Министерство образования и науки Кузбасса

Управление образования администрации города Прокопьевска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»



Принята:

на заседании

методического (педагогического) совета

от «____» __________________ 2021 г.

Протокол № ______________________

Утверждаю:

Директор МБОУДО ЦДОД

С.А. Матвеева

_______________ ________________

«____» __________________ 2021 г.



t1644469103aa.gif







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«На пути к выбору»



Возраст учащихся: 15 - 17 лет

Срок реализации: 1 год










Разработчик программы:

Шевелева Анна Юрьевна,

педагог дополнительного

образования







Прокопьевский ГО, 2021




СОДЕРЖАНИЕ


1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


1.1. Пояснительная записка ………………………………………….

3


1.2. Цель и задачи программы ……………………...………………..


5

1.3. Учебный план ……………………….……………………………


6


1.4. Содержание ………………………….…………………………….


6


1.5. Планируемые результаты…………………………………………

13



2.Комплекс организационно-педагогических условий



2.1. Календарный учебный график ………………………………….


14

2.2. Условия реализации программы ……..…………………………


15

2.3. Формы контроля ……………………………………………….


15

2.4. Оценочные материалы …………………………………………..


15

2.5. Методические материалы ………………………………………


16

3.Список литературы ……………………………………………….

21


4.Приложение…………………………………………………………..

22











1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «На пути к выбору» имеет социально-гуманитарную направленность.

Осознанный выбор профессии подростком является следствием решения возрастных задач и преодоления перечисленных трудностей. Формирование внутренней готовности подростка к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке своих профессиональных планов и интересов на основе самопознания, возможно только при условии эффективного психолого-педагогического сопровождения, основанном на взаимодействии и взаимопонимании всех участников образовательного процесса. Актуальность программы.

Учащиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Самопознание и самореализация одна из важнейших целей каждого человека. Система активных методов работы с участниками занятий призваны включить их в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего.

Анализируя ситуацию на рынке труда, мы видим, как важно формировать индивидуальную траекторию жизненного пути. Профессиональное самоопределение молодежи и построение их профессиональной карьеры с учетом их интересов, личностных способностей является важным составляющим их будущего. Работодатели сегодня берут на работу специалистов, способных мобильно, максимально эффективно и гибко выполнять свои профессиональные обязанности. В этой связи возникает необходимость пересмотра работы образовательных учреждений по сопровождению школьников в их профессиональном самоопределении.

Отличительная особенность.

Программа «На пути к выбору» отличается от уже существующих программ в учреждениях дополнительного образования тем, что она носит практико-ориентированный характер.

Программа предполагает психолого-педагогическую, информационно – консультационную поддержку, которая включает следующие мероприятия: диагностика, анкетирование, профессиональные пробы, профориентационные игры, тренинги. Учебный материал программы учитывает потребности рынка труда сегодня и завтра ориентирован на способности, интересы школьников.

Педагогическая целесообразность программы.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она содействует социализации и профессиональному самоопределению учащихся через создание условий, направленных на получение знаний, представлений о себе, собственных ресурсах, интересов и увлечений, представлений о рынке труда и рынке образовательных услуг, а также активизации личностной позиции молодежи в ситуации профессионального выбора.


Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;

Методическими  рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015г.);

Приказом  Министерства  просвещения  РФ «Об  утверждении  Порядка  организации  и  осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам» № 196 от 09.11.2018г.;

Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;

Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» № 740 от 09.04.2019г.;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование», протокол № 37 от 07.12.2018г.);

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Письмом Правительства Кузбасса № И15-26/7645 от 21.07.2021г.

Уровень сложности программы: стартовый.

Программа «На пути к выбору» позволит учащимся получить ответы на вопросы, касающиеся их профессионального самоопределения и принять правильное решение о дальнейшей образовательной траектории и перспективах профессионального становления.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «На пути к выбору» разработана для учащихся школьного возраста (8-11 классы) в возрасте 15–17 лет. Занятия проводятся в разновозрастной группе, численный состав — 20 – 25 человек. Прием учащихся производится на основании письменного заявления родителей. Специальных требований к знаниям, умениям и состоянию здоровья нет.

Срок освоения программы: 1 год обучения, 42 недели, 11 месяцев.

Объем программы – 168 часов.

Режим занятий: периодичность и продолжительность занятий (в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""):

Год

обучения

Продолжительность занятия

Количество

занятий в неделю

Количество

часов в неделю

Количество

часов в год

1

2 часа

2

4

168 часов

Форма обучения: очная.

Виды занятий:

лекции;

диагностика;

анкетирование;

круглые столы;

презентации;

профориентационные игры;

ролевые и деловые игры.


Цель и задачи программы

Цель: оказание эффективной психолого-педагогическую поддержки учащимся в личностном и профессиональном самоопределении.

Задачи:

обучающие:

сформировать четкое понимание необходимости приобретения знаний о своих личностных качествах, внутренних ресурсах, возможностях и способностях;

развивающие:

развивать у обучающихся компетенций профессионального самоопределения в процессе обучения, через активизирующие методики, ролевые и деловые игры, развивающую диагностику;

воспитательные:

воспитывать личностную позицию в ситуации профессионального выбора.


1.3. Содержание программы

Учебный план


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля


всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

Тест

2.

Характеристика

профессий.

18

9

9

Опрос

2.1.

Предмет труда

2

1

1


2.2.

Цель труда

2

1

1


2.3.

Средства труда

2

1

1


2.4.

Условия труда

2

1

1


2.5.

Характер труда

2

1

1


2.6.

Отрасль труда

2

1

1


2.7.

Профессия, специальность, должность

4

2

2


2.8.

Личностный смысл труда

2

1

1


3.

Личностные особенности

38

19

19

Тест

3.1.

Темперамент

4

2

2


3.2.

Самооценка

4

2

2


3.3.

Характер

4

2

2


3.4.

Воля. Волевые качества.

4

2

2


3.5.

Наши эмоции и чувства

2

1

1


3.6.

Тип мышления

2

1

1


3.7.

Что такое мотивация?

2

1

1


3.8.

Как здоровье может влиять на выбор профессии

4

2

2


3.9.

Способность и талант

4

2

2


3.10.

Интересы и склонности

4

2

2


3.11.

IQ

4

2

2


4.

Труд в почете любой, мир профессий

большой!

12

6

6

Опрос

4.1.

Что такое профессия?

4

2

2


4.2.

Какие бывают профессии?

4

2

2


4.3.

Профессии моих родителей.

4

2

2


5.

Разнообразие мира медицинских профессий.

8

4

4

Викторина

5.1.

Кто и как сохраняет наше здоровье.

Профессия врач.

2

1

1


5.2.

Люди в белых халатах. Разнообразие врачебных специальностей.

2

1

1


5.3.

Главный помощник врача - медицинская сестра.

2

1

1


5.4.

Добрый доктор Айболит!

2

1

1


6.

Удивительный мир педагогических профессий.

6

3

3

Опрос

7.

Профессии технической направленности.

16

8

8

Опрос

7.1.

Профессия – инженер. Направления в профессии.

4

2

2


7.2.

Профессии: слесарь, токарь, фрезеровщик.

4

2

2


7.3.

Строительные специальности.

4

2

2


7.4.

Автомеханик.

4

2

2


8.

Профессии нашего региона.

26

13

13

Опрос

8.1.

Нефтяная отрасль.

4

2

2


8.2.

Лесная промышленность.

4

2

2


8.3.

Сфера обслуживания.

4

2

2


8.4.

Частное предпринимательство.

4

2

2


8.5.

Фермерство.

4

2

2


8.6.

Мир рабочих профессий

6

3

3


9.

Профессии XXI века

40

20

20

Опрос

9.1.

Информационные и компьютерные технологии

4

2

2


9.2.

Рекламный бизнес

4

2

2


9.3.

Менеджер

4

2

2


9.4.

Логистик

4

2

2


9.5.

Коучер

4

2

2


9.6.

Мерчандайзер

4

2

2


9.7.

Девелопер

4

2

2


9.8.

Фондовая биржа

4

2

2


9.9.

Промоутер

4

2

2


9.10.

Сейлзменеджер

4

2

2


10.

Итоговое занятие «Моя профессия».

2

0

2

Защита проекта


ИТОГО:

168

83

85




Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: знакомство с программой. Инструктаж по охране труда. Правила пожарной безопасности. Входная диагностика (www.intalent.pro)

Для чего нужно знать свои особенности? Формула выбора профессии «Могу, Хочу, Надо». Что заставляет человека выбирать ту или иную профессию? Личность. Интерес, увлечение, возможность. Талант – это интерес, увлечение, интеллект. Рынок труда сегодня.

Практика: методика «Анкета для выявления готовности к выбору профессии» (В.Б Успенский). "Восьмиугольник основных факторов выбора профессии" (Е.А. Климов) Рефлексия.

Форма контроля: тест.

Раздел 2. Характеристика профессий.

Тема 2.1. Предмет труда.

Теория: понятие, что такое предмет труда.

Практика: создание ситуаций, обсуждение недочетов, игры в профессии.

Тема 2.2. Цель труда.

Теория: понятие, что такое цель труда.

Практика: создание ситуаций, обсуждение недочетов, игры в профессии.

Тема 2.3. Средства труда.

Теория: какими средствами пользуется трудящийся.

Практика: создание ситуаций, обсуждение недочетов, игры в профессии.

Тема 2.4. Условия труда.

Теория: кто создает условия труда.

Практика: создание ситуаций, обсуждение недочетов, игры в профессии.

Тема 2.5. Характер труда.

Теория: характер труда.

Практика: создание ситуаций, обсуждение недочетов, игры в профессии.

Тема 2.6. Отрасль труда.

Теория: отрасль труда.

Практика: создание ситуаций, обсуждение недочетов, игры в профессии.

Тема 2.7. Профессия, специальность, должность.

Теория: что такое профессия, специальность, должность.

Практика: создание ситуаций, обсуждение недочетов, игры в профессии.

Тема 2.8. Личностный смысл труда.

Теория: личностный смысл труда.

Практика: создание ситуаций, обсуждение недочетов, игры в профессии.

Форма контроля: опрос.


Раздел 3. Личностные особенности.

Тема 3.1. Темперамент.

Теория: что такое темперамент.

Практика: тест Шевченко «Определение темперамента». Обсуждение.

Тема 3.2.Самооценка.

Теория: что такое самооценка.

Практика: методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка». Обсуждение.

Тема 3.3. Характер.

Теория: как влияют особенности характера при выборе профессии.

Практика: обсуждение.

Тема 3.4. Воля. Волевые качества.

Теория: что такое воля. Волевые качества.

Практика: обсуждение.

Тема 3.5. Наши эмоции и чувства.

Теория: что такое эмоциональный интеллект. Зачем нужны эмоции.

Практика: тестирование. Обсуждение. Тест Баса-Дарки, модификация Резапкиной Г.В. «Эмоции».

Тема 3.6. Тип мышления.

Теория: понятие: мышление. Какие типы мышления бывают.

Практика: тестирование. Обсуждение. Тест Матвеевой Л.Г. «Тип мышления»

Тема 3.7. Что такое мотивация?

Теория: понятие, виды, общая характеристика.

Практика: обсуждение.

Тема 3.8. Как здоровье может влиять на выбор профессии.

Теория: как здоровье может влиять на выбор профессии. Какие группы здоровья бывают.

Практика: обсуждение.

Тема 3.9. Способность и талант.

Теория: понятие, виды, общая характеристика.

Практика: обсуждение.

Тема 3.10. Интересы и склонности.

Теория: общая характеристика понятий интересы и склонности. Как это влияет на выбор профессии.

Практика: обсуждение.

Тема 3.11. IQ.

Теория: что такое IQ.

Практика: тестирование. Обсуждение.

Форма контроля: тест.


Раздел 4. Труд в почете любой, мир профессий большой!

Тема 4.1. Что такое профессия?

Теория: понятие, общая характеристика, разнообразие мира профессий.

Практика: работа по сайту «Атлас новых профессий».

Тема 4.2. Какие бывают профессии?

Теория: профессии устаревшие, будущие.

Практика: работа по сайту «Атлас новых профессий», эссе

«Кем я хочу стать».

Тема 4.3. Профессии моих родителей.

Теория: призвание, семейные династии в профессии.

Практика: рассказ «Профессии моих родителей»

Форма контроля: опрос.


Раздел 5. Разнообразие мира медицинских профессий.

Тема 5.1. Кто и как сохраняет наше здоровье. Профессия врач.

Теория: понятие, общая характеристика медицинский работник, функции и обязанности.

Тема 5.2. Люди в белых халатах. Разнообразие врачебных специальностей.

Теория: направления в медицине. Особенности профессии – ветеринар.

Практика: профориентационные игры.

Тема 5.3. Главный помощник врача – медицинская сестра.

Теория: понятие, функции, обязанности.

Практика: профориентационные игры.

Тема 5.4. Добрый доктор Айболит!

Теория: понятие, функции, обязанности.

Практика: обсуждение.

Форма контроля: викторина.


Раздел 6. Удивительный мир педагогических профессий.

Теория: профессия педагог, функции и обязанности. Направления в педагогической деятельности. Учитель, преподаватель, методист, педагог-организатор, воспитатель, педагог дополнительного образования – особенности и различия в специальностях.

Практика: презентации «Лучшие учителя», «Мой любимый учитель».

Форма контроля: опрос.


Раздел 7. Профессии технической направленности.

Тема 7.1. Профессия – инженер. Направления в профессии.

Теория: особенности профессий технической направленности.

Профессия – инженер. Направления в профессии.

Практика: беседы со специалистами, игра «Мой завод».

Тема 7.2. Профессии: слесарь, токарь, фрезеровщик.

Теория: профессии: слесарь, токарь, фрезеровщик. Направления в профессии.

Практика: обсуждение.

Тема 7.3. Строительные специальности.

Теория: строительные специальности. Направления в профессии.

Практика: обсуждение. Игра «Мой завод».

Тема 7.4. Автомеханик.

Теория: автомеханик. Направления в профессии.

Практика: обсуждение.

Форма контроля: опрос.


Раздел 8. Профессии нашего региона.

Тема 8.1. Нефтяная отрасль.

Теория: понятие нефтяная отрасль. Функции и обязанности.

Практика: обсуждение.

Тема 8.2. Лесная промышленность.

Теория: понятие лесная промышленность. Функции и обязанности.

Практика: профориентационные игры «Я – предприниматель», «Устройство на работу».

Тема 8.3. Сфера обслуживания.

Теория: понятие сфера обслуживания.

Практика: обсуждение.

Тема 8.4. Частное предпринимательство.

Теория: понятие частное предпринимательство. Функции и обязанности.

Практика: обсуждение.

Тема 8.5. Фермерство.

Теория: понятие фермерство. Функции и обязанности.

Практика: обсуждение.

Тема 8.6. Мир рабочих профессий.

Теория: размышление о рабочих профессиях, о будущем.

Практика: профориентационные игры «Устройство на работу», «Продай мне ручку».

Форма контроля: опрос.


Раздел 9. Профессии XXI века.

Тема 9.1. Информационные и компьютерные технологии.

Теория: понятие информационные и компьютерные технологии.

Практика: работа на сайте «Атлас новых профессий», игра «Похвали себя и соседа».

Тема 9.2. Рекламный бизнес.

Теория: понятие рекламный бизнес. Функции и обязанности.

Практика: работа на сайте «Атлас новых профессий»

Тема 9.3. Менеджер.

Теория: понятие менеджер. Функции и обязанности.

Практика: работа на сайте «Атлас новых профессий»

9.4. Логистик.

Теория: понятие логистик. Функции и обязанности.

Практика: работа на сайте «Атлас новых профессий»

Тема 9.5. Коучер.

Теория: понятие коучер. Функции и обязанности.

Практика: работа на сайте «Атлас новых профессий»

Тема 9.6. Мерчандайзер.

Теория: понятие мерчандайзер. Функции и обязанности.

Практика: работа на сайте «Атлас новых профессий»

Тема 9.7. Девелопер.

Теория: понятие девелопер. Функции и обязанности.

Практика: работа на сайте «Атлас новых профессий»

Тема 9.8. Фондовая биржа.

Теория: понятие фондовая биржа. Функции и обязанности.

Практика: работа на сайте «Атлас новых профессий»

Тема 9.9. Промоутер.

Теория: понятие промоутер. Функции и обязанности.

Практика: работа на сайте «Атлас новых профессий»

Тема 9.10. Сейлзменеджер.

Теория: понятие сейлзменеджер. Функции и обязанности.

Практика: работа на сайте «Атлас новых профессий»

Форма контроля: опрос.


Раздел 10. Итоговое занятие.

Практика: проектная деятельность. Защита проекта «моя профессия».

Форма контроля: защита проекта.


1.4.Планируемые результаты

Обучающие:

обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

Развивающие:

повышение мотивации молодежи к труду, сформирование положительного отношения к труду, как к ценности в жизни;

развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности.

Воспитательные:

воспитание личностной позиции в ситуации профессионального выбора.


Учащиеся будут знать:

понятие сейлзменеджер;

понятие промоутер;

понятие фондовая биржа;

понятие коучер;

понятие логистик;

понятие менеджер;

понятие рекламный бизнес.


Приобретут личностные качества:

целеустремленность;

личностную ответственность;

предприимчивость;

деловитость.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

творческого объединения «На пути к выбору»


Группа

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

Всего уч. недель / часов

всего часов по программе

01.08-07.08.

08.08-14.08.

15.08-21.08.

22.08-28.08.

29.08-05.09.

06.09.– 12.09.

13.09.– 19.09.

20.09. – 26.09.

27.09. – 03.10.

04.10.-10.10.

11.10.-17.10.

18.10.-24.10.

25.10.-31.10.

01.11.-07.11.

08.11.-14.11.

15.11.-21.11.

22.11-28.11.

29.11-05.12.

06.12.-12.12.

13.12-19.12.

20.12-26.12.

27.12.-02.01.

03.12.-09.01.

10.01.-16.01.

17.01.-23.01.

24.01.-30.01.

31.01.-06.02.

07.02.-13.02.

14.02.-20.02.

21.02.-27.02.

28.02.-06.03.

07.03-13.03.

14.03.-20.03.

21.03.-27.03.

28.03.-03.04.

04.04.-10.04.

11.04.-17.04.

18.04.-24.04.

25.04.-01.05.

02.05.-08.05.

09.05.-15.05.

16.05.-22.05.

23.05.-29.05.

30.05.-05.06.

06.06-12.06.

13.06-19.06.

20.06-26.06.

27.06-03.07.

04.07-10.07.

11.07-17.07.

18.07-24.07.

25.07-31.07.


теория

практика


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52


Первый год обучения

1


2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

4

4

4

4

2

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

2

4

4

4

4

4

4

2





42/ 168

83

85


Условные обозначения:

мt1644469103ab.gif ониторинг

кt1644469103ac.gif аникулярный период

вt1644469103ad.gif едение занятий по расписанию

зt1644469103ae.gif анятия, не предусмотренные программой






2.2. Условия реализации программы

Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «На пути к выбору» необходимы следующие материально-технические условия:

Требования к помещению для учебных занятий:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""

- Требования к мебели:

-в кабинете располагаются стулья и учебные столы - количество соответствует количеству учащихся.

Требования к оборудованию:

проектор,

экран,

ноутбук,

комплект наглядных пособий.

Методические условия:

карточки с заданиями,

тематическая литература,

видеоматериалы,

наглядный материал.

2.3. Формы контроля

Промежуточный - проводится по итогам обучения за полугодие. К промежуточному контролю допускаются все учащиеся, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия. Сроки проведения промежуточного контроля декабрь, июнь.

Итоговый - представляет собой оценку качества усвоения учащимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам учебного года. Сроки проведения итогового контроля – июнь.

2.4. Оценочные материалы

Перечень оценочных материалов


Раздел

Диагностический инструментарий

Оценочный материал

1.Вводное занятие.

тест

Тест «Выявление готовности к выбору профессии»

2.Характеристика профессий.

Опрос

Опрос «Предмет, цель, условия, характер труда».

3.Личностные особенности

Тест

Тест «Определение темперамента», «Самооценка», «Эмоции».

4.Труд в почете любой, мир профессий

большой!

Опрос

Опрос «Разнообразие мира профессий».

5.Разнообразие мира медицинских

профессий.

Викторина

Викторина «Парад профессий».

6.Удивительный мир педагогических профессий.

Опрос

Опрос «Особенности и различия в специальностях».

7.Профессии технической направленности.

Опрос

Опрос «Особенности профессий технической направленности».

8.Профессии нашего региона.

Опрос

Опрос «Мир рабочих профессий».

9.Профессии XXI века

Опрос

Опрос «Атлас новых профессий».

10.Итоговое занятие.

Проект

Защита проекта «Моя профессия».


2.5. Методические материалы

1. Дидактический материал


Название раздела/темы

Вид материалов

Название

1.

Вводное занятие.

Учебная презентация. Тест.

Онлайн тесты на определение уровня знаний по профориентации.

2.

Характеристика профессий.

Видеоролики по теме.

Вопросы по теме

3.

Личностные особенности

Учебная презентация.

Тесты.

Тесты (ДДО, Карта интересов,

Опросник Холланда, Художник или мыслитель, Психогеометриче

ский и др.)

4.

Труд в почете любой, мир профессий

большой!

Видеоролики по теме

Беседы. Практические занятия.

Вопросы по теме

5.

Разнообразие мира медицинских

профессий.

Практические занятия. Беседы. Познавательная игра.

Викторина

«Парад профессий»

6.

Удивительный мир педагогических профессий.

Видеоролики.

Учебная презентация.

Беседы.

Вопросы по теме

7.

Профессии технической направленности.

Беседы. Практические занятия.

Учебная презентация.

Вопросы по теме

8.

Профессии нашего региона.

Практические занятия.

Видеоролики.

Учебная презентация.

Вопросы по теме

9.

Профессии XXI века

Видеоролики.

Учебная презентация.

Тесты. Стенд.

Вопросы по теме

10.

Итоговое занятие.

Защита проекта

Проектирование


Методическая продукция

Название раздела/темы

Вид продукции

Название

1

Вводное занятие.

Лекция, инструктаж, беседа

Инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности.

2

Характеристика профессий.

Лекция, беседа, круглый стол, тесты

Создание ситуаций, обсуждение недочетов, игры в профессии

3

Личностные особенности

Лекция, беседа, интерактивное занятие, тесты, игры. Творческие работы (опиши темперамент друга)

Что такое IQ. Что такое эмоциональный интеллект.

4

Труд в почете любой, мир профессий

большой!

Лекции, практические занятия, беседы,

тесты.

Работа по сайту «Атлас новых профессий», рассказ «Профессии моих родителей», эссе

«Кем я хочу стать».

5

Разнообразие мира медицинских

профессий.

Лекции, практические занятия,

беседы, тесты.

Медицинский работник, функции и обязанности. Направления в медицине. Особенности профессии – ветеринар.

6

Удивительный мир педагогических профессий.

Лекции, практические занятия,

беседы, тесты.

Профессия педагог, функции и обязанности. Направления в педагогической деятельности. Учитель, преподаватель, методист, педагог-организатор, воспитатель, педагог дополнительного образования – особенности и различия в специальностях.


7

Профессии технической направленности

Лекции, практические занятия, беседы,

тесты.

Игра «Мой завод».

Особенности профессий технической направленности.

Профессия – инженер. Направления в профессии. Профессии: слесарь, токарь, фрезеровщик. Строительные специальности. Автомеханик.


8

Профессии нашего региона.

Встречи с представителями профессий нашего региона, лекции,

практические занятия.

Игры «Я – предприниматель», «Устройство на работу», «Продай мне ручку».


9

Профессии XXI века

Лекции, практические занятия, беседы, тесты.

Информационные и компьютерные технологии, рекламный бизнес, менеджер, логистик, коучер, мерчандайзер, девелопер, фондовая биржа, промоутер, сейлзменеджер.

10

Итоговое занятие.

Практическая работа

Защита проекта.


3. Электронные ресурсы

Название раздела/темы

Вид ресурсов

Название

1

Вводное занятие.

Сайт skillfolio.ru

«Надпрофессиональные навыки»

2

Труд в почете любой, мир профессий

большой!

Работа по сайту

«Атлас новых профессий»


План воспитательной работы


п/п

Направления воспитательной работы

Название воспитательного мероприятия

Форма проведения

Срок проведения

Ответственный

1.

Гражданско-патриотическое

День солидарности в борьбе с терроризмом

Видео-лекторий

Сентябрь

Шевелева А.Ю.

2.

Экологическое

Помоги птице зимой

Природоохранная акция

Ноябрь

Шевелева А.Ю.

3.

Гражданско-патриотическое

В крещенский вечерок

Чаепитие

Январь

Шевелева А.Ю.

4.

Экологическое

День птиц

Игра

Апрель

Шевелева А.Ю.

5.

Гражданско-патриотическое

Лето в городе моем

Выставка рисунков

Май

Шевелева А.Ю.



Список литературы

Список литературы для педагогов


Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М.:Генезис,2000.

Гуткин М.С., Г.Ф.Михальченко, А.В.Прудило и др. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11-х кл. общеобразоват. учреждений. /Под ред.С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. - М.: Просвещение, 2000.

Детская психодиагностика и профориентация. /Под ред. Л.Д.Столяренко.- Ростов-на- Дону: Феникс,1999.

Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- М.: Издательский центр
«Академия», 2001.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков.- М.: Генезис, 2000.

Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2003.

Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Филимонова О.Г. Психолого-педагогическое сопровождение личностного самоопределения // Ежегодник Российского психологического общества, материалы Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года.- СПб.: Издательство СПбГУ, 2003.

Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию? Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов.- М.: Чистые пруды, 2008.


Список литературы для учащихся


Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии или Путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140с.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М., 2000.

Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. — М., 2005

Смиронова Е.Е. На пут к выбору професии. – Спбю: КАРО, 2003. – 176с.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже.: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.:ВАКО 2006. -288с.

Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007

Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995

Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994

Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 199











Приложение



Контрольно-измерительные материалы


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА

1. Вы неусидчивы, суетливы

Да

Нет

2. Невыдержанны, вспыльчивы

Да

Нет

3. Нетерпеливы

Да

Нет

4. Резки, прямолинейны в обращении с людьми

Да

Нет

5. Решительны и инициативны

Да

Нет

6. Упрямы

Да

Нет

7. Находчивы в споре

Да

Нет

8. Работаете рывками

Да

Нет

9. Злопамятны и обидчивы

Да

Нет

10. Обладаете быстрой, страстной, сбивчивой речью

Да

Нет

11. Неуравновешенны, склонны к горячности

Да

Нет

12. Агрессивны

Да

Нет

13. Склонны к риску

Да

Нет

14. Нетерпимы к недостаткам

Да

Нет

15. Обладаете выразительной мимикой

Да

Нет

16. Способны быстро действовать и решать

Да

Нет

17. Неустанно стремитесь к новому

Да

Нет

18. Обладаете резкими, порывистыми движениями

Да

Нет

19. Настойчивы в достижении поставленной цели

Да

Нет

20. Склонны к резким сменам настроения

Да

Нет

21. Вы веселы и жизнерадостны

Да

Нет

22. Энергичны и деловиты

Да

Нет

23. Часто не доводите дело до конца

Да

Нет

24. Склонны переоценивать себя

Да

Нет

25. Способны быстро схватывать новое

Да

Нет

26. Неустойчивы в интересах и склонностях

Да

Нет

27. Легко переживаете неудачи и неприятности

Да

Нет

28. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам

Да

Нет

29. С увлечением беретесь за дело

Да

Нет

30. Быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать

Да

Нет

31. Быстро включаетесь в новую работу, быстро переключаетесь с одной работы на другую

Да

Нет

32. Тяготитесь однообразием будничной работы

Да

Нет

33. Общительны, отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми

Да

Нет

34. Сохраняете самообладание в неожиданно сложной обстановке

Да

Нет

35. Выносливы и трудоспособны

Да

Нет

36. Обладаете живой, громкой речью, с живыми жестами и мимикой

Да

Нет

37. Обладаете всегда бодрым настроением

Да

Нет

38. Быстро засыпаете и просыпаетесь

Да

Нет

39. Часто не собранны, поспешны в решениях

Да

Нет

40. Склонны иногда скользить по поверхности в делах, отвлекаться

Да

Нет

41. Вы спокойны и хладнокровны

Да

Нет

42. Последовательны и обстоятельны в делах

Да

Нет

43. Оcторожны и рассудительны

Да

Нет

44. Умеете ждать

Да

Нет

45. Молчаливы и не любите попусту болтать

Да

Нет

46. Обладаете спокойной равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики

Да

Нет

47. Сдержанны и терпеливы

Да

Нет

48. Доводите начатое дело до конца

Да

Нет

49. Не растрачиваете попусту сил

Да

Нет

50. Строго придерживаетесь распорядка в жизни, системы в работе

Да

Нет

51. Легко сдерживаете порывы

Да

Нет

52. Мало восприимчивы к одобрению или порицанию

Да

Нет

53. Незлобны, проявляете снисходительность

Да

Нет

54. Постоянны в своих интересах и отношениях

Да

Нет

55. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое

Да

Нет

56. Ровны в отношениях с людьми

Да

Нет

57. Любите аккуратность и порядок во всем

Да

Нет

58. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке

Да

Нет

59. Инертны, малоподвижны, вялы

Да

Нет

60. Обладаете выдержкой

Да

Нет

61. Вы стеснительны и застенчивы

Да

Нет

62. Теряетесь в новой обстановке

Да

Нет

63. Затрудняетесь устанавливать контакт с незнакомыми

Да

Нет

64. Не верите в свои силы

Да

Нет

65. Легко переносите одиночество

Да

Нет

66. Чувствуете подавленность и растерянность при неудаче

Да

Нет

67. Склонны уходить в себя

Да

Нет

68. Быстро утомляетесь

Да

Нет

69. Обладаете слабой, тихой речью, иногда сниженной до шепота

Да

Нет

70. Невольно приспосабливаетесь к характеру человека

Да

Нет

71. Чрезвычайно восприимчивы к порицанию и одобрению

Да

Нет

72. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим

Да

Нет

73. Склонны к подозрительности

Да

Нет

74. Склонны к мечтательности

Да

Нет

75. Болезненно-чувствительны и легко ранимы

Да

Нет



76. Впечатлительны до въедливости

Да

Нет

77. Чрезмерно обидчивы

Да

Нет

78. Скрытны и необщительны

Да

Нет

79. Мало активны и робки

Да

Нет

80. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих

Да

Нет


Результаты теста.

В тесте 4 группы вопросов, в каждой группе 14 утверждений. Первые 14 (с первого по четырнадцатое утверждение) описывают холерический темперамент. Вторая группа, с 15-го по 28-ое утверждение описывает сангвиника. Третья группа, с 29 по 42 – флегматический тип темперамента. И последняя группа, с 43 по 56 утверждение описывает меланхолический темперамент.

Если в какой-то из групп вы получили больше 10 плюсов, то этот тип темперамента у вас доминирующий. Если количество плюсов 5-9, то эти черты выражены у вас в значительной мере. И если положительных ответов меньше 4, то черты такого типа темперамента слабо выражены.


МЕТОДИКА ДЕМБО РУБИНШТЕЙНА: ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ

Методика Дембо-Рубинштейн позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с помощью отметок испытуемого на определенных шкалах. Человеку дается бланк методики, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется не классическая методика Дембо-Рубинштейн.

Модификация Прихожан этой методики используется в последнее время в различных образовательных учреждениях и на производстве. Измененная методика А. М. Прихожан содержит в себе 7 шкал (в отличие от 4-х первоначальных). Автор модификации добавила такие шкалы, как "умение что-то делать своими руками", "внешность", "признание сверстников", а также изменила шкалу "счастье" на "уверенность в себе". Инструкция к проведению исследования.


t1644469103af.jpg


Человек может понять, что необходимо сделать в тесте, прочитав инструкцию. В ней говорится о том, что каждый имеет возможность оценить свои способности, черты характера, возможности и так далее. Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы, на другом конце - максимальные 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой "-" уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком "х" тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость.

Шкалы в тесте Методика Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы: здоровье; способности и ум человека; его характер; пользуется ли он авторитетом у сверстников; умение делать что-то самостоятельно, своими руками; уверенность в себе; внешность человека.



t1644469103ag.jpg

Методика подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу - "здоровье". Модификация методики Дембо-Рубинштейн предполагает затрату времени на выполнение тестового задания от 10 до 12 минут.

Анализ результатов При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм - 48 баллов). Методика Дембо-Рубинштейн позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личностных притязаний. Этот показатель определяется при измерении количества баллов от "0" до "х". Соответственно, уровень самооценки на конкретной шкале можно измерить от "0" до "-". Далее необходимо вычислить расстояние от "х" до "-". Если наблюдается такая ситуация, при которой уровень притязаний ниже личностной самооценки, баллы выражаются в отрицательных числах. Затем происходит подсчет баллов и определение самооценки. Методика Дембо-Рубинштейн легка в обработке, поэтому очень часто применяется. Но специалисты практически всегда используют ее в модификации Прихожан.

Расшифровка показателей Для определения уровня двух исследуемых характеристик личности подсчитывается суммарный бал соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейн максимально точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.

Показатели уровня притязаний. Адекватный - 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности. Высокий - 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики. Низкий - ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.

Уровень самооценки. Адекватная - 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам. Завышенная - 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как "закрытость для опыта", то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей. Заниженная - менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в

собственных возможностях и "защитной" неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту "недооценку", чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.

ТЕСТ ЭМОЦИЙ (ТЕСТ БАССА-ДАРКИ В МОДИФИКАЦИИ Г.В.РЕЗАПКИНОЙ)

Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия В данной модификации исключена шкала Чувство вины, убраны двойные отрицания, упрощены формулировки, дана текстовая (популярная) интерпретация.


НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Диагностика различных форм агрессивного поведения.

Инструкция к тесту

Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте утверждения. Если вы реагируете похожим образом, отметьте в бланке номер вопроса. (Ответьте "Да" или "Нет" на следующие вопросы).


ТЕСТ

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.

Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.

Мне не раз приходилось драться.

Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.

Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.

Я думаю, что многие люди не любят меня.

Я требую, чтобы люди уважали мои права.

Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.

Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.

Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.

Меня легко обидеть.

Многие люди мне завидуют.

Если я злюсь, я могу выругаться.

Если не понимают слов, я применяю силу.

Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.

Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.

Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.

Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.

На удар я отвечаю ударом.

В споре я часто повышаю голос.

Я раздражаюсь из-за мелочей.

Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.

Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.

У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.

Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.









ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ф

1

8

15

22

29

К

2

9

16

23

30

Р

3

10

17

24

31

Н

4

11

18

25

32

О

5

12

19

26

33

П

6

13

20

27

34

С

7

14

21

28

35









За каждое совпадение с ключом начисляется (1) один балл. Совпадением с ключом считается ответ ―Да‖ на вопросы, в вышеприведенной таблице.


Интерпретация результатов теста

Средний уровень агрессии равен (3) трем баллам. Если показатели испытуемого превышают это значение, можно говорить о выраженности одной из следующих форм агрессивного поведения:

Физическая агрессия (Ф): вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.

Косвенная агрессия (К): конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.

Раздражение (Р): плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется см. «физическая и косвенная агрессия».

Негативизм (Н): реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.

Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

Словесная агрессия (С): за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.


Тест основан на самооценке. Его точность зависит от вашей откровенности. Если у вас повышенный уровень агрессии, возможно, ваша энергия и пробивные способности помогают вам достигать своих целей. Но задумайтесь, какую цену вы платите за свои победы. Довольны ли вы своими отношениями с другими людьми? Агрессивный стиль поведения разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты. Вам необходимо учиться контролировать свои эмоции. Если это трудно, попробуйте направить их в мирное русло – спорт, творчество.


Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением – то есть все профессии, связанные с людьми. Даже обращение с животными требует умения контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение. Низкие значения по этому тесту (точки расположены ниже пунктирной линии) свидетельствуют о вашей деликатности, уступчивости и бесконфликтности. Однако вам может не хватать упорства в достижении своих целей и отстаивании своей позиции.


ТЕСТ НА МЫШЛЕНИЕ И КРЕАТИВНОСТЬ. ОПРОСНИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ И УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ. Диагностика по методике Дж. Брунера.

Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет «–».

Тестовый материал.

Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).

Я люблю настраивать программы для компьютера.

Я люблю читать художественную литературу.

Я люблю живопись (скульптуру).

Я не предпочел(а) бы работу, в которой все четко определено.

Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.

Я люблю шахматы, шашки.

Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.

Я люблю и понимаю абстрактную живопись.

Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.

Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.

В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.

Я люблю посещать зрелищные мероприятия.

Мне не нравится регламентированная работа.

Мне нравится что-либо делать своими руками.

В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.

Я придаю большое значение форме выражения мыслей.

Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.

Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.

Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.

Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.

Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

Люблю фантазировать.

Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.

Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.

Мне нравятся художественная литература.

Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.

Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

Истинно только то, что можно потрогать руками.

Я предпочитаю точные науки.

Я за словом в карман не лезу.

Люблю рисовать.

Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация.

Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.

Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.

Мне нравится читать стихи вслух.

Я согласен(а) с утверждением, что красота спасет мир.

Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.

Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.

Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.

Люблю поэзию.

Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.

Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.

Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.

Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.

Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.

Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.

Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.

Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.

Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.

Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.

Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.

Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

Люблю писать письма.

Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.

Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.

В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.

У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.

Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.

Я легко могу представить в образах содержание услышанного.

Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.

Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.

Не могу не поделиться только что услышанной новостью.

Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.

Мне нравится работа дизайнера.

При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.

Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.

Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.

Меня привлекает работа художника-оформителя.

Не люблю ходить одним и тем же путем.


Ключ к Тесту на мышление и креативность. (Опросник Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методике Дж. Брунера.) Обработка и анализ данных проводится следующим образом: подсчитывается сумма «+» по каждому столбцу.


Предметное

мышление

Символическое

мышление

Знаковое

мышление

Образное

мышление

Креативность

1 6 11

16 21

26 31

36 41

46 51

56 61

66 71

2 7 12 17 22

27 32 37 42

47 52 57 62

67 72

3 8 13 18 23

28 33 38 43

48 52 58 63

68 73

4 9 14 19 24

29 34 39 44

49 54 59 64

69 74

5 10 15 20

25 30 35 40

45 50 55 60

65 70 75

сумма =

сумма =

сумма =

сумма =

сумма =


Интерпретация результатов Теста на мышление и креативность. (Опросник Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методу Дж. Брунера.) Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала: низкий уровень (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов) Предметное мышление. Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции. Символическое мышление. Люди с математическим складом ума отдают

предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами. Знаковое мышление. Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Образное мышление. Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе. Креативность - творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов, поощряется к формулировка множества вопросов.


ТЕСТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТИ К ОБЩЕНИЮ


Инструкция:

С помощью приведенной ниже анкеты определите свою способность к общению (коммуникативные способности).

Для этого быстро и точно ответьте на все вопросы. Ответы могут быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет).


Много ли у вас друзей?

Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?

Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми?

Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

Трудно ли вам включаться в новые компании?

Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

Любите ли вы участвовать в коллективных играх

Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

Верно ли, что у вас много друзей?

Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?


Каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл. Подсчитайте общий результат.

Если вы набрали менее 10 баллов, уровень развития у вас коммуникативных способностей низкий, вы скорее всего замкнутый, необщительный человек, с трудом знакомитесь с людьми и не стремитесь к этому. 10-13 баллов - средний уровень; 14 баллов и более - высокий. В таком случае для вас одна из радостей в жизни - общение, окружающие ценят в вас энергию, способность вести диалог и др.


ТЕСТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ


Подчеркните ―да‖, если вы согласны, или ―нет‖, если не согласны с утверждением:

Мне кажется трудным подражать другим людям. ДА, НЕТ.

Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. ДА, НЕТ.

Из меня мог бы выйти неплохой актер. ДА, НЕТ,

Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле. ДА, НЕТ.

В компании я редко оказываюсь в центре внимания. ДА, НЕТ.

В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по- разному. ДА, НЕТ.

Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. ДА, НЕТ.

Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть. ДА, НЕТ.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. ДА, НЕТ.

Я всегда такой, каким кажусь. ДА, НЕТ.


Начислите себе по одному баллу за ответ ―нет‖ на вопросы 1, 5 и 7 и за ответ ―да‖ на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла - у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас ―неудобным‖ в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения в ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

АНКЕТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ.

Инструкция: Ответьте на вопросы предлагаемой анкеты по профессиональному самоопределению.

1.Выбрали ли вы свою будущую профессию?

2.Назовите выбранную вами профессию.

3.Если вы еще не выбрали профессию, то какие профессии вам нравятся?

4.Ваши намерения после окончания школы:

а) Буду работать.

б) Попробую поступить в техникум, ПТУ, ВУЗ. в) Затрудняюсь ответить.

5.Назовите источники ваших знаний о профессии.

6.По какому профилю вы собираетесь продолжить трудовое обучение в старших классах?

7.Почему вы выбрали именно этот профиль обучения?

8.Как вы связываете профиль трудового обучения со своей будущей работой?

а) Буду работать по этой специальности.

б) Постараюсь приобрести похожую специальность. в) Буду учиться по родственной специальности.

г) Буду учиться по этой специальности.

д) Выберу другую специальность. е) Затрудняюсь ответить.

9.Хотели бы вы изменить профиль трудового обучения? а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

10.Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии? а) Не вижу в этом необходимости.

б) Хотелось бы что-нибудь сделать, но не знаю, с чего начать. в) Частично готовлюсь.

г) Да, готовлюсь к будущей профессии.

11.Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажите, каким образом вы это делаете.

12. Если бы вам представилась возможность, выбрали бы вы вновь тот же профиль трудового обучения?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

13.Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать?

14.Какими из этих качеств вы обладаете?

15.Что вы могли бы порекомендовать прочесть о выбранной вами профессии?

16.Нравится ли вам профиль вашего трудового обучения? а) Очень нравится.

б) Скорее нравится, чем не нравится. в) Отношусь безразлично.

г) Скорее не нравится.

д) Совершенно не нравится.

е) Не могу сказать.

16. Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать?

С.С. Гриншпун доктор педагогических наук

ТЕСТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Отметьте в листе ответов знаком ―+‖ те номера мотивов, которые имеют для Вас значение при выборе профессии.

Перечень мотивов:


Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются особенности специалиста в избираемой профессии.

Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

Влияние родителей, друзей и знакомых.

Желание приобрести материальную независимость от родителей.

Хорошая успеваемость в школе по предметам, связанным с данной сферой деятельности.

Желание оказать помощь другим лицам

Привлекает индивидуальная работа.

Мечта заниматься творческой работой,желание открыть новое и неизведанное.

Уверенность, что выбранная сфера трудовой деятельности соответствует Вашим способностям.

Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

Стремление сделать свою жизнь насыщенной,интересной, увлекательной.

Возможность проявить самостоятельность в работе.

Привлекает предпринимательская деятельность.

Необходимость материально помогать семье

Желание приобрести опыт работы в хозрасчетном объединении.

Интерес к деловым контактам с людьми.

Привлекают условия работы по профессии.

Желание работать в престижном месте.

Стремление к руководящей работе.

Влияние средств массовой информации.

Желание приносить пользу людям.

Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.

Привлекают внешние стороны профессиональной деятельности.


ВИКТОРИНА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ


Парад профессий (познавательная игра для учащихся 9-11 классов и учителей)

Цель: расширить представления учащихся об огромном и многообразном мире профессий. Четыре команды по 7 человек: команды учащихся 9,10,11 кл. и учителей. Если не смогут ответить команды, то шанс получить жетон есть у зрителей.

За каждый правильный ответ –1 балл.

Анаграммы-профессионалы

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий. (на доске)

РВАЧ = В - - - (мед.работник)

СОПЛО = П – - - - (дипломатический представитель)

ТЁРКА = А (театральная и кинематографическая профессия)

ДЕКОР = Д (портовый рабочий)

ФИАКР = Ф (волшебная цирковая профессия)

КУЛОН = К (весѐлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М («разноцветный» рабочий)

АЛЬКОВ = К (мастер ручной ковки)

АВДОТКА = А (юридическая профессия)

СТАРИНА = С (младший мед. работник)

ТРАВИНКА = А (продавец старины)

КРЕДИТОР = Д (руководитель предприятия)

ТОМАТ + ГОЛОС = С (зубной врач)

БАНЩИК + РАБА = Б (ударная профессия)

РИСК + ПАЧКА = С (женщина-музыкант)

АД +МИНИСТР + РОТА = А (руководящее должностное лицо)

Омонимы профессионалы

Задание: отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых – название профессии. Кто быстрее поднимет сигнал готовности – тот первым и отвечает.

Не только аварийная машина, но и уборщица в учреждении. (Техничка)

Не только бытовой прибор для обработки паркетных полов, но и работник, занимающийся натиркой таких полов. (Полотѐр)

Не только вещество, хорошо проводящее эл.ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон. (Проводник)

не только справочник о каком-либо историческом месте, музее, но и прежнее устаревшее название гида. (Путеводитель)

Не только человек, прислуживающий игрокам на бильярде и ведущий счѐт, но и цветной фломастер для нанесения отметок в тексте. (Маркер)

Не только передовой работник, добивающийся высоких результатов в труде, но и музыкант, играющий на ударном инструменте. (Ударник)

Не только сто рублей, но и придворный чин на Руси до 17 века. (Стольник)

Не только многолетняя медоносная трава семейства розоцветных, но и торговец мукой и зерном в прежнее время. (Лабазник)

Не только плоский чемоданчик для бумаг и книг, но и специалист в области внешних отношений. (Дипломат)

Не только детская игра, включающая в себя набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий. (Конструктор)

Не только консервирование в солѐном растворе, но и дипломатический представитель высшего ранга. (Посол)

Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения математической функции, но и художник, рисующий карандашом и тушью. (График)

Не только один из двух стеклоочистителей автомобиля, но и профессионал, отвечающий за порядок и чистоту во дворе и на улице. (Дворник)

Не только учѐный-физик, но и специалист, занимающийся наблюдением за работой машин. (Механик)

Не только литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений, но и специалист по раскрытию уголовных преступлений. (Детектив)

Профессии- синонимы.

Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий. Команды поочерѐдно друг за другом выполняют задание (на раздумывание времени не даѐтся) Педагог - …(учитель, преподаватель), врач - …(лекарь, доктор), стоматолог - …(дантист, зубной врач), портной, портниха - …(швец, швея), сторож -… (охранник), воспитатель -

…(наставник), лѐтчик - …(пилот), космонавт - ….(астронавт), шофѐр -….(водитель), голкипер-… (вратарь), солдат - ….(военный), менеджер -…. (управленец), парикмахер -

….(цирюльник), дрессировщик -…(укротитель), фокусник -…(иллюзионист, факир), художник -…(живописец), экскурсовод -…(гид), паяц -…(клоун), дровосек -…(лесоруб), балетмейстер -…(хореограф), кельнер -…(официант), адвокат -…(защитник), государственный обвинитель-…(прокурор), толмач - …(переводчик), секьюрити -

…(охранник), вокалист -….(певец), каскадѐр -…(трюкач).

ОН-ОНА

Задание: вам необходимо на прочитанные утверждения либо согласиться, либо нет.

Она - балерина, он балерун. (Нет, танцовщик).

Она стюардесса, он – стюардесс. (Нет, стюард).

Она конькобежка, он – конькобегун. (Нет, конькобежец).

Она доярка, он – подойник. (Нет, дояр).

Она швея, он швец. (Да, это устаревшее, сейчас портной).

Она медсестра, он медбрат. (Да).

Он профессор, она профессура. (Нет, она тоже профессор).

Он кузнец, она кузница. (Нет, тоже кузнец).

Он- певец, она певица. (Да)

Он – водолаз, она – водолазка. (Нет, тоже водолаз. Водолазка – свитер с высоким воротом).

Он истопник, она истопница. (Нет, истопница).

Он рыбак, она рыбачка. (Да).

Он- моряк, она морячка. (Да).

Он матрос, она матроска. (Нет, тоже матрос).

ОН лифтѐр, она лифтѐрша. (Да).

Он штукатур, она – штукатурка. (Нет).

Он каменщик, она каменка. (Нет, каменщик).

Он гимнаст, она гимнастѐрка. (Нет, гимнастка).

Он мельник, она мельница. (Нет, мельник).

Он музыковед, она музыковедьма. (Нет, музыковед).

ТЕСТ

Задание: поднять карточку с номером правильного ответа.

Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремѐсла?

Джанни Родари; - Вл. Маяковский; - А. Барто; - С. Михалков.

Кто на съѐмках кинофильма вместо актѐра прыгает из окна третьего этажа дома?

гримѐр; - режиссѐр;- каскадѐр; - сценарист

Где работают крупье?

-на конюшне; - на мельнице; - на бирже; - в казино.

Где работает брокер?

в банке; - на бирже; - на базаре; - на ипподроме.

Представители какой профессии в давние времена заменяли врачей?

кузнецы; - алхимики; - цирюльники; - портные.

Кто в больнице погружает в глубокий сон пациентов?

физиотерапевт; - анестезиолог; - рентгенолог; - гипнотизѐр.

Кто надевает во время работы самый дорогой в мире костюм?

лѐтчик; - автогонщик; - аквалангист; - космонавт. (цена около 9 миллионов долларов)

Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?

полотѐр; -учитель; (сокращѐнно от «школьный работник») - посудомойка; - сторож.

Кто из перечисленных лиц не работает в худ.музее? - хранитель; -реставратор;

экскурсовод; - ресторатор. (занимается ресторанным бизнесом).

Что делает визажист?

визы; - макияж; -пластические операции; - художественные фотографии.

Кто такой статист? - специалист по статистике; - человек со статной фигурой; - автор газетных и журнальных статей; - актѐр, исполняющий второстепенные роли.

Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

тамада; - конферансье; - диктор; - спикер.


6. ПРОФИ-ВИКТОРИНА залом)

Задание: По очереди команды отгадывают вопросы-загадки. 1. Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер), 2. Как звали первую женщину – лѐтчицу? (Баба-Яга), 3. Кого и жарким летом можно увидеть на катке? (асфальтоукладчика), 4. Кто на работе играет и получает за это зарплату, а не выговор? (актѐр, музыкант), 5. Архивариус – это имя бога или профессия? (профессия – кладовщик документов), 6. Какую профессию и на какую поменял Иван Васильевич в известном советском фильме «Иван Васильевич меняет профессию»? (Домуправа, или управдома, нп царя), 7. Представители какой профессии не обидятся, если им скажут: «Ваше место в яме»? (музыканты – в оркестровой яме). 8. Что изучает селенолог

– химический элемент селен и его соединения или Луну? (Луну) 9. Этот великий россиянин освоил более 15 профессий. (Пѐтр Первый) 10. Кто обслуживает корову и ЭВМ? (оператор) 11.Как называют и парфюмера, составляющего духи, и человека, сочиняющего музыку? (композитор) 12.Как иначе называют коллегу по работе? (сослуживец) 13. Без чего не могут обойтись охотники, математики и барабанщики? (без дроби) 14. кем по профессии был герой киноленты «Белое солнце пустыни» Верещагин, исполнивший в фильме песню «Ваше благородие…»? (таможенник) 15. Кем по профессии был Вакула из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (кузнецом) 16. Назови орудие труда оперного певца. (голос) 17. Что делает вокалист? (поѐт)

18.Как в прошлом называли слугу в трактире – половой или посудный? (половой) 19. название какой профессии в переводе с греческого означает «звѐздный мореплаватель»? (астронавт) 20. Степлер – это человек, танцующий чечѐтку или канцелярская принадлежность? (канц.принадлежность) - Подсчитаем жетоны. Выявим команду-знатока по профессиям. Среди зрителей определим лучшего знатока









.



13



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.