12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК




Программа курса «Оригаметрия».





Коркинский муниципальный район

2014 год

Пояснительная записка

Курс «Оригаметрия» поможет учащимся познать окружающий мир, осознать его устройство, возможности его изучения, при этом оригами служит мощным средством формирования положительной мотивации к изучению геометрии. Совместное изучение способствует повышению интереса учащихся к геометрии, способствует формированию системных знаний по этому предмету, обеспечивает условия для развития творческих способностей учащихся. В курсе «Геометрия и оригами» проявляется интегральная функция содержания образования, где ученик овладевает опытом коммуникативной, умственной, эмоциональной, трудовой деятельности, осваивает опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности и её объектам. На данном этапе обучения курс является пропедевтикой школьного курса геометрии, направлен на развитие практических навыков. При этом оригами, является наиболее логичной и гармоничной формой изучения практической геометрии. Логика здесь выступает как средство подтверждения наглядности и практической значимости. На основе конструирования моделей процесс освоения геометрии представляется последовательным развёртыванием всего процесса познания. Выполняя геометрические фигуры в технике оригами, учащиеся знакомятся с новыми геометрическими понятиями, основными определениями, и наглядно изучают закономерности поведения двухмерной плоскости в трёхмерном пространстве. Знаково-символические операции составляют основу как оригамской, так и геометрической деятельности. На основе геометрических преобразований условные знаки в оригами служат указанием к действиям и направлены на создание реальных изделий, а в геометрии - отражением свойств объекта и представляют абстрактные модели.

Таким образом, из вышеизложенного следует, преподавание геометрии с применением оригами представляет теоретическую, методическую и практическую значимость.

Актуальность выбранного курса заключается в том, что применение оригами при изучении некоторых тем геометрии является одним из эффективных средств развития познавательного интереса школьников. Оригами при изучении геометрии выступает важнейшим средством, стимулирующим мышление, фантазию и предпосылки к творческой деятельности.


Цели курса:

Всестороннее развитие геометрического мышления и формирование геометрических знаний средствами оригами.

Повышение уровня математической культуры.

Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся.

Задачи курса:

Развитие пространственного воображения, логического и комбинаторного мышления.

Конструирование геометрических фигур, исследование на моделях поведения линий.

Иллюстрация решений геометрических задач методом перегибания листа бумаги.

При составлении программы курса использовался материал:

программы «Оригами для общеобразовательных учреждений» для учащихся 5-8 классов (авторы Белим С.Н., М.Г. Абросимова, г. Омск), Белим С.Н.

Задачи по геометрии, решаемые методами оригами. – М.: изд. «Аким», 1998г.

Т.Г. Холод, А.Ю. Холод: «Наглядная геометрия» для учащихся 6 класса.




Темы и краткое содержание

занятия

Тема

Содержание

Теоретическая часть

Практическая часть

Блок 1. Введение в курс «Геометрия и оригами» (2 час)

1

Вводное занятие. Беседа по охране труда. История развития техники оригами

Беседа с учениками.

Сведения из истории развития оригами

-

2


Условные знаки и приемы складывания. Базовые формы

Знакомство с условными обозначениями

Выполнение базовых форм

Блок 2. Основные построения с помощью оригами (6 часов)


3

Прямы и углы в оригами

Решение геометрических задач методами оригами


4

Виды треугольников и их свойства. Замечательные точки и линии в треугольнике.

Описание технологии построения

Решение геометрических задач методами оригами

5

Квадрат и его свойства. Два положения квадрата. Используемая терминология. Построение фигур из квадрата.

Технология решения задач

Решение геометрических задач методами оригами

6

Начало есть квадрат. Построение многоугольников с помощью оригами.


Изготовление поделок

7-8

Подготовка материалов к защите проектов

Индивидуальная работа с учащимися

Изготовление собственной поделки

Блок 3. Итоговое занятие

9

Итоговое занятие


Защита проекта


Содержание программы


Знакомство с оригами. История возникновения и развития оригами. Условные знаки, принятые в оригами, и основные приемы складывания. Используемая терминология. Построение фигур в технике оригами. Основные построения с помощью оригами.

Основные построения с помощью оригами. Точка и прямая. Пересекающиеся прямые. Смежные и вертикальные углы. Построение перпендикуляра к прямой. Перпендикулярные прямые. Построение прямой, параллельной данной. Параллельные прямые. Деление отрезка пополам с помощью оригами.

Геометрия угла и треугольника с помощью оригами. Угол. Виды углов, биссектриса и трисектриса угла. Построение биссектрисы угла с помощью оригами. Виды треугольников и их свойства. Замечательные точки и линии в треугольнике. Построение  медианы треугольника. Точка пересечения медиан треугольника. Построение биссектрисы треугольника. Точка пересечения биссектрис треугольника. Построение высоты треугольника и нахождение точки пересечения высот треугольника. Признаки равенства треугольников. Сумма углов треугольника. Доказательство с помощью оригами.

Геометрия четырехугольника с помощью оригами. Прямоугольник и его свойства. Построение фигур из прямоугольника. Квадрат и его свойства. Два положения квадрата. Используемая терминология. Построение фигур из квадрата. Параллелограмм и его свойства. Построение фигур из параллелограмма. Ромб и его свойства. Построение фигур из ромба. Трапеция, ее свойства. Произвольный четырехугольник.


В технологию преподавания курса включается следующий комплекс методов и приемов:

насыщение развивающей среды геометрическими образами;

включение терминологических средств математики;

использование диалоговой формы проведения занятий;

применение опорных чертежей, «базовых форм».

В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования, защита проектов и другие.

Ожидаемые результаты

В результате обучения учащиеся:

научатся различным приемам работы с бумагой;

будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

познакомятся с искусством оригами;

научатся решать геометрические задачи методами оригами;

научатся конструировать модели с использованием программы «Живая математика»

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


По окончании курса учащиеся должны

знать:

Международные условные обозначения, принятые в оригами.

Основные приемы складывания.

Используемые термины в оригами.

базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т.д.)


Уметь:

Использовать в работе условные обозначения, принятые в оригами.

Выполнять основные приемы складывания при решении геометрических задач.

Использовать термины, объясняя последовательность работ.

Складывать основные базовые формы (треугольник, дверь, дом, блинчик, воздушный змей, водяная бомбочка, рыба, квадрат, катамаран, птица, лягушка).

Работать со схемами и инструкционными картами.

Изготовить модель по предложенной схеме или по памяти, проявлять творчество.


Принципы построения программы

Постепенность.

Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.

Акцентирование занимательности.

Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов.

Учёт индивидуальных особенностей процесса развития ребёнка.

Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы

Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется в результате выполнения обучающимися практической работы

по изготовлению оригамно-аппликационных панно, объемных моделей и конструкций.

Дидактический материал:

технологические карты;

инструкционные карты;

чертежи и схемы;

учебные пособия.

Наглядный материал:

условные знаки, принятые в оригами;

основные приемы складывания;

базовые формы;

схемы изготовления моделей;

образцы моделей.


Литература для учителя и учащихся:


1. Белим  С. Н. Задачи по геометрии, решаемые методами оригами. – М.: изд. «Аким», 1998г.

2. С.Н. Белим, Учебно-методический комплекс элективного курса "Геометрия и

оригами", Омск: Омский центр оригами, 2005г.

3. Белим С.Н, Белим С.В., «Правильные многоугольники в оригами», Омск. 2003 г.

4. Весновская  О. В. Оригами: орнаменты,  кусудамы,  многогранники.    Изд.      «Руссика», 2003г.

5. С.Н. Белим, М.Г. Абросимова, Программа «Оригами для общеобразовательных учреждений», г. Омск.

6.  Гусев В. А. Методика  обучения геометрии. -  М.: изд. «Академия»,  2004г,    376с.

7. Холод Т.Г. Наглядная Геометрия, учебник для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений, М «Просвещение», 2007г.

8.Соколова Г.А, «Задачи по геометрии, решаемые методом оригами», Издательство НИПКиПРо 2004г.

9. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия 5-6 кл».: Пособие для общеобразовательных учебных заведений», -М. Дрофа, 2001.

10.Статья Басовой Л.А. «Геометрия и оригами» с приложениями по решению задач методами оригами на сайте: http://letopisi.ru/index.php

11. Сайт учителя математики Божок Л.В.: «Оригаметрия»: http://bozhoklv.ucoz.ru




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.