Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Бригантина» (6–14 лет )
Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Бригантина»
Программа рассчитана на детей 6 - 14 лет
Срок реализации программы – 19 дней I смена
– 2017 г.
«Ребёнку для полноценного и гармоничного становления и развития необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания»
(Из Конвенции о правах ребёнка)
Школьный летний оздоровительный лагерь
"Бригантина"
Пояснительная записка
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Материально-техническая база Здание школы расположено на территории городского округа. Вокруг школы находятся жилые дома. Под лагерь задействованы первый и второй этажи здания школы (учебные кабинеты, коридоры), спортивный зал, библиотека, компьютерный класс, спортивная площадка у школы, стадион. Для организации досуговой деятельности имеются настольные игры, конструкторы, бадминтон, шашки, шахматы, спортивный инвентарь.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе школы. В нем отдыхают учащие 6 – 14 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. “Здоровому каждый день – праздник”, – гласит восточная мудрость.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы.
Цель
Создать благоприятные условия для личностного роста ребёнка, расширения кругозора и приобретения им положительного социального опыта.
Задачи
Организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего – активного общения с природой.
Привлечение к активным формам деятельности учащихся группы риска.
Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Сроки и условия пребывания
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение 1 лагерной смены 19 рабочих дней
Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют: начальник лагеря, воспитатели (преподаватели школы).
Принципы
Программа летнего оздоровительного лагеря «В гости к Матушке Природе» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Направления деятельности пришкольного оздоровительного лагеря
Экологическое направление
Художественно – эстетическое направление
Трудовая деятельность
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Патриотическое направление
Кадровое обеспечение
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
начальник лагеря:
педагог-организатор:
вожатые
Методические условия предусматривают
наличие необходимой документации, программы, планы;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;
тренинги;
деловые и ролевые игры;
диагностика
Содержание программы
Лагерная смена проводится в рамках игры.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности.
В начале программы все дети становятся юнгами корабля, воспитатели – капитаны, вожатые – веселые юнги. Вводится морская терминология. Вожатым выдается форма – тельняшки. И корабль отправляется в плаванье по островам и континентам (дни программы).
В течении смены ребята зарабатывают звезды в личный зачет. Красная – дружба, синяя – здоровье, фиолетовая – творчество, коричневая – спорт, зеленая – дисциплина, желтая – чистота.
каждый день пребывания на новой станции, экипажам корабля (отрядам), выдается задание, за выполнение которого они в той же форме награждаются звездой (отрядный зачет)
В течении всего путешествия ребята веселятся, учатся чему-то новому, делятся личным опытом, открывают для себя что-то не обычное и интересное, а вожатые и сотрудники лагеря им в этом помогают.
В последние дни плавания, подводятся итоги и награждение лучших экипажей корабля и матросов. На набережной последней остановки корабля проводится концерт и демонстрация моряков того, что они достигли в течении всего времени работы и учебы на борту «Бригантины»
По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.
Организационно-педагогическая деятельность
- комплектование штата лагеря кадрами
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей
- совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- осмотр детей медицинским работником в начале и в конце смены;
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Огонёк «Расскажи мне о себе»;
- коммуникативные игры на знакомство
- Игры на выявление лидеров
- Игры на сплочение коллектива
Вводная диагностика
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, воспитателей.
Пошаговая диагностика
- Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
- Беседы на отрядных сборах.
- Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)
Итоговая диагностика
- Анкетирование
- Творческий отзыв
- Беседы в отрядах
- Цветопись
- Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; «Правила безопасности при терактах», «По предупреждению кишечных заболеваний», «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»
Беседы
- Занимательный час «Государственные символы РФ»
- Урок ПДД по отрядам;
- Презентация от ГАИ МВД
- Презентация кинологической службы МВД
- Беседа психолога по отрядам «Дружба-залог успеха»
- Занимательная беседа по отрядам «Времена года»
- Занимательный час по отрядам «Что такое экология?»
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, стенных газет;
- Конкурсы рисунков на асфальте: «Огонь друг или враг
- Коллективно-творческие дела: «Почта Бригантины»
- Общелагерный конкурс рисунков «Рисуем Бригантину»
- Музыкальная игра между отрядами «По следам природы»
- Конкурс поделок из природного материала
- Конкурс рисунков «Мой любимый питомец»
- Конкурс рисунков «ПДД»
- Конкурс рисунков «Мой любимый город»
Мероприятия на развитие творческого мышления
- Итоговая выставка поделок, рисунков.
- Отрядный сбор «Экипаж-одна семья»-игры на сплочение.
- Шоу-игра «Морской праздник»
- Общелагерная викторина в библиотеке ДК г.Арамиль «Растения для лечения»
- Конкурс «Мисс и мистер лагеря
- Викторина «Сохраним удивительный мир природы»
- Конкурс «Минута славы»
- Игра между отрядами от СПО «Мечты…» «В здоровом теле здоровый дух»
- Музыкальные часы
Физкультурно–оздоровительная работа
- Выработка и укрепление гигиенических навыков;
- Утренняя гимнастика (зарядка)
- Подвижные игры на спортивной площадке.
- Веселые старты между отрядами «Быстрее, выше, сильнее»
- Спортивная игра между отрядами «Здоровячки»
- Общелагерная игра «Зарница»
- Общелагерная игра «Собиралочка»
Экологическое направление
- Общелагерная игра «Летняя карусель»
- Общелагерная игра «Лес чудес»
- Экскурсия в конный клуб «Темп»
- Общелагерная игра «Следопыт»
Художественно – эстетическое направление
- Праздник открытия смены «Алые паруса Бригантины»
- Просмотр фильма «За тридевять земель»
- Просмотр мультфильма «Огонь» в отрядах
- «Конкурс «Лучший вожатый»
- Закрытие смены (лучшие номера с конкурса «Минута славы»)
Трудовая деятельность
- Бытовой самообслуживающий труд
- Общественно значимый труд. (уборка прилегающей территории)
Патриотическое направление
- Экскурсия в пожарную часть
- Экскурсия в краеведческий музей
Этапы реализации программы
I этап. Подготовительный – апрель - май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В гостях у Матушки Природы»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей; запуск программы
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Морская терминология
Отряды – экипажи кораблей, а их комнаты – кубрики.
Все участники-дети становятся юнгами, а затем матросами.
Воспитатели – капитаны, вожатые – весёлые юнги.
Столовая – камбуз, повар – кок, кабинет врача – санчасть, врач – судовой врач, комнаты для кружковой работы и кино-класс – кают-компании. Линейка и утренняя зарядка – «Свистать всех на верх!»
Дежурство в кубрике – вахта.
Дела на кораблях – отрядные дела.
Речёвки
Спортивная речевка
- Мы идем на стадион.
- Отряд наш будет чемпион.
- Мускулы сильные (говорят мальчики).
- А сами мы красивые (говорят девочки).
- Кто задору, солнцу рад?
- Эй, спортсмены, стройтесь в ряд!
- А команда есть?
- Есть!
- Капитаны здесь?
- Здесь!
- Выходи скорей на поле
Поддержать отряд и честь!
В столовую
- Раз, два,
- Мы не ели,
- Три, четыре,
- Есть хотим!
Нас кормите, повара,
Прокричим мы вам «ура»!
На зарядку!
- На зарядку выходи!
- На зарядку всех буди.
- Все ребята говорят:
- Физзарядка – друг ребят!
- Физкультурничек – ребенок,
- Набирайся-ка силенок!
- Физзарядка по утрам
Не во вред – на пользу нам.
Левая, правая, бегая, плавая.
Вырастем смелыми,
На солнце загорелыми.
Наши законы и традиции
1. Закон точности
Необходимо ценить каждую секунду. Все дела и сборы начинать в срок.
Никогда не заставлять себя ждать – не отнимать тем самым у товарища драгоценные минуты.
2. Закон поднятой руки
Этот закон учит уважать человеческое слово, человеческую мысль.
Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить что-то важное людям. Каждому поднявшему руку- слово.
3. Закон территории
Этот закон гласит: будь хозяином своей территории.
Относитесь к территории как к дому: бережно, заинтересованно, по-хозяйски.
4. Закон доброго отношения к людям
Доброе отношение к людям это – постоянная готовность сделать что-то для радости другого человека,
готовность поступиться личным в интересах коллектива
5. Закон улыбки
Живи для улыбки товарищей и сам улыбайся в ответ.
6. Закон песни
С песней по жизни веселей. Песня – душа народа
Гимн «Бригантины»
Куплет: Напрасно нас бурей пугали,
Вам скажет любой моряк,
Что бури бояться нам стоит едва ли.
В сущности, буря – пустяк.
В буре лишь крепче руки,
И парус поможет в пути.
Гораздо трудней
Не свихнуться от скуки
И выдержать полный штиль.
Припев: Вперёд, друзья! Зовёт нас море,
И пусть нас поднимет волна
И вдаль за собой поведёт,
И если цель одна есть у детей и взрослых –
То тот, кто не струсит и вёсел не бросит,
Тот к цели своей придёт!
Режим дня
8-00 |
- |
8-15 |
Сбор детей |
8-15 |
- |
8-30 |
Зарядка |
8-30 |
- |
9-00 |
Утренняя линейка |
9-00 |
- |
09-30 |
Завтрак |
9-30 |
- |
12-15 |
Подвижные игры, общелагерные мероприятия, отрядные мероприятия. Кружковая работа |
12-15 |
- |
12-30 |
Оздоровительные процедуры |
12-30 |
- |
13-00 |
Обед |
13-00 |
- |
14-30 |
Отрядные огоньки, уход домой отрядов спортивно-оздоровительного и труда и отдыха |
14-30 |
- |
14.45 |
Полдник |
14-45 |
- |
15.00 |
Уход домой отрядов ЛОЛ |
Ожидаемые результаты программы
- Оздоровление детей;
- Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;
- Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
- Самоопределение детей в сфере деятельности;
- Повышение духовной культуры детей и подростков.
- Увлеченность информационно-коммуникационной деятельностью;
- Устойчивый интерес к выбранному виду творчества;
План-сетка мероприятий «В гостях у Матушки Природы»
1 день «Здравствуй лагерь» 08:00. Зачисление на корабль, распределение по экипажам. Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности. Устройство корабля, кают, оформление отрядных уголков, подготовка к открытию смены. |
2 день «Поднять паруса, отдать швартовые» С 10:00 до 12:00 Отрядный сбор «Экипаж-одна семья»-игры на сплочение. Отрядные дела. Музыкальный час- подготовка к открытию смены. 13:00 Праздник открытия смены «Алые паруса Бригантины» |
3 день «Летняя карусель» С 10:00 до 12:00 Подвижные игры на воздухе 13:00 Общелагерная игра «Летняя карусель» |
4 день «Большое путешествие» С 10:00 до 12:00 Музыкальная игра между отрядами «По следам природы» 13:00 Просмотр фильма «За тридевять земель» |
5 день С 10:00 до 12:00 Веселые старты между отрядами «Быстрее, выше, сильнее» 13:00 Шоу-игра «Морской праздник» |
6 день С 10:00 до 12:00 Занимательный час по отрядам «Что такое экология?» 13:00 Общелагерная викторина в ДК «Растения для лечения» |
7 день «День эколога» С 10:00 до 12:00 Музыкальный час подготовка к конкурсу «Мистер и мисс лагеря» 13:00 Общелагерная игра «Собиралочка» |
8 день «Главные роли» С 10:00 до 12:00 Отрядные дела, подготовка к конкурсу. 13:00 «Конкурс «Мисс и мистер лагеря» |
9 день «День России» С 10:00 до 12:00 Отрядные дела, занимательный час «Государственные символы РФ» 13:00 Общелагерная игра «Зарница» |
10 день «Мои веселые друзья зверята» С10:00 до 12:00 Конкурс рисунков «Мой любимый питомец» 13:00 Презентация кинологической службы МВД |
11 день «Лес чудес» С 10:00 до 12:00 Музыкальный час 13:00 Общелагерная игра «Лес чудес» |
12 день С 10:00 до 12:00 Урок ПДД по отрядам 13:00 Презентация от ГАИ МВД |
13 день «Удивительный мир природы» С 10:00 до 12:00 Викторина «Сохраним удивительный мир природы» 13:00 Экскурсия в конный клуб |
14 день «Огонь друг или враг» С 10:00 до 12:00 Просмотр мультфильма «Огонь» в отрядах Конкурс рисунков на асфальте «Огонь друг или враг» 13:00 Экскурсия в пожарную часть |
15 день «Посвящение в следопыты» С 10:00 до 12:00 Музыкальный час 13:00 Общелагерная игра «Следопыт» |
16 день «Кто во что горазд» С 10:00 до 12:00 Отрядные дела 13:00 Конкурс «Минута славы» |
17 день «По страницам истории» С 10:00 до12:00 Конкурс рисунков «Мой любимый город» 13:00 Экскурсия в краеведческий музей |
18 день «День здоровья» С 10:00 до 12:00 Спортивная игра между отрядами «Здоровячки» 13:00 «Конкурс «Лучший вожатый» |
19 день Подведение итогов отрядных дел. Инструктаж по ТБ, ПП во время летних каникул. 10:30. Закрытие смены (лучшие номера с конкурса «Минута славы») |