Программа курса по физике «Инженерные каникулы»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 43 с углубленным изучением немецкого языка им. А.С. Пушкина»
Департамент образования мэрии города Ярославля
| | |
Программа курса по физике
«Инженерные каникулы»
в __8__ классе
_______________Журавлевой Светланы Викторовны______________
ФИО учителя
2024/2025 учебный год
г. Ярославль
Информационная карта программы
Наименование программы | Программа внеурочной деятельности«Инженерные каникулы» |
Назначение (направление) программы | Организация образовательного пространства для обучающихся во внеурочное время. Направленность по содержанию: естественнонаучная, техническая. |
Объем программы | 68 часов |
Форма реализации | очная |
Целевая аудитория программы | Обучающиеся 8-х классов |
Цели и задачи программы | Цели: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культур, формирование интереса к естественным наукам и техническому творчеству. Задачи: 1) формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления; 2) формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность) 3) формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; 4) раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к исследовательской научной деятельности и техническому творчеству; 5) демонстрация возможностей и знакомство с Цифровой лабораторией по физике «Научные развлечения» |
Ожидаемые результаты реализации программы | Благодаря работе по направлениям обучения, обучающиеся смогут определиться с тем направлением, которое они в дальнейшем будут изучать углублено. Ожидаемые результаты: Организационные: устранение психологических, социальных и групповых барьеров; Методические: развитие ИК компетенций; знакомство, обмен опытом в процессе совместной деятельности; налаживание взаимосвязи и различных форм сотрудничества между обучающимися. Воспитательные: получение умений и навыков индивидуальной и коллективной научно-технической, исследовательской и творческой деятельности. |
Нормативной базой для разработки рабочей программы являлись:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России06.12.2013 г. № 30550) [электронный ресурс], URL:// http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644) [электронный ресурс], URL // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». [электронный ресурс], URL: http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/4136/%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C
Приказ МинобрнаукиРоссии от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253. [электронный ресурс], URL:http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/7789
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) [электронный ресурс], URL :// http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 г. № 699 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 г. № 42729)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) [электронный ресурс], URL: :// http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Примерная основная образовательная программа основного общего образования,[электронный ресурс], URL: // http://fgosreestr.ru/
Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 N 08-1228 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования") |
Актуальность настоящей Программы состоит в том, что она направлена на приобретение учащимися практических навыков и умений. Данная программа поможет детям научиться расширять свой кругозор, проводить теоретические и практические исследования по обозначенной тем. Дети приобретут навыки и компетенции в области естественнонаучной грамотности.
Новизна данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к физически явлениям.. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Программа создаёт условия для развития творческих способностей.
Отличительная особенность настоящей Программы состоит в том, что Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый ребёнок имел возможность самостоятельно работать над поставленной теоретической или практической задачей или заданием.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе освоения метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений. В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента.
Образовательные технологии:
Личностно-ориентированные технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Развивающее обучение
Здоровьесберегающие технологии
Обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа)
Разноуровневое обучение
Исследовательские методы в обучении
Проектные методы обучения
Адресат Программы.
Настоящая Программа рассчитана на обучающихся 8-х классов.
Данная программа может быть реализована для детей с особыми образовательными потребностями – дети, проявляющие выдающиеся способности (одаренные дети), дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, с условием построения индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащихся (уровень готовности к освоению программы).
Уровень образования участников реализации настоящей Программы - положительная степень сформированности интересов и мотивации к курсу.
Настоящая Программа рассчитана на реализацию в течение 34 недель при режиме 2 часов занятий 1 раз в неделю. Всего 68 часов, из них 40 теоретических занятий и занятий по решению задач различного уровня сложности и 28 практических занятий. Практические занятия проводятся на базе кабинета физики с использование оборудования для проведения цифровых лабораторных работ «Научные развлечения».
Основной формой занятий является представление теоретического материала, а затем - практические навыки его усвоения.
По всем темам выполняемых учащимися работ - оценка только конструктивная. Педагог отмечает хорошую сторону выполнения работы, обращает внимание на ошибки и недоработки.
Занятия ориентированы на создание ситуации успеха, а также атмосферу доброжелательности и творчества.
Формы обучения: очная
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы воспитать личность, интересующуюся тенденциями развития науки, техники, проблемами окружающей среды.
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
Предметные
- создать у обучающихся целостное представление об окружающем мире, сформировать естественнонаучное мировоззрение
Личностные
- содействовать формированию культуры творческого мышления
- способствовать активизации мыслительной деятельности обучающегося.
Метапредметные
- развивать аналитическое мышление и самоанализ;
-развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать конструкторские способности, техническое мышление;
-предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности.
Содержание курса.
Программа курса включает углубленное изучение отдельных тем базовой программы по физике: «Механические явления. Тепловые явления. Свойства газов. Атмосфера. Электричество», их расширение.
Требования к результатам обучения
Учащиеся должны уметь: наблюдать, описывать явления; выполнять опыты, оформлять отчёт, делать выводы, обобщать; выделять главное; планировать и проводить исследование; создавать презентации; оформлять буклеты, листовки, газеты.
В рамках курса учащиеся должны знать: цикл познания в физике; этапы развития теорий в механике, термодинамике, электродинамике; имена выдающихся ученых (Иоффе, Милликен, Гальвани, Вольта, Ом); механические, тепловые и электрические явления в природе, как эти явления используются и учитываются на производстве, в технике, повседневной жизни людей.
Реализация курса предполагает развитие самообразовательной деятельности учащихся:
при изучении основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации;
при выполнении лабораторных работ;
при оформлении результатов исследования.
Формы отчетности учащихся: отчеты о выполнении практических работ, рефераты, презентации, буклеты, сообщения, кроссворды.
Тематическое планирование
№ раздела (главы) | Наименование темы | Всего часов | Практических работ |
1 | 2 | 3 | |
1 | Механический явления | 16 | 9 |
2 | Тепловые явления | 14 | 6 |
3 | Свойства газов. Атмосфера | 20 | 4 |
4 | Электричество | 18 | 9 |
| итого | 68 | 28 |
Поурочное планирование учебного материала
№ п/п | № урока | Что пройдено на уроке |
1 | 2 | 3 |
| | Механическое движение |
1 | 1 | Повторение темы «Механическое движение. Средняя скорость». Решение задач по теме «Средняя скорость |
2 | 2 | Повторение темы «Механическое движение. Средняя скорость». Решение задач по теме «Средняя скорость |
3 | 3 | Решение задач по теме «Относительность движения. Движение по-, против- течения.» |
4 | 4 | Построение графиков движения. Неравномерное движение. Решение задач на движение. |
5 | 5 | Решение задач по теме «Плотность» |
6 | 6 | Практическая работа «Найти площадь фигуры, пользуясь линейкой и весами, если есть фигура правильной геометрической формы из того же материала» |
7 | 7 | Ознакомление с интерфейсом программы набора «Цифровая лаборатория по физике» при выполнении работы на равномерное движение бруска. |
8 | 8 | Ознакомление с интерфейсом программы набора «Цифровая лаборатория по физике» при выполнении работы на равномерное движение бруска. |
9 | 9 | Цифровая лабораторная работа ( №1.3) «Исследование зависимости скорости от времени при равноускоренном движении» |
10 | 10 | Цифровая лабораторная работа ( №1.3) «Исследование зависимости скорости от времени при равноускоренном движении» |
11 | 11 | Цифровая лабораторная работа ( №1.4) «Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении» |
12 | 12 | Цифровая лабораторная работа ( №1.4) «Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении» |
13 | 13 | Цифровая лабораторная работа ( №1.5) «Измерение ускорения свободного падения» |
14 | 14 | Цифровая лабораторная работа ( №1.5) «Измерение ускорения свободного падения» |
15 | 15 | Закон сохранения энергии в механике. Решение задач по теме «Закон сохранения энергии. |
16 | 16 | Закон сохранения энергии в механике. Решение задач по теме «Закон сохранения энергии. |
| | 2. Тепловые явления. |
17 | 1 | Тепловые явления. Количество теплоты. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. |
18 | 2 | Решение задач по теме «Тепловые явления. Закон сохранения энергии в тепловых процессах» |
19 | 3 | Решение задач по теме «Тепловые явления. Закон сохранения энергии в тепловых процессах» |
20 | 4 | Решение задач по теме «Тепловые явления. Закон сохранения энергии в тепловых процессах» |
21 | 5 | Цифровая лабораторная работа ( №2.1) «Проверка закона сохранения для тепловых явлений» |
22 | 6 | Цифровая лабораторная работа ( №2.1) «Проверка закона сохранения для тепловых явлений» |
23 | 7 | Цифровая лабораторная работа ( №2.2) «Определение удельной теплоемкости твердого тела» |
24 | 8 | Цифровая лабораторная работа ( №2.2) «Определение удельной теплоемкости твердого тела» |
25 | 9 | Цифровая лабораторная работа ( №2.3) «Определение удельной теплоты плавления льда» |
26 | 10 | Цифровая лабораторная работа ( №2.3) «Определение удельной теплоты плавления льда» |
27 | 11 | Тепловые двигатели. Использование тепловой энергии в России - важное и перспективное направление развития энергетической отрасли страны. Доклады. |
28 | 12 | Решение задач по теме « Тепловые двигатели» |
29 | 13 | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Доклады. |
30 | 14 | Дома с учётом климатических условий- «Полярный дом в Антарктиде», «Алтайская юрта», «Сибирская деревня» и др. Исследования и доклады |
| | 4. Свойства газов. Атмосфера |
31 | 1 | Атмосфера. Атмосфера на планетах Солнечной Системы. Условия существования атмосферы. |
32 | 2 | Химический состав атмосфер планет Солнечной системы. Углекислый газ в атмосфере. Аэрозоль в атмосфере. Температура атмосферы. Парниковый эффект. Глобальное потепление |
33 | 3 | Венерианская атмосфера. Парниковый эффект в атмосферах Земли и Венеры. Оптические явления в атмосфере. Окраска неба, радуга. |
34 | 4 | Акустические явления в атмосфере. Распространение звука в зависимости от распределения температуры и скорости ветра. |
35 | 5 | Э.Торричелли. Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Ртутный барометр. Барометр-анероид |
36 | 6 | Приборы для измерения атмосферного давления. Модели самодельных барометров. Практическая работа «Изготовление самодельного барометра» |
37 | 7 | Отличие в составе атмосферы в зависимости от высоты подъема над поверхностью Земли. Атмосферное давление на различных высотах. Решение задач на зависимость атмосферного давления от высоты. |
38 | 8 | Зависимость температуры кипения от внешнего давления. |
39 | 9 | Водяной пар в атмосфере. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Приборы для измерения влажности воздуха |
40 | 10 | Определение влажности воздуха. Практическая работа «Изготовление самодельного психрометра» |
41 | 11 | Определение скорости испарения воды. Цифровая лабораторная работа ( №2.4) «Изучение закономерностей испарения жидкостей» |
42 | 12 | Определение скорости испарения воды. Цифровая лабораторная работа ( №2.4) «Изучение закономерностей испарения жидкостей» |
43 | 13 | Решение задач на определение влажности воздуха. |
44 | 14 | Решение задач на определение влажности воздуха. |
45 | 15 | Влияние атмосферного давления на артериальное давление человека. |
46 | 16 | Анализ результатов исследовательской домашней работы по теме "Влияние атмосферного давления на артериальное давление человека" |
47 | 17 | Полеты в атмосфере. Воздушные шары, дирижабли, самолеты |
48 | 18 | Решение задач по теме «Воздухоплавание» |
49 | 19 | Решение задач по теме «Воздухоплавание» |
50 | 20 | Заключительный урок: «Влияние атмосферного давления, температуры, магнитных возмущений атмосферы на природу Земли и жизнь людей». Исследования и доклады. |
| | 3. Электричество |
51 | 1 | Электризация тел. Электризация трением в быту и на производстве. История открытия электричества. Все началось с янтаря. |
52 | 2 | Опыты Иоффе и Милликена о «дроблении заряда». |
53 | 3 | Луиджи Гальвани. Опыты с лягушкой. Алессандро Вольта. Вольтов столб. Гальванический элемент. Разновидности источников тока. |
54 | 4 | Электричество в живых организмах.Электричество и растения. Повышение урожайности растений. Электрические рыбы. Электрический скат. Электрический угорь |
55 | 5 | Электричество в медицине. |
56 | 6 | Современные источники тока. Угольно-цинковые элементы и батареи. Алкалиновые элементы и батареи |
57 | 7 | Элементы и батареи с воздушной деполяризацией. Ртутно-цинковые элементы и батареи. |
58 | 8 | Цифровая лабораторная работа ( №3.1) «Знакомство с интерфейсом цифрового осциллографа» |
59 | 9 | Цифровая лабораторная работа ( №3.2) «Изучение зависимости сопротивления провода от длины и площади поперечного сечения» |
60 | 10 | Цифровая лабораторная работа ( №3.2) «Изучение зависимости сопротивления провода от длины и площади поперечного сечения» |
61 | 11 | Цифровая лабораторная работа ( №3.3) «Изучение распределения напряжений в цепи с последовательным соединением участков, состоящих из разных элементов» |
62 | 12 | Цифровая лабораторная работа ( №3.3) «Изучение распределения напряжений в цепи с последовательным соединением участков, состоящих из разных элементов» |
63 | 13 | Цифровая лабораторная работа ( №3.4) «Изучение распределения напряжений в цепи с параллельным и последовательным соединением.» |
64 | 14 | Цифровая лабораторная работа ( №3.4) «Изучение распределения напряжений в цепи с параллельным и последовательным соединением.» |
65 | 15 | Электроэнергетика. Генератор электроэнергии. Практическая работа «Изготовление генератора переменного тока своими руками.» |
66 | 16 | Практическая работа «Изготовление генератора переменного тока своими руками.» |
67 | 17 | Электростанции. ГЭС. Теплоэнергетика –ТЭС. Солнечные электростанции. Ветроэнергетика- Ветряные электростанции. Атомные электростанции. |
68 | 18 | Заключительный урок: «Электричество в жизни человека» |
Литература
1. Перышкин А.В. Физика.9.кл.:учебник для общеобразоват.учреждений/А.В.Перышкин, Е.М.Гутник.-М.Дрофа, 2015
2. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват.учебн. заведений, -М. Дрофа, 2015
3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2015
4. Марон А.Е. Контрольные тесты по физике: 7-9 кл.: Книга для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2001
5.Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005
6.Саранин В.А. Иванов Ю.В. Экспериментальные исследовательские задания по физике.7-11 классы.- М.:Вако, 2015
7. Физика.ОГЭ-2017.9класс.Тематический тренинг: учебное пособие/по ред. А.Г.Бермуса, Л.М.Монастырского.- Ростов -на -Дону: Легтон,2016
8. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 9 класс/ Сост.С.В.Лозовенко.- М.: Вако, 2016
9.Элементарный учебник физики: Учебн.пособие. В 3т/ Под ред. Г.С. Ландсберга- М.: Физматлит, 2000г.