Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Радужная Флотилия»

5
0
Материал опубликован 5 July 2018 в группе

Программа «Радужная Флотилия»
 

Программа летнего оздоровительного
лагеря с дневным пребыванием

 


 


 


 


 


 

Автор программы:

заместитель начальника лагеря

Мячкова Елена Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ

 

Информационная карта программы

3-5

Пояснительная записка

6

Концептуальные основы

7-9

Нормативно-правовое обеспечение программы

10

Механизмы реализации программы

11

Основные направления программы и содержание

12-13

Система самоуправления в лагере

14-15

Методическое обеспечение программы

16-17

Кадровое обеспечение

18

План реализации программы

19

Основные мероприятия смены

20-21

Оформление лагеря

22

Механизм отслеживания результатов программы

23

Ожидаемые результаты

23

15. Список литературы

24

1. Информационная карта программы «Радужная Флотилия»

полное название программы

«Радужная флотилия»

Автор программы

Заместитель начальника лагеря дневного пребывания, учитель начальных классов Мячкова Елена Анатольевна

Цель программы

Создание благоприятных условий для полноценного отдыха, занятости их творческой и спортивно-оздоровительной деятельностью;
культурное развитие и формирование у
школьников системы нравственных
ценностей; комплексного подхода к организации
летнего отдыха.

Специализация программы

Комплексная программа по направлениям: краеведческо - патриотическое, физкультурно-оздоровительное, культурно-просветительское, интеллектуально – творческое, духовно-нравственное

Официальный язык программы

Русский

Форма проведения

Лагерь с дневным пребыванием

Количество смен, сроки проведения

1 смена (01.06.2016 -27.06.16) – 175человек,

Общее количество участников

200 (кадровое обеспечение – 25 человека, детей – 175

Условия участия в программе

Заявление родителей

Условия размещения участников

Спортивная площадка, актовый зал школы, кабинет музыки, кабинеты, кабинет изостудии, кабинет музыки, медицинский кабинет, территория школы, столовая, спортивная площадка на территории школы.

Основания для

разработки программы (нормативные документы)

Закон РФ «Об образовании».

Конвенция о правах ребенка.

Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 23.03.16 об организации оздоровления труда и отдыха детей и подростков в 2016 году.

Основные задачи

Развивать коммуникативные навыки детей через общение со сверстниками и взрослыми людьми в ходе разных видов деятельности посредством организации работы дополнительного образования, систем самоуправления, самообслуживания.

Укреплять здоровье ребят, привлекать их к осознанному выбору здорового образа жизни и правил безопасного поведения.

Приобщать детей к культурным общечеловеческим и нравственным ценностям через организацию помощи в осмыслении значимости этих ценностей.

Создавать условия для формирования навыков культуры общения, чувства толерантности.

Механизмы реализации программы

В деятельности лагеря по программе можно выделить основные этапы:

Подготовительный (апрель-май) – «проектирование»: обучение педагогического состава (посещение семинаров, проведение пед. советов), определение направлений деятельности, разработка мероприятий, программы лагеря, кружковой работы, подготовка документов, обновление методической копилки, оформление рекреаций, определение способов создания игровой атмосферы, игрового пространства: разработка необходимой символики, атрибутов игры, легенды, традиций, законов игры, внешнего оформления игры.

Организационный период смены характеризуется запуском игрового сюжета.

Знакомство, формирование групп, планирование смены;

Диагностика, планирование, выбор лидеров, объявление конкурсов, оформление карты путешествия;

Проведение дел в отрядах, работа инициативных, творческих групп для разработки творческих дел, занятий.

Основной (01.06.16 – 27.06.16): работа лагеря по разработанной программе, реализация целей и задач программы деятельности лагеря взаимодействие с постоянными и новыми партнёрами (музеи города, предприятия города, библиотеки, театры и др.).

Заключительный (27.06.16 - окончательные итоги): подведение итогов работы лагеря, сопоставление ожидаемых и достигнутых результатов, оформление документации. В программу работы школьного лагеря заложены 4 направления деятельности. Работа по каждому из направлений осуществляется под своим девизом.

Перечень основных направлений программы

краеведческо - патриотическое, спортивно-оздоровительное, культурно-просветительское, интеллектуально – творческое,

духовно-нравственное

Ожидаемые результаты реализации программы

- Развитие творческой активности, индивидуальных способностей,

коммуникативных качеств каждого ребенка.

- Формирование у детей уверенности в своих силах и возможностях.

- Приобретение новых знаний, умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества.

- Приобретение воспитанниками, практических навыков организации

здорового образа жизни в ходе проведения спортивных игр и соревнований.

- Воспитание у детей чувства уважения и любви к своей Родине, её культуре и традициям.

- Успешная реализация сюжетно- ролевой модели смены.

- Отсутствие правонарушений и безнадзорности среди детей и подростков.

- Но главным ожидаемым результатом будет организационный, интересный, полноценный отдых и оздоровление детей.

2. Пояснительная записка

Лето − наилучшая пора для общения с друзьями, постоянная смена впечатлений. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Летний лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Помимо функций оздоровления детей, летний лагерь несет и функцию дополнительного образования. Творчество, сопровождая человека всю жизнь, является мощным средством совершенствования духовного здоровья личности, дает ощущение свободы, необходимое для поиска гармонии в себе, в окружающем мире, гармонии во взаимоотношениях с другими людьми. Для детей в летнем лагере предоставлен широкий выбор видов и форм деятельности для самореализации и саморазвития каждого ребенка. Особое место в этой сфере занимает работа мастерских, кружков, студий.

Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции.

По продолжительности программа реализуется за период летней оздоровительной кампании. Сюжетно-ролевая игра развивается в течение 18 календарных дней. Данная программа является комплексной и реализуется в нескольких направлениях: краеведческо - патриотическое, спортивно-оздоровительное, культурно-просветительское, интеллектуально – творческое, духовно-нравственное. Она рассчитана для детей 7-16 лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.

3. Концептуальные основы программы

Программа «Радужная Флотилия» рассчитана на проведение
летней оздоровительной кампании в 2016 году.

Программа лагеря, посвящена двум событиям: 320-летию создания военно-морского флота России и 55-летию отряда Владислава Крапивина «Каравелла».

Цель программы − создание благоприятных условий для полноценного отдыха детей, занятости их творческой и спортивно-оздоровительной деятельностью; культурное развитие и формирование у
школьников системы нравственных ценностей; комплексного подхода к организации летнего отдыха.

Программа предусматривает решение следующих задач:

Развивать коммуникативные навыки детей через общение со сверстниками и взрослыми людьми в ходе разных видов деятельности посредством организации работы дополнительного образования, систем самоуправления, самообслуживания.

Укреплять здоровье ребят, привлекать их к осознанному выбору здорового образа жизни и правил безопасного поведения.

Приобщать детей к культурным общечеловеческим и нравственным ценностям через организацию помощи в осмыслении значимости этих ценностей.

Создавать условия для формирования навыков культуры общения, чувства толерантности.

Новизна программы состоит в сочетание оздоровительных,
образовательных и социально значимых событий страны и края в период работы школьного летнего лагеря.

Ключевая идея смены. Как известно, лучший способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым – это отправиться в путешествие.
Любое путешествие сопряжено с приключениями и, самое
главное, с открытиями, которые, как волшебные двери,
открывают перед детьми новые грани окружающего мира. Но самые главные
открытия – это те, которые происходят внутри каждого из детей. Именно они
оказывают влияние на формирование личности и ее качеств. В основе
построения программы лежит коллективная сюжетно-ролевая игра «Радужная Флотилия». Игра – это деятельность, которая позволяет ребёнку самоутвердиться, самореализоваться. Фактически, становясь её участником, ребёнок пробует себя в различных сферах, он выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствует его нравственным ценностям и социальным установкам. Каждый день дети, путешествуя по островам, будут открывать для себя новые знания, знакомиться с интересным.

Таким образом, игра становится фактором социального развития личности и способом профилактики конфликтных ситуаций.

Исходя из этой идеи, мы опираемся в своей работе на системный подход, основывающийся на следующих принципах:

Гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, создание ситуаций успеха;

Личностный подход в воспитании предполагает признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, а так же уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;

Деятельностный подход в воспитании: организация жизнедеятельности лагеря, как основа воспитательного процесса;

Дифференциация воспитания заключается в отборе содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;

Приоритет самореализации детей и подростков в жизнедеятельности временного разновозрастного коллектива;

Непрерывность процесса воспитания - это преемственность организации воспитательной работы, учитывающие общие и индивидуальные особенности развития ребенка;

Включение воспитанников лагеря в реальные социально - значимые отношения.

Принцип уважения и доверия – добровольное включение ребёнка в ту или иную деятельность, доверие ему в выборе средств достижения поставленной цели.

4. Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

1. Конституция РФ, принята 12.12.1993г.;

2. Конвенция о правах ребенка (1990 г.);

3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (Федеральный закон принят Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года);

4. Закон РФ «Об образовании»;

5. Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха (Утвержден приказом Минобразования России от 13 июля 2001 года № 2688).

5. Постановление правительства г. Екатеринбурга «Об организации отдыха, оздоровления, труда и отдыха детей и подростков в 2016 г.» от 23.03.16.

6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.4.1204 – 03 (введены в действие постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 марта 2003 года № 20).

7. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (введены в действие приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1993 года № 536 с изменениями от 25 июля 1995 года).

5. Механизмы реализации программы

Для реализации данной программы необходимо создание условий для каждого участника процесса (взрослого и ребенка), чтобы каждый нашел в проекте свое место и с удовольствием относился к предложенным обязанностям и поручения, а также с радостью участвовал в мероприятиях.

В деятельности лагеря по программе можно выделить основные этапы:

1. Подготовительный (апрель-май) – «проектирование»: обучение педагогического состава (посещение семинаров, проведение пед.советов), определение направлений деятельности, разработка мероприятий, программы лагеря, кружковой работы, подготовка документов, обновление методической копилки, оформление рекреаций, определение способов создания игровой атмосферы, игрового пространства: разработка необходимой символики, атрибутов игры, легенды, традиций, законов игры, внешнего оформления игры.

2. Организационный период смены характеризуется запуском игрового сюжета. Знакомство, формирование групп, планирование смены;

Планирование, выбор лидеров, объявление конкурсов, оформление карты путешествия. Проведение дел в отрядах, работа инициативных, творческих групп для разработки творческих дел, занятий.

3. Основной (01.06.16 – 27.06.16): работа лагеря по разработанной программе, реализация целей и задач программы деятельности лагеря взаимодействие с постоянными и новыми партнёрами (музеи города, предприятия города, библиотеки, театры и др.).

4. Заключительный (27.06.16 - окончательные итоги): подведение итогов работы лагеря, сопоставление ожидаемых и достигнутых результатов, оформление документации. В программу работы школьного лагеря заложены 5 направлений деятельности. Работа по каждому направлению осуществляется под своим девизом.

6. Основные направление программы и содержание

Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в различные виды деятельности.

В основе программы лежит сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие Радужной Флотилии». Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей по неизвестным островам, они пересекают различные препятствия, останавливаются в бухтах. У каждого острова есть свой секрет. Ребятам предлагается исследовать эти острова и открыть их секреты. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается в конце смены, и тогда будут открыты и поняты секреты всех островов.

Каждый отряд – это парусная регата, которая имеет своё название и капитана. Во время путешествия экипажи проплывают и посещают различные острова: Бухту военной славы, Равнину встреч, Реку Здоровья, Игровую впадину и т.д. Каждый причал (остановка) соответствуют определенному мероприятию.

Сильные «бури» выносят корабль на «мели» и «рифы». Препятствия,
возникающие на пути, преодолеваются с помощью дружбы и взаимопомощи.

Сюжетно-ролевая игра «Радужной Флотилии» в форме морского путешествия – это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Антураж смены. Вся жизнедеятельность лагеря пронизана морской тематикой. В связи с этим, многие объекты лагеря переименованы в соответствии с морскими терминами:
Название смены: «Радужная Флотилия»

Девиз смены: « Друг за друга мы горой!
Таков обычай наш морской!
Каждое утро с улыбкой встречай!
Если товарищ в беде – выручай!»

В программу работы школьного лагеря заложены 5 направлений деятельности. Работа по каждому из направлений осуществляется под своим девизом.

1.Краеведческо-патриотическое – формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

2. Физкультурно-оздоровительное − направлено на оздоровление и совершенствование всех функций организма, на снятие психоэмоционального стресса, накопленного за учебный год, включает в себя: витаминизация через витаминизированные продукты питания и непосредственно использование витаминов; формирование у детей понятия о необходимости соблюдения режима дня.

3. Культурно-просветительское – направлено на мероприятия, помогающие научить ребёнка любить Отечество, свою национальную
культуру, литературу, самобытность и традиции своего народа. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у
детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к
порученному делу.

4. Интеллектуально-творческое – направлено на развитие творческих способностей, самостоятельность, инициативность, сообразительность, на личностную основу творческого отношения к любой сфере деятельности.

5. Духовно-нравственное работа по данному направлению необходимо в любом коллективе, а особенно в детском. У каждого человека должно быть чётко сформированы такие понятия, как: «можно и нельзя», «хорошо и плохо», «человек», «культура», «милосердие», «толерантность».

7. Система самоуправление в лагере

Самоуправление очень важно для развития социальности ре­бенка, его социального становления, так как, участвуя в деятельно­сти органов самоуправления, ребенок включается в решение значимых проблем, пробуя себя в различных социальных ролях, и приобретает опыт социальной деятельности. Оно развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

Организационно управленческая структура лагеря опирается на принципы:
- поддержки и признания детской инициативы;

- индивидуального подхода;

- самостоятельности и ответственности;

- свободного выбора и самоопределения;

- единства цели;

- разновозрастного подхода;

- взаимоподдержки и взаимопомощи;

Система детского самоуправления строится на 2-х уровнях: на уровне отряда и лагеря. На каждом уровне она имеет свою струк­туру. Оба уровня взаимосвязаны.
 Начальник лагеря – адмирал;

 Педагоги и сотрудники школы – адмиральский совет;

Педагог-организатор – штурман;

Воспитатели – капитаны;

 Лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение
бортового журнала, в который заносятся успехи и достижения членов
экипажей - боцман.

 Дети – матросы.

 Место проведения линейки – капитанский мостик;

 Место сбора экипажа – кают-компания;

 Отряд – экипаж;

 Столовая – камбуз;

 Информационный стенд – дневник путешествия;

Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в названии экипажа, девизе, символах и атрибутах, законах и традициях экипажей. Распределяются роли-поручения, принимается корабельный устав, оформляются кают-компании (отрядные
уголки, ведётся летопись Флотилии и судовые журналы.

8. Методическое обеспечение программы

К методическому обеспечению относится программа лагеря, планы работы отрядов, план мероприятий, должностные инструкции всех участников воспитательного процесса, наличие методических разработок в соответствии с планом работы, система отслеживания результатов и подведения итогов.

Методы и формы работы, используемые при реализации программы «Радужная Флотилия», тщательно отобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, дают хорошие результаты.

Формы организации деятельности: массовые, групповые, индивидуальные.

Созданная в лагере система повышения профессионального мастерства педагогов позволяет грамотно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребенка. Учет возрастных особенностей, знания об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей позволяет грамотно отобрать и использовать в практической деятельности педагогические приемы, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:

- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю отдыхающих (беседа, диспут, убеждение и т. п.);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, поручение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение);

- методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка);

- методы формирования сознания личности (идеалы, убеждения, моральные принципы и ценности);

- проектно-конструкторские методы (разработка проектов, программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ);

Особенностями воспитательной работы является - организация воспитывающей среды - благоприятное, дружеское отношение друг к другу. Каждый ребёнок – личность. Мы создаём благоприятные условия для личностного роста детей через предоставление широкого поля творческой деятельности. Пусть не всё получалось в учёбе, но в каждый ребёнок, изначально - творец.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Развить способности – это, значит, вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной деятельности. Мы предполагаем гармоничное развитие творческих способностей, т.к. помимо ряда воспитательных мероприятий, в которых принять участие, проявить себя может каждый ребёнок, а так же ряд кружков дополнительного образования, где на добровольной основе по собственному выбору можно добиться высоких результатов.

Наиболее эффективно развитие творческих способностей происходит в игровой форме. Меняя свое ролевое поведение, ребёнок пробует в себя в различных играх, он выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.

Путешествуя по маршруту игры, ребята расширяют свой кругозор, раскрывают творческие способности.

Часть ребят может реализовать себя в организаторской деятельности через работу в органах самоуправления лагеря, другие проявят себя как творческие личности. Успех, достижение, хорошее настроение способствуют снятию психологической нагрузки, поднятию эмоционального фона и, как следствие, психологического оздоровления ребёнка.

9. Кадровое обеспечение

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря: начальник летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания; заместитель начальника лагеря, педагог-организатор; воспитатели летнего оздоровительного лагеря;

В каждой смене работает медицинский работник. Штат лагеря укомплектован техническими работниками и работниками пищеблока.

Основными задачами дополнительного образования: создание условий для реализации творческого потенциала личности; овладение новыми знаниями, умениями и навыками в различных видах деятельности; получение ребёнком опыта общения со сверстниками и взрослыми; включённость ребёнка в социально-значимые виды деятельности.

Кружки и клубы по интересам:

Направление художественно-эстетическое:

«Мир волшебных красок» (изостудия)

«Фея гармонии» (вокально-хоровая студия)

Направление спортивно-оздоровительное:

«Сильные, смелые, ловкие»

10. План реализации программы

Сроки реализации

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап (проектирование)

Апрель - май

Обучение педагогического состава (посещение семинаров, проведение пед. советов в лицее и за его пределами)

Зам. по ВР

Определение направлений деятельности, разработка мероприятий, программы лагеря, кружковой работы, подготовка документов, обновление методической копилки, оформление рекреаций и спальных комнат, определение способов создания игровой атмосферы, игрового пространства: разработка необходимой символики, атрибутов игры, легенды, традиций, законов игры, внешнего оформления игры

Зам. по ВР, начальник лагеря, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования,

Организационный этап

Конец мая – начало июня

Запуск игрового сюжета

Знакомство, формирование групп, планирование смены

Педагог-организатор

Планирование, выбор лидеров, объявление конкурсов, оформление карты путешествия; Проведение дел в отрядах, работа инициативных, творческих групп для разработки творческих дел, занятий.

Педагог-организатор,

воспитатели, педагог изостудии

Основной этап

Первая смена 01.06 – 27.06

Работа лагеря по разработанной программе, реализация целей и задач программы деятельности лагеря взаимодействие с постоянными и новыми партнёрами.

Педагог-организатор, воспитатели

Заключительный этап

27.06 Итог работы

Подведение итогов работы лагеря, сопоставление ожидаемых и достигнутых результатов, оформление документации, проведение итогового педсовета.

Заместитель директора по ВР, начальник лагеря, педагог-организатор

11. Основные мероприятия смены

Дата

Направление

01.06 День встречи на кораблях «Радужной Флотилии»

Творческое

02.06 В поисках приключений «Поднять паруса»

Творческое,

Патриотическое

03.06 День неожиданностей.

«Пиратские страсти»

Социально-значимая деятельность

Духовно-нравственное

06.06

Бухта «Здоровья и спорта»

Спортивно – оздоровительное

Творческое

07.06 – Остров Поющих сирен

Духовно-нравственное

08.06 – В гостях на острове у деда Краеведа

Спортивно-оздоровительное,

Интеллектуально-познавательное, творческое

09.06 - Волшебная лагуна

Творческое

Героико-патриотическое

10.06 – Игровая впадина

Спортивно-оздоровительное

Творческое

Интеллектуально-просветительское

14.06 – остров Всезнамуса

Творческое

Спортивно-оздоровительное

Творческое

Интеллектуально-просветительское

15.06 – Бухта Киношников

Духовно-нравственное

Интеллектуально-просветительское,

оздооровительное

16.06 -остров Сказок

Духовно-нравственное

Творческое

17.06 - остров История

Интеллектуально-познавательное,

оздоровительное

20.06 – Равнина Встреч

Творческое,

Духовно-нравственное

Интеллектуально-просветительское,

оздоровительное

21.06 - остров Талантов

Духовно – нравст

Творческое

22.06- Бухта Памяти

Героико-патриотическое,

Духовно – нравст

Творческое

23.06 – остров Фокусников

Творческое,

Духовно-нравственное

оздоровительное

24.06 – река Здоровья

Творческое,

Духовно-нравственное

оздоровительное

27.06 День возвращения на малую Землю

Творческое,

Духовно-нравственное, ител.-просветит.

12. Оформление лагеря

Основными символами оформления лагерной смены являются корабли Радужной Флотилии, карта путешествий, «Экран достижений», отрядные уголки, «Экран настроения».

Общее оформление смены – карта путешествия, по которой плывут корабли. У каждого отряда своя карта. Маршрут движения определен заранее. Отрядные уголки оформляются в форме парусных фрегатов.

Живя по уставу команды корабля, принимая активное участие в соревнованиях и жизни лагеря, отряды получают «ракушку», которой украшают свое судно. Экран настроения представлен человечками красного и зелёного цветов (девочки и мальчики).

13. Механизм отслеживания результатов программы

Чтобы оценить результаты данной программы, каждый
день ребята заполняют экран настроения «На морской волне», что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Вся информация о реализации программы размещена на стенде лагеря. Разработан механизм обратной связи («Письмо Адмиралу» на стенде лагеря).
«Журнал морского путешествия» – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня экипажи заполняют журналы, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
 

14. Ожидаемые результаты

1.   Общее оздоровление воспитанников, укрепление их физического и духовного здоровья

2.Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

3. Развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;

4.    Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

5.    Развитие коммуникативных способностей и дружбы между собой.

6.    Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

7.      Приобретение новых знаний и умений

8.      Расширение кругозора детей.    

9. Личностный рост участников смены.

Но главным ожидаемым результатом будет организационный,
интересный, полноценный отдых и оздоровление ребенка.


 


 


 


 

Список литературы

1. Интересные каникулы. Сборник программ и сценариев для оздоровительно-образовательных центров, детских лагерей и площадок / под ред. Ф.Г.Лазаревой. – М.: Илекса; Ставрополь: сервисшкола, 2012. – 356 с.

Задорожная Т.С. «Остров Добрых Волшебников»: Программа смены лагеря труда и отдыха, с.22 // Практика школьного воспитания № 2 (79) 2011, ГОУ ДПО «Нижегородский институт образования», 2011 г.

Галеева Н.Л. Программа курса «Экология человека» // Научно-практический журнал «Завуч» №5, 2001. – С. 58-71

Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры / Ю.Н. Таран. - Нижний Новгород, 2006.

Летний отдых: идея – проект – воплощение. – Нижний Новгород, 2002

Шпоркина Е.М. Сборник методических материалов по организации детского отдыха «Энциклопедия вожатого» / Е.М. Шпоркина. – Ульяновск, 2006

Пустозеров А.И., Гостев А.Г., Веретенникова Г.И. Определите уровень своего здоровья. Челябинск: ЧПО «Книга», 2004. – 96 с.

Балабанова В.В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002. – 154 с.

Экология, 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся /сост. И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 134 с.

Степанчук Н.А. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки /Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2011. – 295 с.

Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары /авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239 с.

Захарова О.А. Топонимика в этноэкологических исследованиях. – М.: Лесная страна, 2009. – 56 с.

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.

Карибова Т.Т. Свободное выражение мировоззренческих взглядов как принцип педагогической экологии // Формирование мировоззрения учащейся молодежи в многоконфессиональном регионе: задачи, опыт, проблемы и пути их решения. – Махачкала: ИПУ ДГУ, 2006. – С.97-99

Титов С.В. Здравствуй, лето! – Волгоград, Учитель, 2007 г.

Левочкина, О.Е., Кашеварова, И.Л. Программы и методические рекомендации по организации спортивно – оздоровительного лагеря. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.-64с.

Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 141с.

Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 96с.

Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. – М.: Агропромиздат, 1988. – 16с.

Искусство вести за собой… Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной активности и лидерских качеств., /Под ред. д.п.н. С.В. Тетерского. – М.: АРКТИ, 2007. – 96с.

Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4. – Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006

Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И. Лобачёва. Москва: ВАКО, 2007 г.

Артамонова Л.Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий 1-11 классы. - М.: «ВАКО», 2006

Савченко Е.В. Летний лагерь на базе школы.-М.: ВАКО, 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ


 


 


 

Режим дня
8.30 Доброе утро, Флотилия! (Приход детей)
9.00 Зарядка «Бодрячок»
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
9.15 Линейка (Построение на капитанском мостике)
9.30 Завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10.30 Отрядные дела, оздоровительные
процедуры, занятия кружков по интересам, игры на свежем воздухе
Кто куда: кто в поход,
Путешествие зовет!
Загорай и закаляйся,
Быстро в море искупайся.
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
11.30 Общее дело лагеря «Свистать всех
наверх!»
13.00 «Морской огонек», сбор капитанского совета
13.30 Обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
14.30 До встречи, Флотилия!

Игры в дождливую погоду

«Неуловимый стул»

Мелом отмечают на полу две черты: расстояние между ними — восемь шагов. Играющий становится на черту, ему завязывают глаза. Он должен дойти до другой черты, повернуться здесь и сесть на стул, который стоит за ней. Когда играющий ступит на черту, его останавливают, он может сделать попытку нащупать стул только один раз, но без помощи рук.

«Отгадайте»

Один игрок — водящий. Он выходит из комнаты, а остальные в это время загадывают какой-либо предмет, находящийся в комнате. Водящий возвращается, подходит по очереди к каждому играющему и задает вопросы, которые помогают ему отгадать задуманный предмет. Играющие могут отвечать «да» или «нет». Каждому играющему можно задать только один вопрос. Если водящий, опросив всех, не отгадает предмет, он снова идет водить. Если отгадает, то водящим становится тот, кому был задан последний вопрос.

«Быть начеку»

Участники игры могут сидеть или стоять. Ведущий дает различные команды, которые нужно исполнять только в том случае, если к ним прибавляется слово «пожалуйста». Без этого слова команда недействительна, и выполнять ее не надо. Тот, кто ошибется, встает или выходит на шаг вперед, но не теряет права продолжать игру. Выигрывает тот, кто ни разу не сделает ошибки.

«Круглое...»

Играющие стоят по кругу и перебрасывают друг другу мяч. Поймавший мяч должен быстро назвать что-нибудь круглое и перебросить мяч другому игроку. Кто не сможет быстро назвать круглый предмет или ошибется, должен «замереть» в том положении, в котором был при ловле мяча. «Оживает» он лишь после того, когда ему вновь бросят мяч и он назовет правильно нужное слово.

«Полслова за вами»

Играющие становятся по кругу. В центре его — ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-либо слова (имени существительного). Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово. Тот, кто не называет слово сразу, поднимает руку вверх и стоит так до тех пор, пока ведущий не бросит ему мяч вторично.

«Куда дует ветер?»

На край стола кладут воздушный шарик. Водящему завязывают глаза, и он становится спиной к столу. По команде делает пять шагов вперед и три раза поворачивается вокруг себя. Затем ему надо вернуться к столу и сдуть шарик на пол.

«Наряд невесты»

Для участия в конкурсе приглашаются две команды по два юноши и две девушки. Одна из них — невеста. Пока звучит музыка, необходимо сконструировать из рулона бумаги наряд для невесты. У кого оригинальнее, интереснее наряд — побеждает в конкурсе.

«Испорченный телевизор»

Все сидят по кругу, первый участник называет второму (шепотом на ухо) какое-нибудь слово, обозначающее предмет. Второй показывает этот предмет третьему участнику с помощью пантомимы, третий игрок шепотом на ухо называет следующему игроку угаданное слово, четвертый — показывает следующему с помощью пантомимы, и так далее. Последний игрок вслух называет загаданное слово.

«Народная пословица»

Участникам выдаются одинаковые газеты. Нужно составить фразу: «Делу время — потехе час», используя слова, буквы, знаки, вырезанные из данной газеты, и наклеить все это на отдельный лист бумаги. Кто быстрее?

«Воздушный мост»

Участники команды встают друг за другом. Необходимо передать шарик над головой от первого к последнему участнику, а затем от последнего к первому, но уже — между ногами. Задание можно усложнить, передавая сразу несколько шариков.

Советы, как провести первый день в лагере

Основными задачами первого дня в лагере является организованный прием и заезд детей, знакомство ребят с лагерем, его традициями и законами, возможность узнать друг друга.

Для реализации этих задач целесообразно организовать проведение небольших по времени отрядных дел, не требующих тщательной подготовки как со стороны детей, так и педагога, но направленных на организацию конкретной деятельности, в которой ребята смогут себя проявить. Такими делами выступают:

Операция «Уют». В процессе ее проведения разъясняются основные правила и требования к санитарному состоянию территории и корпусов. Вместе с тем можно провести небольшие конкурсы по оформлению палат, отрядных мест и др.

Рассказ-экскурсия по территории городка или лагеря. Знакомство с расположением основных служб лагеря, кружков, библиотеки и других помещений.

«Разнобой» — конкурсное отрядное дело. Его цель — закрепить возникшие между детьми симпатии, продолжить знакомство друг с другом и заложить основы будущих творческих советов для проведения отрядных дел.

Методика проведения: отряд делится на небольшие группы по пять-семь человек по принципу добровольности, симпатии, по желанию. Затем каждая группа придумывает по два-три вопроса своим соперникам (тематика и область вопросов согласовываются со всеми участниками). Одновременно каждая группа готовит творческую защиту-представление своего микроколлектива: название, девиз, песня, короткая реклама имен и увлечений всех участников. Оценивать выполнение заданий вожатому помогают представители творческих групп (каждая группа посылает в жюри по самому справедливому, по самому эрудированному).

Начинается «Разнобой» с защиты-представления творческих групп, по ходу которого взрослый предлагает ребятам выбрать наиболее интересное название, девиз, песню для их будущего отряда. Вопросы, которые ребята задают друг другу, и их ответы могут помочь вожатому сориентироваться в области ребячьих интересов и выступить примерным показателем уровня знаний и воспитанности школьников.

Концерт «Ромашка» — веселая игра-конкурс, которая может использоваться в отрядах младших школьников и помогает вожатому представить отряду наиболее творческих и интересных товарищей.

Методика проведения: до начала игры вожатый готовит «Ро- машку» — картонный круг желтого цвета, на котором крепятся «лепестки» из белой бумаги. На каждом «лепестке» написаны творческие задания: придумать и сыграть сценку (тему предлагают ребята), сочинить сказку или рассказ, спеть на новый мотив известную песню, станцевать, приготовить выступление духового оркестра и др. Основное требование к заданию заключается в том, чтобы оно было посильным, интересным и вызывало творческую активность участников. При его проведении отряд имеет смысл тоже поделить на небольшие творческие группы по пять-семь человек, которые выберут для своего микроколлектива по два-три небольших задания и в течение 15—25 минут подготовят его представление. При проведении любого выбранного дела важно помнить, что это должен быть непринужденный, веселый смотр находчивости, фантазии, юмора и творчества участников. Одновременно эти импровизированные игры-конкурсы должны помочь педагогу в решении основных задач дня. При подведении итогов важно сказать доброе слово о каждом и ни в коем случае не вводить оценку очками, баллами и всем тем, что может нарушить процесс формирования товарищеских отношений, вызвать обиду и ссору в первые часы пребывания в лагере.

Самым важным в первый день является сбор знакомств, который позволяет вожатым более близко познакомить детей друг с другом и вожатыми, сформировать у воспитанников представление об укладе жизни лагеря и его традициях, установить в отряде теплую дружескую атмосферу.

Кроме того, желательно, чтобы на первом сборе вожатые вместе с воспитанниками определили законы жизни отряда. Их не должно быть много. Главное — они должны нацеливать ребят на взаимоуважение, заботу друг о друге, взаимопомощь. Например:

закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе;

закон заботы: прояви заботу об окружающих людях, помни об их интересах, нуждах и потребностях;

закон милосердия: рядом с тобой могут быть люди, которые нуждаются в помощи и поддержке, не забывай о них;

закон уважения: хочешь, чтобы уважали тебя, уважай человеческое достоинство других;

закон правды: правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям, будь правдив.

Можно предложить воспитанникам разработать собственные формулировки законов.

Для обеспечения социально-психологического благополучия воспитанников необходима деятельность — интересная, информационно наполненная и полезная. Для того чтобы организовать такую деятельность, вожатому необходима определенная информация о воспитанниках.

Фамилия, имя ребенка.

Число, месяц, год рождения.

В какой класс, какой школы перешел?

Какое общественное поручение выполнял в школе?

Что умеет делать?

Что не любит делать?

В каких кружках, секциях занимается?

Выступал ли в роли ведущего на каком-либо мероприятии?

Чему хочет научиться в лагере?

В каких мероприятиях готов принять участие?

Эти вопросы лучше всего подготовить в форме анкеты. Если воспитанники ответили не на все предложенные вами вопросы — не стоит огорчаться. Эту часть информации можно получить постепенно через наблюдение за детьми и личное общение.

Вожатому лучше всего принимать участие во всех делах вместе с воспитанниками, необходимо постоянное с ними общение, нужно отвечать на все их вопросы, даже если они повторяются, интересоваться успехами детей. Не менее важна эстетика и корректность в общении с детьми и со взрослыми, вожатому необходимо проявлять терпение, ненавязчивость, служить детям примером в выполнении всех правил и требований. Необходимо обратить внимание и на поведение вожатого: важно часто улыбаться детям, речь должна быть эмоциональной, в голосе всегда доброжелательные интонации.

35

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации