Программа летнего оздоровительного лагеря «Сказочный мир Белозерья»
Отдел образования администрации муниципального образования "Новоспасский район"
МБУ Новоспасский детский оздоровительный лагерь «Родник»
Утверждаю ______________
директор ДОЛ «Родник»
Плясунов И.Н.
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
«РОДНИК»
СМЕНА 3 (1.08. – 21.08.2016г.)
Программу составила:
начальник смены
Нинашева Римма Таминдаровна
Информационная карта программы
Название программы |
«Сказочный мир Белозерья» |
Место реализации программы |
МБУ Новоспасский детский оздоровительный лагерь «Родник» |
Адрес учреждения |
Ульяновская область Николаевский район, пос. Белое Озеро |
Руководитель МБУ |
Плясунов И.Н. |
Составитель |
Начальник смены Нинашева Римма Таминдаровна |
Продолжительность |
21 день |
Время реализации |
1 августа – 21 августа |
Количество детей |
130 человек |
Возраст |
8-15 лет |
Цель |
Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей, развитие у детей фантазии, интереса к сказкам и кинофильмам, расширению кругозора. |
Задачи |
- Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом; - Развитие творческих способностей; - Воспитание культуры поведения; - Формирование у ребят навыков общения и толерантности; - Привитие навыков здорового образа жизни. |
Форма организации лагеря |
4 отряда |
Полное название лагеря:
Детский оздоровительный лагерь «Родник»
Тип лагеря:
Стационарный загородный оздоровительный лагерь
Участники программы:
Дети в возрасте от 8 до 15 лет
Сроки реализации программы:
Программа реализуется в летний период с 1 августа – 21 августа (смена – 21 день)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
При создании программы летнего лагеря мы исходили из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований, которые мы и приводим:
Летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.
Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников.
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность по поддержке талантливых детей, способствующую развитию творческих способностей, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены - 21 день.
Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 8–15 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в отрядах по 30-35 человек.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов и нормативно правовых актов:
* Конвенция ООН о правах ребенка, 1991 г.
* Конституция РФ
* Закон РФ «Об образовании»;
* Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990 г.
* Положение об оздоровительном лагере.
* Правила внутреннего распорядка лагеря
* Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
* Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере.
* Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
* Приказы Управления образования.
* Должностные инструкции работников.
* Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
* Заявления от родителей.
* Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
* Акт приемки лагеря.
* Планы работы.
Главная идея создания летнего лагеря – предоставить возможность каждому ребенку проявить свои творческие организаторские способности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками, укрепить свое здоровье после напряженного учебного года.2016 год объявлен в России Годом российского кино. Соответствующий указ подписал Президент Владимир Путин. В документе говорится, что Год кино будет проведен с целью "…привлечения внимания общества к вопросам развития кинематографии, сохранения наследия и роли российского кино во всем мире". В программу включены просмотры советских и российских фильмов, история возникновения кино, ребята будут пробовать себя в качестве постановщиков, актеров, режиссеров при создании отрядных фильмов.
2016 год - год 71-ой годовщины Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
В программу включены мероприятия, посвященные памятным дням Великой отечественной войны.
Ульяновская область – область многонациональная - поэтому планируется провести фестиваль народов Поволжья. Каждый отряд представит малый народ, проживающий на территории Ульяновской области
Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения в жизнедеятельность загородного лагеря.
Задачи программы:
Организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего – активного общения с природой.
Привлечение к активным формам деятельности учащихся группы риска.
Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях. С целью организации летнего отдыха детей на базе детского оздоровительного лагеря «Родник» организуется детская оздоровительная площадка с круглосуточным пребыванием детей. Возраст детей от 8 до 14 лет. Продолжительность смен по 21 и 10 дней. Планируется, что летний лагерь будут посещать дети из семей с малым достатком, а также дети из неблагополучных семей.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
Проблема летней занятости детей;
Укрепление здоровья учащимися.
При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе образования:
Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
Принцип творческого отношения к делу;
Принцип добровольности участия в делах;
Принцип учета возрастных особенностей детей;
Принцип доступности выбранных форм работы
Легенда
В тридевятом царстве в тридевятом государстве среди густого леса, свежего воздуха, красивых трав и цветов раскинулось озеро. С виду обычное ничем не приметное, но кто видел это озеро утром, не скажет, что оно обычное, утром озеро белое, белое… поэтому местные жители назвали его «Белым». В сосновом бору, рядом с озером находилось красивое сказочное государство - «Сказочный мир Белозерья». Жили в нем не тужили мирные жители. Но однажды злой колдун отобрал у жителей Добро, Вежливость и Дружбу, положил их в сундуки и запер. Плохо стало жить жителям мирного государства, как им обходиться без дружбы, вежливости и доброты. Поэтому мы отправляемся в путешествие за ключами от сундуков, чтобы сразиться с колдуном и открыть сундуки и вернуть жителям Добро, Вежливость и Дружбу. А понадобятся нам смелость, смекалка, артистизм трудолюбие и находчивость. В добрый путь!
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовительный (определение первоначального состояния деятельности лагеря).
Диагностический (определение роли, склонностей, способностей детей)
-
Создание коллектива воспитателей и вожатых
Ознакомление с программой
Учеба воспитателей, вожатых
Подготовка сценариев, оформление иллюстрированных материалов
Запуск игры
Проведение диагностики (анкетирование, опрос)
Проведение мероприятий (занятий, конкурсов)
Практический:
Деление на блоки
Реализация программы лагеря
Участие в конкурсах программ
Работа инициативной группы
Формирование команд для участия в мероприятиях
Выпуск газеты
Вручение символики
Итоговый
Подведение итогов реализации программы
Анализ реализации программы, корректировка
Итоги диагностики
Администрация лагеря начинает работу задолго до открытия лагеря. Это время называют подготовительным периодом лагерной смены, который может начаться за полгода до смены и завершиться приемом детей в отряд. В это время приводится в порядок территория лагеря и документация, а также решаются вопросы подготовки сотрудников.
составляется примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей
подготавливается материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками, воздушные шарики и т.д.)
Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и заключительный.
Организационный период длится первые 3 дня. В этот период происходит знакомство детей между собой, с воспитателями и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе («лидер», «исполнитель», «художник», «креативщик», «критик» и т.д.). Организационный период - это очень трудное время и для детей, и для воспитателей. В первые дни перед воспитателем стоит несколько задач:
-
познакомиться с отрядом (запомнить каждого ребенка по имени, узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы).
перезнакомить детей между собой, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда).
создать уютную атмосферу (красиво оформить отряды), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику - название, девиз, песня, эмблема, создать отрядный уголок)
включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены)
создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).
2. Основной период характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к воспитателям и их требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.
В основной период задачами вожатого становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам- лидерам.
На середину лагерной смены приходится второй пик трудности — «пик привыкания» (примерно 12-13 день). В данной обстановке часто возникают конфликты между детьми. Для преодоления пика привыкания (на 13 — 14 день) провести такое мероприятие, которое бы встряхнуло ребят, полностью поменяло окружающую обстановку, явилось бы крупной «авантюрой». Например, «Украденный полдник», «Праздник нечистой силы», «Зарница». Данные мероприятия продумываются заранее и готовятся либо вообще без участия детей данного отряда («Украденный полдник»), либо, наоборот, полностью задействуя их в подготовке (поход). Самое главное «перевернуть все с ног на голову».
Заключительный период начинается за три дня до конца смены. Это время подготовки к закрытию лагерной смены, подведения итогов и самых ярких, запоминающихся событий.
Провести генеральную уборку помещений.
Основное назначение деятельности заключается в организации единой образовательной среды развития личности ребенка, приобретение им необходимых знаний, умений, навыков, жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.
Программа реализуется в течение 21 дня, представляет собой оздоровительную экологическую смену профильного лагеря, воспитательно-оздоровительный процесс которой включает два блока: экологический и оздоровительный, интеллектуально – развивающий, спортивный, патриотический.
БЛОКИ ПРОГРАММ СМЕН
Оздоровительный:
- утренняя гимнастика;
- рациональное сбалансированное питание;
- режим дня, дневной сон;
- закаливание, купание, солнечно-воздушные ванны;
- спортивные мероприятия.
Интеллектуально-развивающий:
- игры, беседы, ток-шоу, концертно-развлекательные программы,
- работа творческих кружков по интересам;
- встречи с интересными людьми;
- встречи с музыкальными и хореографическими коллективами, просмотр российских фильмов
Данное направление является обязательным в программе. Формы работы способствуют развитию интереса к интеллектуально- творческой деятельности, основных познавательных процессов, привитию навыков самостоятельной работы, расширению интеллектуального пространства в городе.
Спортивный:
- футбол, пионербол, волейбол, теннис;
- спартакиады, товарищеские встречи;
- эстафеты, весёлые старты;
- плавание, игры на воде.
Экологический:
- изучение особенностей края;
- бережное отношение к природе, лесу, воде;
- трудовые десанты;
- зелёный патруль;
- экологические игры на местности.
Патриотический:
- уважение к российской символике - гимну, флагу, культуре и традициям своей страны;
- уважение к ветеранам войны и труда;
- проведение «военных дней».
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
- тематические игры внутри отряда - «Во поле берёзка стояла…», посвящена дню рождения района, «Память на все года», игра-конкурс по городам-героям, викторины о Великой Отечественной войне;
- конкурс рисунков на патриотическую тему;
- День Независимости России;
- День Российского флага.
Создание условий для оздоровительного режима
Необходимость определенного распорядка дня основана на принципе биоритмии. Для наиболее эффективного оздоровительного режима в повседневной жизни ребенка реализуется следующая триада:
достаточная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений;
достаточные умственные нагрузки;
превалирование положительных эмоций.
В режиме повторяются следующие моменты: время приема пищи (4-х разовое), общая длительность пребывания ребят на открытом воздухе при выполнении физических упражнений, минуток здоровья, экскурсий, прогулок, практических занятий. Все остальные компоненты режима варьируются.
Профилактическая работа и закаливание
Огромную роль в оздоровлении играют природные и климатические факторы, которые способствуют закаливанию детей, повышению устойчивости организма к различным заболеваниям.
Профилактические и закаливающие мероприятия:
дыхательная гимнастика – включена в упражнения утренней гимнастики;
купание – благоприятно сказывается на функциях физиологических систем, улучшают общее состояние организма, состав крови, усиливают обмен веществ, повышают защитные силы организма, эмоциональный тонус;
босохождение – кроме закаливающего воздействия, способствует профилактике плоскостопия.
Оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся с использованием естественных природных факторов (воздуха, солнца, воды), а также физкультурных и спортивных занятий. Все закаливающие мероприятия проводятся под руководством физвоспитателя.
В условиях реализации ФГОС с целью создания условий для расширения интеллектуальных и творческих способностей в течение лагерной смены будут работать кружки.
Название кружка |
Деятельность кружка |
Руководитель творческой мастерской |
«Волшебная кисточка» |
Кружок рисования по определенным темам |
|
«Город мастеров» |
Творческие проекты, поделки по мотивам сказок |
|
« Хрустальный башмачок » |
Создание танца |
|
« Музыкальный ключик » |
Разучивание песен |
|
« Юный скороход » |
Занятия различными видами спорта |
|
Театральный |
Создание театральных постановок |
|
Пресс-стена |
Анализирование прошедших дней и создание газеты племени |
Практическая воспитательная деятельность включает в себя:
Проектно- проблемный тип деятельности.
Проектно- ориентированная форма организации деятельности ребенка.
Развитие мотивации личности к познанию, приобретению жизненного опыта.
Организацию и проведение занятий в кружках.
Организацию и проведение совместных воспитательных мероприятий отрядов лагеря.
КЛЮЧ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Чётко спланированная работа;
2. Учёт и ориентация на возрастные особенности детей;
3. Индивидуальный подход к ребёнку;
4. Личностный подход к ребенку;
5. Первоначальное оформление отряда как коллектива единого и создание положительной эмоциональной атмосферы;
6. Чётко выработка имиджа отряда с названием, девизом, отрядной песней, уголком, творческим отчётом о лагерных делах.
Задачи для педагогов и сотрудников лагеря на смену
Физкультурный актив лагеря преобразуется в племена. В него войдут по одному представителю от каждого племени. Главная задача комитета – развитие спорта в своих отрядах: внутренние состязания, подготовка команд к соревнованиям, подача олимпийских заявок.
2. В каждом отряде назначается вожак команды.
3. Вожатые ежедневно ведут учет, какая команда получила больше медалей.
5. Вожатые проводят беседы о бережном отношении к природе, животным, окружающей среде. Каждые три дня выходит газета, подготовленная племенами во время деятельности кружка «пресс - стена»
6. Работа кружков направлена на отражение экологической и здоровьесберегающей темы. В конце смены провести выставку работ занимающихся.
Распорядок дня
Распорядок не пустяк, давайте будем жить ВОТ ТАК!
8.00-8.10 – подъем |
Рано солнышко встает – Спать ребятам не даёт. |
||
8.10-8.20 – зарядка |
Чтобы быть весь день в порядке, Надо сделать нам зарядку. |
||
8.20-8.30 – линейка, поднятие флага |
Поспешай, детвора, На линейку всем пора. |
||
8.30-9.00 – утренняя гигиена |
Мыло, щетка и вода, Наши лучшие друзья. |
||
9.00 – 9.30 – завтрак |
Каша, чай, кусочек сыра – Вкусно, сытно и красиво. |
||
9. 30 – 10.30 – трудовой десант |
Надо в порядок все привести, В корпусах убрать и пол подмести. |
||
10.30 – 11.30 –работа кружков, |
Кто-то любит танцевать, Кто-то петь и рисовать, |
||
11.30-12.30- пляж, спортивные игры |
Лишь заслышав звон игры, не откладывай – беги. Можно прыгать, играть и здоровье поправлять! |
||
12.30-13.00 – отрядное дело |
Лучше отряда нет места на свете! Знают вожатые! Знают все дети И, если ты полчаса посвятишь отряду, Будут все веселы, будут все рады. |
||
13.00-14.00 –обед |
Нас столовая зовет. Суп отличный и компот |
||
14.00-16.00 – тихий час |
К нам приходит тишина. Отдыхает детвора. |
||
16.00-16.30 – полдник |
Вот уже в который раз, Повара встречают нас. |
||
16.30-17.30 - свободное время |
Этот часок себе посвяти, Ведь у тебя целый день впереди. |
||
17.30-18.00 – пляж, работа кинозала |
Солнце, воздух и вода, Наши лучшие друзья! |
||
18.00-19.00 – работа кружков |
Кто-то любит танцевать, Кто-то петь и рисовать, А все ребята в кружке занимаются. |
||
19.00 – 19.30 – ужин |
Ужина время настало и вот – Отряд за отрядом к столовой идет. |
||
20.00-21.00 – мероприятие |
Может быть конкурс, а может игра Станет сюрпризом для вас – детвора! |
||
21.00-21.15 – второй ужин |
Ужин сладкий и простой, очень вкусный и питьевой! |
||
21.15-21.30– линейка, спуск флага |
Поспешай, детвора, На линейку всем пора. |
||
21.30-22.45 - дискотека |
Двигайся энергично, на дискотеке начной! |
||
22.45-22.55 – свечка |
На свечке говорим обо всем, О самом сокровенном, Условие одно – всегда откровенно. |
||
22.55-23.00 – личная гигиена |
Чтоб сон был сладок – сладок, Приведи себя в порядок. |
||
23.00 – отбой |
За день мы все устали очень, Так скажем друг другу «Спокойной ночи!» |
||
План сетка |
|||
1 день (1 августа) |
«В гостях у сказки» |
10.00 - Приём детей, оформление документов. Размещение по отрядам. Знакомство с техникой безопасности и правилами внутреннего распорядка лагеря. 12.30 – Торжественная линейка, открытие лагерной смены, поднятие флага. 16.30 – Игра «Знакомство» с жителями «Сказочного мира БЕЛОЗЕРЬЯ» 20.00 - Праздник «С новосельем!». Знакомство с отрядами. 21.15 - Линейка, спуск флага. 21.30 – Костер, дискотека. |
|
2 день (2 августа) |
«Экран цвета неба» (посвящен году кино) |
10.30 –история советского кино (просмотр фильма с младшими школьниками «Финист Ясный Сокол» или «Морозко» - беседа о добре и зле) 11.30 – «О, спорт - ты мир» - спортивное мероприятие. 17.30 – история кино (просмотр фильма со старшими школьниками «Не могу сказать «прощай»» беседа о любви и преданности, самоотверженности) 20.00 – «Конкурс актерского мастерства» |
|
3 день (3 августа) |
«На праздник к Почтальону Печкину» (1875 — начал деятельность Всемирный почтовый союз) |
10.30-Спортивный турнир «Кота Матроскина». 11.30- Конкурс «Почтовая открытка с праздником». 20.00- Викторина: « Знаю ли я писателя Эдуарда Успенского» («Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино») |
|
4 день (4 августа)
|
«Сказочная поляна» (Зосим и Савватей Пчельники — покровители пчёл.) |
10.30 - Конкурс рисунков «Пчелка Мая среди друзей» 11.30 - Спортивное мероприятие « Быстрая пчела». 20.00 – Вечернее мероприятие «На большой поляне», конкурс «Танец насекомых» |
|
5 день (5 августа) |
«День дружбы народов Поволжья» |
10.30 – Презентация народов Поволжья. 11.30 – Спортивные народные игры 17.30 – Орнамент народов Поволжья – конкурс рисунков. 20.00 «Жемчужины Поволжья» - концертная программа. |
|
6 день (6 августа) |
«В королевстве здоровья» |
10.30 - Сочиняем стихи и частушки «В здоровом теле - здоровый дух» 11.30 – «Эстафета на воде» 15.45 - Игра на местности «Пропавший полдник» 20.00 – «Флэшмоб». |
|
7 день (7 августа) |
«Царство огня» |
10.30 - Викторина «Огонь – друг или враг?» 11.30 - Учебная эвакуация 12.00 – Спортивный турнир. 20.00 - Конкурсная программа «Зажигай» |
|
8 день (8 августа) |
«Сказочное царство Аграфены Купальницы» |
10.30 - Викторина «Мир лекарственных трав». 11.30 – Подвижные игры. 20.00- Вечерние потехи «Ночь на Ивана Купала». |
|
9 день (9 августа) |
«Путешествия с Робином Гудом» |
10.00 - Экологическая «Кругосветка» вокруг Белого озера, год 71-годовщины Великой Победы, дети посетят памятник летчикам, погибшим во время Великой Отечественной Войны. 17.30 - Конкурс поделок «Загадки Белозерья» 20.00 - Праздник-маскарад «В гостях у Робина Гуда». |
|
10 день (10 августа) |
«В гостях у Гудвина» |
17.00 - Конкурс на лучший рассказ «Если б я был волшебником» 20.00 - Музыкальная капель «Добрые волшебники». |
|
11день (11 августа) |
«Эко – марафон» |
9.30 - Операция «Чистое царство» 10.30 - Конкурс плакатов «Моя экология» 11.30 – Спортивный турнир. 20.00 - Экологическое ассорти. |
|
12 день (12 августа) |
«День Памяти» (День ВВС России.) |
10.30 - Калейдоскоп военных событий ВОВ, год 71-годовщины победы в ВОВ 11.30 - Турнир в память погибшим солдатам служившим в ВВС 17.30 – Просмотр фильма «ВВС – мощь и сила». 20.00 - Музыкальный марафон « От винта». |
|
13 день (13 августа) |
«Царство Водолея» |
10.30 - Праздничная программа «В гостях у Водолея». 11.30 - Турнир на воде. 16.30 – Строим замки из песка. 20.00 – Музыкальная «ВОЛНА» |
|
14 день (14 августа) |
«Царство музыкальных нот» |
10.30 – Круговое колесо - песен народов мира. 11.30 – Спортивный турнир – круговая эстафета. 20.00 - Игра «Угадай мелодию из сказочных произведений». |
|
15 день (15 августа) |
«Рыцарский турнир» |
10.30 - Спортивный турнир рыцарей. 17.00 – Рекорды Гиннеса – «Сказочного мира Белозерья». 20.00 - Праздник рекордов «Самый-самый» |
|
16 день (16 августа) |
«В гостях у дедушки Корнея» |
10.30 - Викторина по сказкам Корнея Чуковского. 17.30 – Спортивный турнир. 20.00 - Кинофестиваль «Сказочный мир Белозерья» (сказка Корнея Чуковского). |
|
17 день (17 августа) |
«Ганс Христиан Андерсен и его сказочные герои» |
10.30 - Викторина «Маленькие да удаленькие» 11.30 – Спортивный турнир «Маленький тук» 16.30 – Игры на воде. 20.00 - Сказочная тропа Оле - Лукое. |
|
18 день (18 августа) |
«Поиск сокровища Белозерья» |
11.30 -Клад пирата Джона Сильвера. 17.30 - Поединок за титул « Братство пиратов». 20.00 - Танцы Пиратов |
|
19 день (19 августа) |
«Самоуправления – Королевство кривых зеркал» |
10.30 - Конкурс красоты «Шиворот на выворот» 17.00 - Турнир «Почемучек – нехочучек» 20.00 - Конценртная программа « Я - ЗВЕЗДА» |
|
20 день (20 августа) |
«День Сказочного мира Белозерья» |
10.30 – Игры на воде 16.30 - Сказочная ярмарка. 20.00 - Концерт «Звездный дождь» 21.30 - Прощальный костер |
|
21 день (21 августа) |
«Отъезд» |
8.20 - Заключительная линейка 9. 30 - Операция «Нас здесь не было» 12.00 – «Отъезд» - ДО СВИДАНИЯ «РОДНИК»! |
Механизм реализации Программы
Основой для реализации данной программы является сюжетно-ролевая игра "Сказочный мир БЕЛОЗЕРЬЯ ". Основной сюжет игры начинается, когда все участники смены, приехавшие в ДОЛ «Родник», становятся жителями сказочного мира, потому вся атмосфера дает возможность подростку накопить социальный опыт, реализовать различные сказочные роли.
Игра предполагает следующие роли и обстоятельства: ДОЛ –сказочный мир Белозерья, отряды – сказочные государства, воспитатели – добрые феи, начальник лагерной смены – магистр волшебства.
Сказочный мир Белозерья имеет свою символику: герб, флаг, гимн, законы.
В данной сюжетно-ролевой игре предусмотрена своя экономическая составляющая. Сказочный мир имеет финансовую систему: имеют хождение деньги с названием "злат", достоинством 1,2,3,5 ЗЛАТА, которые можно заработать, участвуя в соревнованиях, играх, а также за выполненную общественную работу на "Бирже труда". В конце смены проводится сказочная ярмарка, где каждый житель может потратить свои заработанные за смену «златы», а отрядные «златы» превращаются в клады (сладкие призы), которые необходимо найти по карте.
Таким образом, у каждого ребенка появляется возможность в течение смены заработать подарок на свой выбор.
В рамках сюжетно-ролевой игры выбираются органы самоуправления. Так от каждого отряда – избирается Царь и Царица. Данный совет рассматривает вопросы организации жизни в сказочном мире (планирование, организация КТД)
Детское самоуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребенка. Формируется чувство “команды”, ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка.
Во время лагерной смены будут работать кружки «Театральный», «Музыкальный ключик», «Хрустальный башмачок» и спортивная секция «Юный скороход», кружок изобразительного искусства «Волшебная кисточка», дыхательная гимнастика «В здоровом теле – здоровый дух»
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде направлений (модулей):
Работа загородного лагеря строится по четырем направлениям.
1. СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ.
Задачи спортивно-оздоровительной работы
Охрана и укрепление здоровья школьников,
Совершенствование их физического развития,
Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма,
Улучшение физической и умственной работоспособности.
Воспитание у детей личной физической культуры.
Формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями, навыками,
Воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Для реализации данных задач в ДОЛ созданы следующие условия:
- кинозал
-площадка для футбола
-спортивная площадка
Физическое здоровье детей укреплялось такими средствами, как:
1) полноценное питание детей;
2) закаливающие процедуры;
3) развитие движений;
4) гигиена режима;
5) ежедневная утренняя гимнастика;
2.1 Принципы организации питания:
выполнение режима питания;
калорийность питания, ежедневное соблюдение норм потребления продуктов;
гигиена приема пищи;
индивидуальный подход к детям во время питания;
2.2 Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся условий окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.
Основные факторы закаливания:
закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;
закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;
закаливание осуществляется на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте ребенка;
В ДОЛ проводятся следующий комплекс закаливающих мероприятий:
облегченная одежда детей (постоянно)
наличие головного убора ( постоянно)
соблюдение температурного режима в течение дня
утренняя гимнастика на воздухе
мытье прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди
полоскание рта
правильная организация прогулки и ее длительность
солнечные и воздушные ванны
вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух
2.3 Воспитание потребности в здоровом образе жизни и формирования навыков безопасного поведения осуществляется по следующим направлениям:
1) санитарно-просветительская работа
- выпуск санитарных листов (солнечный удар, летний травматизм), болезни грязных рук, грибковые заболевания, вредные привычки, ядовитые растения)
- информационные 10-минутки о здоровом образе жизни (2 раза в неделю)
- информационный стенд «Будьте здоровы»
- конкурс агитационного плаката
2) контрольно-диагностическая работа
- контроль соблюдения гигиенических правил
- контроль санитарно-гигиенических условий в помещениях лагере соблюдение режима дня (медсестра, администрация лагеря)
2.4 Физическое развитие.
Основные принципы физического воспитания
1) физическая нагрузка адекватная возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья
2) сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами
3) обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики
4) медицинский контроль за физическим воспитанием
Формы организации физического воспитания:
физкультурные развлечения, подвижные игры, спортивные игры на свежем воздухе
дозированная ходьба
элементы туризма
утренняя гимнастика
индивидуальная работа с детьми
работа спортивных секций
2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.
развитие представлений о самоценности природы
выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту
Для реализации данных задач созданы следующие условия
- мини-экологическая тропа
- опытный участок лекарственных и декоративных растений
Экологическое воспитание осуществлялось такими средствами как:
1) Тематический блок «Полет на зеленую планету»
2) Познавательная информация
3) Труд в природе
Принципы экологического воспитания:
учет эколого- географических и национально- культурных условий
сочетание обучающего (первоначальные сведения о природе) и воспитывающего компонента (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение)
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
1) Систематическая работа по озеленению территории лагеря
4) Работа в зеленом уголке
5) Занятия на экологической тропе
6) Вторичное использование предметов обихода (конкурс «Вторая Жизнь Вещей», «Город мастеров»)
7) Экологические игры
8) Экологические экскурсии (в лесопарковую зону)
9) Театральная деятельность (конкурс сказок о природе)
10) Выпуск Экологической газеты «Спасатели Земли»
3. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Задачи гражданско - патриотического воспитания
1) Формировать любовь и уважение к национальной культуре истории и традициям, через фольклор
2) Воспитывать активную гражданскую позицию
3) Познакомить с основными событиями и героями ВОВ.
Для реализации данных задач созданы следующие условия:
Разработан тематический блок «Путешествие по родному краю»
4.ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Работа по данному направлению осуществляется по следующим блокам
1) Развитие творческой активности личности ребенка
2) создание ситуации успешности для каждого члена отряда
3) развитие декоративно - прикладного творчества
4) формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству.
Для осуществления систематической работы по данному направлению в ДОЛ созданы следующие творческие объединения:
«Город мастеров»
«Волшебная кисточка»
«Музыкальная шкатулка»
«Золой голос»
«Оригами»
«Пресс -стена»
«Эко-театр»
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Тематические песни военных лет, день памяти 22 июня
Праздник народной музыки
Концерты (посвященные открытию, закрытию, дню именинника, 12 июня)
Конкурсы декоративно-художественные конкурсы (рисунки на асфальте, , рисунки по сказкам и т. д.)
Развлечения и игровые программы («День цветов», «Первое пожертвование», «Второе пожертвование» и т. д.)
ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЕ ВОСПИТАНИЕ
Подготовка учащихся к труду – это задача, которая должна осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы лагеря, однако особая роль в ее решении принадлежит системе специальной работы по трудовому обучению, воспитанию и профориентации учащихся. В процессе трудового обучения, социально-значимой деятельности школьники приобретают целый комплекс разнообразных трудовых умений.
5. Организационная структура смены
КООРДИНАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В РАБОТЕ ПО ПРОГРАММЕ
Законы « Сказочного мира Белозерья»
1.Закон правды. Запомни! Правда нужна не только тебе, но и окружающим людям. Будь правдив!
2.Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3.Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
4.Закон любви. Любовь - одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
5.Закон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
6. Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
7. Закон свободы. Каждый человек хочет быть свободным, и, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
8. Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Гимн « Сказочного мира Белозерья»
1.Этот лагерь самый лучший лагерь на земле.
Появился он недавно в сказочной стране.
Мы придумали бульвары, улицы, дома,
Стадионы и аллеи, чудо-терема.
2. Этот лагерь непохожий ни на что вокруг,
Каждый житель здесь хороший, настоящий друг.
Над домами солнце светит, и спешат сюда
Из далеких далей дети, рады Вам всегда.
3. Замечательные даты отмечаем мы.
Проживаем год за смену, снятся часто сны,
Словно мы летаем в этой сказочной стране,
В самом лучшем лагере, лучшем на Земле.
Припев:
Я не знаю, где еще на этом свете
Есть такой веселый смех,
Где играют и поют, резвятся дети.
В сказочной стране- чудес.
Кричалки
Кто шагает дружно в ряд?
Это наш 2 отряд.
Смелые, умелые, под солнцем загорелые.
Мы шагаем дружно в ногу,
Уступите нам дорогу!
Отойдите все назад,
Это лучший наш отряд!!!
1,2 – мы не ели
3,4 – есть хотим
Открывайте шире двери,
А то повара съедим.
Поварятами закусим,
А дежурными запьем.
Вилки, ложки поломаем,
А столовую взорвем.
Чика – бум – крутая песня
Будем петь ее все вместе
Если нужен классный шум
Пойте с нами чика – бум
Пою я бум - чика – бум
Пою я бум - чика – бум
Пою я бум - чика – рака – чика – рака – чика – бум
Пою я бум - чика – рака – чика – рака – чика – бум
Вожатый: Дети:
Шел по крыше воробей бей – бей - бей
Собирал себе друзей зей – зей - зей
Много, много, много нас нас – нас - нас
Крикнет кто – то сейчас
Вожатый: Дети:
На берегу На берегу
Большой реки Большой реки
Пчела ужалила Пчела ужалила
Медведя прямо в нос Медведя прямо в нос
Ой – ой – ой Ой – ой - ой
Вскричал медведь Вскричал медведь
Сел на пчелу Сел на пчелу
И начал петь И начал петь
Парам – парей Хей
Парам – парей Хей
Парам – парей Хей – хей – хей
Кадровое обеспечение
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря,
старшая вожатая,
физкультурный работник,
плаврук,
музыкальный работник.
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов,
вожатые.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
- цифровой фотоаппарат;
- музыкальное оборудование;
- компакт-диски и аудиокассеты;
- спортивно-игровой инвентарь;
- канцелярские товары;
- радиомикрофон;
- призовой фонд; сувенирная продукция; грамоты, дипломы;
- методическая литература: (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.);
- автотранспорт.
Материально-технические условия предусматривают:
Применение |
Источник финансирования и материальная база |
Ответственные |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Аквариумы |
Проведение кружковой работы |
Материальная база. средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов |
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивная площадка |
Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания |
Материальная база |
Спортивный руководитель |
Арена |
Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской |
Материальная база |
Воспитатели, администрация лагеря |
Медицинский кабинет |
Медицинский контроль мероприятий лагерной смены |
Материальная база |
Медицинский работник |
столовая |
Завтрак, обед, полдник |
Фонд социального страхования |
Заведующая пищеблоком |
Комнаты кружковой работы |
Кружки рукоделия, рисования, моделирования |
Начальник лагеря |
|
Методический кабинет |
Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков |
Материальная база |
Старший воспитатель |
Научно-методическое обеспечение
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игр
Диагностика
Вводная диагностика |
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей. |
Пошаговая диагностика |
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. |
Итоговая диагностика |
Анкетирование Творческий отзыв ( рисунок « Вместе мы отряд») Беседы в отрядах Цветопись |
Ожидаемые результаты:
Снижение заболеваемости детей в течение учебного года;
Отсутствие правонарушений среди малолетних в летнее время;
Рост самоуважения, снижения уровня общей тревожности;
Усвоение ребёнком норм позитивного взаимодействия с окружающими;
Улучшение психического и физического здоровья;
Развитие творческой активности каждого ребенка.
Улучшение отношений среди детей;
Укрепление убеждения в необходимости саморазвития;
Положительное отношение детей к трудовой деятельности;
Расширение актива учащихся;
Укрепление связей между разновозрастными группами детей,
Развитие чувства патриотизма и интернационализма.
КАРТА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
ПОДРАЗДЕЛЫ |
НАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ |
НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ |
|
РАЗДЕЛ 1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД) |
|||
«Давайте познакомимся» или «Расскажи нам о себе» |
1. Живая анкета «Давайте познакомимся» |
Изучение потребностей и интересов ребенка |
|
Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков |
2. Анкета "Цветок" |
Получение первичной информации о ребенке |
|
3. Анкета "Я выбираю" |
Изучение интересов и желаний ребенка |
||
4. Анкета "Фантастический выбор" |
Изучение нравственных ценностей |
||
5. " Волшебное озеро" |
Получение информации о качествах и поступках ребенка через его самохарактеристику |
||
6. Анкета "Семь желаний" |
|||
7. "Самый-самый" |
Изучение направленности ребенка |
||
8. "Самооценка" |
Изучение самооценки ребенка |
||
9. Анкета «Кто я?». |
Исследование черт характера |
||
Познай себя |
10. Рисуночный тест "Какой я?" |
Получение информации о характере ребенка |
|
РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (ОСНОВНОЙ ПЕРИОД) |
|||
Эмоциональное самочувствие ребенка и группы в целом |
1. Мониторинг - карта |
Получение условной оценки степени развития коллектива “на сегодня” |
|
2. Мишень настроения |
Получение информации о настроении ребенка |
||
3. Эмоциональная цветопись |
Изучение эмоционального самочувствия ребенка |
||
4. "Градусник" |
Выявление эмоциональных состояний ребенка |
||
Изучение временного детского коллектива |
5. "Рисунок-образ" |
Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу |
|
6. "Рисунок-символ" |
Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу |
||
7. "Аналогия" |
Получение характеристики детского коллектива |
||
РАЗДЕЛ 3. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД) | |||
Вот и настало время проститься нам с тобой | 1. Игра "Чудо-дерево" |
Выявление отношения каждого ребенка к содержанию работы объединения, группы в течение всей смены |
|
2. Рейтинг личностного роста |
Определение развития собственной личности | ||
3. Анкета "Согласен-несогласен" | Получение информации о том, почему подростку понравилось пребывание в лагере | ||
4. Методика "Поляна цветов" |
Анализ и отражение участия детей в отрядных и лагерных делах |
||
5. Методика "Строим дом" |
Подведение итогов участия детского коллектива в отрядных и лагерных делах |
Увеличение к концу реализации программы числа детей, охваченных организованным отдыхом.
Улучшение социально-психологического климата о/л «Родник».
Формирование умений, навыков, приобретение жизненно необходимого опыта к адекватным действиям в экстремальных ситуациях
Совершенствование материально-технической базы летнего лагеря. Снижение темпа роста негативных социальных явлений в детской и подростковой среде.
Создание «методической копилки» по результатам работы.
Контроль за исполнением программы осуществляет администрация.
Аналитическая работа.
Основное назначение аналитической деятельности заключается в организации единой образовательной среды развития личности ребенка, приобретение им необходимых знаний, умений, навыков, жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.
Анализ воспитательной деятельность включает в себя:
1. Проектно- проблемный тип деятельности.
2. Проектно- ориентированная форма организации деятельности ребенка.
3. Развитие мотивации личности к познанию, приобретению жизненного опыта.
4. Организацию и проведение занятий.
5. Проведение занятий по планам творческих секций.
6. Организацию и проведение совместных воспитательных мероприятий отрядов лагеря с учреждениями ДО, учреждениями социума.
7. Выступление секций для родителей, воспитанников других оздоровительных лагерей.
Основана на принципах:
Дополнительности , непрерывности, системности , гуманизации, добровольности, конкурентоспособности, равенства образовательных способностей, параллельности, вариативности.
Оценка результативности данной воспитательной деятельности будет осуществляться:
1. На уровне педагогов: по критериям удовлетворенности достигнутыми результатами и повышения уровня профессиональной компетенции.
2. На уровне воспитанников: по критериям сформированности положительных качеств и свойств личности ребенка.
Используемая литература:
Волкова А. М., Гончарова А. С., Данилова А. Н. Экология и дети. - М., 1993.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Спирин А. П. Экология: Учебник. - М., 1995.
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
Прутченков А. С., Самкова В. А. Эколого-экономическая игра «Голубая планета»: Методическая разработка. - М., 1996.
Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии. - М., 1995.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Детская энциклопедия “Я познаю мир” Спорт, Москва, изд АСТ, 1999 г.
Журнал “Физкультура в школе” №3 2006 г.
Книга для учителя “Физическая культура” сценарии праздников и игровых занятий. Москва “Первое сентября” 2002 г.
Сивачева Л.Н. “Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием” Санкт-Петербург “Детство-пресс” 2002 г.