Программа летнего оздоровительного лагеря «Школьный пул» (5–7 классы)
МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждаю:
Директор: ___________
(Чалова Л. Г.)
«___»________ 2015 г.
«Школьный» пул
Отряд лагеря дневного пребывания с двухразовым питанием, организованный образовательной организацией
количество детей – 15 человек, возраст 11 – 15 лет
Сроки реализации: 1 июня – 25 июня (18 дней)
Автор программы: Томилова Надежда
Анатольевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
с. Карагай, 2015 г.
Пояснительная записка
Лето – это пора каникул, время, когда детям необходимо реализовать свою двигательную активность, недостаток которой накапливается за время учебного года.
Летние каникулы составляют значительную часть объема свободного времени школьников и являются наиболее благоприятным периодом для организации досуга детей, укрепления их физического, психологического и «творческого» здоровья. Летом дети растут, становятся лучше. Надо только помочь им в этом. Заниматься творчеством летом более интересно, чем в учебное время, т. к. нет забот по поводу отметок или домашних заданий, можно фантазировать, придумывать и создавать.
На сегодняшний день в организации информационного пространства МБОУ «Карагайская СОШ № 2» обучающиеся школы практически не принимают участие. Многие интересные мероприятия, проходящие в школе, не освещаются средствами массовой информации, т. к. нет эффективного информационного центра из-за отсутствия кадрового и временного ресурса. Единственный источник информации о школьных делах – это сайт школы.
Отрядная газета – это реальный продукт, который способны сделать дети любого возраста под руководством педагога. В рамках общего дела раскрываются творческие способности детей. Каждый выпуск газеты – это мини-проект, а метод проекта на сегодняшний день эффективный способ развития УУД, что в свете ФГОС второго поколения является особо актуальным.
Отряд называется «Школьный пул», вся его деятельность, учитывая возрастные особенности среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно -ролевую игру, как ведущий тип деятельности.
Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все - участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Программа ориентирована на творческий отдых ребят, который поможет улучшить творческие навыки, вызовет интерес к развитию новых способностей и талантов, ведь проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная в современном образовании.
Понятийный аппарат программы
Школьный «пул» - понятие – производное от «кремлёвского пула» (группа журналистов, освещающих в СМИ деятельность Президента РФ), клуб – журналистов школьной газеты, освещающих жизнь школы.
Информационное пространство школы – это все СМИ, которые освещают школьную жизнь.
Сюжетно-ролевая игра - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Организационно-деятельностная игра - одна из игровых форм, направленных на проектирование и создание новых типов организации коллективной мыследеятельности.
Диагностическая игра - это та же деловая игра, но применяемая конкретно для диагностики.
Рефлексивная игра - Обоюдные действия двух или более участников, направленные на взаимную рефлексию личностных особенностей, отношений, мотивов и т.п.
Образовательное путешествие – это детская образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания ребенком окружающего мира.
Краткая характеристика участников программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 11 – 15 лет, не зависимо от их социального положения и статуса. Количество детей – не менее 15 человек.
Педагогическая идея
Страницы школьной газеты могут рассказать о многом. Героями статей могут стать не только обучающиеся, но и учителя, а также родители. Наибольший интерес составляют создатели газеты, ведь они выбирают то, о чём написать на её страницах. Кроме этого, школьная газета - это источник информации, который станет основой для пополнения виртуального музея школы.
Целевой блок
Цель – вовлечение обучающихся в деятельность журналистов через написание статей и создание общелагерной газеты.
Задачи программы:
Познакомить обучающихся с деятельностью работников редакции газеты «Приобвинский край»
Организовать знакомство обучающихся с деятельностью других «школьных пулов» на территории Карагайского муниципального района
Обучить основам написания статьи для газеты
Осуществить первый выпуск общелагерной газеты
Написать статью о первой смене лагеря в газету «Приобвинский край»
Подготовить электронный вариант общелагерной газеты для сайта школы
Предполагаемые результаты
Образовательный: участники реализации программы получат навык журналистской работы, познакомятся с основными этапами создания газеты, программа будет поспособствовать раскрытию творческого потенциала каждого участника программы в разных видах деятельности (литературное творчество, фотография, художественное творчество).
Личностный: участники познакомятся с журналистской этикой, начнут осваивать гуманистические традиции современного общества, осознают значение личного выбора и доведения общего дела до логического завершения. Программа направлена на развитие таких качеств, как взаимоответственность, уважение и толерантность к окружающим.
Дальнейшее развитие программы
Выпуск школьной газеты может носить периодический характер, что позволит продолжить работу и в период учебного года. В этом и заключается новизна программы. Отряд в будущем может стать информационным центром школы и освещать всю школьную жизнь на страницах своей газеты, помогать пополнять школьный сайт, освещать мероприятия школы в районной газете «Приобвинский край».
Критерии и способы оценки качества реализации программы
1.Уровень достижения заявляемых в программе результатов.
100% уровень заявляемых в программе результатов.
2. Уровень удовлетворенности детей от участия в программе.
Диагностические мероприятия включают:
Диагностические игры (для изучения интеллектуальных, творческих, лидерских способностей детей)
Индивидуальная карта успеха
Рефлексивные игры
3. Качество организуемой деятельности.
Содержание и средства реализации программы
Направление деятельности
Социально – педагогическое
1 этап реализации программы – Организационный |
||||
1. |
Открытие лагерной смены Подвижные игры на свежем воздухе Диагностические игры на выявление степени организованности детского коллектива Игры на сплочение |
1 день |
Начальник лагеря, педагог-организатор, музыкальный руководитель, физрук, воспитатель отряда |
|
2. |
Сюжетно – ролевая игра «В мире журналистских профессий» Диагностические игры на выявление лидеров и формирование команд Знакомство с картой успеха |
2 день |
Воспитатель отряда |
|
3. |
Посещение редакции газеты «Приобвинский край» Кружковая работа Подвижные игры на свежем воздухе Игры на сплочение |
3 день |
Педагог-организатор, музыкальный руководитель, физрук, воспитатель отряда |
|
4 |
Сюжетно – ролевая игра «Пробы пера» (подготовка фоторепортажа об одном дне из жизни лагеря) Кружковая работа Подвижные игры на свежем воздухе |
4 день |
Педагог-организатор, музыкальный руководитель, физрук, воспитатель отряда |
|
5 |
Образовательное путешествие в МБОУ «Менделеевкая СОШ» - знакомство с работой информационного центра Игры на сплочение Подвижные игры на свежем воздухе |
5 день |
Физрук, воспитатель отряда |
|
2 этап реализации программы – Сбор материала |
||||
6. |
Сюжетно – ролевая игра «Я беру интервью» Посещение бассейна Подвижные игры на свежем воздухе |
6 день |
Воспитатель отряда, физрук |
|
7. |
Организационно - деятельностная игра «Я репортёр!» (выход в отряды, опросы, интервью, фотокорреспонденция) Кружковая работа Подвижные игры на свежем воздухе |
7 день |
Педагог-организатор, музыкальный руководитель, , воспитатель отряда |
|
8. |
Организационно - деятельностная игра «Я репортёр!» (выход в отряды, опросы, интервью, фотокорреспонденция) Кружковая работа Подвижные игры на свежем воздухе |
8 день |
Педагог-организатор, музыкальный руководитель, физрук, воспитатель отряда |
|
9. |
Посещение редакции газеты «Приобвинский край», типографии. Кружковая работа Подвижные игры на свежем воздухе |
9 день |
Педагог-организатор, музыкальный руководитель, физрук, воспитатель отряда |
|
10. |
Творческая мастерская «Моя газета» Кружковая работа Подвижные игры на спортплощадке |
10 день |
Педагог-организатор, музыкальный руководитель, физрук, воспитатель отряда |
|
3 этап реализации программы – Обобщающий |
||||
11. |
Сюжетно – ролевая игра «Я редактор!» (анализ информации, отбор самой интересной) Кружковая работа Подвижные игры на свежем воздухе |
11 день |
Педагог-организатор, музыкальный руководитель, физрук, воспитатель отряда |
|
12 |
Сюжетно – ролевая игра «Я редактор!» (выпуск газеты) Подвижные игры на свежем воздухе |
12 день |
Педагог-организатор, музыкальный руководитель, физрук, воспитатель отряда |
|
13 |
Сюжетно – ролевая игра «Я редактор!» (оформление общелагерного стенда) Подготовка анкет и опросных листов Подвижные игры на свежем воздухе |
13 день |
Педагог-организатор, музыкальный руководитель, физрук, воспитатель отряда |
|
4 этап реализации программы – Заключительный |
||||
14 |
Акция «Общелагерная газета – прочитай о себе!» (анкетирование и опрос участников смены) Посещение бассейна |
14 день |
Педагог-организатор, музыкальный руководитель, физрук, воспитатель отряда |
|
15 |
Диагностические игры на выявление степени организованности детского коллектива Рефлексивная игра «Мой первый успех» Подвижные игры на свежем воздухе |
15 день |
Педагог-организатор, музыкальный руководитель, физрук, воспитатель отряда |
|
16 |
Образовательное путешествие на экскурсию в «Каменный город» |
16 день |
Воспитатель отряда, медицинский работник |
|
17 |
Сюжетно – ролевая игра «Лучшие из лучших»» (коллективное написание статьи в газету «Приобвинский край») Кружковая работа Подвижные игры на свежем воздухе |
17 день |
Педагог-организатор, музыкальный руководитель, физрук, воспитатель отряда |
|
18 |
Диагностические игры на выявление степени удовлетворённости участников отряда Закрытие лагеря Тематическая дискотека |
18 день |
Начальник лагеря, педагог-организатор, музыкальный руководитель, физрук, воспитатель отряда |
Ожидаемые результаты деятельности отряда
Организован полноценный отдых 15 обучающихся.
Проведено: 5 сюжетно – ролевых игр, 1 организационно – деятельностная игра, 1 рефлексивная игра, ряд диагностических игр, 1 творческая мастерская, 1 общелагерная акция.
Организованы: 2 экскурсии в редакцию газеты «Приобвинский край», 2 образовательных путешествия, 2 поездки в бассейн.
Осуществлён один выпуск общелагерной газеты, написана статья в газету «Приобвинский край» о первой смене лагеря.
Кадровое обеспечение программы
Партнёрами реализации программы выступят:
Редакция газеты «Приобвинский край» - экскурсия
МБОУ «Менделеевкая СОШ» - обмен опытом
Центральная районная больница - оздоровление через посещение спелеокамеры, процедурного кабинета.
Центральная детская библиотека - посещение библиотечных часов, мероприятий, экскурсий.
Кинотеатр «Юбилейный» - просмотр фильмов и мультфильмов.
Центр досуга и культуры - участие в совместных фестивалях, праздниках, конкурсах, тематических программах
Кадровое обеспечение:
Начальник лагеря - 1
Воспитатель – 1
Медицинская сестра – 1
Педагог-организатор – 1
Педагоги дополнительного образования - 4
Уборщицы служебных помещений – 2
Заведующая столовой – 1
Повара – 4
Работник кухни – 2
Приложения
Приложение 1
КАРТА УСПЕХА отслеживает участие детей в мероприятиях лагеря в виде зачетной книжки. В конце смены подводится итог, выявляется самый активный, творческий, спортивный, любознательный участник отряда.
ДНИ |
Общелагерное дело, |
Спортивно-оздоровительное |
Работа в отряде |
1 ДЕНЬ |
|
|
|
2 ДЕНЬ |
|
|
|
3 ДЕНЬ |
|
|
|
4 ДЕНЬ |
|
|
|
5 ДЕНЬ |
|||
6 ДЕНЬ |
|||
7 ДЕНЬ |
Критерии оценки:
Общелагерное дело, КТД:
подготовка и проведение - 5 баллов;
участие – 3 балла.
Спортивно – оздоровительное дело:
подготовка и проведение - 5 баллов;
участие – 3 балла.
Работа в отряде:
Пассивный – 0 баллов
Активный участник – 2 балла
Знаток, умелец – 3 балла
Инициатор – 4 балла
Организатор – 5 баллов
Дети, набравшие больше всего баллов, получают звание «Лучший в отряде».
Наталья Игоревна
Томилова Надежда Анатольевна
Marina