Программа летнего оздоровительного городского лагеря «Приключения в городе Солнца»

1
0
Материал опубликован 8 April

t1744113786aa.jpg

1. Информационная карта программы

1

Полное название программы

Программа летнего оздоровительного городского лагеря «Приключения в городе Солнца»

2

Автор программы

Меньшикова Ольга Алексеевна, начальник лагеря, руководитель с.п. «Юность» ДТДиМ .

3

Срок реализации


Июнь - 1 смена


4

Форма проведения

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.


5

Количество смен, общее количество детей

1 смена

6

Пояснительная записка

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления – оздоровление, образование, воспитание и отдых детей в условиях лагеря. Программа краткосрочная, реализуется в течение лагерной смены

Городской оздоровительный лагерь находит особую поддержку у родителей. Взрослые, работая летом, не имеют возможности, находится рядом с детьми и организовать их свободное время. В результате, испытывая недостаточное внимание семьи, увеличивается детская безнадзорность.

Городской лагерь без ощутимых для родителей затрат обеспечивает нахождение ребенка под присмотром, позволяет уйти от простого времяпровождения, занять его интересными делами, общением с друзьям.

7

Цель программы

обеспечение оптимальных условий для отдыха и укрепления здоровья детей, творческой самореализации, воспитания любви и уважения к своей малой Родине в условиях городского лагеря.

8

Задачи программы

Образовательные задачи:

расширить знания детей о родном крае, приобщить к его культуре, истории, традициям;

систематизировать знания, сформировать умения, навыки в объединениях по прикладной, музыкальной и изобразительной деятельности;

Развивающие задачи:

способствовать развитию творческих способностей детей и их самореализации,

развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде, учитывать мнение других

развивать активность, самостоятельность детей.

Воспитательные задачи:

прививать ценность здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;

способствовать воспитанию чувство долга, любви к своей малой родине.

Оздоровительные задачи:

способствовать укреплению здоровья детей через спортивные мероприятия, прогулки, выезды на природу, закаливающие процедуры;

профилактика негативных явлений.

9

Краткая аннотация, актуальность и новизна

 Актуальность данной программы определяется тем, что в современных условиях городской оздоровительный лагерь - это не только место отдыха, но и образовательно-воспитательная среда, которая направлена на приобретение знаний и на активное получение и расширение собственного жизненного опыта.

Новизна программы в том, что она спроектирована в форме сюжетно-ролевой игры «Приключения в городе Солнца». «Солнечные жители» путешествуют по улицам «Знаний», «Здоровья» и «Дружбы», исследуют и открывают их секреты. При этом, дети, сталкиваясь с различными препятствиями, становятся участниками различных конкурсов, состязаний, викторин и испытаний. Игра заканчивается, когда будут открыты и поняты секреты всех улиц. В лагере образуется детский орган самоуправления («вече»). Совместно с педагогами (старейшинами) дети планирует работу на день, и подводят итоги.

10

Направления деятельности

Воспитательное

Образовательное

Оздоровительное

11

Этапы реализации

Организационный этап.

Основной этап.

Итоговый этап.

12

Социальные партнёры программы

МКУ «Центр по работе с населением», ТОС «Центральный», ГИБДД, ВОО ВДПО, УВД г. Вологды, ВРОО «Вологодское объединение поисковиков», Библиотечно-информационный юношеский центр им. В.Ф. Тендрякова.

13

Планируемые результаты

1.Расширение знаний о родном крае, его традициях, культуре и истории.

2.Развитие творческой активности каждого ребенка через участие в мероприятиях, конкурсах и др.

3.Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

4.Успешное участие детей в мероприятиях, конкурсах.

5.Занятие детей активной деятельностью в летний период, что является для них положительным жизненным опытом.

6.Широкое внедрение основных знаний здорового образа жизни через привитие детям необходимых для этого навыков.

7. Формирование временного детского коллектива

14

Социальная значимость полученных результатов

С инспекторами ГИБДД дети вспоминают и приобретают знания по правилам дорожного движения. С инспекторами ВДПО знакомятся с историей МЧС Вологодской области и правилами пожарной безопасности. Совместно с МКУ «ЦРН» проводятся литературные гостиные по творчеству вологодских писателей и поэтов. Воспитание патриотизма. Расширение знаний о культуре, истории, традициях родного края.


Пояснительная записка

Лето - это период, когда прерывается монотонный ритм школьной жизни для смены деятельности и впечатлений, для восстановления сил. Летние каникулы для ребят - время активных действий, освоения и осмысления окружающего мира. Это время зарядки энергией, время воспитания и самовоспитания, пробуждения фантазии и реализации творческих замыслов.

Каникулы для педагогов - благоприятная пора для реализации задач физического и духовного оздоровления детей в условиях временного коллектива, время для расширения сферы двигательной активности детей в игровом сюжете, приобщение детей к здоровому образу жизни. Реализовать эти задачи, организовать летний отдых детей помогают оздоровительные лагеря.

Городской оздоровительный лагерь находит особую поддержку у родителей. Взрослые, работая летом, не имеют возможности, находится рядом с детьми и организовать их свободное время. В результате, испытывая недостаточное внимание семьи, увеличивается детская безнадзорность.

Городской лагерь без ощутимых для родителей затрат обеспечивает нахождение ребенка под присмотром, позволяет уйти от простого времяпровождения, занять его интересными делами, общением с друзьям.

Программа реализуется в течение лагерной смены, является комплексной, так как включает три направления: воспитание, отдых и оздоровление, образование.

Работа в лагере ориентирована на ознакомление с культурой, историей, традициями родного края, развитие эстетической культуры личности.

Оздоровительно-воспитательная деятельность в лагере строится на основе дифференцированного подхода к воспитанникам, т.е. учитывается совокупность возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка.

Основываясь на общие нормативы и положения: выполнение рационального для отдыха ребенка расписания, витаминизацию, сбалансированное питание, включение в режим работы водных процедур, понятие «оздоровление» рассматривается в широком смысле, а не только в физиологическом. Истинное оздоровление ребенка невозможно без создания доброго климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, дающей возможность духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей.

Программа «Путешествие в городе Солнца» – это сочетание отдыха, развития и привития навыков здорового образа жизни ребёнку. Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Программа разработана и реализуется на основании нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018);

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. No 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. No 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. No 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

6. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. No 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";

8. Типовое положение о детском оздоровительном лагере, утв. письмом Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 № 18-2/10/1-7164;

9. Устав МУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».

Актуальность данной программы определяется тем, что в современных условиях городской оздоровительный лагерь - это не только место отдыха, но и образовательно-воспитательная среда, которая направлена на приобретение знаний и на активное получение и расширение собственного жизненного опыта. Близость к дому, неформальность общения, самоуправление и широкий круг увлечений привлекают мальчишек и девчонок в городской лагерь структурного подразделения Дворца творчества детей и молодежи «Юность».

Новизна программы в том, что она спроектирована в форме сюжетно-ролевой игры «Приключения в городе Солнца». «Солнечные жители» путешествуют по улицам «Знаний», «Здоровья» и «Дружбы», исследуют и открывают их секреты. При этом образуется детский орган самоуправления («вече»). Совместно с педагогами (старейшинами) дети планирует работу на день, и подводят итоги.

В программу включен региональный компонент: программа ориентирована на ознакомление с Вологодчиной и развитие интереса к родному краю.

Педагогическая целесообразность программы.

Детский оздоровительный лагерь – это то, место, куда стремятся дети, чтобы отдохнуть, найти друзей, проявить себя, ощутить свою значимость, заняться любимым делом. Именно на это важно сориентировать педагогов, чтобы оправдать ожидание детей, не разочаровать их. В то же время взрослым необходимо, максимально используя воспитательные возможности временного детского коллектива, всесторонне развить детей, стимулировать их активность и творчество, упорство в преодолении трудностей.

Как известно, лучший способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым – это погрузиться в увлекательную игру. Игра – неотъемлемая часть детства, оказывающая колоссальное влияние на различные аспекты развития человека. Фактически, в игре дети обучаются навыкам социализации и самостоятельности, раскрывают свой творческий потенциал и находят варианты решения многих проблем, с которыми им только предстоит столкнуться во взрослой жизни.

База структурного подразделения позволяет включать детей в различные виды деятельности, устанавливать новые связи и контакты. Повышенная коммуникабельность, коллективный характер деятельности помогают процессу социализации ребенка.

Программа призвана создавать условия для позитивного общения, выражения себя в творчестве, учит детей создавать праздник для себя и других. Игра придаёт эмоциональную окраску всему происходящему, создаёт атмосферу сотворчества, учит, помогает общаться.

Участники программы

Программа разработана с учетом возрастных особенностей участников лагерной смены и рассчитана на детей от 7 до 15 лет 

Участниками лагерной смены являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, успеваемостью, социальным опытом, из разных семей. А потому, во время летних каникул необходимо обеспечить полноценный организованный отдых детей, т. е. сделать его занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья.

Большинство ребят становится участниками смены второй, третий и четвёртый раз. Частичное знакомство детей с программой, разновозрастность отряда и меняющееся соотношение девочек и мальчиков ежегодно учитывается при планировании экскурсионного обслуживания и мероприятий, проводимых в городском летнем лагере.

Сроки реализации программы

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение одного летнего месяца.

Место проведения

Программа реализуется на базе структурного подразделения «Юность» МУ ДО "ДТДиМ"

В лагере используется прилегающая территория, детские площадки.

Для организации лагерной смены используются возможности города: бассейн, развлекательные центры, кинотеатры, театры, музеи, парки, культурно-исторические и памятные места, экологические тропы окрестностей города, библиотеки, образовательные учреждения.

Программа летнего оздоровительного лагеря «Приключения в городе Солнца» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

1. Личностный подход в воспитании:

признание личности развивающегося человека высшей социальной
ценностью;

добровольность включения детей в ту или иную деятельность

2. Природосообразность воспитания:

обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников;

3. Гуманизация межличностных отношений:

уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью;

уважение и терпимость к мнению детей;

самоуправление в сфере досуга;

создание ситуаций успеха;

приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;

защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;

создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

4. Дифференциация воспитания:

отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с
индивидуально-психологическими особенностями детей;

свободный выбор деятельности и права на информацию;

создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

оценка эффективности пребывания детей в лагере должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип  творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Цель программы: обеспечение оптимальных условий для укрепления здоровья детей, творческой самореализации, воспитания любви и уважения к своей малой Родине в условиях городского лагеря.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

расширить знания детей о родном крае, приобщить к его культуре, истории, традициям;

систематизировать знания, сформировать умения, навыки в объединениях по прикладной, музыкальной и изобразительной деятельности;

Развивающие задачи:

способствовать развитию творческих способностей детей и их самореализации,

развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде, учитывать мнение других

развивать активность, самостоятельность детей.

Воспитательные задачи:

прививать ценность здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;

способствовать воспитанию чувство долга, любви к своей малой родине.

Оздоровительные задачи:

способствовать укреплению здоровья детей через спортивные мероприятия, прогулки, выезды на природу, закаливающие процедуры;

профилактика негативных явлений.

Планируемые результаты

Расширение знаний о родном крае, его традициях, культуре и истории.

Развитие творческой активности каждого ребенка через участие в мероприятиях, конкурсах и др.

Формирование временного детского коллектива

Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

Успешное участие детей в мероприятиях, конкурсах.

Занятие детей активной деятельностью в летний период, что является для них положительным жизненным опытом.

Широкое внедрение основных знаний здорового образа жизни через привитие детям необходимых для этого навыков.

Укрепление здоровья воспитанников.

Содержание программы

Программа, как структура, представляет собой ряд мероприятий, по направлениям, на основе ценностных установок Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы воспитания и социализации обучающихся. Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, а также осознавая значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы - игра, как ведущий тип деятельности, как универсальное педагогическое средство. Игра проходит без зрителей, все-участники. В игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. Ценность игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

Сюжет смены

На время смены структурное подразделение «Юность» превращается в чудесный «Город Солнца». Все дети проходят обряд посвящения и получают почётное звание – «Солнечный житель».

В «Городе Солнца» есть улица Знаний, улица Здоровья и улица Дружбы, каждая имеет свой секрет. Путешествуя по ним, дети сталкиваются с различными препятствиями, становятся участниками различных конкурсов, состязаний, викторин и испытаний. Игра заканчивается, когда будут открыты и поняты все секреты всех улиц.

В ходе путешествия каждый солнечный житель сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовные и творческие возможности.

В результате поиска ребята открывают для себя три основных секрета:

постоянно расширяй свои знания о родном крае, о нашей Родине;

поддерживай свой организм в хорошей физической форме разнообразными способами двигательной активности;

дружба помогает решить все задачи.

В «Городе Солнца» живут три больших семейства «Непоседы», «Солнышки» и «Весельчаки». Руководят жизнедеятельностью семейств – старейшины (педагоги). Старейшины проектируют, реализуют программу деятельности со своим семейством. Игра продолжается на протяжении всей смены, причем в каждый из периодов она имеет свои особенности. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни, в которые проводится мероприятия в рамках тематики смены и дня: «Экологический марафон», «День памяти и скоби», «В поисках буквы «О», «Богатыри земли русской», «По следам сыщиков», «Танцевально-театральный марафон», шоу «Голосим», «Кремлёвский старт», «Закон и порядок» (правонарушения и ответственность за преступления несовершеннолетних), «КВН» и д.р

Этапы реализации программы


Организационный этап

Работа с родителями

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье ребенка и его развитии. Перед началом работы летнего лагеря проводится родительское собрание с обсуждением целей и задач педагогов, проблем городской смены. Результатом собрания является знакомство родителей с деятельностью детей в лагере. Организаторы выделяют наиболее активных родителей для дальнейшего сотрудничества, помощи в организации интересных экскурсий. Проводятся индивидуальные собеседований, где родители сообщают индивидуальные особенности ребенка, свои цели, ожидания, информация о семье. На праздничном закрытии смены, при анкетировании и в индивидуальных беседах, родители информируют об изменениях происшедших у ребенка, дается оценка совместной деятельности, рекомендации по совершенствованию организации городского лагеря. Результаты оценки учитываются при планировании работы на следующий год.

На праздничном открытии смены объясняется суть игры. Ребята знакомятся с правилами жизнедеятельности «города» (общими правилами, требованиями, режимом и принципами общения). Проводится лидерский тренинг, детское анкетирование на выявление увлечений, конкретных ожиданий, желаемых поручений.

Для привития навыков детского самоуправления и выполнения совместно с педагогами всех организационных мероприятий распределяются:

постоянные поручения – председатель отряда, его заместитель и организуется пресс – центр;

сменные поручения – дежурные по столовой и лагерю, творческая группа (готовит коллективные творческие дела).

Детский орган самоуправления («вече») собирается один раз в день. Совместно со старейшинами планирует работу на день, подводит итоги дня, занимается подготовкой общих творческих дел.

В конце каждого дня выбирается лучший солнечный житель (лидер дня), который был самым активным, самым творческим, самым внимательным и т.д. Этому солнечному жителю коллективным решением присуждается именная звезда, которая помещается на городскую площадь «Звёзд».

Прогнозируемые результаты организационного этапа:

Положительное мотивирование включения детей в деятельность.

Определение основных дел.

Актуализация возможностей каждого ребенка в условиях детского лагеря.

Доброжелательный настрой всех участников смены друг на друга, на деятельность, на требования детского лагеря.

Основной этап.

В основной период развивается сюжет игры. Исследование всех улиц проводится поочередно, по следующему сценарию:

формирование команд для путешествия по улице;

путешествие по улице (соревнования, конкурсы, викторины, занятия и т.д.). Исследование удовлетворенности детей жизнью в лагере («Выбор», «Игра в слова»);

подведение итогов.

Путешествия в зависимости от погоды и с учетом интересов «солнечных жителей» могут ежедневно корректироваться. Основной этап смены характеризуется испытаниями для групп и смельчаков-одиночек.

В процессе деятельности предполагается участие детей в трех содержательных блоках, реализующих главные идеи проекта:


Испытания на улице Знаний

Цель: воспитание детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, родного края. Создание условий для утверждения в сознании ребят нравственных и культурных ценностей, уважительного отношения к предкам, старшему поколению, народным традициям и культуре, истории своей Родины.

Задачи: расширение знаний о культуре, истории, традициях родного края, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины. Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Приобщение к духовно - нравственным ценностям своей Родины.


Основной этап реализуется по следующим направлениям: воспитательное (краеведческая работа), образовательное (обучающие занятия), оздоровительное.

1.Воспитательное: Для детей организуются экскурсии, позволяющие приобрести новые знания о родном крае, истории России, проводятся интеллектуальные состязания, и развивающие игры.

На протяжении лагерной смены организуются и проводятся обучающие занятия в форме творческих мастерских. Ребята занимаются в танцевальном, музыкальном кружках (знакомство с народным танцем и песнями о Вологде и России) и декоративно-прикладным творчеством.

Финал этапа – защита коллажей «Из истории государства Российского». Выявление интеллектуальных лидеров. Выставка детских работ.

Секрет улицы: постоянно расширяй свои знания о родной земле и о себе.

На протяжении лагерной смены организуются и проводятся:

интеллектуальные состязания: «Богатыри земли русской»

беседы о Российской символике и героях – вологжанах;

конкурс рисунка на асфальте «Мы рисуем этот мир»;

конкурсная программа « Мой любимый солнечный город»

Флешмоб «Россия- Родина моя!»

посещение планетария;

День памяти и скорби.

2.Образовательное: реализуется через обучающие занятия: работа в танцевальном коллективе (знакомство с народным танцем и песнями о Вологде), творческих мастерских (знакомство с ремеслами).

Творческая мастерская «Модница»

Цель: Познакомить детей с различными видами творческой деятельности, обучить методике выполнения работ в техниках: «Изонить», рисование и особенностям лепки изделий из соленого теста.

Особенности работы мастерской:

Участвуя в работе мастерской, дети интересно и организовано могут проверить свои знания о растениях, животных и насекомых, живущих в лесной траве (мастерская «Лесное царство»); об истории родного края (мастерская «Обереги»). Благодаря простой технологии рисования детям удается легко выразить свои творческие идеи и фантазии (мастерская «Нарисуй город Солнца», «Мой любимый мультгерой»)

Поэтому можно сказать, что занятия в мастерских решают не только образовательные задачи, но и способствуют творческому самовыражению каждого ребенка, дисциплинируют его, помогают довести начатое дело до конца и активизируют выдумку и фантазию.

Учебный план

Тема

Всего часов

Теория.

Практика

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие. Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности, введение в курс технологий.

1

1

-

беседа

2

Беседа «Обереги» (виды оберегов, легенды, связанные с ними).

1

1

-

беседа

3

Лепка из соленого теста (изготовление оберегов)

2

-

2

Выставка работ

4

«Лесное царство». (игровая викторина, беседа о лесных жителях, грибах, деревьях, насекомых и т.д.).

1

1

-

викторина

5

Лепка из соленого теста (изготовление панно «Лесное царство», «Полевые цветы»)

2

-

2

Выставка работ

6

Лепка из соленого теста (изготовление изделий на свободную тему).

2

-

2

Выставка работ

7

Изонить (нитяная графика). Техника заполнения угла, окружности. Рисование (графика- карандаш).Создание эскиза, техника штриховки, основы гармоничного сочетание цветов.

1

1

-

Беседа

.

8

Изонить. Работа над панно «Одуванчики», «Бабочка» и т.д.

(по желанию детей)

Рисование на тему «Город Солнца и его жители», «Мой любимый мультгерой».

2

-

2

Выставка работ


ВСЕГО

12

4

8



Тема №1:Вводное занятие.

Теория: Организация рабочего места; правила работы со швейными принадлежностями (иглы, булавки, ножницы, утюг и т. д.);

Тема №2: Обереги.

Теория: история возникновения декоративно-прикладного искусства, изонити, лепки из соленого теста. История возникновения оберегов, сказочные легенды, связанные с ними; цветоведение (сочетание цветов по гамме, тождеству и т.д.). Виды используемых красок (гуашь, лак, акварель, акриловые и т.д.).

Тема №3: Изготовление оберегов

Практика: изготовление оберегов из солёного теста.

Работа с тестом с помощью стек; придание нужной формы, объема изделию; передача настроение мастера с помощью сочетания цветов при раскрашивании готового изделия.

Тема №4: Викторина «Лесное царство»

Теория: в игровой форме проверить знания детей о природе родного края. Беседа о лесных жителях, грибах, деревьях, насекомых

Тема №5: Лепка из соленого теста

Практика: коллективная работа над панно «Лесное царство». Лепка из теста (листья, ягоды, цветы, улитку, гусеницу, божью коровку и т. д). Сборка из отдельных элементов лепки панно.

Тема №6: Лепка из соленого теста

Практика: Лепка изделия по свободному выбору.

Тема №7: Изонить (нитяная графика).

Теория: история возникновения техники изонити (нитяная графика).Техника заполнения угла, окружности, техника штриховки.

Тема №8: Рисование. Изонить. Работа над панно «Одуванчики», «Бабочка»

Практика: Работа над панно «Одуванчики», «Бабочка» или возможны другие варианты по выбору детей (использовать элементы прошивания угла, окружности овала и т.д.).Рисование на тему «Город Солнца и его жители»

Результат – красочные рисунки и панно на предложенные темы.

Педагогические технологии.

На занятиях творческой мастерской «Модница» используются различные педагогические методы и технологии. Теоретическая часть дается в форме беседы или рассказа и сопровождается показом наглядного материала (презентации, схемы, рисунки и т.д.). Основной метод – практический (репродуктивный), так как обучающиеся работают над изделиями, по предложенными педагогом образцам. Педагог наблюдает за работой каждого ребенка, помогает, консультирует. Все обучающиеся получают реальную возможность изготовить поделку, которая им понравилась и даже внести в нее свои творческие коррективы (изменить цвет, добавить оригинальный декор, изменить форму и т.д.). Итогом работы в творческой мастерской является выставка: детского рисунка или панно в технике «Изонить»; готовые броши в техниках «шитье» и «бисероплетение».

Способы отслеживания контроля результатов.

Наблюдение за работой детей.

Опрос на предмет знания техники безопасности, технологии изготовления поделок, последовательности соблюдения этапов работы.

Выставка работ. Анализ (обсуждение).

Творческая мастерская «ЮНИЭЙР»

Цель: Разучивание и исполнение танцевальных номеров.

Особенности работы: Педагог стремится раскрыть способности детей, учит воспринимать искусство танца, раскрывает и повышает их мастерство, прививает вкус и любовь к прекрасному.

Учебный план

п.п.

Тема занятия

Часы

Итоги и форма аттестации

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

-

1


2.

«Танцевальный мастер-класс»


2

2


3.

«Современный танец»

1

2

3


4.

Народно- стилизованные танцы


2

2


5.

«Танцевальный марафон»


2

2

Праздник танца «Танцевальный марафон»


Итого

2

8

10


Содержание тем: 

Тема 1:Вводное занятие

Теория: Инструктаж по технике безопасности и безопасного поведения в структурном подразделении «Юность». Организационный урок знакомство детей с педагогом.

Тема 2: «Танцевальный мастер-класс»

Практика: Игровое танцевальное творчество. Разучивание элементарных танцевальных движений.

Тема 3: Современный танец

Теория: Изучение прыжков и сценических движений беседа о правильности исполнения разбор учебно- танцевальных комбинаций.

Практика: Разучивание современных танцев. Подготовка к танцевальному марафону.

Тема 4: Народно - стилизованные танцы

Практика: Разучивание танцевальных элементов народных танцев. Постановка танца.

Тема 5: Танцевальный марафон

Практика: Конкурсная программа «Солнечные танцы»


Испытания на улице Здоровья

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, организация физически активного отдыха.

Задачи: сохранение и укрепление здоровья; совершенствования навыков здорового образа жизни; формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания; пропаганда здорового образа жизни средствами физической культуры и занятиями спортом(открытие второго секрета).

3.Оздоровительное: составляет физкультурно-оздоровительная работа. Лагерь – это не только воспитательное, но и оздоровительное учреждение. Для участников смены разработан комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляется контроль соблюдения режима дня, выполнением комплекса утренней гимнастики. План оздоровительных мероприятий.

Финалом этапа может стать ключевое испытание «Быстрее, выше, сильнее». Выявление спортивных лидеров.

Секрет улицы: поддерживай свой организм в физической форме разнообразными способами двигательной активности.

План оздоровительных мероприятий:

Ежедневная утренняя зарядка.

Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей.

Принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток).

Организация здорового питания детей и витаминизация.

Посещение бассейна.

Проведение спортивно-массовых мероприятий и подвижных игр:

Спортивное ориентирование «Кремлёвский старт»весёлые старты

Игра по станциям «Эрудит»

Водный поход на реку Лежа

Индивидуальные игры – бадминтон, летающие тарелки, шахматы, шашки, лото.

Проведение игр на свежем воздухе, с использованием площадок Кремлёвского парка и парка Ветеранов труда. нетрадиционные – лапта, «знамя», «классики», все виды пряток и салочек.

Проведение викторин на тему «Правила дорожного движения», «Что такое хорошо и что такое плохо?», занятия с элементами тренинга, беседы попрофилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, встречи с инспектором по делам несовершеннолетних детей.

Испытания на улице Дружбы

Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка, для его творческого роста, и самореализации. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи: приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства. Включение их в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность. Создание условий для реализации и развития творческого потенциала, разносторонних интересов и увлечений детей; воспитание у детей эстетическое отношение к жизни, обществу, культуре народов других стран и своего народа; формирование эмоционально - чувственной сферы личности, соучастие, сопереживание(раскрытие третьего секрета).

Основу блока составляет:

развитие творчества и самодеятельности через создание и реализацию коллективно-творческих дел, популярных у детей познавательных и развивающих игр и мероприятий, способствующих сплочению детского коллектива, его эстетическому развитию, расширению детского кругозора.

Финал этапа - демонстрация достижений семейств, вручение ордена

« Солнечной дружбы».

Секрет улицы: дружба помогает решить все задачи.

Сплотить детский коллектив, раскрыть их творческий потенциал, и включить в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность помогают:

коммуникативные игры на знакомство и игры на сплочение;

коллективно-творческие дела на развитие творческих способностей детей с участием педагогов: «Мы друзья!», развлекательная программа «По следам сыщиков», детская игровая программа «Любимые сказки»,

организация дел, в планировании и подготовке которых принимают участие сами дети – праздничная программа «До свидания, «Город Солнца!», «КВН», «Танцевально-театральный марафон»

участие в городских мероприятиях: «День защиты детей», «День России», «День памяти и скорби».

посещение кинозалов города, театров, музея «Алые паруса»

конкурсно-игровые программы - «Где зарыт клад?», «День фантика» (задания по медицине, экологии, спортивные эстафеты и т.д.)

Шахматно-шашечный турнир

Прогнозируемые результаты основного этапа:

1.Приобретение новых знаний о родном крае.

2.Овладение простыми приемами шитья и плетения бисером, выполнение работ из соленого теста.

3. Общее укрепление здоровья.

4. Приобретение умений участвовать в коллективной творческой деятельности, общаться друг с другом, развитие организаторских способностей.


Итоговый этап

Итоговый этап характеризуется подведением итогов игры.

Итоги «солнечного» роста горожан подводятся в конце смены с последующим присвоением званий и награждением. Каждый участник смены может получить звание «Почетного Солнечного жителя» и ордена:

«Орден Солнца» Первой степени.

«Орден Солнца» Второй степени.

«Орден Солнца» Третьей степени.

На закрытии смены анализируется работа детского органа самоуправления и как поняты открытые секреты улиц. Итогом работы детей в творческих мастерских будет выставка, организованная в конце смены. Выпущены журналы лидеров смены.

По окончании смены детям предлагается ответить на вопросы анкеты, проанализировать произошедшие за этот период события. Итоговый этап включает сбор отчетного материала и выпуск фотодневника лагеря.

Прогнозируемые результаты итогового этапа:

Благополучное состояние каждого участника смены.

Успешная реализация программы смены.

Положительная динамика в развитии детей (через анкетирование родителей).

Корректировка деятельности оздоровительного лагеря в будущем с учетом анализа предложений детей и родителей.

4.Условия реализации программы

Методическое обеспечение программы

Основные методы работы:

Метод игры (игры отбираются педагогами в соответствии с поставленной целью).

Метод беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных отношений.

Метод упражнения

Метод состязательности (распространяется на сферы творческой и спортивной деятельности).

методы примера позволяет формировать идеал коммуникативного поведения, служит средством стимула и самовоспитания;

методы контроля и самоконтроля способствуют получению информации об эффективности воспитательных воздействий;

методы убеждения обеспечивает формирование мировоззрения обучающихся, гражданских и патриотических качеств, сознательной убежденности.

методы стимулирования и мотивации деятельности (поощрение, требование, порицание);

Информационно-ресурсное обеспечение

Издание еженедельного журнала «Новости города Солнца»

Группа в контакте 

Оформление лагерного уголка

1.Информационный стенд:

Распорядок дня («Солнечные часы»), законы и правила «города Солнца».

2.План - сетка смены («Чудо-календарь»)

3.Экран соревнования («Окна роста»)

4.Календарь летнего месяца (народный численник и памятные даты)

Кадровое обеспечение

1. Руководитель структурного подразделения (начальник лагеря) - координирует работу педагогов и вспомогательного персонала, создает безопасные условия для проведения досугово-оздоровительной и образовательной работы с воспитанниками, осуществляет связь с другими организациями. Отслеживает реализацию программы, вносит корректировку, подводит итоги лагерной смены, анализирует работу по разным направлениям деятельности.

2. Педагог-организатор (вожатый) – занимается организацией досуга, планирует, организует и проводит воспитательные дела, КТД разных направлений, отвечает за художественное оформление в летнем оздоровительном лагере с дневным пребывание детей и подростков, а также за оформление мероприятий, проводимых в лагере.

3. Педагоги дополнительного образования (воспитатели) координируют организационные моменты в течение дня, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности. Обеспечивают подготовку и проведение образовательных занятий, помогают в подготовке и проведении досугово-воспитательных дел в соответствии планом-сеткой мероприятий.

Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в лагере, направляют внимание и заботу старших в адрес малых и слабых, организуют детей и создают условия для саморазвития личности. Во время работы ориентируются на активную самостоятельную деятельность воспитанников и умение применять полученные знания для достижения целей.

4.Привлекаемые специалисты проводят по согласованию с руководителем мероприятия, экскурсии, тренинги и др.


Материально-техническое обеспечение программы


Наименование

Площадь

Деятельность

1 этаж

Фойе, гардероб

59 кв. м

Игры в «Твистер», эстафеты, дискотеки.

2 этаж

Холл

63 кв. м

Для проведения линеек, зарядки в пасмурную погоду.



Кабинет № 1

18 кв. м

Для творческих мастерских (лепка из теста, изонить)



Кабинет № 2

21 кв. м

Игровая комната.



Кабинет № 4

24 кв. м

Для творческих мастерских (рисование)



Актовый зал

66 кв. м

Для проведения мероприятий, музыкальных, театральных занятий



Кабинет № 5

32 кв. м

Для занятий хореографией


Спортивная площадка


Проведения оздоровительных, спортивных мероприятий, игр

Кабинеты оформлены в соответствии с видом деятельности, для стимулирования творческой и познавательной активности детей используются информационные, наглядные, музыкальные, детей художественные материалы, спортивный и игровой материал. Проводится озеленение помещений, в наличии санитарно-гигиенические предметы

5.Результативность программы

Механизм отслеживания результата

Отслеживание знаний детей о родном крае, через участие детей в играх, конкурсах, опросах.

Наблюдение за проявлением личностных, межличностных, творческих качеств во время проведения всех мероприятий лагеря.

Опрос детей с целью выявления их интересов.

Анкетирование детей с целью выявления их удовлетворённости жизнью в лагере.

Отслеживание активности участия детей в мероприятиях, конкурсах и т.д. фиксация индивидуальной и групповой победы на площади «Звезд» (экране соревнования)

Качественные показатели:

Количество детей, посещающих городской летний лагерь второй и более год подряд

Заинтересованность детей прикладной деятельностью, хореографией, вокалом. Продолжение обучения в одном из детских объединений структурного подразделения «Юность» в течение учебного года.

Уровень участия в организации и проведении старшими ребятами мероприятий.

Численный рост творческих дел, проведенных по инициативе детей. Самостоятельность, ответственность

Количественные показатели:

Количество проведенных мероприятий в каждом блоке основного этапа программы.

Количество конфликтов во временном детском коллективе

Удовлетворенность детей, родителей работой городского летнего лагеря.

Отсутствия или наличия инфекционных заболеваний и травматизма детей.


6.Список литературы

1. Воловик А.Ф. Педагогика досуга.- М.,1998. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря. Под ред. М.Е.Сысоевой – М.,2000

2. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере, Библиотека журнала «Вожатый века», М.: Педагогическое общество России, 2003

3. Ерзунов В.И. Новосельцева Н.А..Федоров В.В. Клуб для подростков: (Из опыта работы подростковых клубов г. Пензы). М.: «Просвещение», 1986.

4.  Организация работы детских общественных объединений в летнее время (программы, примерные положения, модели и концептуальные основы), Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи», М.: ГОУ ЦРСДОД, №1, 2003.

5. Программы и методические рекомендации по организации спортивно-оздоровительного лагеря. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи», - М.:ГОУ ЦРСДОД, №5,2003.

6. Рябишина Г.А. Воспитательная система в детском клубе «Радуга».// Дополнительное образование 2000. №10 С.15.

7. Шмаков С.А. Каникулы – М.: Новая школа, 1997.

Рекомендованный список литературы для детей

1. Зворыкина, М. Л. Игра "Наши любимые "Хвостолапые" / М. Л. Зворыкина // Педсовет : журнал. - 2011. - N 5. - С. 18-19

2. Игра для ребят младшего и среднего возраста в летнем оздоровительном лагере.

3. Лакатош, А. Н. Как морского царя заколдовали: представление накануне Ивана Купалы / А. Н. Лакатош. - (Театр миниатюр) // Чем развлечь гостей. - 2011. - N 4. - С. 18-24

4. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.

5. Я познаю мир: Театр: Дет.энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.



Приложение 1

Законы лагеря:

Закон хозяина

«Город Солнца» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.

Закон «ноль – ноль» (закон точности).

Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.

Закон территории

Без разрешения ребёнок не может покидать лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.

Закон природы

Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш город зелёным!

Закон правой руки

Если вожатый поднимает правую руку – в зале тишина, ни звука.

Закон дружбы и доверия

Один за всех и все за одного! Всё делать вместе, сообща.

Верь в себя и свои силы

Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.

Закон здорового образа жизни

Закон правды.

Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.

Закон добра

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

Закон заботы

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви заботу к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон любви

Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.

Закон милосердия

Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них.

Закон памяти

Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

Закон уважения

Хочешь, чтобы уважали тебя, уважай человеческое достоинство других.

Закон свободы

Каждый человек хочет быть свободен, и, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон смелости

Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе, будь смел.

Закон чести

Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о силе своего духа, долге, благородстве, достоинстве.




Приложение 2

План – сетка мероприятий в городском летнем лагере «Приключение в городе Солнца»


01.06.


10.30 Праздничная программа «Здравствуй, Город Солнца!»

11.20

Игры на сплочение


13.30 Танцевальный мастер-класс

02.06.


10.30 Планетарий «Луна-парк»

11.15 Соревнования по стрельбе из пневматической вин товки


13:30

Игровая программа «Любимые сказки»

03.06.


11.00 Бассейн

12.30 Игра по станциям «Эрудит»


14.00 Творческие мастерские «Играем, веселимся»


06.06.


11.00 Спортивное ориентирование «Кремлёвский старт»


13:00 Творческие мастерские «Солнечные лучики»

Конкурс рисунка на асфальте «Я рисую этот мир»

07.06.


10.00 Изготовление коллажей

«Из истории государства Российского»

11.00 ТЮЗ «Стойкий оловянный солдатик»


13.30 Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних детей

08.06.


10.30 Театр «Сонет»

Театрализованная игровая программа «По следам буквы «О»

12.00 Музей «Алые паруса»

13.00 Творческие мастерские «Солнечные лучики»


09.06.


10.40 Кинотеатр «Ленком» «Кощей, Похититель невест»


13.30 Творческие мастерские

10.06.


10.30 Квест

«Богатыри земли русской»


13.00 Флешмоб «Россия- Родина моя!»


11. 06.


10:30 Творческие мастерские «Игротека»


12:00 Водный поход

(не категорийный)

12.06.


10:00 Квест «Вприпрыжку по родному краю»

11:30 Творческие мастерские

13.30 Игровая программа «День России»

Изготовление коллажей

«Моя малая родина»

14.06.


10.15 Бассейн



13.30 Шахматно-шашечный турнир



15.06.


10.00 Эстафеты «Быстрее, выше, сильнее»


13.00 Театр кукол «Теремок» «Сказка рассказанная ночью»

16.06.


11.00 Куб «Скалодром»


13.00 Творческие мастерские «Игротека»

17.06.


10.40 Кинотеатр «Ленком» «Волшебный дракон»

13.00 Танцевально-театральный марафон «Подари мне лето!»

20.06.


10.40 Кинотеатр «Ленком» «Виво»

13.30 Защита коллажей

«Из истории государства Российского»

21.06.


10.30 Закрытие смены

«До свидания, город Солнца!»

«КВН»






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.