитие пространственных представлений | 3 группа – работа с карточками | Карта полушарий | ||
40 | Распределение воды и суши на Земле | 11.02 | Развитие глазомера через работу с картой и глобусом. | 3 группа – работа по шаблону | Карта полушарий | ||
41 | Океаны на глобусе и карте полушарий | 12.02 | Развитие зрительного восприятия через работу с картой и глобусом. | 3 группа – работа с иллюстрациями | Карта полушарий Глобус | ||
42 | Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, С, Америка, Ю, Америка, Австралия, Антарктида). | 18.02 | Развитие зрительного восприятия через работу с картой и глобусом. | 3 группа – работа с карточками, творческая работа (изготовление контура материков) | Изготовление контуров материков | Контуры материков | |
43 | Первые кругосветные путешествия | 19.02 | Развитие пространственных представлений | 3 группа – работа с картой, иллюстрациями | Портреты русских путешественников | ||
44 | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). | 26.02 | Коррекция памяти через подключение всех анализаторов. | 3 группа – индивидуальные задания | Индивидуальные задания | ||
45 | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. | 04.03 | Развитие мышления через установление причинно-следственных связей | 3 группа – работа с карточками | Тип климата в нашей местности | ||
46 | Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. | 05.03 | Развитие слухового и зрительного восприятия | 3 группа – работа по шаблону | Времена года на Ю.Урале | т. Пояса освещённости | |
47 | Природа тропического пояса. | 11.03 | Развитие умения делать логические выводы | 3 группа – работа с иллюстрациями | Природа Ю.Урала | иллюстрации | |
48 | Природа умеренных и полярных поясов. | 12.03 | Коррекция мышления через приёмы сравнения. | 3 группа – работа с иллюстрациями | Растительный и животный мир нашей области | иллюстрации | |
Карта России | 20 | ||||||
49 | Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России- Москва. | 18.03 | Развитие слухового и зрительного восприятия | 3 группа – работа с наглядностью | Географическое положение нашей области | Презентация «Карта России» | |
50 | Обобщающий урок за III четверть | 19.03 | Развитие познавательной активности | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | Индивидуальные задания | ||
IV четверть - 18 часов | |||||||
51 | Границы России. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. | 01.04 | Развитие пространственного восприятия | 3 группа – работа с наглядностью | Презентация «Границы России» | ||
52 | Моря Тихого и Атлантического океанов | 02.04 | Развитие творческого воображения | 3 группа – работа по карточкам | Презентация «Моря России» | ||
53 | Острова и полуострова России | 08.04 | Развитие умения ориентироваться при работе с картой | 3 группа – работа по картинкам | Богатый остров | ||
54 | Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | 09.04 | Развивать умение решать познавательные задачи в ходе коллективной деятельности | 3 группа – работа с картой | Поверхность Чел. области | Упражнения в нахождении заданных форм поверхности | |
55 | Работа с контурными картами | 15.04 | Развитие умения работы с контурной картой. | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | Индивидуальные задания | ||
56 | Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. | 16.04 | Воспитание целенаправленного внимания | 3 группа – работа с карточками | Наш Южный Урал | ||
57 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). | 22.04 | Развитие полноты запоминания. | 3 группа – работа с наглядностью | Виды полезных ископаемых на Ю.Урале | Коллекция полезных ископаемых | |
58 | Работа с контурными картами | 23.04 | Развитие умения работы с контурной картой. | 3 группа – работа с картой | Контурные карты | ||
59 | Река Волга с Окой и Камой. | 29.04 | Расширение запаса представлений | 3 группа – работа по шаблону | Показ на карте водоёмов | ||
60 | Реки Сибири: Дон, Днепр, Урал | 30.04 | Коррекция пространственной ориентации | 3 группа – работа с карточками | Карточки | ||
61 | Реки: Дон, Днепр, Урал. | 06.05 | Коррекция пространственной ориентации | 3 группа – работа с наглядностью | Верхнеуральское водохранилище | ||
62 | Реки Лена и Амур | 07.05 | Развитие умения ориентироваться при работе с картой | 3 группа – работа по шаблону | |||
63 | Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море. | 13.05 | Развитие умения ориентироваться при работе с картой | 3 группа – работа с наглядностью | Озёра в нашей области. | Презентация «Озеро Байкал» | |
64 | Крупные города России. Москва, Санкт-Петербург. | 14.05 | Развитие внимания через работу со слайдами | 3 группа – работа с наглядностью | Презентация | ||
65 | Крупные города Дальнего Востока | 20.05 | Развитие долговрем памяти | 3 группа – работа с наглядностью | |||
66 | Наш край на физической карте России. | 21.05 | Расширение словарного запаса | 3 группа – работа с наглядностью | |||
67 68 | Подготовка к контрольной работе Годовая контрольная работа | 27.05 28.05 | 3 группа – работа с карточками Работа с индивидуальными заданиями | Карточки Индивидуальные задания |
Пояснительная записка. Социально – бытовая ориентировка (СБО)
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе, с формирования навыков самообслуживания – это важные направления обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека. Для освоения навыков самообслуживания ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР требуется специально организованное обучение.
Цель обучения: повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Основной задачей обучения навыкам является целенаправленная подготовка к жизни, снижению уровня опеки со стороны взрослых, для формирования максимального уровня самостоятельности. Необходимым условием является создание атмосферы доброжелательного общения, совместная с деятельность, соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность ребёнка, пресекается возможная агрессия.Особое внимание следует обратить на: самостоятельность в элементарных хозяйственно - бытовых делах, посильную помощь в уборке, умение ориентироваться в окружающей действительности, умение организовать свой досуг, развитие речи, отражение в словах и фразах своих действий.Овладение простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость «особого» ребёнка от окружающих, «работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Поэтому, формирование минимально необходимых жизненно - практических навыков должно быть особо значимым.
Календарно – тематическое планирование. СБО
№ п\п | Тема уроков | Кол-во часов | Дата | Методическое и дидактическое обеспечение | Индивидуальная работа | Коррекционная работа | Региональный компонент | ||||||||||
1четверть- | 8ч. | ||||||||||||||||
1 | Закаливание организма | 1 | 06.09 | Таблицы, В/ф «Вырастай здоровым и ловким». Закаливание школьников». | 3 группа – работа с карточками | Развитие внимания и памяти при просмотре фильма, активизация мышления на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |||||||||||
2 | Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы) Уход за ногами (уход за ногами и кожей ног) Профилактика грибковых заболеваний | 1 | 13.09 | Таблица, картинки, маникюр, маникюрные наборы, крем для рук, мыло, гель для рук Таблица, педикюр, крем для ног, пилочки для ног, пемза противогрибковые препараты | 3 группа – работа с индивидуальным заданием | Развитие логического мышления на основе упражнений в подборе средств и инструментов по уходу за руками. Формирование стойких гигиенических навыков. Развитие логического мышления на основе упражнений в подборе средств и инструментов по уходу за ногами. Формирование стойких гигиенических навыков. | |||||||||||
3 | Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц, крючков и петель, вешалок. Зашивание распоровшегося шва. | 1 | 20.09 | Таблицы, плакаты по ТБ, нитки, пуговицы, иголки, крючки, вешалки, ткань. Таблица, брюки, юбки, нитки, иголки, плакаты по ТБ, технологические карты. | 3 группа – работа с индивидуальным заданием | Развитие слухового и зрительного восприятия | |||||||||||
4 | Правила и приемы стирки изделий из цветных х/б тканей. Стирка изделий из цветных х/б тканей, из шелковых тканей | 1 | 27.09 | Таблицы, плакаты по ТБ, технологические карты, набор моющих средств, носовые платки, косынки, салфетки. | 3 группа – работа по карточкам | Развитие познавательной активности | |||||||||||
5 | Утюжка фартуков, косынок, салфеток и др. | 1 | 04.10 | Плакат по ТБ, технологические карты, носовые платки, салфетки, косынки,глад.доски, утюги, пульверизаторы. | 3 группа – работа с индивидуальным заданием | Развитие мелкой моторики | |||||||||||
6 | ПИТАНИЕ-6 ч. Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи. | 1 | 11.10 | Таблица, кухонное оборудование, посуда, холодильник. Тесты | 3 группа – работа по карточкам | Развитие пространственного восприятия | |||||||||||
7 | Приготовление пищи. Ужин. Приготовление блюд из круп | 1 | 18.10 | Таблица, плакат по ТБ, технологические карты, рецепты, приготовление блюд из круп | 3 группа – работа с наглядностью | Развитие творческого восприятия | |||||||||||
8 | Приготовление простейших блюд из макаронных изделий. | 1 | 25.10 | 3 группа работа по карточкам | Развития самостоятельности | ||||||||||||
2 четверть- 8 ч. | |||||||||||||||||
9 | Приготовление блюд из молока и молочных продуктов. | 1 | 08.11 | Таблица, плакат по ТБ, технологические карты, кухонное оборудование, посуда, продукты. | 3 группа – работа с картинками | Развитие мелкой и крупной моторики | |||||||||||
10 | Приготовление блюд из картофеля и других овощей | 1 | 15.11 | Таблица, плакат по ТБ, технологические карты, кухонное оборудование, посуда, продукты. | 3 группа – работа с иллюстрациями | Развитие пространственного восприятия | |||||||||||
11 | Сервировка стола к ужину Обобщающий урок. Тест. | 1 | 22.11 | Таблица, разные виды чая, чайная посуда. Иллюстрации | 3 группа – работа по шаблону | Развитие самостоятельности | |||||||||||
Семья. | 2ч | ||||||||||||||||
12 | Состав семьи учащихся: имена, отчества, возраст, место работы членов семьи. Родственные отношения | 1 | 29.11 | Таблицы, Презентации | 3 группа – работа с таблицей | Развитие мелкой моторики Развитие самостоятельности | |||||||||||
13 | Личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи. | 1 | 06.12 | Таблица, Иллюстрации | 3 группа – работа с таблицей. | Расширение представлений и обогащение словаря | |||||||||||
Культура поведения – 3часа. | |||||||||||||||||
14 | Правила поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, музей, библиотека) | 1 | 13.12 | Таблица, Иллюстрации | 3 группа – работа по карточкам | Развитие навыков запоминания и воспроизведения | |||||||||||
15 16 | Правила безопасности при посещении массовых мероприятий Правила поведения на каникулах | 1 1 | 20.12 27.12 | Иллюстрации Презентации | 3 группа – работа по индивидуальным заданиям 3 группа – работа с наглядностью | Развитие долговременной памяти | |||||||||||
3 четверть 11ч | |||||||||||||||||
Жилище – 4ч | |||||||||||||||||
17 | Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные правила организации рабочего места школьника. | 1 | 10.01 | Таблицы, Иллюстрации моющие средства, инвентарь. | 3 группа – работа по карточкам | Развитие мелкой моторики | |||||||||||
18 | Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная). Пылесос. | 1 | 17.01 | Таблица, образцы покрытий, средства по уходу за мебелью, инвентарь, пылесос | 3 группа – индивидуальное задание | Развитие самостоятельности | |||||||||||
19 | Комнатные растения Уход за комнатными растениями | 1 | 24.01 | Таблицы, комнатные растения, лейка, пульверизатор | 3 группа – практическое задание | Развитие самостоятельности | |||||||||||
20 | Уход за полом. Средства по уходу за полом | 1 | 31.01 | Таблица, сюжет. картинки, образцы инвентаря Ведра, тряпки, швабры, средства по уходу за полом | 3 группа – индивидуальное задание. | Развитие пространственного восприятия | |||||||||||
ТРАНСПОРТ | 3ч | ||||||||||||||||
21 | Основные транспортные средства. Пользование городским транспортом. | 1 | 07.02 | Карточки с видами городского транспорта, карта движения городского транспорта. | 3 группа – работа по карточкам | Развитие мелкой моторики | |||||||||||
22 | Наиболее рациональные маршруты передвижения по городу. | 1 | 14.02 | Карта движения городского транспорта, образцы билетов, проездных билетов. | 3 группа – работа с наглядностью | Развитие крупной моторики | |||||||||||
23 | Пригородные поезда. Расписание направления, зоны. Приобретение билетов на пригородные поезда. | 1 | 21.02 | Расписание движения пригородных поездов со станции Магнитогорск. | 3 группа – работа по группам | ||||||||||||
Торговля – 3 часа | |||||||||||||||||
24 | Продовольственные магазины. Специализированные продовольственные магазины | 1 | 28.02 | Информационные стенды. | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | Коррекция внимания через практическую работу. Развитие мелкой моторики. Развитие пространственного восприятия. | |||||||||||
25 | Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товаров | 1 | 07.03 | Таблицы, карточки, образцы чеков. | 3 группа – работа по шаблону | Развитие познавательных способностей | |||||||||||
26 | Обобщающий урок по теме «Торговля» | 1 | 14.03 | Индивидуальные задания | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | Развивать умения анализировать изучаемый материал Коррекция памяти через неоднократное повторение | |||||||||||
27 | Средства связи | 3 ч | |||||||||||||||
Основные средства связи, их назначение. ( почта, телефон, телеграф, компьютер). | 1ч. | 21.03 | Таблицы, картинки, посылки, бандероли, конверты, образцы заполнения бланков, телеграммы. | 3 группа – работа с карточками | Развитие мелкой моторики | ||||||||||||
4 четверть | 8 ч. | ||||||||||||||||
28 | Виды писем. Порядок отправления писем различных видов, стоимость пересылки | 1 | 04.04 | Таблицы, Иллюстрации конверты, разные виды писем. | 3 группа – работа с иллюстрациями | Развитие пространственного восприятия | |||||||||||
29 | Телеграф. Виды телеграфных услуг. Тарифы. Заполнение телеграфных бланков. Составление текстов телеграмм. | 1 | 11.04 | Таблицы, образцы заполнения бланков телеграмм. | 3 группа – работа с таблицей | Развитие крупной моторики | |||||||||||
Медицинская помощь – 3 ч. | |||||||||||||||||
30 | Медицинские учреждения, их назначение Работники медицинских учреждений | 1 | 18.04 | Таблицы, Иллюстрации Врач, медсестра, санитарка, терапевт, хирург, педиатр, стоматолог | 3 группа – работа с таблицей. | Коррекция пространственной ориентации | |||||||||||
31 | Работники медицинских учреждений | 1 | 25.04 | Врач, медсестра, санитарка, терапевт, хирург, педиатр, стоматолог | 3 группа – работа с наглядностью | Развитие умения работать по плану | |||||||||||
32 | Виды медицинской помощи. Использование разных видов медицинской помощи. Вызов «скорой помощи» и врача на дом | 1 | 02.05 | Таблица, Иллюстрации | 3 группа – работа с иллюстрацией | Развитие полноты запоминания | |||||||||||
33 | Дошкольные учреждения, их назначения | 1 | 16.05 | 3 группа – индивидуальное задание | Коррекция памяти | ||||||||||||
34 | Учреждения дополнительного образования | 1 | 23.05 | 3 группа – работа с таблицей | Коррекция навыков соотносительного анализа | ||||||||||||
35 | Обобщающий урок | 1 | 30.05 | 3 группа – работа с индивидуальными заданиями | Развитие мышления через практическую работу |
Контрольно-измерительные материалы, используемые для организации текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых (предметных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Обучение ребенка с умеренной, выраженной умственной отсталостью или тяжелыми и множественными нарушениями в развитии по варианту 2 АООП не предполагает использования оценочной системы. Перевод обучающегося в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту.
Текущая оценка обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.
При оценке необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка, например:
$1ü «выполняет действие самостоятельно» (с),
$1ü «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной)(и),
$1ü «выполняет действие по образцу»(о),
$1ü «выполняет действие с частичной физической помощью»(п),
$1ü «выполняет действие со значительной физической помощью»(пп),
$1ü «действие не выполняет»(!);
$1ü «узнает объект»(у),
$1ü «не всегда узнает объект»(нву),
$1ü «не узнает объект»(н);
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. В организации аттестации обучающихся принимает участие экспертная группа, объединяющая разных специалистов осуществляющих процесс образования и развития ребенка (ПМПк)
К процессу аттестации обучающегося желательно (по возможности) привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности, характеризующая наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями ребенка. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
$1· что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
$1* что из полученных знаний и умений он применяет напрактике,
$1* насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:«выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших АООП, соразмерно индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям, отраженным в специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Существенное изменение содержания образования – максимально расширяется компонент «жизненной компетенции», но «академический» компонент сохраняется в объеме, соответствующим индивидуальным возможностям ребенка.
Оценка результатов выполнения СИПР по каждой внесенной в нее задаче позволяет составить подробную характеристику развития ребёнка, а их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции.