Программа педагога дополнительного образования по тестопластике

3
1
Материал опубликован 6 December 2019

МКОУ Тогучинского района “Буготакская средняя школа”


ПРИНЯТО Утверждаю

Протокол педагогического совета директор школы_______________

«28» августа 2019 г № 1 Ю.Г.Ирышкова________________

Приказ от «29» августа 2019 г № 115









Рабочая программа педагога дополнительного образования

Сульгиной Татьяны Николаевны

по художественно-эстетическому развитию

кружка по тестопластике «Юные скульпторы»

на 2019-2020 учебный год




















С.Буготак

СОДЕРЖАНИЕ

Введение стр.3

Целевой раздел стр.4

Пояснительная записка стр.4-8

Принципы и подходы стр.8

Значимые для разработки и реализации РП характеристики стр. 11-13

Планируемый результат стр.13-17

Организационный раздел стр.17

Содержательный раздел стр.19-20

Формы, способы, методы и средства реализации РП стр.20.24

Методы обеспечения стр.24-25

Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Стр. 25

Тематическое планирование стр.26-34

Календарно тематическое планирование ОД дополнительного образования по тестопластике «Юные скульпторы» стр. 34-37

Календарно-тематическое планирование работы с родителями стр.38

Календарно-тематическое планирование работы с педагогами стр.39

Краткая презентация РП (дополнительный раздел) стр.40

Используемая литература стр.41









Введение

Тестопластика приносит много радости дошкольникам. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку тестопластика является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству.

Тестопластика помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Она учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Образовательная деятельность по тестопластике предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Каждый ребенок рождается скултьптором. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.

Целостность тестопластики заключается в отражении своего внутреннего мира, в отношении к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Рабочая программа представляет собой детально разработанную систему с детьми в ОД по тестопластике в условиях дошкольных групп. В программе сформулированы общие развивающие и обучающие цели, развернуты специальные задачи по использованию нетрадиционных техник тестопластики, содержится подробное календарно-тематическое планирование, спланированы реальные результаты, которых могут достигнуть дети.

Список используемых сокращений:

ЗПР – замедленное психическое развитие.

МКОУ (ДОУ) – муниципальное казенное общеобразовательное учреждение.

ООП ДО – основная образовательная программа дошкольного образования.

РП – рабочая программа.

СанПин - санитарно - эпидемиологические правила и нормативы.

ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года).

ОД-образовательная деятельность.


Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Цели и задачи реализации Рабочей программы.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Тестопластика стала популярным видом творческого досуга. Эта образовательная деятельность невероятно увлекает, ведь соленое тесто-очень доступный и простой материал в работе . Готовые изделия из него получаются прочными долговечными. Вместе с детьми можно смастерить замечательные игрушки, которые доставят массу удовольствия и не принесут вреда, ведь этот материал совершенно безопасен и невкусен. Попробовав соленое тесто однажды, ребенок больше не захочет брать его в рот.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Тестопластика является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе тестопластики у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: мелкая моторика ребенка, а также его мышление и воображение.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что тестопластика– творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

В образовательной деятельности дополнительного образования «Юные скульпторы» в МКОУ Тогучинского района «Буготакская средняя школа» дети занимаются техникой тестопластики.

Каждый из видов художественной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий, не основываясь на традиции. Нетрадиционные техники тестопластики демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционная тестопластика доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Использование художественного, бросового, природного материалов и креативных технологий в создании творческих работ позволяют увидеть удивительное рядом, посмотреть на мир другими глазами. Образовательная деятельность, основанная на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник тестопластики, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в тестопластике также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Тестополастика - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Лепка из теста расковывает ребенка, позволяет почувствовать предметы, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной Программы.

Рабочая Программа определяет цели, задачи создания и реализации деятельности образовательного процесса по тестопластике МКОУ Тогучинскрого района «Буготакская средняя школа» .

РП образовательной деятельности по тестопластике разработана в соответствии с нормативными документами, на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, развитие личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у дошкольников патриотизма, активной жизненной позиции, творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям.

Цель программы: вызвать интерес у детей к лепке, развитие творческих способностей, мелкой моторики, создание целостного образа.

Работа в ОД строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

Интеграция с другими образовательными областями:

1. Социально — коммуникативное развитие:

развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

2. Познавательное развитие:

сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере творчества; формирование элементарных математических представлений: ОД по тестопластике способствует усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением предметов, объектов.

3. Речевое развитие:

практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: загадок; развитие связной и монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей; развитие коммуникативной функции речи: на ОД используется прием комментированной тестопластики; в процессе обыгрывания сюжета и самой тестрпластики ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе лепки обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря.

4. Художественно — эстетическое развитие:

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; изготовление скульптур по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; лепка пригласительных билетов, использование лепки в оформлении к праздникам, развлечениям; музыкотерапия – прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; лепка по передаче восприятия музыкальных произведений; музыкальное оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

5. Физическое развитие:

развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:

ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки;

осваивать навыки рационального дыхания с помощью дыхательных упражнений;

использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук, для концентрации внимания и усидчивости, подготовка руки к письму и работе на компьютере (с мышкой).

Для достижения поставленных целей Программа ставит следующие задачи:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно — образовательного процесса;

творческая организация воспитательно — образовательного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольных групп и семьи.

В Рабочей Программе ОД по тестопластике эти задачи, имеющие первостепенное значение, дополняются с учетом конкретных целей:

Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками тестопластики, многообразием художественных материалов.

Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; обучать детей приемам нетрадиционной техники тестопластики и способам изображения с использованием различных материалов.

Создавать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Развивать творческие способности и воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

Пробуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционной тестопластики.

Знакомить детей с художественным искусством тестопластики (панно, графикой, скульптурой, дизайном), учить понимать выразительные средства искусства.

Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений, развивать художественный вкус.

Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.

Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Формировать умение оценивать созданные скульптуры.

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.

Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

Поддерживать потребность в самоутверждении.

Создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к дружескому общению, обмену знаниями, общению со сверстниками, работа в коллективе.

Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Развивать интерес к тестопластике.

Развивать речь и пополнять словарный запас детей, знакомить с поговорками, пословицами, потешками, песенками, стихами, загадками по теме задания.

Решение поставленных в Рабочей Программе целей и задач возможно только при систематической и целенаправленной поддержке различных форм детской активности и инициативы.

Принципы и подходы к формированию Рабочей Программы.

Рабочая Программа дополнительного образования по тестопластике «Юный скульптор» разработана на основе ООП ДО и содержит в себе обязательный минимум содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта.

РП ориентирована на обеспечение становления личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, что соответствует современной научной « Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. РП построена на позициях гуманно — личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Главный критерий отбора материала для ОД в дополнительном образовании — его воспитательная ценность и возможность развития всесторонних способностей ребенка (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).

Данная программа составлена с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой, и парциональных программ и технологий, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении.

Рабочая Программа построена на позициях гуманно — личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств.

При разработке РП опорой являлись лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность, комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

РП строится на следующих общеобразовательных принципах:

-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

-принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;

-сочетание принципов научной обоснованности и практической применяемости;

-принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые в развитии дошкольников качества;

-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- комплексно — тематический принцип построения образовательного процесса;

- принцип решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;

- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

- принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

- принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными группами и между дошкольными группами и начальной школой;

- принцип систематичности и последовательности: постановка задач воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.

В Рабочей Программе представлены и принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей детей;

- принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом;

- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

- принцип культурного обогащения содержания тестопластики, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

- принцип интеграции различных видов тестопластики и художественной деятельности;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего);

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта; - принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного образа;

- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. И РП не противоречит этому принципу.

Значимые для разработки и реализации РП характеристики.

В старшем возрасте у дошкольников продолжает развиваться образное мышление; развиваются и совершенствуются навыки обобщения и рассуждения, что является основой словесно — логического мышления, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Внимание в этом возрасте становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Восприятие у старших дошкольников характеризуется анализом сложных форм объектов, развиваются причинное мышление, воображение, образ Я.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Старший возраст у дошкольников — это возраст наиболее активного составления скульптур. Скульптуры могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Продолжает совершенствоваться восприятие формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные фигуры но и форму прямоугольников, овалов, треугольников; воспринимают величину объектов.

Скульптуры приобретают сюжетный характер, образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые в тестопластике, становятся сложнее, скульптурки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

Более явными становятся различия между скульптурами мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия, а девочки — женские образы и бытовые сюжеты (мама и дочка, комната).

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно - творческие способности в тестопластике.

Рабочая Программа дополнительного образования позволяет развивать у детей художественные способности, знакомит их с волшебным и загадочным миром тестопластики.

Актуальность Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит тестопластике. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов тестопластики, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои скульптуры. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость Программы заключается в том, что нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Тестопластика - увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться, настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

Педагогическая целесообразность РП. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в тестопластике стало понятно, что стандартных наборов материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники тестопластики дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных тестотехнологий.

Все ОД в разработанной Программе носят творческий характер.

Проведение ОД с использованием нетрадиционных техник по этой Программе:

- развивает уверенность в своих силах;

- способствует снятию детских страхов;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами;

- развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

- во время работы дети получают эстетическое удовольствие;

- формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу тестопластики

Новизной и отличительной особенностью РП дополнительного образования «Юные скульпторы» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционной тестопластики. Нетрадиционная тестопластика доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.

Планируемые результаты освоения Рабочей Программы.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования — это социально — нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Они базируются на ФГОС ДО и целях и задачах программы «От рождения до школы».

В связи с тем, что Рабочая Программа дополнительного образования по тестопластике «Юные скульпторы» разработана для старших и подготовительных дошкольников, здесь даются целевые ориентиры для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста:

- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно — исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

- Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятыми другими.

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными видами и формами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

- У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Во взаимоотношениях с взрослыми и детьми, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

- Проявляет ответственность за начатое дело.

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно — следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.

- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения,

имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Идея Рабочей Программы дополнительного образования состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях – восприятии, исполнительства, творчества – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.

Планируемые результаты освоения Рабочей Программы дополнительного образования по тестопластике «Юные скульпторы»:

- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

- Субъективная новизна, оригинальность и вариантность как способов решений творческой задачи, так и результата детского творчества.

- Получение первых представлений о средствах художественной выразительности в различных материалах и техниках.

- Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.

- Выявление и осознание ребенком своих способностей.

- Индивидуальный «почерк» детской продукции.

- Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественной выразительности.

- Способность к интерпретации художественных образов.

- Расширение и обогащение художественного опыта.

- Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе тестопластики.

- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

- Приобретение интерактивных качеств: инициативности, самостоятельности, любознательности, наблюдательности, воображения, фантазии, образного мышления, склонности к экспериментированию, способности к принятию решений.

- Развитие у детей коммуникативных навыков в процессе тестопластики.

- Формирование навыков трудовой деятельности.

Показатели прохождения Рабочей Программы:

- Более объемные знания об окружающем мире, так как образовательная деятельность в определенной теме.

- Умение самостоятельно лепить в различных техниках.

- Умение лепить с подручными материалами.

-Умение использовать в одной работе разные техники изображения и изобразительные материалы.

- Развитие навыков по составлению сюжетов.

- Умение работать с цветом.

- Умение экспериментировать.

- Развитие связной речи.

- Умение уважительно относиться к работам товарищей, при этом объективно оценивать свою работу.

Преемственность:

- Формирование умений и навыков.

- Развитие личностных качеств.

Анализируя детский поделки, педагог оценивает характеры героев, использование специфики таких изобразительных средств, как форма, объем, цвет и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему. Для отслеживания результатов детского творчества в течение года проходят конкурсы, викторины, тестирование, беседы с детьми; изготавливаются подарки и сувениры к праздникам; детские работы используются в оформлении интерьера дошкольных групп; проводятся открытые ОД, праздники и развлечения, выставки детского творчества. Работы членов дополнительного образования регулярно представляются на районные, областные, региональные, всероссийские и международные конкурсы. Оценка результативности сформированности уровня художественно – эстетического развития детей проводится по сравнительным результатам мониторинга два раза в год: в сентябре и мае.

5. Организационный раздел.

Воспитательно - образовательный процес строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

При организации воспитательно - образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. При этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способность формировать умение занимать себя позволяет развитие культурно — досуговой деятельности дошкольников по интересам. Необходимо развивать художественные наклонности детей в рисовании, пении, музыке, тестопластике совершенствовать самостоятельную музыкально — художественную и познавательную деятельность. Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально — значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, изобразительной, театральной и др. Содействовать посещению художественно — эстетических студий по интересам ребенка.

Рабочая Программа дополнительного образования «Юные скульпторы» предназначена для детей, имеющих склонность к изобразительному творчеству, кропотливой работе и рассчитана на один год обучения.

Группа комплектуется детьми в возрасте 5 - 7 лет на основании результатов анкетирования и заявлений родителей с учетом желания ребенка.

В дополнительном образовании по тестопластике занимаются от 10 — 15 детей. Образовательная деятельность проводится в течение учебного года 2 раза в неделю (во второй половине дня) с сентября по август включительно.

Длительность занятий 25-30 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013г. При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничного развития личности ребёнка и побуждают родителей проявить желание заниматься с детьми дома; ежеквартально - тематические выставки в дошкольных группах.

Важную роль в развитии ребёнка играет предметно — пространственная развивающая среда. Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально - бытового и/или культурно - эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности - образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).

Образовательная среда в дошкольных группах предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно — развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно — пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Развивающая предметно — пространственная среда дошкольных групп должна быть:

- содержательно — насыщенной, развивающей;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной;

- здоровьесберегающей;

- эстетически — привлекательной.

Развивающая предметно - пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Эстетическая развивающая среда в группе создаётся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:

-внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются дети;

- световой фон, вписывающийся в интерьер,

- мебель,

- яркие игрушки,

- соответствие возрастным психологическим особенностям детей.

В центре размещаются материалы для знакомства детей с различными видами искусства, предметами народных промыслов. Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской лепки из теста. При подборе учитываются половые различия детей – предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные как для мальчиков, так и для девочек.

Для плодотворного творческого процесса дополнительного образования большое значение имеют материально — технические условия, созданные на базе дошкольных групп:

- использование видео, слайдов, компьютера для просмотра образцов, этапов работы над изображением, мастер - классов;

- использование музыкального центра для создания психологического комфорта во время занятий;

- использование картин, таблиц, плакатов, настольных дидактических игр и др.

Содержательный раздел.

Использование инновационных технологий и методик в развитии творческих способностей детей никогда не теряло и не теряет своей актуальности.

В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому в РП дополнительного образования по тестопластике «Юные скульпторы» подобраны методы, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих желаний и возможностей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Образовательная деятельность позволяет развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе лепки.

Неумение видеть и воспринимать сверстника, его переживания, желания, проблемы – основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. В дополнительном образовании дошкольники учатся навыкам общения.

В силу индивидуальных особенностей, развитие коммуникативных способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому в образовательной деятельности дается возможность каждому ребенку самостоятельно проявить себя.

В коллективной художественно – продуктивной деятельности дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. В совместной деятельности дошкольники осваивают правила поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества, дружеское расположение друг к другу, отзывчивость, забота, стремление к сотрудничеству, достижению общих целей, готовность прийти на помощь.

Выбор нетрадиционных техник в изготовлении общей работы в качестве основного приёма оказывает наилучшее воздействие и способствует развитию атмосферы сотворчества в процессе создания единого коллективного продукта. Использование игр в творчестве выступает как стимулятор интереса к тестопластике и развивает коммуникативную культуру дошкольников.

Формы, способы, методы и средства реализации РП.

Тестопластика с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

- воображения и фантазии;

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия; - пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- речи.

Работа с детьми строится на принципах:

- от простого к сложному;

индивидуального подхода;

развития творческой инициативы.

Во время проведения образовательной деятельности всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги – воспитатели. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если педагог знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о педагоге, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих педагогических задач. Рабочая Программа дополнительного образования построена таким образом, чтобы привлечь родителей к активному участию в творчестве их детей. Родители интересуются работами детей, дома лепят с ребенком скульптуры, применяя технику или изобразительные материалы, изученные на образовательной деятельности. Поощряют желание ребенка фантазировать и передавать свои фантазии на бумаге. Дети приносят в дошкольные группы фигурки, выполненные вместе с мамой и папой, которые с гордостью демонстрируют окружающим, рассказывают, что и как изображали, как назвали свою скульптуру. В группе регулярно оформляются выставки семейного творчества. Семьи воспитанников регулярно привлекаются к участию в тематических выставках поделок с использованием нетрадиционных техник тестопластики и изобразительных материалов. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей разнообразно по форме: совместные специально организованные образовательные мероприятия, оформление группы к семейным праздникам, изготовление подарков к праздникам и дням рождения, встречи с художниками, посещение музея, художественных выставок, мастер — классов для родителей. Мастер - классы для родителей организуются педагогом и родителями, желающими поделиться своим мастерством. В подготовке мастер — классов большое значение придается практическим и наглядным методам. С родителями проводятся индивидуальные и групповые (на родительских собраниях) консультации, беседы о значении тестопластики в развитии и воспитании детей, с практическими советами и рекомендациями, способствующими повышению педагогической образованности родителей.

Для организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста и отвечающие их возрастным и психофизическим особенностям, а именно:

- формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей; - создание развивающей среды для образовательной деятельности по рисованию, тестопластике, лепке, аппликации, художественному труду и для самостоятельного детского творчества;

- ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.

Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:

- комфортная, радостная от процесса познания атмосфера; целостное развитие личности ребенка;

- разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

- игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;

- актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей в действующих лиц.

Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в образовательной деятельности комфортно, знал, что его здесь любят, поддержат.

Для реализации Рабочей Программы дополнительного образования по тестопластике «Юные скульпторы» используются разнообразные приёмы и методы.

Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей: - словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педоценка);

наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

метод наблюдения (экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.);

игровые (дидактические, развивающие, подвижные);

- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание); - практические – упражнения, эксперименты и др. Кроме общих методов, во время образовательной деятельности в дополнительном образовании используются методы эстетического воспитания:

- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

- метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»);

- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

- метод разнообразной художественной практики;

- метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);

- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

- метод эвристических и поисковых ситуаций.

Все методы используются в комплексе и:

позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу тестопластики;

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

При проведении образовательной деятельности необходимо придерживаться основных правил: 1. Использование приема транслирования информации. 2. Отбор тематического содержания. 3. Главный герой лепки – ребенок.

4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка. 5. Педагог создает схематические изображения. 6. Педагог не только рассказывает о том, что слеплено, но и показывает посредством скульптурных действий. 7. В качестве «физкультминутки» используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью. 8. Создание эмоционального настроя с помощью музыки, шутки, игрушки и др.

Все образовательные области строятся по коммуникативному принципу:

1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.

2. Обеспечение главных условий общения.

3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.

4. Использование различных коммуникативных средств.

Образовательная деятельность имеет отличия в своей структуре:

1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,

2. Коммуникативная тестопластика с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета скульптуры.

3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.

4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,

5. Словесные игры, игры – драматизации.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в образовательной деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:
-
игра, которая является основным видом деятельности детей;
-
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
-
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому ребенку, им важно почувствовать себя значимыми;
-
музыкальное сопровождение и т. д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
В образовательной деятельности проводится групповая и индивидуальная работа с детьми. Отчет о результатах работы ОД предоставляется на выставках творческих работ в группе и в дошкольных группах, на тематических развлечениях, в оформлении предметно — окружающей среды, на родительских собраниях, в виде консультаций и мастер — классов с педагогами и родителями.

Методическое обеспечение программы.

РП наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними. В работе используются, кроме традиционных (акварельные краски, гуашь, кисти, стеки), нетрадиционные материалы. Это зубочистки, черные перец, ватные палочки, печатки, пробочки, трубочки для коктейля, палочки или старые стержни для процарапывания, салфетки, нитки и многое другое. Этим материалом может быть любой предмет из окружающего мира.

В РП дополнительного образования «Юные скульпторы» планируются образовательные организации по тестопластике с использованием различных нетрадиционных техник:

Печатание печатками;

Прорисовывание стеком;

Рисование ластиком;

Изготовление панно;

Изготовление подсвечников, портретов и т.д.

Каждый из этих приемов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя расскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в скульптурках свои мысли, чувства, переживания, настроение.

Использование различных приемов способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и форм и оформлять их до узнаваемых изображений. Образовательная деятельность превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного художественного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс скульптора. Образовательной деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов лепки рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, веревочками, гвоздикой и др. В процессе лепки дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний. Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского художественного творчества, в том числе при освоении техник тестопластики, которые дарят детям радость познания, творчества.

3.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

Для педагогов, работающих с детьми ЗПР, регулярно проводятся консультации и мастер — классы по применению нетрадиционных техник изображения для коррекции нарушений развития детей, проводятся консультации и беседы с родителями этих детей. Даются практические рекомендации в папках — передвижках.











Приложение 1.

Тематическое планирование

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

«Украшение для цветов»

Учить детей вырезать заготовки по шаблону, развивать умение составлять композицию из полученных фигур.

Раскрашивание украшения для цветов

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

«Собачка Жучка»

Развивать творческие способности фантазию. Воспитывать усидчивость, эстетический вкус. Закреплять полученные знания.

Раскрашивание собачки

Развивать воображение, творчество. Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски.


«Мухомор и гусеничка»

Учить с помощью круговых движений раскатывать шар, катать цилиндр (столбик, колбаску), соединяя с помощью воды.


Раскрашивание мухомора

Учить раскрашивать изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.


«Мышки»

Учить из шара соленого теста сплющивать капельку, к которой будет присоединяться хвостик и лапки с ушками. Воспитывать усидчивость, эстетический вкус. Закреплять полученные знания.


Раскрашивание мышек

Развивать воображение, творчество. Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски.

Октябрь

"Котенок на коврике"

Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности; использовать стеку для придания оригинальности своему изделию.

Раскрашивание коетенка

Учить раскрашивать изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

"Лягушка"

Продолжать прививать интерес к тестопластике. Учить детей вырезать лист по шаблону.

Раскрашивание

"Лягушки"

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

«Зайчик»

Закрепить умение детей работать с шаблонами. Развивать творческие способности фантазию. Воспитывать усидчивость, эстетический вкус.

Раскрашивание зайки

Развивать воображение, творчество. Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски.


«Мороженое»

Развивать творческие способности фантазию. Воспитывать усидчивость, эстетический вкус. Закреплять полученные знания.


Раскрашивание мороженого

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить смешивать краску.


«Малыш»

Познакомить с конструктивным способом лепки, передавая строение (туловище, голова, ножки); лепить частично сплющивая шар; развивать чувство композиции.


Раскрашивание малыша

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с гуашевыми красками, упражнять в способах работы с ними.

Ноябрь

"Медвежата в берлоге"

Закрепить особенности лепки. Развивать стремление соблюдать последовательность соединения деталей, разные приемы лепки. Формировать представления об основах техники безопасности.

Раскрашивание медвежат

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

«Окошко и колобок»

Развивать стремление соблюдать последовательность соединения деталей, разные приемы лепки. Формировать представления об основах техники безопасности.

Раскрашивание колобка

Поощрять желание использовать технику нетрадиционного рисования, для более выразительного образа - пальчиком, ватными палочками для рисования точек.

«Воробышек»

Закрепить последовательность лепки. Соблюдать пропорции и выделять особенности формы, деталей.

Раскрашивание воробышка

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Печатание кулонов в подарок ко "Дню Матери”

Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, аккуратность; формировать потребность в саморазвитии. Формировать у них желание сделать подарок своими руками; отрабатывать умение работать с тестом.

Раскрашивание готовых работ

Совершенствовать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Декабрь

Печатание домов”

Закрепить умение детей работать со стекой при изготовлении основной детали по шаблону. Развивать творческие способности фантазию в процессе украшения домика дополнительными деталями из теста.

Раскрашивание домиков

Воспитывать аккуратность при раскрашивании домика. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

"Ёлочные украшения"

Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству. Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования.

Раскрашивание украшений

Воспитывать аккуратность при раскрашивании украшений. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

"Новогодняя ёлочка"

Продолжать знакомить со способом лепки из конуса. Поощрять самостоятельность при выборе приема лепки - для передачи колких иголочек. Развивать чувство пропорций, композиции.

Раскрашивание готовых работ

Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.


«Дедушка Мороз»

Поощрять самостоятельность при выборе приема лепки. Развивать чувство пропорций, объема.


Раскрашивание дедушки

Продолжать учить смешивать гуашевые краски для получения желаемого цвета. Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых работ.

Январь

"Рождественская свеча"

Развивать умение плести косичку из теста; закрепить навык наносить узор с помощью стеки, Развивать воображение, согласованность в работе глаза и руки.

Раскрашивание рождественской свечи

Развивать самостоятельность в правильном подборе цветовой палитры. Воспитывать аккуратность и эстетичность в работе.

"Подсвечник"

Закрепить прием раскатывания лепешки. Показать способ плетения из двух длинных жгутов. Поощрять инициативу пользоваться стеками для нанесения рисунка на готовые формы.

Раскрашивание подсвечника

Уточнить представление о цветосочетаниях. Развивать воображение. Воспитывать интерес к народному искусству.


«Рождественское печенье»

Продолжать учить пользоваться скалкой, раскатывать тесто. Воспитывать эстетический вкус.


Раскрашивание печенья

Воспитывать аккуратность при раскрашивании украшений. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Февраль

"Валентинка"


Воспитывать желание лепить картинки в подарок близким – мамам и папам. Познакомить с разными способами лепки сердечек. Воспитывать эстетический вкус.

Раскрашивание Валентинки

Воспитывать аккуратность при раскрашивании украшений. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

"Блины"

Показать способ приготовления цветного теста

Раскрашивание блинов

Упражнять в способах работы с акварельными красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

«Тульские пряники»

Познакомить с видами пряников древней Руси. Продолжать знакомить с печатанием фигур. Воспитывать эстетический вкус.

Раскрашивание пряников

Воспитывать аккуратность при раскрашивании пряников. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Открытка для любимых папочек (коллективная работа)

Создание коллективной композиции с использованием элементов конструирования. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о папе.

Раскрашивание открытки

Упражнять в способах работы с акварельными красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Март

Подарок маме "Рамка для фотографий"

Из соленого теста выходят замечательные рамки. Делаем основу желаемой формы, продумываем и готовим крепеж. Развивать опыт в творческом поиске новых решений в создании композиции.

Раскрашивание рамки для фотографий

Развивать творчество. Расписывать готовые изделия гуашью. Воспитывать художественный вкус.

"Бусы и браслеты"

подарок девочкам). Лепка из цветного теста

Учить создавать объемные поделки из соленого теста на каркасе – нити; ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм; учить оформлять поделки;

Раскрашивание бус и браслетов

Упражнять в способах работы с акварельными красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета

"Подснежник"

Закрепить последовательность лепки. Соблюдать пропорции и выделять особенности формы, деталей

Раскрашивание подснежника

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить со способами работы с красками. Раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы.


Панно «Дерево жизни»

Учить выкладывать фигурный ствол дерева, оформлять крону с помощью чайного ситечка, лепить мелкие цветы рациональным способом.


Раскрашивание панно

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить со способами работы с красками. Раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы.

Апрель

"Пасхальная корзинка для яиц"

Формировать способность лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Раскрашивание корзинки

Продолжать учить детей раскрашивать изделия после просушки. Развивать творческую инициативу в смешивании красок, для получения нужного оттенка. Развивать связную речь при составлении рассказов о празднике. При украшении корзинки использовать разные дополнительные материалы.

"В далёком космосе"

Освоение техники рельефной лепки, передача пластики, движения и колорита космических объектов, звезд, планет. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Раскрашивание

"В далёком космосе"

Развивать самостоятельность при раскрашивании изделия, выборе материала для раскрашивания. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Видеть конечный результат задуманной работы.

"Жуки на цветочной клумбе"

Познакомить с конструктивным способом лепки, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек); лепить полусферу, частично сплющивая шар; развивать чувство композиции.

Раскрашивание "Жуки на цветочной клумбе"

Поощрять желание использовать технику нетрадиционного рисования, для более выразительного образа - пальчиком, ватными палочками для рисования точек. Оформлять работу на цветочной клумбе.

"Цветочная клумба"

Формировать способность детей лепить трехцветные цветочки из дисков разной величины; проявлять самостоятельность при планировании работы.

Раскрашивание "Цветочная клумба"

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.


Картина «Весна»

Учить создавать объемную композицию на картоне. . Развивать опыт в творческом поиске новых решений в создании композиции

Раскрашивание картины

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

Май

"Медаль за победу и отвагу"

Учить работать с шаблоном. Украшать работу крупой. Воспитывать патриотические чувства

Раскрашивание "Медаль за победу и отвагу"

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

«Рамка сердце»

Делаем основу желаемой формы, продумываем и готовим крепеж. Развивать опыт в творческом поиске новых решений в создании композиции.

Раскрашивание рамки

Воспитывать аккуратность при раскрашивании рамки. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

«Овечки»

С помощью вырезанных шаблонов и обрезанной трубочки для коктейля сделать туловище, долее из шариков соленого теста сделать глазки, ножки и ушки

Раскрашивание «Овец»

Воспитывать аккуратность при раскрашивании овец. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.


«Курочки и цыплятки»

Продолжать с помощью вырезанных шаблонов учиться делать туловище, далее крылышки, глазки, ножки.


Раскрашивание «Курочки и цыплятки»

Продолжать воспитывать аккуратность при раскрашивании кур и цыплят. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Июнь

«Подставка для карандашей»

Развивать самостоятельность при использовании конструктивного способа лепки, при планировании своей работы: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленных фигурок дополнительными материалами. Развивать глазомер.

Раскрашивание подставки

Продолжать учить детей раскрашивать изделия после просушки. Развивать творческую инициативу в смешивании красок, для получения нужного оттенка. Развивать связную речь при составлении рассказов о празднике. При украшении использовать разные дополнительные материалы.

«Цветы и бабочки»

Учить создавать объемную композицию на картоне. Развивать опыт в творческом поиске новых решений в создании композиции

Раскрашивание «Цветы и бабочки»

Продолжать учить детей раскрашивать изделия после просушки. Развивать творческую инициативу в смешивании красок, для получения нужного оттенка.


«Божья коровка на листике»

Закрепить последовательность лепки. Соблюдать пропорции и выделять особенности формы, деталей.


Раскрашивание «Божьей коровки на листике»

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.


«Обезьянки»

Продолжать учить работать с соленым тестом, формировать туловище, глазки, ножки, соблюдать пропорции.


Раскрашивание обезьянок

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Август

«Улитка и цветы»

Продолжать учить работать с цветным соленым тестом, формировать туловище, глазки, ножки, соблюдать пропорции.


Раскрашивание «Улитка и цветы»

Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета


«Пчелки»

Закрепить последовательность лепки. Соблюдать пропорции и выделять особенности формы, деталей.


Раскрашивание «Пчелки»

Воспитывать аккуратность при раскрашивании овец. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.









Приложение № 2

Календарно - тематическое планирование работы

дополнительного образования по тестопластике «Юные скульпторы».

Месяц проведения

Тема образовательной деятельности

Дата проведения

по плану

Дата

проведения

по факту

Сентябрь

1.«Украшение для цветов»

2. Раскрашивание украшения для цветов

3.«Собачка Жучка»

4. Раскрашивание собачки

5. «Мухомор и гусеничка»

6. Раскрашивание «Мухомор и гусеничка»

7. «Мышки»

8. Раскрашивание «Мышки»

03.09.2019

05.09.2019

10.09.2019

12.09.2019

17.09.2019

19.09.2019

24.09.2019

26.09.2019


Октябрь

1. «Котенок»

2. Раскрашивание «Котенка»

3. "Лягушка"

4. Раскрашивание «Лягушка»

5. "Зайчик"

6. Раскрашивание «Зайчика»

7. «Мороженое»

8. Раскрашивание «Мороженого»

01.10.2019

03.10.2019

08.10.2019

10.10.2019

15.10.2019

17.10.2019

22.10.2019

25.10.2019


Ноябрь

1. "Медвежата в берлоге"

2 . Раскрашивание медвежат

3. «Колобок»

4. Раскрашивание «Колобка»

5. «Воробышек»

6. Раскрашивание «Воробышка»

7. “Печатание кулонов в подарок ко "Дню Матери”

8. Раскрашивание кулонов

05.11.2019

07.11.2019

12.11.2019

14.11.2019

19.11.2019

21.11.2019

26.11.2019


28.11.2019


Декабрь

1. “Печатание домов”

2. Раскрашивание домиков

3. “Елочные украшения”

4. Раскрашивание «Елочных украшений»

5. "Новогодняя ёлочка"

6. Раскрашивание готовых работ

7. «Дедушка Мороз»

8. Раскрашивание «Дедушки мороза»

03.12.2019

05.12.2019

10.12.2019

12.12.2019

17.12.2019

19.12.2019

24.12.2019

26.12.2019


Январь

1. "Рождественская свеча"

2. Раскрашивание рождественской свечи

3. "Подсвечник"

4. Раскрашивание подсвечника

5. «Рождественское печенье»

6. Раскрашивание «Рождественское печенье»

14.01.2020

16.01.2020

21.01.2020

23.01.2020

28.01.2020

30.01.2020


февраль

"Валентинка"

Раскрашивание «Валентинки»

"Блины"

Раскрашивание «Блинов»

«Тульские пряники»

Раскрашивание «Тульские пряники»

7. Открытка в подарок папе (коллективная работа)

8. Раскрашивание открытки

04.02.2020

06.02.2020

11.02.2020

13.02.2020

18.02.2020

20.02.2020

25.02.2020


27.02.2020


Март

1. "Подарок маме " Рамка для фотографий"

2. Раскрашивание Рамки для фотографий

3. "Бусы и браслеты" (в подарок девочкам) из цветного теста

4. Раскрашивание «Бусы и браслеты»

5. «Подснежник»

6. Раскрашивание «Подснежника»

7. Панно «Дерево жизни»

8. Раскрашивание панно

03.03.2020

05.03.2020

10.03.2020


12.03.2020

17.03.2020

19.03.2020

24.03.2020

26.03.2020


Апрель

1. "Пасхальная корзинка для яиц":

2. Раскрашивание пасхальных яиц

3. "В далёком космосе"

4. Раскрашивание "В далёком космосе"

5. «Жуки на цветочной клумбе»

6. Раскрашивание жуков на цветочной клумбе».

7. «Цветочная клумба»

8. Раскрашивание «Цветочная клумба»

9. Картина «Весна»

10. Раскрашивание картины

31.03.2020

02.04.2020

07.04.2020

09.04.2020

14.04.2020

16.04.2020


21.04.2020

23.04.2020

28.04.2020

30.04.2020


Май

1. "Медаль за победу и отвагу"

2. Раскрашивание "Медаль за победу"

3. Рамка «Сердце»

4. Раскрашивание рамки

5. «Овечки»

6. Раскрашивание «Овечек»

7. «Курочки и цыплятки»

8. Раскрашивание «Курочки и цыплятки»

05.05.2020

07.05.2020

12.05.2020

14.05.2020

19.05.2020

21.05.2020

26.05.2020

28.05.2020


Июнь

1.«Подставка для карандашей»

2. Раскрашивание подставки

3.«Цветы и бабочки»

4.Раскрашивание «Цветов и бабочек»

5. «Божья коровка на листике»

6. Раскрашивание «Божьей коровки на листике»

7. «Обезьянки»

8. Раскрашивание «Обезьянок»

02.06.2020

04.06.2020

09.06.2020

11.06.2020

16.06.2020

18.06.2020


23.06.2020

25.06.2020


Август

«Улитка и цветы»

Раскрашивание «Улитки и цветов»

«Пчелки»

Раскрашивание «Пчелок»

18.08.2020

20.08.2020

25.08.2020

27.08.2020















Приложение № 3.


Календарно-тематическое планирование работы с родителями

Сентябрь

«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» (Консультация)

Октябрь

«Роль нетрадиционной тестопластики в развитии детей старшего и подготовительного дошкольного возраста» (Родительское собрание)

Ноябрь

«Как часто лепет из теста ваш малыш? » (Анкетирование)

Декабрь

«Организация рабочего места ребенка в домашних условиях» (Консультация)

Январь

«Любящим родителям о тестопластике с детьми» (Информация на стенде)

Февраль

«Лепим нетрадиционными материалами» (Мастер-класс)

Март

«Лепите вместе с детьми» (Папка-передвижка)

Апрель

«Советы родителям по развитию творческих способностей детей» (Памятка)

Май

«Наши фантазии» (Выставка скульптур, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями)












Приложение № 4.


Календарно-тематическое планирование работы с педагогами


Сентябрь

«Нетрадиционные техники тестопластики как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» (Консультация)

Октябрь

«Педагогическая мастерская» (Совместная работа с музыкальным руководителем по подбору музыкального сопровождения к занятиям)

Ноябрь

«Использование нетрадиционной техники тестопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития» (Консультация)

Декабрь

«Игры с красками» (Создание картотеки игр, способствующих развитию творческих способностей детей)

Январь

«Значение нетрадиционной тестопластики для развития детей с ЗПР» (Консультация)

Февраль

Конкурс «Самая необычная фигурка из соленого теста» (Совместная работа педагогов и детей старшей и подготовительной групп)

Март

«Художественно - дидактические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста» (Консультация)

Апрель

«Создание панно» (Мастер-класс)

Май

«Юные скульпторы» (Выставка детских работ - совместная работа педагогов).

Приложение 4.


График работы кружка

Вторник – 15.30 – 16.00

Четверг – 15.30 – 16.00



4. Краткая презентация РП (дополнительный раздел)


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ "ЮНЫЕ СКУЛЬПТОРЫ"

5-7 ЛЕТ

Педагог дополнительного образования Сульгина Татьяна Николаевна

Организация работы образовательной деятельности.

Образовательная деятельность по тестопластике «Юные скульпторы» была организована в 2018 году на базе дошкольных групп. Рабочая Программа образовательной деятельности «Юные скульпторы» предназначена для детей, имеющих склонность к художетсвенному творчеству, кропотливой работе и рассчитана на один год обучения.

Группа комплектуется детьми в возрасте 5 - 7 лет на основании результатов анкетирования и заявлений родителей с учетом желания ребенка.

В ОД по тестопластике занимаются 10 — 15 детей. Образовательная деятельность проводится в течение учебного года 2 раза в неделю (во второй половине дня) с августа по июнь включительно.

Длительность занятий 25-30 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.

Девиз образовательной деятельности: «Что умеем делать сами, называем чудесами».

В рамках образовательной деятельности дети учатся создавать работы, применяя нетрадиционные техники тестопластики. Работы детей используются в оформлении дошкольных групп, а также на различных выставках.








Список литературы

Нормативно — правовые документы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012года № 273-ФЗ;

Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения: Тогучинского района «Буготакская средняя школа» Дошкольные группы

Санитарно — эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г. «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

Письмо министерства РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

Приказ министерства РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКОУ Тоучинского района «Буготакская средняя школа» Дошкольные группы


Использованная литература

1.Выготский Л.С. Воображение и творче­ство в детском возрасте. - М.: Просвеще­ние, 1967.

2.Лыкова И. А «Кошки на окошке» Издательский дом «Цветной мир»2013г.

3.Лыкова И.А. «Зайка на грядке» Издательский дом «Цветной мир» 2013г

4. Лыкова И. А «Соленое тесто в детском саду, семье и начальной школе» Издательский дом «Цветной мир» 2013г

5. Макаренко М.К, Ткаченко А.А. «Лучшие поделки из соленого теста» Серия «Школа творчество» 2013г

39


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за качественный ресурс!!!

6 December 2019