Программа смены летнего лагеря дневного пребывания «Путешествие в страну Театралия» (1–8 класс)

5
0
Материал опубликован 22 May 2019 в группе

Управление образования администрации муниципального образования

Кувандыкский городской округ Оренбургской области

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа

Оренбургской области»

 

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

МБУДО «ДПШ»

Протокол № 6 от 26.03.2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО «ДПШ»

_________________ Т.А. Валишева

Приказ №87 от 18.04.2019г

 

 

Программа смены летнего оздоровительного лагеря «Солнечный город»

с дневным пребыванием детей

 

 

Возраст детей: 6,5 – 17 лет

Срок реализации: 1 лагерная смена (21 день)

Автор программы:

Шухлина Людмила Александровна, методист

Соавторы:

Ганаева Жанна Ризвановна, педагог-организатор

Степаненко Ольга Сергеевна, старший вожатый

 

Кувандык, 2019 год

 

Содержание

 

1.

Пояснительная записка

 

1.1.

Актуальность программы

3

1.2.

Отличительные особенности программы

4

1.3.

Новизна программы

5

1.4.

Направленность программы

5

1.5.

Адресат

5

1.6.

Цель и задачи программы

6

1.7.

Ожидаемые результаты

6

1.8.

Принципы реализации программы

7

1.9.

Методы реализации программы

7

1.1.0

Формы организации деятельности детей

8

1.11.

Развитие детского самоуправления

9

1.1.2

Система мотивации и стимулирования

9

1.1.3.

Образовательная деятельность

10

1.14.

Учебно-тематический план и содержание учебно-тематического плана

10

1.15.

Механизм оценки результатов программы

12

1.16.

Факторы риска

13

2.

Содержание программы

 

2.1.

Модель игрового взаимодействия

13

2.2.

Ход реализации программы

14

2.3.

План-сетка смены

15

3.

Условия реализации

 

3.1.

Кадровое обеспечение

18

3.2

Информационно-методическое обеспечение

18

3.3.

Ресурсное обеспечение

19

4.

Оценка эффективности программы

 

4.1.

Система показателей оценки качества реализации

20

4.2.

Система обратной связи

20

5.

Список литературы

21

6

Приложение

22

 

 

Кто на холсте, а кто в душе.

Игра в театре – ходим, дышим.

Вся жизнь игра, папье-маше...

(Колбасова О.А.)

 

Пояснительная записка

Приоритетной позицией российского образования является формирование общей культуры личности. Особая роль в развитии личности учащихся принадлежит искусству.

Театр является одним из самых эффективных средств приобщения к культуре и искусству и воспитания нового поколения интеллигентных людей. Он один из самых доступных видов искусства для детей, который позволяет помочь раскрыть их духовный и творческий потенциал. Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает и сценическая игра, и художественное оформление спектакля (декорации, реквизит, бутафория), и музыка, используемая в спектакле. В процессе театральной деятельности детей создается продукт, что важно и значимо для ребенка любого возраста.

Вовлечение в театральную игру полезно всем детям, без исключений. Детям, имеющим проблемы в общении и взаимодействии с ровесниками и взрослыми, ребятам, имеющим отклонения поведенческого характера или тем, кто в силу психологических особенностей не может самостоятельно наладить контакт и справиться с реальными ситуациями из-за их сложности, неуправляемости и необратимости.

  1. Актуальность программы

Организация летнего отдыха детей и подростков, создание условий для полноценного развития подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики.

Право детей на отдых неоспоримо, и наше государство стремится всесторонне поддержать систему детского отдыха и оздоровления, что нашло свое отражение и в федеральных целевых и региональных программах, направленных на улучшение положения детей и подростков.

Летний период – активная пора социализации учащихся. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Это пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья и развитие творческого потенциала.

Лагерь с дневным пребыванием детей создаёт оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Ежегодно в июне месяце более 40 ребят окунаются в бурлящую жизнь творчества, дружбы и радости в лагере дневного пребывания «Солнечный город», организованного на базе «Дома пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области».

За многолетний опыт организации лагеря создана воспитательная система лагеря – все это позволяет получать положительные результаты. Каждый день в лагере насыщен разнообразными видами массовой, познавательно -досуговой, творческой деятельности.

Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, организованная в форме сюжетно-ролевой игры. Каждый год мы стараемся разнообразить работу лагеря, каждая программа имеет свое конкретное название и цели. За последние годы успешно реализованы программы: «Лето в кадре» (2017г.), «Тайна волшебного цветка» (2018г.).

Проанализировав накопленный опыт по организации работы лагеря дневного пребывания, приняв во внимание пожелания и замечания родителей, мы решили создать программу «Путешествие в страну театралия». И это не случайно, ведь 2019 год объявлен Годом театра.

Программа реализуется в течение одной лагерной смены (21 день) и ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.

Основная идея программы «Путешествие в страну театралия» создание условий для раскрытия творческих способностей каждого ребёнка, самореализация потенциала детей и подростков, развитие личностных компетентностей, а также духовно-нравственных ценностей в процессе театрально-игровой деятельности.

Доступность, открытость и разноплановость программы поможет создать комфортный микроклимат в процессе проводимых мероприятий.

 

1.2. Отличительные особенности программы

При написании программы авторами проанализированы и взяты за основу программы летних оздоровительных лагерей: «Весь мир – театр» (Самара, 2018г.), «Маска» (Липецк, 2017г.), «Сказочная страна «Закулисье» (Новосибирск, 2018г.).

Педагогическая эффективность реализации программы «Путешествие в страну театралия» заключается в следующем:

- система работы по расширению кругозора в области театрального искусства способствует формированию литературного вкуса детей и подростков;

- комплексное сочетание различных направлений образовательно-воспитательной деятельности лагеря (художественного, творческого, физкультурно-спортивного, трудового) направлено на реализацию основной концептуальной идеи смены, отраженной в ее названии;

- организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в творческой самореализации детей, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем;

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов в области театрального искусства, а решает проблемы гармоничного развития личности, так как овладение актерским мастерством – универсальное средство нравственного и духовного воспитания детей.

Реализация игрового формата смены способствует повышению социальной компетенции учащихся.

1.3. Новизна программы

Новизна программы «Путешествие в страну театралия» заключается:

- в использовании инновационных форм организационно-игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра «Тайна заброшенного театра») по реализации идеи смены. Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами;

- в функционировании творческих мастерских по различным направлениям образовательно-воспитательной деятельности лагеря;

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности включения каждого ребенка в разнообразные виды творческой и игровой деятельности с целью формирования представлений о мире театра.

1.4. Направленность программы

Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на социализацию детей в условиях лагеря дневного пребывания, развитие творческих способностей, воспитание творческой личности.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря дневного пребывания.

1.5. Адресат

Программа адресована следующим категориям лиц:

- детям в возрасте от 6,5 до17 лет и их родителям (законным представителям) с целью информирования о целях, содержании и предполагаемых результатах освоения программы;

- педагогическим работникам для понимания содержания их деятельности;

- руководству лагеря для координации деятельности педагогических работников по выполнению требований к условиям реализации программы.

1.6. Цели и задачи программы

Цель: реализация программы смены, содействующей развитию социально-активной личности, имеющей потребность в творческой самореализации, посредством приобщения к театральному искусству.

Задачи:

Обучающие:

- создать в образовательном пространстве увлекательную игровую модель, способствующую позитивной социализации детей в условиях лагеря;

- создать образовательное пространство, позволяющее расширить кругозор детей и подростков в области театрального искусства.

Развивающие:

- развивать способность к сотворчеству в коллективе, умение работать в команде;

- способствовать оздоровлению и активному отдыху детей.

Воспитывающие:

- осуществлять работу по воспитанию у детей гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- осуществлять работу по формированию организованной культуры, позитивного имиджа лагеря.

1.7. Ожидаемые результаты.

На уровне учащихся:

- удовлетворен качеством потребляемых услуг, предоставляемых в рамках реализации игровой модели смены, а также своим и результатами, полученными в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

- овладел простейшими приемами театрального творчества;

- получил опыт межличностного и командного взаимодействия, способствующего формированию социально-значимых ценностных установок;

- усвоил правила здорового и безопасного поведения для себя и окружающих.

На уровне педагогических работников:

- создана безопасная образовательно-воспитательная среда пребывания детей в лагере;

- организовано социально-педагогическое сопровождение работы по раскрытию творческих способностей учащихся лагерной смены.

На уровне социальных заказчиков:

-удовлетворение потребностей родителей в организации оздоровления, занятости, развития детей в каникулярное время;

На уровне социальных заказчиков:

- удовлетворены потребности родителей в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время.

1.8. Принципы реализации программы

В основе программы лежат следующие принципы:

Принцип опоры на положительные эмоции. В каждом из нас изначально много хорошего, поэтому необходимо разглядеть добрые начала в каждом ребенке и развивать их.

Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, предполагающий формирование временных творческих групп из числа взрослых и детей по организации, освещению жизнедеятельности лагеря.

Принцип партнерского общения. Реализация данного принципа создает атмосферу открытости, доверия, свободы собственного видения и мнения.

Принцип доступности, соответствия возрастным особенностям детей и подростков.

Принцип свободы и творчества, предполагающий право выбора познавательной деятельности.

Принцип игры и природосообразности, использование игры как формы создания особого игрового пространства и времени, особой, значимой для детей системы норм и ценностей, отражённых в игровых правилах.

Принцип яркой событийности. Построение воспитательной работы в лагере как единства ярких событий и интересной повседневности, наличие в лагерной жизни эмоционально и интеллектуально насыщенных дел, тайны, загадки, приключения.

1.9. Методы реализации программы

Содержание программы реализуется посредством методов, в основе которых лежит логика деятельностного подхода к образованию и воспитанию:

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Методы формирования личности ребенка.

Методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.

На отрядном уровне применяются следующие методы:

Методы воспитывающих ситуаций. Необходимость создания проблемных моментов, которые будут способствовать получению опыта, самореализации.

Метод убеждения (беседа, рассказ, размышления, метод создания ситуаций)

Методы организации деятельности (конкурсы, мастер-классы и т.д.).

В ходе реализации программы находят свое применение методы досуговой педагогики:

Метод игры. Игра позволяет прожить различные социальные роли, что обогащает социальный опыт детей и подростков.

Методы театрализации. Сценическая игра – не просто ролевая игра, игра не только «для себя», но и зрителей, которым что-то показывают, рассказывают, убеждают. Тем самым, игра приобретает черты общественной деятельности, а проживая ту или иную роль, острее приходишь к осмыслению нравственных законов жизни.

Методы состязательности. В условиях лагеря распространяются на все сферы деятельности детей.

1.10. Формы организации деятельности детей

В ходе реализации программы используются разнообразные формы оргаизации деятельности детей.

Образовательные формы организации деятельности детей:

- интерактивные, предполагающие вовлечение детей в активную деятельность, когда из пассивных дети превращаются в активных участников происходящих событий;

- индивидуальны е, обеспечивающие выбор элементов педагогической системы, а также темпа воспитательной деятельности с учётом индивидуальных различий детей, уровня развития их способностей и потенциальных возможностей;

- групповые, благодаря которым ребёнок приобретает опыт группового взаимодействия и отрабатывает навыки сотрудничества, взаимной ответственности, конструирования межличностных отношений в совместной деятельности. Добавим, что сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности отвечает естественным потребностям ребёнка принадлежать к какой-то группе и проявлять индивидуальность;

- коллективные формы, способствующие объединению усилий участников работы, в результате чего удаётся выполнить работу, превосходящую по объему и сложности труда детей, работающих индивидуально, хотя бы и той же численностью.

В ходе реализации программы также применяются досуговые формы деятельности:

Линейка – организованная форма работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщения им важной информации.

Сюжетно-ролевая игра – одна из разновидностей игры, которая построена на погружение в определенный сюжет, проводимая в режиме реального времени.

Поход – комплексная акция, включающая в себя небольшое путешествие, экскурсию.

Коллективное творческое дело – организация яркого, наполненного творчеством и товариществом, мечтой и фантазией общеотрядное и общегрупповое дело, целью которого является создание какого-либо объекта.

Конкурс – личное или командное соревнование, организованное с целью выявления лучших участников, лучшего исполнителя, лучшей работы и т.д.

Флэшмоб в переводе с английского «быстрая толпа», «вспышка» толпы», «мгновенная толпа». Сбор людей с целью проведения одноразовой акции. Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия абсурдного содержания (по сценарию) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чем не бывало.

Главным направлением в работе воспитателей детского оздоровительного лагеря является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребёнка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющих возможности загородного оздоровительного отдыха.

1.11. Развитие детского самоуправления

Система органов детского самоуправления строится в соответствии с основными направлениями программы и представляет собой организацию работы театральных творческих групп.

Наименование органа

Содержание работы

Группа

«Декораторы»

(по 2 представителя от труппы)

Проводит информационные КТД, готовит материал для стенгазеты, готовит информацию о событиях в театре для утренних информационных сборов, обеспечивает рекламу дел, событий и т.д.

Группа

«Режиссеры»

(по 2 представителя от труппы)

Готовит сюрпризы-шарады к КТД, другим делам в лагере, сюрпризы именинникам, сюрпризы театральных труппам (отрядам); утренние «минутки общей радости» и т.д.

Группа

«Здоровейка»

(по 2 представителя от труппы)

Берет на себя организацию и проведение зарядки, проводит в течение дня подвижные игры, «часы здоровья», может стать инициатором конкурса зарядки в отряде, между отрядами.

Группа

«Затейники»

(по 3 представителя от труппы)

Проводит организацию культурно-досуговых мероприятий: концертов, фестивалей, праздников, тематических вечеров, подготовка спектакля.

Группа «Эколята»

(по 2 человеку от труппы)

Осуществляет контроль за чистотой территорий, организует природоохранную акцию.

 

Данными органами руководят выбранные лидеры из числа детей и подростков. Ежедневное оперативное планирование осуществляется на утренних совещаниях, оформляются рапортички, которые помещаются на общий стенд, что дает возможность видеть план дня в целом.

1.12. Система мотивации и стимулирования

В рамках лагерной смены организуется сюжетно-ролевая игра, предоставляющая возможность каждому участнику проявить себя в качестве субъекта социальных отношений, которая включает в себя выпуск театральной валюты – «масок» определенного цвета для оценивания индивидуальных достижений участников игры и «ключей» для отрядов, дающих возможность лучшему отряду по завершению игры открыть дверь возрожденного театра.

В течение смены за активное участие в каждом виде деятельности, предложенном участникам смены, за индивидуальные достижения они получают театральную маску соответствующего цвета:

Красный – активность в общелагерных, отрядных культурно-досуговых мероприятиях, творческих делах, в работе пресс-центра;

Желтый – активность в физкультурно-спортивных мероприятиях;

Зеленый – активность в природоохранной деятельности.

Участникам, набравшим наибольшее количество валюты «масок», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету:

Красный – «Лучший актер/актриса».

Желтый – «Лучший спортсмен».

Зеленый – «Лидер природоохранной деятельности».

В конце смены награждаются дети, набравшие наибольшее количество масок определенного цвета и им присваивается данное звание и вручается главный приз «золотая маска».

В течении всей смены действует система стимулирования отрядов. Отряд, выигравший в конкурсе получает «ключ», дающих право лучшему отряду по завершению игры открыть дверь возрожденного театра и показать первым спектакль.

Отрядные достижения озвучиваются на общелагерной линейке и фиксируются в сетке итогов лагерных мероприятий.

1.13. Образовательная деятельность

Реализация образовательного компонента осуществляется посредством реализации образовательного модуля и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Образовательная деятельность в рамках смены осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом «Школы юных театралов». Данный модуль сформирован для того, чтобы за счет изучения материала и приобретения навыков дети смогли не только успешно самореализовать себя и свои таланты, но и решить проблематику, понимаемую в рамках игрового сюжета смены.

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ осуществляется в форме мастерских (кружков) по разным направлениям деятельности, с целью всестороннего развития ребенка, его личностных навыков и качеств. Перечень дополнительных программ по направлениям, предусмотренный данной программой представлен в Таблице 1 «Мастерские по направлениям».

 

Таблица 1. Перечень мастерских по направлениям

Мастерские по направлениям

Название мастерской

Виды деятельности

Художественной и творческой направленности

«Акварелька»

изобразительное искусство

«Мир танца»

танцевальное искусство

«Творческая мастерская»

прикладное творчество

Физкультурно-спортивной направленности

«Спортивный клуб»

мини-футбол, велотуризм

 

Занятия в «Школе юных театралов» проводятся через день. Длительность занятий: 30 минут – для детей 6-10 лет, 40 минут – для детей 11-17 лет.

 

1.14.Учебно-тематический план образовательного компонента

«Школа юных театралов»

 

Тема

Всего часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. История возникновения театра

0,8

0,2

1

2.

Вот театр – волшебный дом!

0,5

0,5

1

3.

Заглянем за краешек занавеса.

0,5

0,5

1

4.

Театральное закулисье

0,5

0,5

1

5.

Кто же самый главный?

0,5

0,5

1

6.

Театры всякие бывают. Детский театр, кукольный театр, театр зверей

0,5

0,5

1

7.

Балет, мюзикл, оперный театр,

0,5

0,5

1

8.

Театр теней, пантомима, драматический

1

 

1

9.

Итоговое занятие.

Фестиваль «Огни театра»

0,5

0,5

1

 

ИТОГО

5,3

3,7

9

Содержание учебно-тематического плана

1. Вводное занятие. История возникновения театра.

Теория: История возникновения театра. Театры России.

Практика: Презентация «С чего все начиналось», «Театры России».

2. Вот театр – волшебный дом!

Теория: Театральное здание. Фойе, зал, сцена.

Презентация: «Виртуальная экскурсия».

Практика: мастер-класс «Театральная афиша».

3. Заглянем за краешек занавеса.

Теория:Знакомство с театральными профессиями: осветитель, звукооператор, музыканты, гримёры, сотрудники театральных цехов…)

Практика: Мастер-класс «Гримеры».

4. Театральное закулисье

Теория: Художественное оформление спектакля. Презентация: «Кто все это делает?».

Практика: игра «Декораторы».

5. Кто же самый главный?

Теория: Спектакль, актеры, артисты, режиссер.

Практика: Кроссворд «Театр – особое искусство».

6. Театры всякие бывают. Детский театр, кукольный театр, театр зверей.

Теория: Знакомство с видами театров. Знакомство с детским театром, кукольным театром, театром зверей. Презентация «В гостях у сказки».

Практика: Разыгрывание сказки-экспромта «Репка» (кукольный театр).

7. Балет, Мюзикл, Оперный театр.

Теория: Знакомство с балетом, мюзиклом, оперным театром.

Практика: Презентация «Тайна одного театра».

8. Театр теней, пантомима, драматический.

Теория: Знакомство с театром теней, пантомимой, драматическим театром.

Презентация: «Что хотел сказать актер?».

Практика: разыгрывание сказки-экспромта «Колобок» (театр теней).

9. Итоговое занятие. Фестиваль «Огни театра»

1.15. Механизм оценки результатов программы

В результате реализации программы ребята становятся настоящими любителями театра, активными участниками лагерных дел, осознают ценность своей творческой деятельности для окружающих.

Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Система контроля включает в себя:

Вводная диагностика

Первичное выяснение психологического климата в детском коллективе:

- анкетирование;

- беседы;

- планёрки начальника лагеря с воспитателями.

Промежуточная диагностика

- методики: «Я выбираю», «Волшебное озеро», «Мишень настроения», «Чудо-дерево», «Фантастический выбор», «Градусник»

- экран настроения.

Итоговая диагностика

- анкетирование;

- отзывы детей и родителей.

 

Критерии эффективности реализации программы

Чтобы оценить эффективность данной программы с учащимися лагеря проводится постоянный мониторинг, входящая и исходящая диагностика в форме анкетирования, различных игровых методик (Приложение 3).

Каждый день ребята заполняют экран настроения в виде «смайликов».

Грустный смайлик – ребёнку не понравился проведённый день в лагере;

Задумчивый смайлик – означает то, что ребёнку понравились отдельные моменты из проведённого дня в лагере;

Веселый смайлик – ребёнку всё понравилось.

Дополнительно в лагере имеется театральная тумба для афиш, на которую ребята могут разместить свои контрамарки с предложениями и пожеланиями после каждого проведённого мероприятия. Все пожелания детей будут учитываться в процессе лагерной смены.

1.16. Факторы риска

Факторы риска, которые могут повлиять на реализацию программы и пути их предотвращения представлены в Таблице 2.

 

Таблица 2. Факторы риска и пути их предотвращения

Факторы риска

Меры профилактики

Травмы

- проведение с детьми инструктажей по предупреждению травматизма;

- контроль за соблюдением правил поведения детей.

Неблагоприятные погодные условия

- организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учёта погодных условий).

Клещи

- противоклещевая обработка территории лагеря;

- проведение цикла бесед о мерах профилактики;

- ежедневный осмотр детей.

Низкая активность детей в реализации программы

- выявление индивидуальных способностей и интересов детей для приобщения к социально-значимой, спортивной, творческой и др. деятельности.

Отсутствие социального партнерства

- создание положительного имиджа Дома пионеров и школьников как социально-ответственного образовательного учреждения.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ

2.1. Игровая модель смены

В основу организации смены закладывается легенда лагеря «Тайна заброшенного театра» (Приложение 1), согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Каждый отряд становится труппой бродячих артистов, которые по стечению обстоятельств встретились в городе, где уже много лет стоит заброшенный театр. Чтобы возродить театр, бродячим артистам необходимо проделать большую работу:

- сдружиться;

- быть активными;

- освоить материал в «Школе юных театралов»

- вести здоровый образ жизни.

На протяжении всей смены участники игры проявят себя в различных направлениях деятельности.

По итогам дня самая активная труппа артистов получает «ключ», который дает возможность открыть одну заколоченную ставню заброшенного театра, где располагается задание на следующий этап игры.

В завершении игры труппе артистов, набравших большее количество ключей предоставляется право открыть центральную дверь заброшенного театра и первыми выступить на сцене вновь возродившего театра со своим спектаклем.

На протяжении смены будет использован «Словарь театральных терминов». Все участники и объекты лагеря, будут названы в соответствии с театральной тематикой (Приложение 2).

Итогом лагерной смены станет фестиваль «Огни театра», в котором примут участие все участники игры. На премьеру спектакля будут приглашены родители.

Глоссарий смены:

Министр Культуры – начальник лагеря.

Заместитель Министра Культуры – старший вожатый.

Художественные руководители трупп – воспитатели.

Бродячие артисты – дети, участники программы.

Арена – место сбора на линейку, проведение зарядки.

Театральные труппы– детское самоуправление.

2.2. Ход реализации программы смены

Программа тематической смены «Путешествие в страну театралия» рассчитана на 21 день и реализуется поэтапно.

I этап – организационный:

Цель: создание условий для адаптации и вхождения в программу смены:

- игры на знакомство,

- выбор актива отряда,

- запуск игрового сюжета смены,

- заключение «Соглашений»,

- открытие смены.

II этап – основной:

Цель: создание условий для реализации сюжета смены и организации жизнедеятельности детей:

- воплощение сюжета смены «Тайна заброшенного театра»,

- вовлечение учащихся в различные виды коллективно-творческих дел,

- прохождение образовательного компонента «Школа юного театрала».

III этап – заключительный:

Цель: создание условий для логического завершения смены:

- закрытие смены;

- отрядный огонек.

Одним из ключевых мероприятий по завершению лагерной смены и окончания сюжетно-ролевой игры станет фестиваль «Огни театра».

 

 

2.3. План-сетка смены

План-сетка смены

Дата

Тематика дня

Мероприятия

Школа юного театрала

День 1

03.06.2019г.

 

«Вот и встретились»

1. Игровая программа «Дружный хоровод»

2. Инструктаж по ТБ

3. Конкурсно-игровая программа «Здравствуй, лето!»

 

День 2

04.06.2019г.

 

«Тайна старого театра»

1. Игровая программа «»

2. Запуск программы по возрождению театра «»

3. Работа творческих мастерских.

4. Оформление отрядных уголков

История возникновения театра.

День 3

05.06.2019г.

 

 

«У истока»

1. Игра-путешествие «Танюшкин родник»

2. Акция «Береги природу»

3. Смотр-конкурс отрядных уголков «Театр начинается с …»

4. Работа творческих мастерских.

 

День 4

06.06.2019г

«На сцене – Пушкин»

1. Литературная викторина «Знаем сказки Пушкина»

2. Оформление коллажа «У лукоморья»

3. Работа творческих мастерских.

4. Работа видеозала

Вот театр – волшебный дом.

Мастер-класс «Театральная афиша»

День 5

07.06.2019г.

 

«По безопасной дороге к театру»

1. Встреча с инспектором по пропаганде безопасности ДДТТ О.А. Регентовой

2. Шуточный видеоролик «Папа купил автомобиль»

3. Работа творческих мастерских.

4. Игры на свежем воздухе

 

День 6

08.06.2019г.

 

«В актерском теле здоровый дух!»

1. Веселые старты «Олимпийские резервы»

2. Оформление шуточного коллажа «Ура! Каникулы!»

3. Видео зал (просмотр видео роликов с обсуждением)

4. Игры на свежем воздухе

Заглянем за краешек занавеса

Мастер-класс «Гримеры»

День 7

10.06.2019г.

 

1. Игровая программа «Калейдоскоп»

2. Работа творческих мастерских.

3. Игры на свежем воздухе

4. Работа видеозала

 

День 8

11.06.2019г.

«Россия. Родина. Театр»

1. Торжественная линейка «День России»

2. Выставка рисунков «С чего начинается Родина»

3. Спортивная программа «Непоседы»

4. Работа творческих мастерских.

Театральное закулисье

День 9

13.06.2019г.

«Кот в мешке»

1. Интеллектуальный марафон «Кот в мешке»

2. Работа творческих мастерских.

3. Игры на свежем воздухе

 

День 10

14.06.2019г.

«Воспоминания старого самовара»

1. Игровая программа «Безумное чаепитие или праздник одного дня»

2. Отрядная мастерская «У кого что, а у нас чаепитие!»

3. Работа творческих мастерских.

Кто в театре самый главный

День 11

15.06.2019г.

«Под звуки шарманки»

1. Музыкальная игра «Угадай мелодию »

2. Танцевальный марафон «Ручки, ручки…»

3. Видео зал (просмотр видео роликов с обсуждением)

4. Игры на свежем воздухе

 

День 12

17.06.2019г.

«Маска, я тебя знаю»

1. Интеллектуальная игра «Пойми меня»

2. Работа творческих мастерских.

3. Игры на свежем воздухе

Театры всякие бывают. Детский театр, кукольный театр, театр зверей.

День 13

18.06.2019г.

 

«Кошкин дом»

1. Конкурсно-игровая программа «Что за красная машина мчит по нашей мостовой»

2. Выставка творческих работ на противопожарную тематику.

3. Работа творческих мастерских.

 

День 14

19.06.2019г.

«Обыкновенное чудо»

1. Развлекательная программа «Тайна волшебного сундучка»

2. Работа творческих мастерских.

3. Игры на свежем воздухе

Балет, Мюзикл, Оперный театр.

День 15

20.06.2019г.

«Что хотел сказать художник?»

1. КВН «Умники и умницы» 2. Рисунок на асфальте «Моя фантазия»

3. Работа творческих мастерских.

 

День 16

21.06.2019г.

 

1. Игра по станциям «Любознательный экспресс»

2. Работа творческих мастерских.

3. Игры на свежем воздухе

Что хотел сказать актер.

День 17

22.06.2019г.

 

«День тишины»

1. День памяти и скорби «Через года, через века…»

2. Выставка рисунков «Война глазами детей»

3. Конкурс чтецов «Журавли»

4. Игры на свежем воздухе.

 

День 18

24.06.2019г.

«На бис!»

1. Театрализованная программа «Мы знаем эту сказку»

2. Работа творческих мастерских.

3. Конкурсно-игровая программа «Театральная маска» (девочки)

 

День 19

25.06.2019г.

«Театральный переполох»

1. Флешмоб «Зажигай!»

2. Работа творческих мастерских.

3. Спортивный праздник «Все наоборот»

4. Игры на свежем воздухе.

 

День 20

26.06.2019г.

«Мистер Х»

1. Презентация афиши.

2. Работа творческих мастерских.

3. Конкурсно-игровая программа «Театральная маска» (мальчики)

 

День 21

27.06.2019г.

«Занавес!»

1. Развлекательная программа «Занавес!»

2. Торжественная линейка, посвященная закрытию лагеря. Подведение итогов лагерной смены.

3. Отрядный огонек

Фестиваль «Огни театра»

 

3. Условия реализации программы

3.1 Кадровое обеспечение программы

Реализацию программы осуществляет кадровый состав:

- начальник лагеря;

- старший вожатый;

- воспитатели;

- педагоги дополнительного образования;

- обслуживающий персонал;

Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Старший вожатый осуществляют воспитательную работу, организуют активный отдых детей, несут ответственность за их жизнь и здоровье, осуществляют реализацию программы смены лагеря.

Воспитатели организуют жизнедеятельность учащихся, отвечают за жизнь и безопасность ее участников, осуществляют реализацию программы смены лагеря.

Педагоги дополнительного образования организуют работу «Школы юного театрала» и проводят кружки по интересам.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря. Начальник лагеря и педагогический коллектив отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья детей во время участия в массовых мероприятиях и других мероприятиях.

3.2 Информационно-методическое обеспечение

Информационно-методическое обеспечение программы осуществляется по следующим направлениям:

Подготовка воспитателей:

- участие их в разработке программы смены;

- подготовка на тематических семинарах;

- организация индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организации смены;

- тематические совещания в период смены;

- ежедневные планерки с целью координации и корректировки плана воспитательной работы.

2. Программно-методическое обеспечение:

- создание банка методических рекомендаций по организации воспитательной работы в лагере: методика КТД, методика организации досуговых мероприятий, методика организации игры, методика организации акций и др.

- обеспечение свободного доступа к ресурсам сети Интернет

3. Информационное обеспечение

- информация о деятельности лагеря размещается на сайте МБУДО «ДПШ».

 

  1. Ресурсное обеспечение

Смена лагеря организуется с использованием следующих ресурсов:

- ноутбук, проектор, экран для проектора;

- фотоаппарат, наборы фотобумаги, цветной принтер;

- наборы цветной бумаги, кисти для рисования, краски (гуашь, акварель), планшеты для рисования, парафиновые свечи, поролоновые губки, пластилин;

- мячи, обручи, скакалки.

 

4. Оценка эффективности программы

4.1 Система показателей оценки качества реализации программы

 

Таблица 3. Система показателей качества реализации программы

Уровень оценки

Объект, методы и формы оценки

 

 

На детском уровне

Изучение мнения и степени удовлетворённости учащихся организацией лагеря посредством анкет:

- в организационный период;

- в заключительный период;

- ежедневный мониторинг настроения детей и подростков (методика «Смайлики»);

- наблюдение за проявлениями активности, инициативы детей, степени включенности в общую деятельность.

- динамика развития физических качеств;

- система тестовых упражнений согласно возрастным нормативам.

 

На родительском уровне

определение ожиданий и потребностей родителей при выборе лагеря дневного пребывания:

- анкетирование до начала смены;

- беседы в организационный период;

- анкетирование по итогам смены.

На уровне администрации лагеря

Психологический микроклимат:

- анализ среды и характера взаимоотношений между детьми, между детьми и взрослыми, между педагогами посредством анкет.

Эффективность применяемых образовательных технологий, методов, приемов:

- анализ активности, интереса и вовлеченности подростков в творческую деятельность.

 

4.2 Система обратной связи

Итоги реализации программы подводятся на итоговом совещании, для получения отзывов от родителей и учащихся, используются ресурсы социальных сетей, форума на сайте МБУДО «ДПШ».

5. ЛИТЕРАТУРА

1. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г., N 06-1844).

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

3.Воспитательная направленность работы детского оздоровительного лагеря. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2011 г.

4. «Воспитать гражданина» А. Оганесян//«Классный руководитель» № 4, 2013.

5. В.М. Григорьев «Народные игры и праздники в России». Методическое пособие – М.: 2010 г.

6. «Внимание, каникулы!»: сборник программ и материалов по организации каникулярного отдыха детей / сост. Н.В. Соколова; конс. М.Н. Крухмалева, В.А. Федулова. – Оренбург: Изд-во «Детство», 2010. – 136 с.

7.Гаврилова Т.П. «Педагогическая диагностика личности ребенка и временного детского коллектива в летнем лагере». Методические рекомендации-М.:2012г.

8. Григорьев С.В., Тимофеев Ю.Н. Игры в летнем детском лагере. Домашнее воспитание. – 2009 – № 3.

9. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 2008 г

10. Использование фольклора в воспитательной работе. Методические рекомендации. Калуга, 2008 г.

11. И. Шапкин «Всегда всем весело» М. П. 2010 г.

12. Лето – дело серьезное: сборник методических материалов/ сост. Н.В. Соколова, Т.М. Пулова; под ред. М.Н. Крухмалевой; науч. конс. А.И. Щетинская. – Оренбург: ООДТДМ, 2012. – 120 с.

13. Малая энциклопедия вожатского творчества (сборник рекомендаций для отрядных вожатых).// Сост.: Аристова Т.Н., Данилкова А.А., Пель В.С. и др. – Новосибирск, 2011 г. Оренбург/ сост. Л. Футорянский. Челябинск, 2008

14. Программный ориентир лета. (Технологии организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря). – Оренбург, типография ООО «Руссервис», 2013 г. – 86 с.

15. Тимофеева Ю.Н. Командировка в игровое лето.// Образование в современной школе. – 2009. – № 7.

 

Интернет- ресурсы

Полезные ссылки для воспитателей:

http://ped-kopilka.ru,

http://vozhatiki.ru,

https://summercamp.ru,

http://vozhatyj.ru

Диагностический инструментарий:

https://lektsii.org/12-39865.html

 

 

Приложение 1

Легенда смены

«Тайна заброшенного театра»

Давным-давно, в одном красивом городе был самый большой театр в мире. С самого раннего утра и до ночи в нём шли представления: весёлые и грустные, смешные и поучительные, серьёзные и шуточные, для детей и для взрослых. Все они учили жить в дружбе и мире, помогать другим, вере в то, что добро непременно восторжествует над злом. Артисты дарили радость людям, показывая им мир прекрасного – мир искусства. И зрители смеялись и плакали, грустили и радовались вместе с персонажами.

Теперь уже никто не знает почему, но со временем жители города стали всё реже и реже приходить в театр. Возможно, это произошло из-за того, что люди стали оставаться в своих домах и смотреть телевизоры и играть в компьютерные игры. Актёры давали всё меньше и меньше представлений. Как ни старались актёры предотвратить закрытие театра, но это случилось: в один день не пришёл ни один зритель. Окна театра закрыли ставнями, на дверь повесили тяжёлый замок, и он остался стоять заброшенным. В его окнах больше не загорались огни, не звучал звонок, приглашая всех на спектакль, и не раздавались оглушительные аплодисменты после его окончания. Все актёры разбрелись по миру и освоили новые профессии: кто-то стал библиотекарем, кто-то – инженером, кто-то – поваром, кто-то – фотографом, кто-то – шофёром, кто-то – продавцом.

Постепенно жители города стали злыми, перестали дружить, помогать и ходить друг к другу в гости. Они разучились радоваться, стали не замечать красоту и забыли смех. Казалось бы, всё потеряно и ничего нельзя изменить. Но это был волшебный город, и театр в нём был необычный: в нём жили 2 невидимых добрых духа-хранителя, театральные домовые Антрактик и Аплодисментик. Они поняли, что настал их черёд действовать и спасать театр.

И вот одну лунную ночь они поднялись на сцену и произнесли древнее могущественное заклинание (какое – это осталось тайной). Оно пролетело надо всей Землёй и воздействовало на тех людей, в которых были частички доброты, любви, трудолюбия, радости, милосердия, отзывчивости. Во снах всем им пришла идея создать свою театральную труппу. Так возникли бродячие артисты.

И хотя они не были профессиональными актёрами, зато у них была великая цель – сделать так, чтобы двери театра вновь распахнулись, и на сцене опять шли представления… Но этим артистам нужна помощь: только вы, ребята, можете помочь им стать настоящими актёрами. Для этого вы будете учиться в школе «Юный театралов», а Аплодисментик и Антрактик, наблюдая за вашими успехами, волшебным образом передадут эти познания нашим бродячим артистам.

 

 

 

Приложение 2

 

 

Глоссарий смены:

Министр Культуры – начальник лагеря.

Заместитель Министра Культуры – старший вожатый.

Художественные руководители трупп – воспитатели.

Бродячие артисты – дети, участники программы.

Арена – место сбора на линейку, проведение зарядки.

Театральные труппы– детское самоуправление.

 

 

 

Приложение 3

Диагностический комплекс

Входящая диагностика

 

Анкета

Дорогой друг!

Ты пришел в наш лагерь. Мы, организаторы этой смены, хотим сделать ее интересной и полезной для тебя. Твоя помощь – в ответах на вопросы этой анкеты. Не надо долго обдумывать каждый свой ответ. Очень важны твои мысли именно в момент заполнения этой анкеты: что ты считаешь важным для себя сейчас, то и интересует нас больше всего. Заранее благодарим тебя за ответы!

1. Кто ты: мальчик или девочка? (Нужное подчеркнуть).

2. Твой возраст.

3. Я хотел бы, чтобы отряд состоял из ребят, которые …

4. Я предпочел бы активно участвовать в таких отрядных делах, как …

5. Мне будет скучно, если в отряде будут проводиться …

6. Я надеюсь, что наш вожатый будет …

7. Лагерная жизнь будет для меня полезной, если …

8. Я хотел бы научиться в лагере …

9. Если мне предложат стать лидером-организатором в отряде, я …

10. Я буду протестовать, если меня заставят …

11. Если бы мне разрешили выбирать, остаться в лагере или уйти, я …

12. Я хотел бы, чтобы режим дня в лагере включал в себя …

 

Промежуточная диагностика ( методики Т.П. Гавриловой, Т.Я. Шиховой)

Методика «Я ВЫБИРАЮ»

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – «совершенно согласен» 3 – «согласен» 2 – «трудно сказать» 1 – «не согласен» 0 – «совершенно не согласен».

Я жду наступления нового дня в лагере с радостью.

В лагере у меня обычно хорошее настроение.

У нас хорошая воспитатель.

Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.

В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

У меня есть любимые занятия в нашем лагере.

Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.

У = общая сумма баллов / общее количество ответов.

Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.

 

Методика «Волшебное озеро»

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и совершить небольшое путешествие.

Представьте себя на полянке в лесу. Вокруг качают ветвями вековые дубы и шумят стройные сосны. Под ногами ярко-зеленая трава. В кронах деревьев раздается птичий гомон. По небу плывут легкие облака.

По тропинке подходим к озеру. Это необычное озеро. Оно – волшебное. На его поверхности отражается не внешность человека, а то, какой он есть – со своими качествами, чертами характера. В этом озере отражаются поступки человека, которые показывают, какой он человек.

Посмотрите в озеро. Что отражается на его поверхности? А теперь по той же тропинке, не спеша, вернемся к полянке, откуда началось наше путешествие. Постоим несколько секунд, прощаясь с лесом. Откроем глаза.

Кто хочет рассказать о своем отражении в волшебном озере?

Обсудим наши впечатления.

Обработка полученных данных. Качественный анализ «отраженных в озере» поступков воспитанников позволяет выявить их личностную направленность.

Методика «Мишень настроения»

Устанавливаются две мишени; между группами и членами групп организуется коллективное и личное первенство. Попадание в цель приносит одно очко: в личный счет – мишень слева, в счет группы – мишень справа. Каждый член отряда бросает мяч 10 раз в ту мишень, которую выбирает сам. Если мяч не попал в мишень, то игрок должен указать жюри, с чьего счета снять очко: с его личного счета или со счета группы (решение сообщается так, чтобы группа не знала о нем).

Обработка данных. Подсчитывается число очков, набранных подростком в личный счет и в счет группы. По этим данным педагог может судить о коллективистической или индивидуалистической направленности личности.

Методика «Чудо-дерево»

Может использоваться как в первый день пребывания ребенка в лагере, так и потом, с целью отслеживания комфортности пребывания ребенка, его самооценки.

Предварительно на листе ватмана необходимо нарисовать дерево с расположенными на нем человечками.

Инструкция дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Выберите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение».

 

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

2, 11, 12, 18, 19 – общительность, дружескую поддержку.

4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

5 – утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

9 – мотивация на развлечения.

13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность.

8 – отстраненность от процесса, уход в себя.

10, 15 – комфортное состояние, нормальная адаптация.

14 – кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

 

Методика «Фантастический выбор»

Этот метод требует от педагога игровой инструментовки. Производится апелляция к воображению, и на фоне воображаемой «волшебной» ситуации актуализируются и вербально оформляются потребности детей. Они называют личностные ценности и указывают лица, находящиеся в зоне их ценностной сферы. Например:

Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей.

Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?

Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит только потереть ее шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?

-Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.

Фантастический выбор может получить письменное оформление: выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень чрезвычайно интересен: они сравнивают свои ответы с ответами товарищей. Безусловно, материалы безымянны.

Методика «Градусник»

Перед процедурой диагностирования воспитатель проводит предварительную беседу с ребятами, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это – градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно. Такая температура бывает 38, 39, 40, 41 градус (запись на доске). Нормальная температура 36,6  у него нет тревоги, всё хорошо, у него всё получается, он здоров. Температура бывает 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них появилась сегодня.

Это позволяет определить степень тревожности детей.

 

Итоговое анкетирование

Фамилия, имя.

Самое яркое впечатление за эти дни у меня…

Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось…

Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось…

Несколько слов о нашем отряде…

Мои впечатления о лагере.

Если бы я был вожатым, то бы я…

Хочу пожелать нашему лагерю…

Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?

 

Итоговая диагностика

Анкета

Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.

1. Что было самым важным для тебя:

В этом лагере ____________________________________________________

В твоей «семье» ___________________________________________

В отношениях между людьми________________________________

2. Какие события; переживания были самыми запоминающимися?

3. Переживал ли ты здесь такие состояния (если «да», то в связи с чем?)

Восторг __________________________________________________

Потрясение_______________________________________________

Обиду ____________________________________________________

Творчество, полет фантазии _________________________________

Одиночество _____________________________________________

Уверенность в себе _______________________________________

Усталость ________________________________________________

«Меня не поняли» ________________________________________

«Я нужен!» _____________________________________________

Счастье ________________________________________________

4. Что изменилось в тебе?

5. Что нового ты узнал (понял) про себя?

6. Можно ли сказать, что ты чему-то научился в «Нашем Доме»? Если «да» – чему?

7. Какие радости и трудности ждут тебя в будущем:

Завтра________________________________________________

Через 2 месяца (в сентябре)________________________________

Через год_____________________________________________

8. Может ли это лето в «Нашем Доме» помочь тебе в будущем? Если «да», то как?

9. Кому и за что ты бы хотел сказать «спасибо» (постарайся выбрать трех важных для тебя людей.)

Спасибо! За___________________________________________________

Спасибо! За___________________________________________________

Спасибо! За__________________________________________________

10. Пожалуйста, закончи предложения:

Я рад, что ________________________________________________

Мне жаль, что _____________________________________________

11. Главное для меня в «Нашем Доме» – это_______________________

12. Я надеюсь на ______________________________________________

13. Твой автограф на память ______________________________

(Имя, Фамилия)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.