Программа пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Непоседы» (1–4 классы)
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Эрудит»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»
___________________Н.Т.Иванова
«_____»__________2016г
ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Непоседы»
|
|
Информационная карта программы.
1. Полное название программы |
Программа пришкольного лагеря «Непоседы» с дневным пребыванием детей на базе МБОУ "Лицей "Эрудит" |
2. Цель программы |
Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей детей. |
3. Направление деятельности |
Спортивно-оздоровительное |
4. Автор программы (ФИО, должность) |
Программа пришкольного лагеря «Непоседы» с дневным пребыванием детей Ташкинова Елена Анатольевна, начальник пришкольного лагеря, учитель начальных классов |
5. Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей "Эрудит" |
6. Адрес, телефон |
г. Рубцовск, Алтайский край, ул. Осипенко 182 В,
|
7. Место реализации |
МБОУ "Лицей "Эрудит" |
9. Количество учащихся |
46 |
10. Количество смен |
1 смена |
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени, школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Программа летнего лагеря разработана исходя из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований, которые здесь приводятся:
Летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха обучающихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащение знаниями и новыми впечатлениями.
Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению как временного детского коллектива, так и создаёт основу для развития социального интеллекта обучающегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
Создаются большие возможности для организации неформального общения. Не формальность обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
Цель программы
Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей детей.
Задачи программы
Создание условий для организованного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Воспитание патриотизма, ответственного, бережного отношения к природе.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Ожидаемые результаты
укрепление здоровья детей;
развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом;
наглядная демонстрация многогранной природы здоровья;
практическое участие детей в разнообразных, по форме проведения, мероприятиях, способствующих сохранению здоровья;
воспитание культуры безопасности и поведения;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
Принципы программы
Программа летнего оздоровительного лагеря «Непоседы» с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Непоседы» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
при развитии детского самоуправления;
при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Критерии эффективности программы:
постановка реальных целей и планирование результата программы;
заинтересованность педагогов в реализации программы;
благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
творческое сотрудничество педагогов и детей;
желание участвовать в работе лагеря на следующий год
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающие технологии.
Концепция программы
Методическое проектирование воспитательной работы лагеря «Непоседы» опирается на лицейские проекты «Лицейская символика – гордость лицеиста», «Войдем в мир книги вместе», «Я в профессии», а так же на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский).
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Этапы реализации программы
1. Подготовительный этап(март-май)
Деятельностью этого этапа является:
Рассмотрение программы лагеря дневного пребывания детей «Непоседы» на кафедре "Воспитания", утверждение директором.
Подбор кадров для работы в лагере.
Рассмотрение вопроса летней оздоровительной кампании на родительских собраниях.
Составление списков воспитанников лагеря.
Составление необходимой документации.
Обеспечение условий реализации программы.
Подготовка материально-технической базы.
2. Организационный этап смены (июнь)
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы детского оздоровительного лагеря «Непоседы»;
формирование органов самоуправления,
знакомство с программой воспитательной работы лагеря, программами кружковой работы и правилами жизнедеятельности лагеря.
3. Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
4. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Методическое сопровождение программы
Наличие необходимой документации, программы, плана работы на смену, положение о лагере;
Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;
тренинги;
деловые и ролевые игры
Механизм реализации программы
В реализации Программы участвуют:
- педагогический коллектив лицея
- учреждения дополнительного образования
- учреждения культуры и спорта
- детские библиотеки
- медицинский работник
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Планируется проведение комплекса мероприятий по воспитанию здорового образа жизни:
беседы;
экскурсии
посещение краеведческого музея г.Рубцовска
игровые и интеллектуальные программы
просмотр кинофильмов с последующим обсуждением
конкурс рисунков
Основное содержание программы
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям
Работа по патриотическому воспитанию
В основу реализации патриотическое воспитания взят лицейский проект «Лицейская символика – гордость лицеиста» . Проект основан на базовых ценностях духовно-нравственного развития, воспитания и социализации лицеистов. В лицее сложилась определенная система ценностей, в основу которой положена лицейская символика. Четыре цвета флага несут большую смысловую и воспитательную нагрузку, поэтому проект содержит четыре раздела, соответствующих цветам лицейской символики.
Цвета флага – система ценностей лицея «Эрудит» |
Базовые национальные ценности |
Белый – символ чести, достоинства, благородства |
Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество |
Оранжевый – символ активной жизненной позиции |
|
Желтый - любовь к российской земле, к своему историческому прошлому |
|
Зеленый – идеал развития гуманизма |
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Формы:
экскурсия в краеведческий музей;
беседа «Символика Российской Федерации , символика лицея- единство ценностей»;
дискуссия «Природа моего края»;
спортивно-развлекательная программа;
конкурс рисунков «Моё счастливое детство»
«Спортивные забавы», конкурсно-развлекательная программа
Физкультурно – оздоровительное:
В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные соревнования, конкурсные программы, спартакиады, встречи по основам ОБЖ и правилам дорожного движения. С помощью спорта и физической культуры в лагаре решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей.
Нравственно- эстетическое:
Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления воспитывают у детей чувства ответственности, надёжности, честности, уважения не только по отношению к себе, но и другим, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Творческое:
Это одно из важнейших направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей, их инициативе. Ведь активная гражданская позиция должна воспитываться у детей с раннего возраста. Все мероприятия этого направления носят практический характер.
Организация кружковой деятельности.
Важным направлением воспитательной работы в лагере является работа любительских объединений. Организация любительских объединений носит вариативный характер, то есть в период смены работают постоянные любительские объединения, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация любительских объединений в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
ознакомление детей с режимом работы кружков;
самоопределение детей и запись их в кружки;
деятельность ребят в кружках;
текущее отражение результатов деятельности детей;
подведение итогов работы кружков в конце смены.
Программа Лагеря предлагает следующие любительские объединения:
С целью создания условий для расширения интеллектуальных способностей в течение лагерной смены будут работать творческие объединения
Творческое объединение |
Цель |
Руководитель творческого объединения |
«Искусство оригами» |
Развитие пространственного воображения и творческих способностей. |
Мищенко Л.В. Убогова В.Ф. |
«Здоровейка» |
Обучение правилам необходимым для формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни. Практические рекомендации. |
Мартыненко Г.А. Шеньковяк М.В. |
«Целебное лукошко» |
Ребята изучают флору родного края, учатся простейшим навыкам сохранения экологического баланса |
Гриценко Н.С. Алексеева Н.В |
Условия реализации программы.
-
Нормативно-правовые обеспечение
Закон «Об образовании РФ»
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3
СанПиН 2.4.4.259-10
2. Инструкции:
-
Инструкция по правилам проведения противопожарных мероприятий и соблюдения требований пожарной безопасности (типовые требования)
Инструкция по правилам поведения при посещении культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Инструкция по правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Должностные инструкции работников:
3.1. Начальника смены
3.2. Воспитателя
3.3. Инструктора по физической культуре
-
Материально-техническое обеспечение:
спортивный зал;
тренажёрный зал;
библиотека и медиатека;
столовая, буфет;
игровая площадка;
спортивная площадка;
игровые комнаты;
художественные средства, игры настольные и др.;
компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор
-
Кадровые обеспечение :
Начальник лагеря, воспитатели, руководитель физического воспитания, обслуживающий персонал
-
Педагогические обеспечение:
соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
-
Методическое обеспечение:
наличие необходимой документации, программы, плана работы на смену, положение о лагере;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игры
Мероприятия по реализации программы лагеря «Непоседы»
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время: Собрание методических объединений классных руководителей. Совещание ответственных за организацию занятости учащихся в каникулярное время |
Март |
Заместитель директора по УВР, начальник пришкольного лагеря, социальный педагог |
2. |
Определение направлений и форм организации каникулярного времени. |
Апрель |
Заместитель директора по УВР, начальник пришкольного лагеря, |
3. |
Диагностика.
Учет мнений и запросов родителей. Учет пожеланий учащихся по организации каникулярного времени. Составление карты занятости учащихся в каникулярное время. Удовлетворенность работой лагерной смены. |
Апрель-май Май
Май
Июнь |
Заместитель директора по УВР, начальник пришкольного лагеря, социальный педагог, педагог - психолог |
4. |
Кадровое обеспечение. Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников.
Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.
Проведение педагогических советов лагеря.
Проведение производственных совещаний по видам инструктажа. |
Апрель-май
|
Директор, заместитель директора по УВР, начальник пришкольного лагеря, |
5. |
Организация оздоровительного лагеря.
Комплектование отрядов Разработка плана воспитательной работы Оформление лагерной смены. Подготовка к сдаче приемной комиссии. Организация питания в оздоровительном лагере. |
Май |
Начальник лагеря воспитатели |
6. |
Проведение лагерной смены |
Июнь |
Начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря |
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники, экран настроения
Экран настроения заполняется символами рейтинга, по цветовой гамме:
красный – «лидер-организатор»,
синий – «лидер-вдохновитель»
зелёный – «активный участник»
желтый – «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.
Содержание и формы реализации программы
Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Будь здоров ” в форме сюжетно - ролевой игры. Традиционно из участников программы формируются отряды, представляющие различные корабли. Каждый отряд имеет свой план работы. Для всех отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка, кружки дополнительного образования. Каждый отряд - это корабль морского путешествия. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, оформление.
В лагере формируется несколько отрядов – кораблей.
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. В каждом отряде свои лидеры.
Результаты участия в состязаниях и конкурсах отражаются на маршрутной карте соревнований летнего путешествия.
На каждом корабле (отряд) есть своя эмблема и девиз. Эмблемы экипажей размещаются вместе с экраном настроения на стене в коридоре 1 этажа.
Режим дня лагеря
Элементы режима дня |
Время |
Сбор детей, зарядка. |
8.30 – 8.45 |
Утренняя линейка. Минутка здоровья. |
8.45 - 9.00 |
Завтрак |
9.00 – 9.30 |
Прогулки на свежем воздухе |
9.30 - 10.30 |
Работа по плану отрядов, работа кружков и секций |
10.30 - 12.00 |
Оздоровительные процедуры, походы |
12.00 - 13.00 |
Обед |
13.00 – 13.30 |
Подготовка ко сну |
13.30-14.00 |
Дневной сон |
14.00-16.00 |
Полдник |
16.00-16.30 |
Работа по плану отрядов, работа кружков и секций Уход домой |
16.30-18.00. |
План работы пришкольного лагеря «Непоседы»
2 июня- Открытие лагерной смены Игровая программа «Здравствуй, лето!» - Операция «Уют» - Конкурс рисунков на асфальте |
3 июня - День рекордов - Игра по станциям «В здоровом теле здоровый дух» Заседание любительских объединений |
6 июня 10.00- «Ура! У нас каникулы!"- театральное представление ДК АСМ Отрядные мероприятия
|
7 июня Всемирный день окружающей среды 10.00-стартанейджер ДК АСМ Экологическая игра: "Береги природу!" "Мульти-Пульти - карнавал-видеовикторина |
8 июня -215 лет со дня рождения А.С. Пушкина 10.00- Прокат . Просмотр мультфильма 3 D "По дорогам сказок великого классика"-игра-путешествие |
9 июня 10.00- отрядные дела 11.30-МБОУ ДОД "Спорт" Заседание любительских объединений Отрядные мероприятия
|
10 июня 10.00- МБОУ ДОД "Мой адрес Россия " Беседа-викторина «Символика Российской Федерации , символика лицея- единство ценностей»;
Заседание любительских объединений |
13 июня Соревнования по футболу, пионерболу - «Веселая спартакиада» 11.30- МБОУ ДОД "Капитан-шоу" Заседание любительских объединений |
14 июня 10.00- турнир вежливости ДК АСМ Игра-путешествие «Все нам лето подарило» - «Потешные забавы»-игра - листок динамики здоровья |
|
15 июня 10-00- посещение парка имени Кирова - Заседание любительских объединений |
16 июня 10.30- МБОУ ДОД " Формула безопасности" Отрядные мероприятия |
17 июня 10-00-Библиотека здоровья - Заседание любительских объединений Отрядные мероприятия |
20 июня День игр, игрушек, шариков и бантиков 10.00- Прокат . Просмотр мультфильма 3 D
- Спортивный праздник «Мы вместе» |
21 июня
11.30- МБОУ ДОД"Каникулы+" День памяти и скорби "В те далёкие годы..."
|
22 июня Закрытие смены Фото-сессия «Как нам вместе хорошо». 11.00- шоу воздушных шаров -игровая программа АСМ |