Программа мозжечковой стимуляции как основа интеллектуальных возможностей старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Программа мозжечковой стимуляции как основа интеллектуальных возможностей старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи Жогно Римма Сергеевна Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 15» Города Пскова
Что такое мозжечок и зачем его стимулировать Объём мозжечка составляет лишь 10 % объёма мозга, но он содержит более половины всех нейронов ЦНС. Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.
Что такое мозжечок и зачем его стимулировать Мозжечок (лат. cerebellum — дословно «малый мозг») – «процессор» – фильтрует и интегрирует внешние данные, связан со спинным и головным мозгом. Это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.
Что такое мозжечок и зачем его стимулировать Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений программы мозжечковой стимуляции позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.
Истоки возникновения программы Программа мозжечковой стимуляции, создана в США в середине ХХ века. Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе.
Истоки возникновения программы Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней.
Истоки возникновения программы Бильгоу в своей программе опирается на три основных принципа: Стимуляция сенсорной интеграции Чувство равновесия и пространственное воображение Проприоцептивное обучение Естественно, что ученый не мог предусмотреть все нюансы в формировании методики тридцать лет назад. Другие специалисты, с интересом применявшие разработки ученого, в ходе практики дополнили еще два важных принципа: Личностное, индивидуальное обучение Формирование навыков по этапам
Истоки возникновения программы Это специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Как работает программа Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.
Для чего это нужно Цель занятий на балансировочной доске – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств. Следовательно, стимулируя работу мозжечка, мы можем восстановить функции тех отделов, которые у ребёнка «притормаживали», в следствии чего у него наблюдались те или иные отставания в развитии, лабильность нервной системы, неврозы, СДВГ и другие нарушения.
Функционал мозжечковой стимуляции Нарушениями устной и письменной речи Нарушениями координации движений и моторной неловкости Дисграфии, дислексии, диспраксия Нарушениями аутистического спектра ЗПР,ЗРР,ММД, СДВГ Нарушением внимания, гиперактивностью Поведенческими расстройствами Нарушением осанки, работы вестибулярного аппарата Проблемами с обучением
Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции Улучшение мануальных и графо-моторных функций Повышение общего уровня интеллекта Быстрое развитие когнитивной сферы Повышение эффективности других коррекционных занятий Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения Улучшение зрительно-моторной координации
Средства мозжечковой стимуляции
Балансировочные тренажеры «Педало»
Балансировочный тренажер «Педало» - «Шапито»
Балансировочный тренажер «Педало» - «Родео 50»
Балансир качающийся с одной большой опорой «Педало», с жесткой амортизацией