Образовательная программа по внеурочной деятельности «Художественная ритмика» (1–4 классы)
«Художественная ритмика»
Образовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов.
Срок реализации: 1 год
Преподаватель:
Гелишкен Н.А.
Тверь 2016
Пояснительная записка.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г.
Актуальность
Занятия танцами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Цели и задачи
Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Основные задачи:
Образовательные - формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Воспитательные - способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса, приобщение к здоровому образу жизни.
Развивающие - способствовать всестороннему развитию, самосовершенствованию и раскрытию творческого потенциала.
Организация образовательного процесса
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально–ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания, стрейчинг.
Предполагаются занятия два раза в неделю по 45 минут.
Формы работы могут быть различными:
- теоретические (беседы, индивидуальные консультации);
- практические (тренировки);
- культурно-массовые (показательные выступления).
Теоретический материал (беседы по технике безопасности, история танца и т.д.) в виде информационных бесед дается на каждом занятии в объеме, определенным тематическим планированием.
Практическая часть является основной составляющей занятий, которая состоит из разнообразных упражнений, выполняемых под музыку.
Культурно-массовые мероприятия проводятся в соответствии с планом мероприятий школы.
Возраст детей
Данная программа предполагает обучение учащихся начальных классов общеобразовательных школ в количестве 15-20 человек. Итоговой формой работы по программе является открытое занятие для родителей.
Условия реализации образовательной программы
Программа рассчитана на 1 год обучения – по 2 часа в неделю (всего 68 часов).
Структурное построение занятия
№ |
Части занятия |
Время |
Виды упражнений |
1. |
Разминка |
10 мин. |
ОРУ( упражнения, направленные на разогрев, подготовку всех групп мышц и опорно-двигательного аппарата к работе) и ритмические упражнения. |
2. |
Основная часть |
25 мин. |
Разучивание и исполнение ритмических движений, музыкально-ритмических и танцевальных композиций. |
3. |
Заключительная часть |
10 мин. |
Упражнения на восстановление дыхания, стрейчинг. |
Учебно-тематический план
№ раздела |
Темы занятия |
Кол-во часов |
1. |
Раздел «Ритмика. Элементы музыкальной грамоты» 1. Элементы музыкальной грамоты; 2. Музыкально-ритмические упражнения; 3. Слушание музыки; 4. Гимнастика. |
15 |
2. |
Раздел «Гигиена и здоровый образ жизни» 1.Гигиенические знания и навыки; 2. Профилактика плоскостопия; 3. Укрепление правильной осанки. |
5 |
3. |
Раздел «Танец» 1.Постановка танца «Новогодний»; 2.Постановка танца «Веселая компания». |
48 |
Итого |
68 |
Тематическое планирование танцевального курса для учащихся начальных классов
№ |
Название темы занятия |
Кол-во часов |
1 |
Введение. Что такое ритмика |
1 |
2 |
Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса. |
1 |
3 |
Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. |
1 |
4 |
Гигиенические знания и навыки. |
1 |
5 |
Ритмическая схема. Ритмическая игра. |
1 |
6-8 |
Ритмические упражнения |
3 |
9-25 |
Разучивание элементов танца «Новогодний». |
17 |
26-30 |
Повторение танца «Новогодний». Подготовка к концерту. |
5 |
31 |
Участие в новогоднем школьном концерте. |
1 |
32 |
Итоговый открытый урок для родителей. |
1 |
33 |
Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. |
1 |
34-35 |
Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика. |
2 |
36-37 |
Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения. |
2 |
38-39 |
Упражнения для профилактики плоскостопия. |
2 |
40-41 |
Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки. |
2 |
42 |
Упражнения на расслабление мышц. |
1 |
43-44 |
Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха. |
2 |
45- 63 |
Разучивание элементов танца «Веселая компания». |
19 |
64-67 |
Повторение танца «Веселая компания». |
4 |
68 |
Итоговый открытый урок для родителей. |
1 |
Итого |
68 |
Планируемые результаты обучения.
Результатами освоения данного курса являются:
1) Накопление представлений о ритме и синхронном движении;
2) Правильное соотношение темпа движений с темпом музыкального произведения; выполнение задания после показа и по словесной инструкции учителя;
3) Учащиеся должны начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
4) Ритмичное выполнение несложных движений руками и ногами;
5) Умение работать в коллективе;
6) Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
7) Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
Средства, необходимые для реализации программы:
- актовый зал;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека; диски DVD,
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки).
Список используемой литературы.
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». - М.: ТЦ Сфера, 2009.
Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - Л.: Искусство, 1983.
Бекина С.И. и др. « Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет)». - М.: Просвещение, 1984.
Ерохина О.В. « Школа танцев для детей». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Иова Е.П. и др. «Утренняя гимнастика под музыку». – М.: Просвещение, 1977.
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание». - М.: Просвещение, 1989.
Руднева С., Фиш Э. «Ритмика. Музыкальное движение». – М.: Просвещение, 1972.
Фирилева Ж.Е. « Ритмика в школе: третий урок физической культуры». – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Лечебно-профилактический танец. «ФИТНЕС-ДАНС»». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.