Адаптированная программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мы выбираем жизнь»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
казенное общеобразовательное учреждение
Ханты–Мансийского автономного округа–Югры,
«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Рассмотрено» на заседании методического совета КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Протокол №___ от «___»______2018г. Руководитель методического совета ____________Степанова О.Ю.
|
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Мы выбираем жизнь»
на учебный год
адресность: 4 класс
Автор-составитель программы
Лямкина В. С.,
воспитатель в группе продленного дня
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка________________________________________________________________________3
Содержание работы___________________________________________________________________________8
Содержание и программы______________________________________________________________________14
Тематическое планирование____________________________________________________________________19
Литература___________________________________________________________________________________23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для их успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. Среди основных направлений внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является спортивно-оздоровительное направление.
Здоровье – важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. По мнению ученых, среди факторов, обусловливающих здоровье, 20-25 % всех воздействий приходится на долю экологических условий, 20 % составляют наследственные факторы, 10 % - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором (его влияние составляет до 50-55 %) является образ жизни человека. Поэтому так важно уже с детских лет сформировать у ребенка понимание необходимости соблюдения здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье и его сохранении.
Решающую роль в этом может сыграть школа. Именно от подхода школы и педагогов к проблемам сохранения и укрепления здоровья детей зависит формирование у учащихся целостного представления о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно – нравственного.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Мы выбираем жизнь» для учащихся с ОВЗ составлена на основе следующих нормативных документов:
Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»;
Статьи ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующие образование детей с ограниченными возможностями здоровья;
«Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся»;
Приложение N 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15;
Основная образовательная программа основного общего образования КОУ «Урайская школа для обучающихся с ОВЗ».
Актуальность программы
Здоровье будущего поколения и всего общества напрямую связано с сохранением экологии детства. В школе для учащихся с ОВЗ значительное место отводится здоровьесберегающим технологиям. Особенности физического и психического развития детей с ОВЗ, психологические нагрузки, ведущие к переутомлению, малоподвижность ребенка на уроке, переменах и даже в свободное время, смещение приоритетов от собственно детской игровой культуры (ролевые, подвижные, командные игры) к виртуальной сфере стали такими распространенными явлениями, что многие смирились с ними как с неизбежным следствием особенностей современной жизни.
В программе «Мы выбираем жизнь» спортивно-оздоровительного направления сделана попытка систематизировать первоначальное представление детей об элементарных нормах здорового образа жизни, а также расширить рамки учебных курсов «Окружающий мир», «Физическая культура», «ОБЖ» в аспекте понимания экологии природы и человека.
Цели программы:
обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта;
формирование у обучающихся с ЗПР знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающихся.
Задачи программы:
формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга;
подвести учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, понимание необходимости ведения здорового образа жизни;
формировать компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности;
способствовать приобретению обучающимися позитивного социального опыта, проявлению инициативы, самостоятельности, ответственности, применению полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих данную программу, характерны следующие специфические образовательные потребности:
адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий, обучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Особенности реализации программы.
Программа внеурочной деятельности «Мы выбираем жизнь» спортивно-оздоровительного направления не требует специальной предварительной подготовки. Она рассчитана на один год обучения учащихся с ЗПР 4-х классов и включает в себя три раздела:
«В гармонии с окружающим миром»;
«Моё здоровье»;
«Спортивные игры».
В процессе изучения первого раздела дети расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, таких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации (разумеется, на доступном для данного возраста уровне), учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем - своим и окружающих, начинают осознавать ответственность за свой образ жизни.
Содержание второго раздела нацелено на ознакомление детей с собственным организмом и оптимальными путями укрепления своего здоровья. Учащиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное - практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Обучаются рациональному поведению в различных жизненных ситуациях.
Изучив третий раздел, дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Спортивные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
Предлагаемая программа выполняет не только просветительскую и воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепляется практическими заданиями, повышающими самоорганизацию школьников.
Учащиеся должны в соответствии с правилами дорожного движения переходить дорогу, знать, как вести себя с незнакомыми людьми, уметь ориентироваться в разных, порой непростых ситуациях. Выполнение домашних заданий бывает связано с использованием современных технических средств, в первую очередь компьютера, что требует знания и соблюдения определенных, санитарно - гигиенических требований.
В целом же участие в программе «Мы выбираем жизнь» в интересной и занимательной форме позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье, научить его заботиться о своем организме, сформировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, привить внимательное отношение к природе, окружающему миру, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих жизненных ситуациях.
В основу программы положены следующие принципы организации внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ:
- принцип соответствия содержания и организационных форм внеурочной деятельности возрастным особенностям детей и особенностям психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- принцип тематической взаимосвязанности внеурочной и урочной деятельности обучающихся с ОВЗ;
- принцип учета ценностей воспитательной системы образовательного учреждения при проектировании содержания и организационных форм внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ;
- принцип учета потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, запросов их родителей (законных представителей);
- принцип направленности содержания программы внеурочной деятельности на достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
- принцип реализации коррекционно-компенсирующей направленности внеурочной деятельности;
- принцип социально-адаптирующей направленности программ внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ.
Планируемые результаты усвоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;
- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;
- чувство гордости отечественными спортивными достижениями;
- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и города;
- основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и ее совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение к красоте родной природы;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
- устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и досугово-игровой деятельности;
- осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и поддержки партнерам по играм, общению;
- начальных представлений о ценности и уникальности природного мира.
Метапредметные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;
- принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;
- осуществлять контроль правил выполнения оздоровительных действий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) об окружающем мире и о себе;
- осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
- отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- во время подвижных игр учитывать реакцию партера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
- осуществлять контроль физического развития, используя тесты для определения уровня развития физических и психических качеств;
- проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
- учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать деятельность, несмотря на различия во мнениях;
- точно и полно передавать партнеру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне группы, класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В гармонии с окружающим миром (11 час)
Природа, как твое здоровье? Что такое экология
Что такое экология? Что такое окружающая среда? Сезонные изменения в природе. Роль экологии в жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на среду обитания растений и животных. «Хорошая» и «плохая» экология.
Погода, климат и здоровье человека
Наблюдения за погодой (использование флюгера, термометра; создание мини-метеорологической площадки; ведение журнала наблюдений).
Определение климата своей местности на основе собственных наблюдений и данных о длительных наблюдениях за погодой. Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация.
Наша среда обитания
Современный город: преимущества и опасности. Ориентирование в городе: что делать, если ты заблудился? Карта города и план населенного пункта. Основы безопасности жизнедеятельности в городе. Как вести себя в чрезвычайной ситуации.
Если стихия разбушевалась
Что такое природные катаклизмы (наиболее характерные для данной местности погодные условия). Ураганный ветер. Смерч. Снежная буря. Наводнение. Цунами. Землетрясение. Правила поведения в экстремальной ситуации. Способы передачи информации на расстоянии. Игра: моделируем чрезвычайную ситуацию.
Что будет, если мы не будем беречь природу?
Как выглядела Земля миллиарды лет назад. Понятие экологической катастрофы. Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Красная книга.
Школа светофорных наук
Причины дорожно - транспортного травматизма детей. «Дирижер» уличного движения. Правила перехода перекрестка. Нерегулируемый перекресток. Правила дорожного движения. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. Велосипед на улицах города.
Терроризм – угроза человечеству
Что такое терроризм? Правила поведения в ситуациях, связанных с терроризмом. Советы психолога как правильно себя вести. Если Вы обнаружили подозрительный предмет. Если произошел взрыв. Правила поведения в толпе.
Мой дом – моя крепость
Квартира и частный дом: преимущества и недостатки. Когда взрослых нет дома. Наши своенравные помощники: электричество и газ, водопровод и отопление. Правила безопасного использования электроприборов. Экономное использование ресурсов. Газовая плита и колонка. Что делать, если… (в доме пахнет газом; начался пожар; прорвало трубу и т.д.). Вызов милиции и МЧС.
Как вести себя с незнакомыми людьми.
Кто такие незнакомые люди? Как не оказаться жертвой преступления? Основные рекомендации, даваемые полицией. Основные правила поведения на прогулке.
Перед экраном телевизора
Сколько времени можно уделить телевизору без вреда для здоровья. «Хорошие» и «плохие» телезрители: что и как смотреть. СМИ. Место у телевизора. Как дать отдых глазам. Шум от телевизора (магнитофона, плеера): шкала громкости.
Компьютер – не игрушка
Компьютер - великое изобретение человечества. Что было, когда не было компьютеров? Может ли компьютер «думать». Что такое искусственный интеллект. Где используются компьютеры (для математических вычислений; для создания баз данных; управления всевозможными устройствами). Первые ЭВМ и современные компьютеры. Компьютер в офисе и дома. Возможности, которые дают компьютер и Интернет. Правила безопасной работы на компьютере: зрение; поза; расположение монитора. Компьютерные игры: как избежать зависимости. Всемирная паутина: поиск информации в Интернете. Правила безопасности: вирусы и мошенники.
Моё здоровье (15 час)
Бесценный дар природы. Что такое здоровье?
Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни. Необходимость укреплять свое здоровье, заботиться о нем, уметь оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим, не навредить своему организму.
Факторы, которые влияют на здоровье: условия и образ жизни, питание, наследственность, внешняя среда, природные условия, здравоохранение. Образ жизни, вредные и полезные привычки, тренировка и спорт. Какие бывают заболевания.
Знаешь ли ты себя?
Мы все разные. Взрослые и дети. Мальчики и девочки. Правши и левши. Четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Определение типа темперамента. Как мы познаем мир. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Мозг – командный пункт организма. Как беречь нервную систему. Признаки сотрясения мозга.
Ощущение, мышление, внимание, речь, воображение, память, чувства, воля (общее представление). Память человека: слуховая, зрительная, моторная, двигательная. Упражнения для укрепления памяти, внимания.
Снятие враждебности. Эмоции.
Игры на внимание. Психогимнастика. Эмоции злости, насмешки, жалости и сочувствия.
Снятие враждебности. Драматизация.
Практические упражнения: «А кроме того…»; Безмолвный крик; http://www.sunhome.ru/psychology/15401. Игра «Крокодил».
Наши привычки.
Презентация о вредных и полезных привычках. Последствия вредных привычек. Викторина.
Красивое и сильное тело
Чудо человеческого тела. Как устроен человек (скелет человека, мышцы, суставы, осанка, внутренние органы человека, мозг и нервная система). Определение роста, массы тела, соотношение этих показателей. Осанка. Комплекс упражнений, формирующих осанку. Укрепление и тренировка мышц.
Айболит спешит на помощь
Травмы: растяжения связок, ушибы, переломы, вывихи. Последствия от травм. Кровотечения: носовое кровотечение.
Отравления: причины и лечение. Солнечный удар, тепловой удар. Аллергия.
Вот, ребята, йод и вата!..
Правила оказания первой помощи. Учимся на практике оказывать первую помощь при ушибах, вывихах. Первая помощь в экстремальных ситуациях: тепловой и солнечный удары, остановка кровотечения (с приглашением медсестры школы). Вызов скорой помощи.
Режим дня. Зачем школьникам режим
«Биологические часы». Необходимость придерживаться четкого ритма жизни. Режим. Мой идеальный распорядок дня. Сон. Норма сна (9-10 часов). Помещение для сна. Биоритм: «совы» и «жаворонки». Полезные и вредные привычки.
Кожа – зеркало здоровья
Самый большой орган-кожа (эпидермис). Волосы, ногти, особые образования кожи. Обновление клеток кожи. Правила ухода за кожей, волосами, ногтями. Помощь при ожогах, порезах, царапинах. Отпечатки пальцев. Игры: «Юные криминалисты», «Какая прическа тебе к лицу?».
Дышим полной грудью
Дыхание и подвижность, кислородное голодание. Зависимость объема легких от развития грудной клетки. Пыль. Вредные привычки: курение. Правильное дыхание при занятиях спортом. Дыхательная гимнастика.
Какой должна быть наша пища
Что мы едим. Правильное питание. Разнообразие пищи. Особенности питания людей разных национальностей. Витамины. Что необходимо знать о витаминах. Составление меню (завтрак, обед, ужин). Осторожно: консерванты, фастфуды, ГМП (генетически модифицированные продукты), несвежая пища. Что такое состав и срок годности.
Наши незаменимые помощники
Зрение. Строение глаза: глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка. Диагностика зрения. Цвет и настроение. Гигиена рабочего места. Упражнения для снятия усталости глаз и развития глазных мышц.
Держи голову в холоде... а ноги в тепле. Наш защитник иммунитет
Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде. Измерение температуры. Нормальная температура тела человека. Инфекционные и простудные заболевания. Эпидемии.
Защитные силы организма. Микробы и лейкоциты. Иммунитет. Прививки, вакцинации. Закаливание. Кто такие «моржи».
Силачи и Геркулесы (занятие-обобщение)
Рост и взросление. Акселерация. Спорт и Олимпийские игры. Атлеты древности и современности. Определяем объем бицепса, утомляемость мышц. Сила и выносливость человека в экстремальных ситуациях.
Спортивные игры (8 час.)
Шашки
Правила: шашка всегда должна бить шашку, бить нужно всегда большинство, дамка также должна бить большинство. Преимущество дамки в том, что она может ходить назад - вперед на любое количество клеток.
Лото
Игра, состоящая в вынимании жеребеек с цифрами и в закрывании ими соответствующих цифр на картах, разграфленных на клетки, с числами в них. Кто закроет 5 кряду клеток, тот выигрывает всю ставку.
«Передал – садись»
Играющих выстраивают в две-три колонны. Перед ними на расстоянии 2-4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча): первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следуют передачи вторым игрокам и т. д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.
Пионербол
Каждая команда отбивает мяч руками любым способом через сетку на сторону противника. Игроки отбивают мяч с воздуха или ловят мяч и бросают его на сторону соперника. Игроки не имеют права прикасаться к мячу два раза подряд. Вся команда имеет право касаться мяча на своей площадке не более трех раз. Игра начинается подачей игрока №1. Для этого он должен выйти за пределы площадки и переправить мяч на сторону противника в пределах его площадки броском. Подача выполняется одной рукой. При подаче мяч не должен касаться сетки, а в игре касание мяча сетки ошибкой не считается.
«Гонка мячей по кругу»
Две команды играющих образуют две линии. Игроки становятся на расстоянии вытянутых рук. Назначаются капитаны, им дают по мячу. По сигналу один капитан начинает передавать ногой мяч вправо, другой влево от себя своим ближайшим игрокам. Мячи передают до последнего игрока, пока они не возвратятся к капитанам. Выигрывает команда, закончившая передачу первой.
Эстафета с ведением мяча
Играющие в двух колоннах, выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линий. По сигналу первые ведут мяч вперед до противоположной стороны (до отмеченного места), останавливаются, бросают мяч двумя руками в стену, ловят его, и ведут мяч обратно. На расстоянии 3-4 м от колонны они останавливаются, передают мяч двумя руками от груди очередному игроку и сами становятся в конец колонны. Команда, закончившая ведение быстрее, выигрывает. Можно на пути ведения расставить булавы, тогда игроки должны вести мяч, обводя их.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы п/п |
Кол-во часов |
Название темы |
Виды Деятельности
|
Характеристика деятельности |
|
|
11 |
В гармонии с окружающим миром |
|||
1 |
1 |
Природа, как твое здоровье? |
Беседа |
Презентация «Что такое экология», викторина |
|
2 |
1 |
Погода, климат и здоровье человека |
Лабораторная работа |
Использование детских журналов экологической тематики; обсуждение результатов наблюдений, исследовательская деятельность |
|
3 |
1 |
Наша среда обитания |
Экскурсия, обсуждение |
Обсуждение темы «Город Урай как среда обитания» |
|
4 |
1 |
Если стихия разбушевалась |
Беседа, доклады детей, игра-моделирование |
Презентация «Если стихия разбушевалась» |
|
5 |
1 |
Что будет, если мы не будем беречь природу? |
Круглый стол |
Презентация «SOS» и обсуждение. |
|
6 |
1 |
Школа светофорных наук |
Занятие - конференция |
Презентация «Правила движения достойны уважения». |
|
7 |
1 |
Терроризм – угроза человечеству. |
Беседа - обсуждение |
Презентация. Правила поведения в ситуациях, связанных с терроризмом. |
|
8 |
1 |
Мой дом – моя крепость. |
Просмотр кинофильма |
Размышления детей |
|
9 |
1 |
Как вести себя с незнакомыми людьми. |
Беседа. |
Размышления детей |
|
10 |
1 |
Перед экраном телевизора. |
Беседа - обсуждение |
Презентация любимой телепередачи. |
|
11 |
1 |
Компьютер – не игрушка. |
Викторина
|
Работа в кабинете информатики; разработка комплекса упражнений для тех, кто работает за компьютером |
|
|
15 |
Моё здоровье |
|||
12 |
1 |
Бесценный дар природы. Что такое здоровье? |
Коллективное творческое дело |
Создание словаря пословиц, поговорок, изречений о здоровье и возможностях человека |
|
13 |
1 |
Знаешь ли ты себя? |
Беседа
|
Упражнения для укрепления памяти, внимания, мышления; задания на определение типа темперамента и т.д. |
|
14 |
1 |
Снятие враждебности |
Эмоции. |
Игры на внимание. Психогимнастика. Эмоции злости, насмешки, жалости и сочувствия. |
|
15 |
1 |
|
Драматизация |
Практические упражнения. http://www.sunhome.ru/psychology/15401. Игра «Крокодил». |
|
16 |
1 |
Наши привычки |
Беседа, викторина |
Презентация о вредных и полезных привычках. Последствия вредных привычек. |
|
17 |
1 |
Красивое и сильное тело |
Беседа, работа в группе
|
Формулировка правил сохранения хорошей осанки, разработка комплекса упражнений, формирующих осанку; укрепление и тренировка мышц. |
|
18 |
1 |
Айболит спешит на помощь |
Беседа, работа в группе
|
Имитационно-игровые ситуации. Измерение температуры, давления. |
|
19 |
1 |
Вот, ребята, йод и вата!.. |
Викторина
|
Проверка знаний о заболеваниях и травмах; отработка навыков оказания первой помощи. |
|
20 |
1 |
Режим дня. Зачем школьникам режим? |
Работа в группе
|
Обсуждение «Учение + увлечение»; составление индивидуальной памятки «Мой распорядок дня» (с учетом выявленных особенностей и интересов каждого) |
|
21 |
1 |
Кожа - зеркало здоровья |
Лабораторная работа.
|
Исследование своего организма, подвижные игры; Игры по выбору |
|
22 |
1 |
Дышим полной грудью |
Лабораторная работа |
Измерение объема легких дыхательные упражнения; подвижные игры |
|
23 |
1 |
Какой должна быть наша пища |
Экскурсия в школьную столовую |
Презентация. Доклады детей о здоровом питании. |
|
24 |
1 |
Наши незаменимые помощники |
Беседа |
Презентация. Разработка упражнений для тренировки глазных мышц.
|
|
25 |
1 |
Держи голову в холоде... а ноги в тепле. Наш защитник иммунитет. |
Лабораторная работа. |
Работа в группе: измерение температуры тела, приготовление компресса и т.д. экскурсия в медицинский кабинет |
|
26 |
1 |
Силачи и Геркулесы (занятие-обобщение) |
Презентация. Лабораторная работа.
|
Рост и взросление. Акселерация. Спорт и Олимпийские игры. Атлеты древности и современности. Определяем объем бицепса, утомляемость мышц. Сила и выносливость человека в экстремальных ситуациях. |
|
|
8 |
Спортивные игры |
|||
27 |
1 |
|
«Шашки». |
Слушать и понимать речь других людей. Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения |
|
28 |
1 |
Шашечный турнир |
|||
29 |
1 |
«Лото» |
|||
30 |
1 |
«Передал - садись» |
|||
31 |
1 |
«Пионербол» |
|||
32 |
1 |
«Гонка мячей по кругу» |
|||
33 |
1 |
«Эстафета с ведением мяча» |
|||
34 |
1 |
Игры по желанию детей |
|||
Итого |
34 час |
|
5. ЛИТЕРАТУРА
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.
2. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному: нейропедагогика. Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
4. Занкова Л. В., Программы внеурочной деятельности. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005.
6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11.
7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2004.
8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
9. Синягина, Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / – М.: Владос, 2003.
10. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
11. Шаулин В.Н. Физическая культура: учебник (1-4 класс). Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
12. Мы - пешеходы, мы - пассажиры: учебно-методическое пособие для учителей начальной школы / автор-составитель М.Н. Плесовских. Самара: Издательство «Учебная литература»; Ханты-Мансийск: Государственное образовательное учреждение «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2006.