Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «СВЕТЛЯЧОК»
«СОГЛАСОВАНО» «Утверждаю»
Начальник УО Директор МКОУ Светловская ООШ
Администрации Краснозёрского района
________________С.А.Дулуба ___________Е.В.Кайгородова
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «СВЕТЛЯЧОК»
2021
Содержание
Пояснительная записка………………...…………………………………………3 |
Концептуальные основы …………………………………………………………5 Содержание программы…………………………………………………………..7 Ресурсное обеспечение…………………………………………………………..13 Формы и методы……………………………………………………....................14 Ожидаемые результаты…………………………………………………………17 Мониторинг реализации программы…………………………………………...18 Критерии отслеживания результатов…………………………………………..18 Социальная значимость полученных результатов……………………………..19 План воспитательной работы с 07.06.21 г. по 26.06.21г………………………21 Приложение ……………………………………………………………….……30 |
Пояснительная записка
«Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой,
то в большинстве случаев придется принимать ее условия»
Р. Рифлекс
Лето –наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная природоохранная и деятельность, осуществляемая в летний период, позволяет формировать у учащихся установку на диалоговое отношение с природой. Сегодня среда обитания живой природы постепенно исчезает. В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей среды. И необходимо это не столько для природы, сколько для выживания человека. Поэтому создание лагеря дневного пребывания экологической направленности «Светлячок» является актуальной.
Природа – это система, которая живет по определенным законам. Чтобы выжить, надо понять эти законы и грамотно использовать их, не превышая допустимого порога вмешательства в природные экосистемы.
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии – в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с самого детства.
Программа лагеря дневного пребывания «Светлячок» – это великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования, что позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения и делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности, а непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность формирует экологически грамотную личность, способную жить в гармонии с природой.
ЛДП «Светлячок» – это не только отдых и оздоровление учащихся, это и возможность для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка – радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи.
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении учащихся к разнообразному социальному опыту, созданию в ЛДП стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении ЛДП.
Программа «Светлячок» заключается в использовании информационного пространства для формирования патриотического мировоззрения, формирования экологической культуры, привлечения внимания детей к искусству, истории, традициям, историческим особенностям своей малой Родины.
Данная программа апробируется на базе МКОУ Светловская ООШ.
По продолжительности программа рассчитана на 18 дней. Основной состав ЛДП «Светлячок» – это учащиеся МКОУ Светловская ООШ. Возраст детей от 7 до 14 лет. Приоритет при наборе в лагерь имеют:
- дети-сироты,
- дети из неполных семей,
- дети из многодетных и малообеспеченных семей.
Цель: сформировать у учащихся гуманистическое отношение к окружающему миру, внутренней потребности к самосовершенствованию, воспитать экологическую культуру, развить творческие способности учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать расширению и углублению кругозора учащихся в области экологии;
- содействовать получению учащимися умений и навыков индивидуальной, коллективной, творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
-способствовать формированию инициативы в решении экологических задач и проблем в процессе личного участия в природоохранной деятельности;
- способствовать формированию благоприятного общественного мнения и пропаганды среди учащихся рабочих профессий.
Развивающие:
- способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся;
- способствовать созданию условий для самореализации личности ребенка, проявлению активной жизненной позиции, развитию чувства коллективизма;
- содействовать развитию организаторских способностей через участие детей в самоуправлении лагерем «Светлячок».
Воспитательные:
-содействовать воспитанию ответственного отношения к окружающей природной среде, активной гражданской позиции в вопросах природопользования;
- способствовать воспитанию трудолюбия, самостоятельности и формированию экологической культуры;
- способствовать созданию благоприятных условий для укрепления здоровья учащихся;
- содействовать формированию системы ценностных ориентиров, развитию чувства патриотизма, любви к своей Родине.
Концептуальные основы программы
Существующая современная система воспитания и всеобщего развития детей включает базовое школьное и внешкольное образование. В связи с этим в определении особенностей и содержании внешкольного образования появляются концептуальные различия. А именно, оно создаёт наиболее благоприятные условия для полной реализации возможностей и развития жизненно важных умений ребенка разного возраста. Оно актуально и наиболее чётко отвечает на современные требования социального запроса специфичными способами, неформально и ненавязчиво помогает учащимся утверждать свои жизненные позиции, приобретая опыт практической деятельности. Так, в России сложилась уникальная система, которой присуща особая гуманистическая атмосфера сотрудничества и сотворчества детей и педагогов.
Данная программа позволяет детям:
выявить и развить свои потенциальные творческие способности;
достаточно рано определиться в своих интересах и возможностях, осознанно выбрать в дальнейшем дело своей жизни;
испытать ситуацию успеха, чего он, возможно, лишён в основной учебной деятельности;
получить разнообразный социальный опыт, научиться содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
самоутвердиться социально адекватным способом;
удовлетворить свои образовательные потребности, выходящие за рамки школьной программы.
Программа ЛДП «Светлячок» является важнейшим стратегическим документом, отражающим развернутую характеристику обозримых перспектив развития, как целостного образования инновационного типа.
Инновационность программы определяется новым подходом к управлению дидактическим и методическим обеспечением формирования социально-ценных (позитивных) компетенций в рамках образовательных программ дополнительного образования и выражается в стремлении достичь оптимального уровня экологической образованности и здоровья.
Система тематических программ естественнонаучной и художественной направленностей предполагает высокую эффективность данной программы. Программой предусмотрено тесное сотрудничество педагога-воспитателя с ребенком с целью пропаганды экологической культуры как действенного для формирования и укрепления знаний и умений в области экологии. Укрепление здоровья детей основывается также на неразрывном единстве человека и природы.
Система тематических программ различной направленности предусматривает комплекс программ по развитию интеллектуальных способностей, решению творческих задач, сочетание физического и умственного труда (викторины, шахматы, сказки, проблемные вопросы и т.д.).
Содержание программы
Современных детей объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других, им нужна забота, понимание и внимание взрослых.
Правильная организация деятельности учащихся в летний период является связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основанными на принципах гуманизма, толерантности, демократии и самодеятельности.
Создать условия для успешной организации экологического взаимодействия ЛДП с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка, является одним из основных направлений деятельности лагеря дневного пребывания «Светлячок».
Этапы реализации программы:
1-й этап - подготовительный (апрель – май).
Задачи: подготовить нормативно-правовую базу и программно-методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Светлячок».
Содержание:
подбор кадров;
- утверждение программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Светлячок» и перспективного плана работы лагеря на заседании педагогического совета;
- проведение теоретических и практических занятий с воспитателями;
- проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний;
- подготовка методических материалов и материально-технической базы.
2-й этап - организационный (1-3 день смены)
Задачи: запустить программу «Светлячок»;
создать условия для адаптации детей в летнем оздоровительном лагере. Содержание:
- погружение в программу;
- проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей детей;
- изучение ожиданий детей от отдыха в лагере;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3-й этап - основной (4-15 день смены) Задачи:
предоставить возможности каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать свои возможности, реализация игрового сюжета, удовлетворение интересов и потребностей ребенка в разнообразной деятельности, формирование умений и навыков по различным видам деятельности, создание ситуации успеха в выбранной ребенком деятельности. Содержание:
- общелагерные и отрядные коллективно-творческие дела в соответствии с планом работы;
- спортивные и интеллектуальные игры, конкурсы, состязания, игровые программы, акции и т.д.;
- организация системы стимулов личностного и коллективного роста; диагностика настроения;
аналитическая деятельность.
4-й этап - итоговый (16-18 день смены) Задачи:
подвести итоги смены.
Содержание:
- аналитическая деятельность;
- церемония закрытия (награждение по итогам смены);
- диагностика результатов работы лагеря.
Попадая в ЛДП «Светлячок», ребёнок не просто отдыхает и оздоравливает свой организм, но становится на лестницу, пройдя все ступени которой, он станет ближе к природе, к экологии, к творчеству. Следовательно, станет юным экологом своего села, страны, всей планеты Земля.
Каждый день смены – это своеобразное «путешествие» по материкам нашей планеты. Название каждого материка соответствует тематике дня: «Знакомство», «ПДД», «Талант», «Юннат», «Россия», «Безопасность», «ЗОЖ», «Мир кино», «Доброты и вежливости», «Море», «Культура», «Дружба», «Память», «Олимпийский», «Чистота», «Сказки» «Прощание». Пункт назначения материка имеет единую направленность, все дела дня объединены темой. Логика построения дня такова, что первая половина (до обеда) – экологические акции, а вторая половина дня –работа в объединениях, спортивные игры и соревнования. Также, каждая пятница становится тематической (по цвету), дети приходят, по мере возможности, в одежде определенного цвета.
В конце каждого дня ребенок заполняет карту настроения и достижений за день.
Пройдя все материки, выявляются победители, которые в конце смены получают памятные призы, дипломы и грамоты.
Организация ЛДП «Светлячок» экологической направленности решает не только проблему занятости детей в период летних каникул, но и способствует приобщению детей к окружающему миру природы и искусства.
Лагерь дневного пребывания «Светлячок» является хорошей формой организации учащихся для решения задач экологического образования, развития личности, где потребность в знаниях возникает из естественной ситуации, которые сопровождаются сильными эмоциями.
Программа «Светлячок» предусматривает различные мероприятия, с учетом значимых дат. Программа ЛДП «Светлячок», как средство реализации поставленных целей и задач, включает в себя следующие направления:
Экологическое направление.
Экологическое воспитание и образование, существовало и будет существовать на протяжении развития общества.
Теоретическая часть программы ЛДП способствует воспитанию экологической культуры личности. Учащимся дается возможность сравнивать, анализировать, использовать имеющиеся знания, а также знакомиться с новым материалом. Воспитывается желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать. Широко используются загадки, пословицы, литературные произведения, а также наглядные пособия (картинки, фотографии, настольные игры, презентации, видеоролики). Важную роль играют комплексные занятия: они способствуют всестороннему развитию, так как построены на смене видов деятельности.
Практическая часть предусматривает выход учащихся в ближайшие экосистемы –пришкольный участок и школьный парк. Это очень важные мероприятия эколого-оздоровительного характера: дети дышат свежим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленении.
Экскурсии дают много эмоциональных впечатлений, а также учащиеся приобретают навыки правильного поведения в природе, культурного отдыха. Именно во время экскурсий можно учить детей понимать влияние деятельности человека на природу. На территории нашего поселения имеется цех по разливу природной минеральной воды «Легенда Сибири» и «Новопокровская», который мы посещаем во время экскурсий. Ученица нашей школы делала исследовательский проект по минеральной воде и принимала с ним участие в межрайонном конкурсе исследовательских проектов.
Животный мир нашей территории довольно разнообразен. Здесь обитают косули, енотовидные собаки, зайцы, глухари, перепела, совы. Ребята в лагере делятся своими знаниями о жизни, охране этих животных и не только. Проводятся конкурсы рисунков обитателей нашего края.
Рекомендуемые мероприятия:
-развлекательное мероприятие «Посвящение в экологи»
-экологическая акция «Чистый двор»;
-экскурсия в цех по разливу воды;
-конкурс рисунков;
- интеллектуальная игра «Экологический серпантин»;
Гражданско-патриотическое направление.
Данное направление включает мероприятия патриотического, исторического и культурного характера. Мероприятия данного направления воспитывают в детях дух патриотизма, любовь к родному краю, чувство гордости за свою родину, за ее историю и культуру.
Рекомендуемые мероприятия:
- Игра-путешествие «День России».
-просмотр фильма о ВОВ;
-конкурс военной песни;
-мастер-класс «Голубь мира»;
-экскурсия к памятнику, 22 июня- День памяти и скорби.
Художественно-творческое направление.
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – это значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда остается важнейшей частью педагогической деятельности в лагере дневного пребывания «Светлячок».
Рекомендуемые мероприятия:
-изобразительная деятельность (оформление отрядных уголков, конкурс стенгазет, рисунков);
- самопрезентация отряда;
-развлекательная программа «Мультлото»;
-«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве….». Постановка и инсценировка сказок на новый лад;
- просмотр кинофильмов, посещение кинотеатра в Краснозёрском ДК;
-«Фабрика звезд» (конкурс детских песен)
-Просмотр мультфильмов
-творческое мероприятие «Моя семья»;
- Творческий конкурс «Мисс и Мистер лагеря».;
- Конкурс рисунков «Волшебные краски».
Физкультурно-оздоровительное направление.
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью, умеющий создать и защитить собственное благополучие, способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигать успехов в любой деятельности. Поэтому родителей и педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. Здоровье важно для будущего поколения, а быть здоровым невозможно без двигательной активности. С этой целью в лагере дневного пребывания «Светлячок» рекомендуются:
- ежедневная утренняя зарядка;
-спортивно-воспитательное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни»;
- спортивный турнир по футболу, волейболу;
-инструктаж по ТБ и правила поведения в лагере.
- противопожарный инструктаж. Учебная эвакуация;
-«Спасем Мишу» - преодоление полосы препятствий.
-посещение бассейна;
-видеоролик «Безопасный путь. Поведение на дороге»;
-квест-игра «Если хочешь быть здоров – постарайся»;
-викторина «Знаем ли мы правила дорожного движения»;
-воспитательное мероприятие «Дорожная азбука»;
-викторина «Путешествие в страну Безопасность» (профилактика электробезопасности);
Постоянно осуществляется контроль над соблюдением личной гигиены детьми до и после приема пищи.
Ресурсное обеспечение
1. Организационные ресурсы:
- Программа ЛДП «Светлячок»;
- календарно-тематический план;
- план-сетка воспитательных мероприятий.
2. Информационно-методические ресурсы:
-сценарии и методические разработки;
-использование развивающих программ, их методическое обеспечение;
-подбор современных и эффективных средств, методов и форм работы с детьми;
-методики определения потенциальных возможностей отдыхающих детей -личных, деловых, творческих;
-формы и способы управления детьми, их развития, мотивации и воспитания.
3.Материально-технические условия:
В распоряжении ЛДП «Светлячок» имеются:
- штаб ЛДП «Светлячок»;
- спортивная площадка на улице;
- игровая комната
- рекреация первого этажа здания;
-спортивный зал;
-актовый зал;
- столовая.
4. Методические ресурсы: наличие программы деятельности лагеря дневного пребывания «Светлячок» и план воспитательной работы на смену, должностные инструкции всех участников процесса, наличие методических разработок в соответствии с планом работы.
Методики стимулирования развития самодеятельности, самореализации детей в различных сферах деятельности: игровая, театрализация, КТД, педагогики сотрудничества, групповая, уровневая дифференциация. Использование игровых, обучающих, развивающих, соревновательных методов.
5. Мотивационные ресурсы: игровой метод мотивации, командный метод мотивации.
В реализации программы участвуют:
1. Учителя школы – воспитатели и начальник лагеря.
2. Фельдшер.
3. Библиотекари школьной и поселковой библиотеки;
4. Работники Светловского КДЦ.
Формы и методы работы
Методы:
проблемно-поисковый;
эвристический;
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный;
анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;
наблюдения.
Формы работы:
игры: подвижные, спортивные, тематические, театрализованные и «тихие» (на время плохой погоды);
соревнования по футболу, волейболу, настольный теннис, шашки, шахматы;
беседы на экологическую тему и тему здорового образа жизни;
праздники: календарно-тематические и соответствующие профилю ЛДП «Светлячок»;
акции: «Собери мусор», «Чистый двор»
конкурсы: рисунков на асфальте, чтецов, певцов, фантазеров,
викторины: тематические, развлекательные;
Детское самоуправление
Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства в лагере дневного пребывания «Светлячок» является создание органа детского самоуправления.
Участие ребенка в органе детского самоуправления помогает ему лучше раскрыться, проявить свои возможности. Роль педагогов-воспитателей – верно и вовремя направлять инициативу учащихся. Таким образом, на более высоком уровне проходит общение между детьми в коллективе сверстников, между детьми и взрослыми.
Вся смена ЛДП «Светлячок»– это экологическое путешествия по материкам земли. Поэтому целесообразно организовать работу органов самоуправления в виде работы «Совета мореплавателей». Главный орган самоуправления – это капитан ЛДП «Светлячок» – координирует работу всего лагеря, вместе с педагогами организует текущую работу лагеря, выполнение его решений, проводит заседания «Совета мореплавателей», оказывает помощь педагогу в организации работы ЛДП.
В каждой команде есть помощник капитана, а у помощника – штурманы, которые организуют жизнь своих команд, распределяют поручения между членами команд и контролируют их выполнение.
Педагоги-воспитатели являются кураторами. Капитан ЛДП «Светлячок» и помощники капитана входят в актив главного детского органа самоуправления, которые участвуют на заседаниях «Совета мореплавателей». Актив создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств учащихся.
Схема детского самоуправления в ЛДП «Светлячок»
Капитан лагеря дневного пребывания
«Светлячок»
Штурман:
«Талант»
Штурман:
«ЗОЖ»
Штурман:
«Журналист»
Штурман:
«Безопасность»
Штурман:
«Трудовой десант»
Цели и задачи актива
Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;
- создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала учащихся;
- содействия в создании благоприятного психологического климата.
Организация деятельности актива
Актив лагеря являются органом самоуправления.
Для того, чтобы выбрать орган самоуправления (капитана и его помощников) организуются игры, тесты для выявления способностей учащихся. Затем капитан и его помощники распределяют обязанности в команде:
- штурман «ЗОЖ» – организует утренние зарядки, следит за соблюдением правил гигиены, помогает организовывать спортивные игры, контролирует соблюдение режима дня, ведет спортивную рубрику в командном уголке, в которой освещается спортивная жизнь лагеря;
- штурман «Журналист» – отвечает за оформление газет, объявлений, плакатов, текущих дел;
- штурман «Талант» – организует художественно-эстетическое воспитание учащихся: в страну сказок, праздников, эстафет искусств, оказывает помощь в реализации проектов;
- штурман «Безопасность»– отвечает за порядок в лагере, за сохранение имущества, осуществляет контроль выполнения правил внутреннего распорядка;
- штурман «Трудовой десант» – отвечает за чистоту и порядок в отрядах, на площадке, организует дежурство в столовой.
Права и обязанности
Каждый орган актива имеет право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
- на защиту своих прав и интересов.
Каждый орган актива обязан:
- ответственно исполнять порученное дело;
- соблюдать законы общения и культуру поведения.
Работа в органах самоуправления под руководством педагогов-воспитателей способствует формированию таких умений, как:
Лидерские способности.
Чувство ответственности.
Умение общения со взрослыми.
Высказывание и отстаивание своей точки зрения.
Видение ошибок и умение находить пути их исправления.
Уважение мнения других.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Расширение и углубление кругозора учащихся в области экологии.
Получение учащимися умений и навыков индивидуальной, коллективной, творческой и трудовой деятельности.
Самореализация личности ребенка, проявление активной жизненной позиции, развитие чувства коллективизма.
Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Развитие чувства патриотизма, любви к своей Родине.
Формирование экологической культуры.
Развитие организаторских способностей через участие детей в самоуправлении лагерем «Светлячок».
Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде.
Воспитание трудолюбия, самостоятельности, здорового образа жизни.
Мониторинг реализации программы
Система мониторинга организации ЛДП «Светлячок» складывается из следующих направлений:
Викторины (проверка знаний, умений, навыков, полученных в процессе работы в отрядах).
Конкурсы (выявление талантливых, одаренных детей).
Анкетирование учащихся (в начале смены – выявление интересов детей, мотивов пребывания в лагере; в конце смены – выявление оправдания ожиданий) (Приложение 3).
Тесты (выявление индивидуальных способностей и творческих интересов учащихся (Приложение 4).
Выставка работ (стимулирование учащихся на создание красивой, творческой работы).
Экологические акции (формирование у детей принятия активной жизненной позиции в деле охраны природы, а также ответственное и бережное отношение к окружающей среде).
Спортивные соревнования, эстафеты (привитие ЗОЖ).
Для наглядности используется «Карта настроения» - форма обратной связи, которая позволит судить об эмоциональном состоянии учащихся ежедневно. Это итог дня. В конце дня дети будут заполнять «карту настроения», а педагоги-воспитатели будут анализировать качество и содержание своей работы по результатам обратной связи (Приложение 5).
Критерии отслеживания результатов
Качество организации отдыха детей.
Использование новых методик и технологий по привитию учащимся навыков здорового образа жизни.
Привлечение родителей и социальных партнеров к реализации программы смены.
Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с учащимися разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей учащихся.
Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательно - образовательного процесса.
Использование различных форм организации детского самоуправления
Социальная значимость полученных результатов
Во-первых, в Лагере на базе школьного учреждения, могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, образовательная и т.д.). Во-вторых, взаимодействие детей в Лагере имеет нетрадиционный характер по содержанию и по форме включения ребят в те или иные сферы деятельности, что способствует инициативе и социальной активности. В-третьих, в детском Лагере каждый может стать участником сводных объединений, что позволяет ребенку максимально проявлять себя разносторонне и творчески. В-четвертых, в детском Лагере нормой постоянный анализ всего, что делается, в том числе и участия каждого в жизни Лагеря, а также самоанализ.
Социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в детском летнем лагере организованного на базе ОУ велико по многим причинам: а) жизнедеятельность в Лагере - это добровольная практическая деятельность с целью самовыражения, самоутверждения и удовлетворения интересов; б) деятельность выполняет роль регулятора интересов и способностей личности, дает возможность проявления социальной, творческой активности детей, является сферой их самоутверждения в различных видах деятельности; в) особенность деятельности заключается в добровольном выборе ее видов, быстрой их смене, так как идет поиск своего "Я"; г) деятельность в свободное время ребенок воспринимает как удовольствие, что развивает инициативу, фантазию, воображение.
План воспитательной работы
лагеря дневного пребывания «Светлячок»
с 07.06.21г. по 26.06.21г.
Мероприятия в ЛДП реализуются по следующей схеме: учащиеся становятся юными экологами, проходя материки, каждый материк соответствует одному дню.
Сроки | Содержание | Примечание |
Материк «Знакомство» | ||
07.06.21 | Приход учащихся. Торжественная линейка. Открытие ЛДП «Светлячок». Развлекательная программа «Давайте знакомиться». Тест для определения творческих наклонностей у учащихся. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в лагере. Противопожарный инструктаж. Беседа «Правила поведения детей при участии в подвижных играх» Взвешивание на медпункте. Учебная эвакуация. Занятия по интересам. Анкета № 1 Праздник «Давайте знакомиться»ДК Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Материк «ПДД» | ||
08.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Весёлая зарядка. Видеоролик «Безопасный путь . Поведение на дороге». Викторина «Знаем ли мы правила дорожного движения» Беседа «Правила поведения детей на транспорте», « Правила дорожного движения». Занятия по интересам «Мой друг велосипед»- конкурсная программа на территории школьной спортивной площадки. Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Материк «Талант» | ||
09.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Весёлая зарядка. Минутка здоровья «Вредные привычки» Беседа «Правила поведения детей во время пешеходных прогулок (экскурсий, походов)». Распределение обязанностей , оформление отрядной газеты, выбор названия, девиза, отрядной речевки, эмблемы. Сдача норм спортивных. Конкурс «Раз картинка, два картинка» (Соревнование по собиранию пазлов) Тихие игры . Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Материк «Юннат» | ||
10.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Веселая зарядка. Минутка беседы «Опасные растения» Занятия по интересам Развлекательное мероприятие «Путешествие в королевство природы». Разгадываем ребусы и кроссворды о природе. Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Материк «Эколог» (белая пятница) | ||
11.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Веселая зарядка. развлекательное мероприятие «Посвящение в экологи» экологическая акция «Чистый двор»; конкурс рисунков; интеллектуальная игра «Экологический серпантин»; Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
| | |
Материк «Россия» | ||
12.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Веселая зарядка. Беседа «Правила поведения при участии в массовых мероприятиях» Игра-путешествие «День России». Занятия по интересам. Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Материк «Безопасность» | ||
14.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Веселая зарядка. Профилактическая беседа по эксплуатации электроприборов. Викторина «Путешествие в страну Безопасность» Занятия по интересам. Минутка здоровья «Осторожно, клещ!» (беседа о первой помощи при укусах насекомых) . Игра –конкурс «Шифровальщик» . Акция «Как твое имя индейца.» Конкурс « Сооруди вигвам» Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Материк «ЗОЖ» | ||
15.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Веселая зарядка. Беседа «Правила поведения детей в летнем лагере при купании в открытом водоеме, бассейне». Посещение бассейна в р.п. Краснозёрское. Занятия по интересам. Беседа «Правила оказания первой помощи пострадавшим» «Спасем Мишу» - преодоление полосы препятствий. Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Материк «Мир кино» | ||
16.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Веселая зарядка. посещение ДК Краснозёрский ( просмотр фильма). Просмотр кинофильма. Развлекательная программа «Мультлото». Занятия по интересам .Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Материк «Доброты и вежливости» | ||
17.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Веселая зарядка. Беседа с детьми на тему: «Правила поведения в природе». Конкурс вежливых приветствий Конкурс Мини-плакатов «Будьте вежливы всегда» Акция « Чистых тарелок» Акция «Доброе слово и кошке приятно» Игры на свежем воздухе. Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Материк «Море» Синяя пятница | ||
18.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Веселая зарядка. Беседа с детьми на тему: «Если хочешь быть здоров – закаляйся.» Квест - игра «Если хочешь быть здоров - постарайся». Экскурсия в цех по разливу воды. Игра «Морской бой» Занятие «Изучаем азбуку Морзе». Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Материк «Культура» | ||
19.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Веселая зарядка. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…». Постановка и инсценировка сказок на новый лад. Игры на свежем воздухе. «Фабрика звезд» (конкурс детских песен) Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Материк «Дружба» | ||
21.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Веселая зарядка. Мастер-класс в с.Лотошное «Изготовление игрушек» Занятия по интересам .Творческий конкурс «Мисс и Мистер лагеря». Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Материк «Память» | ||
22.06.21 | Приход учащихся. Торжественная линейка, посвященная началу ВОВ ,зарядка. Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры»- встреча с сотрудниками библиотеки Конкурс военной песни Мастер-класс «Голубь мира» Экскурсия к памятнику. Возложение цветов и гирлянды из голубей мира. Подведение итогов дня. Рефлексия. Занятия по интересам .Уход учащихся домой. | |
Материк «Олимпийский» | ||
23.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Веселая зарядка. Беседа «Правила оказания первой помощи при укусе клеща» Минутка беседы «Опасные растения» Спортивные соревнования с соседями из с.Лотошное Составление книги призеров. Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Материк «Чистота» | ||
24.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Веселая зарядка. Операция «Бум». Конкурс рисунков «Чистота –залог здоровья» Конкурсная программа «Мойдодыр» Разгадываем ребусы и кроссворды о здоровье. Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Материк «Сказки» Желтая пятница | ||
25.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Веселая зарядка. Поход в ФАП. «Сказочные эстафеты» Занятия по интересам Игра-конкурс «Знатоки сказок» Конкурс рисунков «Волшебные краски» Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Материк «Прощание» | ||
26.06.21 | Приход учащихся. Линейка. Веселая зарядка. Подготовка к отчетному концерту. Сдача норм спортивных. Занятия по интересам Праздничный концерт. Праздник шляп Подведение итогов дня. Рефлексия. Уход учащихся домой. | |
Приложение 1
Законы трудового объединения «Светлячок»
Закон чистоты:
Чистота нам всем вокруг,
Дарит свежесть и уют.
С ней в любое время года
Яркой выглядит природа!
Закон здоровья:
Небо, солнце, спорт, игра – наши лучшие друзья!
Закон доброго отношения:
Окажи друзьям внимание –
В ответ получишь понимание.
Будь приветлив, не дерись,
А подрался, так мирись!
Закон творчества:
Пой, играй, твори, дерзай!
И дельфины получай!
Дельфинчики соберёшь,
Приз за них себе возьмёшь!
Приложение 2
Согласовано
Директор школы:________Е.В.Кайгородова
РЕЖИМ ДНЯ
лагеря дневного пребывания «Светлячок»
8.30 - 9.00 Прием детей 9.00 - 9.15 Физическая зарядка 9.15 - 9.30 Завтрак 9.40 - 12.00 Занятия по плану работы лагеря 12.00 - 13.00 Прогулки, оздоровительные мероприятия 13.00 - 13.30 Обед 13:30 – 14:30 Тихие игры. Уход домой.Приложение 3
Анкета № 1 (начало смены)
Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам судить об эффективности работы лагеря. Твои ответы на вопросы анкеты останутся в строгой тайне.
Меня зовут________________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Какое твое настроение сегодня?
Я считаю, что хороший лагерь – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я хочу быть в лагере:
Организатором;
Помощником;
Участником;
Зрителем.
Я жду от этой смены _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо, что ты ответил на все вопросы анкеты!
Анкета № 2 (конец смены)
Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам судить об эффективности проведенной смены. Твои ответы на вопросы останутся в строгой тайне.
Меня зовут________________________________________________________
Возраст ___________________________________________________________
Оправдались ли твои ожидания от участия в смене? Да/нет (подчеркни)
Тему смены я понимал, не понимал; мне было все равно (подчеркнуть)
Какие мероприятия понравились тебе больше всего ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Участвовал ли ты в делах и праздниках лагеря: да, участвовал, но не во всех; трудно сказать (подчеркни).
К моему мнению прислушивались: всегда; иногда; никогда не прислушивались (подчеркни)
Чаще всего я выполнял роль: организатора, помощника, защитника, наблюдателя, исполнителя (подчеркни)
Что показалось тебе полезным лично для тебя? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я хочу пожелать _______________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо, что ты ответил на все вопросы анкеты!
Приложение 4
Тест для определения творческих наклонностей у учащихся
Если вы согласны с тем, что сказано, если это верно по отношению к вам напишите слово «да». Если сказанное не подходит вам, пишем слово «нет».
Я люблю сочинять собственные песни.
Я люблю гулять один.
Мои папа и мама любят играть со мной.
Я задаю много вопросов.
Сочинение рассказов и сказок - пустое занятие.
Я люблю, чтобы у меня бал только один или два друга.
Я ничего не имею против, если иногда меняются правила игры.
У меня есть несколько действительно хороших идей.
Я люблю рисовать
Я люблю вещи, которые трудно делать.
Солнце на рисунке должно быть всегда желтым.
Я люблю все разбирать, чтобы понять, как это работает.
Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжки, чем рисовать самому.
Легкие загадки – самые интересные.
Иногда папа или мама занимаются чем-нибудь вместе со мной.
Я люблю узнавать новое о животных.
Мой папа любит делать что-то по дому.
Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов.
Трудно найти себе занятие, когда находишься один.
Мой папа думает, что я обычно поступаю правильно.
Я люблю рассказы о далеком прошлом.
Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.
Когда я хочу что-то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от этой затеи и берусь за что-нибудь другое.
Я всегда играю с друзьями, а один я не люблю играть.
Подсчет результатов:
За каждый положительный ответ «да» начисляется 1 балл, за отрицательный ответ «нет» начисляется 0 баллов.
Внимание! В пунктах 5,6,11,13,14,18,19,22,23,24 оценка проводится следующим образом: вместо одного балла начисляется ноль, а вместоноль баллов - 1 балл. Это делается потому, что в указанных пунктах утверждается признак, противоположный оцениваемому. Другими словами, в этих пунктах за ответ «да» начисляется 0 баллов, а за ответ «нет» - 1 балл.
Склонность ребенка к творчеству складывается из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. Наконец, существенное значение имеет и обстановка в семье ребенка. Проанализируем эти качества.
1.Разнообразие интересов.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 1,5,9,16,21. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности разнообразия интересов ребенка:
1 степень - 0-1 слабо выражено;
2 степень - 2-3 выражено средне;
3 степень - 4-5 явно выражено.
2. Независимость.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 2,8,11,13,19,24. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности независимости ребенка:
1 степень - 0-1 слабо выражено;
2 степень - 3-4 выражено средне;
3 степень - 5-6 явно выражено.
3. Гибкость, приспособляемость.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 6,7,22. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности гибкости поведении ребенка:
1 степень - 0-1 слабо выражено;
2 степень - 2 выражено средне;
3 степень - 3 явно выражено.
4. Любознательность.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах: 4,12,18. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности любознательности ребенка.
1 степень - 0-1 слабо выражено;
2 степень - 2 выражено средне;
3 степень - 3 явно выражено
5. Настойчивость.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах: 10,14,23. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности настойчивости ребенка.
1 степень - 0-1 слабо выражено;
2 степень - 2 выражено средне;
3 степень - 3 явно выражено.
6. Сведения о семейной обстановке.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах: 3,15.17,20.
Количество набранных баллов соответствует степени благоприятного влияния семейной обстановки для развития творческих наклонностей ребенка:
1 степень - 0-1 мало способствует;
2 степень - 2 – 3 способствует средне
3 степень - 4 явно способствует
Приложение 5
Карта настроения и достижений ребёнка
№ Пп/п | Ф.И.О. ребенка | Дни смены | Итоги | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | и тд. | ||||
11 | Иванов Никита | | | | | | | |
2. | | | | | | | | |
3. | | | | | | | |
Условные обозначения:
Настроение
| Веселое |
| Спокойное |
| Грустное |
Достижения
О | организатор дела |
У | участник дела |