Программа летнего оздоровительного лагеря "Звездопад профессий"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Звёздный»»
| Утверждаю |
| Директор МАОУ «Лицей «Звёздный»» |
| ____________А.А. Смирнова |
| «__» _______ 2024г. |
Программа оздоровительного лагеря
дневного пребывания детей
«Звездопад профессий»
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Стеценко Виктория Викторовна.
Хабаровск 2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Обоснование | 3-4 |
2. | Цель программы | 4 |
3. | Задачи программы | 4 |
4. | Сроки реализации программы и целевая группа | 4 |
5. | Содержание программы: | |
5.1 | Особенности программы | 4 - 17 |
5.2 5.3 | Формы и методы работы с детьми План - сетка мероприятий | 17-23 23-38 |
5.4 | Педагогическая диагностика | 39-42 |
6. | Условия реализации программы: | |
6.1 6.2 6.3 6.4 | Принципы программы Кадровое обеспечение Материальное обеспечение Этапы реализации программы | 43 43 43 44-45 |
7. | Предполагаемые результаты | 45-46 |
8. | Список используемой литературы | 46-47 |
| Приложения | 48-110 |
1. Обоснование.
Актуальность профориентационной работы в начальной школе.
Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности. Одной из способностей младших школьников является способность к профессиональному самоопределению, которая позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и при этом оставаться самим собой. Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым.
Организация школьных оздоровительных лагерей - одна из интереснейших форм работы со школьниками в каникулярный период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Пребывание в лагере - время получения новых знаний, приобретение навыков и жизненного опыта. Это происходит благодаря продуманной организованной системе лагерной смены. Основное содержание работы школьного лагеря составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая, экологическая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать детей к приобретению новых знаний.
Каникулы составляют значительную часть объема свободного времени детей, поэтому этот период как нельзя более благоприятен для восстановления здоровья, развития творческого потенциала, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч, время познания мира и самого себя.
Для учащихся приобщение к выбору профессии – это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания особенностей профессий, высокая познавательная активность, желание определить своё место в жизни.
Деятельность оздоровительного лагеря способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но и их активной социализации, продолжению образования, приобретению первичных умений и навыков в профессиональной деятельности.
«Звездопад профессий» - новый формат лагеря с дневным пребыванием детей. Придуман для того, чтобы совместить приятное с полезным: отдохнуть от школьной повседневности и суеты, узнать все о своей личности, окунуться в мир профессий и самореализовать себя.
2. Цель программы:
формирование первоначальных представлений о профессиях, формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе через организацию каникулярного отдыха учащихся.
3. Задачи программы:
Организовать целенаправленную работу по организации досуга детей в период каникул, пропаганде здорового образа жизни.
Использовать разнообразные формы и методы организации отдыха и оздоровления детей в условиях детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Создание условий для организованного отдыха учащихся во время каникул, для эффективного профессионального развития учащихся.
Сформировать у младших школьников представление о многообразии профессий в современном мире.
Обеспечить педагогическое сопровождение процесса профориентационной работы в начальной школе.
Развивать нравственное отношение, интерес к профессиональному труду, основанные на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности.
Побуждать школьников к выработке индивидуальных способов собственной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения.
4. Сроки реализации программы и целевая группа.
2024 – 2028 г. - осенние, зимние, весенние, летние каникулы. Для детей 6 -11 лет.
5. Содержание программы.
5.1 Особенности программы.
В основе реализации программы «Звездопад профессий» лежит организация сюжетно - ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра, как форма жизнедеятельности, дает большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребенка. Игра требует подготовки как воспитателей, так и воспитанников. Это совместная деятельность по изучению профессий, потом составление плана работы, изготовление необходимого реквизита, распределение ролей, проведение игры.
В течение дня организаторы и участники программы живут согласно законам и традициям лагеря. Участники смены объединяются в отряды, сами решают, как будут жить в них.
Детям предлагается отправиться в путешествие в мир профессий, в котором их ждёт много приключений, множество интересных и увлекательных встреч, где все будут жить дружно, заботясь, друг о друге, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые. Отряды имеют свое название, выбирают командира, который входит в Совет командиров. Совет собирается каждый день, определяет маршрут следующего дня и решает организационные вопросы совместно с организатором смены.
Ежедневно проводится общий сбор отрядов, на котором подводятся итоги дня.
Каждый день жизни лагеря проходит под определенным девизом и эмоциональным настроем. В течение дня отряды проводят свои интересные дела или участвуют в общих делах и могут собрать звёзды, которые засияют на созвездии отряда. Созвездие называется «Портфель профессий», контур созвездия складывается из заработанных звёзд, а внутри картинки представителей изучаемых профессий. Все это отражается на оформлении отрядного помещения. К концу смены, отряды, набрав наибольшее количество «звезд», становится победителями и получают награды, подарки.
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются специально разработанные коллективные дела, способствующие самоактуализации творческих способностей воспитанников. Обучающиеся изготавливают поделки, аппликации, рисуют рисунки, оформляют фотозоны, моделируют.
Придуман логотип лагеря и слоган-девиз: «Найди свою звезду в бескрайних возможностях профессий!» (Приложение 5)
В мире существует тысячи различных профессий. Человеку довольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам. Для реализации данной программы была выбрана наиболее известная и интересная классификация по типам профессий. Она была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками. ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.
Поскольку профессий в мире огромное множество, то и предметов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа. В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.
В соответствии с объектом (предметом) труда Е.А. Климов выделил пять типов профессий:
Профессии типа «Человек – природа».
Ведущий предмет труда профессий этого типа – сельское хозяйство, пищевая промышленность, медицина и научные исследования (биология, география). Среди профессий этого типа можно выделить профессии, предметом труда которых являются:
растительные организмы;
животные организмы;
микроорганизмы;
среда существования живых организмов.
Примеры профессий: овощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
Профессии типа «Человек – человек».
Ведущий предмет труда профессий этого типа – социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
Среди этого типа профессий можно выделить:
профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
профессии, связанные с информационным обслуживанием;
профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Примеры профессий: продавец продовольственных товаров, парикмахер, врач, учитель, психолог.
Профессии типа «Человек – знаковые системы».
Ведущий предмет труда профессий этого типа – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Среди этого типа профессий можно выделить:
профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием;
профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения;
профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Примеры профессий: переводчик, топограф, программист.
Профессии типа «Человек – художественный образ».
Ведущий предмет труда профессий этого типа – явления, факты художественного отображения действительности.
Среди этого типа профессий можно выделить:
профессии, связанные с изобразительной деятельностью;
профессии, связанные с музыкальной деятельностью;
профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью;
профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Примеры профессий: артист, художник, музыкант.
Профессии типа «Человек – техника».
Ведущий предмет труда профессий этого типа – технические объекты (машины, механизмы) и их свойства, материалы, виды энергии.
Среди профессий этого типа можно выделить:
профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управлением ими;
профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
Примеры профессий: столяр, инженер-механик, электрослесарь, техник технолог общественного питания.
Изучение профессий в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей происходит следующим образом.
1 год реализации программы (2024-2025 учебный год).
Осенние каникулы: «Человек – человек» - профессии, связанные с торговым обслуживанием.
Зимние каникулы: «Человек – художественный образ» - профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
Весенние каникулы: «Человек – природа» - профессии, предметом труда которых являются растительные организмы.
Летние каникулы: «Человек – техника» - профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств. «Человек – знаковые системы» - профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения.
2 год реализации программы (2025-2026 учебный год).
Осенние каникулы: «Человек – человек» - профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Зимние каникулы: «Человек – художественный образ» - профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
Весенние каникулы: «Человек – природа» - профессии, предметом труда которых являются животные организмы.
Летние каникулы: «Человек – техника» - профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород. «Человек – знаковые системы» - профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием.
3 год реализации программы (2026-2027 учебный год).
Осенние каникулы: «Человек – человек» - профессии, связанные с информационным обслуживанием.
Зимние каникулы: «Человек – художественный образ» - профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Весенние каникулы: «Человек – природа» - профессии, предметом труда которых являются микроорганизмы.
Летние каникулы: «Человек – техника» - профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов. Человек – знаковые системы» - профессии, связанные с изображениями, картами и схемами.
4 год реализации программы (2024-2028 учебный год).
Осенние каникулы: «Человек – человек» - профессии, связанные с обучением и воспитанием людей.
Зимние каникулы: «Человек – художественный образ» - профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
Весенние каникулы: «Человек – природа» - профессии, предметом труда которых являются среда существования живых организмов.
Летние каникулы: «Человек – техника» - профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управлением ими и профессии по переработке продуктов сельского хозяйства. «Человек – знаковые системы» - профессии, связанные с информационными системами, интернетом и компьютерами.
Одна неделя каникул посвящена одному типу профессий, в летний период три недели.
4 дня дети знакомятся с профессиями, участвуют в мероприятиях, изготавливают необходимый инвентарь для заключительного 5 -го дня. В летний период подготовка 2 недели, на третьей неделе проводятся ролевые игры. Во время подготовки детям начисляется «зарплата» за участие во всех отрядных делах. Эти «деньги» дети могут потратить во время проведения ролевых игр (купить билеты, продукты, товары и т.д.).
Структура управления:
Задача начальника смены, воспитателей и вожатых – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле отрядов организуют воспитатели и вожатые.
Система соревнования.
- коллективная
- индивидуальная
Для коллективной системы соревнований существует система общелагерных наград. Участники путешествия в течение своего пути участвуют в мероприятиях и получают звездочки:
1 место – 4
2 место – 3
3 место – 2
за участие -1
Результаты оформляются в фойе на экране соревнований отрядов. И дублируются в каждом отряде на созвездии «Портфель профессий». Подведение итогов проводит начальник лагеря.
Ежедневно проводится сбор отрядов, где подводятся итоги дня, проговаривается вклад каждого члена отряда в проведённые мероприятия, выявляется самый активный участник, который может быть командиром отряда следующего дня.
Все участники лагерной смены обязаны соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Отряд – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
План работы, структура управления, законы и заповеди оформляются на стенде 1 этажа (Приложение 5)
5. 2. Формы и методы профориентационной работы с младшими школьниками.
В начальной школе профинформирование выступает основным направлением, цель которого — формирование у обучающихся представлений
о мире профессий, добросовестного отношения к труду.
Профинформирование — это информация:
— о профессии (специальности) — ее содержании, условиях организации, обучения, оплате труда, требованиях к личности человека, возможностях квалифицированного и должностного роста;
— человеке — его возможностях, способностях, интересах, склонностях;
— рынках образовательных услуг и труда.
Информация должна быть полной, достоверной, своевременной.
Работа в лагере с дневным пребыванием детей по профориентации включает следующие формы и методы: беседа, игра и упражнения, экскурсия, викторина, конкурс (рисунков, фотографий, сочинений, стихов о профессиях и др.), встреча с представителями профессий, семейный праздник, проект и др.
При проведении профориентационной работы, в т.ч. профинформирования, важно показывать обучающимся роль труда в жизни человека; привлекать к выполнению социально значимых дел; проводить встречи с представителями различных профессий (в том числе с родителями, знакомыми, выпускниками школы); вовлекать в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовая, игровая, исследовательская); знакомить обучающихся с миром профессий.
В профориентационной работе с обучающимися широко применяется беседа. Этот вопросно-ответный метод используется педагогом с целью активизации умственной деятельности обучающихся в процессе приобретения новых знаний (о себе, о профессии и требованиях профессии к человеку, рынках образовательных услуг и труда) или повторения и закрепления полученных ранее. С помощью беседы организуется поэлементное усвоение знаний и действий, в процессе которого реализуется несколько функций беседы. Обучающая функция беседы заключается в том, что с ее помощью педагог вводит обучающихся в содержание и задачи темы, связывая материал с ранее изученным, выясняет смысл нового. Закрепительная функция беседы реализуется в вопросах, которые актуализируют уже знакомый обучающимся материал, выявляют новые аспекты, возможность применения и тем самым углубляют усвоение знаний. Контрольная, проверочная функция беседы раскрывается в вопросах, выясняющих усвоение темы. Систематизирующая функция беседы состоит в выявлении системы связей между знаниями с помощью вопросов.
Профориентационная беседа состоит из следующих этапов:
1) вводный этап — обоснование темы беседы, актуальность, значимость
для обучающихся;
2) основной этап — педагог предлагает материал для обсуждения, ставит вопросы для обсуждения, побуждает обучающихся к самостоятельным
выводам, обобщению;
3) заключительный этап — педагог комментирует высказывания обучающихся, формулирует на их основе вывод, решение проблемы, планирует программу дальнейших совместных действий.
Для проведения беседы можно пригласить родителей, специалистов предприятий, образовательных организаций профессионального и высшего образования. Алгоритм проведения беседы со специалистом:
Подготовительный этап: определить и подготовить специалиста к беседе, чтобы его речь была доступной, понятной детям, составить
совместно план выступления; заранее договориться с родителями о теме, дате, времени и содержании выступления; если беседа на рабочем месте — определиться с экскурсоводом (это может быть сам родитель школьника или специалист предприятия).
2. Основной этап: специалист рассказывает о работе предприятия в целом и о занятии (деятельности, работе) отдельно взятого работника (родителя); подробно останавливается на особенностях профессии, условиях работы, требованиях профессии к человеку, отвечает на вопросы обучающихся.
3. Заключительный этап: подведение итогов. Важно, чтобы беседа проходила при активном участии школьников. Для этого педагог может дать обучающимся задание собрать сведения о профессии, особенно если в классе есть дети, у которых родители, близкие или знакомые трудятся по этой профессии.
Проективные, рисуночные методы можно использовать во всех классах начальной школы. Например, обучающиеся 1–2-го классов, которые
еще недостаточно владеют письменной речью, в начале мероприятия (индивидуально или в паре) в левой части листа А4 в течение 4–5 минут изображают, как они себе представляют эту профессию, на этапе подведения итогов — в правой части изображают свои представления после проведения мероприятия. Сравнительный анализ позволяет оценить результативность мероприятия и уровень освоения информации о профессии.
К 3–4-му классу обучающийся владеет информацией о мире профессий, умеет самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, поэтому при подведении итогов можно использовать синквейн, который представляет собой составление текста, стихотворения из пяти строк:
— первая строка — это тема стихотворения, представлена одним словом — существительным (например, название профессии);
— вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее, это прилагательные;
— в третьей строке описываются действия, относящиеся к теме синквейна, посредством использования трех глаголов;
— четвертая строка — это целая фраза, при помощи которой обучающийся высказывает свое отношение к теме: предложение, составленное
обучающимся самостоятельно, или крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата;
— пятая строчка — одно слово, которое представляет собой итог, резюме, синоним к теме стихотворения.
Например:
Шахтер —
Ответственный, трудолюбивый.
Добывает, спасает, согревает.
Трудом шахтерским славится Кузбасс!
Гордимся!
В каникулярное время, в профинформировании обучающихся активно используются профориентационные игры. Игра позволяет обучающимся на практике приобрести навыки принятия решения и овладеть ролевым поведением будущего профессионала, «примерить» профессиональную роль. При проведении игры рекомендуется:
— предлагать участникам активную позицию (для осознания моделируемой проблемы и поддержки дисциплины);
— не использовать одну игру несколько раз, так как может быть утерян интерес к ней;
— не перегружать профориентационное мероприятие играми (одна игра, упражнение во вводной части в качестве разминки, одна-две игры в основной части);
— отсутствие специального отбора участников;
— при планировании профориентационного мероприятия педагогу иметь в запасе несколько игр на тот случай, если останется время до окончания урока или количество игроков не соответствует подобранному варианту игры и т.д.
При проведении игры важно учитывать требования, предъявляемые к ведущему, — это умение свободно ориентироваться в профориентационной проблематике при подборе вида, содержания игр, профессиональный такт, уверенность в себе, владение дисциплиной. В профориентационной игре игровая ситуация условна, а поведение ее участников реально. При этом игровое поведение может совпасть с реальным решением профориентационной проблемы, а игра стать тем стимулятором, который поможет обучающемуся принять самостоятельное решение. В профинформировании игры могут сочетаться с мини-лекциями, самостоятельной, исследовательской работой, применением информационно-коммуникационных, проективных технологий и др. Целесообразно использовать в игре те знания, умения, которые уже имеются у обучающихся. Задача ведущего — систематизировать и расширять знания о профессиях. Педагоги в основном применяют игры, моделирующие аспекты профессиональной деятельности.
Игра-путешествие состоит из ряда этапов или станций, по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждой станции педагог предлагает участникам комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры и оценивает их выполнение. Преимущество игры-путешествия заключается в том, что она может быть адаптирована к любому содержанию (различные области знаний, школьные предметы, направления воспитания и профориентации, виды деятельности) и к любой возрастной группе обучающихся.
Реализация игры-путешествия включает три этапа.
Первый этап — подготовка игры:
— определение маршрута, исходя из того, где она проводится,
— в классе, школе, на природе (желательно, чтобы маршрут был кольцевым);
— определение станций (для младших школьников — 3–5 станций);
—составление содержания (комплекса вопросов, творческих заданий) для каждой станции;
— определение судей и мест стоянок для каждой станции маршрута;
— разработка критериев оценки выполнения участниками заданий;
—подготовка для каждой команды (экипажа) маршрутных листов, в которых указываются названия станций и порядок их прохождения, судьи и оценки выполнения заданий (например, «закодировать» в виде рисунков: «отлично» — солнышко, «хорошо» — тучка наполовину закрывает солнце, «удовлетворительно» — тучка или дождь);
— оформление плакатов, листов с названиями станций (они должны быть крупными, яркими, легко читаемыми) и стрелок-указателей направления маршрута;
— подготовка итогового оценочного листа, наград и призов для победителей игры.
Второй этап — проведение игры.
Начинается игра-путешествие с общего сбора, на котором:
— ведущие знакомят участников с порядком, условиями проведения игры;
— называют станции и представляют судей каждой станции, после чего игроки занимают свои места на станциях согласно маршруту;
— ведущие вручают участникам маршрутные листы;
— сообщают о вручении победителям игры призов.
На маршрут игры команды (экипажи) выходят с разницей в 5 минут. На выполнение заданий на каждой станции отводится не более 5 минут, 2–3 минуты — на переход на другую станцию. За соблюдением временных рамок игры следят судьи, которые предлагают командам систему вопросов, творческих заданий, оценивают их выполнение в соответствии с принятыми критериями и выставляют «закодированный» балл в маршрутный лист
Третий этап - подведение итогов, в ходе которого проводится анализ игры, подсчитываются баллы, набранные командой, определяются победители. На общем сборе объявляются результаты игры, называются победители, вручаются призы. Среди критериев оценки выполнения участниками игры заданий могут быть следующие: полнота и глубина знаний; сообразительность, смекалка; системность знаний; умение использовать знания на практике; умение организовать коммуникацию между членами команды; развитость воображения, наблюдательности; активность всех членов команды и др.
Профориентационный квест. В настоящее время квест становится популярной формой обучения, досуга, продвижения компаниями своих товаров и услуг. Квест представляет собой игру (компьютерную или на местности), в которой команды или отдельные игроки в рамках заранее объявленной легенды проходят этапы, последовательно выполняя задания, находят спрятанные или зашифрованные организаторами ключи (коды, ответы на вопросы). Побеждает игрок (или команда), первым выполнивший все задания и пришедший к конечной цели. Структура квеста в основном соответствует структуре игры-путешествия, однако может иметь и свои особенности, например, как веб-квест. Плюсом компьютерных квестов является то, что они позволяют распространять действие игры на участников из нескольких отрядов. Веб-квест — это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Структура веб-квеста:
— главная страница;
— введение;
— описание проблемной ситуации и ролей;
— разнообразные задания по ролям;
— ссылки на интернет-ресурсы;
— оценка.
На главной странице веб-квеста пишется его название и возрастная категория, класс. Название веб-квеста может состоять из интересного вопроса или основного направления деятельности.
Эстафета — форма проведения различных мероприятий, в т.ч. профориентационных, заимствованная из спорта и пользующаяся большой популярностью у школьников. Профориентационная эстафета состоит из нескольких заданий (этапов), каждое из которых выполняется в соответствии с правилами только по завершении предыдущего, при этом разные задания могут выполняться разными членами команды. При определении победителя эстафеты учитывают:
1) точность (качество) выполнения заданий,
2) скорость выполнения заданий.
В зависимости от способа действий участников эстафеты делятся на поочередные (когда задания выполняются членами команды или индивидуальными участниками по очереди) и совместные (члены команды выполняют каждое задание вместе). При подборе заданий для эстафеты следует учитывать индивидуально-возрастные особенности обучающихся, уровень их теоретических знаний по профориентации, физическую подготовку (если предполагаются задания спортивного характера: бег, прыжки, кувырки и т.д.). При организации пространства для проведения эстафеты особое внимание уделяется правилам безопасности.
Ролевые игры лежат в основе данной программы. В играх дидактическая задача мероприятия интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» школьникам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление знаний о профессии) и воспитательная (культура общения). В ролевых профориентационных играх школьники сами выбирают себе профессию, учатся быть ответственными, ставить цели и определять ресурсы для их достижения. Важны групповые игры, в которых школьники общаются друг с другом, делятся своими мечтами о будущем, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, что привлекает в профессии. У них формируются коммуникативные навыки — это умения работать в команде, слушать, договариваться, принимать групповые решения, умение самопрезентации. Данные навыки (их в последнее время принято называть soft skills — мягкие, гибкие навыки) позволяют быть успешным независимо от специфики будущей профессиональной деятельности. Современный специалист и специалист будущего должен быть не только хорошим исполнителем узкого набора действий, но и организатором своей целенаправленной активности, осуществлять планирование и контроль деятельности, взаимодействовать с коллегами, быть готовым к творческому поиску, владеть навыками саморегуляции, управлять эмоциями. Для этого в профориентации педагоги используют игры с правилами, способствующие формированию норм поведения, коммуникативные — на развитие речи (скороговорки, стихи и пересказ рассказов о труде, игры в «слова» и др.).
В профориентации активно используется такая форма, как экскурсии в образовательные организации профессионального и высшего образования, на предприятия. В рамках основного этапа профориентационного мероприятия экскурсия выступает как метод, цель которого — знакомство с профессиями сотрудников школы, родителей. При проведении экскурсии на предприятии, в организации важно сосредоточить внимание участников на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, показать их существенные характеристики. Профориентационные экскурсии в образовательные организации профессионального и высшего образования расширяют представления о профессиях и специальностях, знакомят с характером и содержанием обучения, оснащенными кабинетами и лабораториями, с теми, кто здесь учится и работает.
Цель экскурсии — способствовать профессиональному самоопределению обучающихся. Задача — информировать обучающихся о востребованных профессиях, отрасли, предприятии, современных технологиях. Для повышения результативности экскурсии дополняются мастер-классами от специалистов, практическими заданиями, конкурсами.
При организации экскурсии учитывается следующая типология:
— обзорные — общее знакомство с предприятием, проводятся по определенному маршруту, сопровождаются короткими рассказами и ответами
на вопросы, рекомендованы для младших школьников;
— тематические — серия экскурсий для всестороннего ознакомления с предприятием, отраслью, сферой: история, подразделения, технологический процесс, орудия труда, продукция, ведущие профессии, условия труда.
5. 3. План - сетка мероприятий изображена в виде таблицы. Мероприятия на каждый день разделены на три блока: Образовательно-тематический, спортивно-оздоровительный и культурно - развлекательный. Ежедневное присутствие мероприятий всех блоков является не обязательным. Примерный план-сетка оздоровительного лагеря «Звездопад профессий».
Осенние каникулы: «Человек – человек» - профессии, связанные с торговым обслуживанием.
| 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день |
Организационный | Прием детей, инструктаж по ТБ Выборы органов детского самоуправления. Разучивание названий и девизов отрядов. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. |
Образовательно-тематический блок | Стартовая диагностика. Операция «Уют» -оформление отрядных комнат. Составление плана работы. Выбрать магазин, придумать его оформление | Беседа. Презентация. Знакомство с профессиями, связанные с торговым обслуживанием. Агент по закупкам Кассир Мерчандайзер Менеджер по продажам Продавец Директор магазина Супервайзер Товаровед Специалист по тендерам Маркетолог Выбор профессии детьми. (Приложение 7) | Творческая мероприятие. Оформление магазина. Реклама. Подбор товара (рисунки, поделки, игрушки) Подбор спецодежды. (Примеры атрибутов в папке «Лагерь. Методический Материал») | Репетиция Подготовка к открытию магазина. Репетиция ролевой игры. | Ролевая игра. Продажа товаров. Победитель тот, у кого большая выручка от продажи товаров. (Сценарий игры в папке «Лагерь. Методический Материал») |
Спортивно-оздоровительный блок | Осмотр детей. Минутка здоровья «Мой рост и мой вес» Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. - Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. - Комплекс физических упражнений | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. |
Культурно- развлекательный блок | Запланированные платные выездные мероприятия. Просмотр фильма. Экскурсия. Мастер -класс. Игровые программы. |
Зимние каникулы: «Человек – художественный образ» - профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
| 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день |
Организационный | Прием детей, инструктаж по ТБ Разучивание названий и девизов отрядов. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. |
Образовательно-тематический блок | Отряды выбирают мастерскую или салон. Знакомятся с их особенностями. (Методический материал. Папка «Ролевая игра «Мастерские») | Знакомство с профессиями, связанные с изобразительной деятельностью. Художник Дизайнер Модельер-конструктор Скульптор Гравёр Фотограф Ювелир Мастер по росписи Вышивальщица (Приложение 8) | Оформление магазина. Реклама. Изготовление изделий (рисунки, поделки, игрушки) Подбор спецодежды. (Примеры атрибутов в папке «Лагерь. Методический Материал») | Подготовка к открытию мастерской, салона, студии. Репетиция ролевой игры. | Ролевая игра. Провести экскурсию. Познакомить с профессиями мастерской. Салона, студии (Сценарий игры в папке «Лагерь. Методический Материал») |
Спортивно-оздоровительный блок | Минутка здоровья Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. - Комплекс физических упражнений | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. |
Культурно- развлекательный блок | Запланированные платные выездные мероприятия. Просмотр фильма. Экскурсия. Мастер -класс. Игровые программы. |
Весенние каникулы: «Человек – природа» - профессии, предметом труда которых являются растительные организмы.
| 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день |
Организационный | Прием детей, инструктаж по ТБ Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. |
Образовательно-тематический блок | В первый день с помощью жеребьёвки отряды выбирают вид выращиваемых растений. Полеводство Овощеводство Плодоводство Цветоводство Придумывают название фермерского хозяйства. (Методический материал. Папка «Ролевая игра «Растениеводство») | Знакомство с профессиями, предметом труда которых являются растительные организмы: Цветовод – декоратор Ландшафтный дизайнер. Растениевод. Агроном. Лесник Садовод Овощевод Полевод (Приложение 9,10) | Оформление отрядной комнаты, которая на время стало фермерским хозяйством. Стенды, рисунки, карточки. Сорта выращиваемых растений, виды, семена. (Примеры атрибутов в папке «Лагерь. Методический Материал») | Практическая работа. Посадка семян или выращивание лука. Подготовить стаканчики (украсить, подписать). Насыпать земли. Посадить семена. Полить | Провести ролевую игру - экскурсию для других отрядов. Рассказать о видах растений. Показать результат посадки. (Сценарий игры в папке «Лагерь. Методический Материал») |
Спортивно-оздоровительный блок | Минутка здоровья Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Комплекс физических упражнений
| - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. |
Культурно- развлекательный блок | Запланированные платные выездные мероприятия. Просмотр фильма. Экскурсия. Мастер -класс. Игровые программы. |
Летние каникулы I смена. «Человек – техника» - профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, воздушных транспортных средств.
1 неделя
| 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день |
Организационный | Прием детей, инструктаж по ТБ Открытие лагеря. Знакомство с планом на неделю. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название. Девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. |
Образовательно-тематический блок | В первый день детям предлагается к концу недели смоделировать аэропорт. Учащиеся выбирают авиакомпанию. Придумывают название, цвет формы, логотип и т.д. | Изготавливают из подручных материалов: Кассы Пропускной пункт Пункт регистрации пассажиров | Изготавливают из подручных материалов: Кафе Пульт управления Взлётную полосу | Изготавливают из подручных материалов: Паспорта Чемоданы, сумки Билеты и т.д. | Приёмка аэропортов, готовности к ролевой игре. Провести рекламную акцию, чтобы привлечь пассажиров. |
Спортивно-оздоровительный блок | Минутка здоровья Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Комплекс физических упражнений
| - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. |
Культурно- развлекательный блок | Запланированные платные выездные мероприятия. Просмотр фильма. Экскурсия. Мастер -класс. Игровые программы. |
2 неделя
| 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день |
Организационный | Знакомство с планом на неделю. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название. Девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. |
Образовательно-тематический блок | Знакомство с профессиями по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, воздушных транспортных средств. (Приложение 12) Экскурсия в аэропорт г. Хабаровска | Знакомство с профессиями и выбор профессии для ролевой игры: Пилот гражданской авиации Бортинженер Диспетчеры по техническому обслуживанию Техники и наладчики Инженер по сигнальному и низковольтному оборудованию | Знакомство с профессиями и выбор профессии для ролевой игры: IT-специалисты Бортпроводник Авиадиспетчер Агенты по регистрации. Агенты по сопровождению Оформление туристического агенства. | Выполнение заданий по изготовлению формы. Репетиция ролей. | Распределение ролей. Подбор спецодежды. Оформление. Репетиция. |
Спортивно-оздоровительный блок | Минутка здоровья Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Комплекс физических упражнений
| - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. |
Культурно- развлекательный блок | Запланированные платные выездные мероприятия. Просмотр фильма. Экскурсия. Мастер -класс. Игровые программы. |
3 неделя
| 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день |
Организационный | Знакомство с планом на неделю. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название. Девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Праздник. |
Образовательно-тематический блок | Все отряды участвуют в моделировании аэропорта. Открытие туристических агентств. Продажа билетов. | Продажа билетов. Подготовка к ролевой игре. | Репетиция ролевой игры. Отряд делится на две группы. Сначала первая группа ребят – пассажиры. Вторая – работники аэропорта. На следующий день роли меняются. | Ролевая игра «Аэропорт». Первая группа ребят – пассажиры. | Ролевая игра «Аэропорт». Вторая группа ребят -пассажиры. |
Спортивно-оздоровительный блок | Минутка здоровья Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Комплекс физических упражнений
| - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. |
Культурно- развлекательный блок | Запланированные платные выездные мероприятия. Просмотр фильма. Экскурсия. Мастер -класс. Игровые программы. Закрытие лагеря Праздник. |
Летние каникулы II смена. «Человек –знаковые системы» - профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения.
1 неделя
| 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день |
Организационный | Прием детей, инструктаж по ТБ Открытие лагеря. Знакомство с планом на неделю. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название. Девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. |
Образовательно-тематический блок | В первый день детям предлагается к концу недели смоделировать банк. Каждому отряду выбрать банк, который они будут представлять. Экскурсия в банк. | Изготовить муляжи банковских реквизитов. 1. Компьютер (ноутбук) 2. Папка с документами (бланки для записей, ручки, печати) 3. Касса | Изготовить муляжи банковских реквизитов. 1. Рация(игрушечная) 2. Бейджики 3. Костюм охранника | Изготовить муляжи банковских реквизитов. 1. Галстуки для сотрудников «Банка» 2. Банкомат 3. Сейф | Приёмка банков, готовности к ролевой игре. Провести рекламную акцию, чтобы привлечь клиентов. |
Спортивно-оздоровительный блок | Минутка здоровья Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Комплекс физических упражнений
| - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. |
Культурно- развлекательный блок | Запланированные платные выездные мероприятия. Просмотр фильма. Экскурсия. Мастер -класс. Игровые программы. |
2 неделя
| 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день |
Организационный | Знакомство с планом на неделю. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название. Девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. |
Образовательно-тематический блок | Знакомство с профессиями работников банка. (Приложение 13) | Знакомство с профессиями работников банка. Выбор роли для ролевой игры. 1.Банкир 2. Финансовый аналитик 3.Специалист по инвестициям 4.Кредитный эксперт | Знакомство с профессиями работников банка. Выбор роли для ролевой игры. 1.Специалист по клирингу 2.Аудитор 3.Бухгалтер 4.Операционист 5.Агент банка 6.Кассир | Выполнение заданий по изготовлению формы. Репетиция ролей. Изготовление денег, карточек, «паспортов», бейджиков, атрибутов. | Распределение ролей. Подбор спецодежды. Оформление. Репетиция. |
Спортивно-оздоровительный блок | Минутка здоровья Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Комплекс физических упражнений
| - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. |
Культурно- развлекательный блок | Запланированные платные выездные мероприятия. Просмотр фильма. Экскурсия. Мастер -класс. Игровые программы. |
3 неделя
| 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день |
Организационный | Знакомство с планом на неделю. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название. Девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Итоговая линейка. | Линейка. Построение, сдача рапортов, название, девиз. Знакомство с планом дня. Праздник. |
Образовательно-тематический блок | Все отряды участвуют в моделировании банка. | Подготовка к ролевой игре. | Репетиция ролевой игры. Отряд делится на две группы. Сначала первая группа ребят – клиенты. Вторая – работники банка. На следующий день роли меняются. | Ролевая игра «Банк». Первая группа ребят – клиенты. | Ролевая игра «Банк». Вторая группа ребят -клиенты. |
Спортивно-оздоровительный блок | Минутка здоровья Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Комплекс физических упражнений
| - Зарядка. Игры на свежем воздухе. | - Зарядка. Игры на свежем воздухе. |
Культурно- развлекательный блок | Запланированные платные выездные мероприятия. Просмотр фильма. Экскурсия. Мастер -класс. Игровые программы. Закрытие лагеря Праздник. |
5. 4 Педагогическая диагностика
Диагностика предполагает использование шести методик, четыре из которых ориентированы на обучающихся: анкета «Знаешь ли ты профессии?», тест «Предметы труда», исследование мотивации проводится через методики «Три желания» и методику М.Р. Гинзбурга (заполняются совместно с педагогом). Две другие предназначены для родителей и педагога — это листы наблюдений.
Критерии, показатели и средства измерения
уровня сформированности профессионального самоопределения
младших школьников
Критерий | Показатели | Средства измерения |
Когнитивный | Знание о труде людей и мире профессий Знания о предметах труда профессий | Анкета «Знаешь ли ты профессии?» Тест «Предметы труда» |
Мотивационный | Сфера предпочтений Учебная мотивация | Методика «Три желания» Исследование мотивации учения у старших дошкольников (методика М.Р. Гинзбурга) |
Деятельностный | Положительное отношение к труду, выполнение трудовых поручений Готовность обучающегося к профессиональному самоопределению | Лист наблюдения участников профориентационных мероприятий образовательных организаций Лист наблюдения для родителей по выявлению отношения к труду младших школьников |
Анкета «Знаешь ли ты профессии?» и тест «Предметы труда» были разработаны и апробированы в рамках реализации профориентационного проекта «Сто дорог — одна моя». Они позволяют определить уровень сформированности представлений о мире профессий (Приложение 1). В анкете содержатся вопросы о профессиях ближайшего окружения, дается три варианта ответа, из которых необходимо выбрать правильный. Тестирование выявляет знание предметов труда. Обучающимся необходимо соотнести предложенные на картинке предметы труда и название профессий.
Выявить личностные предпочтения и значимые отношения можно с помощью методики «Три желания» (Приложение 2). В основу методики М.Р. Гинзбурга положен принцип персонализации мотивов. Обучающимся предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Ребенку зачитывается ситуация, демонстрируется схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для мотивации. Данная методика позволяет выявить преобладание определенного мотива при поступлении в школу: внешний, учебный, игровой, позиционный, социальный.
Листы наблюдений для педагогов и родителей разработаны с целью выявления положительного отношения к труду и готовности обучающегося к осуществлению выбора профессии (Приложение 3). Данные методики позволяет определить уровни сформированности профессионального самоопределения младших школьников — низкий, средний, высокий (табл. 2). Особенности проведения и обработки результатов по каждой методике представлены в приложении 4.
Характеристика уровней сформированности
профессионального самоопределения младших школьников
| Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Когнитивный | Знания об отдельных профессиях (например, родителей) | Знания о профессиях ближайшего производственного окружения | Обширные знания о мире профессий разных типов |
Затрудняется назвать предметы, необходимые в труде | Называет отдельные предметы, необходимые в труде | Знает и называет профессионально значимые предметы труда | |
Мотивационный | Преобладают разрушительные и материальные желания | Преобладают материальные или нравственные желания | В большей степени преобладают познавательные и нравственные желания |
Преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива | Преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов; преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов | Преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов; возможно присутствие учебного и позиционного мотивов | |
Деятельностный | Выполняет работы лишь с посторонней помощью, довольствуется ролью либо пассивного наблюдателя, либо дезорганизатора | Проявляет трудовые умения при поддержке взрослого, проявление безынициативности в труде | Обладает трудовыми умениями и навыками, проявляет активность и инициативу в труде |
Обучающийся пассивно участвует в профориентационных мероприятиях, не готов к осуществлению выбора профессии | Обучающийся активно участвует в некоторых профориентационных мероприятиях, готовность к профессиональному самоопределению средняя | Обучающийся активно участвует в профориентационных мероприятиях, готовность к профессиональному самоопределению высокая |
Диагностика по вышеперечисленным критериям позволяет выявить уровни сформированности профессионального самоопределения младших школьников.
Низкий уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников характеризуется наличием знаний об отдельных профессиях; непониманием значения труда в жизни человека; затруднением назвать качества личности, необходимые в труде; отсутствием стремления изучать мир профессий; необходимостью получать материальное благо и положение от будущей профессии. Стремление к социально ценностной деятельности у школьника не проявляется, он не умеет преодолевать трудности, возникшие при выполнении трудовых поручений, избегает участия в коллективной деятельности, обучающийся недисциплинирован и безответственен в трудовой и учебной деятельности.
Средний уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников характеризуется наличием знаний о профессиях ближайшего производственного окружения; некоторыми затруднениями при объяснении значения труда в жизни человека; знанием отдельных профессионально значимых качеств той или иной профессии; эпизодическим стремлением изучать мир профессий; желанием иметь престижную профессию; проявлением стремления к социально ценностной деятельности при наличии примера со стороны сверстников или взрослых. Участие в коллективной деятельности на «вторых» ролях, школьник дисциплинирован и ответственен в учебной и трудовой деятельности только при наличии контроля взрослых или сверстников.
Высокий уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников характеризуется наличием обширных знаний о мире профессий, принадлежащих к разным типам (человек — человек, человек — техника, человек — природа, человек — знаковая система, человек — художественный образ); пониманием значения труда в жизни человека; знанием профессионально важных качеств, необходимых человеку той или иной профессии; наличием самостоятельного и активного стремления изучать мир профессий; желанием иметь в будущем социально значимую профессию. Стремление к социально ценностной деятельности является внутренним убеждением школьника, который самостоятельно преодолевает трудности, возникшие при выполнении поручений, помогает сверстникам, активно участвует в коллективной деятельности, предлагает и реализует интересные творческие идеи; обучающийся дисциплинирован и ответственен в учебной и трудовой деятельности.
Результаты диагностики необходимо представить родителям, на родительском собрании можно обсудить обобщенные данные тестирования и анкетирования, а также поговорить о важности и необходимости профориентационной работы с обучающимися. При необходимости можно провести индивидуальные профориентационные консультации для родителей.
Таким образом, описанные критерии и показатели сформированности профессионального самоопределения позволяют не только провести мониторинг профессионального самоопределения, но и осуществить подбор форм, методов профориентации с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, скорректировать профориентационную деятельность педагогов в лагере с дневным пребыванием детей.
6. Условия реализации программы:
6.1. Педагогические принципы программы.
Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
6.2. Кадровое обеспечение
В целях реализации программы требуется квалифицированный персонал:
Начальник лагеря
Воспитатели
Повара
Тех. персонал
Библиотекарь
Материальное обеспечение
Для успешной реализации программы «Звездопад планет» необходимы следующие материалы и оборудование:
Видеофильмы, презентации, ЭУИ, мультфильмы и т.д.
Озвучивающая аппаратура: музыкальный центр, колонки, усилители, микрофоны.
Мультимедийный проектор с экраном.
Спортивный инвентарь: мячи футбольные, баскетбольные, бадминтон.
Расходные материалы, канцтовары.
Почетные грамоты, благодарственные письма.
Призы и сувениры.
6.4. Этапы реализации программы
Жизнедеятельность детей и подростков в лагере осуществляется в четырех основных периодах смены: подготовительный, организационный, основной, заключительный. Планируя свою работу, педагоги исходят из задач этих периодов, так как это поможет более четко определить необходимые формы работы.
Этап | Задачи | Предлагаемые формы |
Подготовительный | Составление программы деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Звездопад профессий». Определение кадров для работы в оздоровительном лагере. Проведение установочного семинара для работников оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. Определение состава участников программы. | Семинар, консультации (получение необходимой информации для более успешной реализации программы). |
Организационный | Оказание помощи детям в адаптации к условиям реализации программы, к условиям закрытого и ограниченного социума, к смене основных видов деятельности, к режиму лагерной жизни, новым бытовым условиям. Ознакомление с основными идеями смены. Проведение стартовой диагностики детей. Провести мероприятий с целью выявления творческого потенциала участников смены. Подготовка к приему детей (размещение лагеря, оформление помещений, создание условий для комфортного пребывания детей в лагере) | - игры на знакомство, - выбор органов соуправления, - экскурсии по лагерю , - выбор названия, девиза отряда, - установление традиций отряда; - создание отличительных знаков отряда. |
Основной | Создание внутри коллектива благоприятных условий для проявления творческих способностей. Создание ситуацию успеха для каждого воспитанника, Предоставить свободу выбора Создание условий для положительного эмоционального настроя и активности ребёнка. Провести промежуточную диагностику детей. | - мероприятия по развитию лидерского и творческого потенциала детей, - мероприятия по оздоровлению, - тематические мероприятия в рамках смены, - совместное планирование и проведение дел, - совместное обсуждение возникающих проблем |
Заключительный | Подведение итогов смены. Итоговая диагностика детей. Закрепить приобретенные знания, умения, навыки. Организовать личную рефлексию. Организовать итоговую рефлексию. Анализ работы. | - мероприятия, направленные на рефлексию, - награждение, - выставка творческих работ; - анализ деятельности воспитателя, - анализ работы лагеря в период смены |
7. Предполагаемые результаты
Результаты реализации данной программы:
— получены первоначальные представления о значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
— приобретены навыки самообслуживания; овладели технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоили правила техники
безопасности;
— использовали приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач;
— приобрели первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
— приобрели первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения
учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
8. Список используемой литературы:
1. Акимова, М. К. Диагностика умственного развития детей / М. К. Акимова. — Санкт Петербург : Питер, 2006. — 71 с.
2. Антонова, М. В. Региональный технопарк: профессиональная ориентация с детьми младшего возраста / М. В. Антонова // Платформа-навигатор: развитие карьеры. — 2018. — № 3. — С. 31–38.
3. Астахова, Т. Н. «И каждой профессии — слава и честь!» / Т. Н. Астахова // Читаем, учимся, играем. — 2008. — № 6. — С. 57–89.
4. Бородин, В. А. Руководство профессиональной ориентацией в школе / В. А. Бородин, З. И. Прокопьева. — Минск: Нар. света, 1993. — 95 с.
5. Бухарина, Т. Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии / Т. Л. Бухарина. — Москва, 1997. — 361 с.
6. Вершинин, С. И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий / С. И. Вершинин // Школа и производство. — 1996. — № 3. — С. 90–93.
7. Гусакова, А. М. Ознакомление с профессиями / А. М. Гусакова // Начальная школа. — 1980. — № 1. — С. 15–18.
8. Дейстер, И. В. Все работы хороши — все профессии важны: семейная сценка / И. В. Дейстер // Последний звонок. — 2008. — № 12. — С. 2–3.
9. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761 н. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_105703/#dst0, свободный. — Загл. с экрана.
10. Елькина, О. Ю. Путешествие в мир профессий: метод. пособие / О. Ю. Елькина. — Москва: Академия: ОАО «Московские учебники», 2011. — 160 с.
11. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. — Москва: Академический проект, 2008. — 336 с.
12. Игумнова, Е. Л. Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой???: книга для учителя / Е. Л. Игумнова. — Новосибирск: Призвание, 1994. — 174 с.
13. Казакова, В. В. Веб-квесты в профессиональной ориентации выпускников современных школ / В. В. Казакова, Е. А. Жесткова // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 6. — С. 70–72.
14. Калугин, Н. И. Профессиональная ориентация учащихся / Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков, А. Д. Сазонов. — Москва : Высшая школа, 2003. — 272 с.
15. Килина, И. А. Сопровождение профессионального самоопределения студентов профессиональных организаций: метод. рекомендации / И. А. Килина, Е. В. Понамарева, Д. В. Траут; под ред. Е. Л. Рудневой. — Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2018. — 170 с. — (Профориентация).
16. Климов, Е. А. Для тех, кто не полюбил… математику: в помощь старшим школьникам, молодежи на этапах выбора профессии и профессионального становления: учеб. пособие / Е. А. Климов. — Москва: МПСИ, 2005. — 192 с.
17. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие / Е. А. Климов. — Москва: Академия, 2010. — 304 с.
18. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. — Москва: ФИРО : Перо, 2014. — 38 с.
19. Методы изучения профессионально важных качеств школьников / сост. С. И. Вершинин. — Москва, 1988. — 35 c.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — Москва: Академия, 2003. — 456 с.
21. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации: приказ Министерства труда и социальной защиты РФот 27.09.1996 г. № 1. — Режим доступа: http://base.garant.ru/136694/, свободный. — Загл. с экрана.
22. Профессиональная ориентация младших школьников в школе: метод. пособие / авт.-сост. И. А. Симонова. — Копейск: МУДПО «Учебно-методический центр», 2017. — 30 с.
23. Психологическая диагностика детей и подростков: учеб. пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисова. — Москва: Международная педагогическая академия, 1995. — 360 с.
24. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / авт.-сост. М. Ю. Олешков. — Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. — 144 с.
25. Формы и методы профориентации обучающихся: сб. метод. рекомендаций / авт.-сост. И. А. Килина, Е. В. Понамарева; ред. В. И. Сахарова. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2013. — С. 11–18.