12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дарья Осипова94
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Программа занятия «Путь вперед»

Цель: формирование основ самопознания и саморазвития у старшеклассников как условие сохранения психологического здоровья личности.

Задачи:

повышение психологической культуры участников;

развитие бережного, ответственного и компетентного отношения к психологическому здоровью своему и окружающих;

создание мотивации к самопознанию, саморазвитию.

Условия проведения: просторная аудитория, стулья по количеству участников.

Требования к ведущему:

профильное образование (психолог, педагог-психолог);

знание групповых форм работы;

навыки активного слушания;

знание основ психологии личности.

Принципы реализации программы занятия:

«принцип диалога» - доброжелательная и творческая атмосфера;

«принцип исключения критичной оценки» - безоценочное принятие;

«принцип гибкости» - при встрече с различными мнениями и высказываниями;

«принцип эффективности» - чуткое отношение к личностным изменениям.

В результате реализации программы занятия повышается психологическая культура старшеклассников, формируются основы самопознания и саморазвития, развивается ответственное и компетентное отношение к психологическому здоровью, навыки сотрудничества.

Оценка результативности проводится при помощи тестовых методик, анализа продуктов учебной деятельности, умений и навыков, проявленных при выполнении заданий.

Формы и методы работы: мини-лекции, ролевая игра, групповая дискуссия, методики организации рефлексии.

Количество часов: 2 академических часа.

Участники: обучающиеся общеобразовательных учреждений.

Численность группы: 15 человек.

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников занятия, правила работы, бумага для записей, писчие принадлежности, материалы для изготовления дороги, музыкальное сопровождение (спокойная инструментальная музыка) на любом типе проигрывателя, «Мишень» (описание см. в упражнении), стикеры-закладки.

Занятие является частью тематического блока «Я-духовное» программы «Сам себе психолог».

Этапы занятия

Создание доверительных отношений:

знакомство участников группы, представление ведущего;

информирование о целях и задачах занятия;

введение правил работы в группе.

Создание мотивации участия:

сбор ожиданий участников занятия;

определение уровня информированности по теме занятия.

Этап изучения психологических особенностей своей личности:

мини-лекция;

психологические упражнения.

Этап завершения занятия:

рефлексия участников;

обратная связь.

Программа работы

Блоки

Содержание

Время

Введение

Представление тренеров, программы. Тема, цели занятия.

Создание мотивации участия: мои ожидания, мои опасения.

Принятие правил.

Упражнения для психологической разминки: «Здравствуйте», «Пчелы и змеи», «Бегущие огни».

20 минут

Я-социальное

Мини-лекция

Психологическое упражнение «Путь вперед»

10 минут

40 минут

3. Этап рефлексии

Рефлексия участников

Обратная связь: «Мишень», «Тепло», «Рукопожатие».

15 минут

5 минут

 Итого

90 минут

Представление тренеров, программы. Тема, цели занятия

Участники сидят в кругу. Ведущий представляется, озвучивает тему занятия и цель (формирование основ самопознания и саморазвития у старшеклассников как условие сохранения психологического здоровья личности).

Упражнение «Здравствуйте»: необходимо поздороваться с участниками занятия любым оригинальным способом. Способы не должны повторяться (используются различные жесты, интонации голоса, языки и т.п.).

Спрашивает, как участники понимают термины «самопознание», «саморазвитие». При необходимости корректирует ответы.

Спрашивает, какими путями можно достичь этой цели (повышение психологической культуры, развитие бережного, ответственного и компетентного отношения к психологическому здоровью своему и окружающих, создание мотивации к саморазвитию, самопознанию). При необходимости корректирует ответы.

Озвучивает регламент работы и правила поведения в общеобразовательной организации.

Сбор ожиданий участников занятия. Определение уровня информированности по теме занятия: мои ожидания, мои опасения. Ведущий просит группу написать свои ожидания от предстоящей работы и опасения на листочках, а потом по кругу их зачитать.

Упражнение «Бегущие огни» Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу какую-либо короткую приветственную фразу, например, «Доброе утро». Сосед должен как можно скорее встать и повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое и волна «вставаний» и повторений бежит по кругу. Ведущий просит выполнить это задание с максимально возможной скоростью. Когда волна проходит пол круга, добавляется еще один элемент (хлопок, «Доброе утро, друзья» и т.д.).

Принятие правил (распечатаны, размещены на видном месте в аудитории)

Любая группа людей, собирающихся совместно проделать определенную работу и достичь цели, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить желаемый результат. Эти правила в равной степени относятся и к ведущему, и к участникам.

Для того чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:

Правило участия. Подразумевает включение в работу всех участников.

Правило уважения к говорящему. Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая.

Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения «я чувствую», «мне кажется»).

Группа принимает правила (соглашается действовать в соответствии с ними). При необходимости в ходе занятия ведущий может обращать внимание отдельных участников на лист с правилами.

Упражнение «Пчелы и змеи» Участникам нужно разбиться на две группы - пчелы и змеи. Каждая группа должна выбрать своего короля. Оба короля выходят из кабинета и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе король подходит к «меду», тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к «ящерице», тем громче должно быть шипение. Во время игры вы не имеете права говорить.

Дискуссия

Сегодня вы находитесь на занятии «Путь вперед». Как вы думаете, почему у него такое название? Ответы участников

Личность развивается в течении жизни. На что похоже это развитие? На скоростное шоссе или тропку в густом лесу? Как воспринимаете вы свой путь сегодня? Что нужно вам для того, чтобы двигаться вперед?

Упражнение «Путь вперед»

У каждого из нас своя дорога, непохожая на другие. Нет одинаковых людей, нет одинаковых путей в этой жизни. Иногда очень важно осознать, на каком этапе саморазвития ты находишься сегодня и куда необходимо двигаться дальше.

Попробуйте представить свою жизнь, как дорогу. Где она пролегает? Что находится вокруг? Что вы видите, идя по ней? Куда движетесь?

Нарисуйте ее.

На рисунок вам дается максимум 20 минут.

Во время работы должна звучать музыка. Участники свободно распределяются по аудитории, готовят маски. По готовности возвращаются в круг. Рисунки вывешиваются отдельно, на стене или флип-чартах, можно разложить на полу, если позволяет пространство. Школьную доску использовать не рекомендуется.

Перед началом обсуждения напомнить про правила позитивной обратной связи:

говорить от «я»;

обсуждать свои впечатления и эмоции;

говоря о «негативе», предлагать способы перехода в «позитив»;

помнить, что негативные впечатления могут быть спровоцированы личностью говорящего, а не содержанием рисунка;

автор в праве остановить обсуждение в любой момент.

Обсуждение

Вопрос создателю. Расскажите о своей дороге. Что вы хотели показать? (каждый участник группы показывает свой рисунок, высказывается)

Вопрос группе. Какие ассоциации возникают у вас при взгляде на этот путь? Какие мысли возникают?

Ведущий при необходимости дополняет высказывания, основываясь на базовых принципах анализа рисунка.

Комментарий: Элементы анализа: общее настроение рисунка, окружение, динамика движения, наличие/отсутствие перспективы в рисунке (есть куда двигаться или нет). Основная задача – завершить упражнение с озвученными перспективами развития для каждого участника.

В процессе диагностируется общий эмоциональный фон каждого участника. Кроме явно вызывающих тяжелые ощущения рисунков необходимо обращать особое внимание на «никакие» изображения (отсутствуют детали, не может дать описание). Можно предлагать авторам дополнять такие рисунки по ходу обсуждения.

Если в группе появилось больше 5 желающих дополнить рисунки, можно дать 5-10 минут на работу всей группе.

Рефлексия: «Наше занятие подходит к завершению. Что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя?

Обратная связь «Мишень» Участникам предлагается оценить свою деятельность в занятии, деятельность тренера, содержание занятия, свое настроение (приклеить стикеры-закладки на «Мишень»). Мишень – круг на листе формата А5, разбит на 4 сектора в соответствии с оцениваемыми параметрами, на внешней части размещена цифра «0», внутри круга – «10».

Упражнение «Тепло» Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет тепло, то есть я легонько пожму своему соседу руку, он - следующему и т.д. Посмотрим, как мы дружно сработаем.

Упражнение «Рукопожатие» Ведущий: «Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.