Игровой куб «Насекомые» (Предназначено для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Название пособия: Игровой куб «Насекомые», предназначено для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) имеют ряд особенностей развития, которые необходимо учитывать. Прежде всего, это сниженное внимание и память детей, сниженный уровень эмоционально-волевого развития. Такие ребята не могут сохранять внимание на определенном занятии длительное время. Также дети в ТНР отличаются повышенной возбудимостью, или наоборот чересчур застенчивы и молчаливы.
Исходя из особенностей психического развития детей с ТНР, возникает потребность использовать на занятиях разнообразные виды пособий. Иногда большую роль может сыграть форма подачи информации.
Одной из таких форм стал игровой куб. Его особенность заключается в том, что постепенно разворачиваясь, в нем открываются все новые задания. У ребенка до конца занятия сохраняется интерес: «Что же там внутри?» А внутрь куба можно положить предмет, который дополнительно будет поддерживать мотивацию ребенка к занятиям, к выполнению заданий. При этом для каждого ребенка можно подобрать «мотиватор» персонально: для кого-то – Наклейка-орден за отличную работу, а для кого-то – набор фигурок насекомых, которыми в конце занятия можно поиграть, пожужжать (дополнительная дыхательная гимнастика), а для кого-то – сладкий приз.
При этом игровой куб можно использовать на групповом занятии, а можно и на индивидуальном, или дать для самостоятельного изучения-игры. Из моих наблюдений, могу сказать, что после занятия с педагогом детям очень нравится самостоятельно или в компании (без педагога) раскрывать и собирать куб за столом. Сама форма куба весьма интересна, что способствует самостоятельному изучения и закреплению заданной темы.
Цель: закрепить знания детей о насекомых
Задачи:
· Актуализация словаря по теме «Насекомые»;
· Закрепление умения правильно согласовывать числительное, прилагательное и существительное;
· Развитие логического мышления;
· Развитие зрительного внимания;
· Развитие координации общих движений и пальчиковой моторики;
· Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности и самостоятельности.
Описание и правила игр:
В кубе собрано несколько мини-игр, способствующих развитию речи ребенка, развитию лексико-грамматического строя речи.
1) Загадки о насекомых;
2) «Кто на лугу?»: пальчиковые упражнения с дыхательными упражнениями (имитация движения насекомых и звукоподражание);
3) «Чей домик?» мини-игра: необходимо спрятать всех насекомых в их домики. (найдя пару «насекомое-домик», ребенок должен составить предложение по образцу «Пчела живет в улье.»)
4) «Вред или польза» ребенок с опорой на картинный материал рассказывает о роли насекомых в природе.
5) «Кто как ходит?» мини-игра: ребенок должен разделить насекомых на летающих и нелетающих (при этом проговаривает Кто как ходит: Бабочка порхает, гусеница ползает и т.д.)
6) «Найди ошибку» мини-игра на внимательность. Ребенок должен исправить ошибку в предложении и сказать правильно. (Паук строит муравейник. – Муравей строит муравейник.)
7) «Кто что делает?» мини-игра. Ребенок должен подобрать пропущенное слово-действие. (Пчела (что делает?) собирает нектар, опыляет цветы, делает мед) Можно дополнить данную игру и попросить подобрать слова признаки (Пчела (какая?) быстрая, трудолюбивая, запасливая и т.д.)
8) «Чей?» мини-игра на словообразование.
9) «Один – много» мини-игра на согласование существительного с числительным. Ребенку предлагается посчитать насекомых.
10) «Большой – маленький» мини-игра на словоизменение.
В данном кубе собран большой картинный материал, поэтому на его основе игры можно разнообразить на усмотрение педагога.
Правила пользования пособием: Игровой куб «Насекомые» дается детям на занятии. Куб разворачивается, при этом открываются задания. С каждым новым разворотом, ребенок получает новое задание. Когда куб полностью развернулся, ребенку можно предложить еще раз посмотреть на все задания, которые он выполнил (рефлексия). В куб можно спрятать поощрение для ребенка (наклейку-орден, игрушку, сладкий приз).
Аудитория: дошкольники старшего возраста.
Предмет: развитие речи
Материалы, которые были использованы при создании пособия: Картон, цветная бумага, распечатанные картинки.
Источники информации:
Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
Картинный материал с просторов интернета.
Приложения:
Игровой куб "Насекомые"
DOCX / 5.67 Мб