Программа краеведческой направленности «Путешествие по Охте» для городского летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 191
с углубленным изучением иностранных языков
Красногвардейского района Санкт—Петербурга
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора
ГБОУ СОШ № 191
Красногвардейского района
Санкт—Петербурга
_______________С.А. Бабак
От _____________________
Программа
краеведческой направленности
«Путешествие по Охте»
для городского летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей
«Радуга»
Автор: Рыжкина Алина и Равдоник Анна
Санкт—Петербург
2018
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 3
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ 12
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 18
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 21
План работы с социальными партнерами 30
План работы кружка «Волшебный мир бумаги» 31
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Название программы |
Программа «Путешествие по Охте» городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга». |
Наименование организации |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №191 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт—Петербурга. |
Адрес организации |
195298 г. Санкт—Петербург, ул. Белорусская, д. 26, корп.2. |
Телефон организации |
8(812) 417—21—44 |
Ф.И.О. руководителя организации |
Бабак Светлана Андреевна |
Место реализации программы |
Пришкольный летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга». |
Авторы программы |
Рыжкина Алина и Равдоник Анна |
Нормативно—правовое обеспечение программы |
Конституция РФ. Конвенция ООН о правах ребенка. ФЗ № 223—ФЗ от 29.12.1995 г. «Семейный кодекс РФ». ФЗ № 124—ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». ФЗ № 273—ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании» ФЗ № 2300—1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей». ФЗ № 52—ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно—эпидемиологическом благополучии населения». ФЗ № 5487—1 от 22.07.1993 г. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». ФЗ №29—ФЗ от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов». ФЗ №181—ФЗ от 17.07.1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации». ФЗ №436—ФЗ от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». ФЗ №191—ФЗ от 30.12.2001 г. «Трудовой кодекс РФ». Закон Санкт—Петербурга № 530—86 от 25.10.2006 г. «Об организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт—Петербурге». Закон Санкт—Петербурга №728—132 от 22.11.2011 г. «Социальный кодекс Санкт—Петербурга». |
Цель программы |
Создание благоприятных условий для полноценного летнего отдыха детей. |
Задачи программы |
1.Оздоровительные. 2.Воспитательные. 3.Развивающие. |
Сроки реализации программы |
Краткосрочная программа. I смена с 30.05.2018 по 28.06.2018 года (21 рабочий день). |
Категория участников программы |
Программа ориентирована на детей 6,5—16 лет. |
Кадровое обеспечение программы |
Начальник лагеря — 1 чел. Заместитель начальника лагеря — 1 чел. Заведующий столовой — 1 чел. Воспитатели — 10 чел. Педагоги дополнительного образования — 6 чел. Преподаватели физической культуры — 3 чел. Психолог — 1 чел. Преподаватели иностранного языка — 2 чел. Вожатые и стажеры |
Материально—технические условия реализации программы |
Игровые комнаты с необходимым набором оборудования. Комнаты отдыха. Открытая спортивная и игровая площадки. Спортивный зал. Актовый зал с мультимедийным оборудованием. Библиотека. Столовая. Медицинский кабинет. Бассейн. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летний лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга» — это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Такое дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лагерь — это новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остаётся не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно—транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребывание детей «Радуга» размещается на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 191 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района.
В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Программа деятельности летнего лагеря «Радуга» ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере — это главная основа его существования и непременное условие развития. Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы «Путешествие по Охте» городского летнего оздоровительного лагеря «Радуга» — представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно—ролевой игры со своими законами и правилами.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой — пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Актуальность программы. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств детей, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма. Сущность краеведения в летнем лагере заключается во всестороннем изучении воспитанниками под руководством вожатых и воспитателей в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у воспитанников наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно- творческой деятельности воспитанников по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом Красногвардейского района Санкт-Петербурга, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Лето — наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное — рядом. В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Одна из содержательных линий программы включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми.
Центром воспитательной работы лагеря «Радуга» является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка — время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Участие в дополнении основных направлений плана, конкретизация планирования каждого дня дает возможность детям самореализации.
Программа универсальна, так как может быть использована в работе с детьми различный социальных групп, 6,5 — 16 лет, разного уровня общего развития и состояния здоровья в количестве 30 — 120 человек и рассчитана на одну смену в 21 рабочий день.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы — создание благоприятных условий для полноценного летнего отдыха детей; воспитание и формирование у детей глубоких краеведческих знаний о Красногвардейском районе и городе Санкт-Петербурге; совершенствование умений проведения исследовательской деятельности и поисковой работы; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей; развития творческих способностей, а также повышения общеинтеллектуального и общекультурного уровня, гражданско—общественной и коммуникативной компетентности.
Задачи программы:
1.Оздоровительные:
1.1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
1.2.Вовлечение детей в активную спортивно—оздоровительную деятельность.
1.3.Обеспечение длительного пребывание на свежем воздухе.
1.4. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
1.5. Укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности.
2.Воспитательные:
2.1. Формирование у детей навыков общения и толерантности.
2.2. Утверждение в сознании детей нравственной и культурной ценности.
2.3. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
2.4. Воспитание эстетического и нравственного отношения к Красногвардейскому району и городу Санкт-Петербургу, умение вести в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
2.5. Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности.
2.6. Формирование у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
2.7. Создание целостного подхода к воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности.
3.Развивающие:
3.1. Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности каждого ребёнка.
3.2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельностью.
3.3. Формирование у учащихся знаний в области экологии, изучение истории родного края, привитие чувства любви к «своей малой Родине» - Красногвардейскому району Санкт-Петербурга, расширение их кругозора.
3.4. Развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской работы, создание возможностей для реализации творческого потенциала, творческого мышления.
3.5. Обеспечение комплекса условий, способствующих раннему профориентированние формирования уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий.
3.6. Организация полноценного досуга детей.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Программа «Путешествие по Охте» летнего оздоровительного лагеря «Радуга» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
— отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально—психологическими особенностями детей;
— создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
— взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
— активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность — это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
Направления деятельности программы «Путешествие по Охте» городского летнего оздоровительного лагеря «Радуга»:
1. Краеведческое направление.
2. Художественно — эстетическое направление.
3. Спортивно—оздоровительная деятельность.
4. Патриотическое направление.
5. Духовно-нравственное направление
6. Языковое направление
7. Профориентационное направление
I. Краеведческое направление. Задачи краеведческой деятельности:
— воспитание у детей любви к родному краю – городу Санкт-Петербургу и Красногвардейскому району;
— бережное отношение к наследию прошлых поколений;
— чувство гордости за свой край, за его историю и культуры.
II. Художественно — эстетическое направление. Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их — значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей. Задачи эстетической деятельности:
— пробуждать в детях чувство прекрасного;
— формировать навыки культурного поведения и общения;
— прививать детям эстетический вкус.
Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
III. Патриотическое направление. Задачи патриотической деятельности:
— пробуждать в детях чувство любви к Родине и семье;
— формирование уважительного отношения к памятникам истории и развитие интереса к изучению родного края;
— формирование национальной и религиозной терпимостей, развитие дружеских отношений;
— возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
IV. Оздоровительное направление. Данное направление способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Настраивает детей и их семьи к ведению здорового образа жизни.
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами:
Творческое направление:
Интеллектуальное направление:
Оздоровительное направление:
-
«Магия творчества» - работа в кружке планируется так, чтобы занятия с воспитанниками летнего лагеря расширяли и углубляли сведения, полученные в процессе обучения и из личного опыта ребенка, сведения по работе с красками, пластилином, цветными нитками, лоскутами ткани, с подручным материалом.
«Хоровая студия» - работа в кружке направлена на активизацию работы мозга воспитанников. Во время занятий повышается концентрация внимания, улучшается работа мозга, что помогает ребенку легче воспринимать информацию и тренировать память. Помимо этого, хоровое пение является отличной тренировкой дикции ребенка.
«Секреты Красногвардейского района» - работа в кружке планируется так, чтобы занятия с воспитанниками развивали и укрепляли чувства любви к родному краю – Красногвардейскому району; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
«Клуб Юных читателей» - работа в кружке планируется так, чтобы занятия познакомили воспитанников летнего лагеря с авторами детских книг, обогатили их читательский опыт и эрудицию.
«Happy English» - работа в кружке направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком как средством общения, на формирование гармоничной личности, развитие психических процессов, а также познавательных и языковых способностей.
«Подвижные игры» - работа в кружке направлена на то, чтобы вырабатывать у воспитанников умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу.
«Бассейн» - работа кружка направлена на укрепление иммунитета воспитанников, улучшение их самочувствия.
Кружковая деятельность включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, к родному краю, у своей «малой родине», любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении. Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
— изучение интересов детей;
— презентация кружков на линейке в начале смены;
— ознакомление детей с режимом работы кружков;
— деятельность ребят в кружках;
— текущее отражение результатов деятельности детей;
— подведение итогов работы кружков в конце смены.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы реализуется через следующие основные направления:
Спортивно—оздоровительное:
- Дневной сон;
- Медицинский осмотр;
- Ежедневная зарядка на свежем воздухе;
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе;
- Подвижные игры на свежем воздухе;
- Бассейн;
- Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, пионербол и др.
Духовно—нравственное направление:
- Мероприятия, посвященные Дню Рождения А.С. Пушкина;
- Мероприятия, посвященные Дню России;
- Мероприятия, посвященные Дню медицинского работника;
- Мероприятия, посвященные Дню начала войны;
- Викторины и игры на краеведческие темы;
- Кружок «Секреты Красногвардейского района».
Языковое направление:
- Кружок «Happy English»;
Профилактика детского травматизма:
- Тренировочная эвакуация;
- Инструктажи по ПБ, конкурсы рисунков, плакатов, викторины;
- Занятия по профилактике ДТТ.
Для обеспечения комфорта и психологической стабильности в детских коллективах к работе в лагере должен быть привлечен психолог.
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, вожатых, родителей и пути реализации. Для этого предусмотрены следующие формы организации деятельности оздоровительного лагеря по реализации программы:
1. Массовые: праздники, конкурсы, экскурсии, спортивные соревнования, выезды, квесты, линейки, награждения.
2. Групповые: спортивно—оздоровительные процедуры, отрядные дела, беседы, мастер—классы, тренинги, кружки.
3. Индивидуальные: беседы, выполнение творческих работ и поручений.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации программы учитываются возрастные особенности детей 7—16 лет и значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, поэтому в основе механизма реализации программы лежит сюжетно—ролевая игра, как ведущий тип деятельности. Ценность сюжетно—ролевой игры заключается в развитии таких качеств как, настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы. Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а так же с радостью участвовал в предложенных мероприятиях и сохранял мотивацию на протяжении всей смены. Для выполнения этих условий необходимо выдержать следующие этапы.
I этап: Подготовительный (февраль—май)
Участие в городских совещаниях, посвящённых подготовке к проведению летней оздоровительной кампании;
Знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году;
Проведение совещаний при директоре по подготовке помещений к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
Разработка программы деятельности городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
Отбор кадров для работы в летнем лагере;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря;
Организация помещений лагеря согласно нормам и требованиям СанПин;
Обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми;
Формирование списка детей, посещающих оздоровительный лагерь, на основании заявлении родителей.
II этап: Организационный (первый день работы лагеря)
Встреча детей;
Начало реализации программы лагеря «Путешествие по Охте»;
Линейка, открытие лагерной смены;
Знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря;
Оформление отрядных уголков, выбор названий, девиза, эмблемы, галстука для каждого отряда, подготовка творческой визитки отряда к торжественной линейке;
Формирование детских коллективов, формирование актива, выявление лидеров;
Создание и поддержание позитивного настроя в детском коллективе.
III этап: Основной (19 дней)
Реализация основной идеи смены;
Вовлечение детей в различные виды коллективно—творческих дел;
Работа кружков, спортивных секций;
Выездные мероприятия;
Работа с социальными партнерами и родителями воспитанников;
Проведение мероприятий силами воспитателей, юных вожатых и стажеров совместно с педагогами дополнительного образования, учителями иностранных языков и педагогами—организаторами школы.
IV этап: Заключительный (последний день работы лагеря)
Линейка, закрытие лагерной смены;
Вручение грамот и благодарностей;
Отчетный концерт, запуск воздушных змеев.
V этап: Аналитический (конец июня)
Подведение итогов работы;
Анализ отзывов о работе лагеря «Радуга» администрации, родителей и участников смены;
Оформление материалов смены, сдача отчетов.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ожидаемый результат от реализации программы «Путешествие по Охте» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»:
— Укрепление здоровья детей.
— Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
— Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта поведения в различных ситуациях.
— Создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
— Пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями.
— Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
— Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.
— Привитие навыков самообслуживания.
— Развитие чувства патриотизма.
— Воспитание уважение к родной природе и родному краю – Красногвардейскому району и городу Санкт-Петербурга.
Программа «Путешествие по Охте» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» раскрывает ответ на вопрос «Что ожидают дети от пребывания в летнем лагере?» (рисунок 1).
Рисунок 1 — Ответ на вопрос
«Что ожидают дети от пребывания в летнем лагере?»
Результат от реализации программы «Путешествие по Охте» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» оценивается по следующим направлениям:
— Выявление мнения детей о качестве конкретного мероприятия, дела, о работе лагеря (беседы, анкетирование, шкала настроения, Ларец откровений).
— Наличие потребности в приобретении экологически — краеведческих знаний, ориентация на их практическое применение.
— Физическое развитие и оздоровление детей через спортивно — игровую деятельность.
— Приобретение новых знаний, умений и навыков в основных областях творческой деятельности (труд, спорт, учение, общение).
— Формирование способностей детей эффективно общаться и работать в коллективе.
— Отражение деятельности отрядов осуществляется через отрядные уголки, анкетирование, интервью, итоговые сборы отрядов.
— Награждение за активное участие в мероприятиях.
Успешная реализация программы «Путешествие по Охте» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» невозможна без взаимодействия с социальными партнерами (рисунок 2).
Рисунок 2 — Возможные социальные партнеры для летнего лагеря
с дневным пребыванием детей «Радуга»
При реализации программы «Путешествие по Охте» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» планируется сотрудничество с большим количеством социальных партнеров.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Чтобы оценить эффективность программы «Путешествие по Охте» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» с воспитанниками лагеря необходимо проводить постоянный мониторинг и промежуточные анкетирования. Каждый день воспитанникам необходимо заполнять экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми (таблица 1).
Таблица 1 — Экран настроения
№ п/п |
Фамилия и имя воспитанника |
1.06.2017 |
… |
30.06.2017 |
|
1 |
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
Условные обозначения «Цветопись» для экрана настроения» |
|||||
Восторг |
|||||
Радость, веселье |
|||||
Светлое, приятное чувство |
|||||
Спокойствие |
|||||
Грустное, неуверенное |
|||||
Тревога, напряжение |
|||||
Упадок сил, уныние |
|||||
Страх |
Дополнительно для анализа эффективности программы «Путешествие по Охте» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» необходимо организовать «Ларец откровений». Он служит для того, чтобы получить от детей отзывы о проведенных мероприятиях и жизни в лагере. «Ларец откровений» должен постоянно находиться на территории лагеря на самом видном месте, чтобы сделать запись мог каждый желающий.
Для анализа эффективности реализации программы «Хранители» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» необходимо провести анкетирование среди детей. Причем, анкетирование необходимо провести дважды: в начале смены и в конце (таблица 2 и 3).
Таблица 2 — Анкета для детей (начало смены)
1. |
Как тебя зовут? |
|
2. |
Какой ТЫ? (напиши прилагательные, которые тебя характеризуют) |
|
3. |
Чем ты увлекаешься в свободное время? |
|
4. |
Был ли ты в нашем лагере в 2015 году, когда мы искали клад Капитана Джека Воробья? Какое мероприятие запомнилось тебе больше всего? |
|
5. |
Был ли ты в нашем лагере в 2016 году, когда мы путешествовали по Реке Времени? Какое мероприятие запомнилось тебе больше всего? |
|
6. |
Какие у тебя ожидания от этой смены? |
|
7. |
Продолжи фразу: «Я пришел в лагерь, чтобы…» |
|
Таблица 2 — Анкета для детей (конец смены)
Дорогой Друг! Предлагаем тебе заполнить эту анкету. В ней 13 вопросов и варианты ответов. Внимательно прочитай и отметь один вариант ответа (вариант, наиболее тебе близкий) к каждому вопросу. Анкетирование анонимное, твои данные в анкете указывать не надо. Наше отношение к тебе не зависит от того, как ты ответишь на вопросы. Результаты данного анкетирования будут использованы для подготовки рекомендаций (корректирующих и предупредительных мер), направленных на улучшение организации оздоровительного отдыха, поэтому просьба отнестись к анкетированию со вниманием. |
||
|
Твой возраст? |
6,5—11 лет 9—12 лет 13—16 лет 17—18 лет |
2. |
Частота пребывания в лагере? |
первые отдыхаю в лагере второй или третий раз отдыхаю в лагере более трех раз
|
3. |
Понравилось ли тебе отдыхать в этом лагере? |
очень понравилось понравилось не понравилось совсем не понравилось |
4. |
Что больше всего тебя расстроило в лагере (напугало)? |
конфликты с другими детьми конфликты с воспитателями неинтересная программа лагеря бытовые условия в лагере ничего не расстроило свой ответ (указать) |
5. |
Чего ты ожидал от лагерной смены? |
возможности проявить себя приятного времяпровождения интересных экскурсий встреч с интересными людьми зрелищности и веселья узнать что—то новое ничего свой ответ (указать) |
6. |
Насколько оправдались твои ожидания? |
оправдались полностью, все было здорово могло быть и лучше программа была скучной и неинтересной мне запомнились только некоторые дни и мероприятия |
7. |
Кем ты был в течение смены? |
заинтересованным зрителем. активным участником всех дел пассивным наблюдателем отстраненным участником лидером |
8. |
Чему ты научился в лагере? Что было самым значимым? |
(указать) |
9. |
Считаешь, что в лагере безопасно, потому что? |
территория хорошо охраняется врач постоянно следит за нашим здоровьем нас научили действовать в случае пожара или других опасных ситуациях свой ответ (указать)
|
10. |
Считаешь ли, что в лагере следят за твоим здоровьем? |
врач помог, когда я обратился врач каждый день интересовался здоровьем был медосмотр в первый день врача не было
|
11. |
Доволен ли ты питанием в столовой? |
порция была достаточная, еда очень вкусная порция очень большая, еда всегда оставалась маленькая порция еды, преследовало чвство голода еда не вкусная не наедался, так как порция маленькая |
12. |
Что из бытовых условий тебе не понравилось? |
туалет игровая комната отрядная комната свой ответ (указать) |
13. |
Хотел бы ты еще раз отдохнуть в этом лагере? |
да, очень не очень нет не знаю |
РЕЖИМ ДНЯ
О том, что такое режим дня в лагере, знает каждый ребенок, который хотя бы раз бывал на таком отдыхе. Это некий перечень необходимых действий, которые дети должны выполнять ежедневно и без каких-либо отклонений. Однако это не значит, что режим представляет собой полный детализированный перечень дел. Он дает направление, «рассказывает», что именно надо делать в данный момент, а вот как – это уже элемент творчества и свободы каждого отдельно взятого ребенка. Стоит сказать о том, что режим дня в загородном лагере и лагере городском отличается. Схожие элементы, конечно же, имеются, но из-за ограниченного времени пребывания на протяжении суток в городском лагере режим дня будет несколько иным. Однако и там, и там будет время для еды, игр и отдыха, а также для творческой или трудовой деятельности.
День в ГЛОЛ «Радуга» начинается с приема детей, что происходит чаще всего в районе 8 часов утра. Далее обязательно проследует зарядка – важный элемент воспитания каждого ребенка. Потом – завтрак. Либо до завтрака, либо после может быть проведена линейка, где должны обсуждаться и планироваться дела детей на день. Далее следует творческое время, когда дети занимаются чем-то интересным или полезным. Возможны экскурсии, походы. В час дня наступает обед, после него – подготовка ко сну и тихий час. Следующий этап дня: подвижные игры на свежем воздухе (возможно, соревнования или турниры). Далее последует уход ребят домой, чаще всего это происходит в период с 17-00 до 18-00.
08.00—08.30 |
Открытие лагеря |
08.30—09.00 |
Зарядка. |
09.00—09.15 |
Утренняя линейка. |
09.15—09.30 |
Подготовка к завтраку. |
09.30—10.00 |
Завтрак. |
10.00—13.30 |
Работа по плану отрядов, работа кружков и секций, экскурсии, прогулки. |
13.30—14.00 |
Обед. |
14.00—15.00 |
Тихий час. |
15.00—15.30 |
Полдник. |
15.30—18.00 |
Работа по плану отрядов, работа кружков и секций, экскурсии, прогулки, проекты, концерты, игры. |
18.00 |
Уход детей домой, анализ дня |
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
Основная идея программы заключается в том, что по итогу смены дети узнаю много интересного и нового о Красногвардейским районе города Санкт-Петербурга. О знаменитых личностях, которые были связаны с Красногвардейским районом.
Итоговым продуктом будет «Интерактивная карта Красногвардейского района», на которой воспитанниками будут отмечены все основные достопримечательности района, которые они изучили за смену.
Также планируется создать альбом рисунков достопримечательностей Красногвардейского района.
В основу работы планируется использовать материал с Сайта «Интерактивная карта Красногвардейского района» - http://krasnakarta.ru/
План работы с социальными партнерами
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
|
|
|
1 июня |
2 июня |
|
|
|
Театрализованная игровая программа «Клоуны смеются» (11:00) |
|
5 июня |
6 июня |
7 июня |
8 июня |
9 июня |
(экскурсия) Детский экологический центр ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» - 11:00 – 2 отряда - 12:00 – 2 отряда |
Спектакль «Сказки Пушкина» (15:00) |
(экскурсия) Детский экологический центр ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» - 11:00 – 1 отряд + вожатые |
|
Интерактивная программа «День Санкт-Петербурга. Петр I и Екатерина» (10:00 и 11:00) |
12 июня |
13 июня |
14 июня |
15 июня |
16 июня |
выходной |
Тесла Шоу (с 10:00 по отрядам) |
ЭКСКУРСИЯ РКТК 10-30 |
Спектакль «Моя планета – мой дом родной» (10:00 и 11:00) |
ЭКСКУРСИЯ РКТК 10-30 |
19 июня |
20 июня |
21 июня |
22 июня |
23 июня |
Научная программа «Шоу с жидким азотом» (10:00 и 11:00) |
|
|
|
|
26 июня |
27 июня |
28 июня |
29 июня |
30 июня |
Спектакль «Уроки безопасности с Красной Шапочкой» (10:00 и 11:00) |
|
|
Спектакль «Искатели приключений» (11:00) |
|
План работы кружка «Волшебный мир бумаги»
В городском летнем оздоровительном лагере с дневным пребывание детей «Радуга»
На базе ГБОУ СОШ 191 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Руководитель кружка: Григорян Сусанна Михайловна
Цель – создание благоприятных условий для полноценного летнего отдыха детей; развития творческих способностей.
Задачи:
1.Развивающие:
1.1. Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности каждого ребёнка.
1.2. Развитие творческих способностей учащихся, формирование
навыков исследовательской работы, создание возможностей для реализации творческого потенциала, творческого мышления.
Занятия кружка
|
План работы при условии хорошей погоды (мероприятия на улице) |
План работы при условии плохой погоды (мероприятия в помещении) |
1 неделя |
Квиллинг |
Квиллинг |
2 неделя |
Аппликация |
Аппликация |
3 неделя |
Оригами |
Оригами |
4 неделя |
Торцевание |
Торцевание |
Необходимые ресурсы: бумага (цветная бумага, цветной картон, гофрированная бумага), квиллинг полоски и квиллинг инструмент (можно зубочистки), клей ПВА жидкий, линейка, карандаш, ножницы, хорошее творческое настроение.
«Продукт» кружка – создание разных поделок из бумаги, творческие выставки.
Сценарий открытого мероприятия
Мастер класс по созданию открытки в технике квиллинг.
Название открытого мероприятия: подарочная открытка.
Цель проведения: развитие творческих способностей.
План проведения:
Создание шаблона открытки.
Приготовление элементов цветка в технике квиллинг.
Оформление открытки.
Необходимые материальные ресурсы: цветной картон, цветная бумага, квиллинг полоски и квиллинг инструмент (можно зубочистки), клей ПВА жидкий, ножницы.
Анкета для родителей
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________________
Адрес, индекс, домашний телефон: _____________________________________________________________________________
Тел. для экстренной связи _____________________________________________________________________________
Сведения о родителях (ФИО, раб. тел.):
Мать_________________________________________________________________________
Отец_________________________________________________________________________
Близкие родственники__________________________________________________________
Посещал ли ребенок наш лагерь в 2015 году: да, нет (подчеркнуть).
Посещал ли ребенок наш лагерь в 2016 году: да, нет (подчеркнуть).
Отметьте черты характера, присущие Вашему ребенку: замкнутый, общительный, самостоятельный, любознательный, обидчивый, ответственный _____________________________________________________________________________
В незнакомой обстановке ребенок: чувствует себя уверенным, робким, плохо привыкает, другое: ______________________________________________________________________________
Представляет ли общение со сверстниками трудности: да, нет, не всегда ___________________ __________________________________________________________
В коллективе предпочитает скорее быть лидером, чем исполнителем: да, нет, не всегда.__________________________________________________________________________
Какую деятельность среди сверстников ребенок предпочитает: активную, уединенную, спокойную__________________________________________________________________________
Имеет склонность к занятиям: спорт, танцы, пение, рисование, техника, другое____________ ______________________________________________________________
14. Возникает ли у вашего ребенка аллергия на пищу, лекарства, растения: нет, да (на что): _________________________________________________________________________
15. Какие из продуктов Ваш ребенок не любит______________________________________
16. Особенности сна:
привык к дневному сну: да, нет;
17. Развиты ли у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены: да, нет.
18. Какая помощь нужна со стороны взрослых_____________________________________
_____________________________________________________________________________
21. Что еще Вы хотели бы добавить о своем ребенке?________________________________
22. Ваши пожелания____________________________________________________________
Дата заполнения
Подпись
УЧЕБНО—МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М., 2003.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. / М.: Педагогическое общество России, 2004. — 224 с.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС—2. Коллективно—творческие дела. Интересные встречи. Песни. Аттракционы. Развлечения. Игры. Соревнования. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. / М.: Педагогическое общество России, 2004. — 96 с.
Григоренко Ю.Н. КИПАРИС—3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. / М.: Педагогическое общество России, 2005. — 160 с.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А.КИПАРИС—4. Здравствуй, наш лагерь! Учебно—практическое пособие для воспитателей и вожатых. / М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.
Лебедева И.В. Занимательные игры для детей. — М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов—на—Дону: Издательский центр «МарТ», 2004. — 128 с. («Копилка советов»).
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8—11 классы). — М.: ВАКО, 2006
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ
Авторская разработка — https://sites.google.com/site/komanda191/
Авторская разработка - Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Улыбка», Костромина Г.Д., 2014 год
Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. / М.: Новая школа, 1994. (М.: МЦ «Вариант», 2002. — 224 с.)
Горизонты лета: Программы тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков / Под ред. А.В. Волохова. М., 1997.
Горохова Е.В. хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое самоуправление», Н. Новгород, 2000 г.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективно—творческих дел. — М., 1989
Игротека «Лидер 21 века». — Н.Новгород, 2006
Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. — М. Педагогическое общество России, 2004.
Кинчер Дж. Книга о тебе.: 40 тестов самоисследований. Спб, 1996.
Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом. — ж—л. «Классный руководитель» №4, 2006.
Конвенции ООН о правах ребёнка, принята от 20 ноября 1989 г.
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
Корепанова Т.А. Поверь в себя! (тренинг уверенности в себе)// Досуг в школе. — 2005 — № 12 — с.З — 17.
Леванова Е.А. КИПАРИС—5. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. / М.: Педагогическое общество России, 2003. — 176 с.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. — М., 1986.
Маленкова Л.И. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.
Программа центра подготовки вожатых «Перспектива». — Башкирский государственный педагогический университет, Уфа, 2000.
Пружинская В.Б., Фёдорова Л.Ф. Вожатому летнего оздоровительного лагеря. Сыктывкар, 2001г.
Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах (Текст): методическое пособие / М.И. Рожков — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.
Сопер П.Л. Основы искусства речи. — М: Прогресс — Академия, 1992.
Статья «Коллективно—творческая деятельность в школе»// «Воспитание школьника».—2002.—№10; 2003.—№2.
Степанов С.Е. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания: методические рекомендации (Текст) / С.Е. Степанов, Л.М. Лузина.— М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002 г.
Титов С.В. Ура, каникулы! Библиотека вожатого. / М.: ТЦ «Сфера», 2004. 160 с.
Трушкин А.Г., Пивнен П.П., Абраухова В.В. Творчество в детском оздоровительном лагере. Книга для воспитателей и педагогов. / Ростов—на—Дону: Феникс, 2002. — 320 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273—ФЗ.
Филлипова Н.В. Оргсбор как школа самоорганизации. — Уфа, 2003.
Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: диссертация доктора педагогических наук: Ярославль, 2001 340 c.: 71 01—13/175—3
Щуркова Н.Е. За гранью урока. — М., 2004.