12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Максутова Найля71
Место работы: МОАУ "СОШ №40 с углублённым изучением математики им. В.М.Барбазюка"
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40 с углублённым изучением математики»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

6А, 6Б класс

Базовый уровень

Составитель:

Учитель музыки

Максутова Н.А.

Первая категория

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.

Содержание учебного курса.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Календарно-тематическое планирование.

Оценочные материалы.

1.Пояснительная записка

Содержание курса «Музыка» для 6 класса отражает проблему художественного воздействия музыки.

Содержание, художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности.

В отличие от предыдущего класса, представляющего попытку построения стройной картины содружества искусств, программа 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров.

В какой музыке господствует мелодия? В чем смысл музыкальной гармонии? Мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка? Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике? Все эти и другие вопросы, отраженные в программе и УМК для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, ее смысла, тайны воздействия на человека.

Рабочая программа по курсу «Музыка» рассчитана на 35 часов. Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных музыкальных терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

Данная рабочая программа написана на основе

Закона «Об образовании»

Федеральный государственный образовательный стандарта 2004 г.

Примерные программы на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г.

Базисного учебного плана общеобразовательных организации федерального и регионального уровней;

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г.

Цели курса:

формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.


 

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по усвоению элементарных музыкальных терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой. В каждой четверти вводится 1 час на обобщающе-повторительный урок.


 

Место предмета « Музыка » в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение музыки на этапе основного общего образования. В 6 классе на изучение музыки отводится 35 часов в год, 1 час в неделю.

2.Основное содержание учебного курса.

1. Содержание учебного курса по Федеральному государственному образовательному стандарту.(2004г)

Основы музыкальной культуры

Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Удивительный мир музыкальных образов. Возможности музыкальных форм (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонического цикла) в воплощении музыкального образа и его развития. Мир чарующих звуков. Песня – романс. Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. Два музыкальных посвящения. Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

Исполнение музыки как искусство интерпретации. «Уноси моё сердце в звенящую даль…» Основные виды исполнительской деятельности: пение, игра на музыкальных инструментах и их разновидности. Музыкальный образ и мастерство композитора. Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас, дискант и др. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Хоры: академический, народный. Образы песен зарубежных композиторов. Виды оркестра: симфонический, камерный, духовой, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр. Характер звучания отдельных инструментов. Старинной песни мир. Повторение пройденного.

Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. Народное искусство Древней Руси.

Песенность, напевность как феномен русского народного пения, искусство распева тонов и импровизации. Русская народная музыка и ее основные жанры (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). В.Кикта «Фрески Софии Киевской» Исполнительские типы художественного общения: «самообщение» («пение для себя»), В.Гаврилин «Перезвоны».сказительское (для аудитории), «Небесное и земное» в музыке И.С.Баха. игровое (детское, обрядовое, танцевальное и др.), соревновательное (при активной реакции публики). Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.

Образы скорби и печали.

Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке. Авторская песня: прошлое и настоящее.

Повторение пройденного.

Музыкальный фольклор народов России и других стран: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; Джаз – искусство XX века. образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов (полька, вальс, полонез, и др.). Образы камерной музыки.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX – ХХ веков. Инструментальная баллада. Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Мелодия угадывает нас самих. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Что такое гармония в музыке.

Общая характеристика духовной и светской музыкальной культуры второй половины XVII – XVIII веков: Два начала гармонии влияние западноевропейской музыки на развитие русского музыкального искусства; становление и утверждение светской музыки в русской музыкальной культуре XVII века; Как могут проявляться выразительные возможности гармонии. основные жанры профессиональной музыки: кант; партесный концерт; хоровой концерт. Красочность музыкальной гармонии.Знакомство с музыкой Д.С. Бортнянского. Мир образов полифонической музыки. Философия фуги.

Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Мелодия – душа музыки. Заключительный урок. Повторение пройденного. Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества. Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов. Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.

Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет.

Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия.

Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, Какой бывает музыкальная фактура.

П.И.Чайковского. Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В.Рахманинова. Пространство фактуры.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX – ХХ веков. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал.

Западноевропейская музыка эпохи Возрождения: вилланелла, мадригал, мотет (О.Лассо, Д.Палестрина). Связь профессиональной композиторской музыки с народным музыкальным творчеством и ее своеобразие.

Западноевропейская музыка эпохи Барокко. Тембры – музыкальные краски.Знакомство с творчеством И.С.Баха на примере жанров прелюдии, фуги, мессы.

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Общая характеристика венской классической школы (И.Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен). Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф.Шопен, Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Шуберт, Э. Григ). Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.), соната, симфония и др. Знакомство с оперным жанром в музыке западноевропейских композиторов XIX века на примере творчества Ж.Бизе, Дж.Верди, Дж.Россини. Знакомство с образцами духовной музыки: реквием.

Отечественное и зарубежное музыкальное искусство ХХ века. Традиции и новаторство в творчестве композиторов ХХ столетия. Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки. Тонкая палитра оттенков. По законам красоты.

ОПЫТ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обогащение творческого опыта в разных видах музыкальной деятельности.

Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности; своеобразия исполнительской трактовки. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Пение. Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.

Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражения пластическими средствами, в том числе танцевальными.

Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.

Драматизация музыкальных произведений. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Выбор сценических средств выразительности, поиск вариантов сценического воплощения детских мюзиклов (фрагментов) и их воплощение.

Музыка и современные технологии. Использование информационно-коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на электронных инструментах. Поиск музыкальных произведений в сети Интернет.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

специфику музыки как вида искусства;

возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

основные жанры народной и профессиональной музыки;

многообразие музыкальных образов и способов их развития;

основные формы музыки;

характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь

эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);

сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;

размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.

Литература для учителя.

Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школы. Пособие для учителя. М.: Просвещение.1983.

БезбородоваЛ.А., АлиевЮ.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.:АКАDЕМА. 2002.

Бонфельд М.Ш.Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений:В 2ч.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

ВайнкопЮ.Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов – 8-е изд. – Л.Музыка. 1987Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран.1 Вып. М.1963.

Дмитриева Л.Г.,Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. 3-е изд.М.: АКАDЕМА. 2000.

Затямина Т.А.Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль.- М.: Глобус..2007.

История зарубежной музыки. Выпуск пятый. Конец XIX - начало XX века. Редактор И.Нестеров. М.: Музыка. 1988

Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки.- 3 изд. –М.:Музыка, 1983.

Музыкальное образование в школе. Под ред. Школяр Л.В., М.: АКАDЕМА. 2001.

Музыкальная энциклопедия. В 6-ти тт. Гл. ред. Ю.В.Келдыш. М.:Советская энциклопедия. 1973.

Самарин В.А.Хороведение.2-е изд. М.: АКАDЕМА. 2000.

Способин И.В.Элементарная теория музыки. М.: 1968.

Смирнов И.В.Музыка. популярная энциклопедия. – М.: ТЕРРА – Книжныйклуб.2001.

Смирнова Э.Русская музыкальная литература для VI-VII классов ДМШ под ред. Т.В.Поповой.

Учебно-методическое пособие для подготовки к экзамену в форме компьютерного тестирования для учителей музыки общеобразовательных школ. Рябчикова Е.П.- Н.Новгород. :ООО Типография «Поволжье», 2009.

Литература для учащихся.

Алексеева Л.Н. Музыкально-живописный альбом «Музыка родной природы». – М.: Просвещение, 2001.

Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л., 1991

Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения. М., 1996

Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006

Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989

Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Выпуск 4. Сост. Науменко. М.,1986

Книга о музыке. Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988

Конен В. Дж. Театр и симфония. М., 1975

Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. М., 1959

Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990

Новицкая М. Введение в народоведение. Родная земля. М., 1997

Римский-Корсаков Н.100 русских народных песен. М.-Л., 1991 Рождественские песни. Пение на уроках музыки. Выпуск 1. Сост. Г. Ушпикова.М.,1996

Русское народное музыкальное творчество. Сост. Б. Фраенова. М., 2000

Русское народное музыкальное творчество. Сост. З.Яковлева. М., 2004 Слушание музыки. Для 5-7 классов. Сост. Г.Ушпикова. СПб, 2008

Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М.,2007

Медиаресурсы.

Для учителей.

http://www.sozvezdieoriona.ru/ Сообщество учителей музыки «Созвездие Ориона»

http://mmoum.ucoz.ru/index/polozhenie/0-7 Международное методическое объединение учителей музыки

http://meta-music.ru/ материалы для уроков музыки в школе

Для учащихся.

http://www.chopin.pl — произведения Ф. Шопена

http://gfhandel.org — сайт, посвященный Г.Ф. Генделю

http://www.jsbach.org — сайт, посвященный И.С. Баху

http://www.lvbeethoven.com/Oeuvres/Hess.html - сайт, посвященный Бетховену в разных разделах представлены музыка композитора, большая портретная галерея, включающая и современные портреты, и экслибрисы композитора.

Творчество В.А.Моцарта.

http://www.mozartforum.com/ -

http://www.studio-mozart.com/mozart/.../mp3/index.htm

http://www.netmode.ntua.gr/~ktroulos/music/Mozart/

http://www.stringsinthemountains.org/m2m/1once.htm - мультимедийная биография Моцарта для детей

http://www.asahi-net.or.jp/~rb5h-ngc/ - сайт японского музыковеда с исследованиями о Моцарте

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b7721746v.table - 64 изображения, посвященные творчеству Моцарта: портреты, сцены из опер, памятные места, хранящиеся в национальной библиотеке Франции

http://www.nma.at/german/mozartseiten.htm - ссылки на Интернет-сайты, посвященные Моцарту

http://www.bl.uk/onlinegallery/ttp/ttpbooks.html - дневник Моцарта, хранящийся в британской библиотеке в Лондоне (можно полистать страницы с музыкальными автографами, послушать, как звучат фрагменты нотного текста дневника)

http://www.asahi-net.or.jp/~rb5h-ngc/e/k516f.htm

http://www.mussorgsky.ru/

http://www.senar.ru/ - Рахманинов. Воспоминания и фотографии

http://opera.r2.ru/ - Римский-Корсаков

http://www.rahmaninov.info /

http://www.tchaikov.ru/

http://georgysviridov.narod.ru/ - на сайте представлены музыкальные файлы в форматах mp3 и wav практически всех, выпущенных CD, а также книги «Музыка как судьба» и др.

Федеральный портал «Российское образование»:

http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.73.5 Единый каталог образовательных Интернет-русурсов

http://catalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования

Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:

http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.1.8 – история

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=20 история

Методические материалы:

http://www.km-school.ru/ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://www.uchportal.ru/ Учительский портал методических разработок

http://www.proshkolu.ru/ Интернет-портал Pro Школу.ru

www.uroki.net - Сайт «Uroki.net».

Средства ИКТ

Диск «Современный урок музыки в школе»

Диск «Классическая музыка в современной обработке»

Диск «Музыкальная коллекция «Золотая классика»

Диск «С.С.Прокофьев»

Диск «П.И .Чайковский»

Диск «С.В.Рахманинов»

Технические средства обучения

Компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, демонстрационный экран

Наглядные пособия

Портреты композиторов

Таблицы:

Симфонический оркестр

Медные духовые инструменты

Деревянные духовые инструменты

Ударные инструменты

Оркестр русских народных инструментов

Музыкальные формы в музыке

Средства музыкальной выразительности

Календарно-тематическое планирование

I четверть

Тема урока

Сроки

Реализация содержания (дидактические единицы)

Вводимые понятия

Основные виды деятельности

ЦОР, ЭОР, оборудование

по плану

по факту

1.

Удивительный мир музыкальных образов.

   

П.Булахов «Гори, гори моя звезда», А.Варламов «Красный сарафан», В Гаврилин «Мама».

Музыка как вид искусства.

Интонационно-образная, основа музыки

жанровая, основа музыки.

стилевая основа музыки.

Интонация как носитель смысла в музыке.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

2.

Мир чарующих звуков. Песня – романс.

Входная контрольная работа.

   

М.Глинка «Жаворонок». А.Варламов «Горные вершины». А.Гурилёв «Колокольчик». В.Гаврилин «Мама».

Возможности музыкальных форм (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонического цикла) в воплощении музыкального образа и его развития.

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

3.

Два музыкальных посвящения.

   

М.Глинка. Вальс-фантазия. «Я помню чудное мгновение».

И.Морозов «В горнице».

Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки.

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

4.

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

   

М.Глинка «Вальс-фантазия». И.Морозов «В горнице».

Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности.

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

5.

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

   

С.Рахманинов «Здесь хорошо», И.Морозов «В горнице».

Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Пение, слушание музыки

http://www.lvbeethoven.com/

6.

Музыкальный образ и мастерство композитора.

   

А.Бородин «Песня Галицкого», М.Мусоргский «Песня Варлаама», «Вдоль по Питерской» р.н.п. И.Морозов «В горнице».

Основные виды исполнительской деятельности: пение, игра на музыкальных инструментах и их разновидности.

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

7.

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

   

«Матушка, что во поле пыльно», «На поле утушка купалася» р.н.п., М.Мусоргский «Плывет лебедушка».

Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас, дискант и др.

Пение, слушание музыки

http://www.lvbeethoven.com/

8.

Образы песен зарубежных композиторов.

   

Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера», Ф.Шуберт «Серенада», О.Фельцман «Огромное небо».

Хоры: академический, народный.

Пение, слушание музыки

http://www.lvbeethoven.com/

9.

Старинной песни мир.

Повторение пройденного

   

Ф.Шуберт «Баркарола», «Лесной царь», О.Фельцман «Огромное небо».

Заключительный урок. Повторение.

Виды оркестра: симфонический, камерный, духовой, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр. Характер звучания отдельных инструментов.

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/


 

II четверть.

Тема урока

Сроки

Реализация содержания (дидактические единицы)

Вводимые понятия

Основные виды деятельности

ЦОР, ЭОР, оборудование

По плану

По факту

1.

Народное искусство Древней Руси.

   

Н.Римский-Корсаков «Пляска скоморохов», «Во кузнице» р.н.п.

Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

2.

Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.

   

«Свете тихий» (киевский распев), П.Чесноков «Да исправится молитва моя».

Песенность, напевность как феномен русского народного пения, искусство распева тонов и импровизации. Русская народная музыка и ее основные жанры (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Исполнительские типы художественного общения: «самообщение» («пение для себя»), сказительское (для аудитории), игровое (детское, обрядовое, танцевальное и др.), соревновательное (при активной реакции публики).

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

3.

В.Кикта «Фрески Софии Киевской»

   

В.Кикта «Фрески Софии Киевской». Е.Крылатов «Будь со мною».

Русская народная музыка и ее основные жанры (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

4.

В.Гаврилин «Перезвоны».

   

В.Гаврилин «Перезвоны».

Трудовые песни, былины, лирические песни, частушки.

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

5.

«Небесное и земное» в музыке И.С.Баха.

   

И.С.Бах Органная фуга ре минор, соль минор.

Исполнительские типы художественного общения: «самообщение» («пение для себя»), сказительское (для аудитории),

Пение, слушание музыки

http://www.lvbeethoven.com/

6.

Образы скорби и печали.

   

В.Моцарт Реквием. К.Орф «Кармина Бурана».

Игровое (детское, обрядовое, танцевальное и др.), соревновательное (при активной реакции публики).

Пение, слушание музыки

http://www.jsbach.org

7.

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Повторение пройденного

   

Заключительный урок.

Повторение пройденного.

Слушание и исполнение музыки, выученной в течение четверти.

Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке.

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

III четверть.

Тема урока

Сроки

Реализация содержания (дидактические единицы)

Вводимые понятия

Основные виды деятельности

ЦОР, ЭОР, оборудование

по плану

по факту

1.

Джаз – искусство XX века.

   

Д.Гершвин «Колыбельная», М.Минков «Старый рояль».

Музыкальный фольклор народов России и других стран:интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов;

Пение, слушание музыки

http://www.jsbach.org

2.

Образы камерной музыки.

Промежуточная контрольная работа.

   

Ф.Шопен. Этюд, Прелюдия, Полонез, Мазурка.

Образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов (полька, вальс, полонез, и др.).

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

3.

Инструментальная баллада.

   

В.Моцарт. Рондо.

В.Моцарт. Реквием. Лакримоза.

Вокализ на тему Лакримозы.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX – ХХ веков.

Пение, слушание музыки

http://www.mozartforum.com/

4.

Мелодия угадывает нас самих.

   

П.Чайковский. Щелкунчик.

П.Чайковский. Апрель.

П.Чайковский. Утренняя молитва.

Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев.

Пение, слушание музыки

http://www.tchaikov.ru/

5.

Что такое гармония в музыке.

   

И.С.Бах. Прелюдия.

Г.Струве. Музыка.

Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Пение, слушание музыки

http://www.jsbach.org

6.

Два начала гармонии

   

В.Моцарт. Симфония №40.

Ю.Тугаринов. Весёлая история.

Общая характеристика духовной и светской музыкальной культуры второй половины XVII – XVIII веков:

Пение, слушание музыки

http://www.mozartforum.com/

7.

Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.

   

Ж.Бизе. Кармен. Увертюра.

Праздничный вечер. голланд. н. п.

Влияние западноевропейской музыки на развитие русского музыкального искусства; становление и утверждение светской музыки в русской музыкальной культуре XVII века.

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

8.

Красочность музыкальной гармонии.

   

Н.Римский-Корсаков. Садко.

Шествие чуд морских.

Основные жанры профессиональной музыки: кант; партесный концерт; хоровой концерт.

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

9.

Мир образов полифонической музыки.

   

И.С.Бах. Органная хоральная прелюдия. Камертон. норв.н.п.

В.Моцарт. Да будет мир.

Знакомство с музыкой Д.С. Бортнянского.

Пение, слушание музыки

http://www.mozartforum.com/

10.

Мелодия – душа музыки.

Заключительный урок.

Повторение пройденного

   

Заключительный урок.

Повторение пройденного.

Слушание и исполнение музыки, выученной в течение четверти.

Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы.

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/


 

IV четверть.

Тема урока

Сроки

Реализация содержания (дидактические единицы)

Вводимые понятия

Основные виды деятельности

ЦОР, ЭОР, оборудование

по плану

по факту

1.

Философия фуги.

   

И.С.Бах. Токката и фуга.

Во поле береза стояла. р.н.п.

В сыром бору тропина. р.н.п.

Знакомство с творчеством И.С. Баха на примере жанров прелюдии, фуги, МЕССЫ.

Пение, слушание музыки

http://www.jsbach.org

2.

Какой бывает музыкальная фактура.

   

Н.Римский-Корсаков. Песня Леля

С.Рахманинов. Сирень.

Г.Струве. Пожелание друзьям.

Е.Крылатов. До чего дошёл прогресс.

Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.

Пение, слушание музыки

http://www.senar.ru/

3.

Пространство фактуры.

   

С.Рахманинов. Весенние воды.

Ж.Бизе. Утро в горах.

Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В. Рахманинова.

Пение, слушание музыки

http://www.senar.ru/

4.

Тембры – музыкальные краски.

   

Н.Римский-Корсаков. Шехеразада.

Полёт шмеля. И.С.Бах. Шутка.

С.Рахманинов. Вокализ.

М.Славкин. Скрипка.

Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы

Пение, слушание музыки

http://www.senar.ru/

5.

Соло и тутти.

   

Н.Римский-Корсаков. Три чуда.

Музыканты. Немецкая н. п.

Виды оркестра: симфонический, камерный, духовой, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

6.

Громкость и тишина в музыке.

   

Л.Бетховен. Симфония №6.

И.Брамс. Венгерский танец №1.

Западноевропейская музыка эпохи Барокко.

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

7.

Тонкая палитра оттенков.

   

К.Дебюсси. Лунный свет.

О.Мессиан. Пробуждение птиц.

Характерные черты западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

8.

По законам красоты.

Выходная контрольная работа.

   

К.Сен-Санс. Лебедь.

Т.Альбинони. Адажио.

Характерные черты западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

9.

Какой бывает музыкальная фактура.

Заключительный урок.

Повторение пройденного

   

Заключительный урок.

Повторение пройденного.

Слушание и исполнение музыки, выученной в течение четверти.

Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.

Пение, слушание музыки

http://meta-music.ru/

 

6.Оценочные материалы.

п/п

Контрольная работа

количество

форма проведения

урока в КТП

1

входная

1

тестовая

2

2

промежуточная

1

тестовая

18

3

выходная

1

тестовая

34

Общее количество

3

   

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

1.Как называется вальс М.И.Глинки?

а/ Прощальный вальс

б/ Школьный вальс

в/ Вальс-мечта

г/ Вальс-фантазия *

д/ Вальс-шутка

2. В одном из рассказов К.Паустовского великий норвежский композитор Э.Григ подарил дочери лесничего:

а/ куклу

б/ песню

в/ пианино

г/ концерт для фортепиано

д/ конфеты

3.Какое слово здесь лишнее? Обведи в кружок.

а/ фагот, скрипка, труба, валторна, (балалайка)

б/ баян, гусли, (кларнет), рожок, домра


 

4. Выбери любимые инструменты композиторов и соедини их стрелками:

И.С.Бах 1 скрипка 3

Ф.Шопен 2 орган 1

А.Вивальди 3 фортепиано 2

5. Кто автор музыки «Богатырская симфония»?

а/ М.Мусоргский

б/ П.Чайковский

в/А.Бородин *

г/ Н.А.Римский-Корсаков

6. Может ли музыка воздействовать на человека? Как это происходит?

 

Промежуточный тест по музыке. Контрольная работа №2.

1. Составь из букв фамилию композитора – автора следующих произведений: «К Элизе», «Сурок», «Лунная соната».

Т,Е,Х,Б,В,Н,О,Е

2. Какому месяцу года соответствует название фортепианной пьесы «На тройке» П.И.Чайковского?

а/ сентябрь

б/ октябрь

в/ ноябрь

г/ декабрь

д/ январь

3. Кто из композиторов создал музыкальный образ прекрасной Шехеразады?

а/ М.Глинка

б/ Н.Римский-Корсаков

в/ А.Бородин

г/ М.Мусоргский

д/ П.Чайковский.
 

4.Как называется песня австрийского композитора Ф.Шуберта?

а/ «Лесное эхо»

б/ «Лесной марш»

в/ «Лесная фея»

г/ «Лесной царь»

д/ «Лесной шум»

 

5. Как называется окраска голоса человека или музыкального инструмента?

а/ тембр

б/ темп

в/ динамика

г/ ритм

д/ регистр
 

6. В чём особенность «Музыкального образа?». Какие музыкальные образы произвели на тебя наибольшее впечатление?

 

Итоговая контрольная по музыке.

1. Запиши пары антонимов:

Драма, а капелла, мелодия, аккомпанемент, речитатив, хор, комедия, соло.

2. Соедини слоги в слова:

Ар га Но жор Фу фа Ма ты

3. Составь пары, соедини стрелками.

Джульетта Лель

Людмила Ромео

Золушка Князь Игорь

Снегурочка Принц

Ярославна Руслан

4. Какое имя лишнее? Обведи в кружок.

а/ Ж.Бизе, И.Стравинский, Д.Шостакович, А.Скрябин, С.Рахманинов, С.Прокофьев

б/ П.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, А.Бородин, М.Мусоргский, Ф. Шопен, М.Глинка

5. Как в музыке называется сила звука?

а/ темп

б/ регистр

в/ лад

г/ тембр

д/ динамика

6. Как вы понимаете слова «Современность в музыке»? Какую музыку можно назвать современной?

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.